Чем отличается республика от государства?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается республика от государства?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

Разница между республикой и страной

Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.

Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.

Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.

Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Характерные характерности

Государство Республика
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» Одна из форм правления жителями
Разноуровневая политическая система с верховной властью Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения
Создано для управления жизнью населения Аристократия и демократия
Термин новый, возник в эпоху ренесанса Появилось в эру Древности. Важный принцип — выборность
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным Даёт больше кол-во прав, как собственных, так и политических
Наличие монархии, республики 140 государств имеют аналогичную форму правления. Предполагается разграничение — парламентская и президентская

Данные территориальные единицы отличаются некоторыми особенностями:

  • Республика – субъект государственной власти. У области отсутствует политическая самостоятельность.
  • Республика функционирует на основе собственной конституции. В области действует документ, который утвердил законодательный орган.
  • Во главе республики находится президент. Парламент служит законодательным органом. Президент отвечает на исполнительную власть. В области происходит реализация воли высших органов республики с помощью издания местных правовых документов.
  • В республике есть разделение высшей власти, также разделены полномочия каждого органа. Область лишь занимается исполнением их решений.
  • Глава республики отвечает на личные действия и в некоторых случаях, установленных конституцией, способен лишать парламент от обязанностей. На руководство области возлагается гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушения закона.
  • Президент республики выполняет роль представителя государства перед остальными субъектами на международной арене. Область не считается единицей международного права.
  • Главу республики избирают граждане или парламент на конкретный период. Руководство области назначается президентом страны. Глава государства может и освободить от работы данного чиновника.
  • Название республики, ее границы имеют устойчивый характер. Только законодательный орган может изменить его. Наименование и границы области устанавливается данным органом с учетом государственных потребностей.
Читайте также:  Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас

Таким образом, представленные единицы имеют некоторые отличия, хоть и сильно похожи между собой. Понимание разницы данных субъектов страны позволяет определить их роль в развитии государства.

Разница между республикой и страной

Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.

Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:

  • Выборы президента и парламента происходят независимо друг от друга.
  • Именно глава государства набирает правительство, состоящее из министров, не подконтрольных парламенту.
  • Две ветви власти – законодательная и исполнительная четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Эта характеристика дает президентской республике второе название – дуалистическая.

Чем отличается республика от страны

В состав СССР, Союза Советских Социалистических Республик, в разное время входили от 4 до 16 национальных республик. На момент распада Союза их было 15 штук.

В момент образования СССР 30 декабря 1922 года в его состав вошли Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская республики. К 1929 году республик стало 7, к 1936 году — 11.

Максимальным число советских республик стало к августу 1940 года — их стало 16. Это произошло, когда накануне Второй мировой войны в состав страны были включены Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская ССР, а по результатам Советско-финской войны 1939-40 гг. образована Карело-Финская СССР.

Как известно, Россия имела федеративное устройство еще в советские времена (будучи РСФСР – в отличие от остальных ССР). За счет федеративного статуса в РСФСР образовывались автономные национально-государственные образования – АССР, причем буквально сразу после революции. Более того, некоторые будущие союзные республики изначально создавались как АССР в составе РСФСР – например, Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Каракалпакская АССР.

Всего было образовано 25 АССР, некоторые из них впоследствии были расформированы, например:

  • Крымская АССР – с 1954 года стала Крымской областью в Украинской ССР;
  • Амурская трудовая социалистическая республика;
  • АССР Немцев Поволжья (была ликвидирована в 1941 году), и т.д.

Окончательно состав РСФСР был утвержден в 1936 году с принятием конституции, но и дальше иногда происходили некоторые изменения в составе субъектов. Кстати, в других союзных республиках тоже существовали АССР – несмотря на отсутствие у них федеративного статуса. Впоследствии почти со всеми из них были связаны территориальные конфликты, часто – вооруженные (пример – Абхазская АССР).

Большинство АССР создавались по национальному признаку – а существующие республики во многом произошли от советских АССР. Российские автономные республики объявляли о своем суверенитете параллельно с «парадом суверенитетов» союзных республик. А некоторые автономные области (Адыгейская, Горно-Алтайская, Хакасская) получили статусы республик.

