Как подать жалобу в Конституционный Суд в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать жалобу в Конституционный Суд в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кто может подавать обращения в рассматриваемую инстанцию? Стоит отметить, что данная возможность предоставляется всем гражданам страны и иностранцам, законные интересы и права которых были нарушены путем применения определенной нормы права в конкретном деле. Кроме этого, на основании положений Конституции РФ, право на обращение в Конституционный Суд с жалобами и ходатайствами имеют не только отдельные люди, но и целые организации, а также органы.

Исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты

Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или, в случае если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый НПА, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с его применением, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав лица.

Например, таким исчерпанием не признается представление в Конституционный Суд РФ только решений судов первой и апелляционной инстанций.

Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого НПА, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого НПА, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (п. 3 ст. 97 Закона N 1-ФКЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2686-О).

О государственной пошлине

Как отмечает законодатель, рассмотрение обращений в Конституционный Суд проводится только в том случае, если они полностью соответствуют всем установленным требованиям, а также если в числе приложенных документов присутствует подтверждение факта уплаты государственной пошлины.

Что касается особенностей процессов внесения суммы пошлины, ее возврата, а также зачета, то они регламентируются нормами Налогового кодекса. В соответствии с его положениями в настоящее время размер такого сбора составляет 450 рублей. Его оплату можно произвести как через терминалы, так и в кассах российских банков. Стоит отметить, что данная возможность имеется и при посещении портала «Госуслуги».

Если обратить более детальное внимание на размеры государственной пошлины, то Налоговый кодекс предусматривает несколько вариантов ее размеров. Рассмотрим их более детально:

  • для граждан государства и иностранцев — 450 руб.;
  • для организаций — 6 750 руб.;
  • в случае направлении ходатайства или запроса — 6 750 руб.;

В тех случаях, когда обращения подаются в Конституционные Суды субъектов страны, размер госпошлины значительно снижается. Так, он составляет:

  • для физических лиц — 350 руб.;
  • для организаций — 4 500 руб.

Жалоба в Конституционный суд РФ

Перед тем, как поговорить более подробно на тему того, что нужно знать перед подачей и как составляется жалоба в Конституционный суд РФ, стоит определить причины и ситуации, при которых вам, скорее всего откажут в рассмотрении проблематики вашего дела в КС РФ.

Не редко на практике встречаются случаи, когда комиссариат КС РФ отказывает заявителю в передаче жалобы на рассмотрение судьями. Иногда такая жалоба пропускается дальше, но судейская комиссия все-равно не дает ход.

Почему же такое происходит? Все дело даже не в том, что во время составления жалобы были допущены грубые ошибки. Причина может скрываться в самом вопросе, с которым вы обратились в Конституционный суд.

Здесь стоит понимать, что при указанной постановке проблемы даже многократные повторные обращения в КС РФ с переделанными, усовершенствованными и доработанными жалобами не дадут положительного результата.

Для того, чтобы вы смогли перестраховать себя от возможного допускания таких ошибок и для более вероятной гарантии положительного исхода ваших стараний, давайте рассмотрим, в каких случаях Конституционный суд Российской Федерации скорее всего откажет вам в рассмотрении вашей жалобы и более детального изучения вашего дела? Итак, к причинам отказа по нецелесообразности обращения можно отнести следующие причины:

  • неправильные акценты на не стоящих обстоятельствах;

Иногда, граждане прочитают в мировой сети интернет о том, как составляется жалоба в Конституционный суд РФ и тут же берутся самостоятельно составлять непосредственно сам текст такой жалобы, ориентируясь и максимально подробно описывая свои собственные переживания, поступки, умозаключения. На деле суд ответит вам, что не в его компетенции исследовать обстоятельства дела и личностные чувства.

  • жалоба на несовершенство действующего законодательства;

В действительности Конституционный суд Российской Федерации занимается решением вопросов о том, чтобы принимать поправки и изменения в действующее законодательство. Но текст такой жалобы должен быть внимательно составлен, а в смысловой части должны быть использованы правильные формулировки. Вот почему есть смысл в том, чтобы воспользоваться поддержкой профессионала в данном вопросе.

