Опека, попечительство, патронаж

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека, попечительство, патронаж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.

Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Объектом исследования являются понятия: опека и попечительство, патронаж над дееспособными гражданами.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.

Целью данной работы является определение особенностей опеки и попечительства, патронаж над дееспособными гражданами.

Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:

  1. изучить правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации;
  2. определить особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними
  3. рассмотреть попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами

Изучению вопросов опеки и попечительства посвящено значительное число исследований. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства. Работы Кулагиной Е.В., Кулагина М.И. содержат научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса.

При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование особенностей опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами. Исследуемые в курсовой работе вопросы опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.

Полномочия в сфере социальной защиты населения включают в себя:

— установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначение таким гражданам помощников, осуществление контроля за исполнением помощниками возложенных на них обязанностей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— установление опеки и попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограничено дееспособными, в том числе установление предварительной опеки или попечительства над такими гражданами и установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки и попечительства;

— прекращение опеки или попечительства в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности (в случае, если члены семьи, близкие родственники не обратились в суд с соответствующим заявление), а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности;

— осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;

— заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса РФ;

— выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

— проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, ведение личных дел, утверждение отчетов опекунов и попечителей о расходовании денежных средств подопечного и другие.

С целью получения сведений о личности будущего опекуна или попечителя органу опеки и попечительства предоставляется право требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе, а также право запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.

Комментарии к ст. 41 ГК РФ

Институт патронажа, предусмотренный статьей 41 ГК РФ, реципирован современным гражданским правом из римского частного права. Цель патронажа состоит в осуществлении прав и обязанностей и защите интересов другого лица, не способного делать это самостоятельно в силу состояния здоровья. При этом ключевой характеристикой такого лица является наличие у него дееспособности в полном объеме. Действия, осуществляемые в интересах и от имени лица, в отношении которого установлен патронаж, совершаются исключительно по воле последнего и не имеют своей целью восполнить недостающий объем дееспособности. В этом заключается основное отличие патронажа от опеки и попечительства.

Юридической формой патронажа является гражданско-правовой договор, заключаемый между лицом, нуждающимся в патронаже, и лицом, осуществляющим функции патронажа. Прежде всего, это договор поручения. В целях осуществления и защиты имущественных прав лица, над которым установлен патронаж, может заключаться договор доверительного управления имуществом такого лица.

Договорные отношения, связанные с осуществлением патронажа, возникают между указанными лицами. Орган опеки и попечительства не является стороной в отношениях, возникающих из договора поручения и договора доверительного управления имуществом.

При этом орган опеки и попечительства может назначить лицо, непосредственно осуществляющее функции патронажа (помощника). Данное назначение производится в течение месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, при наличии его письменного согласия на такое назначение. Из числа лиц, которые могут быть назначены помощником, законодательство исключает работников органов социальной защиты, оказывающих услуги гражданам, нуждающимся в такой защите.

Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 ГК и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);

2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е. отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е. выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст. 2 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирование – это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Читайте также:  Заполнение Р13014 при смене директора ООО в 2022 г.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Кто имеет право быть опекуном?

Процедура становления опекуном или попечителем инвалида строго регламентируется на законодательном уровне. В соответствии с принятыми нормами закона, опеку над лицом со степенью инвалидности вправе оформить граждане:

  • которые в состоянии (физически и морально) исполнять порученные им обязательства по обеспечению заботы человеку с инвалидностью;
  • которые действительно хотят помогать недееспособным людям, а не ищут выгоду в становлении опекуном;
  • которые достигли возраста 18 лет.

Некоторой категории граждан запрещается законом становиться опекунами и попечителями инвалидов. К ним относятся:

отец и мать, лишенные родительских прав;
граждане имеющие судимость и совершившие какое-либо преступление специально, а не по неосторожности;
люди, не имеющие жилую недвижимость на правах собственности. А если даже она у них имеется, но жилье не соответствует установленным санитарным нормам, то в получении опеки над инвалидом будет отказано;
граждане, зависящие от вредных привычек — алкоголь, наркотики, токсикомания;
лица, не получающие стабильного дохода в месячный период.. Чтобы оформить опекунство, требуется соответствовать критериям, которые установлены на законодательном уровне

Потенциальный опекун инвалида должен:

Чтобы оформить опекунство, требуется соответствовать критериям, которые установлены на законодательном уровне. Потенциальный опекун инвалида должен:

  • не иметь тяжких болезней;
  • завязать дружеские отношения с инвалидом, над которым он желает оформить опеку или попечительство;
  • предоставить характеристику с рабочего места, которая будет содержать только положительные отзывы о кандидате в опекуны (как оформить характеристику);
  • владеть жильем на правах собственности;
  • иметь постоянное рабочее место.

Когда заявитель на предоставление опеки над инвалидом не соответствует какому-либо вышеуказанному требованию, то в его прошении компетентными лицами будет отказано.

Порядок установления опекунства над недееспособным лицом

После того, как решение суда о признании недееспособным вступает в силу, оно по истечении 3-х календарных дней переходит в специально уполномоченный орган опеки. После чего государство обязано назначить недееспособному гражданину законного опекуна.

Порядок действий:

  • чтобы законно установить опеку над уже признанным недееспособным гражданином, будущему опекуну, который хочет осуществлять заботу и защиту над ним, сначала нужно обратиться в специальный орган опеки, с письменным ходатайством, заявив о своем намерении стать правомерным опекуном.
  • второе и главное условие — предоставление будущим опекуном всех необходимых документов в уполномоченный орган опеки и попечительства.

Данный перечень состоит из следующих документов:

  • документ, доказывающий личность опекуна (паспорт);
  • полная и подробная собственная письменная автобиография;
  • письменное заявление о том, что данное лицо хочет осуществить опеку над недееспособным;
  • документ, указывающий на материальный доход, который позволит давать все необходимые блага недееспособному (это может быть справка с места настоящей работы или иные документы, подтверждающие этот факт);
  • также необходимо предоставить документы, указывающие на то, что будущий опекун ранее не подвергался судимости и не нес наказания в местах лишения свободы;
  • документ, подтверждающий нормальное психологическое и физическое состояние здоровья будущего опекуна;
  • документ или справка о составе семьи и дубликат свидетельства о браке;
  • письменный и заверенный документ, который подтверждает согласие на совместное проживание (всех физических лиц) и передачу прав опеки, проживающий на одной жилой площади с будущим опекуном;
  • справку о техническом и санитарном состоянии жилья, в котором будут в дальнейшем проживать будущий опекун и его подопечный.

Кто может быть опекуном (попечителем)?

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.

Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).

Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.

Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.

Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.

Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.

Выплаты и льготы опекуну недееспособного

Опекуны недееспособных не пользуются федеральными и региональными льготами.

При этом, они имеют право:

  1. На получение ежемесячной выплаты от Пенсионного фонда РФ. Если подопечный в возрасте от 80 лет или является инвалидом 1 группы, то Пенсионный фонд по заявлению опекуна ежемесячно перечисляет совместно с пенсией подопечного 1200 р.
  2. На получение вознаграждение. По заявлению опекуна отдел опеки может заключить договор на возмездное исполнение обязанностей. Сумма не может превышать 5% от общего дохода подопечного. Как правило, единственным доходом недееспособного является пенсия.
  3. На оформление льгот и субсидий, которые предназначены подопечному. Если недееспособный имеет звание Ветеран труда, Почетный донор или другие звания, то ему положены льготы. Если опекун проживает в квартире подопечного, то он может оформить субсидию на коммунальные услуги.
Читайте также:  Расторжение срочного трудового договора с беременной сотрудницей

Особенности гражданского патронажа

Гражданский патронаж представляет собой оказание систематической помощи больным и престарелым людям, не способным обслуживать себя самостоятельно. Такие услуги могут предоставляться бесплатно или за деньги.

В первом случае, помощника должно найти государство. Это может быть любой человек, например, родственник нуждающегося в уходе, прошедший процедуру проверки органами опеки.

ВНИМАНИЕ! Помощник нуждающегося гражданина не приобретает материальных прав в отношении него. Он обязан действовать в интересах подопечного, но может распоряжаться его деньгами и имуществом только на основании заключенного договора.

В случае отказа органов опеки, гражданин или его родственники могут обратиться в частную коммерческую организацию. Например, осуществлением ухода на дому занимается патронажная служба. Кроме того, существует множество частных пансионатов для больных и престарелых.

Порядок оформления патронажа

Это все особенности, которые имеет опекунство над недееспособным человеком. Права и обязанности с правом наследования жилья, как правило, связаны тогда, когда речь идет о патронаже. Или если данная особенность изначально была оговорена с органами опеки. Довольно распространенный тип «компенсации» в будущем.

Но как оформлять ту или иную опеку? Например, патронаж. Этот процесс, пожалуй, самый простой. И он не требует никаких серьезных документов или действий.

Оформление патронажа происходит по заявлению недееспособного лица. Оно указывает в соответствующем документе условия патронажа, при необходимости закрепляет за гражданином в будущем право наследования. Обязательно указать, кого хочется видеть в качестве опекуна. Далее собирается определенный перечень документов. Он подается в органы опеки и попечительства вместе с заявлением установленного образца. После этого в течение некоторого времени (как показывает практика, на процесс уходит около 7 дней) соответствующая служба рассматривает поданное заявление и принимает решение. Если оно положительное, то заявителю и опекуну направляют уведомление о назначении опекунства. В противном случае — отказ.

Законодательное регулирование

У каждого опекуна имеются права и обязанности над недееспособным, которые определены, ст. 36 ГК, ст.15 закона об опеке. Он не должен пренебрегать ими и действовать исключительно в интересах пожилого человека, обеспечивать его всем требуемым, создавать комфортную обстановку, поддерживать высокое качество жизни.

Законный представитель имеет право:

  • выступать в государственных учреждениях в защиту прав своего подопечного;
  • осуществлять заботу и уход за недееспособным гражданином;
  • действовать от имени подопечного в сделках по распоряжению его имуществом, находящимся в собственности;
  • выбрать место жительства и регион установления опеки (соответственно, он должен проживать на этой территории);
  • действовать в интересах пожилого человека с учетом его мнения.

Обязанности опекуна над недееспособным лицом заключаются в следующих аспектах:

  • обеспечивать подопечного необходимым лечением, уходом при серьезных отклонениях в состоянии здоровья;
  • защищать имущественные и жилищные права пожилого человека;
  • представлять отчет по управлению имуществом и денежными средствами в орган опеки в ежегодном режиме;
  • если основания недееспособности человека больше не актуальны, он обязан направить документы в суд, чтобы восстановить его дееспособность;
  • добросовестно оказывать социальные услуги, в которых нуждается гражданин.

При ненадлежащем исполнении обязанностей законным представителем (порча имущества, причинение вреда здоровью, расходование денежных средств в своих интересах), орган опеки фиксирует этот факт с помощью акта. Затем предпринимает меры по привлечению к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести вреда.

По закону оформить опеку над инвалидом 1 группы может любой гражданин, достигший совершеннолетнего возраста, а также:

  • лица, считающиеся частично дееспособными, а именно тем, кому 16 лет, но при условии наличия официального разрешения от законных представителей;
  • родственники недееспособного;
  • гос. органы опеки, попечительства.

Представители данных категорий людей имеют право подать документы для оформления опеки над инвалидом.

Какие льготы положены за опеку над недееспособным

Выплаты опекуну назначаются в случае, если пожилой родитель признан недееспособным или имеет инвалидность, что должно быть документально подтверждено.

Если опекун не имеет работы, тогда он может получать ежемесячные выплаты по уходу за престарелым родителем в виде 5500 российских рублей.

Зачастую уход за психически больным человеком не позволяет гражданину уделять время трудовой деятельности. В этом случае ему полагается доплата к пенсии подопечного за опекунство.

Оформлять ее следует в отделении Пенсионного фонда (ПФ). Для этого следует предоставить такие бумаги:

  1. Личное заявление опекуна.
  2. Справку о том, что этот человек не получает пенсионных выплат.
  3. Свидетельство из центра занятости об отсутствии регистрации в качестве ищущего работу и соответствующих выплат.
  4. Копии удостоверений личности обоих.
  5. Копию решения ОПП о назначении опеки.
  6. Трудовые книжки обоих (при наличии).

Внимание: сумма пособия составляет 1 200 руб.
Кроме того, опекун имеет право распоряжаться всеми доходами недееспособного лица. К ним относятся:

  1. Пенсия, назначенная по инвалидности (социальная или трудовая, в зависимости от обстоятельств).
  2. Сумма ежемесячной денежной выплаты:
      пакет соцуслуг:
  3. начисления за пользование транспортом;
  4. компенсация расходов на лекарства;
  5. санаторно-курортное лечение.

Важно: опекуну придется самостоятельно позаботиться о назначении выплат, если ранее сам недееспособный этого не сделал.

Права и обязанности опекуна

Когда заходит речь об опекунстве, то важно понимать, что в первую очередь оформление опеки осуществляется с целью защиты и реализации прав опекаемого. Поэтому чаще всего обязанности опекуна над психически больным человеком включают:

  • осуществление всех необходимых сделок (покупка продуктов питания, лекарств, одежды);
  • заботу о подопечном (чистота в жилье, разнообразное питание, прогулки);
  • защиту интересов опекаемого (представительство в суде, государственных органах, прочих организациях);
  • выполнение обязанностей больного (оплата коммунальных услуг, налогов).

Права и обязанности опекуна не ограничиваются только интересами его подопечного. Сам опекун имеет право на:

  • дополнительные 4 выходных дня ежемесячно (не переходят на следующий месяц);
  • дополнительный двухнедельный отпуск за свой счет раз в год;
  • отказ от работы в выходные и праздничные дни;
  • отказ от командировок, подразумевающих ночлег в другом городе;
  • требование сокращения рабочего дня или недели.

Органы опеки и попечительства: функции, задачи и полномочия

Орган опеки и попечительства – это орган местной исполнительной власти определенного субъекта РФ.

Основные задачи, которые обязан выполнять орган опеки и попечительства состоят в следующем:

  • защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством и патронажем;
  • контроль над деятельностью опекунов, попечителей и помощников, а также за организациями, в которые могут быть направлены недееспособные граждане;
  • надзор за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *