Как оформляются результаты выездной проверки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформляются результаты выездной проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:
- плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
- внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.
В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:
- тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
- комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Действия налогоплательщика при оформлении результатов ВНП
Налоговый орган должен ознакомить налогоплательщика с результатами ВНП, о чем делается соответствующая отметка в справке и акте. Вместе с актом лицу передается извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 7.4 письма № АС-4-2/13622).
ВАЖНО! Если ВНП не выявила нарушений, рассмотрение материалов проверки с участием налогоплательщика не проводится.
На основании п. 6 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо вправе в месячный срок со дня получения акта направить свои возражения с приложением копий подтверждающих документов в инспекцию. Налогоплательщик вправе ходатайствовать перед налоговым органом об отложении рассмотрения материалов проверки для представления дополнительных доказательств (п. 2 письма № СА-4-9/14460@).
Справка о проведенной выездной налоговой проверке
Непосредственно после окончания проверки сотрудник налоговой инспекции составляет справку о проведенной проверке.
В ней указываются предмет проверки и сроки ее проведения.
Форма справки приведена в Приказе ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@. Вот пример справки:
┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ СПРАВКА │
│ О ПРОВЕДЕННОЙ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ │
│ │
│ г. Серпухов 15 июля 2009 г.│
│———————— ——————│
│ (место составления) (дата) │
│ │
│ На основании решения руководителя (заместителя руководителя)│
│ инспекции Федеральной налоговой службы N 3 г. Серпухова │
│—————————————————————│
│ (наименование налогового органа) │
│ Иванова Петра Сергеевича 15 марта 2009 г. 38-74│
│———————————— от —————- N ——│
│ (Ф.И.О.) (дата) │
│ │
│проведена выездная налоговая проверка │
│ общества с ограниченной ответственностью «Пассив» │
│—————————————————————│
│ (полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП │
│ или полное и сокращенное наименования организации и филиала │
│ (представительства) организации, ИНН/КПП; │
│ Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии) │
│ (ООО «Пассив») 5003000002/500301001 │
│—————————————————————│
│по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты│
│ налога на добавленную стоимость │
│(удержания, перечисления) ————————————-│
│ (указывается перечень налогов и │
│ сборов в соответствии с решением о │
│ проведении выездной налоговой │
│ проверки)) │
│ 1 января 2008 г. 30 декабря 2008 г. │
│за период с —————— по —————— │
│ (дата) (дата) │
│ │
│ Срок проведения выездной налоговой проверки: │
│ 15 мая 2009 г. │
│ выездная налоговая проверка начата ————— │
│ (дата) │
│ 15 июля 2009 г. │
│ выездная налоговая проверка окончена ————— │
│ (дата) │
│ │
│Подпись должностного лица │
│налогового органа (проверяющего): │
│Старший государственный налоговый Концевич Кирилл │
│ инспектор ИФНС N 3 г. Серпухова Концевич Алексеевич │
│——————————— ———— ——————│
│(должность, наименование (подпись) (Ф.И.О.) │
│налогового органа) │
│ │
│Печать ИФНС г. Серпухов │
│ │
│ Справку о проведенной выездной налоговой проверке получил: │
│ генеральный директор Михайлов Дмитрий Сергеевич │
│—————————————————————│
│ (должность, Ф.И.О. руководителя организации (филиала или │
│ представительства) или Ф.И.О. физического лица) │
│ (Ф.И.О. представителя) │
│ 15 июля 2009 г. Михайлов │
│ ————— ———————│
│ (дата) (подпись) │
│ │
│——————————- │
│ Заполняется в случае вручения Справки о проведенной выездно│
│налоговой проверке непосредственно соответствующему лицу. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────┘
После получения справки фирма (предприниматель) вправе отказаться представлять проверяющим любые дополнительные материалы, так как проверка уже закончена.
Порядок проведения процедуры
Строгого регламента опять же не существуют. Да, есть некоторые элементы, которые в той или иной ситуации применяются. Но какие будут задействованы в вашем случае, зависит от подозрений и тяжести потенциальных нарушений, сферы их появления и многих иных факторов.
Все же процедура проведение выездной налоговой проверки оформляется только законным методом. Поэтому после каждого действия будет составлен акт. А они могут быть следующими:
- Визуальный осмотр помещений. И не стоит препятствовать с получением доступа в любые комнаты или здания. Даже, если это кабинет директора. Все же в этом ракурсе у ФНС есть законные требования беспрепятственного перемещения по территории.
- Инвентаризация. Вот почему мы подчеркивали важность этого момента на предварительном этапе и необходимости программного обеспечения, упрощающего этот процесс. Налоговики будут максимально пристальны во время своей работы. Поэтому, если комиссия, проводящая инвентаризацию до этого, отнеслась к работе спустя рукава, на этом этапе вся правда и вскроется.
- Запрос и выемка документов. То есть, документацию могут и потребовать предъявить на месте. И забрать с собой для дальнейшего изучения, если прямо сейчас нет возможности выявить наличие или отсутствие ошибок и фальсификации.
- Экспертиза. Для этой задачи привлекаются независимые эксперты самых различных областей и уровня. Помните, что вы не оплачиваете их деятельность, даже если окажется, что нарушения реально имели место быть. А также вы вполне вольны наблюдать за их работой. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки – это ваше право.
- Допрос. Лица, являющиеся работниками компании, а также третьи лица, обладающие информацией, дают свидетельские показания. По закону принудить к этому нельзя. Но помните, что отказ от дачи информации сможет стать причиной для обращения в суд. А в ходе судопроизводства уже отказывать не получится.
Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.
Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:
- объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
- указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
- подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
- усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
- указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.
Признаки выездной налоговой проверки (ВНП)
НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:
- проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
- ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
- проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
- она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).
СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.
ТРЕБОВАНИЕ № 664 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 31.01.2019
ИФНС России № 100 по г.Москве ставит в известность ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РОМАШКА» ИНН/ КПП ИНН/ КПП 9705121212/ 70010001 Вторая ул, 92, стр 8, МОСКВА Г, 105105 о том, что за ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РОМАШКА» числится (выявленана) недоимка, задолженность по пеням, штрафам, процентам, которые на основании законодательства о налогах исборах указанное лицо обязано уплатить (перечислить):
Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкойНК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок. Выделяют шесть таких ограничений: 1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа; 2) ограничения по количеству проверок:
3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки; 4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:
Похожие записи: |