Отличие административного правонарушения от преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие административного правонарушения от преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При массовых драках, начатых в людных местах, высокая вероятность того, что участниками побоев станет огромное количество людей. По этой причине при первых признаках драки необходимо тут же вызвать полицию. Связаться с сотрудниками полиции может как жертва, так и прохожие. Если же драка случилась в помещении, то вызвать полицию необходимо работающим в учреждении людям.

Как вопрос регулируется на законодательном уровне?

Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:

  1. Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
  2. Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.

Что делать свидетелям массовой драки

Пример: в кафе произошла массовая драка между пьяными посетителями. Сотрудники кафе без каких-либо причин и веских объяснений так и не вызвали сотрудников полиции. В результате по итогам разбирательства они тоже столкнулись с ответственностью.

Внимание

Если участники драки помешают сотрудникам полиции или другим неравнодушным лицам в пресечении противоправного поведения, то ответственность дополнится квалифицирующими признаками, и общее наказание будет ужесточено.

Вызванные сотрудники полиции предпримут действия, которые предотвратят дальнейшие побои, окажут пострадавшим первичную медпомощь (к примеру, обработка ран, перевязка), опросят свидетелей, затребуют необходимые документы, оформят административное либо уголовное дело.

Если полиция не вмешается, то привлечь виновных к ответственности вряд ли получится. В связи с этим вызов сотрудников полиции при массовой драке обязателен.

Сущность и признаки административного правонарушения

Определение административного правонарушения сформулировано в ст. 2.1 КоАП: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Отграничение административного правонарушения от преступления

Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем преступления.

Общественная опасность — это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Эти показатели порознь или в том или ином сочетании позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления.

Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например, мелкое хулиганство от уголовно наказуемого хулиганства, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции от применения насилия в отношении представителя власти, предусмотренного ст. 318 УК РФ.

Читайте также:  О земельных участках многодетным семьям

Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет — как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП). При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда или средней тяжести здоровью потерпевшего, т. е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая 500 минимальных размеров месячной оплаты труда (примечание 4 к ст. 158 УК РФ). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей (примечание к ст. 7.27 КоАП) и влечет административную ответственность.

Что такое преступление

Преступление в судебной практике определяется, как общественно-опасное деяние, наступление ответственности за которое обусловлено статьями Уголовного Кодекса РФ и требует изоляции от общества лица, его совершившего.

.Обратите внимание! Преступление всегда посягает на жизнь и здоровье граждан, сохранность ценного имущества и целостность правовых устоев государства. По сравнению с КоАП, противоправные действия, описанные в УК, имеют гораздо более тяжкий характер и внутри себя подразделяются на три основных степени тяжести.

В случае отсутствия состава криминального деяния лицо либо освобождается от несения ответственности в соответствии с УК с дальнейшим признанием права на реабилитацию, либо статья переквалифицируется в административное правонарушение с вытекающими из неё дисциплинарными взысканиями.

Уголовное правонарушение можно отличить от административного путём назначения минимального возраста подсудимого – от 16 лет.

Уголовная ответственность бухгалтера

Уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов или неисполнение организацией обязанности налогового агента приводит к уголовной ответственности.

Главного бухгалтера могут привлечь к такой ответственности, если он осознанно (умышленно) участвовал в совершении преступлений (ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ, пп. 3, 7, 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64). Плюс чтобы виновные попали под статью, у организации должна быть недоимка по взносам, налогам и сборам в крупном (от 5 млн рублей) или особо крупном размере (от 15 млн рублей).

Если преступление совершили впервые, то можно освободиться от уголовной ответственности — для этого нужно полностью погасить недоимку, уплатить пени и штраф.

Привлечь к уголовной ответственности главного бухгалтера сложно, так как затруднительно доказать, что он умышленно действовал с целью ухода от налогов, а не просто вследствие недостаточной квалификации, банальной ошибки и т.д.

Отличие преступления от административных, гражданских правонарушений и дис­циплинарных проступков

В теории права предлагается классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки.

Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

Видами проступков являются гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные правонарушения.

При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств.

Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу преступлений.

Необходимость определения критериев разграничения преступлений и других правонарушений возникает при наличии смежных (различных, а иногда аналогичных) правонарушений, относящихся к разным отраслям права, но посягающим на один объект. Например, ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена как уголовным (ст. 264 УК), так и административным (ст. 12.24 КоАП) законодательством.

Степень общественной опасности в случаях, когда деяния являются смежными, служит основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений.

Отличие ПРЕСТУПЛЕНИЯ от ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Нередко люди путают понятия «преступление» и «правонарушение», хотя это очень четко описанные юридические термины, в которых следует разбираться каждому.

Правонарушение в широком смысле – это действие, нарушающее общественный порядок. К таким действиям относится причинение материального и морального ущерба, игнорирование запретов, не выполнение предписаний.

Любое правонарушение характеризуется тем, что совершается определенным лицом в конкретном месте и противоречит действующему закону.

К правонарушениям относятся дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения.

Правонарушение может быть направлено не только против людей, но и посягать на какие-либо социальные интересы. Как правило, правонарушением считается деяние, несущее минимальную общественную опасность.

Правонарушения рассматриваются Административным кодексом. В виде наказания предусматриваются довольно мягкие меры воздействия: общественные работы, штрафы, арест на короткий срок, но судимость не предполагается. За правонарушение к ответственности могут привлечь с 14 лет.

Отличие ПРЕСТУПЛЕНИЯ от ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Нередко люди путают понятия «преступление» и «правонарушение», хотя это очень четко описанные юридические термины, в которых следует разбираться каждому.

Правонарушение в широком смысле – это действие, нарушающее общественный порядок. К таким действиям относится причинение материального и морального ущерба, игнорирование запретов, не выполнение предписаний.

Любое правонарушение характеризуется тем, что совершается определенным лицом в конкретном месте и противоречит действующему закону.

К правонарушениям относятся дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения.

Правонарушение может быть направлено не только против людей, но и посягать на какие-либо социальные интересы. Как правило, правонарушением считается деяние, несущее минимальную общественную опасность.

Правонарушения рассматриваются Административным кодексом. В виде наказания предусматриваются довольно мягкие меры воздействия: общественные работы, штрафы, арест на короткий срок, но судимость не предполагается. За правонарушение к ответственности могут привлечь с 14 лет.

Преступление – это вид правонарушения, которое отличается тем, что ответственность за него предусмотрена непосредственно Уголовным кодексом (ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Возраст наступления ответственности

В вопросах наказания многое зависит от личности совершившего правонарушение лица. Если оно не в состоянии понять последствия своих действий, то применение суровых мер только навредит его психике, а это бессмысленно с учетом принципа гуманности правосудия, законодательно закрепленного в большинстве стран современного мира.

Осознание вины за какие-либо нарушения приходит к каждому человеку с возрастом. Маленькие дети не воспримут правильно тюремного заключения и не смогут выполнить, например, исправительные работы. Исходя из подобных психологических особенностей большинства людей, возраст является одним из определяющих факторов при выборе карательных мер.

Административной ответственности подвержены лишь субъекты старше 16 лет. За дисциплинарные и гражданские нарушения разрешено привлекать с 18. Справедливы ли эти рамки? Правильно ли определен возраст осознания ответственности, учитывая современные психологические условия развития молодежи? Подобные проблемы беспокоят юристов разных стран. Сложно сказать, к чему приведут эти рассуждения, но сейчас возраст субъекта остается важнейшим отличием проступка от преступления.

Читайте также:  Дачная амнистия 2.0: как упрощенно зарегистрировать дом в 2022 году

За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14.

Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Юридическая
ответственность —
применение мер государственного
принуждения по отношению к правонарушителю.
За свои деяния человек отвечает перед
законом и судом (этим юридическая
ответственность отличается от моральной,
где основным мерилом оценки поведения
являются стыд и совесть человека).

Виды
ответственности и меры наказания зависят
от характера правонарушения. Различают
ответственность:

  • уголовную
    – наступает
    исключительно за преступления. Только
    суд может привлечь к уголовной
    ответственности и определить ее меру.
    Меры уголовного наказания — лишение
    свободы, смертная казнь и т.д.;

  • административную
    – наступает
    за проступки, нарушающие общественный
    порядок или совершенные в сфере
    государственного управления. Мерой
    ответственности служат административные
    взыскания, среди которых — предупреждение,
    штраф, исправительные работы,
    административный арест до 15 суток;

  • гражданскую —
    наступает за нарушение имущественных
    прав — неисполнение договорных
    обязательств, причинение имущественного
    вреда. Главная мера ответственности —
    возмещение убытков;

  • дисциплинарную —
    наступает за нарушение трудовой,
    учебной, воинской, служебной дисциплины.
    Меры воздействия на правонарушителя
    — замечание, выговор, увольнение,
    исключение из учебного заведения.

Преступление: определение

Что собой представляет преступление? Понятие данного слова, несомненно, есть у каждого, и ассоциируется оно с чем-то плохим и, естественно, наказуемым. Данному явлению можно дать следующее определение: преступление – противоправное, виновное, общественно опасное деяние, которое посягает на правомерные отношения в обществе и охраняется законом, в частности Уголовным кодексом. Данное деяние всегда наносит вред охраняемым Законом интересам государства, общества и каждой личности отдельно.

Уже в определении самого термина видно, чем отличаются проступки от преступлений. Проступками называют такие правонарушения, которые имеют минимальную общественную опасность по сравнению с преступлениями. Посягают они, в частности, на имущественные, управленческие и трудовые отношения, и не достигают общественной опасности в такой степени, как преступления.

Отличия преступления от административного правонарушения

В соответствии с ч. 1 ст. 2.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях23(далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Из приведенных определений видно, что преступление и административное правонарушение — это деяния противоправные, виновные и наказуемые. Все эти признаки свидетельствуют о наличии сходных черт у преступления и административного правонарушения. Однако, безусловно, существуют между ними и отличия.

Одновременное привлечение

Возможно ли привлечение одновременно к административной и к уголовной ответственности? В соответствии с ч. 2 ст. 6 УК и ч. 5 ст. 4,1 КоАП никто не может дважды нести уголовную и административную ответственность за одно и то же правонарушение.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24,5 КоАП, не может быть начато производство по административному делу при наличии постановления о возбуждении уголовного следствия. Если производство уже начато, то его следует прекратить.

Однако в законодательстве РФ нет прямого запрета на возбуждение уголовного дела при начатом административном производстве. Также надо учитывать признаки объективной стороны и состав некоторых правонарушений и преступлений.

Например, допустимо одновременное привлечение виновного к административной и уголовной ответственности в случаях нарушения ПДД, когда лицо в состоянии опьянения причинило тяжкий вред здоровью человека по неосторожности, что повлекло за собой смерть.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *