Конкурс на предоставление грантов на развитие семейных ферм в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конкурс на предоставление грантов на развитие семейных ферм в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы получить грант молодым предпринимателям в 2022 году, нужно вложить в бизнес не менее 25% от общей стоимости проекта. Например, подаётся заявка на покупку оборудования на 450 тысяч рублей. Государство даст предпринимателю 337,5 тысяч рублей, 112,5 тысяч рублей — это расходы бизнесмена. Если своих средств нет, но есть перспективный бизнес-план, то можно взять льготный заём через центр «Мой бизнес». Кредит предоставляется сроком до трёх лет, максимальная сумма — 5 миллионов рублей.
Прочие меры поддержки самозанятых
Приведем некоторые другие действующие и планирующиеся меры поддержки самозанятых граждан.
-
Поручительство по льготному кредиту. При нехватке и отсутствии или нехватке залогового имущества можно обратиться за «зонтичным» поручительством «Корпорации МСП» и поручительством региональных гарантийных организаций (РГО). Причем, теперь к «зонтичному» поручительству, покрывавшему ранее 50% суммы кредита, можно добавить поручительства РГО, то есть еще от 20% до 40%. Итого можно покрыть от 70 до 90% суммы кредита. Поручительства РГО имеются во всех регионах и чаще всего располагаются в центрах “Мой бизнес”. В программе таких суммированных поручительств участвуют 10 банков: «Открытие», ВТБ, «Сбербанк», РНКБ, «Промсвязьбанк», «Альфа-банк», «Совкомбанк», «МСП Банк», «АК Барс Банк» и банк «Зенит», а сама мера распространяется на все упомянутые выше программы льготного кредитования («ПСК Инвестиционная», «ПСК Оборотная» и «Программа 1764».
-
Льготная ипотека для самозанятых. Банки часто считают самозанятых и ИП менее надежными заемщиками, чем граждан с трудовым договором и стабильной зарплатой, подтверждаемой справкой 2-НДФЛ. Доход самозанятого может резко меняться, если нет каких-либо долгосрочных контрактов, поэтому многие банки отказывают в выдаче ипотеки самозанятым. В то же время, если самозанятый может подтвердить стабильный и высокий доход документами, то шансы его повышаются. Постепенно в стране растет и доля физлиц-плательщиков НПД, растут налоговые поступления в бюджет, поэтому интерес банков к этой категории граждан и предоставлении им льготных условий ипотечных кредитов тоже увеличивается.
К примеру, с 21 июня 2022 Сбербанк решил расширить число категорий граждан, которые могут получить ипотечный кредит по государственным программам «Семейная ипотека», «Господдержка» и «Дальневосточная ипотека», включив в них самозанятых. По ним можно получить жилье в новостройках, а по “Дальневостойной ипотеке” в моногородах и сельских поселениях Дальневосточного федерального округа можно приобрести вторичное жилье. Процентные ставки для самозанятых устанавливаются те же, что и для обычных заемщиков, работающих по найму. Для “Дальневосточной ипотеки” — это от 1,5%, для “Семейной ипотеки” — от 5,7%, а по программе “Господдержка” — от 8,7%. Единственное различие заключается в размерах первоначального взноса. Для самозанятых он составляет не 15%, как у наемных работников, а 30%.
-
Гарантированные места на ярмарках для самозанятых. Согласно федеральному закон от 14.07.2022 № 352-ФЗ, на ярмарках и других нестационарных местах торговли места должны теперь предоставляться не только представителям малого и среднего бизнеса, но и самозанятым. Плательщики НПД могут претендовать на долю в 60% от общей площади нестационарных объектов, ранее выделявшихся субъектам МСП.
-
Право на регистрацию товарного знака. С 29 июня 2023 года по закону от 28.06.2022 № 193-ФЗ самозанятым и всем частным лицам можно будет зарегистрировать на свое имя право на товарный знак. Помимо этого станет возможно получать кредиты под залог интеллектуальной собственности.
-
Сокращение ставок по микрозаймам. Поскольку у самозанятых меньше шансов получить льготные условия по кредитам в банках (в отличие от представителей малого и среднего бизнеса), они чаще пользуются услугами микрофинансовых организаций. В последние годы ведется работа по сокращению максимальных ставок у МФО. В 2022 году на рассмотрении находится законопроект о снижении максимальной ставки в день с 1% до 0,8%, максимальной годовой ставки с 365% до 292% и максимальной ставки по всему кредиту со 150% до 130%. Впрочем, законопроект готовился еще в 2021 году и не учитывал будущих событий на Украине и новых экономических реалий. В связи с этим, вероятно, с введением новых ставок торопиться теперь не будут, так как по прогнозам, в противном случае с рынка могут уйти больше 40% МФО.
-
Увеличение максимального размера выручки. Зампред правления Сбера Анатолий Попов предложил повысить лимит годового оборота для самозанятых с 2,4 млн. до 6-10 млн. рублей, так как в некоторых отраслях, например, среди IT-специалистов, работающих на аутсорсинге, доходы могут составлять 4-5 млн. рублей, и они заинтересованы в облегченном налоговом режиме.
-
Расширение списка отраслей для самозанятых. В числе предлагаемых преференций для самозанятых от зампреда Сбера также прозвучало предложение разрешить самозанятым аренду нежилых помещений и перепродажу товаров.
-
Информационная поддержка и обучение. Многие меры поддержки самозанятых можно получить с помощью портала “Мой бизнес”, где выкладывается информация обо всех программах. Также в регионах самозанятые могут проходить обучение, заказывать бесплатные консультации, посещать тематические мероприятия по бизнес-тематике и так далее.
Как узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать ваша компания
Чтобы узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать конкретная фирма и как безвозмездно получить субсидию на бизнес от государства в 2022 году, необходимо обращаться за разъяснениями в профильные органы организации, работающие в регионе, где работает бизнес:
- в каждом регионе имеется центр развития и содействия предпринимательству. Такие центры ведут образовательную и консультационную деятельность, помогают в спорных вопросах и информируют о государственных программах и других возможностях получить финансирование деятельности;
- налоговые органы проконсультируют по проблемам налогообложения и налоговым каникулам;
- центр занятости — по вопросу субсидии на оформление бизнеса.
Специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые получают доход не от работодателей, а напрямую от заказчиков, ввели в 2019 году. Он позволяет платить всего 4% от прибыли, если вы получаете её от физлиц, или 6% — от юрлиц или индивидуальных предпринимателей. Никаких других отчислений нет.
Льготная налоговая ставка даёт возможность не терять большую сумму доходов, при этом вести дела легально. Кроме того, специальный режим не требует заполнения деклараций, позволяет совмещать бизнес с официальной работой по трудовому договору и не обязывает платить страховые взносы.
Чтобы пользоваться льготной ставкой, нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого на портале «Мой налог». Но, прежде чем перейти на специальный режим, убедитесь, что ваш бизнес соответствует следующим требованиям:
- У вас нет наёмных работников, с которыми заключён трудовой договор.
- Годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей.
- Вид деятельности не входит в перечень исключений.
Почему могут отказать в выдаче субсидии
- Неправильный выбор направления бизнеса. Как уже говорилось, государство не поддерживает открытие ломбардов, инвестиционных фирм и производство подакцизных товаров;
- Ошибки в бизнес-плане. Если проект составлен без подробностей, не очевидна его привлекательность, слишком большой срок окупаемости, присутствуют ошибки в вычислениях — в финансировании могут отказать;
- Нет понятной схемы расходов. Если нет четкой схемы использования денег, субсидию не дадут;
- Повторная заявка. Если учреждение бизнеса уже финансировалось государством, при повторном обращении деньги получить скорее всего не получится.
Кто может претендовать на «Агростартап»?
Получить грант «Агростартап» может гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает в сельской местности и намерен заняться (или уже занимается) сельским хозяйством.
Претендент на «Агростартап» не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Минсельхоза (например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма»).
Претендент на «Агростартап» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу личного подсобного хозяйства – но с условием, что в течение 30 дней после того, как претендента на грант назовут гранополучателем, он зарегистрирует своё КФХ в Федеральной налоговой службе.
Гранты на поддержку малого предпринимательства
Грант — это деньги, которые дает государства для поддержки или развития бизнеса. В случае с грантом на поддержку во время коронавируса, деньги можно было тратить только на выплату зарплаты за апрель и май 2020 года. Размер зарплаты равен минимальному размеру оплаты труда — 12 130 ₽. Если потратить деньги на что-то другое, грант придется вернуть. Исключение — неотложные нужды, например, погасить кредит или расплатиться с арендодателем.
Летом 2021 года Правительство Москвы приняло решение о поощрении предприятий, которые выполняют требования об обязательной вакцинации сотрудников. Помощь также будет оказана предприятиям общепита. 6 июля Сергей Собянин подписал соответствующее постановление.
Первые 100 организаций и ИП (50 грантов для МСП и 50 для иных субъектов), которые выполнят требование о полном завершении вакцинации 60 и более процентов работников получат гранты из бюджета. Предприятия общепита будут вознаграждены за соблюдение требований по использованию QR-кодов.
За оперативную вакцинацию можно будет вернуть 100% НДФЛ, которые были уплачены в предыдущие 12 месяцев (но не более 5 млн. руб).
За выполнение требований по QR-кодам предприятиям общепита полностью компенсируют затраты на коммунальные платежи в 3 квартале 2021 года. Выплаты намечены на 4 квартал 2021 года.
Поддержка в виде грантов
Эта мера поддержки обычно оказывается властями на уровне регионов. Гранты предоставляются не только начинающим, но и опытным предпринимателям через софинансирование или на безвозвратной и безвозмездной основе.
В зависимости региона условия получения грантов различаются, а потому нужно на местах узнавать о всех нюансах. Денежные средства выдаются тем, чьи заявки прошли отбор по конкурсу. В числе его критериев — сфера деятельности, величина выручки, число рабочих мест и т.д.
В ближайшем году сельское хозяйство, туризм и фермерство однозначно будут поддерживаться.
Для уточнения деталей получения грантов нужно зайти на сайты госорганов, представляющих сведения о мерах господдержки бизнеса, к примеру, в Республике Татарстан — на сайт Минэкономики, в Подмосковье — на сайт «Центра Развития Предпринимательства Московской области».
Кроме того, можно воспользоваться поиском на сайте «Мой бизнес» в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе». Здесь достаточно указать на карте регион, после чего система предоставит сведения о местных отделениях и укажет сайт, на котором содержится вся информация по господдержке.
На сайте Минэкономразвития имеется перечень уполномоченных органов по поддержке МСП в субъектах РФ.
Причины отказа в предоставлении субсидии
Среди наиболее часто возникающих причин отказа в предоставлении субсидий можно назвать следующие:
- Соискатель не предоставил убедительных доказательств о наличии должного опыта для выполнения своего бизнес-проекта.
- Бизнесмен ранее допускал нарушения в использовании субсидий.
- Соискатель имеет или ранее имел проблемы с кредитами.
- Выбранное бизнесменом направление предпринимательской деятельности не подлежит субсидированию. Например, нельзя рассчитывать на получение субсидии, чтобы развивать игорный бизнес.
- Недостаточно обоснован размер субсидии. Её величина явно завышена.
- В бизнес-плане имеются ошибки методологического характера. Например, не зафиксированы последние изменения в расходах и доходах ИП.
- Отсутствует или плохо выписан анализ экономической эффективности проекта.
- Слабо отражена социальная значимость проекта.
- Расходование денежных средств недостаточно детализировано.
Жизнь на селе: для фермеров Татарстана вводят новые гранты до ₽30 млн
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм предоставления из бюджета Республики Татарстан на конкурсной основе грантов в форме субсидий «Агростартап» на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ), софинансируемых из федерального бюджета, в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее — грант).
1.2. Понятия «грант «Агростартап», «сельские территории», «крестьянское (фермерское) хозяйство», «сельскохозяйственный потребительский кооператив» используются в значениях, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2019 г. N 476 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
1.3. Получателями гранта являются КФХ, признанные победителями по результатам конкурсного отбора для предоставления грантов на реализацию проектов создания и развития КФХ (далее — конкурсный отбор).
1.4. Конкурсный отбор осуществляется конкурсной комиссией для предоставления грантов на реализацию проектов создания и развития КФХ (далее — конкурсная комиссия). Состав конкурсной комиссии и положение о проведении конкурса (далее — Положение) утверждаются приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее — Министерство).
1.5. Предоставление грантов осуществляется на конкурсной основе.
1.6. Предоставление грантов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства как до получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка.
2.1. Право на подачу заявки на получение гранта имеют (далее — Заявитель):
2.1.1. Граждане Российской Федерации, обязующиеся в течение не более 15 календарных дней после объявления их победителем по результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию КФХ в соответствующем территориальном органе Федеральной налоговой службы Российской Федерации, осуществляющем государственную регистрацию, и соответствующие следующим критериям:
2.1.1.1. Заявитель осуществляет производственную деятельность на сельской территории Республики Татарстан, постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации КФХ, главой которого он является или будет являться, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства в течение пяти лет с даты освоения гранта.
2.1.1.2. Заявитель не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера.
2.1.1.3. Заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не является учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением КФХ, главой которого он является на момент подачи заявки в конкурсную комиссию. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе на получение гранта, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более шести месяцев в течение последних трех лет.
2.1.1.4. Заявитель имеет среднее профессиональное либо высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение либо совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет.
2.1.1.5. Заявитель в случае болезни, призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации или иных непредвиденных обстоятельств, связанных с отсутствием в хозяйстве или с невозможностью личного участия в деятельности КФХ, обязуется по согласованию с Министерством передать руководство хозяйством и исполнение обязательств, связанных с получением гранта, своему родственнику или члену КФХ без права продажи имущества, приобретенного за счет гранта.
2.1.1.6. Заявитель имеет план создания и развития КФХ по одному направлению деятельности (отрасли), определенной Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 — 2022 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 N 235 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 — 2022 годы», увеличения объема реализуемой сельскохозяйственной продукции сроком не менее пяти лет.
2.1.1.7. Заявитель имеет план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных средств).
2.1.1.8. Заявитель обязуется создать в течение года предоставления ему гранта не менее двух новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн рублей и более, и не менее одного нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн рублей, указанных в договоре о предоставлении гранта, заключенном между Министерством и КФХ (далее — Договор).
2.1.1.9. Заявитель обязуется сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее пяти лет после освоения гранта, указанных в Договоре.
2.1.1.10. Заявитель дает согласие на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1. Целью предоставления гранта является оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства КФХ, реализующих грант, для развития сельскохозяйственной производственной деятельности в малых формах хозяйствования, обеспечения вовлечения в субъекты малого и среднего предпринимательства, установленной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в сфере сельского хозяйства, улучшения качества жизни в сельской местности, повышения занятости на селе в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающих оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в сфере поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджета Республики Татарстан.
3.2. Гранты выделяются при соответствии проектируемой мощности следующим условиям:
молочные фермы с поголовьем не менее 24 голов коров (производство не менее 110 тонн молока в год);
фермы по откорму крупного рогатого скота с поголовьем не менее 50 голов (не менее 12 тонн мяса в живом весе в год);
фермы по разведению овец с поголовьем не менее 300 овец, в том числе не менее 100 овцематок (производство не менее 8 тонн мяса в живом весе в год);
дойные козы — не менее 80 голов (производство не менее 60 тонн молока в год);
92200109
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
—
1654019555
165501001
1021602854580
19 сентября 1994 года
Государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации (75204)
Собственность субъектов Российской Федерации (13)
Федеральный орган государственной власти, федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, государственный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в том числе его территориальные органы
- действующая
- Является органом государственной власти
ОКВЭД | Наименование | Тип |
---|---|---|
84.11.21 | Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации | основной |
Западный опыт финансирования малого бизнеса
Программы финансирования малого бизнеса существуют в Европе и в США уже более пятидесяти лет. За это время сотни тысяч предпринимателей пришли в бизнес и успешно развиваются, получив на старте помощь от государства, либо от фондов поддержки малого бизнеса. Среди форм поддержки, не только прямые денежные инвестиции, но и льготы в сфере налогообложения, аренды помещений, информационная поддержка, помощь сфере дополнительного образования и бизнес образования.
Сегодня западные форма приходят и в страны СНГ. Фонды, работающие с про-ООН, осуществляют организацию бизнес-образования, выделяют гранты на поддержку молодых предпринимателей и фермеров. Как правило, информация об этих программах есть в ТПП и ее филиалах.
Какие отрасли считаются приоритетными при выплате субсидий на развитие малого бизнеса?
Государство стремится развивать определенные отрасли, которые признаны наиболее важными и значимыми во многих отношениях. В первую очередь, к таким отраслям однозначно относятся следующие:
- Сельское хозяйство.
- Производство продуктов питания и напитков.
- Производство электроприборов и технических средств.
- Деревообработка, изготовление мебели.
- Развитие внутригосударственного туризма.
- Деятельность по направлениям сферы ЖКХ.
- Поддержание и развитие народных художественных и творческих проектов.
- Бытовые услуги.
- Деятельность по сбору, утилизации, переработке отходов.
Законодательство также предусматривает и другие приоритетные отрасли, субъекты которых имеют право претендовать на получение соответствующих субсидий.
Существуют и некоторые ограничения на получение таких выплат. Субсидии невозможно получить тем субъектам, которые заняты не в приоритетных отраслях бизнеса. К таким традиционно относят:
- Деятельность, предполагающая финансовые операции на биржах.
- Операции с ценными бумагами.
- Деятельность негосударственных страховых организаций.
- Азартные игры, букмекерские конторы.
- Деятельность по изготовлению и реализации подакцизных товаров.
- Деятельность по добыче и реализации полезных ископаемых.
Когда субсидию нужно вернуть государству
Деньги нужно будет вернуть государству в полном объеме, если выявлены факты:
- нецелевого расходования;
- непредставления подтверждающих документов;
- просрочки в сдаче отчетности;
- подлога документов.
Что сделать, чтобы субсидию не пришлось возвращать государству:
- Деньги нужно потратить как можно быстрее, чтобы не пропустить 90-дневные сроки для отчетности.
- Тратить деньги нужно строго в соответствии с бизнес-планом.
- По возможности – оплачивать товары и услуги только безналично (так легче подтвердить целевое расходование).
Подводные камни программы субсидирования
Вот с какими сложностями могут столкнуться претенденты на субсидии:
- Нужно соответствовать требованиям, предъявляемым к безработным.
- Первое время придется ездить по направлениям к работодателям и уговаривать их написать отказ.
- Требуется пройти тестирование у психолога и закончить обучающие курсы.
- Часто приходится неоднократно корректировать бизнес-план, чтобы он соответствовал требованиям центра занятости.
- Бюджет на субсидирование ограничен и к моменту обращения уже может быть исчерпан.
- Нужно не только подтвердить свое право на получение субсидии, но и сделать так, чтобы ее не пришлось возвращать.