Как распределяется электроэнергия по общедомовому счетчику?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как распределяется электроэнергия по общедомовому счетчику?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.
Установка приборов учета коммунальных ресурсов
Требование об обязательном учете потребляемых коммунальных ресурсов закреплено в Федеральном законе от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1, ч.5 ст. 13 вышеназванного Закона потребляемые коммунальные ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов; до 1 января 2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а также индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов.
В случае установки в многоквартирном доме общедомового прибора учета, расчет оплаты за коммунальные услуги регламентирован п.З Приложения №2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, согласно которого, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, размер оплаты определяется с учетом объема коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенного по показанию общедомового прибора учета, и суммарного объема коммунального ресурса по показанию индивидуальных приборов учета (формула 9).
При этом необходимо учитывать, что на основании норм пп. е), пп. р) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель коммунальных услуг обязан по требованию потребителей предоставлять журнал учета показаний общедомовых приборов учета, производить сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления.
В соответствии с п.З вышеуказанных Правил, в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 Жилищного кодекса РФ, способа управления многоквартирным домов исполнителем коммунальных услуг могут быть:
- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- товарищество собственников жилья (или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) — только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Как снизить плату за ОДН
Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:
- плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
- низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
- манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
- самовольное подключение к сетям;
- разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
- отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.
Требования законодательства
Правительство на законодательном уровне определило, что эксплуатация многоквартирных домов без общедомовых приборов учета запрещена.
Порядок расчета и оплаты определен в Постановлении №354 от 2 мая 2011 года.
До 2020 года был переходный период. Он необходим для того, чтобы УК и ЖЭУ провели ревизию жилищного фонда и привели его в соответствие с законодательством.
Теперь установка ОДПУ в многоквартирных домах обязательна. При отсутствии приборов учета оплата общедомовых нужд с 2020 года производится с применением повышающего коэффициента. При этом 16 апреля 2013 года постановлением №344 был разъяснен порядок расчетов.
- Общедомовые расходы не могут превышать установленные нормативы;
- Снижены действующие нормативы на холодную и горячую воду;
- Оплату за водоотведение и отопление общего имущества отменили;
- Установлен повышающий коэффициент для домов, в которых не установлены ОДПУ. При условии, что имеется техническая возможность монтажа.
При этом плата за установку ОДПУ возложена на жильцов дома. В постановлении предусмотрен лизинг, рассчитанный на 5 лет.
Кто и как оплачивает установку
Расходы, связанные с этими работами, оплачивают собственники. Так как оборудование стоит дорого, постановлением предусмотрена рассрочка платежа или лизинг, который рассчитан на 5 лет.
Все расходы, связанные с установкой оборудования, его последующей эксплуатацией, ремонтом, заменой пропорционально распределяются среди жильцов многоквартирного дома.
Существует три варианта оплаты:
- Жильцы оплачивают установку сразу.
- Оплата с рассрочкой в 5 лет. Эта сумма (плюс банковский процент за рассрочку) появится в квитанции ЖКХ. Пункт называется «установка ОДПУ».
- Использовать целевые накопления исполнителя коммунальных услуг, выделенные на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Это разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента (для квартир, где не установлены индивидуальные счетчики). Бухгалтеры ЖКХ обязаны хранить эти деньги отдельно от общих поступлений. Эти средства можно направить на установку счетчиков.
Согласование установки
Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.
Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.
Что такое ОДН по электроэнергии?
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.
Электросчетчики с удаленным снятием показаний
Приборы учета электроэнергии с дистанционным снятием показаний упрощают учет и оплату света. Это возможно благодаря дистанционной передаче данных напрямую поставщику услуг. Кроме удобства для пользователя, плюсом счетчика является доступность корректировки его работы на основе получаемых данных.
Передача информации на сервер поставщика происходит через интернет. Этот процесс полностью автоматизирован.
Счетчик с дистанционным снятием показаний электроэнергии оборудован жидкокристаллическим дисплеем. На нем высвечивается следующая информация:
- количество потребленной энергии;
- дата и время;
- рабочий режим прибора;
- тариф.
Общие требования к местам установки приборов учета:
1. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка:
— потребителей,
— производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках,
— сетевых организаций,
имеющих общую границу балансовой принадлежности.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
(Основание п. 144 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
2. Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
(Основание п. 147 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
3. Приборы учета должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление приборов учета на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов приборов учета должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
(Основание ПУЭ п.1.5.29).
4. Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения прибора учета установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета. Трансформаторы тока, используемые для присоединения приборов учета на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.
(Основание ПУЭ п.1.5.36).
5. Для безопасной замены прибора учета, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым прибором учета должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к нему.
Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных приборов учета, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры
(Основание ПУЭ п.7.1.64).
6. После прибора учета, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после прибора учета отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется.
(Основание ПУЭ п.7.1.65).
7. Рекомендуется оснащение жилых зданий системами дистанционного съема показаний приборов учета.
(Основание ПУЭ п.7.1.66).
8. Расчетные приборы учета в общественных зданиях, в которых размещено несколько потребителей электроэнергии, должны предусматриваться для каждого потребителя, обособленного в административно-хозяйственном отношении (ателье, магазины, мастерские, склады, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п.). (Основание ПУЭ п.7.1.60).
9. В общественных зданиях расчетные приборы учета электроэнергии должны устанавливаться на ВРУ (ГРЩ) в точках балансового разграничения с энергоснабжающей организацией. При наличии встроенных или пристроенных трансформаторных подстанций, мощность которых полностью используется потребителями данного здания, расчетные приборы учета должны устанавливаться на выводах низшего напряжения силовых трансформаторов на совмещенных щитах низкого напряжения, являющихся одновременно ВРУ здания.
ВРУ и приборы учета разных абонентов, размещенных в одном здании, допускается устанавливать в одном общем помещении. По согласованию с энергоснабжающей организацией расчетные приборы учета могут устанавливаться у одного из потребителей, от ВРУ которого питаются прочие потребители, размещенные в данном здании. При этом на вводах питающих линий в помещениях этих прочих потребителей следует устанавливать контрольные приборы учета для расчета с основным абонентом.
(Основание ПУЭ п.7.1.61).
10. Расчетные приборы учета для общедомовой нагрузки жилых зданий (освещение лестничных клеток, контор домоуправлений, дворовое освещение и т.п.) рекомендуется устанавливать в шкафах ВРУ или на панелях ГРЩ.
(Основание ПУЭ п.7.1.62).
11. В жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный прибор учета (при трехфазном вводе) на каждую квартиру
(Основание ПУЭ п.7.1.59).
12. Расчетные квартирные приборы учета рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями).
При установке квартирных щитков в прихожих квартир приборы учета, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.
(Основание ПУЭ п.7.1.63).
Требования к местам установки приборов учёта производителей электрической энергии на розничном рынке:
1. Субъект розничных рынков, владеющий на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта, в целях участия на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), обязан обеспечить раздельный почасовой учет производства и собственного потребления электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего документа.
(Основание п. 63 ПП РФ №442).
2. Приборы учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также на границе балансовой принадлежности производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и смежных субъектов (потребителей, сетевых организаций).
(Основание п. 141 ПП РФ №442).
В КАКИХ ДОМАХ НЕ СТАВЯТСЯ ОБЩЕДОМОВЫЕ СЧЕТЧИКИ
— Создание новых внутридомовых систем Не ставятся общедомовые счетчики, если нет возможности обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, а также создать условия для их правильной эксплуатации. Причиной для этого могут быть:
Однако, не во всех домах необходим да и вообще возможен монтаж общедомовых счетчиков. (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933). Приказ №627. от 29.12.2011 определяет, что установка приборов учета коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется:
Как говорят юристы, вполне законным является требование об оплате счетов, так как каждый владелец недвижимости, пусть даже он в ней и не проживает, обязан оплачивать потребленные ресурсы, которые относятся к общедомовой собственности, то есть каждый платит за то, часть чего ему принадлежит, как собственнику жилья.
В том случае, когда владелец квартиры не устанавливал индивидуальный счетчик, начисление будет выполняться по нормативам, которые определяют в местной администрации. Что касается ОДН, то это значение определяется разницей ИПУ (индивидуальный прибор учета) и нормативным начислениям, а также показаниям по общедомовому счетчику. Стоит помнить, что большее потребление электричества в своей квартире будет означать большую сумму платежа по ОДН за электроэнергию.
Жителям Севастополя до конца текущего года придется раскошелиться на установку общедомовых счетчиков на воду, тепло и электричество.
Законодательство предписывает, что расходы на приобретение и монтаж счетчиков несут собственники квартир. Ориентировочно стоимость счетчика на воду обойдется в сумму до 50 тыс. рублей, а теплового – до 300 тыс.
рублей (включая монтаж оборудования). Расходы распределяются пропорционально между всеми владельцами квартир
Согласно Федеральному закону ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 января 2019 года все многоквартирные жилые дома (мкд)в Республике Крым и городе Севастополе должны быть оснащены коллективными приборами учета используемой воды, тепловой энергии и электрической энергии.
Оборудование мкд приборами учета природного газа и ввод их в эксплуатацию должно быть завершено до 1 января 2021 года.
В настоящее время в Севастополе из 3,5 тысяч жилых домов, общедомовые счетчики имеют 20% домов. Но многие из них остались с «украинского» периода» и могут не числиться в российском метрологическом реестре или вовремя не прошли поверку.
Из-за того, что жители не информированы о своих обязательствах перед государством, в один прекрасный день они могут обнаружить прибор учета, самостоятельно установленный ГУПСом «Водоканал». И это в лучшем случае.
Владельцы квартир могут внезапно получить ошеломляющий счет за потребленную воду, не подозревая, что в него включена стоимость общедомового счетчика.
Так случилось с обитателями дома по улице Тульская: без протокола собрания собственников и уведомления управляющей компании «Югжилсервис», «Водоканал» поставил счетчики, причем в подъездах, а не на весь многоквартирный дом.
«Водоканал имеет право принудительно и самостоятельно поставить водомер и выставить счет»,
— говорит начальник сбыта ГУПС «Водоканал» Сергей Зеленский. Впрочем, тут же оговорился, что приоритет в установке за управляющей компанией, которая обслуживает дом.
В «Водоканале» уточнили, что стоимость прибора колеблется в диапазоне от 5 до 35 тыс. рублей, с установкой он обойдется в сумму до 50 тыс. рублей, все оборудование становится собственностью жильцов дома. Стоимость монтажа зависит от места расположения: «на трубу, в подвале или в колодце».
Заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса департамента городского хозяйства Алексей Седунов подтвердил, что сейчас такую политику активно ведет «Водоканал».
«Если собственники не самоорганизуются, то ресурсоснабжающие компании возьмут процесс в свои руки, — сказал он. — Они принудительно установят счетчики и их стоимость будет включена в стоимость услуг с учетом банковского процента по кредиту или установит повышающий коэффициент».
Согласно законодательству, есть 2 варианта установки коллективных приборов учета: по самостоятельной инициативе собственников квартир (этот вариант считается наиболее дешевым) или от ресурсоснабжающих организаций.
В первом случае собственники помещений должны на общем собрании определить тип оборудования, его стоимость, кто будет его устанавливать и пропорционально разделить сумму согласно площади своих квартир.
Владельцы квартир могут уполномочить в этом управляющую компанию – также на собрании. Если таковое не будет сделано, то установка общедомового счетчика — это уже обязанность компании, поставляющей ресурсы.
В рамках закона об энергосбережении
жители многоквартирных домов обязаны устанавливать общедомовые эффективные приборы учета тепла — в этом случае потребуется проектная документация.
Понятно, что все расходы – за счет владельцев квартир.
В департаменте ЖКХ правительства согласны с тем, что «по теплосети это довольно сложно сделать». Скорее всего, предположили чиновники, Ростехнадзор уполномочен вести политику штрафных санкций, в случае если на 1 января 2019 года приборы учета не будут установлены.
Председатель севастопольского товарищества совладельцев недвижимости Мария Трынкина отметила, что установка счетчиков на дом – затратное мероприятие.
«Общедомовой прибор учета тепла с проектной документацией обойдется в 200 тысяч рублей без регулятора температуры и в 300 тысяч рублей – с регулированием, – подчеркнула она.
— Представьте, на дом возложить такую обязаловку. У нас и так большая задолженность по коммунальным платежам, плюс возложим на жильцов это.
Нас загнали в безвыходный тупик: или собирайте деньги, или будете оплачивать повышенный тариф».
Седунов отметил, что нормы федерального закона выполнять все-таки придется. Кроме того, в городскую концепцию «Умный город», которую в конце января утвердило правительство Севастополя, в сфере ЖКХ вошла установка приборов учета многоквартирных домов.
Он предположил, что, если собственники не будут достаточно инициативны, управление городского хозяйства разработает график «оприборивания» для поставщиков коммунальных услуг.
Нюансы оплаты установки ОДПУ
Как оплатить установку ОДПУ?
При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ. Точнее, они следующие:
- Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
- По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
- Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
- Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
- В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку приборов за счет средств, взятых именного из него.
- При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить все совершенно бесплатно.
Самостоятельная замена счетчика электроэнергии
Часто возникает вопрос, возможно ли своими силами осуществить замену электросчетчика. Если собственник является специалистом в этой области, то в принципе это не запрещается.
Важным здесь будет:
- строгое соблюдение правил безопасности;
- при отсутствии профессиональных навыков, устанавливать счётчик самому запрещено;
- письменное согласование ресурсоснабжающей организации;
- приглашение специалиста на снятие пломбы со старого прибора, а после монтажа нового для его опломбировки.
Расскажем о самостоятельной замене счетчика электроэнергии пошагово:
В этом случае следует учитывать некоторые моменты и соблюдать определенный порядок действий.
- Написать заявление в Энергосбыт с объяснением причин замены счетчика и получить на нее разрешение. При себе иметь паспорт и документы, подтверждаемые право собственности (выписка из ЕГРН).
- Тут же задать все необходимые вопросы по моделям счетчика. Выбрать тип счетчика, в зависимости от тарифного плана. Модель должна быть сертифицирована и содержаться в Реестре.
- Приобретать электросчетчик лучше в компании, осуществляющей подачу электричества. Купить прибор учета. Например, многие сейчас покупают многотарифные, которые позволяют существенно экономить, поскольку в ночные часы тариф значительно ниже. Он должен соответствовать техническим характеристикам, предъявляемым энергосбытовой организацией. Чтобы купить счетчик, потребуется предъявить справку, без нее покупку не совершить.
- В назначенное время пришлют специалиста, который зафиксирует снятие пломбы со старого прибора.
- С соблюдением правил безопасности производится демонтаж старого счетчика. Его потребуется сохранить для снятия конечных показаний. Пока счетчик будет отсутствовать, за этот период начисляется оплата по среднему тарифу за последние 3 месяца.
- Произвести монтаж нового счетчика и проверить его работу.
- Написать заявление для приглашения контролера, который проверит установку и произведет опломбирование.
После замены электросчетчика собственнику квартиры выдается акт о пломбировании.
Дополнительная техническая информация
- Если расход тепла незначителен, а в отопительной системе большой напор, разрешена установка недорогих механических счетчиков. Когда наоборот, расход значителен, а напор небольшой, более точно потребление тепловой энергии зафиксирует электромагнитный или ультразвуковой прибор. Кстати, в большинстве своем устанавливаются общедомовые ультразвуковые приборы.
- Помимо тепла приборы учета фиксируют расход горячей воды, сейчас современные модели устройств учитывают теплоноситель, имеющий температуру менее 40 градусов, как холодный, что отражается на сумме оплаты за теплоснабжение.
- Полезным мероприятием для многоквартирного дома станет проведение энергоаудита, позволяющего обнаружить причины теплопотерь. После чего следует принять меры по их устранению. Безусловно, такие работы обойдутся дорого.
- Когда решено установить механический счетчик, помимо монтажа фильтров грубой очистки, необходимо в стальных трубах использовать магнитно-механический фильтр для задержки окалины и ржавчины. Он способен отфильтровать металлические частицы, имеющие настолько малые размеры, что они проходят через сетку.
Главное — наличие общедомового прибора учета
Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.
Прежде всего приведем дело N А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 N А67-6196/2009, Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 N 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 по делу N А67-6196/2009), а ВАС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 N ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома — потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части Постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.
Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 по делу N 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменил Решение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.