Как выявить личную заинтересованность и конфликт интересов в госзакупках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выявить личную заинтересованность и конфликт интересов в госзакупках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.

Как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность

Пошаговая инструкция, как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность на основе методики Министерства труда, состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Составить список сотрудников, которые имеют отношение к закупочной деятельности компании. Например:

  • руководитель учреждения;
  • контрактный управляющий;
  • члены тендерной комиссии;
  • завхоз или главный инженер, которые составляют техническое задание.

Шаг 2. Включить этих сотрудников в список лиц, которые отчитываются о доходах, расходах, имуществе и обязательствах (в том числе близких родственников).

Шаг 3. Собрать информацию о работниках из группы риска и их близких родственниках, источниками могут послужить:

  • трудовая книжка, анкета, личная карточка сотрудника;
  • форма предоставления информации о сайтах, на которых работник размещал информацию;
  • сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах;
  • информация о работнике, которая присутствует в свободном доступе в интернете.

Шаг 4. Сформировать профиль на сотрудников из группы риска.

Шаг 5. Определить список тендеров и участников закупок группы риска исходя из:

  • суммы закупки;
  • наличия жалоб или предписаний контрольных органов и вышестоящих инстанций;
  • наличия запросов на разъяснение положений тендерной документации.

Шаг 6. Ознакомиться с информацией о тендерах из группы риска на сайте ЕИС.

Шаг 7. Собрать информацию об участниках закупок из реестра контрактов и документов, которые находятся в ведении сотрудников финансовой группы:

  • учредительные документы участников тендеров;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • приказы о назначении руководителя, протоколы собрания или решения.

Шаг 8. Сформировать профиль участников закупок.

Шаг 9. Провести комплексный анализ данных и принять решение о наличии или отсутствии у работника личной заинтересованности или конфликта интересов. Определить порядок действий на этот случай.

Кроме того, методика Минтруда рекомендует периодически проводить профилактические мероприятия:

  1. Семинары для сотрудников из группы риска, на которых проводить разъяснения:
    • сути понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность»;
    • как уведомлять ответственного сотрудника о возникновении этих ситуаций;
    • об ответственности за получение выгоды при проведении закупок.
  2. Проработать возможные ситуации злоупотребления. Примеры размещены на сайте Минтруда.
  3. Ежегодно проводить оценку знаний работников компании по вопросам злоупотребления служебными обязанностями и ответственности за эти нарушения.
  4. Вести личный прием жалоб от поставщиков на закупочную деятельность организации или реализовать другой способ сбора данных — горячую линию, электронную почту и т. п.
  5. Проинформировать сотрудников из группы риска о необходимости добровольного представления декларации о возможной личной заинтересованности.

Сотрудница отдела кадров приняла сведения о доходах другого служащего, который в прошлом являлся ее мужем

Узнав об этой ситуации, наниматель объявил сотруднице выговор, который позднее признал законным и суд.

Признавая ситуацию конфликтом интересов, суд исходил из того, что хоть супруги формально и не являются близкими родственниками, у них нередко сохраняются имущественные и личные отношения. В рассматриваемом случае сотрудница и ее бывший муж, у которого она приняла сведение о доходах, продолжали совместно владеть квартирой и воспитывали общую дочь. Эти обстоятельства делают привлеченную к ответственности чиновницу заинтересованной в сокрытии доходов ее бывшего мужа и их совместного ребенка. Таким образом, налицо конфликт интересов.

Способы урегулирования

Методы, позволяющие выявить и устранить конфликты, также общие и предполагают условное деление на группы. Это распространяется и на государственную гражданскую службу.

Читайте также:  Могут ли внуки претендовать на наследство после смерти бабушки

Способы урегулирования возникающих разногласий:

  • Превенция. Речь идет о предупреждении проблем. Для этого и нужно иметь представление о возможных противоречащих ситуациях. Например, госслужащий отказался от членства в аттестационной комиссии, перед которой предстает его родственник. Такой метод самый эффективный.
  • Прозрачность. Должностное лицо не должно скрывать информацию о своих счетах, вкладах, имуществе.
  • Мониторинг со стороны органов власти. Здесь предусмотрены проверки, надзор за работой госслужащих антикоррупционных и коллегиальных органов.
  • Добровольное разрешение. Служащий может самостоятельно проявить инициативу, указать на разногласия, найти способы его решения и так далее.

При должном подходе к работе у госслужащего не будет проблем, даже при угрозе возникновения тех или иных служебных разногласий.

Ответственность за устранение

Как упоминалось выше, при определении ответственных за устранение конфликтных ситуаций на государственной гражданской службе, достаточно обратиться к федеральному законодательству.

Государственные, муниципальные служащие, сотрудники государственных корпораций, работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти, – все эти субъекты отвечают за выявление и устранение разногласий по службе.

Указанные выше субъекты напрямую несут ответственность за координацию таких конфликтов, поскольку они приводят к нарушению работы государственных органов. Если разногласие не будет устранено, то повысится коррупционный показатель, здесь встанет вопрос о компетентности и соответствии должности отдельных лиц.

Если говорит о тех, из-за кого формируются конфликты, то для них предусмотрены разные виды ответственности. Служащего могут уволить, отстранить на время или снять с должности. А могут отделаться предупреждением в случае самостоятельного принятия участия в разрешении проблемы.

Если речь идет об иной работе с оплатой

Ситуация: Служащий или же его родственники занимаются осуществлением оплачиваемых действий по договору касаемо организации, в которой служащий выполняет управленческие функции.

Решение: Первый шаг в этом случае остается неизменным – потребуется уведомить о заинтересованности нанимателя и собственное начальство, а также написать отказ от выполнения работы. Если же там работают родственники, достаточно уведомления. При этом отсутствие действий по урегулированию конфликта интересов влечет отстранение данного служащего от работы.

То же самое будет касаться ситуаций, в которых заинтересованная сторона осуществляет выполнение платных услуг в отношении организации, где госслужащий выполняет управленческие функции.

Отношения с родственниками

Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:

  • Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
  • В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
  • В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.

Понятие «конфликт интересов» в зарубежном законодательстве

Конфликт интересов в большинстве стран не является объектом ни общего, ни юридического определения: чаще всего они появляются, когда конфликты уже реально проявились, когда их предел становится достаточно серьезным и когда они могут стать объектом либо дисциплинарных, либо уголовных санкций (в частности, в случае коррупции или злоупотребления влиянием).

В этом контексте существует несколько стран, в законодательстве которых содержится правовое определение конфликта интересов. Например, в Канаде в Законе о конфликте интересов от 12 декабря 2006 г. дано определение конфликта интересов как ситуации, в которой должностное лицо, занимающее государственную должность, представляющее официальную власть или исполняющее официальные функции или обязанности, посредством их имеет возможность продвижения своих личных интересов, частных интересов его родственников, друзей или иных лиц.

Закон исключает, таким образом, поле для «собственного интереса», становящегося главным интересом должностного лица, поскольку оно принадлежит к обширной категории лиц, которые получают вознаграждение или социальные льготы как лица, занимающие государственную должность.

Читайте также:  Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет

В Великобритании Министерский кодекс содержит очень точные и взыскательные предписания, которые применимы к членам правительства, с тем чтобы было возможным избежать всякой неясности между государственным поручением и их решением или их ограничениями. Эти предписания касаются также их собственных интересов: министры должны удостовериться, что никакой конфликт не возникнет или не сможет в достаточной мере возникнуть между их публичными обязательствами и их собственными финансовыми интересами или интересами любой иной природы. Точные правила управления этими конфликтами закреплены. Они должны также закрепляться декларацией интересов, которая публикуется ежегодно в двух экземплярах.

Относительно принципов Кодекс управления государственной службы в своей рубрике отмечает, что государственные служащие не должны использовать ненадлежащим образом свое официальное положение или информацию, полученную в рамках своей деятельности, с целью улучшения своих личных интересов или интересов других лиц.

Понятие «надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей»

Конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность лица «влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».

Оценка «надлежащего, объективного и беспристрастного исполнения обязанностей» — дело достаточно тонкое. Она неизбежно связана с субъективной характеристикой отношения к действиям (решению) субъекта конфликта интересов. Ибо не существует объективных и точных критериев измерения беспристрастности и объективности. В одних случаях не обусловленное каким-либо личным пристрастием и объективное (формально адекватное действительности) решение не может быть признано таковым, в других же случаях пристрастное и совершенно субъективное решение (действие) может быть оценено как справедливый, честный, разумный и целесообразный акт.

Действительно, транспарентность решения не всегда дает возможность оценивать его как объективное, необходимое, соответствующее установленным требованиям и непредвзятое, хотя, несомненно, она повышает объективность и беспристрастность. Однако не все решения в публичной сфере могут быть (и не должны быть) транспарентными. Это диктуется требованиями защиты государственных и общественных интересов. Тенденция к закрытости решений сейчас особенно характерна для частной сферы, что, в принципе, следует считать незаконным.

Понятие и виды личной заинтересованности служащего

Заинтересованность личного характера служащего может выражаться в получении им дополнительного дохода, помимо денежного довольствия, выплачиваемого из средств местного бюджета.

Служащий может получить доход, как в денежном выражении, так и в натуральной форме, например, в виде вещи, имущества, услуг, награждений. Однако служащие во избежание конфликтных ситуаций по службе, часто получают указанный доход на имя своих родных и близких.

Для этого случая имеется указание, что личная заинтересованность распространяется не только на самого служащего, но и его близких родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер).

Чтобы проверить дополнительный доход служащего помимо официального, служащий обязан ежегодно подавать декларацию о доходах, где он и его родственники указывают все свое движимое и недвижимое имущество, а также денежные средства, заработанные за год.

Данная информация является открытой и с ней можно ознакомиться на сайте муниципального образования в отношении любого служащего.

Служебное поведение муниципального служащего

Во избежание неблагоприятных ситуаций по должности, служащий должен следовать этике служебного поведения, заложенного в законодательстве.

В связи с чем, на служащего возлагаются дополнительные обязанности к служебному поведению:

  • служить интересам муниципального образования и населению добросовестно;
  • иметь нетерпимое отношение к коррупции и в короткие сроки ставить в известность представителя нанимателя или работодателя о личной заинтересованности;
  • соблюдать права и свобод граждан, обращающихся за помощью в реализации своих прав и законных интересов, равным образом относиться к каждому без исключения, невзирая на их имущественное положение, национальность, религиозные убеждения и политические взгляды;
  • не отдавать предпочтения отдельным лицам при выполнении должностных обязанностей;
  • соблюдать профессионализм и компетентность на муниципальной службе;
  • в рамках регламента принимать личный прием граждан и рассмотрение их обращений;
  • уважать местные традиции муниципального образования;
  • брать во внимание культурные ценности и взгляды народов и национальностей России при ведении приема граждан;
  • не разжигать национальных или религиозных конфликтов;
  • избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести вред в работе местного органа, его авторитету и доверию со стороны населения.

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

Читайте также:  На сколько могут задержать зарплату работнику по закону?

Конфликт интересов по 44 ФЗ

В п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе указано, что отсутствие конфликта интересов — это общее требование к участникам. Под ним понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий состоят в браке с физлицами, который являются выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, гендиректором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозобщества, руководителем учреждения или унитарного предприятия или другими органами управления юрлиц — участников закупки, с физлицами, в том числе зарегистрированными как индивидуальный предприниматель, — участниками закупки или являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (которые имеют общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными таких физлиц. А под выгодоприобретателями понимаются физлица, которые владеют напрямую или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) более чем 10% голосующих акций хозобщества или долей, которая больше 10% в уставном капитале хозобщества.

Формы, которые принимает конфликт интересов

Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия

Личная заинтересованность не всегда приводит к конфликту интересов. Более того, не всегда конфликт интересов является неправомерным и карается законом. Именно поэтому не существует отдельно взятого закона, который бы оценивал непосредственно преступность конфликта интересов. Личный интерес является первой ступенью на пути к совершению преступления или неправомерного действия. Он также может привести к административному нарушению, за которое можно получить штраф в виде нескольких необлагаемых минимумов с дохода служащего либо условное ограничение свободы, особенно, если такая ситуация случилась впервые у человека с отличными рекомендациями, работающего на госслужбе.

Интересно. Предотвращение конфликта интересов или умение разрешить такие споры приводит к сохранению свободы, финансов, репутации отдельно взятых служащих и предприятия в целом.

Конфликт интересов на работе — что это такое

Понятие конфликта интересов в первую очередь связано с возникающими в ходе рабочей деятельности или несения государственной службы разногласиями между обязанностями сотрудника или служащего, связанными с работой, и его другой деятельностью — семейной, общественной или коммерческой. В целом, оно подразумевает ситуацию, в которой возможно само появление такого воздействия — далеко не всегда предусматривающего реальное нанесение ущерба интересам работодателя, общества или государства. Однако, намного проще устранить саму возможность таковых неправомерных действий, чем разбираться с её последствиями — именно поэтому недопущение конфликта интересов достаточно глубоко рассматривается российским антикоррупционным законодательством.

В то же время не только на государственной службе может возникнуть конфликт интересов. В коммерческих организациях подобные ситуации также могут возникнуть и по факту возникают достаточно часто. В качестве примера можно привести следующие наиболее распространенные случаи:

  • Выбор ответственным работником в качестве контрагента своего близкого человека или коммерческого партнёра. Например, сотрудник может принять решение заказать материалы для компании-работодателя у своего знакомого, или даже — у собственной фирмы.
  • Прием на работу нового работника. Кадровый сотрудник, да и многие непосредственные руководители структурных подразделений могут упростить трудоустройство своего родственника или партнёра.
  • Получение доступа к информации, составляющей тайну. Если работник имеет доступ к коммерческой тайне компании, и при этом имеет других коммерческих партнёров или родственников, являющихся конкурентами или просто представляющих иные компании, для которых данная информация может быть полезна — эта ситуация также может являться конфликтом интересов.

Выше указаны лишь основные ситуации, когда может возникать конфликт интересов в коммерческой организации. На деле подобных случаев намного больше и каждый из них следует рассматривать в индивидуальном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *