Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Индексация ЕДВ осуществляется на величину фактической инфляции, определенной по итогам прошедшего года. То есть с 1 февраля 2023 г. размер выплат увеличат на столько процентов, на сколько за 2022 год выросли потребительские цены.
ЕДВ инвалидам в 2023 году
Запланированное повышение ЕДВ на 12,4% с 1 февраля 2023 года коснется и всех категорий инвалидов. Выплаты по инвалидности будут установлены в следующих размерах:
- 4980,11 руб. — инвалидам 1 группы;
- 3556,58 руб. — детям-инвалидам и инвалидам 2 гр.;
- 2847,09 руб. — инвалидам 3 гр.
Для тех, кто сохранил право на НСУ, из указанных сумм будет удерживаться денежный эквивалент предоставляемых льгот. Каким в таком случае будет размер ЕДВ по инвалидности в 2023 г., можно определить по следующей таблице:
Размер ЕДВ по инвалидности с 01.02.2023 г. в зависимости от льгот, предоставляемых в натуральном виде | ||
---|---|---|
1 гр. | 2 гр. и дети-инвалиды | 3 гр. |
полный НСУ (лекарства + санаторий + проезд) | ||
3503,80 | 2080,27 | 1370,78 |
лекарства + санаторий | ||
3667,12 | 2243,59 | 1534,10 |
лекарства + проезд | ||
3679,71 | 2256,18 | 1546,69 |
лекарства | ||
3843,03 | 2419,50 | 1710,01 |
проезд + санаторий | ||
4640,88 | 3217,35 | 2507,86 |
санаторий | ||
4804,20 | 3380,67 | 2671,18 |
проезд | ||
4816,79 | 3393,26 | 2683,77 |
Размер ЕДВ с 1 февраля 2023 года — таблица
Величина ежемесячной выплаты от Пенсионного фонда определяется с учетом двух критериев:
- Категории федеральных льготников;
- А также решения получателя ЕДВ по формату предоставления набора соц. услуг, включающего обеспечение лекарствами, путевкой в санаторий и право бесплатного проезда.
Если отказаться от получения соцпакета, ЕДВ будет выплачиваться в полном размере. Если же частично или полностью пользоваться льготами, тогда из выплаты будет удерживаться определенный денежный эквивалент. То есть сумма будет меньше.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2023 году для основных категорий льготников, представлены ниже в таблице. Причем величина выплат с 1 февраля 2023 г. указана с учетом запланированной индексации на 12,4%.
Категория получателей пособия | Размер ЕДВ в 2023 году | ||
---|---|---|---|
с 1 по 31 января 2023 г. | с 1 февраля 2023 г. (с повышением на 12,4%) | ||
Инвалиды | 1 группы | 4430,70 | 4980,11 |
2 группы | 3164,22 | 3556,58 | |
3 группы | 2533,00 | 2847,09 | |
дети | 3164,22 | 3556,58 | |
участники войны | 6328,41 | 7113,13 | |
Инвалиды в результате аварии на ЧАЭС (чернобыльцы) | 3164,22 | 3556,58 | |
Родственники умерших (погибших) ветеранов, инвалидов войны | 1899,73 | 2135,30 | |
Ветераны боевых действий | 3481,85 | 3913,60 | |
Участники ВОВ | 4746,29 | 5334,83 | |
Герои РФ, СССР, полные кавалеры ордена Славы | 74616,99 | 83869,50 |
Примечание: в таблице указаны максимальные размеры ЕДВ, выплачиваемые при полном отказе от соцпакета. При сохранении права на льготы НСУ суммы будут меньше указанных.
ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году
Выплаты для ВБД тоже проиндексируют с 1 февраля 2023 года (предварительно на 12,4%). После индексации ветеранам боевых действий будут ежемесячно выплачивать:
- по 3913,60 руб. в случае отказа от НСУ;
- по 2437,29 руб. при сохранении соцпакета полностью.
При частичном отказе от набора соцуслуг будут выплачиваться следующие суммы:
Какие льготы сохранены | ЕДВ ВБД с 01.02.2023 г. |
---|---|
Лекарства + санаторий | 2600,61 |
Лекарства + проезд | 2613,20 |
Лекарства | 2776,52 |
Проезд + санаторий | 3574,37 |
Санаторий | 3737,69 |
Проезд | 3750,28 |
Стоит также рассказать о законопроекте, который в начале 2022 года внесли на рассмотрение в Госдуму. В нем были предложены новые льготы и меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а также изменение порядка индексации ЕДВ для ВБД начиная с 2023 года. Депутаты предложили определять процент повышения выплат по схеме «инфляция + 1%», то есть применительно к февралю 2023 года это была бы индексация на 13,4%.
ЕДВ полагается только льготным категориям. Льготы могут быть предоставлены гражданам, которые действительно нуждаются в помощи. Получить ЕДВ могут следующие лица:
- ЕДВ инвалидам, а также доступно оформление ЕДВ ветеранамбоевыхдействий.
- Оформить ЕДВ могут жители Ленинграда, которые пережили блокаду. В том числе, если по совместительству блокадник ещё и ветеран.
- Ежемесячнаяденежнаявыплатаветеранам ВОВ может быть получена, если ветеран напишет соответствующее заявление.
- В полный перечень льготников также входит ветеран, получивший свой статус за труд, а не за боевоедействие. Ежемесячная денежнаявыплата ветеранам труда рассчитывается по такому же принципу, как для всех остальных.
- Есть льготы для инвалидов, в том числе разных групп. Начиная с детей-инвалидов, заканчивая инвалидами-чернобыльцами.
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.
К списку социальных льгот относятся:
- приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
- покупка медикаментов по льготным рецептам;
- предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
- обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
- зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
- обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Кто имеет право оформить льготы пострадавшим от радиации
Важно! Чтобы доказать наличие прав на льготы, необходимо получить удостоверение установленного образца, определяющее принадлежность заявителя к льготной категории граждан. В документе непременно должно быть указано, какой вид работ осуществлялся в зараженной зоне, и где было получено заражение.
На получение льгот и выплат, предоставляемых в качестве компенсации за утраченное здоровье, имеют право следующие категории лиц:
Категория заявителей | Комментарий |
Граждане, которые проживают в зоне заражения | Все, кто был эвакуирован по собственному желанию или в принудительном порядке в 1986 году, включая малышей, которые на тот момент находились в утробе женщины. |
Инвалиды, находившиеся в зараженных зонах | Если инвалидность была получена из-за лучевой болезни, появление которой было спровоцировано радиационными отходами аварии 1949-1962 года на «Маяке», которые попали в реку Теча. |
Рядовые граждане и военнослужащие, помогавшие гасить огонь на взорванной ЧАЭС | А также ликвидаторы последствий аварии 1986-1998 года на площадках «Укрытие». |
Гражданские лица и военнослужащие, ставшие инвалидами после получения лучевой болезни | К таковым относятся участники испытаний и учений с применением космической техники и ядерных установок. |
Участники технического и летно-подъемного состава гражданской авиации и служебные пассажиры | Задачей которых было совершить разведывательный полет в период от 1958 до 1990 года, чтобы зарегистрировать показатели мощности радиационных доз в эпицентре ядерного взрыва и исследовать радиоактивное облако. |
Ошибка: Гражданин, пострадавший от радиации, обращается за получением жилого помещения из фонда муниципального жилья. У него имеется собственная квартира, и он не состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Комментарий: Квартиры или жилищная субсидия предоставляется пострадавшим от лучевой болезни только в том случае, если у них не имеется собственного жилья, и жилое помещение не признано аварийным.
Ошибка: Семья граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, не претендует на получение компенсации за утраченное имущество и на пособия на ребенка, которым мать была беременна в период аварии.
Комментарий: Дети, которые на момент аварии на ЧАЭС находились в утробе матери, также имеют право на получение льгот и выплат. Им также положена особая выплата на питание. Если из-за переезда с места аварии было утрачено имущество, государство выплачивается компенсацию определенного размера.
Льготы для детей ликвидаторов аварии на ПО «Маяк»
Какие льготы имеют дети ликвидаторов аварии на «Маяке»? Какие потребуются документы и куда необходимо их предъявить для получения льгот?
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», определены Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон № 1244-1) (ст. 1 Федерального закона от 26.11.98 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (далее — Закон № 175-ФЗ). Для различных категорий лиц установлены разные меры социальной поддержки.
Дети ликвидаторов аварии на ПО «Маяк» не приравнены по статусу к ликвидаторам.
В зависимости от степени вреда, причинённого радиацией здоровью их родителей, а также их здоровью, можно выделить следующие группы детей ликвидаторов аварии, имеющих право на получение льгот и компенсаций.
1. Дети первого и второго поколений граждан, принимавших в 1957 и 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей (ст. 12 Закона № 175-ФЗ).
Право на получение льгот и компенсаций для названных лиц подтверждается справкой по форме, приведённой в приложении 7 к Положению о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утверждённому Приказом МЧС России от 24.04.2000 № 229 (далее — Положение).
Справка оформляется и выдается органом исполнительной власти субъекта РФ на основании следующих документов:
— удостоверения одного из родителей либо бабушки (дедушки), выданное в соответствии с Положением;
— свидетельства о рождении ребёнка;
— заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания или инвалидности ребёнка с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 г. на территории ПО «Маяк».
При выдаче указанной справки в ведомости расписывается один из родителей или лицо, его заменяющее (п. 15 Положения).
Конституционный Суд РФ в Определении от 08.07.99 № 125-О отметил, что дети первого и второго поколений граждан, пострадавших вследствие радиационной аварии в 1957 г., имеют право на льготы лишь при наличии у них заболеваний, развившихся в результате воздействия радиации на их родителей. В связи с различным уровнем радиационного воздействия указанные дети не имеют права на льготы, установленные для детей первого и последующих поколений, родившихся после радиоактивного облучения одного из родителей вследствие чернобыльской катастрофы.
2. Нетрудоспособные дети, потерявшие кормильца:
— ликвидатора аварии на ПО «Маяк» (ч. 1 ст. 1 и ст. 11 Закона № 175-ФЗ);
— ликвидатора аварии на ПО «Маяк», получившего лучевую болезнь, другие заболевания, включённые в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк», или ставшего инвалидом вследствие воздействия радиации (ч. 1 ст. 1 и ст. 2, 11 Закона № 175-ФЗ).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет. Также к ним относятся дети умершего кормильца до окончания ими обучения по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. Внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (подп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Детям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона № 175-ФЗ, выдаётся удостоверение установленного образца по форме, приведённой в приложении 4 к Положению. Основанием для выдачи удостоверения являются следующие документы:
— удостоверение умершего родителя, дающее право на меры социальной поддержки;
— свидетельство о смерти;
— свидетельство о рождении ребёнка;
— заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти гражданина с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 г. на территории ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (п. 14 Положения).
Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 № 496-О-П отметил, что предоставление мер социальной поддержки сохраняется за членами семей граждан, указанных в ст. 1—3 Закона № 175-ФЗ, только в случае, когда смерть кормильца явилась следствием заболевания, вызванного воздействием радиации в результате аварии в 1957 г. на ПО «Маяк», а также при условии, что он при жизни имел право на их предоставление.
3. Дети до 14 лет, совместно проживающие с родителем — ликвидатором аварии на ПО «Маяк», получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включённые в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк», или ставшим инвалидом вследствие воздействия радиации (ст. 2 Закона № 175-ФЗ и п. 1 ст. 13, п. 13 ст. 14 Закона № 1244-1).
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1 для всех перечисленных групп детей ликвидаторов аварии на ПО «Маяк», а также перечень документов, необходимых для их получения, отражены в таблице. Указанные в таблице льготы предоставляются одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей и подростков в возрасте до 18 лет.
При наличии у ребёнка ликвидатора аварии на ПО «Маяк» права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом № 175-ФЗ, по различным основаниям ему гарантируется предоставление соцподдержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые льготы и компенсации предоставляются только по одному из оснований по его выбору (ст. 14 Закона № 175-ФЗ).
Все распространённые на граждан, подвергшихся радиационному воздействию в связи с аварией на производственном объединении «Маяк», денежные выплаты, установленные Законом № 1244-1, подлежат ежегодной индексации, исходя из уровня инфляции. В 2010 г. размеры указанных выплат определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 102 (Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 № 476-О-П).
И.А. Нажмутдинов и З.Х. Нажмутдинова обратились в суд с иском к ПО «Маяк» о взыскании морального вреда в сумме 500000000 рублей, указав на то, что их родители — Г. Самигулина, 1949 года рождения, А. Нажмутдинов, 1942 года рождения, Х. Мурадымова, З. Мурадымов — длительное время проживают в с. Муслюмово Кунашакского района.
Истцы сами длительное время проживали в с. Муслюмово, которое входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
8 сентября 1992 г. у истцов родился сын Денислам с врожденными пороками развития костной системы. 30 сентября 1992 г. ему была оформлена инвалидность. Согласно заключению заведующей сектором медицинской генетики Института цитологии и генетики Российской академии наук Н.А. Соловьевой у матери Денислама З. Нажмутдиновой выявлено генетическое нарушение (мутация), связанное с действием радиации. Истцы считают, что рождение их сына Денислама с врожденными пороками костной системы стало возможным в результате генетического нарушения у его матери З. Нажмутдиновой. В связи с врожденным пороком костной системы у их сына отсутствует ступня, часть пальцев, что создает неудобство в движении. Они вынуждены использовать протез, который натирает ногу сына. Все это сказывается на нравственном страдании родителей и физическом — их сына. Так как в загрязнении радиоактивными отбросами окружающей среды виновато ПО «Маяк», супруги Нажмутдиновы просят взыскать с него моральный вред в сумме 500000000 руб.
В судебном заседании истец И.А. Нажмутдинов свой иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представительница истицы А.Г. Ильина иск поддержала и просила его удовлетворить.
Представители ответчика Л.А. Зимина и Дорожко иск не признали.
Выслушав доводы сторон, а также исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 89 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 г. вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.
Согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 20 мая 1993 г. он направлен на защиту прав и законных интересов граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также принимавших участие в ликвидации их последствий.
Село Муслюмово включено в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1005.
Исходя из вышеизложенного суд считает, что деятельностью ПО «Маяк» было оказано неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.
Суду истцы представили справки Муслюмовского сельсовета, где указывается, что А. Нажмутдинов, Г. Самигулина, Х. Мурадымов, З. Мурадымова проживали и проживают на территории Муслюмовского сельсовета. И. Нажмутдинов и З. Нажмутдинова проживали в с. Муслюмово.
Согласно заключению заведующей сектором медицинской генетики Института цитологии и генетики РАН (л. д. 33) Н.А. Соловьевой, заключению экспертов Сибирского отделения Института цитологии и генетики (л. д. 42), заключению генетической и иммунологической экспертиз, проведенных Институтом общей генетики им. Н.И. Вавилова, у З. Нажмутдиновой Московским НИИ диагностики и хирургии обнаружен дицентрик, являющийся маркером радиационного поражения.
У суда нет оснований сомневаться в объективности указанных выше заключений, так как они не противоречат друг другу.
Согласно заключению Института общей генетики им. Н.И. Вавилова при освидетельствовании 8 членов семьи Нажмутдиновых-Мурадымовых у них выявлен повышенный уровень радиационно-индуцированных нарушений генетического аппарата клеток, сниженная эффективность репарационного синтеза ДНК у членов семьи первого и второго поколений, и высокая гомозиготность генотипов свидетельствует о накоплении радиационных мутационных эффектов в геномах последовательных поколений, что и явилось непосредственной причиной редукции концевых фаланг трех пальцев кисти одной руки и стопы одной ноги в процессе эмбрионального развития пробанда в третьем поколении.
У истцов И.А. Нажмутдинова и З.Х. Нажмутдиновой 8 сентября 1992 г. родился сын Денислам, что подтверждается свидетельством о рождении (л. д. 8).
Согласно медицинскому заключению Нажмутдинову Денисламу установлена инвалидность в связи с заболеванием: врожденный порок развития костной ткани (синдактилия пальцев левой кисти, ампутация правой стопы) (л. д. 11).
В соответствии с заключением экспертов Сибирского отделения Института цитологии и генетики (л. д. 93) современный уровень медицинской генетики не позволяет сделать заключение о связи мутации, выявленной у матери, с врожденными аномалиями у сына, однако может рассматриваться как косвенный признак мутационной нестабильности генома, что, в свою очередь, могло обусловить повреждение генов, причинно связанных с аномалиями у ребенка.
Генетическая и иммунологическая экспертиза членов семьи Нажмутдиновых-Мурадымовых, проведенная Институтом общей генетики им. Н.И. Вавилова, пришла к выводу (л. д. 23 экспертизы): выявленные первичные радиационные повреждения генетического аппарата клеток у членов семей Нажмутдиновых и Мурадымовых в первом поколении и сформировавшиеся состояния повышенной геномной нестабильности и иммунной недостаточности у их детей второго поколения привели к рождению ребенка в третьем поколении с врожденными пороками развития верхней и нижней конечностей и явлениями вторичного иммунодефицита.
У суда нет оснований сомневаться в объективности данных заключений экспертиз, так как они не противоречат, а дополняют друг друга.
Исходя из вышеизложенного суд считает, что неблагоприятное воздействие окружающей природной среды, вызванное деятельностью ПО «Маяк», привело к рождению Нажмутдинова Денислама 8 сентября 1992 г. с врожденными пороками костной системы.
В соответствии со ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., ратифицированных Постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г., «моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный гражданину неправомерными действиями, возмещается причинителем».
В соответствии с этим суд считает, что иск И.А. Нажмутдинова и З.Х. Нажмутдиновой подлежит удовлетворению, так как их сын Денислам родился 8 сентября 1992 г., то есть после введения в действие данного Закона.
Однако суд считает, что нравственные страдания, причиненные рождением Нажмутдинова Денислама с врожденными пороками костной системы (отсутствие стопы, пальцев создает ему неудобства при движении, доставляет физические страдания), могут быть компенсированы в сумме 50000000 руб. В остальной части иска суд считает необходимым отказать.
Выплаты за работу в условиях COVID-19
Дополнительные гарантии в виде единовременных и ежемесячных выплат установлены работникам медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях COVID-19.
Например, пострадавшим от COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей медработникам в случае развития у них заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных COVID-19, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, полагается единовременная страховая выплата в размере 68 811 руб.
Также в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 отдельным медицинским работникам производятся специальные социальные выплаты. В частности, врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19, полагается выплата в размере 2 430 руб. за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности их рабочего времени в неделю (пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762; пп. «а» п. 1, п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.11.2020 N 1896).
Доходы медицинских работников в виде указанных выплат в связи с работой в условиях COVID-19 не облагаются НДФЛ (п. 81 ст. 217 НК РФ).
На защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, направлен Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1).
В соответствии со статьей 28 Закона №1244-1 все граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, подлежат бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба в пределах 20 000 рублей, независимо от места проживания.
Страховым событием в данном случае является развитие у застрахованного заболевания, установление группы инвалидности, а также его смерть (гибель) вследствие чернобыльской катастрофы.
Выплаты сумм по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы.
Граждане, пребывавшие в зоне чернобыльской катастрофы, имеют право на заключение договора добровольного государственного страхования здоровья в связи с риском развития заболевания, связанного с воздействием радиации, в любых страховых компаниях. Условия страхования и суммы выплат определяются договором.
Проведение обязательного бесплатного государственного страхования пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 года №851 «Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы» (далее Постановление №851) возложено на Российскую государственную страховую компанию.
Пунктом 2 Постановления №851 установлено, что органы государственного страхования Российской Федерации несут страховую ответственность с 26 апреля 1986 года, то есть с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, и выплачивают страховые суммы пострадавшим гражданам или их наследникам в следующих размерах:
- в случае смерти застрахованного — 200-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
- при установлении застрахованным лицам инвалидности:
- I группы — 150-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
- II группы — 100-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
- III группы — 50-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
- застрахованным, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, — 30-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты.
Следует учитывать, что выплата страховых сумм производится только в том случае, если в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными Правительством РФ, имеется указание о связи страхового события с радиационным воздействием (радиационным поражением) вследствие чернобыльской катастрофы либо о связи страхового события с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выплаты страховых сумм производятся с учетом ранее выплаченных застрахованному сумм по данному виду страхования и не должны превышать размера 200-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, при этом страховые суммы выплачиваются независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению, в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и по другим видам страхования.
Финансово-экономическая деятельность
Расходы по выплатам за вред здоровью, причиненный вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Категория граждан: граждане, подвергшиеся воздействию радиации.
Нормативные правовые акты:
- Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. № 439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Об индексации компенсационных выплат
В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Из проекта постановления Пленума, рассматривавшегося 18 января 2005 г., исключен пункт, который был полностью посвящен разъяснениям порядка применения Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. Частью 3 ст. 2 этого Федерального закона ранее установленный Федеральным законом от 12.02.01 № 5-ФЗ порядок индексации компенсационных выплат чернобыльцам применительно к росту прожиточного минимума в целом по России (с учетом Постановления Конституционного Суда (КС) РФ от 19.06.02 № 11-П – применительно к росту прожиточного минимума в конкретном регионе) был заменен новым. Новый порядок связывает индексацию с уровнем инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. В таком же порядке подлежит индексации и ежемесячная денежная компенсация, размер которой определен в зависимости от группы инвалидности (ст. 1 Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ).
Федеральный закон от 26.04.04 № 31-ФЗ также придал обратную силу норме о ежегодной индексации исходя из уровня инфляции ежемесячных компенсационных денежных сумм, выплачиваемых инвалидам (в случае смерти инвалидов – находившимся на их иждивении нетрудоспособным членам семьи), а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой, начиная с 19 июня 2002 г., т. е. с момента принятия Постановления КС РФ от 19.06.02 № 11-П.
В результате принятия данных правовых норм уровень социальных гарантий инвалидам-чернобыльцам существенно снижен по сравнению с тем уровнем, который был закреплен в нормах ранее действовавшего законодательства и на необходимость соблюдения которого было указано в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. По существу принятие закона в такой редакции может быть истолковано как попытка необоснованного преодоления правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ, путем принятия нового закона, содержащего нормы, аналогичные тем, что уже признаны неконституционными.
Поскольку имеются основания для сомнений в конституционности указанных норм Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ, рабочая группа предложила Пленуму не давать разъяснения о порядке применения данного закона, а обратиться в КС РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ.
В соответствии с п. 18 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 05.04.05 № 7) в КС РФ был направлен запрос, в котором выражалось мнение о необходимости проверки конституционности ряда статей Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ.
Конституционный Суд РФ вынес определение от 04.10.05 № 364-О: в нем запрос ВС РФ признан не подлежащим рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку для ответа на поставленные в нем вопросы не требуется вынесения постановления. Однако при этом КС РФ сформулировал правовые позиции по вопросу о порядке применения механизма индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам после введения в действие Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. В связи с этим стало возможным внести в постановление Пленума от 14.12.00 № 35 изменения и дополнения (постановление Пленума от 11.05.07 № 23).
В пункте 8.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления от 11.05.07 № 23) разъяснено следующее. Решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), а также о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29 мая 2004 г., не могут быть пересмотрены только на том основании, что редакция ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.01 № 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26.04.04 № 31-ФЗ. Дело в том, что эти решения постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона от 15.05.91 № 1244–1 с учетом положений, закрепленных в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
При этом особое внимание судов обращено на недопустимость обратного взыскания или зачета в счет будущих платежей присужденной на основании решения суда, вступившего в законную силу до 29 мая 2004 г., суммы задолженности, образовавшейся в связи с отсутствием индексации, а также на незаконность перерасчета в сторону уменьшения проиндексированной с учетом роста прожиточного минимума ежемесячной суммы либо иной компенсационной выплаты.
В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.