Коллективный договор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коллективный договор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процедуру заключения коллективного договора можно назвать достаточно сложной и громоздкой. Конечно, когда такой договор подписывается от имени большого коллектива работников, то объяснение этому есть, но процесс заключения нельзя упростить и в небольших организациях.

Как заключить коллективный договор?

Заключение коллективного договора должно быть инициировано, и по закону право на это имеют работники или работодатель. Обязать заключить коллективный договор при отсутствии такой инициативы не может ни трудовая инспекция, ни фонды, ни другие административные органы.

Конечно, чаще всего, предложение о заключении коллективного договора подают работники, по естественным причинам – улучшить условия труда и его оплату. Если в трудовом коллективе создан профсоюз, то работники (в случае, когда инициатива исходила от них) должны сообщить о начале коллективных переговоров и включить представителей профсоюза в состав переговорщиков.

Присоединиться к коллективным переговорам другая сторона должна в семидневный срок со дня получения предложения.

Как мы уже упоминали выше, работодатель, отказывающийся от участия в переговорах, может подвернуться административным санкциям – до 3 тысяч рублей. К слову, аналогичная норма ответственности для работников не предусмотрена.

В ответ на полученное предложение заключить коллективный договор вторая сторона должна дать письменное согласие, указав в нем своих представителей, дату, место, время начала переговоров. Если эти подробности в письме отсутствуют, то переговоры назначаются на следующий день после получения ответа.

Для ведения переговоров, разработки проекта и заключения коллективного договора представители работников и работодателя объединяются в общую комиссию. На заседаниях комиссии обсуждаются предложения сторон по улучшению трудовых отношений и другие важные для работников и работодателя вопросы. Лица, входящие в комиссию, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на период участия в переговорах и подготовке коллективного договора.

Проект коллективного договора должен быть передан для ознакомления и обсуждения всем работникам, и их замечания и дополнения должны учитываться при подготовке окончательной редакции.

Как долго стороны могут обсуждать условия коллективного договора? Законом установлен максимально возможный срок — не более трех месяцев. Если согласия по всем положения договора достигнуто не было, то стороны все равно должны подписать коллективный договор, а условия, по которым согласия не найдено, вписать в протокол разногласий. Эти несогласованные моменты могут впоследствии стать причиной трудового спора (статья 398 ТК РФ).

Коллективный договор заключается на срок до трех лет, с правом продления на такой же срок. В течение семи дней после подписания работодатель должен зарегистрировать договор в соответствующем органе по труду (статья 50 ТК РФ). Это может быть орган в региональной администрации или департамент по труду и занятости. В Москве, например, это Комитет общественных связей города Москвы.

Как и другие соглашения, коллективный договор может впоследствии дополняться и изменяться, и порядок внесения изменений должен быть прописан в его тексте. Все новые соглашения к договору тоже должны быть зарегистрированы в органе по труду.

При возникновении ситуации, когда необходимо внести изменения в коллективный договор или дополнить его какими-либо условиями, первым делом нужно заглянуть в сам договор и уточнить, не прописаны ли там данные процедуры. Если нет, тогда надо действовать в соответствии с требованиями ТК РФ.

1. Предложение о внесении изменений в коллективный договор. Любая из сторон — как работодатель, так и работники — вправе проявить инициативу, начав коллективные переговоры об изменении условий данного договора. Для этого представители стороны-инициатора должны направить представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров с приложением проекта изменений. Представители стороны, которые получили такое предложение, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ ). Согласие вступить в переговоры по изменению коллективного договора необходимо выразить в письменной форме с указанием представителей и их полномочий. День, следующий за днем получения инициатором ответа, является моментом начала переговоров (ч. 2 ст. 36 ТК РФ ).

Если инициатором переговоров выступили представители работников, одновременно с направлением работодателю предложения необходимо известить об этом также все иные первичные профсоюзные организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с согласия остальных профсоюзов единый представительный орган либо включить их представителей в состав уже имеющегося органа. Если в указанный срок данные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, однако в течение месяца со дня начала переговоров право направить своих представителей за ними сохраняется.

Обратите внимание

В связи с началом коллективных переговоров работодатель обязан освободить работников, участвующих в коллективных переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ч. 1 ст. 39 ТК РФ ). Кроме этого, работников, участвующих в переговорах по внесению изменений в коллективный договор без предварительного согласия органа, уполномочившего их представлять интересы трудового коллектива, работодатель не имеет права подвергать дисциплинарному взысканию, переводить на другую работу, увольнять по своей инициативе. Исключение составляют случаи расторжения за совершение проступков, за которые в соответствии с законодательством предусмотрено увольнение с работы.

Если инициатором изменений является работодатель, предложение о начале переговоров направляется в адрес выборного органа полномочной профсоюзной организации. А если профсоюза нет, например, если он распался в течение действия договора? В таком случае нужно обратиться к работникам, чтобы они выбрали своих представителей. Для этого работодатель сам организует общее собрание (конференцию) трудового коллектива, на котором работники могут сделать такой выбор.

2. После того, как стороны вступили в переговоры, создается комиссия (ч. 7 ст. 35 ТК РФ ). Возможно, она уже была создана раньше — при проведении переговоров по заключению коллективного договора. Однако если некоторые члены выбыли из комиссии или срок ее работы был ограничен локальным нормативным актом, необходимо все-таки формировать комиссию заново. Именно она будет определять сроки, место, порядок проведения переговоров и разработки проекта изменений договора.

Для правильного формулирования изменений договора сторонам понадобятся различные сведения, а также, не исключено, помощь экспертов и специалистов. Помните, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Таково требование ст. 37 ТК РФ . При этом, если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной), участники коллективных переговоров и другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны их разглашать, иначе им не избежать дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Процедура внесения изменений в коллективный договор не так уж сложна, если строго следовать положениям Трудового кодекса. Не бойтесь корректировать положения договора, если в учреждении есть для этого основания. Ведь если, например, в законодательстве появились новые работникам, а по коллективному договору они не полагаются, велика вероятность возникновения трудовых споров — а это лишняя трата времени, сил и средств.

Довольно часто требуется внести в коллективный договор учреждения изменения. Причиной может стать изменение законодательства, (например, установление новых льгот), утверждение нового отраслевого соглашения, инициатива работников или работодателя. В любом случае необходимо соблюдать определенную процедуру. Кто может инициировать внесение изменений в коллективный договор? Нужно ли проводить коллективные переговоры? Какова процедура согласования изменений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.

Комментарий к ст. 40 TК РФ

1. Понятие коллективного договора как правового акта по регулированию социально-трудовых отношений у данного работодателя, заключаемого работниками и работодателями в лице их представителей, в основном соответствует положениям Рекомендации МОТ N 91 «О коллективных договорах» (1951 г.).

2. Устанавливая максимальный трехмесячный срок для ведения переговоров с целью заключения коллективного договора, ТК обязывает стороны подписать согласованные условия коллективного договора с одновременным составлением протокола разногласий, которые должны быть разрешены в соответствии с законом.

3. При заключении коллективного договора в обособленных структурных подразделениях организации применяются правила, аналогичные тем процедурам коллективных переговоров, которые установлены для организации (см. комментарий к ст. ст. 33, 37 ТК).

Другой комментарий к статье 40 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие коллективного договора. Согласно приводимому определению коллективный договор — это, прежде всего, правовой акт, из чего следует, что это документ (оформленный в письменном виде), который содержит нормы права.

Понятие коллективного договора содержится и в международном праве. Так, в Конвенции МОТ N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (принята в г.Женеве 1 июля 1949 года на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ) указано, что там, где это необходимо, должны быть приняты меры, соответствующие национальным условиям, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию аппарата для переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

Положения коллективного договора регулируют социально-трудовые отношения работников и работодателей, которыми могут быть организации или индивидуальные предприниматели (о понятии организации и индивидуального предпринимателя см. комментарий к ч.3 ст.37 ТК РФ). Социально-трудовые отношения — это отношения, связанные с установлением условий труда работникам и предоставлением им гарантий в соответствии с трудовым законодательством.

Заключается данный правовой акт в соответствии с ч.1 комментируемой статьи между работниками и работодателем в лице их представителей (о понятии представителей работников и работодателей см. комментарий к главе 4 ТК РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит положения, которые конкретизируют нормы ст.38 ТК РФ (см. комментарий к ст.38) о возможных разногласиях в ходе ведения коллективных переговоров. Согласно ч.2 комментируемой статьи в случае, если по разногласиям (различным (несогласующимся) точкам зрения по отдельным положениям коллективного договора) не достигнута договоренность, то в этом случае коллективный договор должен быть подписан обеими сторонами по тем положениям, по которым стороны не имеют каких-либо возражений и замечаний, а по отдельным вопросам, по которым согласия не достигнуто, составляется протокол разногласий.

При этом ч.2 комментируемой статьи определяет срок подписания коллективного договора в этом случае — три месяца, которые исчисляются со дня начала введения коллективных переговоров. Это означает, что срок ведения коллективных переговоров также должен составлять не более трех месяцев.

Однако ч.2 комментируемой статьи не регулирует вопрос о том, какими должны быть действия представителей сторон в том случае, если ни по одному положению коллективного договора не будет достигнуто согласие (договоренность). Полагаем, что в этом случае сторонами может быть составлен только протокол разногласий, срок составления которого также не должен превышать трех месяцев.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет «дальнейшую судьбу» разногласий, возникших в ходе ведения коллективных переговоров. Имеется два варианта дальнейшего разрешения этих разногласий:
— проведение дополнительных (дальнейших) коллективных переговоров;
— разрешение разногласий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В первом случае для проведения коллективных переговоров необходимо соблюдение процедуры, предусмотренной главой 6 ТК РФ: направление предложений о начале ведения коллективных переговоров, создание единого представительного органа и т.д. А во втором случае разрешение (урегулирование) разногласий возможно путем их рассмотрения и разрешения в рамках коллективных трудовых споров (см. комментарий к главе 61).

4. В ч.4 комментируемой статьи закреплены так называемые возможные места заключения коллективных договоров:
— организация в целом — юридическое лицо (см. комментарий к ч.3 ст.37 ТК РФ);
— филиалы — согласно п.2 ст.55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства;
— представительства — в соответствии с п.1 ст.55 ГК РФ представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
— иные обособленные структурные подразделения — к ним могут быть отнесены, например, отделы, управления, департаменты и т.д., иными словами, это специализирующиеся на определенных сферах деятельности организации ее подразделения.

Обратим внимание на то, что ч.4 комментируемой статьи не содержит упоминания об индивидуальных предпринимателях. Между тем, исходя из ст.37 ТК РФ и ч.1 комментируемой статьи, коллективные переговоры ведутся, а коллективный договор заключается, в том числе, и у индивидуального предпринимателя, поэтому в этом аспекте ч.4 комментируемой статьи противоречит указанным положениям ТК РФ.

5. Часть 5 комментируемой статьи регулирует порядок наделения полномочиями представителей работников и работодателей для ведения коллективных переговоров по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективного договора в том случае, если указанные действия предполагается совершать не в организации в целом, а в обособленных подразделениях организации (филиалах и представительствах) или иных структурных подразделениях. В этом случае работодатель наделяет руководителя соответствующего структурного подразделения необходимыми полномочиями для в��дения коллективных переговоров, подготовки, заключения или изменения коллективного договора. Относительно порядка наделения такими полномочиями ст.5 комментируемой статьи устанавливает отсылочную норму к ст.33 ТК РФ, однако данная статья никакой, собственно, процедуры по наделению руководителей в структурных подразделениях вышеуказанными полномочиями не содержит. В то же время в соответствии с п.3 ст.55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, поэтому в такой доверенности могут быть также прописаны и полномочия руководителей структурных подразделений на представительство при ведении коллективных переговоров, подготовку, заключение или изменение коллективного договора.

Относительно представителей работников в таких подразделениях ст.5 комментируемой статьи также содержит отсылочную норму к ст.37 ТК РФ, согласно которой представителями работников могут быть единый представительный орган, первичная профсоюзная организация или иной представительный орган.

Что еще должен знать работодатель?

1. В коллективный договор могут вноситься изменения и дополнения в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). Если иной порядок коллективным договором не предусмотрен, придется вносить их путем коллективных переговоров.

2. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного этим договором. Срок действия договора может продлеваться сторонами не более чем на три года (ч. 1, 2 ст. 43 ТК РФ).

3. В течение семи дней со дня подписания коллективного договора работодатель должен направить его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом документ вступает в силу независимо от факта уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).

4. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации или ликвидации (п. 4, 6 ст. 43 ТК РФ).

5. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (ч. 7 ст. 43).

6. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности (ч. 5 ст. 43).

7. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, а действие договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

Читайте также:  Гражданско-правовой договор с иностранным гражданином - образец

8. При приеме на работу работник должен быть ознакомлен с коллективным договором до подписания трудового договора и под роспись (ст. 68 ТК РФ).

9. Коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Например, если в силу ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере (плюс 20% часовой тарифной ставки оклада), то коллективным договором не может быть установлена доплата менее 20% от часовой тарифной ставки оклада.

10. Работодатель несет административную ответственность за:

— уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки (ст. 5.28 КоАП РФ);

— непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП РФ);

— необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП РФ);

— нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП РФ).

За данные нарушения предусмотрено наказание от предупреждения до штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Вопросы практического использования ст. 42 ТК

На какие правовые нормы ссылается ст. 42 ТК, когда указывает, что при разработке и заключении нового колдоговора нужно опираться на ТК и соответствующие законы федерального уровня?

В первую очередь при её толковании нужно рассматривать ст. 37 ТК, где разобран порядок ведения переговоров по различным аспектам колдоговора. Но данная статья указывает на общие моменты в проведении переговорных процессов, а ведь у участников имеется возможность договориться и о дополнительных вопросах по утверждению колдоговора. В частности, предварительно могут быть оговорены следующие моменты:

  • вопросы ведения протокола на встречах комиссии;
  • насколько часто будут встречаться члены комиссии;
  • состав и полномочия представителей участников;
  • каков порядок обсуждения на этих встречах;
  • общий перечень выносимых на обсуждение вопросов;
  • иные моменты технического характера, которые необходимо предусмотреть перед началом переговорных процессов.

После того как комиссия по заключению колдоговора начала свою деятельность, на её встречах дополнительно могут быть оговорены следующие вопросы:

  • последовательность вопросов, выносимых на обсуждение;
  • процесс самого обсуждения данных вопросов;
  • нормы принятия решений по пунктам колдоговора;
  • есть ли необходимость оговаривать положения колдоговора в структурных подразделениях организации-нанимателя;
  • есть ли необходимость обсуждения с персоналом каких-то отдельных моментов в колдоговоре;
  • насколько необходимо обсуждение отдельных вопросов на общей конференции трудового коллектива.

Все эти дополнительные моменты можно оговаривать на основе рассматриваемой статьи, а также её указания на возможность обращаться к другим соответствующим нормам законодательства.

В более широком плане за описание процессов ведения переговоров коллективного характера в Трудовом кодексе отвечает гл. 6 (статьи 36-39). В ней описаны не только нормы переговорных процессов, но и правила урегулирования возникших разногласий, а также определённые гарантии лицам, которые представляют на переговорах как нанимателей, так и рабочие коллективы.

Насколько необходимо официально установить порядок разработки проекта колдоговора и его заключения?

Соглашение, в котором устанавливаются принципы ведения переговоров по колдоговору, носит обязательный характер. В случае его отсутствия у сторон могут возникнуть разногласия по целому ряду вопросов:

  • ответственность участников за дальнейшую реализацию достигнутых ими соглашений;
  • сроки ведения переговоров;
  • список вопросов, которые вынесены на обсуждение;
  • пункты, которые не согласованы и вынесены на отдельное обсуждение;
  • порядок разрешения спорных моментов между участниками;
  • правила составления протокола разногласий по неурегулированным вопросам;
  • другие потенциально противоречивые моменты.

Всё это не только препятствует достижению взаимоприемлемых договорённостей между участниками коллективных переговоров, но и может привести к последующим проблемам юридического характера, а также к проверкам со стороны регулирующих государственных органов. Перечисленные моменты объясняют, почему в законодательстве по трудовым вопросам так много внимания уделяется формальной стороне переговорных процессов между нанимателем и его персоналом.

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Следующий комментарий к статье 42 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 42 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

Стороны коллективного договора самостоятельно определяют порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения. При этом они должны основываться на общих принципах социального партнерства и установленных гл. 6 ТК процедурах ведения коллективных переговоров. Среди вопросов, решаемых сторонами при определении порядка разработки проекта коллективного договора, наиболее важны следующие: количество участников коллективных переговоров, конкретное место их проведения, техническое обеспечение переговорного процесса. По сложившейся практике проект коллективного договора перед его подписанием сторонами рассматривается общим собранием (конференцией) работников организации.

Коллективный договор: право или обязанность?

Обязательно ли наличие коллективного договора? Как его составить, и нужно ли регистрировать в органах власти? В течение какого срока действует коллективный договор? Рано или поздно каждая организация или индивидуальные предприниматели сталкиваются с подобного рода вопросами.

В нашей статье мы подробно рассмотрим значимые моменты заключения и регистрации коллективного договора. Соблюдение норм законодательства и рекомендаций практикующих юристов помогут избежать бумажной волокиты, споров с работниками и претензий со стороны проверяющих органов.

Читайте также:  Получение гражданства РФ гражданами СНГ

Для начала несколько слов о природе коллективного договора

Коллективный договор – одна из договорных форм регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Нормативное определение понятия «коллективный договор» законодатель закрепил в ст. 40 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).

Так, согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор, впрочем как и все остальные локальные акты работодателя, не должен содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях.

Необходимость коллективного договора

Заключение коллективного договора не является прямой обязанностью работодателя или его сотрудников, трудовое законодательство не определяет никаких императивных норм по этому вопросу. Однако в рамках ст. ст. 21-22 Трудового кодекса РФ участникам трудовых правоотношений предоставляется право на заключение такого соглашения.

При этом в ст. 36 ТК РФ указано следующее:

  1. Стороны-участницы или их представители могут самостоятельно инициировать процесс заключения коллективного договора с обязательным уведомлением второй стороны.
  2. После получения уведомления, вторая сторона обязана вступить в переговоры в течение календарной недели, отправив первой стороне ответ, в котором отражается информация о своих представителях.
  3. Рассмотрением вопросов о заключении договора занимается специально созданная комиссия, призванная урегулировать спорные вопросы работодателей и работников по условиям проекта документа.

Установлено, что после объявления переговоров окончательная редакция договора должна быть подписана в срок, не более трех месяцев. Стороны не несут какой-либо ответственности за нарушение сроков, однако нарушение установленных норм может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде проверки от трудовой инспекции.

Ст. 36 ТК РФ также устанавливает следующие положения, касающиеся представительства интересов участников:

  • представители сотрудников не могут быть профинансированы за счет работодателя;
  • представителями обеих сторон не могут выступать одни и те же лица;
  • представителями работников не могут являться участники партийных подразделений;
  • представителями не могут выступать органы исполнительной власти или местного самоуправления.

Исходя из положений трудового законодательства, можно заявить о том, что без инициирования процесса переговоров по поводу заключения коллективного договора обязанности по его созданию, проектированию и принятию не наступают ни для одной из сторон.

Несмотря на то, что цели создания данного локального акта не прописаны на законодательном уровне, инициатор переговоров может подразумевать реализацию следующих задач:

  • установление четких рамок трудовых правоотношений;
  • утверждение мотивации сотрудников для повышения оборота предприятия при введении дополнительных мер поддержки инициативных работников;
  • обеспечение материальной поддержки от работодателя в рамках трудового законодательства по улучшению качества оборудования и соблюдения техники безопасности на производстве;
  • создание «прозрачной» и стабильной системы по оплате трудовой выработки;
  • укрепление мер социальной защиты;
  • установление положений о необходимости страхования жизни и здоровья работников, а также выплаты по ним, и т.д.

Перечисленные задачи не являются полным и исчерпывающим перечнем целей создания договора, однако они частично помогают определить основные мотивы инициирования переговоров со стороны работников.

Где регистрируется коллективный договор

Направлением колдоговора на регистрацию занимается работодатель или его законный представитель в лице генерального директора компании. Выбор регистрационной инстанции зависит от статуса и уровня организации-заявителя. Реализацией рассматриваемой процедуры могут заниматься как исполнительные органы власти, так и инстанции федерального значения. Рассмотрим основные из них в следующей таблице:

Уровень компании-заявителя Формы коллективных договоров Орган, в который следует обращаться для регистрации
Компании федерального значения 1. Межотраслевые и отраслевые колдоговоры федерального значения;
2. Межрегиональные соглашения
Министерство труда
Субъектные 1. Коллективные соглашения регионального значения;
2. Договоры территориального уровня
3. МФЦ;
4. Федеральной службе по труду и занятости

Где регистрируется коллективный договор

Согласно ст. 50 Трудового кодекса, регистрация коллективного договора осуществляется в органе по труду. При этом конкретного органа исполнительной власти, ответственного за регистрацию коллективных договоров, в законодательстве не содержится. Это может быть региональное Министерство труда и прочие учреждения.

Такой орган определяется на уровне субъектов РФ (согласно ст. 26.3 №234-ФЗ «Об общих принципах…»). Например, в Ростовской области вопросы регистрации коллективных договоров, порядок и сроки их уведомительной регистрации решаются, согласно принятому Областному закону Ростовской области №1013-3С «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства…».

Уточнить вопрос, куда нужно передавать договор для регистрации, можно в местной администрации.

В некоторых регионах реализована возможность передачи документов через МФЦ.

Федеральные договоры передаются для регистрации в Роструд.

Таким образом, согласно ст. 50 Трудового кодекса, договоры подлежат обязательной регистрации в региональном органе исполнительной власти, контролирующем трудовое законодательство. Обязанность по регистрации договора возложена на работодателя. Он должен передать документ на регистрацию в течение 7 дней после его подписания. Регистрация коллективного договора занимает в среднем 10 дней. Вступление в юридическую силу коллективного договора не зависит от прохождения процедуры его уведомительной регистрации, стороны должны соблюдать его условия с момента регистрации. Трудовое законодательство не содержит ответственности за незарегистрированный коллективный договор, но работодателя могут привлечь к ответственности по нормам КоАП.

Регистрация коллективного договора, соглашения

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Социальное партнерство » Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор или соглашение должны быть направлены работодателем и его представителем в соответствующий орган в сфере труда для проведения уведомительной регистрации.

Коллективный договор или соглашение должны быть направлены работодателем и его представителем в соответствующий орган в сфере труда для проведения уведомительной регистрации на протяжении 7 дней с момента его подписания (ст. 50 ТК).

Вступление в силу соглашения никак не зависит от факта осуществления уведомительной регистрации. Целью такой регистрации является:

  • сбор сведений о количестве и качестве колдоговоров и соглашений, которые были заключены,
  • выявление факторов, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством в сфере трудовых отношений,
  • обеспечение условий для контроля над реализацией договоров, соглашений и т.д.

Регистрация коллективного договора или изменений к нему предполагает подачу пакета документов, состоящего из колдоговора в трех экземплярах, выписки из протокольного решения общего собрания трудящихся о наделении полномочиями представителей, а также сопроводительное письмо. Оно должно быть подписано уполномоченным представителем работодателя, обязательными для указания в которых являются следующие сведения:

  • адрес структуры (фактический и юридический),
  • место регистрации,
  • ФИО представителей сторон, которые подписали договор/соглашение,
  • контакты сторон,
  • основной вид экономической деятельности,
  • количество работников, в том числе количество трудящихся, которые состоят в профсоюзе,
  • сумма средств, которые предусмотрены договоров на обеспечение льгот трудящимся и их семьям.

Уведомительная регистрация коллективных договоров и изменений к ним предполагает необходимость подачи в установленный срок двух оригиналов договоров и соглашений и одной копии.

Согласно установленному порядку документы могут быть возвращены на доработку, если они будут оформлены ненадлежащим образом. Основными требованиями, которые выдвигаются к оформлению документов, являются такие:

  • подписи и печати сторон на всех экземплярах, кроме копии, должны стоять подлинные,
  • должна стоять сквозная нумерация на страницах всех предоставляемых экземпляров,
  • все документы должны быть прошиты и скреплены печатью, при этом должно быть указано количество прошитых листов.

Дополнительные советы

До момента регистрации дают следующие советы при оформлении:

  1. Систематизация имеющихся сведений, максимально чёткая. Главные положения должны быть прописаны ясно.
  2. Ликвидация незначительных аспектов, ликвидация позиций, ставших релевантными.
  3. Надо устранить все позиции, из-за которых права сотрудников могут быть нарушены, ухудшены.
  4. Важно проследить за тем, чтобы положения документа образовали систему, исполнялись как положено. При наступлении определенных обстоятельств обеспечивают юридическую помощь и поддержку, консультации.
  5. Допустимо привлекать сотрудников сторонних компаний в дальнейшем, для проведения оценки сложившихся условий.

Иногда оформление заявлений не происходит, но составитель документа согласен с подобным решением. Вопрос решают и с участием вышестоящих сотрудников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *