Заключение коллективного договора и соглашения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение коллективного договора и соглашения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их (ст. 40 ТК РФ ). Такой договор может заключаться в организации в целом, в ее представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Немного о коллективном договоре
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ).
Отметим, что коллективный договор — это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.
Немного о коллективном договоре
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ ). Такой договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ).
Отметим, что коллективный договор — это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.
Комментарий к ст. 43 TК РФ
1. По общему правилу коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре.
2. Срок действия коллективного договора, определяемый сторонами, не может превышать трех лет, с возможностью продления на тот же срок.
3. Определяя сферу действия коллективного договора по кругу лиц, ТК имеет в виду всех работников данного работодателя или соответствующего подразделения, независимо от вида заключаемого работниками трудового договора, членства их в профсоюзе и т.д.
4. При изменениях в деятельности работодателя (смене формы собственности, реорганизации или ликвидации организации) коллективный договор сохраняет свое действие в течение указанного в настоящей статье ТК ограниченного периода времени, после чего прекращает свое действие.
Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).
Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, например Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 — 2013 годы (заключено 29.12.2010, протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух субъектов РФ и более.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ, например Московское трехстороннее соглашение на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 30.11.2011.
Кроме того, в силу ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Ответственность за нарушение условий договора
Не всегда стороны соблюдают положения, установленные договором. При неисполнении соответствующих обязательств наступает юридическая ответственность. Действующее законодательство предусматривает следующие виды наказаний за нарушения сторонами коллективного договора. Действующие штрафы являются таковыми:
- От 1 тыс. руб. до 3 тыс. руб. — за уклонение от переговорного процесса и нарушение периода заключения.
- От 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб. — за уклонение от исполнения договорных обязательств.
- От 1 тыс. руб. до 3 тыс. руб. или дисциплинарное взыскание — за сокрытие сведений, необходимых для переговорного процесса.
- От 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб. — за отказ в подписании коллективного договора без изложенных обоснований.
- От 1 тыс. руб. до 3 тыс. руб. — за уклонение от требований и участия в процедурах по урегулированию спорных ситуаций.
Данные виды наказаний предусмотрены административным законодательством, а именно статьями 5.28 – 5.32 КоАП.
Порядок составления коллективного договора
Коллективный договор не является обязательным документом, потому многие общества с ограниченной ответственностью не применяют у себя коллективные договоры. Вместе с тем, коллективные договоры позволяют урегулировать взаимоотношения между работником и работодателем, определить дополнительные условия взаимодействия, дополнительные гарантии, например, дополнительные выходные, оплату больничных листов.
Разработка и принятие коллективных договоров урегулировано главой 7 Трудового кодекса. Разработкой коллективного договора может заниматься:
- работодатель;
- работник.
Срок действия договора и вносимых изменений
После подписания колдоговора всеми сторонами он признается вступившим в действие. Если вступление в силу договора нужно немного отложить, то в нем можно предусмотреть конкретную дату, с которой начнется действие договора.
Если в самой организации происходят какие-либо изменения, например смена наименования, изменение типа или смена руководителя это не прекращает действие договора. При изменении формы собственности действие договора продолжается еще 3 месяца. При реорганизации компании при слиянии с другой, либо разделении и ликвидации – продолжительность действия колдоговора равна весь период таких процедур. Но в общем случае действовать колдоговор не может более 3 лет. По истечении срока действия договор можно продлить на прежних или новых условиях.
Сколько действует трудовой договор?
Согласно букве закона, коллективные договоры, заключенные в организациях на территории России, по сроку действия не могут превышать три года. Этот временной промежуток отсчитывается либо с момента подписания документа сторонами, либо со дня, оговоренного отдельно.
В тексте договора обязательно оговаривается его срок действия, так как совершенно необязательно его заключение именно на три года. Однако, если срок действия не оговорен, то через три года документ автоматически утратит свою силу, в связи с чем стороны должны либо подписать новый коллективный договор, либо пролонгировать действующий на аналогичный срок – три года.
Если во время действия договора было изменено название организации, произошла смена конкретного руководства или внесены подобные коррективы, срок действия документа не изменяется. Однако, если у предприятия сменился собственник, коллективный договор будет действовать три месяца, если же компания будет реорганизована или ликвидирована, документ прекратит своё действие с момента окончания процедуры.
Если речь идёт о реорганизации, то после её окончания стороны имеют право либо продлить старый документ, либо оформить новый. В случае прекращения деятельности компании договорённость перестаёт действовать.
Ликвидация предприятия – повод для досрочного прекращения действия коллективного договора
Другой комментарий к статье 43 ТК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет срок действия коллективного договора и порядок вступления его в силу. Так, максимальный срок действия коллективного договора составляет три года. Это означает, что стороны при заключении коллективного договора могут установить и более короткий срок.
Относительно порядка вступления в силу коллективного договора ст.1 комментируемой статьи устанавливает два варианта:
— общий порядок вступления в силу коллективного договора — со дня его подписания сторонами. Здесь, полагаем, необходимо применить правило ст.191 ГК РФ, из которой следует, что коллективный договор должен вступить в силу на следующий день после дня его подписания;
— особый порядок — право сторон коллективного договора установить день вступления его в силу в самом коллективном договоре. Полагаем, что в таком случае правильнее говорить о возможность установления сторонами не дня вступления в силу, а порядка вступления в силу коллективного договора.
2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет сторонам коллективного договора право на продление срока действия коллективного договора, но не более чем на три года. Такое продление с правовой точки зрения может быть оформлено путем заключения дополнительного соглашения к коллективному договору или путем внесения в него изменений в отношении срока его действия.
Следует отметить, что коллективный договор может быть продлен и на менее длительный срок. Например, в апелляционном определении Свердловского областного суда от 7 августа 2014 года по делу N 33-10890/2014 указано, что коллективный договор был заключен на 2010-2012 годы, пролонгирован до 31 июля 2012 года, а затем до 30 сентября 2012 года, что не противоречит комментируемой норме, не оспаривается сторонами и подтверждается представленными в материалы дела копиями писем председателя первичной профсоюзной организации.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет действие коллективного договора по кругу лиц. Если коллективный договор заключен в организации или у индивидуального предпринимателя, то, соответственно, распространяется он только на тех работников, которые состоят в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем. Если же такой коллективный договор заключен в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, то его действие распространяется только на работников соответствующего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.
4. В ч.4 комментируемой статьи содержится гарантия сохранения действия коллективного договора в случае изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.
Изменение наименования — перемена фирменного наименования организация. Обратим внимание на то, что речь идет только о фирменном наименовании, так как перемена организационно-правовой формы предполагает реорганизацию организации в форме преобразования, отсюда следует вывод о том, что реорганизация организации в форме преобразования предполагает изменение организационно-правовой формы организации. Расторжение же трудового договора с руководителем организации предполагает прекращение трудовых отношений.
При изменении типа государственного или муниципального учреждения следует руководствоваться распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года N 1505-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений». Выделяют 3 типа таких учреждений:
— казенное учреждение, которое является государственным (муниципальным) учреждением, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
— бюджетное учреждение, которое является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;
— автономное учреждение, которое является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физичес��ой культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Положения ч.4 комментируемой статьи являются своего рода гарантией сохранения прав работников и работодателей на предусмотренные в коллективном договоре компенсации и взаимные обязательства, поскольку содержащиеся в ней юридические факты не являются основаниями для прекращения этих прав и обязательств, так как работники и работодатели при этом в соответствующих случаях не теряют своего статуса.
5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого коллективный договор сохраняет свое действие в случае смены формы собственности организации. Данный срок составляет три месяца со дня перехода прав собственности. При изменении формы собственности организации (например, при смене частной собственности на государственную) у работодателя (организации) изменятся также полномочия и условия для реализации положений коллективного договора. Поэтому указанный срок установлен ч.5 комментируемой статьи в целях либо заключения в течение этого срока нового коллективного договора, либо продления срока действия заключенного коллективного договора, либо принятия решения о том, что трудовые отношения в организации с новой формой собственности будут регулироваться без заключения коллективного договора.
6. Частью 6 комментируемой статьи предусмотрена гарантия сохранения срока действия коллективного договора при реорганизации организации в следующих формах:
— слияние — форма реорганизации, при которой возникает новое юридическое лицо путем объединения двух (или более) юридических лиц, которые прекращают существование;
— присоединение — форма реорганизации, при которой одно либо два или более юридических лица вливаются в состав другого юридического лица, но при этом само или сами прекращает(ют) свое существование;
— разделение — форма реорганизации, при которой одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лица, но оно само при этом прекращает свое существование;
— выделение — форма реорганизации, при которой из одного юридического лица выделяются два или более юридических лица, но при этом оно само не прекращает своего существования.
Действие коллективного договора сохраняется на период процедуры реорганизации, так как реорганизация организации в этот период еще не завершена, и, следовательно, статус работодателя в нереорганизованной форме сохраняется. После завершения процедуры реорганизации решается вопрос о заключении нового коллективного договора, либо продлении срока действия заключенного коллективного договора, либо о принятии решения о том, что трудовые отношения в реорганизованной организации будут регулироваться без заключения коллективного договора.
Договора
На каждом предприятии и в каждой организации независимо от характера их деятельности и формы собственности должен быть документ, который регламентирует внутренние взаимоотношения между работодателем и всеми сотрудниками, входящими в штат.
С этой целью составляется определенный документ – коллективный договор, в котором указаны все стороны и нюансы сотрудничества, обязательства и права и так далее. Этот договор является самостоятельным правовым актом и становится обязательным для всех его сторон после подписания. На самом деле, процесс составления и подписания коллективного договора нелегкий и очень длительный.
Принципы и стороны
Коллективные договоры есть на всех предприятиях, а действуют они в рамках конкретной организации и не могут передаваться другим юридическим лицам. Этот договор подписывается лишь тогда, когда все стороны согласны с его условиями. В этом случае сторонами выступают работодатель или владелец бизнеса и коллектив предприятия. Конечно, в составлении и оформлении договора не участвует весь штат, ведь он может насчитывать несколько тысяч человек. С этой целью в организации создается профсоюзный орган или представительская группа рабочих, которые выбираются всем коллективом.
Локальный нормативный акт, как правило, принимается и утверждается работодателем без учета мнения работников, однако, учет такого мнения может быть обязательным, если это прямо указано в коллективном договоре. Локальный нормативный акт не может устанавливать нормы, в которых указано более плохое положение работника по сравнению с другими актами, где говорится о нормах трудового права.
Коллективный договор вместе с приложениями является продуктом деятельности обеих сторон, его заключение носит весьма длительный характер. Помимо всего прочего он должен быть зарегистрирован, причем эта процедура связана с тем, что его проверяет соответствующий орган, который может предложить внести изменения.
Стороны коллективного договора
- Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице соответствующего профессионального союза и наниматель или уполномоченный им представитель (статья 363 ТК).
- Интересы работников не могут представлять руководитель организации, его заместители.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей.
- Представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительным документом организации или локальными правовыми актами этой организации (статья 355 ТК).
Порядок ведения коллективных переговоров
- Представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (статья 356 ТК).
- Сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, в том числе и по подготовке проекта нового коллективного договора. При этом время начала переговоров по заключению коллективного договора необходимо определить с таким расчетом, чтобы согласование проекта коллективного договора и его заключение состоялось до окончания срока действующего коллективного договора.
- Каждая сторона имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 ТК). Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Примерная форма требования приведена в приложении 1.
- Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию по коллективным переговорам из равного числа уполномоченных представителей сторон (статья 357 ТК). При наличии в организации профсоюзных организаций нескольких профсоюзов:
количество сторон коллективных переговоров не меняется;
необходимо предусматривать участие в работе комиссии по коллективным переговорам представителей всех профсоюзных организаций, действующих в организации, по решению их выборных органов;
количество представителей профсоюзных организаций, включаемых в состав комиссии по коллективным переговорам, определяется пропорционально численности членов профсоюзов в составе этих организаций, но не менее одного человека от каждой из них (с правом замены);
решения стороны работников в рамках комиссии по коллективным переговорам вырабатываются с учетом предложений всех профсоюзных организаций. При наличии разногласий у стороны работников этой стороной предпринимаются шаги по выработке согласованного решения. В случае если согласие не достигнуто, решение принимается большинством голосов стороны после дополнительного обсуждения.
Количество представителей от каждой из сторон коллективных трудовых отношений устанавливается по взаимной договоренности сторон, но, как правило, не менее трех человек от каждой стороны.
- Персональный состав уполномоченных представителей от профсоюзной организации в комиссию по коллективным переговорам утверждается на заседании профсоюзного комитета (далее – профком). При этом в состав комиссии может быть включен любой работник – член профсоюза, не назначенный уполномоченным представителем от нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.
Пример оформления протокола заседания профкома приведен в приложении 2.
- Руководитель организации в свою очередь издает приказ (распоряжение) о назначении представителей нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.
- Выписка из протокола заседания профкома и копия приказа (распоряжения) нанимателя являются документами, подтверждающими полномочия представителей сторон на ведение коллективных переговоров.
- На первой встрече представители сторон (кроме организаций с малой численностью работников – членов профсоюзов, как правило, до 5 человек (включительно)) договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, определяют полномочия председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.
В организациях с малой численностью работников – членов профсоюзов на первой встрече представители сторон могут приступить к рассмотрению проекта коллективного договора.
- На заседаниях комиссии по коллективным переговорам функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.
- На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. При наличии разногласий по каким-либо вопросам каждая из сторон вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений. При этом стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке (статья 357 ТК).
- Каждое заседание комиссии по коллективным переговорам оформляется протоколом. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.
- Профкому целесообразно представлять свои предложения в проект коллективного договора, взяв за основу нормы действующего в организации коллективного договора. В коллективном договоре рекомендуется закреплять в отношении работников гарантии, предусмотренные в местном, тарифном и Генеральном соглашениях (далее – социально-партнерские соглашения), а также предусматривать дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами вышеуказанных соглашений.
П р и м е ч а н и е.
При изложении в коллективном договоре норм не рекомендуется использовать такие выражения, как «наниматель может», «при наличии финансовых возможностей», «при наличии средств» и т.п.
- Процесс разработки проекта коллективного договора и его заключение, как правило, состоит из следующих основных этапов:
- проведение сторонами разъяснительной работы в организации, ее структурных подразделениях о значении коллективного договора, необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и законных интересов работников;
- организация сбора предложений от работников для включения в проект коллективного договора;
- анализ и систематизация предложений работников, поступивших в профком (комиссию по коллективным переговорам);
- подготовка проекта коллективного договора;
- доведение подготовленного проекта коллективного договора до сведения каждого работника;
- обсуждение проекта коллективного договора работниками (по возможности во всех структурных подразделениях организации);
- доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;
- проведение (при необходимости) анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития (часть четвертая статьи 357 ТК, статья 20 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах»);
- проведение коллективных переговоров по доработанному проекту коллективного договора;
24.10. представление профкомом проекта коллективного договора в вышестоящую профсоюзную организацию для проведения анализа (экспертизы) на соответствие законодательству и полноте включения в него всех норм социально-партнерских соглашений с учетом реальных возможностей организации;
24.11. обсуждение и одобрение проекта коллективного договора, как правило, на профсоюзном собрании, конференции работников, если иное не определено сторонами (статья 369 ТК).
Допускается обсуждение и одобрение проекта коллективного договора на профсоюзном собрании, конференции работников путем проведения заочного обсуждения и голосования (опросным методом);
24.12. подписание коллективного договора.
Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и подписанию коллективного договора приведен в приложении 4.
- Проект подготовленного коллективного договора целесообразно выносить на профсоюзное собрание, конференцию работников одновременно с подведением итогов выполнения коллективного договора, срок действия которого истекает.
- Все разногласия сторон по проекту коллективного договора могут выносится на обсуждение профсоюзного собрания, конференции работников для принятия решения о достижении согласия или предъявления нанимателю требования (часть первая статьи 379 ТК). Пример оформления протокола профсоюзного собрания, конференции работников приведен в приложении 5.
- Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а на конференции работников – не менее двух третей делегатов. Организациям с численностью работников свыше 150 человек рекомендовано проводить конференцию. Решение такого собрания, конференции считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов участников собрания, конференции.
- При разногласии сторон по отдельным положениям проекта, при наличии соответствующего решения собрания, конференции работников, коллективный договор может быть подписан сторонами по согласованным позициям.
Примерный план мероприятий
профсоюзного комитета по подготовке, ведению
переговоров и заключению коллективного договора
(дополнительного соглашения к коллективному договору)
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок
выполнения |
Ответственный за выполнение | Отметка о выполнении |
1. | Включение в план работы профкома мероприятия по подготовке проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | В год разработки | Председатель профкома | |
2. | Рассмотрение на заседании профкома вопроса о направлении требования нанимателю о проведении переговоров | За 3 – 4 месяца до окончания срока действия колдоговора | Председатель профкома | |
3. | Проведение разъяснительной работы в организации, ее структурных подразделениях | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, цехкома | |
4. | Организация сбора предложений от работников для включения в проект коллективного договора | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, цехкома | |
5. | Анализ и систематизация поступивших предложений от работников | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, члены комиссии от профсоюза (далее – члены комиссии) | |
6. | Подготовка проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, комиссии | |
7 | Доведение подготовленного проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) до сведения каждого работника | В течение 5 рабочих дней после принятия соответству-ющего решения | Члены профкома, цехкома | |
8. | Обсуждение работниками проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, комиссии | |
9. | Доработка проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) по результатам обсуждения | За 1 – 2 месяца | Члены профкома, комиссии | |
10. | Проведение анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития (при необходимости) | По мере необходимости | Члены профкома, комиссии | |
11. | Проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 1 – 2 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены комиссии | |
12. | Представление проекта коллективного договора в вышестоящую профсоюзную организацию для проведения анализа (экспертизы) | В течение 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения | Профком | |
13. | Подготовка к проведению и проведение собрания (конференции) работников организации для обсуждения и одобрения проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) либо в ином порядке, предусмотренном сторонами | В месяце окончания срока действия предыдущего договора | Профком, члены комиссии | |
14. | Подписание коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | Не позднее двух недель со дня проведения собрания (конференции) | Уполномоченный от профсоюза | |
15. | Регистрация коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | В течение месяца после принятия (подписания) | Наниматель, контроль профкома | |
16. | Контроль выполнения коллективного договора | Постоянно | Профком, комиссия, наниматель | |
17. | Подведение итогов выполнения коллективного договора | Полугодие | Профком, комиссия, наниматель |