Можно ли зарегистрировать самодельный автомобиль и как это сделать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли зарегистрировать самодельный автомобиль и как это сделать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заключительный этап, позволяющий превратить ваше самодельное средство передвижения в легальный автотранспорт, – это регистрация в ГИБДД. В целом процедура, описывающая, как поставить самодельное авто на учёт, практически не отличается от стандартной, за исключением того факта, что оно не имеет уникального идентификационного номера. Поэтому, прежде чем зарегистрировать автомобиль, вам придётся посетить ближайшее МПЭО, чтобы получить соответствующую справку. Именно этот документ станет основанием для обращения в бюро судебных экспертиз, которая и предоставит вам постановление, предписывающее присвоение самоделке нового идентификационного номера.
Необходимые документы для постановки на учёт
Самодельный автомобиль на учёт в ГИБДД ставится наравне с серийными моделями, но перечень документов отличается от стандартных случаев. Вы не сможете предъявить ПТС, поэтому должны предоставить:
- Свидетельство о безопасности конструкции ТС из Росстата.
- Свидетельство о присвоении VIN-кода из НАМИ.
- Договор купли-продажи на агрегаты, узлы или другой серийный автомобиль, который был использован для создания самодельной машины.
- Письменное объяснение о происхождении использованных деталей, а также фотографии всех этапов сборки – при отсутствии договора купли-продажи.
- Справку о том, что серийный автомобиль, использованный в качестве базы самодельного транспортного средства, был предварительно снят с учёта.
- Техническое описание ТС.
- Полис ОСАГО.
- Квитанцию об уплате госпошлины.
Как действовать при регистрации самодельного транспортного средства
До конструирования важно ознакомится с ГОСТами, предъявляемыми к самоделкам и регулярно просматривать внесение поправок в правила, которые могут произойти за время сборки. Чтобы зарегистрировать самодельную машину, автор должен подготовить все требуемые бумаги и посетить сертификационный пункт. Таких организаций в стране не много, найти приближенный к адресу проживания орган, можно на оригинальном портале Ростехурегулирования. В определенных регионах имеются НИИ безопасности движения, где выдаются бумаги, подтверждающие безопасность агрегата и его соответствии выдвинутым требованиям.
Агрегат ручной сборки будет оценен по упрощенной системе, так как произведен малыми сериями, таковыми считается единичный экземпляр. Таким образом, органы власти дают возможность изобретателю эксплуатировать свое самодельное ТС, а людям, которые захотят ввозить машины запчастями, будет не выгодно их сертифицировать. Сертификат не имеет срока действия, но ТС перестанет соответствовать требованиям к эксплуатации и его придется реконструировать, если изменяться экологические нормы к самоделкам.
Если идентификационного номера кузова, шасси и двигателя нет, агрегат направляется в МРЭО, там напечатают бумагу об их отсутствии. Далее изобретателю следует посетить БСЭ для получения заключения на присвоение ИН, инстанция потребует:
- паспорт;
- заключение из госавтоинспекции;
- заключение специалистов МРЭО.
Чтобы быстрее получить документ на автомобиль, рекомендуется приложить к заявлению фотоотчет пошаговой сборки изделия. После набивки номера на кузов самоделки в ГИБДД, следует вновь посетить МРЭО, в котором получают номерные знаки и СТС. Инстанции, которые изготовителю придется посетить в процессе регистрации – это: центр сертификации, институт БДД, БСЭ, МРЭО, ГИБДД, банк. После успешного прохождения всех процедур, владелец может полноправно управлять своим агрегатом.
Регистрировать необходимо все средства передвижения, включая мотоциклы, прицепы и полуприцепы, за исключением средств передвижения, характеристики которых описаны выше. При любом видоизменении конструкции и запчастей ТС, необходима их новая сертификация. Для купленных деталей, процедура не нужна.
Говоря о том, как теперь поставить на учёт самодельный автомобиль – стоит указать, что данная процедура не бесплатна. Самым дорогим для собственника самоделки становится прохождение этапа по получению сертификатов.
Имеются такие нюансы:
- Цена в таком случае достигает около 70 или 80 тысяч рублей. На ценовой категории отражается то, где согласно географии располагается самодельное транспортное средство. Кроме того, учитываются особенности, присущие конструкции авто.
- Следует учитывать цену на услуги эвакуатора. Также могут использовать иные разновидности техники. Этот транспорт доставляет самоделку для производства регистрационных действий.
Чем объяснили повышение цен
Автором документа выступило правительство. В пояснительной записке к закону уточняется, что повышение пошлин обеспечит федеральный бюджет дополнительным доходом. Власти оценивают эту сумму в 700 млн руб. ежегодно.
Услуги испытательных лабораторий по одобрению тюнинга также стоят немало. По словам генерального директора аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» в Москве (занимается в том числе оформлением тюнинга) Юрия Пархоменко, помимо госпошлин, оформление полного пакета экспертных документов в испытательных лабораториях обойдется водителю в 20–30 тыс. руб., установка газобаллонного оборудования вместе с комплектом документов будет стоить 6–7 тыс. руб. А документы на сложный переделанный автомобиль, например под лабораторию на колесах, — 15–40 тыс. руб.
Что касается самих работ, то тут стоимость услуг будет значительно варьироваться.
Нарушителей станет больше
По словам представителя Национального союза автомобилистов (НАС) Антона Шапарина, сложность процедуры и ее стоимость и сейчас отпугивает многих водителей, которые иногда просто не регистрируют внесенные в конструкцию автомобиля изменения. Эксперт заявил, что сейчас в стране число переоборудованных автомобилей исчисляется миллионами. При этом официально зарегистрировали тюнинг не больше 20% из их владельцев. После увеличения госпошлины, по мнению эксперта, таких случаев станет еще больше. Шапарин напомнил, что это грозит водителям целым рядом проблем.
Так, согласно ст. 12.5 КоАП водителя могут оштрафовать на 500 руб. Во второй раз после остановки инспекторов ГИБДД автомобилиста ожидает приостановка регистрации транспортного средства, если он не сертифицирует переделку. Также незаконный тюнинг может стать причиной отказа в государственном регистрационном учете и выдаче диагностической карты при прохождении техосмотра.
Отличие самодельного автомобиля от «конструктора»
Умельцы по созданию транспортных средств по собственным проектам появились в нашей стране ещё в советский период. В СССР производились только массовые автомобили, а о создании машин для определённой целевой аудитории даже речи не было. Вот и приходилось советским автомобилистам выходить из ситуации, создавая из нескольких разных старых моделей одну новую. В гаражах умельцев в единичном экземпляре появлялись внедорожники, амфибии, малые грузовики и другие ТС, на которые хватало фантазии.
Самодельные автомобили собираются из узлов и агрегатов двух и более серийных транспортных средств, поскольку самостоятельно собрать двигатель или трансмиссию не получится. А вот взять мотор от одной машины, а КПП от другой вполне реально. Некоторые части изготавливаются вручную в гаражных условиях из доступных материалов. Самоделкой может быть и переделанный серийный автомобиль. Например, обычную городскую машину можно превратить в снегоболотоход, поменяв только трансмиссию, или же переделать в серийной модели конструкцию кузова по индивидуальному дизайну.
Согласно новым требованиям, вступившим в силу в 2015 году, для постановки на учёт в ГИБДД самодельный автомобиль должен соответствовать категории транспортных средств, производимых малыми сериями.
Таковыми считаются только машины, собранные в одном экземпляре и не имеющие аналогов. Таким образом, государство создаёт барьер для легализации автомобилей-«конструкторов», ввезённых в Россию по серым схемам, разобранных под видом запасных частей.
Энтузиаст, который собирает самодельное средство передвижения для собственного пользования, не станет изготавливать более одного экземпляра, поэтому его творение уникально и не имеет аналогов. Именно этот момент отличает самодельную машину от «конструктора», являющегося серийным автомобилем, который был разобран, а затем собран в гаражных условиях после пересечения границы. В данном случае никакого энтузиазма нет, есть только нарушение таможенного законодательства и уклонение от уплаты ввозных пошлин.
Поскольку «конструктор» не прошёл таможенное оформление по всем правилам, на него невозможно получить ПТС и поставить на учёт в ГИБДД. Любая экспертиза легко сможет отличить самоделку от нелегального «конструктора».
Какие документы нужны для регистрации?
Для государственной регистрации техники представляются следующие документы:
- заявление по форме согласно приложению N 1 или 2;
- документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил;
- документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем;
- документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами;
- паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники со статусом «действующий» в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее — электронный паспорт техники), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 16 настоящих Правил;
- копия сертификата соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации (может быть представлена по инициативе заявителя);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя);
- документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).
Сведения о факте уплаты государственной пошлины, об оформлении электронного паспорта техники, страхового полиса страхования гражданской ответственности, сведения о сертификате соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей могут быть запрошены с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. … 26. Государственная регистрация техники осуществляется только за одним юридическим или физическим лицом.
Государственная регистрация техники, принадлежащей 2 и более собственникам, осуществляется за одним из них при наличии письменного согласия на это остальных собственников, поданного ими в орган гостехнадзора при государственной регистрации техники.
Обязательные документы для регистрации самоходной техники:
- Заявление. Можно заполнить на месте (в Гостехнадзоре) или подать в электронном виде через портал Государственных услуг.
- Паспорт собственника или представителя, который обращается в Гостехнадзор.
- Договор купли-продажи или иной документ, подтверждающий право собственности на технику (в том числе свидетельство о праве на наследство, договор дарения).
- Паспорт техники (аналог ПТС).
Какие документы оформляются при регистрации в Гостехнадзоре?
18. При государственной регистрации техники (внесении изменений в регистрационные данные, снятии техники с учета) в паспорт техники (при отсутствии электронных паспортов техники) в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, органами гостехнадзора вносятся соответствующие отметки о проведенной государственной регистрации техники (внесении изменений в регистрационные данные, снятии техники с учета).
В случае отсутствия в паспорте техники записей о собственнике, его адресе, дате продажи (передачи) при государственной регистрации техники органом гостехнадзора осуществляется заполнение этих строк на основании представленных владельцем техники документов, подтверждающих право собственности на технику. … 21. При проведении государственной регистрации техники, не связанной с прекращением государственного учета или снятием с учета после утилизации техники, органом гостехнадзора владельцу техники или его представителю выдается свидетельство о государственной регистрации техники по форме согласно приложению N 3.
Записи в свидетельствах о государственной регистрации и паспортах техники производятся с использованием печатающих устройств. Свидетельство о государственной регистрации техники в виде электронного документа подлежит заверению усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче заявления о государственной регистрации техники с использованием Единого портала свидетельство о государственной регистрации техники направляется в личный кабинет заявителя на Едином портале. По желанию заявителя свидетельство о государственной регистрации техники в дополнение к электронному документу может быть выдано на бумажном носителе в органе гостехнадзора. … 34. Государственная регистрация техники сопровождается присвоением технике государственного регистрационного номера — индивидуального буквенно-цифрового обозначения, присваиваемого технике органом гостехнадзора, и выдачей государственного регистрационного знака в соответствии с ГОСТ Р 50577-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования». … 36. Выдача государственных регистрационных знаков производится в соответствии с кодами регионов Российской Федерации и закрепленными сериями государственных регистрационных знаков, предусмотренными приложениями N 4 и 5.
В результате посещения Гостехнадзора владельцу трактора или самоходной машины должны быть выданы:
- паспорт транспортного средства, в который внесены изменения;
- свидетельство о регистрации техники;
- табличка с номером.
В отличие от автомобилей, на самоходную технику свидетельство о регистрации может быть выдано в электронном виде. В этом случае по желанию собственника может быть дополнительно выдано и бумажное свидетельство.
Что касается номеров транспортных средств, то их присвоение имеет определенные особенности. В отличие от автомобилей, которым выдаются все серии номеров в пределах одного региона, Гостехназдор выдает в каждом регионе только номера определенных серий, закрепленных в приложении.
Как поставить машину на учет в ГИБДД в 2021 году
Регистрация также нужна, чтобы выявлять преступления и пресекать правонарушения, которые связаны с использованием транспортных средств. Если, например, грабители банка уехали на машине, их проще отследить по специальным сервисам.
Верховный суд РФ аргументировал запрет тем, что надо разработать четкие требования к “самодельной” продукции. Хотя настоящая причина, видимо, крылась в борьбе с новым явлением на авторынках — в продаже так называемых конструкторов.
Однако запрет этот, к сожалению, коснулся и авторов настоящих отечественных самоделок. Их-то творческий энтузиазм не иссяк! Доказательство тому — ежегодные выставки «Автоэкзотика», где самоделки представляются в огромном количестве. Однако в большинстве случаев это машины без номеров, привезенные на эвакуаторе и права на жизнь на дорогах не имеющие.
Основными требованиями при регистрации будет являться соответствие самодельного транспортного устройства нормам безопасности. Все агрегаты должны пройти необходимую проверку, а сами узлы должны быть изготовлены из сертифицированных материалов.
Главные требования к безопасности при проведении экспертизы самодельного устройства можно разделить на три типа:
- Первый тип – это масса самодельного прицепа до 750 кг, здесь проверяется световая техника и маркировка.
- Второй тип – при полной массе самоделки до 3500 кг идет проверка тормозов.
- Третий тип – на самодельных ТС с полной массой свыше 3500 кг обязательная установка АBS.
Регистрация автомототранспортных средств
Для передвижения по дорогам общего пользования в России любой автомобиль или мотоцикл должен состоять на регистрационном учёте в ГИБДД. Невыполнение этого требования является серьёзным нарушением и служит основанием для наложения административного взыскания на собственника транспортного средства.
Процедура регистрации применяется не только в целях начисления транспортного налога на определённое физическое или юридическое лицо. Она также позволяет предотвращать внесение несогласованных изменений в конструкцию автомобилей для обеспечения их безопасности на дорогах. Кроме того, по регистрационным данным выявляют собственника транспортного средства при совершении нарушений ПДД.
Отличие самодельного автомобиля от «конструктора»
Умельцы по созданию транспортных средств по собственным проектам появились в нашей стране ещё в советский период. В СССР производились только массовые автомобили, а о создании машин для определённой целевой аудитории даже речи не было. Вот и приходилось советским автомобилистам выходить из ситуации, создавая из нескольких разных старых моделей одну новую. В гаражах умельцев в единичном экземпляре появлялись внедорожники, амфибии, малые грузовики и другие ТС, на которые хватало фантазии.
Самодельные автомобили собираются из узлов и агрегатов двух и более серийных транспортных средств, поскольку самостоятельно собрать двигатель или трансмиссию не получится. А вот взять мотор от одной машины, а КПП от другой вполне реально. Некоторые части изготавливаются вручную в гаражных условиях из доступных материалов. Самоделкой может быть и переделанный серийный автомобиль. Например, обычную городскую машину можно превратить в снегоболотоход, поменяв только трансмиссию, или же переделать в серийной модели конструкцию кузова по индивидуальному дизайну.
Согласно новым требованиям, вступившим в силу в 2015 году, для постановки на учёт в ГИБДД самодельный автомобиль должен соответствовать категории транспортных средств, производимых малыми сериями.
Таковыми считаются только машины, собранные в одном экземпляре и не имеющие аналогов. Таким образом, государство создаёт барьер для легализации автомобилей-«конструкторов», ввезённых в Россию по серым схемам, разобранных под видом запасных частей.
Энтузиаст, который собирает самодельное средство передвижения для собственного пользования, не станет изготавливать более одного экземпляра, поэтому его творение уникально и не имеет аналогов. Именно этот момент отличает самодельную машину от «конструктора», являющегося серийным автомобилем, который был разобран, а затем собран в гаражных условиях после пересечения границы. В данном случае никакого энтузиазма нет, есть только нарушение таможенного законодательства и уклонение от уплаты ввозных пошлин.
Технические требования к самодельным авто
Тестирование и сертификация — самые важные этапы. Без одобрения типа ТС получить СТС и номерные знаки на самодельное авто не удастся, поэтому рекомендуем внимательно изучить соответствующий приказ Ростехрегулирования. Особое внимание уделите:
- безопасности (ремни, руль, тормозная система, зеркала);
- экологическим стандартам;
- уровню шума и качеству шумоизоляции;
- устойчивости.
Если же сертификацию вы не пройдете, то вам будут выданы рекомендации о внесении изменений в конструкцию, которые следует учесть.
Понятно, что единичный экземпляр и массовая модель, производимая десятками тысяч экземпляров – это немножко разные вещи. В последнем случае учитывать необходимо самые мелкие детали, поскольку любой недостаток отразится на безопасности соответствующего количества людей. Так что автомобили, относящиеся к малым партиям, проходят сертификацию по урезанному перечню техтребований. Но их серьёзность всё равно не вызывает сомнений в том, что такое транспортное средство будет абсолютно безопасным.
Согласно Приказу, обязательной проверке самоделки на соответствие нормам безопасности будут подвержены:
- тормозные механизмы;
- рулевое колесо;
- ремни безопасности вместе с системой их крепления;
- автомобильные стёкла и зеркала (вместе с механизмом монтажа последних);
- средства световой сигнализации и освещения;
- уровень шума внутри салона;
- управляемость транспортного средства;
- устойчивость при прохождении поворотов;
- концентрация вредных веществ внутри машины
- соответствие состава выхлопных газов ныне действующим экостандартам Евро 3/4.
Как поставить на учет авто конструктор 2022 : оформить распил в ПТС
Решившись на покупку транспортного средства с произведенной заменой номерных агрегатов, вы, наверное, первым делом зададитесь вопросами, как поставить на учет автомобиль-конструктор в 2019 году.
Какие есть особенности в оформлении подобных автомобилей в ГИБДД и какие плюсы и минусы у конструктора по сравнению с распилом или авто, ввезенным под полную пошлину? Эти и некоторые другие вопросы мы обсудим в данной статье.
Автомобиль-конструктор – это результат много ходовой операции по получению в собственность нового автомобиля, чаще всего японского производства, под документы старого.
Цель этого довольно сложного мероприятия – уйти от уплаты таможенных пошлин на иностранные авто, ввозимые на территорию нашей страны.
Разберем эту схему более подробно.
Предприниматели, потерявшие прибыльный бизнес по ввозу и продаже иностранных автомобилей в России из-за резко поднявшихся таможенных
Необходимые документы для постановки на учёт
Самодельный автомобиль на учёт в ГИБДД ставится наравне с серийными моделями, но перечень документов отличается от стандартных случаев. Вы не сможете предъявить ПТС, поэтому должны предоставить:
- Свидетельство о безопасности конструкции ТС из Росстата.
- Свидетельство о присвоении VIN-кода из НАМИ.
- Договор купли-продажи на агрегаты, узлы или другой серийный автомобиль, который был использован для создания самодельной машины.
- Письменное объяснение о происхождении использованных деталей, а также фотографии всех этапов сборки – при отсутствии договора купли-продажи.
- Справку о том, что серийный автомобиль, использованный в качестве базы самодельного транспортного средства, был предварительно снят с учёта.
- Техническое описание ТС.
- Полис ОСАГО.
- Квитанцию об уплате госпошлины.