Договор транспортно-экспедиционного обслуживания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор транспортно-экспедиционного обслуживания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заявлять о недостаче груза лучше в момент приемки груза. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным (п. 1 ст. 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Опровергнуть данную презумпцию в суде будет крайне сложно.

Если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, экспедитора надо уведомить не позднее 30 календарных дней со дня приема груза. При этом датой уведомления будет считаться дата получения экспедитором такого уведомления (п. 6 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N С5-7/УЗ-886 «О Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

По желанию Доверитель может предусмотреть дополнительную ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, наряду с возмещением реального ущерба, а именно потребовать возврата ранее уплаченного вознаграждения, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (п. 3 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Важно: если экспедитор докажет тот факт, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, его ответственность перед клиентом определяется теми же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ).

По мнению покупателя, ответственность за причинение ему убытков в связи с утратой груза должен нести именно экспедитор. Такая позиция основывалась на следующих доводах:

1. Экспедитор взял на себя обязательство по перевозке груза.

Истец заключил с ответчиком договор для доставки товара с территории Республики Польша на территорию Республики Беларусь.

Ответчик принял на себя обязательства по перевозке груза автомобильным транспортом в международном сообщении согласно условиям договора, а также условиям, согласованным в разовой транспортной заявке. Также ответчик взял на себя обязательство принять груз, сверить соответствие записей, сделанных в CMR-накладной и других документах, загруженному грузу, проверить его внешнее состояние, обеспечить контроль за размещением и креплением груза в кузове.

Истец в рамках договора направил ответчику заявку, в которой указал необходимые сведения о поставке товара: дату загрузки, адрес загрузки, вид товара, вес и др.

Для выполнения обязательств по доставке груза экспедитор привлек иностранного перевозчика «Н», с которым заключил договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг и оформил транспортный заказ (заявку), где были указаны транспортное средство (марка, модель, номер), которое должно было прибыть к поставщику под загрузку товара, дата загрузки, а также фамилия и имя водителя.

Согласно CMR-накладной груз к перевозке от поставщика принял водитель, указанный в транспортном заказе. Данные автомобиля, указанные в CMR-накладной, соответствовали данным автомобиля, указанным в транспортном заказе.

Спустя 3 дня с момента загрузки товара на заводе поставщика ответчик прислал на электронную почту истца счет на оплату выполненных услуг по перевозке груза.

2. Экспедитор перепоручил перевозку третьему лицу.

Транспортным заказом, копия которого вместе с договором между ответчиком и иностранным перевозчиком «Н» была направлена ответчиком истцу, ответчик поручил иностранному перевозчику «Н» принять груз и доставить его истцу.

В последующем спустя неделю с момента загрузки товара на заводе поставщика ответчик направил в адрес истца письмо, в котором указал, что, вероятно, груз был похищен иностранным перевозчиком «Н», поскольку водитель перестал выходить на связь.

В договоре стороны предусмотрели, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств они несут ответственность согласно КДПГ (далее — Конвенция), а также законодательству Республики Беларусь. При этом в соответствии с условием договора сторона, привлекающая третье лицо к исполнению своих обязательств по договору, несет перед другой стороной по договору ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьим лицом как за собственные действия.

Читайте также:  ИП и ООО: что выбрать и как правильно зарегистрировать бизнес

Справочно.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов заключена в г. Женеве 19.05.1956.

В целях урегулирования спора в досудебном порядке истец направил в адрес ответчика претензию о возмещении ущерба. В ответе на претензию ответчик описал обстоятельства утраты груза, указав, что ответственность за утрату груза должен нести иностранный перевозчик «Н».

Апелляционная инстанция и новые доказательства

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу. В связи с необходимостью уведомления об апелляционном обжаловании третьего лица — иностранного перевозчика «Н» между подачей апелляционной жалобы и ее рассмотрением прошло около 5 месяцев.

За это время ответчик обратился в правоохранительные органы Республики Польша и ознакомился с материалами расследуемого уголовного дела по факту хищения груза.

Из протоколов допроса свидетелей — работников поставщика, а также фотографий, сделанных на основании видеозаписей камер наблюдения, следовало, что в день погрузки на завод поставщика прибыло иное транспортное средство, нежели сообщенное ответчиком истцу (не соответствовали марка и регистрационный номер транспортного средства).

Таким образом, ответчик, ссылаясь на халатность поставщика, заявил о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку истец должен заявлять требование о возврате уплаченных за товар денежных средств исключительно к поставщику.

Суд апелляционной инстанции принял новые доказательства, приобщив их к материалам дела.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции указал, что доводы апеллянта о вине грузоотправителя не могут быть приняты во внимание, так как при установлении каких-либо оснований при расследовании уголовного дела, свидетельствующих о вине поставщика и т.п., дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика — без удовлетворения.

Освобождение экспедитора от ответственности

Основания для освобождения экспедитора от ответственности при использовании автомобильного транспорта содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26.06.2018 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

Верховный суд отмечает: в экспедиционном договоре предусмотрена обязанность экспедитора проверять правильность и полноту таможенных, санитарных, карантинных и иных документов, то ответственность за отсутствие у перевозчика таких документов и его убытки, возникшие в связи с отсутствием, неполнотой или недостоверностью таких документов, ложится на экспедитора. Экспедитор может быть освобожден от такого вида ответственности только в том случае, если обязанность по предоставлению и проверке сопровождающих груз документов относится к обязанностям грузоотправителя.

Соответственно, если отправка груза требует оформления таможенных или иных документов, в договоре транспортной экспедиции должно быть оговорено, кто несет обязанность по оформлению таких документов.

Если к обязанностям экспедитора относится подготовка груза к перевозке (упаковка и обеспечение сохранности груза таким образом, чтобы не повредить транспортное средство или контейнер в процессе перевозки) и в том случае, когда экспедитор, принимая упакованный груз от клиента, не сделает отметку о ненадлежащей упаковке, ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, возникшие ввиду таких обстоятельств, несет экспедитор. Однако если такая обязанность относилась к обязанностям грузоперевозчика или в момент принятия груза были явно видны или известны недостатки упаковки, а перевозчик не сделал об этом отметку в сопровождающих документах, то ответственность несет перевозчик. Доказать факт ненадлежащей упаковки, по причине которой произошла утеря, повреждение или недостача груза, должен также перевозчик.

По общему правилу экспедитор не несет ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие непреодолимой силы (природные катаклизмы, масштабные забастовки и т. п.) или вследствие естественной убыли груза (усушка, усадка и т. п.), но в пределах нормы.

В классическом варианте профессии экспедитор – это своеобразный «штурман», который сидит на пассажирском сидении рядом с водителем, контролирует маршрут и отвечает за сохранность транспортируемого товара. Его основная задача – сопровождать грузы. Но он может ездить в отдельной машине, которая следует за грузовиком или даже колонной, перевозящей товар.

Читайте также:  Возмещение НДС в 2022: кому положено и как вернуть уплаченный налог

Сегодня есть несколько разновидностей этой профессии:

  1. Экспедитор-водитель. Такой специалист не только отвечает за товар, но и должен самостоятельно его транспортировать. Как правило, на такую должность принимают кандидатов с водительским удостоверением категории В, С и/или D .
  2. Экспедитор-логист. В обязанности этого специалиста входит не только следование по маршруту, но и его выбор. Необходимо определить, как можно доставить груз из точки А в точку В максимально быстро и с минимальными затратами.
  3. Международный экспедитор. Из названия понятно, чем занимается специалист. Он сопровождает грузы за границу, поэтому должен ориентироваться в таможенном праве, знать основы страхования и другие нюансы перевозок на дальние расстояния.

Больше всего востребована профессия экспедитора-водителя. Эти многофункциональные специалисты работают, как правило, в пределах одного города или района. За день они могут развезти товары сразу по десяткам торговых точек.

Экспедитор – это не только контролер. Он должен быть немного актером, немного психологом, немного дипломатом, немного менеджером. Ведь в процессе транспортировки товаров приходится общаться со многими людьми и часто решать нестандартные вопросы.

Именно по этой причине экспедитор должен обладать целым набором личных качеств:

  • стрессоустойчивость;
  • умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  • хорошее знание географии;
  • высокий уровень коммуникабельности;
  • крепкое здоровье;
  • умение брать ответственность за принятые решения.

Такими качествами в основном обладают мужчины. Поэтому на эту должность их берут чаще, чем женщин. Однако обычными экспедиторами, сопровождающими водителей, могут работать и представительницы прекрасной половины человечества.

Экспедитор по грузоперевозкам – должность, относящаяся к категории работников сферы технических исполнителей. Приём на работу в экспедиторскую компанию осуществляется по приказу руководителя, он же имеет право уволить работника. Экспедитор в своей повседневной деятельности руководствуется следующими документами:

  • правилами трудового распорядка, утверждёнными администрацией экспедиторской компании;
  • нормативными документами, касающимися экспедиторской деятельности;
  • уставом экспедиторской фирмы;
  • соответствующими методическими инструкциями/руководствами;
  • приказами/распоряжениями начальства (непосредственного руководителя, а также главы компании);
  • должностной инструкцией транспортного экспедитора.

Экспедитор по грузоперевозкам должен профессионально ориентироваться в следующих вопросах:

  • порядке приёма/сдачи перевозимых товаров;
  • организации и контроле за выполнением погрузочных/разгрузочных мероприятий;
  • условиях осуществления хранения, перевалки или перевозки экспедируемых товаров;
  • нормативах простоев при выполнении погрузочно-разгрузочных операций для всех типов транспортных средств;
  • основах организации труда, включая соответствующее законодательство;

Стороны обговаривают все существенные моменты сделки и закрепляют их в документе. В договоре прописываются реквизиты сторон, предмет (перевозка груза), сведения о доставляемых объектах, пункты отправки и назначения, права и обязанности экспедитора и клиента, их ответственность, а также прочие важные вопросы.

Стороны могут обговорить и дополнительные условия сделки. Речь, в частности, о получении документов, необходимых для импорта или экспорта, выполнение требований таможенного органа погрузочно-разгрузочные работы, выплата сборов, пошлин, несение прочих расходов, хранение товара, получение груза по прибытию и т. д. Все условия определяются по взаимному согласию сторон, если иное не закреплено 87-ФЗ или другими нормативными документами. Действительным считается договор, заключенный в письменной форме. В случае необходимости клиент оформляет на экспедитора доверенность.

Обязанности перевозчика

В соответствии с 87-ФЗ, на экспедитора возлагаются:

  • Организация транспортировки груза с гарантией его сохранности в сроки и на условиях, оговоренных сторонами.
  • Координация взаимодействия участников доставки.
  • Составление экономических и технических обоснований маршрутов и схем транспортировки с учетом требований и пожеланий владельца груза.
  • Организация и предоставление услуг, связанных с приемом, перевозкой и выдачей грузов по установленным правилам.
  • Контроль маркировки и пломбирования контейнеров, грузов, перевозочных средств, бункеров, холодильных камер и прочих хранилищ.
  • Наблюдение за процессом выполнения перегрузочных, погрузочно-разгрузочных, перевалочных, упаковочных и складских работ, контроль соблюдения сроков, условий хранения, выдачи, накопления товаров.
  • Оформление сопроводительных документов (в т. ч. товарно-транспортных накладных) на всех стадиях осуществления транспортно-технологических маршрутов и схем доставки.

Образец должностная инструкция экспедитора отдела снабжению

Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

Читайте также:  Сроки и стоимость обучения в автошколе

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы экспедитора осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссий предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы экспедитора является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы экспедитора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе.

5.2. В связи с производственной необходимостью экспедитор обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

С инструкцией ознакомлен / /мм 20 г.

Экспедитор по перевозке грузов несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Ключевые моменты профессии

Учитывая все вышесказанное, несложно догадаться, что главная задача экспедитора – это доставка груза к его месту назначения. Но, несмотря на то, что звучит это довольно просто, на практике все оказывается куда сложнее.

Начать следует с того, что любой груз должен быть закреплен документально. Не говоря уже о том, что некоторые предметы или объекты и вовсе требуют наличия ряда разрешений. Например, перевозка молочных продуктов находится под жестким контролем санэпидемстанции, к тому же ее импорт в некоторые страны весьма затруднителен.

Еще одним краеугольным камнем этой профессии является составление маршрута. Человек, устраивающийся на такую должность, должен знать, что ему в ходе работы нужно будет сделать все возможное, дабы снизить стоимость дороги. Проще говоря, должностная инструкция экспедитора по перевозке грузов обязывает его искать наиболее короткие, но при этом эффективные пути доставки.

У профессии «экспедитор» богатая история. В переводе с латыни expedire означает «сопровождать», что вполне соответствует названию специальности. Есть официальные подтверждения тому, что такой вид деятельности зародился вместе с внешней торговлей. Упоминания о нем встречаются в документах XI–XII века. В XV-XVI столетиях профессия получила мощный толчок к развитию, так как торговля процветала.

В это время стали появляться целые экспедиционные компании. Об этом существуют официальные документальные записи.

В наше время специальность не потеряла актуальности, скорее, наоборот. Открываются новые торговые и транспортные фирмы, деятельность которых предполагает обязательное наличие в штате экспедитора.

Обязанности экспедитора, совмещение функций водителя и экспедитора

Для небольших партий товаров перевозка и экспедирование грузов осуществляются водителем-экспедитором. В его непосредственные обязанности входят:

  • оформление сопроводительных документов (или проверка правильности документации);
  • проверка маршрута, внесение изменений, связанных с ремонтом, плохим состоянием дорог;
  • обеспечение технического состояния автотранспорта;
  • контроль за правильностью погрузки;
  • проверка груза в пути;
  • надзор за выгрузкой товаров, документальной приемкой.

При перевозке скоропортящихся грузов рефрижераторами водитель-экспедитор отвечает за подготовку холодильного оборудования, соблюдение теплового режима транспортировки.

Для интермодальных, консолидированных, международных перевозок экспедирование грузов проводит специально назначенный сопровождающий. К обычным функциям экспедитора добавляются:

  • участие в таможенных процедурах;
  • контроль за консолидацией груза, условиями хранения;
  • надзор за правильным порядком перевалки, погрузки (обеспечивает оперативность выгрузки нескольким клиентам);
  • регулярная передача заказчику информации о состоянии, местоположении груза;
  • решение всех проблем, возникающих при перевозке.

Спектр обязанностей экспедитора прописывается в основном договоре грузоперевозки или в отдельном приложении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *