Переаттестация школьных педагогов 2023: что изменилось и кому стоит переживать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переаттестация школьных педагогов 2023: что изменилось и кому стоит переживать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Как проходит добровольная аттестация
Все воспитатели проходят добровольную оценку. Такая возможность заинтересует специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.
Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить знания в следующий раз он сможет через год.
Каждый сотрудник при желании самостоятельно инициирует проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.
Порядок проведения добровольной аттестации воспитателей на соответствие квалификации и оценки знаний включает этапы:
- Проверка заявления.
- Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
- Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления.
- Оценка.
- Оформление результатов.
Подготовка к аттестации
Для прохождения аттестации на любую категорию педагог ДОУ должен подготовить пакет документов. Вот что нужно для аттестации воспитателя:
- заявление;
- согласие на обработку персональных данных;
- аттестационный лист предыдущей аттестации (если есть);
- портфолио;
- аналитическая справка.
Портфолио — это папка, в которой собраны все сведения о результатах и достижениях воспитателя за отчетный период, то есть за последние 5 лет. Ее можно оформить в электронном или бумажном формате.
Содержимое портфолио состоит из нескольких блоков. Их тематика, количество и степень значимости могут различаться в зависимости от региона.
Вот какая информация должна быть в этой папке:
- сведения о воспитателе;
- результаты педагогической деятельности;
- методическая работа;
- самообразование;
- взаимодействие с родителями;
- другие виды деятельности.
В раздел «Сведения» собирают копии документов, которые имеют отношение непосредственно к педагогической работе. К ним относятся:
- диплом о профессиональном образовании;
- трудовая книжка;
- устав ДОУ.
Также могут потребовать характеристику на воспитателя, выданную руководством детского сада.
Результаты педагогической деятельности содержат как итоговые достижения, так и динамические показатели работы с детьми:
- мониторинги по разным данным (здоровья, умственного развития, познавательной активности детей и другие);
- качество освоения учебных программ;
- организация и проведение дополнительных мероприятий (экскурсий, тематических бесед, конкурсов, соревнований);
- ведение кружков;
- проектная деятельность с детьми;
- проведение тематических праздников и утренников.
Сюда же можно добавить копии детских грамот и дипломов разных конкурсов, выставок и соревнований.
В отчет по методической работе включают выступления и сообщения воспитателя на педагогических и методических советах, участие в конференциях и семинарах. Можно опубликовать методическое сообщение на сайте ДОУ, разработать педагогический проект или оформить наставничество над молодым коллегой.
Под самообразованием подразумеваются курсы повышения квалификации или обучение по программе профпереподготовки.
Результаты работы с родителями можно представить в форме отчетов о проведенных родительских собраниях или письменных отзывов в адрес воспитателя. Учитывается и проведение семейных мероприятий для воспитанников и их родителей.
Перечисленных разделов портфолио достаточно для аттестации, но воспитатель, если посчитает нужным, может добавить дополнительные документы. Например, свидетельство о личном участии в профессиональном конкурсе (в том числе, дистанционном) или сертификат о прохождении какого-нибудь тренинга.
Сотрудники ИРО и городских методкабинетов рекомендуют заполнять портфолио не за несколько месяцев до аттестации, а в течение всего пятилетнего межатестационного периода. Все документы нужно складывать в папку по мере их появления.
К портфолио нужно приложить аналитическую справку. Это отчет педагога о проделанной работе и самоанализ профессиональной деятельности. В этот документ вносятся следующие сведения:
- характеристика группы (возраст детей, количество мальчиков и девочек, особенности развития);
- план работы и педагогические задачи;
- описание выполнения намеченного плана, решения задач и проведенных мероприятий;
- мониторинг освоения учебной программы;
- сведения о достижениях детей и воспитателя (грамоты, благодарности, дипломы);
- отчет о работе с родителями;
- описание возникших трудностей;
- анализ проделанной работы с указанием решенных и нерешенных задач;
- определение перспектив дальнейшей работы.
Все документы и копии, подготовленные для аттестации нужно заверить у руководителя ДОУ.
Перенос запуска новой системы аттестации педагогов
Подготовка изменений происходила в течение нескольких лет. В тестировании принимали участие 104 школы из 19 российских регионов. Впервые новая система была опробирована в 2018-ом году, чтобы с учетом внедренных корректив стать окончательно утвержденной в 2020-ом году.
Основной причиной недовольства педагогов стала необходимость предоставления для аттестации видеофрагмента урока. Упор был на то, что это отвлекает от занятия и направлено не на оценку их достижений, а на контроль за выполнением ФГОС.
В результате было принято решение переработать эту часть нововведений. Однако, в 2020 году система так и не заработала, поскольку началась пандемия и приоритет получили совсем иные задачи.
В соответствии с указанными событиями Министерство просвещения позволило:
- всем, чья категория истекала в период с 1 апреля по 1 сентября, продлить ее действие до конца 2020-го года;
- тем, у кого аналогичное событие должно было произойти с 01.09.20 по 01.10.21, оформить сроки по 31 декабря 2021-го года.
Далее проверки входят в штатный режим. Об этом в своем Письме № АЗ-57/08 сообщили представители Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с COVID-19: для продления сроков тем, у кого категории истекают в период с 01.10.21 по 31.12.22, оснований нет. Таким образом, аттестация педагогов снова входит в обычный режим.
Какие изменения ожидаются в порядке проведения аттестации?
Сразу скажем: пока речь идет только о планах, ориентировочно до 2030 года. Как именно их реализуют и будут ли серьезные изменения вообще — покажет время.
► Основных предложений два:- Полностью отменить существующую систему проверки и ввести вместо нее единый федеральный экзамен. Предполагается, что это поможет более беспристрастно и объективно оценивать квалификацию педагогов.
- В ходе аттестации опираться только на итоги экзамена. Если это предложение примут, педагогам больше не придется готовить портфолио, собирать характеристики и предоставлять другие доказательства своего профессионализма.
Кто подлежит аттестации и кто ее проводит
Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.
Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.
Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор?
Посмотреть ответ
Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:
- гражданские госслужащие;
- медработники;
- педработники;
- трудящиеся в сфере науки;
- прокурорские работники;
- пожарные;
- спасатели;
- транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
- руководители унитарных предприятий федерального значения;
- специалисты в сфере промбезопасности;
- связанные с перемещением и креплением грузов;
- работники культуры;
- иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.
Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.
Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации?
Посмотреть ответ
Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.
При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:
- Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
- Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).
Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.
- Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
- Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Последние изменения по аттестации
Особенно целесообразна проверка профпригодности воспитателей детских садов, поскольку именно они причастны к становлению личности маленьких граждан. Какие особенности отличают процедуру аттестации воспитателей ДОУ в 2020 году?
Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.
Зарплата учителя по новой системе не сможет быть ниже, чем была на дату, когда эта система вводилась (то есть, зарабатывать меньше учителя точно не станут). Идеи ввести базовый оклад на уровне МРОТ или двух МРОТ в итоге в окончательный проект системы не вошла.
Документ предлагает отказаться от действующей системы и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивают требование о том, чтобы экзамен соответствовал положениям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования.
По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист.
Общая характеристика персонала дошкольного образовательного учреждения
Комфортное пребывание ребенка, осуществление воспитательно-образовательного процесса, в условиях ДОУ обеспечивается совместными усилиями: заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, инструктора по физическому развитию, воспитателя, младшего воспитателя, поваров, медсестры, завхоза, кастелянши.
Большая ответственность за формирование маленький личности возлагается на воспитателя детского сада. Однако одной только эмоциональной и сердечной привязанности к детям недостаточно. Есть множество критериев, согласно которым заведующая ДОУ назначает людей на данную должность. На воспитателя возлагаются обязанности по уходу, присмотру, обучению и развитию детей ясельного и дошкольного возраста.
Воспитательница должна обладать не только педагогическими знаниями, но и быть компетентной в области детской психологии. Ведь маленький человек только начинает познавать предметный мир, сферу живой и неживой природы, учится выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, предпринимает первые попытки творческой деятельности.
При этом педагог обязан заложить в сознании ребенка правильные представления об окружающем мире, а также обеспечить развитие по таким направлениям, как познавательно-речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
К современным воспитателям предъявляются высокие требования: они должны иметь высшее педагогическое образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология», стремиться к саморазвитию и повышению квалификации, знать ФГОС дошкольного образования. Работа с большим количеством детей немыслима без помощника воспитателя.
Он проводит санитарно-гигиенические мероприятия в группе, с учетом возраста детей организует работу по усвоению ими навыков самообслуживания, оказывает посильную помощь воспитателю в проведении оздоровительных процедур для детей.
Во всех школах появится должность советника по воспитательной работе
В некоторых регионах советники директоров уже работают в экспериментальном порядке, а в 2023 году такие специалисты будут работать уже повсеместно.
Занять эту должность может педагог, имеющий опыт воспитательной работы и прошедший переподготовку на базе Международного детского центра «Артек». В обязанности советника по воспитанию входит разработка и реализация программ воспитания в школе, вовлечение учащихся в проекты детских и молодежных объединений, а также содействие в организации творческих, туристических и спортивных мероприятий.
Советник по воспитанию получает доплату в размере 15 тысяч рублей за полную ставку.
Пока неизвестно, произойдут ли и какие изменения в аттестации воспитателей в 2020 году, но сейчас в РФ апробируется новая модель аттестации учителей в рамках нацпроекта «Образование». Ее основное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, не изменится и периодичность проверок. Подобную систему обещают распространить и на воспитателей. О конкретных сроках пока молчат, но завершить переход чиновники собираются не позже 2030 года.
Тем временем Общероссийский народный фронт предлагает полностью отказаться от действующей системы аттестации и определения категории воспитателей детских садов по возрастанию, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты. В ОНФ подчеркивают, что экзамен обязан соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.
Еще одно важное изменение, которое планируется внедрить в 2020 году, прописано в проекте Минпросвещения. Чиновники хотят несколько упростить порядок проведения аттестации (Приказ Минобразования №276 от 07.04.2014) для тех педагогических работников, которые имеют:
- государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, педагогической науке;
- положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации либо по итогам участия в профессиональных конкурсах.
Обязательная аттестация педагогов: что говорит закон
Как и для представителей других социально значимых профессий, для педагогических работников существует обязанность периодически проходить аттестацию. Это требование заложено в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из норм закона, аттестация проводится по таким принципам:
- она нужна для того, чтобы педагогические работники подтверждали соответствие занимаемым ими должностям;
- проводится аттестация раз в 5 лет или по желанию педагога;
- аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности проводят аттестационные комиссии, которые формируются в образовательных учреждениях (то есть, аттестацию учитель проходит в той же школе, где работает);
- аттестацию для установления квалификационной категории педагогов проводят аттестационные комиссии того уровня власти, к которому относится учебное заведение (если школа находится в ведении муниципального образования, то комиссию организуют именно городские власти;
- порядок проведения аттестации устанавливает Министерство просвещения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Другими словами, по факту аттестация проводится для двух целей – чтобы проверить, соответствует ли учитель занимаемой должности (и эта аттестация проводится каждые 5 лет на уровне школы), и для получения более высокой квалификационной категории (и эта аттестация проходит по желанию учителя на уровне города или региона).
Последние изменения по аттестации
Основной задачей аттестации воспитателей является определение квалификационного уровня педагога и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получают награду за знания и умения педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется процедура приказом Минобразования № 276 от 07.04.2014, законом 273-ФЗ от 29.12.2012 и др.
С 2021 года в нашей стране идет эксперимент в сфере педагогики. Протоколом Президиума Совета при президенте РФ от 24.12.2018 утвержден паспорт нацпроекта «Образование».
Проект предполагает изменить подход к тому, как проходит аттестация воспитателей. Он устанавливает повышение профессионального мастерства в процессе непрерывного образования и прохождение на добровольных основах независимой оценки профквалификации. Для этого в стране по распоряжению Минпросвещения от 17.12.2019 № Р-140 создают структуру центров двух видов:
- для непрерывного обучения педагогических работников (ЦНППМ);
- для оценки профессионализма и уровня квалификации (ЦОК).
Документ предлагает отказаться от действующей системы и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивают требование о том, чтобы экзамен соответствовал положениям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования.
Предполагается, что проверки воспитателей по новым правилам начнут проводить с 2021 года. Периодичность и разделение процедуры на обязательную и добровольную сохранятся.