Штраф за езду без страховки: нюансы, о которых стоит знать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без страховки: нюансы, о которых стоит знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Предъявление инспектору поддельного полиса грозит управляющему автомобилем так же не одним наказанием. Первым станет выписывание штрафа за отсутствие договора ОСАГО, вторым — заведение уголовного дела за изготовление подделки — фальшивых документов строгой отчетности.
Конечно, доказать виновность человека в изготовлении левой страховки представляет некоторую трудность, но водителям приобретающим полисы через интернет или пользующихся услугами посреднических контор, следует обратить на это внимание. Практика лишний раз доказывает, что покупка сертификатов за пределами официальных страховых агентств часто оборачивается получением фальшивых документов без занесения данных в базу Союза автостраховщиков. Подобные случаи констатируются и при покупке полиса через интернет по заниженной стоимости. Оплатив его цену, можно получить либо фальшивый документ, либо попрощаться с отправленными неизвестно кому и за что деньгами.
Тем не менее, законодательство предусматривает наказание за использование фальшивого договора ОСАГО, выражающегося штрафом в 80 000 рублей, либо размером заработной платы. Рецидивы же будут подвергаться исправительным работам до 2 лет, или заключением на полгода под стражу.
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Кто может выписать штраф за страховку в России?
На данный момент фиксацией нарушения, составлением постановления, а значит и оформлением штрафа занимается ГИБДД. В порядке эксперимента проводилось внедрение электронных систем фиксации (камеры), пока не предполагающее действительных штрафов, но на момент публикации этого материала сведения о результатах эксперимента, о датах и возможностях окончательного запуска отсутствовали.
От официальных лиц, в виде комментариев и заявлений, нередко поступает информация о скором внедрении системы автоматической проверки, но, повторимся, пока конкретных данных нет (хоть порой и звучат самые ближайшие даты).
Соответственно, ответить на расхожий вопрос — штрафуют ли камеры, если ездить без страхового полиса? – можно фразой «пока нет».
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Законное передвижение без полиса ОСАГО — миф или реальность?
Важно запомнить, что право управлять транспортным средством без документа о страховке регулируется ФЗ от 25.04.2002 года №40-ФЗ.
В законе отмечено, что у человека есть в запасе 10 дней с момента заключения договора купли для того, чтобы оформить машину в собственность и застраховать. Это единственный случай, регулируемый законодательством, когда автомобиль без страховки может перемещаться под управлением водителя
Во всех остальных случаях, только имея в салоне авто правильно оформленный договор, вы имеете право управлять транспортным средством.
Есть ли повторное нарушение отсутствия страховки в 2021 году?
Нет, нарушение одно и то же.
К примеру, вы ехали по дороге и вас остановил сотрудник ГИБДД для проверки документов. Наравне с водительским удостоверением и свидетельством о регистрации автомобиля необходимо предъявить инспектору и страховой полис ОСАГО, поскольку он также входит в перечень обязательных документов для проверки водителей (пункт 2.1.1 (1) ПДД). Если страховки не окажется, вам вынесут предупреждение или выпишут штраф. После этого вы «с чистой совестью» поедете дальше.
Если вас остановят на следующем посту и попросят предъявить документы для проверки, а страховки не окажется – вас снова оштрафуют. И количество штрафов на дню не ограничено! Но повторным нарушением отсутствие страховки не является, поскольку не подпадает под критерии такого правонарушения.
Для справки: Повторное нарушение задействовано в случае с серьезным нарушением ПДД. Например, если вы превысите скоростной режим более чем на 80 км/ч и вас поймают – ждите штрафа в 5 000 рублей либо лишения водительских прав на срок 6 месяцев. Повторное нарушение скорости более чем на 80 км/ч грозит запретом управления авто сроком на 1 год – в силу ч. 5 и ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ.
Если не вписан в страховку?
За это есть отдельный штраф.
Речь идет о случаях, когда водитель управляет ТС, но не вписан в действующую страховку. Например, друг выпил на корпоративе и попросил вас отвезти его домой на его же автомобиле. За углом вас тормозят инспекторы ГИБДД с целью проверки документов. Водительские права у вас есть, страховка ОСАГО тоже. Но вот проблема: из вас двоих в полис вписан только друг, которого вы везете домой. А вы в полис не вписаны, но управляете его автомобилем. На этом основании вам, как водителю, выпишут штраф в размере 500 рублей в силу ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ.
Друг никакого наказания не понесет, даже если знал о правонарушении, но все равно допустил вас за руль.
Регрессное требование
В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.
Применяться оно может, если виновник:
- причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
- вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
- не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- скрылся с места ДТП;
- не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
- до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
- при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
- ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
- причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).
Штраф за отсутствие ОСАГО в 2019. Сумма штрафа за езду без обязательной страховки
Не стоит забывать и о том, что езда без ОСАГО одна из причин отказа в выплате компенсации даже в тех ситуациях, когда водитель автомобиля – пострадавшая сторона. Отказ от обязательного страхования сулит не только наказанием от ГИБДД, но и более серьезными тратами. Поэтому рисковать на дороге не стоит – лучше сразу вложиться в свою безопасность.
В жизни автомобилиста могут сложиться разные ситуации, которые не позволят ему вовремя продлить страховку автогражданки или не найти ее в своем автомобиле. Однако часто водители осознанно рискуют, оставляя документ дома или же вовсе выезжая на улицы без оформленного полиса. Каким будет штраф за вождение без ОСАГО в 2019 году? И как можно снизить эту сумму? Разберемся в этой статье.
Есть ли дополнительные санкции за отсутствие страховки в 2020 году?
Некоторые водители спрашивают, какое наказание за отсутствие полиса ОСАГО им грозит помимо штрафа. Переживать не стоит: дополнительная мера в виде эвакуации ТС на штрафстоянку не предусмотрена законом. Как мы уже писали выше, единственная ситуация, в которой автомобиль могут изъять — если водитель не вписан в страховку, и никто из лиц, имеющих право на управление данным авто, не находится рядом (или не подъезжает на место остановки в ближайшее время). Такое решение логично, ведь сотрудники ДПС не могут позволить человеку, не вписанному в полис, продолжать движение: значит, необходимо транспортировать автомобиль на стоянку до выяснения обстоятельств и до того, как объявится владелец.
Еще одна санкция, которой опасаются “по старой памяти” — снятие регистрационных номеров (равносильно запрещению эксплуатации ТС). На самом деле эта мера была отменена еще в 2014 году, то есть ни в 2018, ни в 2021 вам подобное наказание не грозит.
Оштрафовали? Можно ездить дальше. Но только не удивляйтесь, если вас снова остановят и снова оштрафуют в тот же день.
Нововведения в теме ОСАГО в 2019 году
Законодатели уже рассматривают проект закона, предполагающий заметное усиление мер воздействия на водителей, уклоняющихся от обязательного страхования. Предлагается сравнять размер штрафа и стоимость базовой страховки ОСАГО. А это 5 тысяч рублей.
Как считают инициаторы нововведения, сейчас до 10% (или 4 млн.) водителей игнорируют требование об обязательном страховании гражданской ответственности. В случае принятия нового закона риск передвижения по дорогам РФ без страховки ОСАГО потеряет всякую оправданность. А для одобрения его депутатами есть все шансы, так как количество дорожно-транспортных происшествий с водителями без гражданской ответственности выросло в 1,5 раза.
Еще одним веянием времени в борьбе за распространение ОСАГО в этом году становится использование камер видеофиксации автотранспорта. Пилотный проект заработал в Москве. Камеры начали проверять автомобили на наличие договоров «автогражданки». Из-за тестового режима проекта в течение первых трех месяцев наказания за обнаруженное нарушение не последует. Просто автовладельцы получат уведомления с настоятельной рекомендацией приобрести страховку.
Что касается внедрения этого «ноу-хау» по всей стране, то на на его пути остались лишь технические вопросы. Необходимо свести вместе базы гос. номеров транспортных средств действующих полисов ОСАГО и добиться уверенной интеграции этих данных с работой видеосистемы. Когда по всей России начнут налагать штраф за отсутствие страховки ОСАГО согласно данным видеофиксации, предугадать сложно. Но процесс может начаться в любое время, почему водителям лучше держать руку на пульсе.
Наказание для юридических лиц
Часто водители используют транспорт, который принадлежит юридическому лицу. Индивидуальные предприниматели и владельцы компаний обязаны оформлять полис на каждый автомобиль по отдельности.
Некоторые водители при этом уверены, что раз они ездят на машине, принадлежащей фирме, то переживать о полисе ОСАГО должны руководители фирмы, но на самом деле это не так. В случае отсутствия или просрочки полиса штраф накладывается на водителя машины, который находится за рулем автомобиля в конкретный момент времени, а не на его владельца. Владелец транспортного средства не несет за это никакой ответственности. Конечно, водитель позже потребует от владельца компенсацию той суммы, которую он заплатит в качестве штрафа, но это уже не касается нашей темы.