Кроме республик, в составе РСФСР было несколько автономных округов (до 1977 года они были национальными округами). Они отличались от республик и областей тем, что не были самостоятельными субъектами. Округов было достаточно много – но впоследствии многие из них присоединили к другим субъектам. В 1992 году из Магаданской области вывели Чукотский АО – на тот момент автономных округов оставалось 10. До настоящего момента их сохранилось только 4.

Разница между республикой и областью в России

Разница между областью и республикой в РФ заключается в следующем:

Читайте также:  Налог с продажи квартиры — 2022: инструкция по НДФЛ
Параметр Республика Область
Самостоятельность Относительно самостоятельный субъект госвласти Не имеет политическую самостоятельность
Формирование По национальному признаку По территориальному признаку
Конституция Есть собственная конституция Существует в границах своей территории в соответствии с документом, утвержденным в законодательстве
Власть Высшая государственная власть разделена, у каждого органа есть свои полномочия Выполняет их решения
Ответственность руководства Президент ответственен за принимаемые решения. Иногда парламент может отстранять его от должности Руководитель при нарушении закона сталкивается с гражданско-правовой и уголовной ответственностью
Статус Президент выступает от ее имени, она является субъектом международных отношений Не является субъектом международных отношений
Выбор руководства Президента выбирают граждане или парламент, и срок его правления ограничен Глава государства назначает и освобождает от должности руководителя, который является госчиновником

Таким образом, республика и область, различия между которыми существенные, – это субъекты РФ, имеющие отдельные полномочия и характеристики, в том числе территориальные. Если первая имеет относительную самостоятельность, то второй управляет государственный чиновник, назначаемый главой государства.

В целом федеративное устройство РФ базируется на ее государственной целостности. Система госвласти отличается единством.

Между органами госвласти РФ и органами госвласти ее субъектов существуют разграничения в полномочиях. При этом каждый субъект РФ в отношениях с федеральными органами госвласти отличается равноправием.

Что такое федеративное устройство

Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации , из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.

Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров).

Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).

Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.

Страны, где вооруженные силы контролируют правительство страны и власти принадлежит высшим офицерам армии.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики:

внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США)

внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Читайте также:  Как правильно общаться с коллекторами по телефону

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мересаморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.).

Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, президент при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу государства, имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Как регионы получили свой статус

Как известно, Россия имела федеративное устройство еще в советские времена (будучи РСФСР – в отличие от остальных ССР). За счет федеративного статуса в РСФСР образовывались автономные национально-государственные образования – АССР, причем буквально сразу после революции. Более того, некоторые будущие союзные республики изначально создавались как АССР в составе РСФСР – например, Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Каракалпакская АССР.

Всего было образовано 25 АССР, некоторые из них впоследствии были расформированы, например:

  • Крымская АССР – с 1954 года стала Крымской областью в Украинской ССР;
  • Амурская трудовая социалистическая республика;
  • АССР Немцев Поволжья (была ликвидирована в 1941 году), и т.д.

Окончательно состав РСФСР был утвержден в 1936 году с принятием конституции, но и дальше иногда происходили некоторые изменения в составе субъектов. Кстати, в других союзных республиках тоже существовали АССР – несмотря на отсутствие у них федеративного статуса. Впоследствии почти со всеми из них были связаны территориальные конфликты, часто – вооруженные (пример – Абхазская АССР).

Приведенные при рассмотрении определения и сравнения позволяют понять, что страна и государство – понятия различные по своей структуре. На основании полученных сведений можно сделать ряд главных выводов, которые помогут понять, в чем состоят главные различия между терминами. Становится понятно, что страна может не только быть самостоятельным государством, но и использовать политическую власть. Суверенитет в этом случае не является основой для определения статуса. Страна может выступать в качестве подопечной территории или являться колонией другого государства. Государство же способно объединять в своем составе несколько стран. Такое образование рассматривается уже не с точки зрения географии. Основой здесь выступает политика. Любое государство всегда самостоятельно и обладает суверенитетом, что не является важным или значимым для страны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что страна – это единица географическая, имеющая определенный культурный набор. Система власти в ней отсутствует. Она может подчиняться другому государству или сформировать собственное. Государство – политическая единица, в которой существует определенная система власти. Основными показателями являются наличие законов и независимости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *