Налоговые агенты. Нарушения налоговых агентов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые агенты. Нарушения налоговых агентов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии со ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении оставшейся после налогообложения прибыли пропорционально его доле в уставном (складочном) капитале организации.

Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией

Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
  • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.

Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.

Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.

Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.

Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:

  • услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
  • услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
  • услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
  • услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
  • услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).

Общие правила исчисления, удержания и уплаты налога налоговым агентом заключаются в следующем:

  • налоговая база исчисляется исходя из суммы, которая должна быть выплачена иностранному лицу. Исключение составляют случаи, при которых доходы выплачиваются от реализации акций и недвижимого имущества;
  • обычная ставка налога на прибыль по доходам, выплачиваемым иностранным лицам, — 20%, но эта ставка не применяется при выплате дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также в отношении доходов от сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества и от международных перевозок (п. 2 ст. 284 НК РФ);
  • сумма налога на прибыль при выплате любых доходов иностранным лицам зачисляется в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ);
  • соответствующая сумма налога на прибыль удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате дохода (п. 5 ст. 286 НК РФ);
  • налоговая база по доходам иностранной организации и удерживаемая сумма налога на прибыль исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов (п. 5 ст. 309 НК РФ);
  • по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов, налоговый агент направляет в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 310 НК РФ).

Правило № 3: сроки и исключения

По общему правилу налог исчисляется и удерживается налоговым агентом при каждой выплате рассматриваемых доходов в валюте выплаты дохода (п. 1 ст. 310 НК РФ). При этом согласно п. 2 ст. 310 НК РФ налог не удерживается:

  • когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на налоговый учет, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;

  • когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, в ст. 284 НК РФ предусмотрена нулевая ставка;

  • при выплате доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если налоговым законодательством РФ предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в РФ при их перечислении иностранным организациям;

  • при выплате доходов, которые в соответствии с международными договорами или соглашениями не облагаются налогом в РФ.

Читайте также:  Какие льготы для ветеранов труда в 2021 году в хакасии

Предисловие. Чем и как рискуют разработчики

Начну статью, как бы ни хотелось перейти сразу к делу, издалека, но не слишком далеко. Многие разработчики на начальном этапе становления самих себя предпочитают работать в качестве физических лиц и получать «авторские вознаграждения» за свой труд, платить 13 процентов налога на доходы физических лиц весной года, следующего за отчетным, и чувствовать себя относительно сухо и комфортно. Такой подход, тем не менее, имеет свои собственные нюансы, риски и подводные камни, но что более важно — его обсуждение не является темой данной статьи.

В этом материале мне бы хотелось сосредоточиться на тех, кто решил выйти в своей деятельности на следующий уровень, столкнулся с необходимостью регистрации себя или своей компании в качестве субъекта хозяйствования, и успешно совершил эти действия. В подавляющем большинстве случаев разработчики, переходящие от работы в качестве физического лица к новому этапу, становятся индивидуальными предпринимателями либо создают общество с ограниченной ответственностью. Вполне ожидаемо, что одновременно с такой регистрацией у разработчиков возникает определенная законом ответственность и обязанности перед государством, в том числе и по соблюдению налогового законодательства. И вот здесь обычно начинаются довольно предсказуемые сложности.

Существует весьма распространенное и во многом справедливое мнение, что право и закон весьма запутаны и во многом недоступны для понимания неспециалисту. Более того, среди придерживающихся такого мнения немало разработчиков, которые продолжают работать в качестве индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью скорее «по наитию», нежели с пониманием правовых оснований своего, по сути, бизнеса. Часть разработчиков в попытке придти к некоей уверенности в отношениях с контролирующими органами время от времени либо на условиях постоянного outsource привлекают для оформления и ведения своей деятельности различных консультантов или бухгалтерские фирмы — ведь, в целом, это довольно выгодно и удобно. Тем не менее, отсутствие юридической грамотности у самих разработчиков, как мне кажется, несет в себе обилие самых разнообразных рисков, среди которых отдельно хотелось бы подчеркнуть следующие:

  • Не владея хотя бы базовыми знаниями о правовых основаниях своей деятельности, разработчики вынуждены практически всецело полагаться на компетенцию привлекаемых ими для обслуживания этой деятельности юристов, бухгалтеров и налоговых экспертов.
  • Отсутствие необходимых знаний порождает объективную невозможность контроля качества оказанных юридических, бухгалтерских и консультационных услуг, что подвергает разработчика существенному риску совершения различных нарушений в соответствующих областях.

Фирма – налоговый агент

В общем случае (п. 1 ст. 24 НК РФ) агент, как источник дохода, обязан удержать налог из денег, которые подлежат выплате налогоплательщику (в качестве источника дохода Налоговый кодекс определяет организацию или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ):

  • при выплате на территории РФ доходов от сделки иностранной фирме;
  • при выплате процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам фирмам-резидентам (п. 4-5 ст. 286 НК РФ);
  • при выплате дивидендов.

Напомним, что выплаты признаются дивидендами, если они осуществляются за счет чистой прибыли организации и производятся пропорционально размеру доли участника (акционера) в уставном капитале организации.

Если доходы от участия (дивиденды) выплачивает общество с ограниченной ответственностью, то неважно, кто является получателем дохода — российская или иностранная организация. Налоговым агентом при выплате этих доходов ООО является во всех случаях.

Что касается акционерных обществ, то пунктом 7 статьи 275 Налогового кодекса установлены особенности исполнения функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате дивидендов по акциям.

Они напрямую связаны с порядком выплаты дивидендов, который установлен с 1 января 2014 года федеральными законами от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции Закона от 29 декабря 2012 года № 282-ФЗ.

В частности, установлено, что с 2014 года держателем реестра акционеров само акционерное общество быть не может. Эти полномочия должны быть переданы лицензированному регистратору (п. 2 ст. 149 ГК РФ; п. 1, 5 ст. 3 Закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ).

Обязанность удержать и перечислить налог на прибыль с дивидендов по акциям возникает в следующих случаях:

  • доход выплачивает российская организация по акциям, права на которые учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на лицевом счете владельца этих ценных бумаг на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким акциям;
  • доход выплачивает доверительный управляющий, являющийся на дату приобретения акций, профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • доход выплачивает российская организация по акциям, которые учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на открытом депозитарием или держателем реестра счете неустановленных лиц, в пользу организации, в отношении которой установлено право на получение этого дохода;
  • доход выплачивает депозитарий по акциям, права по которым учитываются на следующих счетах:
    • счете депо владельца этих ценных бумаг, в том числе торговом счете депо владельца;
    • субсчете депо, открытом в депозитарии в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», за исключением субсчета депо номинального держателя;
    • субсчете депо, открытом в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • доход выплачивает депозитарий, осуществляющий на основании депозитарного договора выплату (перечисление) доходов в виде дивидендов по акциям, которые учитываются на счете депо иностранного номинального или уполномоченного держателя, и (или) счете депо депозитарных программ.

Удержанный налог на прибыль необходимо перечислить в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дивидендов, независимо от того, кто (российская или иностранная организация) является получателем дивидендов (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 4 ст. 287, абз. 7 п. 1 ст. 310 НК РФ).

Есть исключение: налог с доходов в виде дивидендов по ценным бумагам российских организаций, учитываемым на счетах депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) депозитарных программ необходимо уплатить на 30-й день с даты его исчисления (п. 11 ст.

310.1 НК РФ).

Налоговые агенты иностранных организаций в 2020 году. Правила исчисления и уплаты налога на доходы и НДС налоговыми агентами

Москва, ул. Бауманская д.6, стр.2 (БЦ «Виктория Плаза»)

Время обучения: 10.00 — 17.00, с перерывами

На семинаре рассматриваются вопросы исчисления и уплаты налога налоговыми агентами на доходы и НДС в 2020 году, нюансы заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Рассмотреть практические решения спорных вопросов уплаты налогов с доходов иностранной компании, проанализировать разъяснения ФНС, изучить практику оказания услуг иностранных перевозчиков и экспедиторов и выяснить, когда российская организация выступает в роли налогового агента. А также сложные вопросы составления декларации налоговому агенту, являющемуся и не являющемуся плательщиком НДС.

Специфика контрактных оговорок по сделкам с иностранцами.

  • Кто такой налоговый агент и какие доходы иностранных лиц облагаются налогом на доходы.
  • Сложности в квалификации определения: «источник дохода» и «источник выплаты».
  • Когда налоговый агент не обязан удерживать суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям.

Статус «фактического получателя дохода», как условие применения льгот по соглашениям об избежание двойного налогообложения.

  • Требования ФНС к документальному подтверждению резидентства иностранного лица.
  • Причины неприменения льготного налогообложения, Согласно
  • Международным соглашениям.
  • Налоговый агент в поисках «бенефициара» и требование с 2019 года ФНС к налоговым агентам, закрепленное в НК РФ.О порядке налогообложения доходов, выплачиваемых иностранному лицу, фактическим правом на которые обладает:
    • российское физическое лицо;
    • российское юридическое лицо;
    • иностранное лицо, место регистрации которого в офшорах;
    • иностранное лицо, на которое распространяется соглашение об избежание двойного налогообложения;
    • иностранное лицо, на которое не распространяется соглашения об избежание двойного налогообложения.

Безоговорочная победа налоговиков в спорах о фактическом праве на доход: что решили суды. Разъяснение ФНС России по вопросам применения концепции фактического получателя дохода.

Что делать, если доход выплачен не бенефициару.

  • Практика рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций.
  • Как избежать двойного налогообложения.
  • Выплата процентов иностранной организации по договору займа: когда платить налог на прибыль?
  • Как учесть при налогообложении проценты по контролируемой задолженности.
  • Нюансы перечисления налога на прибыль с «дивидендов» по контролируемой задолженности.
  • Как поступить, если при выплате процентов иностранной компании, задолженность уже не контролируемая.
  • Как составить и сдать расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям и ответственность за ее непредставление. Нюансы заполнения налогового расчета. Противоречивая позиция чиновников.
  • Какие доходы иностранной компании можно не отражать в налоговом расчете.
  • Когда с налогового агента можно взыскать пени, а когда компанию не оштрафуют и за неуплату налога.
  • Разъяснения ФНС России по вопросам налогообложения доходов резидентов СНГ и ЕАЭС: (премий за выполнение условий договора, от международных перевозок, Фрахта, дивиденды, аренда, штрафы. бонусы…).
  • Российское лицо простило долг иностранному лицу. Позиция ФНС.
  • Заключили сделку с организацией из Казахстана: как не платить налоги дважды.
  • Когда заказчики-резиденты РФ становятся одновременно налоговыми агентами по доходам и по НДС при международных перевозках.
  • Упрощенцы в роли налоговых агентов.
  • Кто, когда, и как, может заявить о возврате переплаты по налогу на доходы иностранной фирмы.
Читайте также:  какие налоги платит адвокат в 2021 году

Выполнение функций налогового агента по НДС.

  • Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями.
  • Как определить место реализации товаров (работ, услуг), в том числе при работе с контрагентами из ЕАЭС. Документы, способные подтвердить место выполнения работ и оказания услуг. Позиция Минфина и ФНС РФ в вопросах-ответах.

ФНС России: все о налоговых агентах 2019 – 2020 гг. в вопросах-ответах.

Еще раз о возможных ошибках переходного периода налоговых агентов по НДС.

  • Характерные отличия оформления Актов выполненных работ от актов оказания услуг, и на что они влияют.
  • О ставке НДС в отношении работ, акт сдачи-приемки которых подписан в 2019 году.
  • Дата подписи акта исполнителя (заказчика) не совпадает с датой оказания работы (услуги).
  • В акте не указана реальная дата оказания работ (услуг).
  • Акт получен в налоговом периоде, следующим за реальным налоговым периодом выполнения работ, оказания услуг.
  • На какую дату оказания услуг ориентироваться при выставлении отчета Посредником Заказчику.

Как налоговому агенту рассчитать налоговую базу и определить ставку НДС при покупке товаров (работ, услуг) у иностранной организации.

  • Специфика выставления (оформления) налоговым агентом счетов-фактур (корректировочных) (в том числе по авансам) и отражения в книге покупок и продаж.
  • Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?
  • Правила исчисления, сроки уплаты и момент принятия НДС к вычету.
  • НДС при расторжен��и налоговым агентом договора и возвращении товаров иностранной организации.

Российский посредник для иностранной компании: проблемы НДС.Схемы оптимизации налога на добавленную стоимость.

  • Посредник становится налоговым агентом по НДС (особенности исчисления налога при продаже товаров или услуг иностранцев посредниками и приобретении товаров (работ, услуг ) у иностранца на территории РФ через российского посредника). Примеры.
  • Департамент общего аудита по вопросу ввоза товара через посредника.
  • Особенности выставления счетов-фактур. Заполнение книг продаж, покупок, журналов.

Налоговые агенты – покупатели с 2019 – 2020 гг.

  • Особенности выполнения функций налогового агента по НДС при реализации металлолома, сырых шкур и макулатуры с 2019 года.

Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль?

Ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, установлена статьей 123 НК РФ.

В некоторых случаях сотрудники организации могут быть привлечены и к уголовной ответственности (ст. 199.1. УК РФ).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец направил претензию от 08.07.2020 № 16-1791 о возврате неосновательного обогащения в сумме 26 935 601 руб. посредством международной экспресс-связи DHL (т. 1, л.д. 14-16).

Налог с доходов инофирмы от источников в РФ исчисляет и удерживает отечественная организация, выплачивающая зарубежному партнеру эти суммы.

Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов

Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:

  • кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
  • лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.

ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

Комментарий к ст. 226 НК РФ

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.

В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 Налогового кодекса РФ):

— российские организации;

— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;

— индивидуальные предприниматели;

— постоянные представительства в России иностранных организаций.

С 1 января 2007 года в Налоговом кодексе РФ расширено понятие налоговых агентов.

В новой редакции статьи 226 Налогового кодекса к налоговым агентам добавились нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

Из приведенного выше правила есть исключения. В пункте 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

— индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;

— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:

— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);

— от источников за пределами Российской Федерации;

— от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию. Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами.

1. Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.

2. Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.

3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.

4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

5. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.

Читайте также:  Возврат водительского удостоверения после лишения в Беларуси

7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

НДФЛ при совмещении налоговых режимов

Гораздо все запутаннее, когда ИП-агент совмещает налоговые режимы. Например, УСН и ЕНВД, УСН и ПСН.

В таких обстоятельствах он состоит на учете в двух разных ИФНС. Поэтому суммы НДФЛ, удержанные с доходов работников, занятых в деятельности, облагаемой по УСН, нужно перечислять в бюджет по месту жительства, а суммы НДФЛ, удержанные с доходов работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД (ПСН), – в бюджет по месту учета в связи с осуществлением такой деятельности.

В аналогичном порядке подается и отчетность по НДФЛ – в разные инспекции.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Ежеквартальная отчетность по форме 6-НДФЛ

Нюансы уплаты налога на прибыль представительства иностранной организации

Еще одна очень распространенная выплата — материальная помощь, предоставляемая работодателем своим работникам. Поскольку она имеет несколько разновидностей в зависимости от целевого характера, а каждая из разновидностей — свои нюансы налогообложения, считаем целесообразным поговорить об этой выплате отдельно. Итак, рассмотрим, когда же материальная помощь облагается НДФЛ, а когда — нет.

Такая помощь предоставляется всем или большинству работников по основаниям и с периодичностью, оговоренными в коллективном договоре предприятия или в индивидуальных трудовых договорах. Примером является материальная помощь на оздоровление при предоставлении отпуска.

Материальная помощь систематического характера включается в фонд оплаты труда в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат на основании п.п. 2.3.3 Инструкции № 5. Никаких дополнительных оговорок в отношении нее в НКУ нет. Следовательно, она в составе заработной платы попадет в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход работника (признак дохода в форме № 1ДФ — «101»). На это указывают и налоговики в консультации, приведенной в подкатегории 103.15 БЗ.

Что касается материальной помощи разового характера, то она предоставляется предприятием отдельным работникам, например, в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение. Необходимость получения такой материальной помощи возникает внезапно, а решение о ее выдаче и размере принимает руководитель предприятия на свое усмотрение.

То есть материальная помощь является разовой при выполнении следующих условий:

1) она выплачивается отдельному работнику;

2) необходимость ее получения возникла внезапно;

3) основанием для ее выплаты является заявление работника;

4) размер помощи определяет руководитель предприятия (в зависимости от финансовых возможностей работодателя).

Предприниматели на общей системе уплачивают НДФЛНалог на доходы физических лиц , военный сбор и ЕСВЕдиный социальный взнос с разницы между доходами и расходами на ведение деятельности, т. е. с чистого дохода. Доходы минус расходы равно чистый доход — эта сумма и облагается налогами.

На общей системе выгодно работать, если у вас много подтверждённых расходов: аренда, горючее, оплаты поставщикам, зарплаты работникам, реклама и пр.

Иностранная организация, имеющая в России постоянное представительство, признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309 НК РФ).

Перечень налогооблагаемых доходов, полученных иностранными организациями, у которых нет в России постоянных представительств, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ. В него входят:

  • дивиденды (участнику российской организации);
  • доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества российской организации (в т. ч. при ее ликвидации);
  • проценты по долговым обязательствам любого вида, включая государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги;
  • доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося в России;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в России;
  • доходы от сдачи в аренду (субаренду) имущества, используемого на российской территории;
  • доходы от международных перевозок;
  • штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, допущенное российскими лицами или органами власти;
  • доходы от реализации, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иные аналогичные доходы.

Ситуация: в каких случаях признается, что иностранная организация имеет в России постоянное представительство в целях уплаты налога на прибыль?

Постоянным представительством признается любое обособленное подразделение, через которое иностранная организация ведет в России предпринимательскую деятельность на регулярной основе (п. 3 ст. 306 НК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ). Под регулярной деятельностью понимается деятельность иностранной организации на территории России в течение периода, продолжительность которого (непрерывно или в совокупности) превышает 30 календарных дней в году (письмо Минфина России от 24 июня 2008 г. № 03-08-05).

Если со страной, резидентом которой является иностранная организация, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то в нем могут быть указаны другие признаки постоянного представительства. Если признаки постоянного представительства в российском налоговом законодательстве и в соглашении об избежании двойного налогообложения определены по-разному, действуют нормы соглашения (подп. 2 п. 4 ст. 7 НК РФ).

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *