Налоговая азбука: сколько и за что платят работники и предприниматели во Франции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая азбука: сколько и за что платят работники и предприниматели во Франции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала — о том, как во Франции попытались продвинуть идею сверх-налога на большое богатство — и что из этого, собственно, вышло, и есть ли основания ждать возвращения такого налога в ближайшем будущем.
Сверх-крушение сверх-налога во Франции
Идея обложить богатых людей налогами на уровне 75% появилась достаточно давно, её высказывал ещё кандидат в президенты Франции Франсуа Олланд в 2012 году. В рамках такой реформы планировалось взимать с граждан, получающих более миллиона евро в год, по 75% их доходов. Смысл налога заключался, как нетрудно догадаться, в том, чтобы «наполнить казну». Тем более и было что наполнять: к моменту начала президентства Олланда дефицит бюджета Франции составлял около 80 миллиардов евро. В связи с этим Франсуа давал смелые обещания покончить с дефицитом бюджета уже к 2017 году. А взыскать эти деньги планировалось как раз с самых богатых граждан. Точнее, не граждан, а всё же организаций, которые выплачивают своим сотрудникам крупные суммы в виде заработной платы.
Налогообложение физических лиц
Доходы физических лиц, и граждан и нерезидентов, подлежат обложению подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале, причем максимальная ставка достигает планки в 45 % для тех, кто заработает в 2019 году 156 244 евро и более. Применение ставок происходит по следующей схеме.
Диапазон, евро в год | Процент | Подоходный налог во Франции (формула и годовая сумма в евро) |
---|---|---|
до 9 964 | необлагаемый минимум | |
от 9 964,01 до 27 519 | 14 | (27519–9964) * 14 % = 2457,70 |
от 27519,01 до 73 779 | 30 | (73779–27519)*30 %+2457,70 = 16 335,70 |
от 73 779,01 до 156 244 | 41 | (156244–73779)*41 %+16335,70 = 50146,35 |
свыше 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45 % + 50 146,35 |
Ответственность за неуплату и уклонение от налогов
Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.
В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.
При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:
- штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
- арест собственности и средств на банковских счетах;
- лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.
Налоговые льготы и вычеты
Вычеты и льготы предусмотрены во всех бюджетных отчислениях и имеют специфику в зависимости от вида налогообложения.
При определении подоходного сбора база уменьшается на сумму:
- расходов для выполнения профессиональных обязанностей;
- на приобретение или строительство дома/квартиры;
- лекарственных препаратов;
- на медицинское и социальное страхование;
- охранную сигнализацию;
- благотворительность;
- финансовую помощь отдельно живущим родителям.
Совершеннолетние, но нетрудоспособные члены семьи, а также совершеннолетний ребенок-военнослужащий дают право на возврат фиксированной суммы или учитываются как семейная единица.
Предприятия имеют льготы по платежу на профит в следующих случаях:
- 100% на сумму списания ускоренной амортизации;
- 19% на выручку от реализации активов старше 2-х лет, если она направлена на обновление фондов;
- 25% на расходы по подготовке кадров;
- 0% первые 2 года после начала деятельности;
- 25% на 3 год;
- 50% на 4 год;
- 75% на 5 год.
Не облагается профит, направленный в резервные фонды от будущих убытков.
Налоговые скидки и вычеты
Для имущества стоимостью от 1,3 млн до 1,4 млн (И) применяется скидка, которая рассчитывается так: из суммы налога до скидки вычитается результат, полученный по формуле 17 500 евро − (0,0125 × И).
Кроме того, полностью или частично от налога освобождаются:
- предметы искусства старше 100 лет и коллекционные автомобили старше 25 лет: освобождение от ISF на 100 %;
- имущество, использующееся в профессиональных целях (сельскохозяйственные земли, медицинские кабинеты и прочее): освобождение от налога на 100 %;
- недвижимость для основного места жительства: освобождение до 30 % от ISF и вычет процентов по кредитам;
- пожертвования в фонды, приносящие пользу общественности (Фонд аббата Пьера, «Рестораны Сердца», Армия спасения и другие): ISF сокращается на 75 %, максимальная скидка — 50 тыс. евро;
- лесные угодья: из налоговой базы вычитаются до 50 % от стоимости покупки, освобождение от ISF до 75 %;
- виноградники: освобождение от налога до 75 %;
- средства, переводимые на счета фондов FCPI ISF и FIP ISF: вычет до 50 %;
- предприятия: налог сокращается на 50 %.
Ставка подоходного налога во Франции по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Эммануэль Макрон | 14.05.2017 – | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 0.00% |
Франсуа Олланд | 15.05.2012 – 14.05.2017 | 50.3000 | 50.2000 | 50.3000 | 50.2000 | -0.20% |
Николя Саркози | 16.05.2007 – 15.05.2012 | 45.4000 | 46.6000 | 46.6000 | 45.4000 | 2.64% |
Жак Ширак | 17.05.1995 – 16.05.2007 | 59.1000 | 45.4000 | 59.6000 | 45.4000 | -23.18% |
Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой
Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.
О принципах построения российской налоговой системы читайте в статье «Принципы построения налоговой системы РФ».
Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.
Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.
Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой – от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.
При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.
О налогах, установленных на разных уровнях российской налоговой системы, читайте в нашей статье.
Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.
Налогообложение организаций
Платить фискальные сборы обязаны не только рядовые граждане, но и предприятия. Для них установлены следующие виды налогов во Франции:
- корпоративный (налог на прибыль) – Impôt sur les sociétés – IS;
- НДС – Taxe sur la valeur ajoutée – TVA;
- сбор на территориальный экономический вклад – Contribution économique territoriale – CET;
- сбор с торговых площадей – Tascom (от 5,15 до 30,64 евро с квадратного метра территории, отданной под розничные продажи);
- налог на рыночную стоимость недвижимости – Taxe sur la valeur vénale des immeubles (ежегодный платеж владельцев недвижимости составляет 3 % от справедливой стоимости объекта на 1 января);
- транспортный – Taxe sur les véhicules des sociétés – TVS.
В структуре французского бюджета налог на прибыль занимает пятое место по значимости: из 1000 евро поступлений всего 70 приходится на сбор с чистых доходов организаций. Несмотря на это, власти страны приняли решение о постепенном снижении ставок обложения.
Период | Ставка для годовой прибыли до 500 000 евро, % | Ставка для предприятий, заработавших более 500 000 евро за год, % |
2018 | 28 | 33.33 |
2019 | 28 | 31 |
2020 | 28 | |
2021 | 26.5 | |
2022 | 25 |
Для предприятий с малыми оборотами (ниже 7,63 млн евро в год) предусмотрена сниженная ставка: до 15 % в отношении годовой прибыли меньше 38 120 евро.
Декларирование доходов и сроки уплаты
Французский налоговый резидент обязан не только сам рассчитать, сколько он перечислит в бюджет страны, но и подать отчетность о полученных доходах, понесенных расходах, положенных вычетах и льготах. Для русского налогоплательщика, не зарегистрированного как коммерческая единица, эта практика непривычна.
Для французов подача деклараций – это возможность заявить о желании получить возмещение части уже перечисленных налогов и снизить сумму социальных взносов.
Способы предоставления декларации юридических и физических лиц несколько отличаются.
- Налог на прибыль компаний. Годовая отчетность для компаний, финансовый год которых заканчивается 31 декабря, подается до 1 мая следующего года включительно. Оплачивается ежеквартально авансом, по 25 % от суммы налога на прибыль за прошлый период (15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря). Окончательный расчет – до 15 мая следующего года.
- Декларация о доходах физлица. Начало периода отчетности – 10 апреля года, следующего за отчетным периодом. Крайний срок подачи зависит от региона проживания и способа подачи отчета. Бумажные экземпляры подаются до 16 мая включительно. Самый поздний срок предоставления электронного варианта – 4 июня. Оплатить обязательства без штрафа или получить возврат можно до той даты, которая указана в подтверждающем письме из фискальной службы. Если перечисление производится через онлайн-сервис оплаты, то срок продлевается на 5 дней.
Передать готовые отчеты предприятия можно лично или дистанционно через электронный .
Налоги на компанию и ставки НДС во Франции
Когда вы управляете собственной компанией во Франции, вы можете облагаться
вы можете облагаться налогом в соответствии с системой подоходного налога с физических лиц (Impôts sur le Revenu, IR) или
французской системой корпоративного налога (Impôts sur les Societiés, IS). Если вы
работаете в качестве индивидуального предпринимателя или внештатного работника в рамках нового режима микропредприятия,
вы будете платить налог и социальные сборы на основе оборота (дохода от вашего бизнеса) в соответствии с новым режимом микропредприятия
в соответствии с системой micro-fiscal simplifié
Подробнее читайте в нашем руководстве по французским корпоративным налогам, а также о том, как открыть свой бизнес во Франции или стать фрилансером или самозанятым во Франции.
Налогообложение физических лиц
Доходы физических лиц, и граждан и нерезидентов, подлежат обложению подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале, причем максимальная ставка достигает планки в 45 % для тех, кто заработает в 2021 году 156 244 евро и более. Применение ставок происходит по следующей схеме.
Диапазон, евро в год | Процент | Подоходный налог во Франции (формула и годовая сумма в евро) |
до 9 964 | необлагаемый минимум | |
от 9 964,01 до 27 519 | 14 | (27519–9964) * 14 % = 2457,70 |
от 27519,01 до 73 779 | 30 | (73779–27519)*30 %+2457,70 = 16 335,70 |
от 73 779,01 до 156 244 | 41 | (156244–73779)*41 %+16335,70 = 50146,35 |
свыше 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45 % + 50 146,35 |
Нужно помнить, что, в отличие от российских налоговых норм, во Франции налоги для физических лиц взимаются не только с зарплат и коммерческих доходов. В состав налогооблагаемой базы попадают даже пенсии и социальные пособия.
Декларирование доходов и сроки уплаты
Французский налоговый резидент обязан не только сам рассчитать, сколько он перечислит в бюджет страны, но и подать отчетность о полученных доходах, понесенных расходах, положенных вычетах и льготах. Для русского налогоплательщика, не зарегистрированного как коммерческая единица, эта практика непривычна.
Для французов подача деклараций – это возможность заявить о желании получить возмещение части уже перечисленных налогов и снизить сумму социальных взносов.
Способы предоставления декларации юридических и физических лиц несколько отличаются.
- Налог на прибыль компаний. Годовая отчетность для компаний, финансовый год которых заканчивается 31 декабря, подается до 1 мая следующего года включительно. Оплачивается ежеквартально авансом, по 25 % от суммы налога на прибыль за прошлый период (15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря). Окончательный расчет – до 15 мая следующего года.
- Декларация о доходах физлица. Начало периода отчетности – 10 апреля года, следующего за отчетным периодом. Крайний срок подачи зависит от региона проживания и способа подачи отчета. Бумажные экземпляры подаются до 16 мая включительно. Самый поздний срок предоставления электронного варианта – 4 июня. Оплатить обязательства без штрафа или получить возврат можно до той даты, которая указана в подтверждающем письме из фискальной службы. Если перечисление производится через онлайн-сервис оплаты, то срок продлевается на 5 дней.
Передать готовые отчеты предприятия можно лично или дистанционно через электронный .
Для частных лиц действует правило первой декларации: ее нужно заполнить и отправить в налоговое ведомство на бумаге. Далее есть возможность ежегодно отчитываться через .