Проверка ОБЭП: чего стоит опасаться и как ей противостоять
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка ОБЭП: чего стоит опасаться и как ей противостоять». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующий закон определяет специфику изучения и проверки обращений от граждан, не пожелавших оставлять свои персональные и контактные данные, которые могут быть использованы для предоставления ответов.
Административный порядок обжалования
Административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) МВД России, его территориальных органов и их должностных лиц
На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1), право на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).
Статья 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет право гражданина, считающего, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.
Внесудебный (административный) порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции регламентируется:
— Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
— Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
— Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Основания для обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции определены в части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Такими основаниями являются:
— нарушение прав и свобод гражданина;
— создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;
— незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы содержатся в статье 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:
— жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме;
— жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта государственного органа, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
1) наименование органа либо должностного лица органа, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа либо должностного лица органа.
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, либо должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба, поступившая в орган, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:
— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах.
— отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении.
Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Можно ли подать жалобу анонимно
Анонимная жалоба – это обращение, в котором нет сведений о его составителе, подавать анонимные обращения в прокуратуру не рекомендуется. В соответствии с п. 2.8 приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45, обращение гражданина обязательно должно содержать его Ф.И.О., а также электронный или почтовый адрес, на который прокуратура сможет направить ответ о результатах рассмотрения.
Отправить анонимную электронную жалобу не получится, автоматизированная система не станет загружать заявление, которое заполнено не полностью.
Тем не менее в законе не установлено запрета на подачу жалоб, в которых отсутствуют сведения о заявителе. В приказе Генпрокуратуры говорится, что такие обращения прикладываются к надзорному производству или к соответствующему делу.
Стоит ли подавать жалобу анонимно – будет ли результат?
Подавая анонимную жалобу в надзорные, контролирующие органы, обратившийся гражданин желает добиться справедливости и восстановить нарушенные кем-то права.
Анонимность не дает гарантий, что жалоба будет рассмотрена. Наоборот – анонимность позволяет специалистам не отвечать на жалобу, не разбираться в существующих проблемах, а попросту пропустить данное обращение.
Жалобы, поданные от анонимов, могут быть не рассмотрены. И такое право у должностных лиц имеется по закону. Поэтому, ответить на вопрос — будет ли результат от подачи анонимной жалобы, не так просто. Некоторые структуры рассматривают анонимные обращения, а некоторые – отклоняют.
Заметьте, что рассмотрение также зависит от типа жалобы.
Например, если анонимная жалоба будет сообщать о террористической угрозе, то ее, конечно же, проверят. А когда жалоба от анонима подается в целях оскорбить и унизить должностное лицо, без каких-либо на то оснований — то ее вряд ли рассмотрят.
Основания проверки или допроса
Опрос чаще всего проводится, когда никакого уголовного дела еще нет. Это называется доследственной проверкой. В ходе доследственной проверки сотрудники полиции собирают информацию о возможном правонарушении.
Не всегда сразу понятно, было преступление или не было. Может, человека кто-то оговорил. Может, его действия кто-то воспринял ошибочно. Возбуждать уголовное дело в отношении человека просто на основании заявления нельзя — нужно сначала проверить информацию.
Сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении полиция обязана проверить. На такую проверку закон дает не более трех суток, а в некоторых случаях этот срок можно продлить до 30 суток. Основание для продления — необходимость провести оперативно-розыскные мероприятия, ревизию, судебную экспертизу, исследовать документы, предметы, трупы. В большинстве случаев желание сотрудников полиции пообщаться с предпринимателем связано именно с проведением проверки.
Например, поступило сообщение о том, что ИП Иванов регулярно дает взятки чиновникам для победы на тендерных торгах и получает подряды на строительство дорог. Оперуполномоченные вызывают Иванова и говорят: «Расскажите, как вы дороги строите».
Иванов отвечает: «Не занимаюсь я строительством, книжками торгую. Вот, посмотрите документы». Смотрят они: правда, книжками человек торгует. В этом случае с Иванова возьмут объяснение, и на этом все закончится. Уголовного дела не будет, вызывать на допрос никого не придется.
Допрос возможен исключительно в ходе следствия или дознания. Этот этап наступает после доследственной проверки. Вас вызовут, если оперуполномоченные возбудили уголовное дело, а вы в нем свидетель, подозреваемый или обвиняемый. Иногда проверка не нужна, уголовное дело возбуждают сразу. Например, если нашли труп.
Как перенести встречу
Чаще всего на опрос вызывают по телефону. Сотрудник ОБЭП может позвонить в любое время и сказать: «Вам нужно явиться на дачу объяснений завтра в 9:00». Не поддавайтесь эмоциям и подготовьтесь к беседе с оперуполномоченными.
Вам нужен план. Большинство адвокатов советуют при первом же звонке идти на встречу и брать с собой адвоката. Они считают, что в этих ситуациях нужно защищаться сразу. Но мне кажется, если у вас малый или средний бизнес и уголовный кодекс вы не нарушаете, не стоит идти после первого же звонка. Своим клиентам я советую отложить встречу на одну-две недели: большая вероятность, что за это время о вас забудут. А если нет, то вы успеете проконсультироваться с юристом, выяснить, не вызывали ли кого-то из партнеров в ОБЭП, и составить план действий.
У вас есть право перенести встречу на удобный вам день. Поэтому вежливо поинтересуйтесь у оперуполномоченного причиной звонка, объясните свою занятость в ближайшее время и попросите перезвонить.
Причины жалоб в ОЭБиПК (ОБЭП)
Законных оснований для подачи жалобы множество, перечислим лишь некоторые из них:
Причина | Описание |
Действуют фиктивные фирмы | создается видимость деятельности; оформляются кредиты в банке; заключаются липовые договора на поставку товара или оказание услуг, при этом берется предоплата по договору; принимают от людей личные накопления, обещают большой прирост вложений. Просуществовав некоторое время, фирма исчезает с деньгами, обманутые люди остаются ни с чем. |
Фиктивное трудоустройство | Фирма объявляет о поиске соискателей для трудоустройства при этом: собираются деньги якобы для дальнейшей работы заграницей; проработав испытательный срок без оформления, заработная плата не выплачивается, и в постоянный штат не включается. В итоге, опять есть обманутые люди. |
Обман юридического лица | Гражданин обманным путем обогатилось за счет организации, об этом стало известно. |
Фальсификация документов | Предприниматель путем подлога документов получил дотации и различные льготы от государства. |
По таким основаниям можно пожаловаться на организацию.
Составление заявления
Составить заявление в ОЭБиПК можно, использовав специальный бланк (он есть в любом отделении полиции) или самостоятельно. Главное требование (согласно статье 141 УПК РФ) – наличие на документе подписи заявителя.
Также стоит учитывать требования закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», которые определяют принципы составления любого заявления или жалобы:
- В шапке указываются данные адресата (отдел полиции или ОЭБиПК) и заявителя (ФИО, дату рождения, адрес, телефон).
- Название – «Заявление по факту мошенничества».
- Описание сути мошеннических действий с указанием всех важных подробностей.
- Просительная часть. В ней заявитель просит привлечь к ответственности виновного.
- Обязательное дополнение: «Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 УК РФ предупреждён».
- Список прилагаемых доказательств.
- Дата и подпись с расшифровкой фамилии.
С другой стороны, а вдруг в письме без подписи сообщается достоверная информация? Поэтому сложилась с годами стандартная практика. В органах власти на такие заявления реагировали вяло: когда примут меры, когда нет. Во всяком случае в правоохранительных органах и спецслужбах анонимки никогда в корзину не выбрасывали. Сообщения о факте преступления обязательно проверяли.
На минувшей неделе президент РФ подписал, а «Российская газета» опубликовала закон, изменяющий порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан в органы власти. Не секрет, что смена строя не изменила ситуации с анонимными посланиями. Они лишь немного видоизменились.
Как говорят специалисты, в эпистолярном жанре с подписью «доброжелатель» исчезли сигналы о неверных женах, наличии любовниц и несдержанность в быту и прочих вещах, которые рассматривали комсомольские и партийные ячейки на местах. Но сигналы с мест без подписи — остались.
Новый закон — это поправки, которые внесены в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Что дали поправки? Желающим отправить послание без координат легче от нового закона не будет. Новые поправки позволят признавать анонимными обращения, в которых не указаны адрес отправителя или его фамилия.
По прежним стандартам ситуация была проще — ответ должен был направляться заявителю даже в том случае, если указана лишь фамилия обратившегося, но не было его адреса. Или наоборот — был указан адрес, но не было фамилии.
Истины ради надо сказать, что, хотя такие нормы в прежнем законе и были прописаны, но грамотные клерки понимали — в обоих случаях доставление ответа адресату было невозможно. Причина одна — отсутствие необходимых данных об авторе послания.
Кстати, в новом законе нашлось место не только анонимам, но и тем, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам в надежде рано или поздно взять чиновников измором. Истины ради надо сказать, что подобное выматывание иногда давало неплохой результат. Уставший от бесконечных жалоб чиновник понимал, что дешевле отреагировать, чем годами отписываться. То есть иногда постоянные письма по одному адресу давали результат. Чаще — нет.
Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с человеком в переписку или нет. Если решит, что — нет, то столоначальник прекращает переписку с гражданином, о чем ему обязательно сообщает.
Такая жесткая мера возможна лишь в том случае, если в обращении человека содержится вопрос, на который письменные ответы уже давались, причем не один и не два раза. И если заявителю по этому поводу отвечали неоднократно и при этом в обращении не приводятся никакие новые доводы или вновь появившиеся обстоятельства.
Это правило действует при неком условии — если и последнее обращение, и ранее направляемые от человека жалобы передавались в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Анонимность была прописана в законе лишь для судов. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает необходимость принятия мер безопасности для потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного судопроизводства. То же правило распространяется на их родственников или близких . Если есть основания полагать, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, то все данные о человеке засекретят.
Решение суда о раскрытии подлинных данных принимается в совещательной комнате и оформляется в виде постановления (определения), в котором должна быть мотивирована необходимость принятия данного решения.
Надо сказать, что в судебной практике такие меры применяются все чаще.
Можно ли обратиться в полицию с анонимным сообщением
Еще несколько лет назад звонить в полицию разрешалось без указания личной информации. Одновременно с этим участились случаи ложных вызовов сотрудников правопорядка. Это отражалось как на репутации, так и на работе органов правопорядка.
Поэтому анонимные звонки стали недоступными при обращении в дежурную часть. Сообщая о правонарушении, человек обязан представиться, указать контактный номер для связи с ним, вкратце описать ситуацию и обозначить место, где произошел инцидент. В этом случае заявление будет зафиксировано и принято в работу.
Анонимная подача заявления в полицию сейчас возможна только в случае сообщения о произошедшем или готовящемся действии со стороны террористов.
В этом случае органы правопорядка не рискуют человеческими жизнями, принимают заявление в работу и проверяют сообщенную им информацию.
Обращаться в полицию можно по «Телефону доверия». Этот звонок совершают анонимно. Наиболее распространенные темы звонков на «телефон доверия» — терроризм, распространение наркотиков и др.
Вызов полиции любым из существующих методов безопасен. Полиция гарантирует конфиденциальность предоставленной обращающимися информации и не разглашает ее третьим лицам.
Наверное только ленивый не проехался по руководству МО РФ. Дошло все до того, что теперь запрещено обсуждать все, что на данный момент происходит на фронте.
Причем, буквально. Тем не менее все продолжают этим заниматься. И мнения экспертов по поводу дополнительного снабжения, достаточно понятны.
Люди покупают большое количество вещей, потому что их там не хватает. Армия сидевшая на бюджете, неплохо себя чувствовала в мирное время. Сирийский конфликт не предполагал такого активного наземного вторжения. Украинская кампания это даже не 2 чеченских. Это крупнейший военный конфликт с нашим участием, со времён Второй мировой. И к этому, никто не готовился.
А раз никто не готовился, то вопрос дефицита каких-то вещей, не мог не проступить на поверхность.
Школа деловых технологий
Право на обращение — это один из действенных механизмов защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) закрепляет две формы обращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.
При этом в Законе прямо указано, что при невозможности определить адресата государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица признают обращение анонимным и освобождаются от обязанности давать ответ на такое обращение.
Закон закрепляет специфику рассмотрения анонимных обращений, то есть сообщений, в которых не указаны фамилия или адрес гражданина, по которому может быть дан ответ.
Следует учитывать, что в отношении анонимных сообщений, содержащих информацию о правонарушениях, закон предусматривает исключение из общих правил.
Анонимные сообщения о правонарушениях не являются основанием для возбуждения уголовного или административного дела, однако подлежат обязательной проверке для установления наличия или отсутствия признаков состава правонарушения.
Таким образом, если в анонимном обращении приводится информация о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии или лицах, подготавливающих, покушающихся или уже совершивших противоправное деяние, то обращение подлежит направлению правоохранительным органам для проверки.
Как подать жалобу анонимно?
Зачастую необходимость подачи жалобы анонимно связана с тем, что гражданин просто боится приближаться к отделению прокуратуры или полиции. Чаще всего это связано с тем, что его действия контролируют третьи лица или его жизни и здоровью что — то угрожает. Да, угрозы могут быть весьма весомым фактором, и злоумышленники зачастую запугивают своих жертв до такого состояния, что они начинают уже панически бояться даже приближаться к отделению. Однако жалобу можно передать и не заходя в прокуратуру. Для этого предусмотрены три различных способа:
- Онлайн отправка жалобы
- Отправка заявления в прокуратуру письмом
- Передача заявления в прокуратуру третьим лицом.
Все они позволяют так или иначе передать жалобу максимально анонимно, без контакта с сотрудниками прокуратуры. Рассмотрим эти способы подробнее.
С другой стороны, а вдруг в письме без подписи сообщается достоверная информация? Поэтому сложилась с годами стандартная практика. В органах власти на такие заявления реагировали вяло: когда примут меры, когда нет. Во всяком случае в правоохранительных органах и спецслужбах анонимки никогда в корзину не выбрасывали. Сообщения о факте преступления обязательно проверяли.
На минувшей неделе президент РФ подписал, а «Российская газета» опубликовала закон, изменяющий порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан в органы власти. Не секрет, что смена строя не изменила ситуации с анонимными посланиями. Они лишь немного видоизменились.
Как говорят специалисты, в эпистолярном жанре с подписью «доброжелатель» исчезли сигналы о неверных женах, наличии любовниц и несдержанность в быту и прочих вещах, которые рассматривали комсомольские и партийные ячейки на местах. Но сигналы с мест без подписи — остались.
Новый закон — это поправки, которые внесены в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Что дали поправки? Желающим отправить послание без координат легче от нового закона не будет. Новые поправки позволят признавать анонимными обращения, в которых не указаны адрес отправителя или его фамилия.
Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с автором многочисленных обращений в переписку или нет
По прежним стандартам ситуация была проще — ответ должен был направляться заявителю даже в том случае, если указана лишь фамилия обратившегося, но не было его адреса. Или наоборот — был указан адрес, но не было фамилии.
Истины ради надо сказать, что, хотя такие нормы в прежнем законе и были прописаны, но грамотные клерки понимали — в обоих случаях доставление ответа адресату было невозможно. Причина одна — отсутствие необходимых данных об авторе послания.
Кстати, в новом законе нашлось место не только анонимам, но и тем, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам в надежде рано или поздно взять чиновников измором. Истины ради надо сказать, что подобное выматывание иногда давало неплохой результат. Уставший от бесконечных жалоб чиновник понимал, что дешевле отреагировать, чем годами отписываться. То есть иногда постоянные письма по одному адресу давали результат. Чаще — нет.
Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с человеком в переписку или нет. Если решит, что — нет, то столоначальник прекращает переписку с гражданином, о чем ему обязательно сообщает.
Такая жесткая мера возможна лишь в том случае, если в обращении человека содержится вопрос, на который письменные ответы уже давались, причем не один и не два раза. И если заявителю по этому поводу отвечали неоднократно и при этом в обращении не приводятся никакие новые доводы или вновь появившиеся обстоятельства.
Это правило действует при неком условии — если и последнее обращение, и ранее направляемые от человека жалобы передавались в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Кстати
Анонимность была прописана в законе лишь для судов. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает необходимость принятия мер безопасности для потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного судопроизводства. То же правило распространяется на их родственников или близких . Если есть основания полагать, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, то все данные о человеке засекретят.
Решение суда о раскрытии подлинных данных принимается в совещательной комнате и оформляется в виде постановления (определения), в котором должна быть мотивирована необходимость принятия данного решения.
Надо сказать, что в судебной практике такие меры применяются все чаще.
Порядок обращения граждан в органы внутренних дел с заявлениями (сообщениями) о совершении в отношении них противоправных деяний
В случае совершения в отношении граждан противоправных деяний (преступлений, административных правонарушений) они могут обратиться с заявлением (сообщением) в органы внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел) в установленном порядке.
Письменное заявление или устное сообщение о противоправных деяниях
Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) (далее – дежурная часть).
Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, обязан незамедлительно передать в дежурную часть информацию по существу принятого заявления (сообщения) для его соответствующей регистрации.
При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.
Направление заявления в электронной форме посредством официального сайта МВД России в сети Интернет
Прием заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях также осуществляется органами внутренних дел в электронной форме посредством официальных сайтов МВД России его территориальных органов (например, через официальный сайт УМВД России по Ярославской области (https://76мвд.рф)) в разделе «Прием обращений».
Для подачи заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях.
Уполномоченными должностными лицами полиции электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях в установленном порядке.
Сообщение о противоправных деяниях по телефону
Оперативно сообщить о преступлениях и иных правонарушениях, а также вызвать сотрудников полиции граждане могут, позвонив со стационарного телефона по номеру « 02 », с мобильного телефона – « 102 ».
О преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, граждане также могут сообщить по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России».
Анонимное заявление (сообщение)
Следует помнить, что анонимное заявление (сообщение) о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Анонимными признаются заявления (сообщения) о преступлении или об административном правонарушении без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ.
Такие заявления (сообщения) в порядке, установленном для рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, не рассматриваются[1].
Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении будет установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным.
Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях
Каждому принятому (полученному) в органах внутренних дел заявлению (сообщению) присваивается очередной порядковый номер Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – КУСП), в ней фиксируются краткие сведения по существу заявления (сообщения).
В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.
Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, направленного посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученного в ходе личного приема, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении по телефону талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется.
Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении
Проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), а также принятие в пределах его компетенции решения в установленном порядке осуществляется уполномоченными должностными лицами территориального органа МВД России.
Сотрудник органов внутренних дел, осуществляющий проверку, обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.
Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом российской Федерации (далее – УПК РФ).
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.
В случае принятия по заявлению (сообщению) о преступлении решения об отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
— о возбуждении дела об административном правонарушении;
— об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
— о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
— о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.
Что такое жалоба на ОЭБиПК (ранее – ОБЭП)? Что является основанием для жалобы?
Жалоба на действия сотрудников ОЭБиПК (ранее — ОБЭП) – представляет собой один из способов защиты своих прав и интересов. Довольно часто сотрудники отдела экономической безопасности, мягко говоря, превышают свои полномочия и используют не совсем законные приемы и способы при осуществлении своей деятельности.
В частности, можно жаловаться на незаконный обыск и выемку, обжаловать постановление об обыске, протокол обыска.
При этом в жалобе на ОЭБиПК (ранее – ОБЭП) важно писать не красноречивые переполненные эмоциями возмущения, а конкретно изложенные факты нарушений сотрудниками ОЭБиПК.
Например, грубым нарушением является участие понятых в процессе описи и изъятия документации компании, если они непосредственно помогают сотрудникам в поиске и сборе документации компании во время оперативной деятельности. Укажите об этом в протоколе обыска, а после распишите в вашей жалобе на обыск сотрудниками ОЭБиПК (ранее – ОБЭП).
Алгоритм составления заявления
Строгого алгоритма по составлению заявления не существует. Конечно, работники помогают его составить. Но мы приведем примеры, как его составлять.
Заявление о незаконной предпринимательской деятельности: образец.
Что касается ОБЭП, то тут заявление будет несколько иное. Начать составление такого документа нужно с «шапки». В ней должны содержаться такие данные, как: должностное лицо, которому адресовано заявление, данные о том, кто составил документ, а именно, ФИО, данные паспорта и адрес проживания, телефон для связи.
«Шапка» должна быть расположена в верхнем правом углу. Кроме того, в ней необходимо указать, что заявитель ознакомлен с тем, что за дачу ложных показаний наступает уголовная ответственность. Под этими словами необходимо поставить текущую дату и подпись заявителя.
Далее посередине листа необходимо написать слово «Заявление» и в свободной форме изложить свои предположения насчет нелегального бизнеса.
Анонимные обращения граждан в убэп
Анонимная жалоба – это обращение, в котором нет сведений о его составителе. В прокуратуру такие жалобы подавать не рекомендовано – в соответствии с п. 2.8 Приказа Генпрокуратуры России «Об утверждении…» от 30.01.
2013 № 45, обращение гражданина обязательно должно содержать его фамилию, имя и отчество, а также почтовый или электронный адрес, на который прокуратура сможет отправить ответ. Отправить анонимную электронную жалобу невозможно и технически – система попросту не разрешит загрузить заявление, заполненное не полностью.
Тем не менее, и запрета на подачу жалоб, в которых отсутствуют сведения о заявителе, в законе нет – в Приказе говорится, что такие обращения прикладываются к надзорному производству или к соответствующему делу.
Подать жалобу в прокуратуру можно:
- Лично посетив территориальное отделение прокуратуры. Жалобу стоит составить в двух экземплярах – один оставить у представителя прокуратуры, а второй, с отметкой о получении, сохранить у себя.
- По почте, отправив заказное письмо с уведомлением о вручении.
- Через интернет, воспользовавшись сервисом Интернет-приемная. Здесь вы найдете полную инструкцию по составлению обращения, а также сможете отправить его напрямую в региональную прокуратуру.
Органы МВД обязаны рассматривать поступающие в их адрес обращения о готовящихся или совершенных преступлениях. Структура обращения установлена п. 21 Приказа МВД России «Об утверждении…» от 12.09.2013 № 707. В нем имеется указание о том, что обращение обязательно должно содержать Ф.И.О. и адрес гражданина – значит, анонимку подать не получится.
Согласно 40 статье УК РФ отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (бывший ОБЭП) уполномочен проводить дознание в случае фактов мошенничества, подпадающего под действие 159-й статьи УК РФ. Таким образом, заявление в ОЭБиПК нужно подавать по неквалифицированным составам этой статье и специализированных статей о мошенничестве.
Также сотрудники этого отдела МВД имеют право составлять протоколы по административным делам о мошенничестве.
Перечень возможных доказательств по уголовному преступлению указан в 74-й статье УПК РФ:
- Показания преступника, потерпевшего и свидетелей.
- Заключение эксперта.
- Вещдоки.
- Протоколы следственных и судебных действий.
- Иные документы.
Для административных правонарушений согласно статье КоАП РФ №26.2 дополнительно могут быть использованы:
- Протоколы об административном правонарушении.
- Объяснения предполагаемого нарушителя.
- Показания специальных технических средств.
К вещественным доказательствам относятся фото и видеоматериалы, аудиозаписи, чеки, письма и иные бумажные материалы.