Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2023 году: процедура, сроки и нюансы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2023 году: процедура, сроки и нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется
Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.
Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.
Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.
Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.
Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком
Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.
Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
Автомастерская, в которой будет ремонтироваться пострадавшее транспортное средство, должна входить в список разрешенных СТО, который есть у страховой компании, осуществляющей возмещение. По каждому отдельному случаю принимается индивидуальное решение, так как необходимо учитывать ряд факторов, оговоренных законодательством.
Одним из них является ограничение, что по закону техсервис, в который будет направлено пострадавшее транспортное средство, должен находиться не более, чем в 50 километрах от места ДТП или адреса проживания стороны, пострадавшей в ДТП. Однако есть некоторые нюансы, которыми можно корректировать строгость правил. Например, если страховщик берет на себя расходы по доставке автомобиля эвакуатором до автосервиса и обратно, то выбор мастерской не ограничивается километражем.
Такой вариант страховая организация чаще всего выбирает, если ДТП произошло далеко от дома пострадавшего, например, на междугородней трассе. При таком стечении обстоятельств, вероятнее всего, автомобиль будет отремонтирован на СТО, ближайшем к месту аварии, даже если его дальность превысит 50 километров.
При каких условиях положена страховая выплата по ОСАГО
Перечислим несколько условий, при которых возможно получить денежную компенсацию вместо ремонта:
- Автомобиль уже не подлежит восстановлению – произошла полная гибель транспортного средства. Либо нанесённый ущерб превышает 400 000 рублей;
- В аварии пострадали люди (нанесён вред здоровью или жизни);
- Пострадавший в аварии является инвалидом I или II группы. В этом случае пострадавший имеет право выбрать: получить денежную выплату или ремонт автомобиля.
Расскажем о важных правилах, которые помогут без проблем получить компенсацию:
Фиксируйте все обстоятельства произошедшего и соблюдайте правила поведения после аварийной ситуации. Забудьте об эмоциях и скрупулёзно соберите все детали происшествия, снимите всё на телефон.
Составьте европротокол в случае, когда оба участника ДТП согласны с тем, кто виноват в аварии, и сумма ущерба не превышает 400 000 рублей. Либо, если европротокол вам не подходит, вызовите ГИБДД.
Прежде, чем обратиться в страховую компанию, проверьте, все ли документы, необходимые для страховой выплаты по ОСАГО, у вас есть. К таким документам относятся:
- Документы, фиксирующие объёмы и характер повреждения автомобиля;
- Медицинские документы, если в аварии пострадали люди. Обязательно собирайте все выписки, назначения, чеки на лечение. Важно сохранить документы, связанные с затратами как на лечение, и в период восстановления.
Проведение осмотра или независимой технической экспертизы
Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.
При этом страховщих согласовывает с водителем время и место проведения осмотра или экспертизы. Водитель должен предоставить автомобиль в указанное место к указанному времени. Если водитель не приедет на экспертизу, она будет отложена, а вместе с ней будут отложены и страховые выплаты.
Если автомобиль не может участвовать в дорожном движении, то его осмотр проводится по месту нахождения.
Если страховщик не провел осмотр транспортного средства или его экспертизу в течение 5 дней, потерпевший может провести экспертизу за свой счет. Впоследствии стоимость экспертизы будет возмещена, т.е. включена в выплату по ОСАГО.
Выплачивают ли деньги по ОСАГО в 2022 году
Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:
- убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
- расходы на приобретение деталей и восстановление авто.
Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:
- убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
- расходы на приобретение деталей и восстановление авто.
Порядок проведения описанных выше процедур регламентирует Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года. Он определяет суммы выплат, они зависят от метода оформления дорожно-транспортного происшествия, а также ситуации с возможным прямым возмещением. Положение Банка России №431 определяет правила и порядок оформления документов.
Пострадавший может рассчитывать на возмещение ущерба от каждого страховщика в том случае, если вред причинён из-за действий нескольких водителей, участвовавших в инциденте. Страховой нужно сообщить об аварии в указанные законодательством сроки, также необходимо в точности следовать установленной процедуре.
Сроки проведения ремонта по ОСАГО
Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.
Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.
В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.
Ответственность перед другими
С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.
Для сравнения: в прошлом году самую низкую стоимость за ОСАГО заплатили 3,8 млн человек, а количество людей, которые сэкономили на страховке по КБМ, было на 4,4% меньше.
«Это значит, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, за свою аккуратную езду получают скидки на ОСАГО, — поясняет президент РСА Евгений Уфимцев. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безаварийных водителей стало больше, а аварийных — меньше. Статистика показывает, что индивидуализация тарифов ОСАГО способствует тому, что водители меняют своё поведение на дорогах: они стали допускать меньше аварий. Это понятно, потому что есть экономический стимул быть аккуратными и внимательными».
Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?
17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.
В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.
Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.
Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.
Если компенсация не покрывает все расходы на ремонт
Если величина выплаты заниженная, пострадавший может подать претензию страховой компании. Если она не будет удовлетворена, тогда можно подать судебный иск. Данное требование может предъявить страховая компания пострадавшего в случае суброгации (при переходе соответствующего права). Недостающую денежную сумму можно взыскать с виновного в аварии при реализации досудебной претензии либо судебного разбирательства. В соответствии со статьёй 1079 Гражданского кодекса возместить причинённый ущерб обязан виновный в ДТП в том случае, если ему не удастся доказать, что причинённый вред не был вызван злым умыслом потерпевшего либо непреодолимой силой.
Стоимость будущего ремонта страховая компания согласует с автосервисом. Все вопросы в отношении скрытых повреждений необходимо решать при участии пострадавшего. Данный факт должен отображаться в документе при приёме транспортного средства на автосервис. Клиент не обязательно должен общаться с сотрудниками СТОА, ведь он не подписывал с ними соглашение. Он может не переживать из-за реальных расходов на ремонт по ОСАГО, поскольку оплату производит страховая компания. Однако на практике подобное случается нечасто.
В правилах автогражданки в пункте 4.17 установлено, что в направлении на восстановительные работы должна быть указана возможность доплаты страхователем. К тому же они определяют, что страховщик не отвечает, если клиент обсудил сроки передачи восстановленного транспортного средства либо принял автомобиль без своих претензий. По этой причине перед подписанием бумаг на автостанции необходимо всё тщательно проверить.
Можно ли отказаться от натурального возмещения
Как получить выплату и можно ли это сделать? Возмещение ущерба при ДТП с 2017 года позволяет выбрать ремонт или деньги в следующих ситуациях:
- машина повреждена настолько, что восстанавливать её просто нецелесообразно;
- владелец авто погиб в аварии (в таком случае родственники имеют право не ремонтировать ТС, а получить деньги);
- стоимость ремонта больше максимально возможной (400 тысяч рублей) и хозяин авто не желает доплачивать;
- починка не может быть произведена ни на одной из СТО, работающей со страховой;
- наличие предварительного соглашения о том, что выплата должна производиться в виде денег;
- ни один сервис, предоставленный страховщиком, не соответствует требованиям закона;
- СТО слишком сильно удалена от места ДТП, и нет возможности доставить туда машину;
- наличие у водителя международной страховки;
- страховщик не успел вовремя устроить проведение ремонта;
- ремонт не может быть осуществлён в сервисе, который был выбран во время оформления полиса.
Если в течение года страховщик неоднократно нарушал правила предоставления натурального возмещения, Центробанк может ограничить его право направлять на починку авто. В таком случае владелец машины имеет полное право получить именно денежную компенсацию. А натурального возмещение тогда будет производиться исключительно с его согласия.
Компенсация за задержку
Если страхования компания или СТО нарушили обозначенные периоды, водители могут требовать не только компенсацию, но и пеню за неустойку. Она начисляется с учетом страховой суммы и количества дней, которые были просрочены. При расчете неустойки по ремонту используется ставка в 0,5%. Для получения неустойки водителям необходимо составить претензионную бумагу в CK. Если страховщик не возместил средства в период 10 дней, то следует составлять иск в суд и готовить документы. В судебном разбирательстве можно добиваться не только неустойки. Разрешается требовать расходы на судебные издержки.
Для физических лиц существует ограничение по пени. Оно не может превышать сумму, выделенную на ремонт автомобиля. Если страховая оценила работы в 250 тысяч рублей, то независимо от количества дней просрочки максимальная выплата по пене будет достигать аналогично 250 тысяч. Есть дополнительный повод обратиться в суд – штраф за несоблюдение сроков. Истцы могут получить средства в объеме 50% от невыплаченного ущерба. Естественно, в таких ситуациях лучше воспользоваться поддержкой опытных юристов, которые помогут в полной мере компенсировать все затраты на дело.
Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2022 году
Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.
Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.
Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.
Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.