Заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Т.е. при составлении текста проекта договора в него должны быть включены все те условия, которые содержатся в типовой форме договора, и могут быть включены иные условия, дополнительно регулирующие, конкретизирующие отношения сторон такого договора, но не противоречащие условиям типового договора и нормам действующего законодательства.
Заключение договора на вывоз и утилизацию ТБО с организацией
Заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов с жителями или управляющей жильем организацией, ТСЖ является обязательным для обеих сторон. Детали оформления договора на вывоз ТБО с организацией и ИП, не управляющими жильем, устанавливаются нормативными актами субъектов РФ либо органами местной власти. Например:
- п. 5.1.1 постановления администрации г. Королева МО от 06.2013 № 1034 обязывает собственников отходов — физических и юридических лиц заключить договор на вывоз и размещение отходов;
- согласно п. 3.3 правил благоустройства, утв. решением думы городского округа Богданович от 03.2016 № 23, по условиям договора между оператором и организацией на размещение отходов их вывоз на полигон может производиться силами организации.
При заключении договора на вывоз ТБО обращается внимание:
- на предмет договора;
- срок исполнения услуги;
- объем вывозимых отходов.
Какие еще проблемы есть у мусорной отрасли
По данным «Российского экологического оператора», сейчас в зоне риска прекращения деятельности или банкротства из-за неплатежей находятся региональные операторы в 11 субъектах, вступивших в реформу. Значительная часть региональных операторов начнет массово банкротиться, что может привести к срыву выполнения показателей мусорной реформы, сказал РБК глава ассоциации «Чистая страна» (объединяет региональных операторов) Руслан Губайдуллин. Среди основных проблем помимо неплатежей он назвал две:
- Отсутствие у операторов доступа к информации о персональных данных плательщиков за вывоз отходов. «Необходимо поменять федеральный закон «О персональных данных» с тем, чтобы их могли предоставлять операторам региональные власти на бесплатной основе», — отметил он. По словам учредителя и директора Красноярской рециклинговой компании Ильи Ильина, отсутствие доступа к персональным данным плательщиков приводит к низкой собираемости платежей, некорректному выставлению счетов и невозможности взыскания задолженности за вывоз мусора в суде. Михаил Захаров отмечает, что такими данными обладает Федеральная миграционная служба, но в единую систему они не выгружаются. «Сотрудники компании выезжают в поселения, откуда должны вывозить отходы, и сами занимаются переписью, что увеличивает расходы регоператора», — сказал он.
- Еще одна важная проблема — неработающая мера поддержки операторов, связанная с освобождением их от уплаты НДС, говорит Губайдуллин. Эти деньги компании могут вкладывать в модернизацию инфраструктуры, связанной с обращением с отходами. «У бизнеса возникает обязанность по восстановлению сумм НДС (то есть возврату государству части этого налога. — РБК), правомерно принятых к вычету. В результате регоператор обязан заплатить эти деньги в бюджет из своего кармана», — сетует глава ассоциации. По оценке «Чистой страны», сумма НДС, подлежащая «восстановлению» (выплате), составит до 10% от прогнозной необходимой валовой выручки операторов на 2020 год. «Региональные операторы, которые в прошлом году купили спецтехнику, например на 1 млрд руб., должны были получить из этой суммы 200 млн руб. возмещения из бюджета. Но в этом году, переходя на упрощенную систему налогообложения, таким регоператорам предстоит вернуть в бюджет обратно 170 млн руб., исходя из срока службы транспорта по вывозу отходов и остаточной стоимости, отметила Вергун. По мнению Губайдуллина, целесообразно было бы освободить региональных операторов от обязанности возвращать эти деньги государству, но для этого требуется внесение изменений в Налоговый кодекс.
Основания заключения договора
Заключение соглашения о вывозе мусора, происходит на основании следующих постановлений правительства:
- с 1 января 2018 года введены специальные аукционы, по результатам проведения которых формируется сумма взносов на сбор строительного мусора и его дальнейшую транспортировку;
- начиная с 2019 года, стартует модернизация свалок. Старые хранилища отходов, не соответствующие современным требованиям по хранению и переработке, должны исправиться до 2023 года. В противном случае они будут закрыты;
- в статью под номером 29.1 «Об отходах производства и потребления» внесен дополнительный пункт. Он наделяет местные органы самоуправления полномочиями, согласно которым они имеют право назначать в качестве исполнителя компанию из другой области, если не удалось провести конкурс самостоятельно;
- согласно статье 155 ЖК РФ, заключение соглашения и оплата услуг по вывозу мусора становится обязательным в тот момент, когда субъект Российской Федерации, в котором вы проживаете, подписывает бумаги о сотрудничестве с региональным оператором.
Какие документы приложить к заявке
К заявке на заключение договора на вывоз мусора следует приложить:
- правоустанавливающие документы на объект, в отношении которого заключается договор (свидетельство о регистрации права, выписка из ЕГРН, договор аренды, найма, социального найма и т.д.);
- для юридических лиц – документы, подтверждающие право заключать договор от имени организации (копия устава, доверенность и т.д.);
- документацию по многоквартирному дому, содержащую информацию об общей площади здания, количестве расчетных единиц, утвержденным региональным или муниципальным органом власти при определении нормативов накопления бытового мусора, о площади всех помещений – как жилых, так и нежилых, общего имущества собственников дома, количестве жильцов.
Юридически, даже каждый владелец индивидуального жилья или площадей в многоквартирном доме может воспользоваться своим правом на отдельный сбор и утилизацию отходов. В обязательном порядке решать проблему обязаны владельцы частных домов, а также коттеджей — для них предусмотрена возможность объединиться и заказать необходимые услуги в составе группы соседей. Размеры контейнера и частота вывоза отходов определяются индивидуально, согласно существующим нормативам. В обязательном порядке необходим договор на вывоз ТБО индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, ведущим деятельность в сфере бытового обслуживания, торговли продуктами питания, а также складской деятельности.
Важно понимать, что оказание такого рода услуг подразумевает наличие у компании-исполнителя соответствующей лицензии, а также транспорта и сотрудников, готовых обеспечивать своевременное и качественное обслуживание населения, предприятий или организаций.
Обосновываем и рассчитываем Н(М)ЦК
На сегодняшний день в большинстве регионов размер тарифа на услуги по обращению с ТКО не утвержден. Срок их утверждения определен, как «не позднее 20 декабря 2021 г.».
Так как заказчики должны заключить контракты до 01 января 2019 г. регоператоры предлагают для расчета Н(М)ЦК воспользоваться неутвержденными тарифами, ссылаясь на п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО»): регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.
Остается открытым вопрос с повышением в 2021 году ставки НДС, но в своих уведомлениях региональные операторы пишут следующее: «… В соответствии с вышеизложенным контракт заключается по цене ХХХ руб., в т.ч. НДС (ставка не указана)».
Порядок оформления договора на сбор и утилизацию отходов
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО закреплен в Правилах обращения с коммунальными отходами, утв. постановлением № 1156. Представим его в таблице.
Действие, которое необходимо совершить | Срок |
Публикация оператором извещения о необходимости оформить договор на сбор и утилизацию ТКО | 1 месяц с момента оформления соглашения с региональным органом власти |
Подача заявки на оформление договора | 15 рабочих дней с даты публикации извещения |
Направление извещения о необходимости представить дополнительные данные или документы | 5 рабочих дней с момента получения заявки |
Направление договора оператором (при наличии нужных данных и документов) | 15 рабочих дней со дня получения заявки |
Подписание договора потребителем со своей стороны либо направление мотивированного отказа | 15 рабочих дней с даты поступления договора |
Доработка оператором договора с учетом замечаний и его отправка | 10 рабочих дней с момента получения отказа |
Подписание потребителем доработанного проекта договора | 10 рабочих дней со дня получения |
Важно! При направлении оператором проекта договора, учитывающего замечания потребителя, последний не может отказаться от его подписания, а также предлагать другие условия договора.
Исполнителями по договору на вывоз и утилизацию мусора могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели. Физическое лицо может быть исполнителем, если по договору производиться вывоз и утилизация мусора V класса опасности.
Исполнители, осуществляющие деятельность по размещению и обезвреживанию отходов с I – IV класс, должны иметь специальное разрешение – лицензию (п.30 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ).
Для транспортировки отходов специального разрешения не нужно.
Заказчиками по договору оказания услуг по вывоз и утилизации мусора могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, жители многоквартирных и частных домов.
Как отстоять право не заключать договор
В качестве примера разберем прецедент, случившийся с одним предприятием Московской области.
Компания занимается производственной деятельностью. Экологическая политика компании гласит, что отходы от производственной и хозяйственной деятельности необходимо утилизировать и обезвреживать, без передачи на захоронение. Для этого на предприятии налажена сортировка всего образующегося мусора без возможности смешения отходов.
Несмотря на то, что ТКО у компании отсутствовали, ей приходили неоднократные извещения о совершении административного правонарушения, поскольку не был заключен договор с регоператором, и дело дошло до судебных разбирательств.
Перед предприятием стояла задача — доказать, что компания действует в рамках закона и заключение договора ей не требуется. Несмотря на то, что процедура оказалась нелегкой, совместными усилиями добиться нужного результата удалось.
Еще в 2019 году, когда заключение договора с региональным оператором стало обязательным требованием, компания провела инвентаризацию всей площадки с выявлением всех отходов, образующихся от производственной и хозяйственной деятельности. В результате чего были определены отходы, среди которых входящих в список ТКО не было.
По запросу компании региональный оператор подтвердил, что необходимости заключать договор нет, так как отсутствуют отходы, которые оператор должен забирать.
Однако позже компании пришло извещение о совершении административного правонарушения в связи с тем, что не был заключен договор с регоператором. Поэтому, чтобы доказать отсутствие ТКО на площадке и, соответственно, отсутствие необходимости заключения договора, нужна была прочная доказательная база.
На территории предприятия расположено более 60 контейнеров в производственных и административных корпусах, в том числе специально отведенные под различные виды отходов:
- бумажные стаканчики,
- пищевые отходы,
- пластик,
- стекло,
- алюминий
- и другие.
Все контейнеры имеют маркировку и используются строго по назначению. После их заполнения накопленные в них отходы отправляются на утилизацию в специализированные компании.
Для подтверждения работоспособности всей цепочки, начиная от накопления отходов и заканчивая их утилизацией, было принято решение — зафиксировать этот путь на видеосъемку.
Видеонаблюдение велось за местами накопления, а также процессом транспортировки и передачи отходов на утилизацию. При помощи камеры контролировалось соблюдение правильности разделения образующихся отходов по видам. Съемкой было подтверждено, что все сотрудники предприятия сортируют 100% образуемых отходов.
Договор на вывоз, утилизацию, обезвреживание всех видов отсортированных отходов компанией был заключен. Дополнительно специалистами экологического отдела был проведен аудит организаций, принимающих отходы.
Для полного подтверждения того, что ТКО не остаются на площадке предприятия, камерой были зафиксированы процессы загрузки и транспортировки отходов до утилизирующих компаний, а после их передачи получены соответствующие акты с указанием наименований отходов и их объемов.
Итоговая доказательная база включала:
- документы, подтверждающие отсутствие отходов, входящих в список ТКО;
- договоры на вывоз, утилизацию и обезвреживание всех отходов, образованных на предприятии;
- фото- и видеоматериалы, в которых прослеживался весь процесс обращения с отходами;
- акты от утилизирующей компании с указанием сведений о принятых отходах.
Региональный оператор вправе отказать в заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО?
Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.
Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.
Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.
Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение 2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.
Основные положения документа
В типовом соглашении обязательно должны содержаться и описываться следующие детали:
- Периодичность оказания услуг – разовая или утвержденный график.
- Наименование сторон, заключающих между собой договор.
- Права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
- Информация о классе отходов, а также перечисление наименований.
- Объем и количество подлежащего вывозу мусора.
- Местонахождение объекта, откуда будет в дальнейшем осуществляться вывоз.
- Сведения о том, кто будет выполнять сбор и предварительную сортировку ТБО.
- Срок оказания предоставляемых услуг.
- Стоимость и условия оплаты.
Договор на оказание услуги заключается между заказчиком и исполнителем в общей письменной форме, при этом по закону разрешено оформлять его не только в виде отдельного подписанного сторонами соглашения, но и в виде оплачиваемых квитанций, которые выдаются заказчику услуги.
Как утилизировать автомобиль
До 2012 года в нашей стране действовала замечательная программа по утилизации легковых автомобилей.
Суть ее сводилась к тому, что владелец сдавал свой старый автомобиль официальному дилеру на утилизацию, а взамен получал скидку у этого дилера на новую машину.
Сейчас есть программы и акции у производителей и дилеров, очень похожие на старую программу.
Но как быть, если человек не планирует покупать новый автомобиль? Чтобы утилизировать старое авто владельцу необходимо самостоятельно заключить договор утилизации автомобиля с одной из компаний, которая лицензирована для этого вида деятельности.
Лицензирование осуществляется Минпромторгом России.
При утилизации автомобиля есть несколько особенностей:
Если владелец уплатил утилизационный сбор, то оказание услуги по утилизации его авто осуществляется бесплатно.
Если сбор не платился, то процедура совершается согласно расценкам фирмы. Очень часто владельцам не приходится платить, так как договором предусмотрен взаимозачет: стоимость материалов, из которых сделана машина, вычитается из стоимости работ.
Автомобиль можно снимать с учета до и после его фактического уничтожения.
Если автомобиль был продан по генеральной доверенности, и новый владелец не оплачивает налог на транспорт, то юридический владелец вправе обратиться в МРЭО ГИБДД с заявлением оснятии с учета его транспортного средства. То есть по документам этот автомобиль будет числиться утилизированным.
При остановке его сотрудниками ГИБДД, он будет помещен на штраф-стоянку, с уведомлением собственника. При необходимости владелец сможет восстановить авто из утилизации в ГИБДД.
- Исполнителем может быть юридическое лицо или ИП. Физическое лицо может выступать в роли исполнителя только в случае вывоза отходов пятой категории. Для размещения и последующего обезвреживания отходов, входящих в первые четыре категории опасности, исполнители должны обладать специальной лицензией (п. 30 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. №99-ФЗ).
- Заказчиком может быть любое юридическое, физическое лицо или ИП. Заключить контракт могут как жители многоквартирного дома, так и владельцы собственных участков в частном секторе.
Как определяется размер оплаты за услуги
По российскому законодательству, до конца 2021 года определение стоимости услуг не входило в компетенцию государства. Тарифы на обслуживание устанавливались ТСЖ и компаниями, занимающимися сбором и вывозом отходов, исходя из площади помещения, на которое начислялась оплата. В 2021 году произошли изменения, стоимость услуг определяется региональным правительством, которое устанавливает единый тариф для всех местных операторов. Поэтому оплата услуг РО может значительно отличаться, например, в Москве и Екатеринбурге. При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбирать систему расчётов тарифов:
- По площади – устанавливается норматив количества ТБО на 1 кв.м. и умножается на размер занимаемой жилплощади. Многие регионы отошли от такого метода начисления оплаты вывоза мусора по договору с физическими лицами, так как было много нареканий от населения. С одинакового по площади жилья, но при разном количестве прописанных на ней людей, взымалась идентичная плата.
- По количеству жильцов – при таком методе расчёта берётся норма ТБО на одного человека, умножается на число человек, прописанных на жилплощади.
- По нормам накопления и площади – этот метод применяют по отношению к общественным заведениям. В зависимости от предприятия или организации (торговый центр, магазин, культурно-спортивное, образовательное или медицинское и т.п.), в контракте с юридическим лицом устанавливается накопительная норма на твёрдые отходы и высчитывается тариф, с учётом площади помещения, занимаемого организацией.
Помимо нормативов, в тариф закладываются дополнительные расходы оператора, в том числе и НДС – услуга из разряда жилищных перешла в коммунальную сферу.
ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:
В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.
Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.
Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.