Процедура признание гражданина умершим: основания и правовые последствия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура признание гражданина умершим: основания и правовые последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для признания гражданина умершим в судебном порядке необходимы веские основания. Например, если установить текущее место его проживания невозможно, а по постоянному месту жительства он появлялся не менее 5 лет назад. Если же человек исчез во время военного конфликта, срок сокращается до двух лет, в чрезвычайной ситуации — до полугода.
Основания для признания человека умершим
Также важно соблюдать другие условия:
- лицо, обратившееся в суд, имеет интерес в признании пропавшего умершим;
- между заявителем и пропавшим были материально-правовые отношения (пропавший финансово поддерживал заявителя, завещал ему имущество);
- заявитель принимал меры по розыску исчезнувшего гражданина.
Решение суда о признании смерти гражданина
Если суд признает человека умершим, это станет основанием для внесения соответствующей записи в органах ЗАГС и выдачи свидетельства о смерти. Далее наступают точно такие же юридически последствия, как и в случае обычной смерти человека.
На основании свидетельства о смерти начинается наследственное дело, прекращается брак, оформляются социальные пособия и пенсии (к примеру, по потере кормильца). При этом датой смерти может считаться фактическая дата предположительной гибели или дата вступления в силу решения суда.
Многие граждане считают, что такой способ получения свидетельства о смерти не совсем правильный – ведь если человека не видели умершим, значит, что он может вернуться в любой момент. Если такое вдруг произойдет, гражданин будет полностью восстановлен в правах. Кроме того, заявитель может обратиться в суд с требованием об отмене решения, принятого ранее.
При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. в специальном окне.
Основания для признания человека умершим
Для признания гражданина умершим в судебном порядке необходимы следующие основания:
- установление текущего места жительства гражданина невозможно;
- есть информация о последнем постоянном месте проживания лица;
- по последнему месту жительства он отсутствует не менее 5 лет (при исчезновении в период военного конфликта – 2 года, при исчезновении в чрезвычайной ситуации – 6 месяцев);
- лицо, обратившееся в суд, имеет интерес в признании пропавшего умершим;
- между заявителем и пропавшим были материально-правовые отношения (пропавший финансово поддерживал истца, завещал ему имущество);
- заявитель принимал меры по розыску исчезнувшего гражданина.
Обращение в суд возможно только при наличии всех перечисленных оснований.
Процедура признания человека умершим проводится исключительно в отношении граждан, сведений о которых нет уже длительное время. Чем дольше у родственников нет данных о том, где находится пропавший, тем выше вероятность, что он погиб. В этом случае действует принцип презумпции смерти: человека объявляют погибшим, пока не будет доказано обратное.
Само признание гражданина погибшим без нахождения прямых тому доказательств объясняется логически. Ведь если человек был бы жив, он наверняка дал бы знать о себе близким людям. Но закон подчеркивает, что обстоятельства исчезновения имеют большую роль, чем сроки пропажи:
Обстоятельства исчезновения человека | Через какое время признается умершим? |
Человек просто внезапно исчез, ни о каких серьезных обстоятельствах его близким не известно | Не раньше 5 лет со дня исчезновения |
Непосредственно перед исчезновением случились обстоятельства, которые могли повлечь за собой смерть, или имел место несчастный случай, вероятно ставший причиной гибели (например, если человек находился в зоне техногенной катастрофы, стихийного бедствия) | Минимум через полгода после пропажи |
Особые условия и сроки установления факта гибели через суд применяются в отношении военных или обычных граждан, невольно ставших участниками боевых действий. Они признаются умершими только через 2 года после окончания военных действий (не пропажи человека). Почему отсчет идет не от даты исчезновения в таком случае? Так как на дорогу домой может уходить много времени. Связано это и с трудностями по установлению личностей погибших во время боевых действий.
Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.
Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Дела об объявлении гражданина умершим составляют около 40% от всех дел о безвестном отсутствии или объявлении умершим.
Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Однако более глубокий анализ правовой характеристики этих дел убеждает в том, что изменилась лишь форма, а сущность осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия. [7]
Безвестное отсутствие означает отсутствие сведений о гражданине в течение одного года, а объявление умершим означает безвестное отсутствие свыше пяти лет и при определенных условиях эти сроки сокращены до шести месяцев, но при этом необходимо установить обстоятельства, дающие основания предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т.п.). [9] Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается также и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены лишь в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК РФ.
Калачевским районным судом Волгоградской области отказано в удовлетворении заявления И. об объявлении умершим В. по тем основаниям, что не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 45 ГК РФ.
Несмотря на сходство правового состава этих дел (об объявлении умершим и о признании безвестно отсутствующим), они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина. [9]
Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав — объявление гражданина умершим — включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего.
Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными. [18]
Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства и неизвестность места его пребывания в течение 5 лет согласно ст. 45 ГК РФ является основанием для объявления его умершим (в соответствии с ранее действовавшим гражданским законодательством этот срок составлял 3 года, таким образом, ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока).
В соответствии с данным общим сроком гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет о нем нет никаких сведений (ст. 45 ГК РФ). Представляется, что в этом виде законодательство является несовершенным. По сути дела разница между безвестным отсутствием (ст. 42 ГК РФ) и объявлением умершим (ст. 45 ГК РФ) заключается лишь в продолжительности срока безвестного отсутствия. Такое положение закона позволяет судам во всех случаях безвестного отсутствия свыше пяти лет объявлять граждан умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. [14]
Так, суд объявил умершей гр-ку М. на том основании, что она, прекратив брачные отношения, уехала от заявителя в неизвестном направлении. И хотя заявитель более пяти лет не имел о ней сведений, едва ли в данном и подобных ему случаях правильным является решение суда об объявлении гражданина (гражданки) умершим. Тем более что по делам данной категории отрицательные ответы на запросы адресных бюро — это еще не основание для презумпции о смерти гражданина. Представляется, что объявление гражданина умершим должно иметь место лишь в том случае, когда о нем нет известий более пяти лет и у суда имеются предположения о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. [14]
Например, Городищенский районный суд Волгоградской области объявил гр-ку Л. умершей на том основании, что более пяти лет о ней нет никаких сведений и розыск милиции положительных результатов не дал. Материалами дела установлено также, что гр-ка Л. страдала тяжелым психическим заболеванием и несколько раз высказывала намерение уйти из дома и покончить с собой. В другом случае Ворошиловский районный суд г. Волгограда объявил умершим гр-на Т., который, работая экспедитором, сопровождал вагоны с вином в г. Печору. Домой из поездки гр-н Т. не вернулся, и в течение пятилетнего розыска получить какие-либо сведения о нем не удалось. Из материалов дела усматривалось также, что на берегу р. Печоры были найдены личные вещи, документы гр-на Т.. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными. [7]
Поскольку для всех судебных решении об объявлении гражданина умершим определяющим фактором является презумпция смерти безвестно отсутствующего гражданина, представляется, что во всех без исключения случаях, в том числе и при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд должен установить ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина. С учетом отмеченного представляется необходимым изложить ч. 1 ст. 45 ГК РФ так: «Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если о нем нет сведений свыше пяти лет, при наличии обстоятельств, дающих основание предположить его смерть в течение этого срока (и далее по тексту статьи)». Конечно, высказанное предложение усложнит данную норму права, но с его принятием будет упрощена процедура рассмотрения и, что не менее важно, будет больше исключена ошибка суда и возможность злоупотребления со стороны граждан. [9]
Объявление гражданина умершим при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, может быть произведено по истечении 6 месяцев. К перечисленным обстоятельствам относятся стихийные бедствия — землетрясение, наводнение, обвал и др. и непредвиденные происшествия — пожар, автомобильная, железнодорожная или авиакатастрофа, кораблекрушение и др.
И те и другие обстоятельства подтверждаются документами, показаниями свидетелей или иными доказательствами, подтверждающими не факт гибели гражданина, а наличие обстоятельства, угрожавшего ему смертью, которое и служит основой для решения суда.
Для военнослужащих законом предусмотрены специальные сроки. Следует отметить, что обобщение судебной практики показало, что более 50% всех дел об объявлении гражданина умершим составляют дела, в которых просят объявить умершими граждан, пропавших без вести в связи с обстоятельствами военного времени либо военными действиями.
Интересно, что в Гражданском кодексе Франции вообще нет процедуры признания лица умершим, а только существует процедура признания безвестно отсутствующим, независимо от срока его отсутствия. Эта традиция берет свое начало со времен знаменитого Кодекса Наполеона — первого гражданского кодекса Нового времени. В нем были учтены интересы солдат наполеоновской армии, участвовавших в военных походах по всей Европе, с тем, чтобы они были уверены, что родина будет считать их живыми, когда бы они ни вернулись. [15]
По российскому законодательству военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В литературе справедливо был поставлен вопрос о том, что же считать окончанием военных действий: «прекращение огня», «перемирие», «прекращение состояния войны», которые однозначного разрешения до сих пор не имеет. Если говорить о событиях в связи с Великой Отечественной войной, то по прошествии стольких лет со дня ее окончания этот вопрос уже не имеет принципиального значения. Но локальные военные действия, связанные с защитой Родины, могут иметь (и имеют!) место и в настоящее время, что и обусловливает необходимость установления единого критерия, что же считать днем окончания военных действий.
Это день (дата), когда соответствующее должностное лицо объявило об их окончании, либо это фактическое их окончание? Так, руководство группировкой в Чечне давно уже объявило в средствах массовой информации об окончании ведения боевых действий, однако и до сих пор продолжаются вооруженные конфликты, боевые операции по ликвидации оставшихся бандитских формирований (причем не только на территории Чечни, но и в соседних Ингушетии и ��агестане). Однако, пока на законодательном уровне не закреплено иное, моментом окончания военных действий следует считать день официального объявления компетентным органом об окончании военных действий. [10]
В заявлении об объявлении умершим военнослужащего, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т.п., а также истечение двухлетнего срока со дня прекращения военных действий.
Объявление гражданина умершим производится в суде общей юрисдикции в порядке особого производства (как и признание его безвестно отсутствующим). В качестве цели объявления гражданина умершим заявители указывают: для получения пенсии по случаю потери кормильца — около 45%, для получения наследства — 28%, для прекращения брака — 23%, прочие — 4%. [11]
В практике судов Волгоградской области были дела, по которым судьями заявления правильно оставлялись без движения. Так, определением Волжского городского суда Волгоградской области оставлено без движения заявление Р. об объявлении умершим В. по основаниям ст. 277 ГПК РФ: в заявлении не указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим. Впоследствии недостатки, указанные в определении судей заявителем были устранены.
Суд рассматривает данную категорию дел с обязательным участием прокурора.
Можно дать следующую классификацию заявителей и заинтересованных лиц по исследуемой категории дел:
- гражданин, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим;
- физические лица, состоящие с пропавшим без вести гражданином в родственных отношениях, имеющие личный, субъективный интерес к исходу дела;
- физические лица, состоящие с пропавшим гражданином в обязательственных отношениях, имеющие личный субъективный интерес в исходе дела;
- юридические лица и организации, не имеющие статуса юридического лица, с которыми пропавший без вести гражданин состоял в каких-либо обязательственных правоотношениях;
- субъекты гражданских правоотношений, находящиеся с пропавшим без вести гражданином в отношениях гражданско-правового характера (например, в отношениях собственности);
- прокурор и органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, обращающиеся в суд от своего имени в защиту интереса других лиц, общественных интересов, имеющие государственный интерес в исходе дела. [16]
Правильное определение правового статуса того, кто из участников процесса относится к заинтересованным лицам, служит необходимой предпосылкой использования ими процессуальных прав в целях защиты своих законных интересов. Прокурор в процессе всегда выступает в защиту интересов закона, выполняя законоохранительную, но не надзорную функцию. Прокурор не является стороной в деле, и поскольку он представитель государства, то он занимает и особое положение в судопроизводстве.
Согласно ч. 3 ст. 278 ГПК РФ дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора для дачи заключения по делу. Не могут участвовать в судопроизводстве два прокурора, хотя и выполняющие несовпадающие функции. Неявка прокурора для дачи заключения по делу не является препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Прокурор, как лицо, участвующее в деле, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должен быть освобожден от дачи заключения по делу. В связи с этим обстоятельством представляется целесообразным дополнить ст. 190 ГПК РФ пунктом 5, который изложить в следующей редакции: «Прокурор, выступающий в прениях, освобождается от дачи заключения по делу». [10]
В целях определения понятий «заинтересованное лицо» и «заявитель», на основе анализа взглядов по этому вопросу М.А. Викут, М.К. Треушникова и др., можно придти к выводу, что заявителем по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим является лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладая правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса. [18]
Заинтересованными лицами в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим также могут быть физические лица и организации, когда их права и охраняемые законом интересы зависят от результата рассмотрения и разрешения дела по существу, то есть от судебного решения. Очевидно, что понятие «заинтересованное лицо» поглощает в себе понятие «заявитель», поскольку заявитель, в первую очередь, и является заинтересованным в деле лицом. В особом производстве, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим заинтересованное лицо и заявитель не могут быть противопоставлены друг другу, поскольку преследует общие цели — получить соответствующее судебное решение. Заявитель в первую очередь является заинтересованным лицом. [7]
Суд должен достоверно установить, что ни суду, ни заявителю, ни заинтересованным лицам ничего не известно о месте нахождения лица, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим. В делах исследуемых категорий недопустимо смешивать факты, подлежащие установлению, с тем выводом, который должен быть сделан из этих фактов, то есть с презумпцией о смерти. Суд делает вывод о безвестном отсутствии не на основании презумпции, а на основании полученных в предусмотренном законом порядке сведений о фактах. Устанавливая факты безвестного отсутствия при обстоятельствах предположительной гибели, суд должен достоверно установить эти обстоятельства, но вывод о смерти гражданина лишь предположителен. Завершается рассмотрение и разрешение дел по существу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим вынесением решения. Вопрос о том, подлежит ли требование заявителя удовлетворению, может быть решен либо только положительно, либо только отрицательно, то есть возможность удовлетворения требования в части исключена. [11]
В соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ: «Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели». [9]
Несмотря на имеющиеся различия, в целом нормы о признании безвестного отсутствия и умершим весьма близки. Но во втором случае заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.
Для объявления гражданина умершим необходимо установить не факт, удостоверяющий его гибель, а лишь ситуацию, которая дает основание предполагать его смерть. Изъятия, установленные в законе для военнослужащих, предусмотрены необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению их к постоянному месту жительства или установления их гибели. Таким образом, выводы суда основываются при объявлении лица умершим на предположении его смерти.
В целом, основные положения института объявления гражданина умершим состоят в следующем.
- Объявление гражданина умершим возможно только по основаниям, указанным в законе, при этом: по общему правилу основанием объявления гражданина умершим является факт отсутствия о нем сведений в месте его жительства о месте его пребывания в течение 5 лет; если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью, или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, факт отсутствия сведений о нем в месте его жительства о его месте пребывания составляет 6 месяцев; если военнослужащий или иной гражданин пропали без вести в связи с военными действиями, они могут быть объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
- Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
- Объявление гражданина умершим осуществляется только судом. Порядок судебного разбирательства аналогичен порядку признания гражданина безвестно отсутствующим (ст.ст. 252-257 ГПК РФ). [16]
Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина. Необходимость установления факта смерти бывает вызвана невозможностью получения медицинского заключения о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина, и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после кораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель от кораблекрушения. [8]
В судебной практике зачастую не отграничиваются дела об объявлении граждан умершими от дел по установлению факта регистрации смерти. Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном ЗАГСе. Так, суд вынес решение об объявлении умершей гр-ки П. Из материалов дела видно, что гр-ка П. умерла 15 декабря 1995 г. Однако свидетельств о смерти у заявителя не сохранилось. В этом случае суду следовало установить факт регистрации смерти, а не объявлять гр-ку П. умершей.
Отграничение данных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти — фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах ЗАГСа. [15]
Стать�� 220 ГПК РФ предусматривает основания прекращения производства по делу. Суд прекращает производство по делу в случае, если:
- дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ;
- имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
- истец отказался от иска и отказ принят судом;
- стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
- имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
- после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускается правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена. [14]
Порядок признания человека умершим
Исковое заявление о признании умершим без вести пропавшего гражданина подаётся в районный или городской суд. Иск направляется по месту последней регистрации или пребыванию лица, в отношении которого инициируется разбирательство физической кончины или по месту нахождения заявителя.
Гражданин может быть признан умершим или безвестно отсутствующим, если длительное время нет никаких сведений. Это два разных статуса, имеющие важные отличия для законодательства.
- Когда человек пропал, длительное время неизвестно его местонахождение, происходит объявление его безвестно отсутствующим. Но для общества, закона он не умер, считается живым. Сохраняются все его гражданские права, в том числе и имущественные. Н может считаться безвестно отсутствующим и год, и три.
- Совсем другая ситуация для законодательства, если пропавшего признают умершим даже без обнаружения его тела. Такая процедура может быть осуществлена после того, как человек исчез во время стихийного бедствия. Также может быть умершим гражданин объявлен, если он пропал после кораблекрушения. Такой статус имеет большое значение для законодательства, он повлияет на жизнь семьи.
Ответы юриста на частые вопросы
Хочу признать мать умершей. Но МВД закрыли розыскное дело. Нужно ли для обращения в суд, чтобы оно было открыто?
Нет. Главное, чтобы изначально розыскное дело было заведено.
Отец был признан безвестно отсутствующим в 1997 году. Месяц назад умер дедушка. Чтобы получить его наследство, нужно признать отца умершим. Можно ли это сделать столько лет спустя.
Закон устанавливает минимальный срок, который необходим для объявления гражданина умершим. Он составляет 5 лет. Максимальный срок не установлен. Поэтому вы можете обратиться в суд.
Кого указать заинтересованным лицом в иске о признании гражданина умершим?
Гражданский кодекс подразумевает под лицом, заинтересованным в признании гражданина умершим, истца. То есть указывать дополнительных заинтересованных лиц не нужно.
В 2000 году мы с бывшим мужем оформили развод. Если общий сын. В 2003 году он пропал без вести и до настоящего времен не найден. Есть документы из МВД, было розыскное дело. Подала иск, суд отказал, так как я не заинтересованное лицо. Что делать, чтобы ребенок получил наследство?
Подайте иск от имени несовершеннолетнего сына. Если сын достиг 18 лет, то он должен обратиться в суд самостоятельно.
Мать ушла из дома в 2009 году. Было заведено розыскное дело. В возбуждении уголовного дела было отказано (никто не угрожал, долгов нет). Куда обратится, чтобы признать ее умершей.
Признать гражданина умершим можно только через суд. Подайте заявление в районный суд по месту последней регистрации матери.
Документы и доказательства
Какие документы необходимо приложить к заявлению при подаче в суд? Как правило, это документы доказывающие, что лицо отсутствует уже продолжительное время.
Например, если спустя шесть месяцев после пропажи гражданин был признан безвестно отсутствующим, то необходимо это доказать фактом приложения к заявлению решения суда. Также если гражданин мог оказаться в эпицентре опасных для жизни обстоятельств – это также стоит подтвердить.
Необходимы также личные документы лица, подающего заявления.
Они необходимы в первую очередь для того, чтобы доказать, что вы как ближайший родственник имеете право требовать признать лицо умершим. К таким документам относят: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении.
К документам, определяющим последнее время нахождения человека в обществе являются: справка выданная на работе о выходе на нее, любые сделки, оформленные на имя пропавшего.
В качестве доказательства полиция может попросить сотового оператора преподнести вам детализацию звонков пропавшего. Что касается доказательств, то широко используются показания свидетелей, а также записи с камер видео-наблюдения.
Как выглядит заявление о признании гражданина умершим? Образец будет представлен далее. Стоит обратить внимание на то, что заявитель должен руководствоваться правилами написания любого иска для того, чтобы грамотно изъявить желание признания человека погибшим. Необходимо в обязательном порядке изложить условия, которые могут служить основанием для удовлетворения иска.
Основная часть заявления может выглядеть примерно так:
Я, Иванова Марина Дмитриевна, (данные паспорта + дата рождения), настоящим иском прошу признать умершим моего мужа, Иванова Ивана Ивановича. Мы вместе проживали с ним по адресу (адрес проживания).
В ночь с 30 по 31 декабря 2014 года мой муж поехал к своим родителям в поселок Куликово. В 04:15 мне позвонили и сообщили, что машина моего мужа была задействована в аварии. Но тела его не обнаружили. С тех пор и по сегодняшний день о нем ничего не известно.
Все доказательства приложены к настоящему иску. А именно: (перечисление документов).
Порядок объявления гражданина умершим
Порядок процесса при признании гражданина умершим аналогичен таковому при признании безвестно пропавшим.
Таким образом, регулирование процедуры осуществляется на основаниях статей 276-280 ГПК РФ. Нормативные положения устанавливают следующий порядок осуществления действий:
- заинтересованные граждане подают письменное заявление об объявлении гражданина умершим в суд по месту своего проживания;
- в ходатайстве для суда указывают цели, ради которых осуществляется запуск процедуры судебного разбирательства, а также обстоятельства, которые влекут предположение о биологической смерти безвестно пропавшего от несчастного случая или других причин с высокой долей вероятности летального исхода;
- если ходатайство о признании лица умершим подается в отношении военнослужащего и иных граждан, пострадавших в результате ведения боевых действий, в документе для суда необходимо указать дату окончания боевых операций;
- осуществляется прием заявления судом и назначается слушание по делу;
- судом выясняются лица и организации, предположительно обладающие сведениями об отсутствующем лице;
- при наличии соответствующих обстоятельств и по прошествии сроков, установленных для признания умершим, выносится решение;
- суд поручает территориальному органу опеки установление доверительного управляющего имуществом безвестно исчезнувшего;
- на основании решения, в книгу регистрации актов гражданского состояния местный орган ЗАГСа вносит сведения о смерти;
- при обнаружении местонахождения исчезнувшего гражданина, одним из последствий будет вынесение нового решения, отменяющего ранее вынесенное, а также аннулирование записи в вышеуказанной книге.
Процесс признания гражданина умершим
Согласно нормативным положениям статьи 45 ГК РФ объявление гражданина умершим производится только по решению суда при соблюдении следующих условий:
- прошли сроки (5 лет – в общих случаях и 6 месяцев – при наличии оснований полагать, что исчезновение вызвано обстоятельствами, несшими угрозу жизни для рассматриваемого лица, или предполагаемыми последствиями, связанными с несчастными случаями);
- были приняты все возможные меры к розыску безвестно исчезнувшего, и применение таких мер к получению информации о местонахождении не дало ожидаемых результатов;
- безвестно пропавший не имеет обоснованных мотивов для длительного отсутствия по месту проживания, и нет оснований предполагать, что исчезновение вызвано умышленными действиями безвестно пропавшего гражданина ввиду определенных причин (например, скрытие от закона и ответственности, нежелание уплачивать алименты и долги и. т. д.).
Сокращенный временной промежуток (6 месяцев) для объявления правового статуса умершего используется, чаще всего, при нахождении человека в зоне действия техногенных, природных катастроф и аномалий, при стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах.
Часть 2 статьи 45 ГК РФ определяет иной порядок исчисления сроков для признания умершим в связи с нахождением в зоне военных действий. Процедура исчисления осуществляется не с даты последних сведений о местонахождении, а с момента окончания боевых операций.
Такое положение обусловлено необходимостью продолжительного возвращения с места ведения боевых действий до места проживания и достаточно сложных процедур по установлению факта биологической смерти таких лиц.
Согласно комментариям статьи 45 ГК РФ объявление гражданина умершим по юридическим последствиям приравнивается к признанию биологической смерти в обычном порядке.
Установление официальной даты смерти судом необходимо для некоторых правовых операций:
- процедуры открытия наследства умершего гражданина согласно статье 1113 ГК РФ;
- установления дня, с которого физическое лицо утрачивает правоспособность (часть 2 статьи 17 ГК РФ);
- процесса внесения ЗАГСом записи о наступлении смерти в книгу регистрации актов гражданского состояния.
Понятие и основания объявления гражданина умершим
С течением времени, после даты получения последних данных о местонахождении отсутствующего человека, повышается вероятность презумпции его смерти.
Это связано с тем, что безвестно пропавший живой человек, скорее всего, в любом случае даст о себе знать, если брать в расчет достаточно продолжительный временной промежуток. Мнение, что лица нет в живых, более оправдано, чем обратное.
Тем не менее, важно не столько прошедшее с момента последних вестей время, сколько условия, при которых было осуществлено исчезновение человека. Данный факт подтверждается и законодательством, в частности, статьей 45 ГК РФ.
Часть 1 статьи 45 устанавливает, что объявление гражданина умершим может быть произведено судом, если по месту проживания отсутствуют данные о местонахождении физического лица в течение пяти лет.
Процесс признания гражданина умершим
Согласно нормативным положениям статьи 45 ГК РФ объявление гражданина умершим производится только по решению суда при соблюдении следующих условий:
- прошли сроки (5 лет – в общих случаях и 6 месяцев – при наличии оснований полагать, что исчезновение вызвано обстоятельствами, несшими угрозу жизни для рассматриваемого лица, или предполагаемыми последствиями, связанными с несчастными случаями);
- были приняты все возможные меры к розыску безвестно исчезнувшего, и применение таких мер к получению информации о местонахождении не дало ожидаемых результатов;
- безвестно пропавший не имеет обоснованных мотивов для длительного отсутствия по месту проживания, и нет оснований предполагать, что исчезновение вызвано умышленными действиями безвестно пропавшего гражданина ввиду определенных причин (например, скрытие от закона и ответственности, нежелание уплачивать алименты и долги и. т. д.).
Сокращенный временной промежуток (6 месяцев) для объявления правового статуса умершего используется, чаще всего, при нахождении человека в зоне действия техногенных, природных катастроф и аномалий, при стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах.
Следует обратить внимание на некоторые особенности изучаемых поцедур. Понятны последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим. Тем не менее на практике все труднее, чем кажется.
Например, следует учесть, что брак с гражданином, которого официально признали пропавшим без вести, прекращается. Но одновременно с этим можно восстановить его. Такое возможно по заявлению гражданина, который внезапно объявился.
Иными словами, пропавший человек способен вернуть себе все права и имущество. Об этом факте необходимо помнить всем наследникам и близким людям.
Решение суда о признании гражданина без вести пропавшим отменяется и теряет законные основания с тех пор, как о местонахождении лица стало что-либо известно. Либо если человек сам сообщил о том, где он находится.