Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Индивидуальные нормативы формируются тогда, когда общеотраслевые нормативы по направлениям работ не возмещают все издержки фирмы на развитие производства и материальное стимулирование штата. Обычно расчет осуществляется самим подрядчиком. Однако его итоги обязательно должны быть согласованы с заказчиком. Специалистами со стороны заказчика осуществляется экспертиза. Если в ходе экспертизы возникли разногласия, подрядчику нужно внести все нужные корректировки. Потом расчет еще раз направляется на повторное согласование. Подрядчик может делегировать свою обязанность по расчетам региональным центрам по ценообразованию или проектным организациям.
Нормативы сметной прибыли
Нормативы СП приведены в соответствующих методических указаниях. В частности, это Методические указания по расчету сметной прибыли МДС 81-25.2001, утвержденные Постановлением Госстроя №15 от 28 февраля 2001 года. Они должны обязательно использоваться субъектами, реализующими проекты за счет средств из этих источников:
- Бюджет страны.
- Федеральный бюджет.
- Государственные кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.
- Внебюджетные источники.
Вычисление норматива СП выполняется в процентах от ФОТ работников и механизаторов при текущих ценах.
Нормативы подразделяются на эти разновидности:
- Аналогичные для всей строительной деятельности и актуальные для всех предприятий. Для строительно-монтажных работ норматив составляет 65% от ФОТ работников в структуре прямых трат сметы-бюджета, для ремонтно-строительных – 50%.
- Разделенные по направлениям работ. Эта форма норматива установлена в приложении 3 к Методическим указаниям. Становится она актуальной на этапе подготовки документации.
- Индивидуальные для определенных подрядчиков. Этот норматив не актуален для фирм, использующих средства федерального бюджета.
Процентная ставка к ФОТ по направлениям работ устанавливается федеральными и местными центрами по ценообразованию в строительной сфере. Иногда подрядчики могут использовать понижающие коэффициенты. Стороны строительного контракта имеют равные права при подборе расчетного норматива.
Норматив СП при составлении сметы по строительному проекту начисляется в зависимости от методики установления сметной стоимости строительного материала, стадий проектирования. Начисление выполняется на этих этапах:
- Формирование внутренних сметных расчетов. При этом не нужно формировать разделы в завершении документа.
- Создание сметы по разделам в завершении каждого из них.
Строительные работы могут осуществляться ИП или ФЛ. При этом оформляется соглашение о бытовом и строительном подряде. Размер сметной прибыли устанавливается с учетом индивидуальной нормы. Последняя должна быть согласована с заказчиком.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 27.08.2021 N 01-01-17/13107-СЛ
Пункт 27. При определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, относящихся к особо опасным и технически сложным, к нормативам накладных расходов, приведенным в приложении к Методике, применяются коэффициенты, рассчитанные на основании фактических затрат строительных организаций:
- в размере 1,03 (за исключением объектов атомных электрических станций);
- в размере 1,09 (для объектов атомных электрических станций).
Пункт 28. Коэффициент, указанный в абзаце втором пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы:
- по устройству земляных, бетонных и железобетонных, каменных, металлических и деревянных конструкций, гидроизоляции при строительстве гидротехнических сооружений, а также монтажу оборудования гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений, указанным в пунктах 30 — 35 и 64 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
- по строительству и монтажу оборудования тоннелей и метрополитенов, указанным в пунктах 23 и 63 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
- по монтажу оборудования предприятий черной и цветной металлургии, указанным в пунктах 58 и 59 таблицы, приведенной в приложении к Методике.
Пункт 29. Коэффициент, указанный в абзаце третьем пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы по устройству сборных, монолитных и металлических конструкций, монтажу электротехнических установок и оборудования, а также пусконаладочных работ на технологическом оборудовании атомных электрических станций, указанным в пунктах 6.2, 7.2, 9.1, 49.1, 55 и 84 таблицы, приведенной в приложении к Методике.
Ранее у нас в МДС 81-33.2004 был коэффициент 1,2 при реконструкции объектов метрополитена, а также мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, а также при реконструкции и капитальном ремонте действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами. Этого коэффициента в новой методике уже нет.
- Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства;
- Отсутствует понятие индивидуального норматива накладных расходов;
- При работе с упрощённой системой налогообложения в соответствии с МДС 81-33.2004 к нормативам накладных расходов применялся понижающий коэффициент 0,7 – в новой методике данного коэффициента нет и как такового упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Собственно, как и в новой методике по сметной прибыли
- Отсутствует коэффициент 0,6 для работ, осуществляемых хозяйственным способом.
- Отсутствуют приложения со структурой накладных расходов по элементам (статьям) затрат (удельный вес статей затрат в процентном отношении). Это были приложения 8 и 9 в МДС 81-33.2004
Сравнение нормативов накладных расходов
Если мы считаем смету базисно-индексным способом и используем индексы 1 квартала 2021 года и раньше, то надо использовать старые методики.
С индексами I квартала 2021 года мы ориентируемся на следующие документы:
- МДС 81-33.2004 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6 (ред. от 23.07.2004, с изм. от 17.03.2011)
- МДС 81-34.2004 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 5 (с изм. от 17.03.2011)
- МДС 81-25.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (утверждены Постановлением Постановление Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15.
Если мы считаем смету базисно-индексным способом и используем индексы, начиная с 2 квартала 2021 года, то надо использовать новые методики.
С индексами 2 квартала 2021 года:
- Новые нормативы НР (Приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр. Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2021 № 62869. Начало действия приказа — 06.04.2021)
- Новые нормативы СП (Приказ Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр. Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2021 № 62465.
Вопрос применения норм НР и СП для ресурсного способа мы направили в ГГЭ, ждем официального ответа.
Пока считаем, что они работают для расчетов по ГЭСН с момента включения в Федеральный Реестр.
Нормы НР и СП к ТСН-2001 на 2021 год
Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться:
Номер | Направления затрат | Жилищное строительство | Производственные объекты | Ремонтно-строительные работы |
---|---|---|---|---|
1 | Материалы | 70% | 63% | 47% |
2 | Материальное стимулирование сотрудников | 9% | 11% | 21,5% |
3 | Эксплуатация оборудования | 3% | 4,5% | 2% |
4 | Накладные траты | 11,5% | 13,5% | 19,5% |
5 | Сметная прибыль | 6,5% | 8% | 10% |
100% | 100% | 100% |
Компенсация НДС в смете при упрощёнке
Уточнен порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве при определении с 01.01.2011 сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ в текущем уровне цен.
Так, для организаций, работающих по УСН, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94.
Коэффициент 0,7 к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004) не применяется.
При этом не отменяется коэффициент 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при УСН.
При применении коэффициентов нормативы округляются до целых чисел.
Сметная документация, прошедшая экспертизу ранее, не пересчитывается.
По заключенным госконтрактам взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном договорами, в пределах твердой договорной цены.
18. При составлении локальных сметных расчетов (смет) накладные расходы определяются как произведение нормативов накладных расходов по видам работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида работ.
19. Затраты, относимые к накладным расходам в строительстве, но не включенные в нормативы накладных расходов по видам работ, при составлении сметной документации учитываются дополнительно в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
20. Выбор нормативов накладных расходов осуществляется при составлении локальных сметных расчетов (смет) по видам работ в соответствии с графой 6 таблицы, приведенной в приложении к Методике, с учетом территории строительства.
21. Определение накладных расходов производится путем начисления норматива накладных расходов по каждому виду работ (в соответствии с применяемыми сметными нормами или разработанными на их основе единичными расценками, включая отдельные составляющие таких расценок) по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) с последующим указанием суммы начисленных накладных расходов по итогам разделов (при наличии) локального сметного расчета (сметы) и в целом по итогу локального сметного расчета (сметы) по формуле (1):
В связи с утверждением и внесением в Федеральный реестр сметных нормативов новых Методик по разработке и применению нормативов накладных расходов (приказ Минстроя России № 812/пр от 21.12.2020) и сметной прибыли (приказ Минстроя России № 774/пр от 11.12.2020) дополнительно сообщаем о признании не подлежащими применению с 1 июля 2021 года методических указаний по определению величины сметной прибыли (МДС 81-25.2001) и накладных расходов (МДС 81-33.2001 и МДС 81-34.2001) в строительстве (приказ Минстроя России № 245/пр от 21.04.2021).
В структуру СП включены эти направления расходов:
- Модернизация и переоборудование основного фонда, который влияет на рост производства. Для расчета этого направления расходов нужно задействовать сведения из инвестиционного бизнес-плана развития компании, а также из бухучета трат по статье «Модернизация» за прошлый период. Имеет смысл провести анализ имущественного состояния подрядчика. В частности, это доля основных средств и ее активной части. Следует проанализировать состояние основных производственных фондов. Учитывается вывод из эксплуатации, износ техники, собственные оборотные фонды.
- Материальное стимулирование сотрудников. Это направление включает в себя финансовую помощь, траты на оздоровительные мероприятия для персонала, не связанного с основным производством. Подобные траты должны быть вписаны в приложение к бухгалтерскому балансу за прошлый период. В этом приложении указываются эти непроизводственные расходы: покупка путевок в курорты, абонементов в фитнес-клуб, билетов на культурные мероприятия, вознаграждения, не предусмотренные трудовым соглашением, траты на помощь сотрудникам на ипотеку, индивидуальное жилищное строительство. Это также траты, сопутствующие предоставлению продукции и услуг по льготным ценам.
- Помощь учебным заведениям. Фирмы могут оказывать безвозмездную помощь образовательным учреждениям. Соответствующие расходы должны подтверждаться бухгалтерским балансом.
- Налоговые выплаты. Это могут быть налоги на прибыль, имущество, различные региональные и местные налоги, ставка которых не превышает 5%. Налог на прибыль рассчитывается на базе показателей по каждой статье, включенной в сметную прибыль. Налог на имущество определяется исходя из данных об основных фондах, участвующих при выполнении работ, о средствах, потраченных на модернизацию.
К СВЕДЕНИЮ! Примечания к бухгалтерской отчетности – это одно из оснований определения индивидуального норматива СП.
Нормативы СП приведены в соответствующих методических указаниях. В частности, это Методические указания по расчету сметной прибыли МДС 81-25.2001, утвержденные Постановлением Госстроя №15 от 28 февраля 2001 года. Они должны обязательно использоваться субъектами, реализующими проекты за счет средств из этих источников:
- Бюджет страны.
- Федеральный бюджет.
- Государственные кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.
- Внебюджетные источники.
Вычисление норматива СП выполняется в процентах от ФОТ работников и механизаторов при текущих ценах.
Нормативы подразделяются на эти разновидности:
- Аналогичные для всей строительной деятельности и актуальные для всех предприятий. Для строительно-монтажных работ норматив составляет 65% от ФОТ работников в структуре прямых трат сметы-бюджета, для ремонтно-строительных – 50%.
- Разделенные по направлениям работ. Эта форма норматива установлена в приложении 3 к Методическим указаниям. Становится она актуальной на этапе подготовки документации.
- Индивидуальные для определенных подрядчиков. Этот норматив не актуален для фирм, использующих средства федерального бюджета.
Процентная ставка к ФОТ по направлениям работ устанавливается федеральными и местными центрами по ценообразованию в строительной сфере. Иногда подрядчики могут использовать понижающие коэффициенты. Стороны строительного контракта имеют равные права при подборе расчетного норматива.
Норматив СП при составлении сметы по строительному проекту начисляется в зависимости от методики установления сметной стоимости строительного материала, стадий проектирования. Начисление выполняется на этих этапах:
- Формирование внутренних сметных расчетов. При этом не нужно формировать разделы в завершении документа.
- Создание сметы по разделам в завершении каждого из них.
Строительные работы могут осуществляться ИП или ФЛ. При этом оформляется соглашение о бытовом и строительном подряде. Размер сметной прибыли устанавливается с учетом индивидуальной нормы. Последняя должна быть согласована с заказчиком.
Индивидуальные нормативы формируются тогда, когда общеотраслевые нормативы по направлениям работ не возмещают все издержки фирмы на развитие производства и материальное стимулирование штата. Обычно расчет осуществляется самим подрядчиком. Однако его итоги обязательно должны быть согласованы с заказчиком. Специалистами со стороны заказчика осуществляется экспертиза. Если в ходе экспертизы возникли разногласия, подрядчику нужно внести все нужные корректировки. Потом расчет еще раз направляется на повторное согласование. Подрядчик может делегировать свою обязанность по расчетам региональным центрам по ценообразованию или проектным организациям.
Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться:
Номер | Направления затрат | Жилищное строительство | Производственные объекты | Ремонтно-строительные работы |
---|---|---|---|---|
1 | Материалы | 70% | 63% | 47% |
2 | Материальное стимулирование сотрудников | 9% | 11% | 21,5% |
3 | Эксплуатация оборудования | 3% | 4,5% | 2% |
4 | Накладные траты | 11,5% | 13,5% | 19,5% |
5 | Сметная прибыль | 6,5% | 8% | 10% |
100% | 100% | 100% |
Понятие и расчет сметной прибыли
Стоимость основных средств включается в расходы на УСН в зависимости от того, когда объекты ОС были приобретены – до перехода на «упрощенку» или после (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Если расходы на ОС возникли в период применения УСН, они принимаются с момента ввода ОС в эксплуатацию.
Если затраты образовались до начала применения «упрощенки», их признание зависит от срока эксплуатации ОС:
- до 3 лет – вся сумма списывается равными частями каждый квартал в течение первого года;
- от 3 до 15 лет – 50% в течение 1-го года, 30 % — на следующий год, 20% — на 3-тий год;
- 15 лет и более – в течение 10 лет применения УСН.
Списание начинается после оплаты основного средства и ввода его в эксплуатацию. Расходы отражают в последний день каждого отчетного периода (квартала).
Установленный ранее порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве для организации, работающих по упрощенной системе налогообложения, утратил силу с 1 января 2021 года.
В связи с отменой с 1 января 2021 года пониженных страховых тарифов для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН), по большинству видов деятельности ОКВЭД-2, в том числе связанных с выполнением строительных работ, по которым ранее применялись льготные тарифы (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ),
Союз инженеров-сметчиков России СООБЩАЕТ:
- Коэффициент 0,7 (и ранее применявшийся взамен него коэффициент 0,94) к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004) для организации, работающих по упрощенной системе налогообложения не применяется.
- Также утратил силу и не применяется коэффициент 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения, приведенный в примечаниях к прил. 1 и 2 письма Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 (о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения) Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001.
- Нормативы накладных расходов и сметной прибыли с 1 января 2019 года применяются в установленных МДС 81-33.2004, МДС 81-34.2004 и МДС 81-25.2004 размерах вне зависимости от режима налогообложения строительных организаций.
Дополнительно сообщаем, что в Законе о контрактной системе отсутствуют положения, предписывающие дифференциацию цены контракта в зависимости от системы налогообложения претендентов на заключение контракта. Равно отсутствуют положения, согласно которым цена контракта должна быть обязательно уменьшена при заключении контракта с лицом, находящимся на упрощенной системе налогообложения.
Применение победителем закупки специального налогового режима не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении.
Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт, упрощенной системы налогообложения, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг НЕ СООТНОСИТСЯ С НАЛОГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ПОБЕДИТЕЛЯ, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные заказчиком работы по согласованной цене.
Стоимость товаров включается в налоговую базу по-особому. Для списания важны 3 момента:
- товар должен быть получен и оприходован;
- поставщик получил оплату;
- товары реализованы покупателю.
Только при соблюдении всех 3-х условий одновременно стоимость товара можно включать в расходы. Затраты на хранение, транспортировку, обслуживание товара также признаются по мере его реализации (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Транспортные расходы могут учитываться по-разному, в зависимости от цели их возникновения:
- связанные с приобретением, доставкой ОС – включаются в стоимость этого ОС;
- возникшие в ходе приобретения товаров расходы могут быть списаны двумя способами – путем включения в стоимость товаров, либо как расходы по их транспортировке;
- расходы на служебный транспорт списываются по мере возникновения.
Компенсации за использование личных авто и мотоциклов списываются в пределах установленных норм: для мотоциклов – 600 рублей, для легковых машин с объемом двигателя не более 2 тыс. куб. см – 1200 рублей; свыше этого объема – 1500 рублей в месяц (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № , ред. от 09.02.2004).
В любом случае расходы должны быть оплачены и обоснованы документально.
Понижающие коэффициенты при составлении сметы по УСН после г
Начиная с 01.01.2022 г., некоторые категории организаций, применяющих упрощенную систему налогооблажения (УСН), утратили право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Кроме прочих, к таким организациям относятся те, которые в качестве основного вида экономической деятельности имеют строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные (п.п. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации).
Применять или не применять понижающие коэффициенты к нормам накладных расходов и сметной прибыли в текущей реальности решает сам сметчик. Практически к каждой смете должно прилагаться обоснованное мнение по поводу применения или неприменения данных коэффициентов, на случай, если его затребует заказчик, проверяющий или подрядчик. В Турбо сметчике имеются и пока остаются в прежнем виде шаблоны для составления смет по УСН, учитывающие понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли, которые применялись в разные годы. Если возникла необходимость составить смету без применения понижающих коэффициентов, достаточно использовать шаблон для обычной системы налогообложения, и в итогах сметы указать нулевую ставку НДС.
Коэффициенты к нр и сп при усн в смете
Здесь проставляем к-ты к НР и СП в соответствии с письмом МРР РФ № 3757-КК/08 от 21.02.2022 г. Настраиваем округление норм НР и СП после применения коэффициентов. понижающих коэффициентов 0,7 и 0,9 ко всем нормативам НР И СП должна применять коэффициенты 0,9 и 0,85 к нормативам накладных расходов и сметной прибыли при Иногда требуется при расчёте лимитированных затрат добавлять к итоговой сметной стоимости какие-либо дополнительные затраты, рассчитанные от различных итоговых показателей по смете. Включены в единый индекс. к НР — 0,85. к СП — 0,8. Применяются ко всей смете. к НР — 0,85. к СП — 0,8. Сумма по смете без учёта НР и СП 1 133,00 7 853,82 Сумма по смете 1 489,78 9 687,58 В т.ч. Вместо строки НДС 18% в сметах произведен расчет компенсации НДС при УСН по Письму Госстроя РФ от 06.10.2003 n НЗ-6292/10., применены понижающие коэффициенты к НР и СП (согласно указанного выше письма). Сметы по упрощенной системе налогообложения (УСН) Какие коэффициенты к НР и СП применяются при расчетах по УСН. Замечание: Следует иметь в виду, что при сравнении смет не учитываются общие для всей локальной сметы элементы расчёта, заданные в окне с параметрами сметы — например, коэффициенты к итогам и лимитированные затраты.
Как рассчитать накладные расходы
Основным документом, в котором приводится формула с примером расчета накладных расходов в смете, являются методические указания МДС 81-33.2004. В данных указаниях в разделе 3 подробно приводится объяснение того, что это — НР от ФОТ в смете.
Согласно МДС в локальной смете размер накладных расходов определяется от ФОТ, или фонда оплаты труда. Иногда можно услышать такую формулировку, что это — НР от ЗП в смете, то есть коэффициент накладных расходов вычисляется от зарплаты. Однако такая формулировка не совсем корректна, ведь фонд оплаты труда включает в себя зарплату не только рабочих, но и машинистов. Поэтому рекомендуется применять понятие, что вычисляются НР от ФОТ.
Таким образом, становится понятно, что накладные расходы в смете — это процент, и от чего именно этот процент вычисляется. Основа определения накладных расходов в строительстве это:
- укрупненные нормативы. Данный вид нормативов применяется на основании видов строительства, что в дальнейшем применяется при составлении инвесторских сметных расчетов;
- начисление накладных расходов по видам работ: строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных. Такие нормативы накладных расходов используются при формировании локальных смет, смет по форме №4.
- индивидуальная норма определенной подрядной организации.
Для определения норм НР и СП при составлении сметной документации важно основываться на упомянутых выше методических указаниях по определению величины накладных расходов при строительстве того или иного объекта.
Следует также отметить, что МДС81-33.2004 носят рекомендательный характер. МДС определяет, какой процент накладных расходов в смете будет учтен при исчислении сметной стоимости строительства и строительной продукции. Кроме процента накладных расходов от прямых затрат, а точнее от ФОТ, в МДС содержатся основные данные о структуре накладных расходов, нормативе накладных расходов и норме накладных расходов. Помимо этого, в данных методических указаниях возможно найти, как считаются накладные расходы НР в общем, а также методику расчета индивидуальных норм. Таким образом, очевидно что при поиске того, какой документ регламентирует порядок определения накладных расходов, таким документом будет являться МДС 81-33.2004.
Кроме того, для инвесторов, подрядчиков и проектировщиков МДС является источником информации о том, какой процент накладных расходов должен быть учтен в смете по форме №4, локальных сметах или локальных ресурсных сметных расчетах, а также о том, как считаются накладные расходы в смете.
Для чего нужен анализ накладных расходов
Если входящие в смету накладные расходы заложены неверно, возникнет перерасход или недостаток затрат и, как следствие, образуется завышение или занижение конечной цены. Что в свою очередь приведет к ошибкам в расчете прибыли компании. Грамотное нормирование относимых к накладным расходов позволит успешно проводить бюджетирование и планирование издержек, ценообразование товаров, а значит, получить достоверные данные о финансовом состоянии предприятия для дальнейшего управления бизнесом. Дополнительно рекомендуется проводить контроль за отклонениями в расчетах для оперативного внесения соответствующих изменений.
Прямые и накладные расходы в совокупности составляют смету, где указываются основные затраты (материальные и трудовые ресурсы, непосредственно участвующие в процессе создания продукта) и расходы, обязательно сопровождающие их. Именно эти расходы создают условия для производства и представляют собой долю себестоимости всех работ по смете. Например, на подготовительном этапе при строительстве предусматривается проведение геодезических изысканий, создание проектно-технической документации, сметы, объединяющей все виды выполняемых работ, затрат на АУР, техническое обеспечение персонала и собственно рабочего процесса.
Итак, не связанные прямо с основными производственными тратами и не входящие в стоимость ТМЦ, накладные расходы закладываются в себестоимость конечного продукта, увеличивая издержки его производства пропорционально сумме прямых затрат.
- Административно-хозяйственные расходы (АХР), объединяющие расходы по зарплате аппарата управления, отчислений с нее, услуг связи, приобретения программ, оплата консультаций и юридических услуг и т.п.;
- Обслуживание рабочего персонала (переподготовка кадров, обеспечение необходимого уровня ТБ и охраны труда);
- Организация работ на объектах, т. е. расходы по изысканиям геодезистов, проектированию производства работ, подготовке объекта к сдаче и др.;
- Прочие расходы (реклама износ вспомогательного оборудования, платежи банкам по займам, расходы на страхование, сертифицирование, выплаты рабочим по возмещению ущерба в случаях утраты здоровья и др.)
На законодательном уровне закреплено, что входит в накладные расходы по смете, лишь в медицине и строительстве, т.е. структура накладных расходов для других отраслей не определена. Поэтому компании при составлении бюджетных смет устанавливают перечень подобных затрат самостоятельно, исходя из особенностей производства и опираясь на представленный выше перечень. К примеру, в предприятиях торговли к накладным относят затраты, связанные с транспортировкой, предпродажной подготовкой, обеспечением сохранности и реализацией товаров.
Приказ Минстроя РФ от 21.12.2020 N 812/ПР
8. Нормативы сметной прибыли по видам работ, приведенные в приложении к Методике, не учитывают затраты, указанные в пунктах 9 и 10 Методики.
9. Затраты, не связанные с производственной деятельностью подрядной организации, в том числе на:
а) благотворительные взносы;
б) развитие социальной и коммунально-бытовой сферы;
в) добровольные пожертвования в избирательные фонды;
г) возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;
д) вознаграждения, предоставляемые руководству подрядной организации, премирование работников непроизводственной сферы, вознаграждения и иные выплаты, осуществляемые членам совета директоров;
е) оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей (сверх предусмотренных действующим законодательством);
7) надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы (дивиденды, проценты) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационные начисления в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсации стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников) в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
8) взносы на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, относящихся к расходам на оплату труда;
9) оплату командировочных расходов сверх установленных норм;
10) оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;
11) компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм расходов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст.691; 2004, N 7, ст.534);
12) оплату подписки на газеты и журналы;
13) суммы налога, а также суммы платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые с превышением установленных нормативов и требований, за размещение отходов производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение, в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации;
14) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям и международным организациям, кроме взносов, уплачиваемых международным организациям и организациям, предоставляющим платежные системы и электронные системы передачи информации, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения налогоплательщиком — плательщиком таких взносов указанной деятельности;
15) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке;
16) представительские расходы в части, превышающей их размеры, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;
11. При составлении локальных сметных расчетов (смет) сметная прибыль определяется как произведение нормативов сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида строительно-монтажных работ в составе сметных прямых затрат, в рублях.
12. Выбор нормативов сметной прибыли осуществляется при составлении локальных сметных расчетов (смет) по видам работ в соответствии с графой 4 Таблицы, приведенной в приложении к Методике.
Компенсация НДС в смете при упрощёнке
Пункт 27. При определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, относящихся к особо опасным и технически сложным, к нормативам накладных расходов, приведенным в приложении к Методике, применяются коэффициенты, рассчитанные на основании фактических затрат строительных организаций:
- в размере 1,03 (за исключением объектов атомных электрических станций);
- в размере 1,09 (для объектов атомных электрических станций).
Пункт 28. Коэффициент, указанный в абзаце втором пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы:
- по устройству земляных, бетонных и железобетонных, каменных, металлических и деревянных конструкций, гидроизоляции при строительстве гидротехнических сооружений, а также монтажу оборудования гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений, указанным в пунктах 30 — 35 и 64 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
- по строительству и монтажу оборудования тоннелей и метрополитенов, указанным в пунктах 23 и 63 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
- по монтажу оборудования предприятий черной и цветной металлургии, указанным в пунктах 58 и 59 таблицы, приведенной в приложении к Методике.
Пункт 29. Коэффициент, указанный в абзаце третьем пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы по устройству сборных, монолитных и металлических конструкций, монтажу электротехнических установок и оборудования, а также пусконаладочных работ на технологическом оборудовании атомных электрических станций, указанным в пунктах 6.2, 7.2, 9.1, 49.1, 55 и 84 таблицы, приведенной в приложении к Методике.
Ранее у нас в МДС 81-33.2004 был коэффициент 1,2 при реконструкции объектов метрополитена, а также мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, а также при реконструкции и капитальном ремонте действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами. Этого коэффициента в новой методике уже нет.
Динамика изменения ставок ЕСН и страховых выплат для организаций, работающих по разным системам налогообложения
Режим налогообложения |
ПФР |
ФСС |
Фонды |
Итого |
|
ФФОМС |
ТФОМС |
||||
2010 г. |
|||||
Общий режим налогообложения |
20% |
2,9% |
1,1% |
2% |
26% |
Специальные режимы налогообложения |
14% |
0% |
0% |
0% |
14% |
2011 г. Федерального закон N 212-ФЗ в ред. от 24.07.2009 |
|||||
Независимо от режима налогообложения |
26% |
2,9% |
2,1% |
3% |
34% |
2011 г. Федерального закон N 212-ФЗ в ред. от 28.12.2010 |
|||||
Для традиционного режима |
26% |
2,9% |
2,1% |
3% |
34% |
Специальные режимы налогообложения |
21% |
2,9% |
1,1% |
2% |
26% |
Теперь вместо ЕСН (26%) отчисления идут напрямую в каждый из внебюджетных фондов в виде установленного процента. При этом фонды получают право осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
Определен верхний предел налоговой базы, с которой работодатель обязан начислять страховые взносы. Этот предел установлен в размере 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. Таким образом работодателей стимулируют увеличивать заработную плату.
Согласно нововведениям, с 2010 г., если в течение года общая сумма начисленной работнику зарплаты превысит 415 000 руб., обязанность делать отчисления во внебюджетные фонды за этого работника у работодателя прекращается. Размер отчислений по сравнению с ЕСН увеличен и составит уже 34%. Это должно способствовать тому, что работодателям станет более выгодно увеличивать заработную плату работникам.
«Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001» (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.
Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации N 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно приложению 1.
Методические указания согласованы с Минфином России (письмо от 30.01.01. N 06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000 N ША-681/05).
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.
Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.
В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.
Размер накладных расходов в калькуляции
Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.
Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат — по другим.