  • жалоба с целью перепроверить конкретное решение суда;

Стоит четко понимать, что Конституционный суд функционирует для того, чтобы давать оценку положениям действующего законодательства.

Если же заявитель просит пересмотреть его дело, выражает сомнения относительно правильности вынесенного решения, то суд может отказать в рассмотрении материалов дела и не удовлетворить требования жалобы, сославшись на то, что вы не осведомлены в том, как подается жалоба в Конституционный суд РФ и о том, в каких случаях этого делать не стоит в силу абсурдности проблематики поставленного вопроса к органу, который не имеет компетенции для решения вашей проблемы. Тут следует понимать, насколько важную роль может сыграть профессиональная помощь и правильно составленные юридические формулировки.

  • существует процессуальная практика для рассмотрения вопроса другими органами, а сам вопрос вне компетенции КС РФ;

Если Конституционный суд не видит в проблематике вашего обращения своей собственной компетенции, то вам имеют полное право отказать в более детальном рассмотрении обстоятельств вашего дела. Особенно это происходит в случае, если разрешением таких вопросов занимается другая инстанция, уполномоченная законом решать такие проблемы.

Безусловно, мы перечислили далеко не все причины, опираясь на которые, Конституционный суд может ответить отказом на вашу жалобу. Для более детального изучения данного вопроса вы можете обратиться к действующему законодательству нашей страны.

Как следует обращаться в Конституционный Суд РФ?

Поскольку процедура обращения в Конституционный Суд достаточно сложна, прибегать к ней следует, когда остальные способы защиты прав уже исчерпаны.

Читайте также:  Должностная инструкция зав складом продуктов питания

Жалоба в Конституционный Суд РФ должна отвечать требованиям закона:

Набор требований к обращению в Конституционный Суд сформулирован в статье 37 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В числе основных требований упомянуты: указания на нормативный акта, подлежащего проверке и позиция заявителя по данному вопросу. В тексте жалобы в обязательном порядке должно быть указание на нарушенные конституционный права и свободы.

Хотелось бы акцентировать внимание на необходимости правильно и грамотно сформулировать текст жалобы. Сотрудники нашего Адвокатского бюро опираясь на обширный практический опыт и знание норм действующего законодательства, Конституции РФ, международных соглашений и принципов права готовы помочь сформулировать жалобу в Конституционный Суд.

Нужно ли платить пошлину при обращении в Конституционный Суд?

Да, при обращении в конституционный суд должна быть уплачена пошлина в размере, установленном ст. 333.23 НК РФ. Размер данной пошлины составляет 6 750 рублей для организации и 750 рублей для гражданина (физического лица).

Пошаговая инструкция обращения в Конституционный Суд РФ

Чтобы документы были приняты к рассмотрению, заявителю потребуется:

  • Установить, обладает ли гражданин правом подать жалобу в КС РФ;
  • Определить, способен ли Конституционный суд решить проблему заявителя.

Проверить, соблюдены ли 4 условия допустимости:

  • 1. Права и свободы заявителя нарушены оспариваемым нормативным документом.
  • 2. Данный нормативный документ был использован при рассмотрении конкретного дела, применялся при вынесении судебного решения.
  • 3. Исчерпаны все другие внутригосударственные способы оспорить решение в законном порядке.
  • 4. Заявление подаётся в течение 12 месяцев с момента принятия решения, которым исчерпываются все способы судебной защиты прав и свобод гражданина.

Подготовить жалобу:

  • 1. Выработать позицию по отношению к оспариваемому нормативному документу (для оценки обжалуемого закона следует привлечь юриста, который специализируется на конституционном праве).
  • 2. Сформулировать требование, которое должно быть удовлетворено.
  • 3. Аргументировать позицию стороны, со ссылками на положения Конституции Российской Федерации.
  • 4. Оформить жалобу в соответствии с требованиями, описанными в ст. 27 Закона О Конституционном суде.
  • 5. Подготовить пакет документов, которые должны быть прикреплены к жалобе.

Оплатить государственную пошлину в размере 450 рублей – для физических лиц, 6750, если заявление подаётся юридическим лицом.

Допустимость принятия к рассмотрению обращения в Конституционный Суд РФ

При обращении в КС РФ адвокату необходимо учитывать принцип допустимости обращений. Критерии допустимости обращений в КС РФ по различным категориям дел установлены в разд. III Закона о КС РФ. Они различаются в зависимости от вида дела, по которому данное обращение представлено.

Так, правом обращаться в Суд по самой многочисленной категории дел, рассматриваемой в КС РФ, — дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — имеют право граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе (ст. 96 Закона о КС РФ). Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если, во-первых, закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; во-вторых, он применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде (ст. 97 Закона о КС РФ).

Право подавать жалобу на нарушение конституционных прав и свобод имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, если законом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.

Проверка конституционности закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан не может быть осуществлена, если закон не применен в конкретном деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона о КС РФ запрос о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель:

  • — либо считает их не подлежащими действию из-за неконституционности;
  • — либо, напротив, считает их подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ.

Часть 2 ст. 85 Закона устанавливает дополнительный критерий допустимости запроса о проверке конституционности нормативного акта субъекта РФ. Такой запрос допустим, если оспариваемый нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 89 Закона о КС РФ запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ допустим, если:

  • 1) упоминаемый в запросе международный договор РФ подлежит согласно Конституции РФ и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;
  • 2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор РФ не подлежащим введению в действие и применению в России из-за его несоответствия Конституции РФ.

Наибольшее число критериев допустимости установлено для ходатайства органа (органов) государственной власти о разрешении споров о компетенции. Согласно ч. 1 ст. 93 Закона о КС РФ такое ходатайство является допустимым при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;
  • 2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;
  • 3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;
  • 4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти;
  • 5) заяви гель ранее обращался к указанным органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;
  • 6) в течение месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в предыдущем пункте, не были устранены указанные в нем нарушения;
  • 7) в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

Закон о КС РФ не устанавливает специальных критериев допустимости запросов о толковании положений Конституции РФ. Такие критерии были выработаны самим Судом. На основе анализа и обобщения решений КС РФ по делам о толковании Конституции РФ специалисты выделяют шесть критериев допустимости запросов по делам этой категории:

  • 1) рассмотрение запроса не должно требовать от Суда создания новых правовых норм;
  • 2) запрос не должен быть таким, чтобы под видом его рассмотрения осуществлялся предварительный конституционный контроль законопроектов;
  • 3) запрос не должен быть таким, чтобы под видом его рассмотрения производилась проверка конституционности действующих правовых актов;
  • 4) запрос не должен быть таким, чтобы в результате его рассмотрения какое-либо положение Конституции РФ становилось недействующим;
  • 5) запрос о толковании нескольких положений Конституции РФ допустим, если все эти положения взаимосвязаны между собой;
  • 6) не является допустимым запрос, содержащий требование о толковании таких положений, которых в Конституции РФ нет.
Читайте также:  Порядок подтверждения и исчисления заработка

При обращении в Суд адвокату следует также проверять наличие вынесенного ранее по предмету обращения и сохраняющего свою силу постановления КС РФ (п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о КС РФ). Поскольку решения КС РФ в соответствии со ст. 6, 71 и ч. 1 ст. 79 Закона о КС РФ являются общеобязательными и окончательными, постольку Суд не вправе рассматривать какой-либо вопрос, если решение по нему ранее уже было вынесено.

Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Компетенция Конституционного Суда РФ.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации КС (ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде в Российской Федерации»):

1) разрешает дела о соответствииКонституции Российской Федерации:

А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

А) между федеральными органами государственной власти;

Б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная ст. 3, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий ФКЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).

Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ.

Поводом к рассмотрению дела в КС является обращение в КС в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 36 ФКЗ о Конституционном Суде).

Основанием рассмотрения дела является:

— обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор;

— обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;

— обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ;

— выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, ВС РФ и ВАС РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст. 125 Конституции РФ):

А) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждани по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

КС РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено. О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 ФКЗ о Конституционном Суде).

Правом на обращение в КС с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ (ст. 92 ФКЗ о Конституционном Суде)12.

Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ.

Обращение направляется в КС в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами) (ст. 37 ФКЗ о Конституционном Суде).

Требования к обращению в суд

Подать абы какое заявление в КС РФ не получится. Требования к жалобе сформулированы в ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. В первую очередь, обжаловать в КС можно лишь ту норму, которая была применена судами или иным органом. Если заявитель полагает что вот эта применённая норма, нарушает его конституционные права, он может обратиться в КС РФ.

Само обращение должно быть в письменном виде. Когда формировалась эта норма в ФКЗ, про Интернет мало кто думал. Другие требования не сильно отличаются от таковых к искам и т.п., подаваемым в другие суды. Тут ФИО заявителя, название суда и иные подобные сведения. Но есть и особые — это основания для обжалования, указанные в ФКЗ-1. Существуют требования и к прилагаемым документам. Указаны они в ст. 38 ФКЗ от 21.07.1994 г.

Читайте также:  Какие льготы положены ветеранам боевых действий?

Кто освобождается от уплаты пошлины за совершение обращения

В соответствии с нормами действующего законодательства определенные группы лиц полностью или частично могут быть освобождены от уплаты пошлины за рассмотрение обращения Конституционным Судом в порядке, предусмотренном законом. К числу тех, кто на основании современных конституционных норм полностью освобождается от уплаты рассматриваемого вида взноса относятся:

  • общественные организации инвалидов;
  • Герои Советского Союза;
  • ветераны ВОВ;
  • Герои России;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды ВОВ.

В том случае, если обращение подается лицом, освобождаемым законом от уплаты рассматриваемого типа взноса, вместо квитанции, подтверждающей проведение платежа, ему надо предоставить документ, подтверждающий право получения льготы.

Отдельное внимание стоит обратить и на то, что от уплаты рассматриваемого вида пошлины освобождаются и некоторые лица, которые могут подавать запросы и ходатайства в данную инстанцию. К их числу относятся:

  • Верховный Суд;
  • мировые судьи;
  • Арбитражный суд;
  • суды, отнесенные к общей юрисдикции;
  • органы государственной власти отдельных субъектов страны;
  • федеральные органы власти;
  • органы самоуправления на местах.

Процедура принятия заявления к производству Конституционного Суда во многом схожа с процедурой допуска в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

На начальной стадии Секретариат Конституционного суда проверяет допустимость жалобы к рассмотрению. Жалоба будет принята к рассмотрению в случае, если:

  • ее предмет относится к компетенции КС РФ;
  • автор жалобы прошел все положенные процедуры обжалования, включая надзорную;
  • жалоба содержит достаточную аргументацию;
  • жалоба подана с соблюдением годичного срока с момента вынесения последнего решения в процедуре обжалования.

Отдельно о госпошлине

Вопросы оплаты госпошлины по жалобам, адресованным Конституционному Суду РФ, регламентируются ст. 333.23 НК РФ и ст. 39 Закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Мнение эксперта

Козлов Андрей Кириллович

Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Размер госпошлины варьируется в зависимости от статуса заявителя. Так, для юридических лиц госпошлина будет составлять 6750 рублей, а для физических – 450 рублей.

Конституция РФ гласит, что у каждого гражданина есть законное право защищать свои интересы в судебных инстанциях. Увы, даже сегодня, эффективность работы некоторых представителей данной системы далека до совершенства.

Разумеется, для обжалования решения можно подать апелляцию, кассацию или надзорную жалобу, но что делать, если, ни одна из этих мер не принесла желаемого результата?

Процедура и срок рассмотрения

Судопроизводство по полученной жалобе в Конституционный суд происходит в следующем порядке:

  1. Подача жалобы. Здесь секретарь изучит полученные сведения, исключит наличие ошибок и неточностей. Если же будут выявлены недостатки, то заявление будет отправлено истцу на доработку. Пока неточности не будут устранены, жалоба не будет принята к рассмотрению.
  2. Изучение заявления. Это предварительный процесс, который включает в себя рассмотрение жалобы несколькими судьями. Анализ и проверка представленных фактов. Если судьи не выявят нареканий, то жалоба допускается к рассмотрению. Этот этап может затянуться на срок до трех месяцев.
  3. Заседание в суде. Стандартное рассмотрение дела на основе имеющихся фактов и доказательств.
  4. Принятие решения и его публикация. После получения всей информации судья выносит решение. Для этого вызываются все участники дела. После того как оно озвучивается, решение публикуется на сайте Конституционного суда. Каждый из участников дела получит копию вердикта.
  5. Разъяснение. Комментарии к решению даются крайне редко, так как зачастую вердикт понятен и не требует дополнительных объяснений.

Узнайте, как подать жалобу в Министерство здравоохранения.

О порядке рассмотрения надзорной жалобы по гражданскому делу читайте далее.

Хотите пожаловаться в прокуратуру? Читайте здесь, как это сделать.

Шансов, что рядовой гражданин сможет самостоятельно справиться с составлением жалобы в Конституционный Суд, крайне мало. Поэтому мы рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Наша консультация может лишь дать самое общее представление о процедуре и возможность ориентироваться в сложном процессе составления, подачи и рассмотрения жалобы.

Можно выделить несколько правил подготовки к разбирательству в Конституционном суде, а именно:

  • заявитель сам должен известить лиц, привлекаемых по его жалобе, и вручить им копии жалобы;
  • представленная в КС жалоба должна быть грамотной, корректной, безэмоциональной и не содержащей исправлений или дописок.

Текст жалобы должен содержать в себе следующие сведения:

  1. наименование Конституционного Суда и его адрес. Сообщаем, что состав КС РФ дислоцирован в Москве и Санкт-Петербурге;
  2. ФИО, адрес, контакты заявителя;
  3. ФИО и адреса лиц, привлекаемых по жалобе;
  4. сведения о событии, послужившим основанием для обращения в КС;
  5. сведения о пройденной до обращения в КС процедуре обжалования;
  6. ссылку на статью Конституции, которая, по мнению заявителя, была нарушена;
  7. ссылки на нормативные акты;
  8. просьбу к Конституционному Суду о проверке предмета жалобы на соответствие Конституции;
  9. дату подачи заявления и подпись заявителя.

Когда можно обратиться в Конституционный Суд

Прежде всего следует понимать, что КС РФ – это не апелляционная, не кассационная и не надзорная инстанция. В большей степени Конституционный Суд – это инстанция, дающая заключение по соответствию применяемых норм права конституционным основам РФ.

Мнение эксперта

Козлов Андрей Кириллович

Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

То есть заявитель, обращающийся в Конституционный Суд, просит не о кассации или апелляции, а о разъяснениях, насколько та или иная буква закона, примененного к нему, соответствует Конституции.

Например, банальная ситуация при которой гражданин получает запрет на выезд за рубеж по причине наличия у него долгов. Прежде всего, Конституция РФ предусматривает право человека на свободное перемещение. Это фундаментальное право.

Более того, Международная Конвенция по защите прав человека и основных свобод, а также Международный Регламент ЕСПЧ, которые Российская Федерация ратифицировала, предусматривают ответственность государства за лишение его права перемещения и свободы за долги.

Жалоба в КС РФ подается через Секретариат Конституционного Суда, который подвергает полученную жалобу изучению на предмет выявления ошибок. Причем Конституционный суд, в отличие от судов первой инстанции, крайне не лоялен к ошибкам и неточностям в жалобе. Наличие лакун в оформлении влечет за собой отказ в приеме и возврат жалобы заявителю.

Жалоба, прошедшая проверку Секретариата, принимается к предварительному рассмотрению и передается судье Конституционного Суда для изучения.

После процедуры изучения, которая может длиться до 3 месяцев, Конституционный Суд назначает дело к рассмотрению на конкретную дату. Однако тот факт, что жалоба была принята, не означает, что она обязательно будет рассмотрена. В любой момент жалоба может быть снята с рассмотрения и возвращена заявителю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *