Отношения ЦБ и учреждений: кто прав и кто виноват?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отношения ЦБ и учреждений: кто прав и кто виноват?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Качество ведения бюджетного учёта отражается на всей деятельности государственной компании. Чтобы ей выделили деньги, придется отчитаться по сметам доходов и затрат. После государство внимательно следит за расходованием средств. Каждая операция должна быть обоснована и зарегистрирована в бухучете.
Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях: нюансы
Стандарты бюджетного учета во многом обусловлены формой и деятельностью государственных учреждений. При организации учета нужно соблюдать, как минимум:
- действующее законодательство в отношении бухучета в целом;
- порядок, установленный для конкретной отрасли (медицина, образование и т.д.).
В ведении бухучёта некоммерческих компаний отталкиваются от нескольких принципов:
- организация учета в рамках КБК и КОСГУ;
- особое внимание исполнению статей по доходам и расходам;
- управление бюджетом по казначейской системе;
- классификация реальных и кассовых издержек.
Как осуществляется бухгалтерский учет БУ
Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:
- учет в разрезе КОСГУ и КБК;
- контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
- казначейская система исполнения бюджета;
- классификация кассовых и фактических расходов.
Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.
Особенности составления бухгалтерских проводок
Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.
Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.
Все счета учета подразделяются на три вида:
- активные — на них проводятся активы организации;
- пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
- активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.
При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:
- актив — пассив;
- актив — активно-пассивный;
- пассив — активно-пассивный;
- два активно-пассивных счета.
Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств
Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:
- все государственные задания и заявки выполняются только по средствам, заложенным в определённом уровне бюджета;
- имущество не является собственностью учреждения, владельцем выступает государство;
- земельные участки предоставляются в пользование бессрочно, но не принадлежат как собственность;
- обязательства собственников не являются равными по отношению к аналогичным требованиям со стороны бюджетной организации;
- бюджетная организация не может самостоятельно распоряжаться имуществом даже при условии закрепления собственником такого права.
Искажение показателей отчетности
Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции). В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности). Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.
Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности |
Признаки искажения в отчетности |
|
Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату |
Занижение сумм налогов, взносов и сборов |
|
Незначительное |
– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.; |
На сумму до 100 тыс. руб. |
Значительное |
– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.; |
На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. |
Грубое |
– более чем на 10%; |
На сумму свыше 1 млн руб. |
Административная ответственность главного бухгалтера.
Должностное лицо привлекается к административной ответственности за грубое нарушение бухгалтерского учета, а также отчетности в соответствии со статьей 15. 11 КоАП. Такие деяния наказываются в следующем порядке:
- Если нарушение совершено впервые, то штраф составит 5 — 10 тысяч рублей;
- Если правонарушение осуществляется повторно, то размер штрафа увеличится на сумму от 10 до 20 тысяч рублей. Или главбух может быть потерять квалификацию на 1 – 2 года.
В свою очередь, грубым нарушением признаются ситуации, когда:
- Была допущена ошибка бухгалтерского учета, приведшая к занижению налоговых сумм на 10 и более процентов;
- Указывается хотя бы один неправильный показатель отчетности на 10 и более процентов в денежном эквиваленте;
- Вносятся в учет несуществующие расходы, а также обязательства;
- При составлении отчетности не учитываются бух регистры;
- Отсутствуют необходимых отчетные документы;
Ответственность после увольнения
Особенности процедуры расторжения контрактов с гл. бухгалтерами в том, что по статье 81, пункту 4 ТК РФ имеется дополнительная причина для увольнения.
При смене владельца предприятия на основании статьи 75 Трудового кодекса РФ, новый хозяин не позже 3 месяцев с даты регистрации прав владения имеет право расторгнуть трудовые договоры с руководством, и в том числе с главбухом.
Кроме этого, по инициативе администрации контракт с главбухом можно расторгнуть в случае выявления необоснованных решений, приведших к ущербу или утрате имущества (по пункту 9 статьи 81 ТК РФ).
Причём, специфических требований к процедуре нет, так что при необходимости оформления инвентаризации, например, продлять срок присутствия на рабочем месте собственник не имеет права. Работника, сдающего ТМЦ, которому по окончании можно выставить материальные претензии, обязательно нужно включать в состав персонала, принимающего участие в инвентаризации.
Эта норма содержится в Положении о бухучёте (Приказ Минфина №34 от 29 июля 1998 года). А инвентаризацию, проведённую в отсутствие материально ответственного лица, сложно провести должным образом, чтобы невозможно было оспорить её в судебном порядке:
- не должно быть сомнений в отсутствии предвзятости ни одного члена инвентаризационной комиссии;
- в качестве доказательства могут быть затребованы рабочие записи, которые суд будет анализировать на предмет возможной фальсификации;
- даже факт обнаруженного ущерба нуждается не только в документальном оформлении, но и в подтверждении всеми членами комиссии;
- к проведению инвентаризации следует привлечь независимых экспертов-аудиторов;
- при обнаружении судом факта искажения или неточного отражения результатов инвентаризации может быть подан встречный иск по обвинению в клевете (статья 129 УК РФ), то есть гражданский процесс может трансформироваться в уголовный.
Вопросы применения дисциплинарных взысканий (максимальное из них увольнение применяется после объявления замечания и выговора) на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ по результатам аудиторской проверки, ревизии финансово-хозяйственной деятельности допускаются в срок 2 года со дня совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?
Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).
Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).
Зоны ответственности генерального директора и главного бухгалтера
Статьей 7 закона № 402-ФЗ установлена ответственность руководителя за организацию бухгалтерского учета. Иногда директор (в малом и среднем бизнесе) может вести учет и самостоятельно.
Существуют ситуации, когда руководитель обязан принять в штат главного бухгалтера либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Это, в частности, относится к ОАО, банкам, страховщикам, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам. Закон даже устанавливает требования к главбуху: образование, опыт работы, отсутствие неснятой или непогашенной судимостей. Но об обязанностях и ответственности главбуха в законе № 402-ФЗ прямо нигде не упоминается.
О том, что отвечать за состояние учета все-таки должны директор и главбух вместе, косвенно свидетельствует п. 8 ст. 7 закона № 402-ФЗ. В нем описана ситуация, когда руководитель и бухгалтер не сходятся во мнениях по поводу отражения операций в учете. Тогда директор заверяет спорную операцию своей подписью и после этого несет за нее единоличную ответственность.
Из этого положения закона можно сделать вывод, что случай, когда за бухучет отвечает только директор, является все-таки исключением. В штатных ситуациях, когда между первыми лицами компании нет разногласий, они оба отвечают за бухучет.
О разделении полномочий между директором и главбухом говорится в п. 24 ВС РФ от 24.10.2006 № 18. Судьи в нем указывают, что руководитель отвечает за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главбух — за его непосредственное ведение, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Правда, надо иметь в виду, что постановление № 18 было принято до вступления в силу закона № 402-ФЗ. Оно ориентировано на нормы предыдущего «бухгалтерского» закона № 129-ФЗ от 21.11.1996, который гораздо конкретнее определял сферу деятельности главбуха.
Итак, вопрос разделения ответственности за бухучет на сегодня до конца не урегулирован. Порядок применения санкций зависит от конкретной ситуации, а также от той сферы законодательства, которая устанавливает наказание.
Энциклопедия решений. Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета
Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета
В ранее действовавшем Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) была четко прописана сфера ответственности главного бухгалтера и руководителя организации. В частности, ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несли руководители организаций (п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ). В свою очередь, главный бухгалтер нес ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
При этом ст. 18 Закона N 129-ФЗ предусматривала, что руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухучета, в случае уклонения от его ведения в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В настоящее время ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) предусматривает, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При этом руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Новые виды ответственности за бухгалтерские нарушения
Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Должностным лицам государственных и муниципальных учреждений надо учитывать новые виды административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения. С июня 2019 года изменилась система штрафов за несоблюдение требований к представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к бюджетному (бухгалтерскому) учету. К чему готовиться главным бухгалтерам и руководителям учреждений?
Поправки в ст. 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ введены Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ и начали действовать 09.06.2019. С этого момента нарушения должностных лиц учреждений в области бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности проверяющие станут квалифицировать иначе, чем раньше, а составов правонарушений будет уже не три, а десять. То есть если завтра контролеры придут в учреждение с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности или иным образом обнаружат «бухгалтерские» ошибки, уполномоченным лицам учреждений будут грозить штрафы более широкого диапазона – от 1 тыс. до 50 тыс. руб.
Нарушения относительно формирования и утверждения учетной политики
Работники учреждения, в отношении деятельности которых проводится проверка, предоставляют проверяющему учетную политику – документ, отражающий совокупность способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности учреждения. При изучении этого документа проверяющие обращают внимание на следующие моменты:
– соответствует ли представленная к проверке учетная политика особенностям структуры, отраслевых и иных моментов деятельности учреждения, выполняемых в соответствии с законодательством РФ;
– отвечает ли представленная к проверке учетная политика требованиям Закона о бухгалтерском учете, Инструкции № 157н (с 1 января 2019 года при проведении проверки учетной политики будет обращаться внимание на соответствие положений учетной политики требованиям ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
По результатам проверок правильности формирования и утверждения учетной политики обычно выявляются следующие недостатки, требующие уточнения и внесения изменений в учетную политику:
1. Состав учетной политики учреждения не соответствует требованиям, установленным п. 6 Инструкции № 157н (с 1 января 2019 года должны выполняться требования п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», которые схожи с положениями п. 6 Инструкции № 157н). Названным пунктом инструкции установлено, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:
– рабочий план счетов субъекта учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств в случаях, предусмотренных Инструкцией № 157н и федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
– порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
– порядки проведения инвентаризаций активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
– формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ФСБУ «Концептуальные основы»;
– порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
– иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
2. Учетной политикой определено, что данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций и отражаются накопительным способом в регистрах учета:
– в журналах операций;
– в главной книге.
При такой формулировке получается, что в учетной политике приведен исчерпывающий перечень и не установлены иные регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, что противоречит нормам п. 11 Инструкции № 157н. (При этом в приложении 3 к учетной политике учреждения имеется развернутый перечень регистров бухгалтерского учета.)
3. Имеются неточности в цифирном обозначении разделов (одни разделы обозначены арабскими цифрами, тогда как другие – римскими).
4. Положения применяемой учреждением учетной политики не соответствуют нормам п. 87 Инструкции № 174н. В нем сказано, что выдача из кассы денежных документов под отчет должна осуществляться в порядке, установленном распорядительным актом бюджетного учреждения в рамках формирования его учетной политики. В нарушение этого пункта распорядительный акт, устанавливающий порядок осуществления выдачи из кассы денежных средств под отчет, отсутствует.
5. Положения учетной политики противоречат информации, изложенной в приложении к учетной политике. Так, п. 19 Инструкции № 157н установлено, что формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета. Например, в самой учетной политике учреждения было указано, что в учреждении бухгалтерские регистры, журналы, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажном носителе по итогам календарного месяца (это положение вполне отвечает нормам п. 19 Инструкции № 157н). В то же время в приложении к учетной политике «Периодичность формирования регистров бухгалтерского учета на бумажных носителях» были установлены иные сроки формирования регистров учета на бумажном носителе. Такое противоречие является недопустимым. В качестве другого примера наличия противоречия информации, изложенной в самой учетной политике и приложении к нему, можно назвать срок представления авансового отчета по расходам, связанным с приобретением товаров работ, услуг. Как было выявлено в ходе проверки, в тексте учетной политики учреждения было установлено, что подотчетные лица, получившие наличные денежные средства под отчет на расходы, не связанные с командировкой, обязаны не позднее трех рабочих дней с даты их выдачи представить в бухгалтерию учреждения авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет. А в приложении к учетной политике (Положении о выдаче под отчет денежных средств, составлении и представлении отчетов подотчетными лицами) было установлено, что такие авансовые отчеты представляются в бухгалтерию учреждения не позднее трех рабочих дней со дня истечения срока, на который были выданы денежные средства и который определяет руководитель учреждения. Поэтому во избежание подобных нарушений рекомендуем вам внимательно прочитать текст учетной политики и приложений, разработанных к ней; при выявлении несоответствия положений стоит произвести исправления.
Обращаем ваше внимание на то, что изложенное выше основано на актах проверок, произведенных за период 2015 – 2017 годов. С 1 января 2018 года вступили в силу федеральные стандарты, поэтому учетная политика учреждения должна соответствовать положениям федеральных стандартов, вступивших в силу с названной даты. В помощь субъектам учета Минфин в Письме от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237 указал, какую информацию субъект учета вправе, а также должен предусмотреть при формировании учетной политики в части применения ФСБУ «Основные средства». В частности, из письма следует, что при формировании учетной политики субъекту учета нужно предусмотреть методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах, например:
– по остаточной стоимости (при наличии);
– в условной оценке «один объект – один рубль» – при полной амортизации объекта (при нулевой остаточной стоимости).
Также субъект учета самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет:
– состав инвентарного объекта с учетом положений ФСБУ «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– метод начисления амортизации по объекту основных средств;
– другие положения (см. Письмо Минфина РФ № 02‑07‑07/84237).
ДИРЕКТОР – ГОЛОВА. ЕМУ И ШИШКИ
Статья 7 Закона «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996 г. N 279-I) гласит: «Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель предприятия, учреждения и организации». Отсюда следует, что именно он несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. Для решения этих задач руководитель хозяйствующего субъекта вправе создавать службу бухгалтерского учета, возглавляемую главным бухгалтером, или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного по договору. А может делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме либо отделу централизованного учета объединения, в состав которого входит его предприятие. Также он может вести бухучет сам – Закон предоставляет ему такую возможность.
Уголовная ответственность
Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации.
Согласно ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если то же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, последует наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб. Особо крупным размером считается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.
Порядок привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ разъяснен в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — постановление № 64).
Согласно п. 7 постановления № 64 к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.
Уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются деяния, направленные на неуплату налогов и (или) сборов, повлекшие вредные последствия — полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом уголовная ответственность может наступить только в случае, если уклонение от уплаты налогов и (или) сборов осуществлялось способами, указанными в УК РФ, а именно:
-
путем бездействия, выражающегося в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;
-
путем совершения действия — умышленного включения в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений (п. 3 постановления № 64).
Суд разъяснил, что последний способ совершения налогового преступления предполагает указание в налоговой отчетности любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов (п. 9 постановления № 64).
Кроме того, руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, степени участия в содеянном может быть привлечен к ответственности:
-
за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере (ст. 199.1 УК РФ);
-
за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Должностная инструкция не имеет законодательно установленной формы. Она относится к внутренним документам предприятия и составляется по стандартам, разработанным там. Обязательно ее утверждение руководителем предприятия. Текст инструкции может завершаться подписью ее разработчика (с расшифровкой) и записями об ознакомлении работников.
При том, что участки работ в бухгалтерии (а значит, и инструкции, описывающие должностные обязанности), как правило, индивидуальны и предназначены для единственного работника, одну и ту же инструкцию можно использовать при смене кадров. Она послужит не только для информирования нового работника о его обязанностях, но и для подбора кандидатов на имеющуюся вакансию, ведь в ней будут установлены все необходимые требования к образованию, опыту, знаниям и навыкам.
Один из возможных образцов должностной инструкции, который можно использовать для разработки собственного варианта инструкции для бухгалтера бюджетного учреждения, есть на нашем сайте.