3. Налоговая политика в Российской Федерации.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Налоговая политика в Российской Федерации.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовая политическая линия Российской Федерации есть совместность методик и событий страны, направленных на внедрение денежных средств для упрочнения собственного запаса резервов (экономического, политического, военного, экологического, социального).
Итоги 2019 – 2020 годов
Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
1 | Введут обязанность предоставления банковской гарантии в таможенный орган для организаций, которые ввозят в РФ алкогольную продукцию с территории ЕАЭС, подлежащую маркировке федеральными специальными марками. Такая банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка выплатить суммы акциза, неуплаченные налогоплательщиком или уплаченные не в полном объеме.
Введение такого требования необходимо для исключения рисков неуплаты акциза, которые возникли после отмены требования представлять при приобретении федеральных специальных марок обязательство об их использовании исключительно по назначению и документ, подтверждающий его исполнение. |
2 | Предоставят возможность уплаты акциза по маркируемой алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ с территории ЕАЭС, путем распоряжения авансовыми платежами, предусмотренными российским законодательством о таможенном регулировании.
Это упростит для бизнеса процедуру уплаты акциза. |
Основные признаки и элементы налога
Опираясь на определение налога, можно выделить несколько ключевых признаков и элементов налога. К основным признакам налога относятся:
- Императивность или абсолютная обязательность уплаты налога.
- Индивидуальная безвозмездность, т.к. налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не рассчитывает на получение конкретной пользы от государства.
- Законность, поскольку налог устанавливается исключительно государством и взимается на законных основаниях.
- Налог взимается регулярно
- Налог представляет собой финансирование государственной деятельности.
Налог устанавливается в законе благодаря следующим элементам:
- Субъекту налогообложения, здесь подразумевается налогоплательщик или плательщик сбора.
- Объекты налогообложения и единицы обложения.
- Налоговой базе.
- Налоговой ставке.
- Налоговому окладу, иными словами той сумме налога, которая получена с единицы обложения.
- Налоговому периоду.
- Налоговым льготам.
Существует много экономических рычагов, при их помощи государство оказывает влияние на экономику рынка, важную позицию захватывают налоги.
Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России [абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ].
Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. [жур. «Налоги», 2010 №1]
Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:
— Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
— Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.
Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.
Эффективная налоговая политика значится главной в постоянном созревании экономики Российской Федерации. Посредством влияния на хозяйственную деятельность и индивидуальные средства, а еще через бюджетно-пере распределительные ходы формирования процесса дел создаются инвестиционные условия в стране, так же создание обстоятельств для исполнения политических, экономических и социальных функций государства. Наибольшую актуальность набирают вопросы формирования, и функционирования результативной налоговой политики в нестабильной обстановке. Одним из главных основных составляющих с повышением увеличения эффектной результативности налоговой политики как важного звена экономически индустриальной политики страны является исследование и большое обширное применение на родине и за рубежом. [7]
Цель курсовой работы — изучение налоговой политики в современной России, ее функций и направления реформирования.
Объект исследования — налоговая политика государства.
Предмет исследования — направления реформирования налоговой политики. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Определить нормативно-правовую базу финансовой политики.
2) Охарактеризовать сущность и основные трактовки.
3) Выделить элементы и цели, а также виды налоговой политики.
4) Сделать анализ важнейших направлений реформирования налоговой политики в современной России. [12]
Основным материально-денежным возможным резервом страны являются налоговые сборы, в следствии этого действенное правление налоговыми сборами можно считать основой муниципального управления.
Развитая индустриальная политика вероятна при сформированной системе органов государственной руководящие властью, грамотной и обмысленной налоговой политике. В нашем государстве временной промежуток развития системной конструкции сбора налогов не завершился, следовательно, говорить о сильной налоговой политике не стоит.
Государство обширно пользуется налоговой политикой в свойстве определенного регулятора влиятельного воздействия на отрицательные стороны рынка. От того, в какой степени, верно, построен порядок обложения налогом, зависит действенное функционирование всего народного хозяйства. [3]
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.[4]
Актуальность темы курсовой работы «Налоговая политика в современной России и направления ее реформирования» заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.[5]
Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.
Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ. [14]
С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:
— Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
— ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
— ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
— Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:
— Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.
— Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.
— По налогу на прибыль — сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры, переноса на будущее убытка в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода. [7]
— По НДС — совершенствовать порядок налогообложения.
— По акцизам — увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. Внести изменения в ст. 193 НК РФ, позволяющие предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов, когда в преддверии повышения ставок акциза налогоплательщики на конец года накапливают запасы подакцизной (табачной) продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.
— По НДПИ — уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа для организаций — собственников Единой системы газоснабжения и аффилированных с ними лиц.
— По имущественным налогам — включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности, на которые не зарегистрированы.
— Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
— Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.
Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.
Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».
Налоговая политика государства на 2018-2020 годы
Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.
См. также «Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды».
В проекте этого документа декларируется:
— не повышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
— завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей; [См. материалы:«Изменения в администрировании сборов: Минэкономразвития заступилось за бизнес»;«Правительство решит вопрос по неналоговым платежам».]
— сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
— полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
— интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
— создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
— постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
— интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
— запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
— автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
— предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
— включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
— расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
— установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
— уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
— признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
— пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
— ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
— уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
— закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;[О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?».]
— предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
— снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
— уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
— уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
— предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
— продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
— изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
— совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
— сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
— установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности. [18]
Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.[См. материал «С 2019 года появится новый налог».]
Основные направления налоговой политики на 2018 год
Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:
- Совершенствования налогового администрирования.
- Создания кодекса неналоговых платежей.
- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.[13]
В добавление, для наиболее совершенного осмысливания сущности мнения «налоговая политика» целесообразным представляется различение последующих признаков:
Существенной целью налоговой политики — выражается самый важный ориентир, какой-никакой следует достичь субъекту вследствие разработки и исполнения личной налоговой политики.[3]
Следует напомнить, что цель налоговой политики не выражается чем-то замершим и бездвижным. Как известно, налоговая политика создается под воздействием нескольких факторов, основными из которых служат экономические и социальные обстоятельства как единое по стране, так и в отдельном регионе; разброс социально-политических сил в обществе.
Субъектами налоговой политики выступают:
— государственной — Российская Федерация;
— региональной — субъекты РФ (республики в составе РФ, области, края, автономные области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург);
— муниципальной — города, районы, районы в городах.
Можно отметить, что любой субъект налоговой политики подключает в себя налоговое подчинение в пределах возможностей, поставленных Налоговым Кодексом. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты владеют преимуществом гипнотизировать и аннулировать налоги в пределах списка региональных и местных налогов, веденного ФЗ НК. Вместе с тем, им представляются необъятные способности по снижению налоговых ставок, в определении распорядка и временных отрезков уплаты налогов.[4]
В процессе налоговой политики, субъекты владеют всеми шансами воздействовать на экономические пристрастия налогоплательщиков, формировать такие состояния их хозяйствования, которые максимально доходны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.[17]
Основами налоговой политики выступают:
1) Научно доказанный подход к налоговой политике в согласовании с закономерностями публичного развития и заключениями экономической и финансовой наук.
2) Учет и специфика теоретических исторических внешних и внутренних условий, географическое расположение, истинные экономические вероятности страны.
3) Исследование происхождения налоговой политики, прославленного опыта, вскрытие передовых тенденций, применимых на должном историческом этапе созревания экономической стратегии конкретной страны.
4) Учет многоотраслевой структуры и многоуровневого характера (в условиях бюджетного федерализма) российской экономики.
5) Применение многовариантных расплат при формировании концепции налоговой политики и предвидение вероятных положительных и отрицательных результатов наложения должных налоговых сценариев на конкретную экономическую обстановку в государстве на основе обширного использования разнообразных экономико-математических методов.[16]
Цели налоговой политики складываются под влиянием цельного ряда обстоятельств, важными из которых являются по экономике индустриально индустриальная и общественная обстановка в государстве, расстановка социально-политических сил в обществе.
В нынешних обстоятельствах страны с раскрученной рыночной экономикой воплощают в жизнь налоговую политику для достижения вытекающих главных целей:
-·участливость государства в урегулировании экономики, устремленной на поощрение или ограничение хозяйственного занятия, а также и в общем воспроизводстве;
— снабжение нужд уровней власти в финансовых ресурсах, неполных для провидения экономической и общественной политики, а также для выполнения должными органами власти и правления, порученных на них функций;
— снабжение государственной политики урегулирования доходов.
В теории налогообложения принято выделять:
— фискальную,
— экономическую,
— стимулирующею,
— экологическую,
— контрольную,
— международную цели налоговой политики.
Подводя итог, налоговая политика — одна из главных частей финансовой политики, направление воздействий, система мер, обходимых государством в области налогов и налогообложения. [12]
Налоговая политическая линия отыскивает личное выражение в видах используемых налоговых пошлин, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов обложения налогом, в налоговых льготах.
Налоговая политическая линия создается и воплощается на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции.
Таблица 1.1
Уровни налоговой политики
Наименование уровня |
Характеристика |
Федеральный уровень |
Налог на добавленную стоимость( НДС); Налог на доходы физических лиц(НДФЛ); Налог на прибыль организаций ; Сборы за использование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Водный налог; Налог на добычу полезных ископаемых; Акцизы. |
Региональный уровень |
Транспортный налог; Налог на игорный бизнес; Налог на имущество организаций. |
Местный уровень |
Земельный налог; Налог на имущество физических лиц. |
Налоговая политика России и её типы
Переход России к новым условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства.
Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики, сложившиеся в мировой практике.
Первый тип — политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный метод не оставляет как налогоплательщику, так и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, например, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. При этом экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям: укрывательству от налогообложения, развитию «теневой» экономики.
Реализация налоговой политики
При реализации налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков с целью создания таких условий хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.
По мнению А. Сердюкова, основами налоговой политики являются:
- научно обоснованный подход к налоговой политике в соответствии с законами общественного развития и выводами экономической и финансовой наук.
- принимать во внимание:
- изучение генезиса фискальной политики, мирового опыта, выявление прогрессивных тенденций, действующих на соответствующем историческом этапе развития экономической стратегии конкретной страны.
- с учетом многосекторной структуры и многоуровневого характера (в условиях фискального федерализма) российской экономики.
- использование многовариантных расчетов при разработке концепции налоговой политики и предвидение возможных положительных и отрицательных последствий введения соответствующих налоговых сценариев на конкретную экономическую ситуацию в стране на основе широкого применения различных экономико-математических методов.
Частная или государственная сфера?
Выше мы отметили, что понятие налоговой политики может быть связано не только с деятельностью государственных органов, но также и с активностями различных субъектов правоотношений, не относящихся к политическим институтам. Многие эксперты считают, что термин, о котором идет речь, допустимо трактовать в контексте деятельности любых субъектов, которые так или иначе связаны с налогами.
Однако предприятия в этом случае будут, вероятнее всего, объектами соответствующего административного воздействия со стороны власти, то есть налогоплательщиками, а государственные и муниципальные органы — субъектами, теми, кто взимает в законном порядке соответствующие сборы в казну. Термин «налоговая политика предприятий», по сути, корректен, однако оспаривается экспертами, приводящими вышеперечисленные аргументы. То есть политика как вид деятельности должна проводиться прежде всего институтом, претендующим на субъектность, считают аналитики.
Налоговая политика и смежные с ней сферы
Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.
Налоговая политика предприятия (если условиться, что данный термин в полной мере применим к деятельности субъектов вне государственной сферы) или политических институтов, так или иначе, базируется на совокупности неких принципов, которые, в свою очередь, становятся частью налогового механизма, в функционировании которого принимает участие непосредственный субъект финансовых отношений. Каковы его характеристики и особенности?
Налоговый механизм, реализуемый на уровне национальной экономики, хозяйственной системы региона, муниципалитета или отдельного предприятия — это совокупность методов, с помощью которых тот или иной субъект правоотношений в финансовой сфере достигает своих целей. Для государства это увеличение налогов (не в ущерб интересам бизнеса), для предприятий — уменьшение сборов (без негативного влияния на бюджет). Основные элементы механизма, о котором идет речь — это планирование, регулирование, а также контроль.
Особенности и направления совершенствования налоговой политики России на современном этапе
На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Успешное функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного периода. Это обусловлено тем, что происходят изменения на уровне экономики страны и это приводит к соответствующим изменениям в налоговой политике. Для того, чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к действующим условиям экономики.
Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.
Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в следующем — получить максимально возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.
Основные направления совершенствования налоговой системы
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач — модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач и направлены на создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
Основные задачи развития современной российской налоговой системы :
поддержка российских товаропроизводителей путем создания благоприятных налоговых условий для инвестиций и повышение их конкурентоспособности как на внутреннем так и на мировом рынках;
совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем;
обеспечение льготного налогового режима для привлекаемых иностранных капиталов;
в результате решения вышеперечисленных задач — ускорение процесса интеграции российской экономики в мировую
Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах последующим направлениям.
Налоговая система должна быть адекватной развитию экономики и формам предпринимательской деятельности. Налоговая реформа в настоящее время «пробуксовывает» потому, что она проводится в период производственного спада, снижения инвестиционной активности, бюджетного дефицита, кризиса взаимных неплатежей предприятий. Тем важнее найти оптимальный путь экономического развития и налогового реформирования .
Налоговая реформа должна стать коллективным делом, наиболее рациональные и эффективные идеи отразятся в Налоговом кодексе, которому предстоит стать основным федеральным законодательным актом, регулирующим все проблемы налогообложения. Он призван установить принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Налоговый кодекс должен определить правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Перед Налоговым кодексом стоит задача разработать основные положения по определению объектов налогообложения, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию действий должностных лиц Государственных налоговых органов .
Другой вариант состоит в снижении налогового гнета на предприятия и организации и переносе его на физических лиц.
Еще один вариант предусматривает резкое снижение налогов на добавленную стоимость и на прибыль и замену их рентными платежами за использование природных ресурсов, повышением налогообложением добывающих отраслей промышленности.
Есть сторонники замены налога на прибыль на доход предприятий и организаций.
Предлагаются смешанные системы, состоящие из данных вариантов, и совсем уникальные, не апробированные нигде в мире, системы налогов. Наконец, есть сторонники простого снижения налогов без увязки с расходной частью бюджета в расчете на то, что такая мера автоматически разовьет и расширит налоговую базу и принесет потребные доходы.
На третьем месте заметно сниженный НДС. Затем налог на имущество предприятий не только с увеличенной ставкой, но и с ежеквартальной корректировкой на индекс инфляции. Следующее место занимает экологический налог, но, к сожалению, и у екатеринбургских авторов он провозглашен, но не разработан, как и ныне функционирующей налоговой системе .
Далее идут: плата за пользование землей, она существует, акцизный сбор — тоже. Налог на вывоз капитала, с одной стороны, может оказаться полезным, но с другой — затруднит международные экономические отношения нашей страны. И, наконец, плата за трудовые ресурсы и за сокращение числа рабочих мест.
На первом этапе главным налогом для внесения изменений становится налог на прибыль. При этом ставка налога повышается до 45 — 55 %, но НДС и налог на заработную плату отменяется. На последующих этапах можно было бы применить более эффективные формы налогообложения прибыли. Например, фиксированные, не зависящие от объема выпускаемой продукции, отчисления от прибыли в бюджет. Использование системы фиксированных платежей подготовит базу для перехода к рентному налогообложению. В будущем потребности бюджета будут удовлетворять главным образом за счет ренты с природных ресурсов, которая и создает основную массу народнохозяйственной прибыли .
Однако следует иметь в виду, что налоги на природные ресурсы в виде рентных или иных платежей окажутся заложенными в цену продукции, в том числе обрабатывающей промышленности, ибо сырье она получает от добывающих отраслей, т.е. по данной теории от главных плательщиков налогов. И когда произойдет их всеобщее подорожание, то это войдет в себестоимость продукции и повысит розничные цены.
Многовариантность развития налоговой системы поставила перед разработчиками Налогового кодекса очень непростые задачи. Главная из них решить: по какому пути идти. Или перечеркнуть все созданное за последние годы и разработать принципиально новую налоговую систему с иными видами налогов. Или совершенствовать действующую систему налогов, приближая ее и далее к мировой практике, но с учетом специфических условий российской экономики .
Предполагается решить ряд проблем по взиманию НДС при внешнеторговых операциях со странами ближнего и дальнего зарубежья. Не сразу, а постепенно стереть различия между зарубежными странами, бывшими таковыми и в прошлом, и странами СНГ.
В целом речь идет о максимальном приближении российского НДС к европейскому. Также к европейским меркам приближается количество подакцизных товаров и механизм взимание акцизов. Началось их сокращение и постепенный переход от процентных надбавок к розничным ценам к абсолютным суммам на единицу изделий в натуральном выражении .
В налоге на прибыль предприятий и организаций предполагается трансформировать налогооблагаемую базу. Вывести из нее все затраты, связанные с осуществлением экономической деятельности, с получением прибыли. Сюда относятся в полном объеме расходы на рекламу, на обучение персонала и ряд других затрат, ограниченных нормативами.
Налоги, связанные с использованием природных ресурсов, не включают поземельное налогообложение, налог на воду и лесной налог. Их взимание не относится к прерогативе федеральных органов власти.
Среди местных налогов особое место занимает налог на недвижимость. По замыслу авторов проекта Налогового кодекса налог на недвижимость может вводиться в действие по совместному или согласованному решению органа местного самоуправления и соответствующего регионального органа власти. Одновременно они принимают решения о прекращении действия местных налогов на землю и на имущество предприятий .
Можно ликвидировать некоторые налоговые льготы, но это не должно коснуться льгот по налогу на прибыль, стимулирующих инвестиционную активность, не должно коснуться малого бизнеса, противостоящего бывшим государственным монополиям, еще и сегодня удерживающим товарный рынок. Что касается научных исследований, поисковых работ, то льготы следует не прекращать, а расширять.
Учитывая нерешенность жилищной проблемы, нужны льготы по НДС для организаций, строящих жилые дома, и по подоходному налогу — для граждан-застройщиков. А также по налогу на имущество для владельцев жилья, кроме тех, кто использует его для извлечения дохода. Следует говорить о разумной налоговой политике, в том числе с помощью льгот, а не о всемерном их сокращении .
Некоторые предложения требуют уточнения. Вместо федерального налога на прибыль предприятий и организаций планирует введение двух налогов: федерального налога на доход (прибыль) предприятий и регионального налога с тем же названием. Здесь возникают два вопроса.
Концепция налоговой политики
Налоговая политика – интересный вопрос, потому что, задействуя определенные рычаги, можно достигнуть определенных результатов. Вопрос о налоговой концепции в Латвии – это мой любимый вопрос. Я, конечно, не могу говорить от имени бюджетной комиссии, только от своего, поэтому излагаю свои мысли и свое видение. Если мы посмотрим на общую налоговую нагрузку, то на европейском фоне Латвия является зоной низких налогов. Высокие налоги в Нидерландах, Швеции, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, и это страны с высоким уровнем благосостояния. При высоких налогах много денег остается для распределения на социальные нужды, благосостояние. Вопрос в том, способен ли предпринимательский сектор, единственный “производитель” налогов в стране, это обеспечить? Латвия находится в зоне с низкими налогами. В Румынии, Болгарии уровень благосостояния низкий даже по сравнению с Латвией.
Самая большая проблема – это не налоговая нагрузка, а собираемость и сегмент теневой экономики, потому что, если налоги высоки, но платятся избирательно, то автоматически становятся неконкурентоспособными те, кто платит налоги. Если платят все, это не влияет на конкуренцию. Поэтому с точки зрения политики важно обеспечить равноправные условия конкуренции, то есть контролировать дисциплину уплаты налогов.
Это, конечно, влияет на конкуренцию между государствами, но локально, на внутреннем рынке – нет.
Высокие налоги, большие зарплаты, значительные налоговые отчисления с зарплат, активный оборот денег – экономика развивается быстро. Если говорить о Латвии, то мы с аналогичными другим странам номинальными налоговыми ставками собираем меньше налогов. Мы на 6 процентных пунктов отстаем от среднеевропейского показателя теневой экономики. Это много. Если 1% от ВВП составляет 250 миллионов, значит, мы не собираем около 1,5 млрд евро по сравнению со страной аналогичных номинальных налоговых ставок. Если бы мы могли все собирать, наш бюджет составлял бы не 7,5 млрд евро, а 9 млрд.
Это огромная разница. Если мы минимально на 1 процентный пункт в год могли бы улучшать собираемость, не поднимая ставок, и так понемногу продвигаться вверх, это имело бы колоссальное значение. Если наш бюджет ежегодно был бы на 200 -250 млн больше предыдущего, мы шли бы вперед с шагом не 250, а 500 млн в год! И платили бы медикам, педагогам, пенсионерам, мы платили бы налог на рабочую силу, социальные взносы. И в Латвии началось бы движение. Наша проблема – это теневая экономика.
Тогда нужно выделять дополнительные ресурсы на борьбу с теневой экономикой?
Без сомнения. Мы идем к некоторым очень важным вещам. Во-первых, есть реверсный порядок уплаты НДС в бизнесе компьютерной техники и мобильных устройств.
Какова здесь схема мошенничества?
В Латвии не производят мобильные телефоны. А мобильные телефоны, особенно новые модели, выходящие на рынок, — это модная вещь, их всем нужно, оборот быстрый. Здесь чрезвычайно важна цена, и, если она на 5 евро ниже, она уже очень привлекательна. Устройство поступает в Латвию с НДС 0 евро, затем появляется фиктивный посредник, который не платит никаких налогов, так что 21% — уже выгода; ½ забирает организатор схемы и на ½ снижает цену. В Латвии цены ниже, чем у официальных дилеров для зарегистрированных распространителей. Этот неуплаченный налог платим мы все. До лета прошлого года 2/3 мобильных телефонов, купленных в ЕС, шли через Польшу. Польша тоже не производит iPhone. С 1 июля 2014 года они приняли этот реверсный порядок уплаты НДС, и дилер Apple в Балтийском регионе увеличил оборот в четыре раза. Мы ясно видим, что польские схемы переносятся в Балтию. С 1 апреля следующего года у нас в Латвии тоже будет этот реверсный НДС, следовательно, одну схему мошенничества мы ликвидируем.
Вторая сфера, в которой много предложений, — это борьба с теневой экономикой в таксомоторных компаниях. Третье – это строительство, где тоже громадный теневой сектор. Значительная часть налогов не собирается из-за режима микроналога, который процветает в этой отрасли. Важно ввести четкие нормы, а это всегда вызывает протест. Например, строится объект, который зафиксирован в смете, и четко известно, сколько и каких материалов требуется, какой труд там нужно вложить и так далее. Должна быть адекватная уплата налогов, но, поскольку нормативы не имеют силы закона, их невозможно объединить в единую цепь, так как у СГД нет инструментов, как это сделать.
Следующее, что стоит на повестке дня Сейма – это поправки к уголовному закону, предусматривающие криминализацию зарплат “в конвертах”. Это преступление, за которое нужно сажать в тюрьму.
Пятое – это кассовые аппараты. Честным торговцам ничего не грозит. То, что вложит добросовестный торговец, если ему придется усовершенствовать кассовую систему согласно требованиям, — это меньший расход, чем то, что он теряет, если жулик за углом торгует без чеков и дешевле. Я хотел бы видеть стремление самой отрасли к самоочищению. Любое хорошее начинание всегда ▶ сталкивается с противодействием. Противодействия нет только в том случае, если мы ошибаемся. Отрасль не вкладывает много в кассовые аппараты. Следующий шаг – вмешательство в работу кассовых аппаратов. Без сомнения, такие действия должны быть криминализованы. Как мы помним по печально известному прецеденту с Gan Bei, в результате никто не был наказан. Они обещали… мошенничать меньше, и все идет своим чередом. То, что видим мы в телепередаче “Запрещенный прием” о возможности договориться о перепрограммировании кассового аппарата – все это уголовно наказуемые деяния. Конечно, есть еще возможность – продавец выбивает чек, клиент выходит за дверь, и продавец аннулирует чек. Продажи не было! Бывает, что не хозяин мошенничает, а продавец. Исторически кассовые аппараты были введены, чтобы контролировать, не обманывает ли продавец хозяина. Думаю, что СГД выдвигает довольно соразмерные предложения. Я вместе с Министерством финансов и СГД участвую в рабочей группе по борьбе с теневой экономикой, и там появляются очень хорошие идеи, которые нельзя ввести “завтра утром”. Норма, в любом случае, должна быть соразмерна и точно адресована. От нормы не должен пострадать невиновный, потому что некоторые могут и ошибаться. Норма должна быть ясно, точно нацелена. Наша цель – в течение шести лет достичь среднеевропейского показателя теневой экономики – 28 %, вместо наших нынешних 34%. В Скандинавии этот процент еще меньше. Здесь я и вижу ресурс – мы можем решить очень многие проблемы, не повышая налоги, и это существенно.
Если говорить о налогах на рабочую силу, то больше всего дискуссий вызвал налог солидарности, который устраняет регрессивность выплат с зарплаты. Я думаю, что мы постепенно придем к небольшой прогрессивности в налоге на зарплаты. Не нужны излишества, к которым призывают социал-демократы, потому что тогда мы действительно убьем бизнес. В мире действует принцип маятника – правые или центристские силы умеют зарабатывать деньги, но не могут их распределять, а социал-демократы умеют распределять, но не могут зарабатывать. Если публика недовольна распределением, к власти приходят социал-демократы, они красиво распределяют, и, когда публика недовольна тем, что распределять уже нечего, снова приходят правые… Небольшая прогрессивность нужна, но она связана с одной вещью – с всеобщим декларированием. Обо всем, что мы легально зарабатываем, знает СГД. А заполнение декларации – это, по существу, подтверждение информации из письма СГД – о том, что все зафиксировано правильно, или же, в противном случае, вносятся изменения и отправляются СГД. Налогом должны облагаться суммарные годовые доходы всех жителей, потому что, если посмотреть на зарплаты, это становится невозможной миссией – наша шкала зарплат так уплотнена! Например, налог солидарности касается только 4700 человек, у которых зарплаты больше 4000 евро в месяц. Нет смысла вводить шкалу прогрессивности, потому что нужно смотреть на все доходы, полученные в течение года. Этого без декларирования сделать нельзя.
Налоговая и таможенно-тарифная политика
Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:
- Совершенствования налогового администрирования.
- Создания кодекса неналоговых платежей.
- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Реферат: Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации
Выше мы отметили, что понятие налоговой политики может быть связано не только с деятельностью государственных органов, но также и с активностями различных субъектов правоотношений, не относящихся к политическим институтам. Многие эксперты считают, что термин, о котором идет речь, допустимо трактовать в контексте деятельности любых субъектов, которые так или иначе связаны с налогами.
Однако предприятия в этом случае будут, вероятнее всего, объектами соответствующего административного воздействия со стороны власти, то есть налогоплательщиками, а государственные и муниципальные органы — субъектами, теми, кто взимает в законном порядке соответствующие сборы в казну. Термин «налоговая политика предприятий», по сути, корректен, однако оспаривается экспертами, приводящими вышеперечисленные аргументы. То есть политика как вид деятельности должна проводиться прежде всего институтом, претендующим на субъектность, считают аналитики.
Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.
Налоговая политика государства может оказывать сильнейшее влияние на национальную модель развития экономики. Это прослеживается сразу в нескольких аспектах. Во-первых, от того, насколько эффективным будет сбор налогов, зависят бюджетные возможности государства, а значит, способность властей выполнять свои обязательства, прежде всего социального характера. Во-вторых, регулируя величину тех или иных налогов, вводя какие-либо из них или, наоборот, отменяя, государство в значительной степени определяет динамику развития национальной предпринимательской сферы, формирует условия для ее инвестиционной привлекательности. Некоторые эксперты считают, что налоговая политика государства — это, по сути, постоянный поиск компромисса между двумя отмеченными началами. То есть, с одной стороны, власть желает выполнять свои бюджетные обязательства, с другой — обеспечивать комфортные условия ведения деятельности для налогоплательщиков.
Выполнение социальных задач — не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны — это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет — одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.
Каковы основные направления налоговой политики в современных государствах? Какова структура рассматриваемого направления деятельности институтов политического управления? Эксперты выделяют три основных компонента налоговой политики.
Во-первых, это концептуальная проработка ключевых элементов стратегии государства в области сбора платежей в казну. В рамках данного направления деятельности часто задействуется научный инструментарий, используются результаты исследования объективных законов развития экономики страны, особенностей выстраивания социальных коммуникаций.
Во-вторых, это определение оптимальных механизмов распределения доходов исходя из необходимых приоритетов в финансировании тех или иных отраслей экономики государства, а также специфики международной и внутренней политической обстановки.
В-третьих, это практическая законотворческая, исполнительная, а в ряде случаев также и судебная деятельность государственных органов власти, основанная на проведенной работе в рамках первых двух направлений активностей политических институтов.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.
В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале 19 века начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов.
Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции – зауженная трактовая функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства.
Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию – распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции – стимулирующую, контрольную, экономическую и др.
Налоговая политика РФ и механизмы ее реализации
До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.
Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.
Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.
Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.
Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:
- Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
- Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
- Совершенствуется система налогового администрирования.
- Критерии проверок стали доступными.
- Появились налоговые каникулы.
Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.