Уголовно-правовая характеристика служебного подлога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовно-правовая характеристика служебного подлога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главное, что нужно знать о служебном подлоге — такие действия являются преступлением, т.е. ответственность за них предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Статья 292 УК РФ содержит две части — первая посвящена «простому» служебному подлогу, вторая — аналогичному деянию, но повлекшему за собой существенное нарушение прав и законных интересов (независимо от того, чьи права были нарушены — человека или группы людей, юридического лица, охраняемых законодательством интересов государства или общества).

Наказание за служебный подлог

Наказание за СП может быть различным — от штрафа до лишения свободы. То, какую ответственность понесет человек, совершивший служебный подлог, зависит от части ст. 292 УК РФ, по которой он будет признан виновным, а также от некоторых других обстоятельств. В частности, уголовным законом предусмотрены следующие виды наказания за СП:

  • штраф (до 500 тыс. руб. или в размере дохода виновного за период до 3 лет);
  • обязательные работы (до 480 часов);
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 4 лет);
  • арест (до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 4 лет).

Если наказание назначается по ч. 2 ст. 292 УК РФ, то дополнительно виновному по решению суда может быть запрещено заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Также может быть решено запретить виновному занимать определенные должности в течение этого же периода.

Особенности заявления о подделке

Многие адвокаты идут на хитрость. При наличии подозрений на фальсификацию доказательств они требуют предъявить оригинал. Если вторая сторона не передает необходимый документ, копия теряет свою первоначальную силу. В случае, когда оригинал все-таки передается, его нужно приобщить к делу, чтобы впоследствии можно было привлечь к ответственности за подлог.Если речь идет об уголовном деле, заявление о фальсификации будет актуальным после озвучивания всех доказательств. В этом случае можно подавать заявление и требовать проведения проверки подозрительных документов. Иногда лучше заявить о подлоге еще на предварительном следствии, чтобы избежать отказа суда.Недостаток действующего УПК РФ в том, что в нем указано обязательство следователя информировать участников процесса о назначении экспертизы, но не указаны граничные сроки. В результате субъекты заседания информируются уже после получения результатов, что является недопустимым.Принятие ходатайства судом и назначение экспертизы — лишь 50% успеха. Сложность в том, чтобы поручить дело настоящим экспертам. Суд вправе сам выбирать способы проверки заявления, поэтому задача заявителя убедить его в том, что лучше отдать дело той или иной компании. Для этого нужно «давить» на более низкую стоимость и высокую скорость проведения. Такие эксперты всегда назначаются в первую очередь.

Развитие зарубежного законодательства об уголовной ответственности за служебный

Несмотря на принимаемые в последние годы меры по реформированию российского уголовного законодательства устранить в полной мере законотворческие изъяны в регламентации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК РФ, до сих пор не удаеіся. В частности, преобразование состава служебного подлога (ст.292 УК РФ), введение его новых специальных разновидностей порождают неизвестные ранее проблемы правоприменения.

Нам представляется, что в решении этой проблемы способен помочь анализ тенденций развития зарубежного уголовного законодательства, который может выступить в качестве средства правового противодействия должностным преступлениям. Знание положений зарубежного уголовного законодательства имеет важное значение для организации борьбы с преступностью в России, потому что помогает лучше узнать сильные и слабые стороны национального уголовного закона. Изучение зарубежного опыта полезно и тем, что может способствовать отысканию новых способов решения российских уголовно-правовых проблем.

Зарубежное уголовное законодательство стран Азиатско-Тихоокеан-ского региона уже частично исследовалось другими авторами в разрезе заявленного аспекта, но еще остается неохваченным немало законодательного материала государств обозначенной части мировой цивилизации. Чтобы исследование законодательного опыта зарубежных стран стало шагом на пути к познанию правовой действительности, целесообразно провести его в рамках одной из разработанных теоретиками классификаций правовых систем. Наиболее гармонично было бы при необходимости заимствовать отдельные элементы не из чужеродных правовых систем, а из понятной России по своей правовой природе постсоциалистической системе права.

Азиатско-Тихоокеанский регион насчитывает немало стран, входящих в постсоциалистическую систему права. Свой выбор мы остановили на трех из них — Монголии, Социалистической Республике Вьетнам и Китайской Народной Республике, с которыми Россия тесно связана на протяжении столетий. В свое время каждая из них, ступив на социалистический путь развития, превратилась в союзника СССР и стала членом мирового социалистического лагеря.

Распад Советского Союза привел к глубочайшему кризису в политической, экономической и других областях жизнедеятельности Монголии, Вьетнама и Китая. Несмотря на это, каждая из названных стран сумела поднять экономику, за короткие сроки построить государство с активно развивающимися демократическими чертами и значительно расширить международные связи, выразившиеся в установлении дипломатических контактов с несравнимо большим, чем прежде, числом государств и привлечении инвестиций.

Осуществляемые ныне в названных государствах реформы политического развития и политической системы привели в движение все сферы общественной жизни. Реформирование затронуло острейшие проблемы этих государств, касающиеся развития демократии и справедливости, восстановления национального культурного наследия вплоть до коренного преобразования существовавших политической и экономической систем. При этом не остаются без внимания и вопросы противодействия коррупции.

Еще в 1996 г. Монголия включила антикоррупционные инициативы в программу государственной политики и приняла первый закон о противодействии. Это были первые шаги монгольского общества в борьбе с коррупцией. В последние годы правительство Монголии присоединилось к международным режимам противодействии коррупции и стремится выравнивать национальное законодательство в соответствии с международными стандартами. В частности, в 2002 г. Монголия начала осуществлять Национальную Программу Антикоррупции. Однако, диапазон действий, осуществленных Национальным Советом Антикоррупции, не был достаточно широк, чтобы достигнуть желаемого результата. Поэтому 8 июля 2006 г. принимается новый закон Антикоррупции, предусматривающий установление независимой Службы Антикоррупции с ее собственной структурой, специальной властью и функциями .

Читайте также:  Пять индексаций. Что в 2023 году ждёт пенсионеров и льготников?

Руководство Социалистической Республики Вьетнам также активно осуществляет политику противодействия коррупции в стране. Так, национальное собрание СРВ в 2005 г. принимает Антикоррупционный закон21. Благодаря действию этого закона коррупция постепенно начала подвергаться контролю. Противодействие коррупции стало долгосрочной задачей правительства Вьетнама.

В сентябре 2008 г. в стране был принят план «Национальная стратегия противодействия коррупции до 2020 г.» , в котором сделан акцент на построении антикоррупционных служб, содействующих усилению прозрачности финансовой политики, информации о деятельности правительства.

Китайская Народная Республика (КНР) не только в сравнении с Монголией, Вьетнамом или Россией, а с любой другой страной добилась небывалого в социально-экономических достижениях, имея самый высокий темп роста внутреннего валового продукта, оставив далеко позади большинство стран мира. Китай буквально за несколько лет стал сверх государством, которое очень быстро развивается в экономическом и социальном отношении.

Учитывая, что коррупция плохой «попутчик» в осуществлении планов, которые ставит перед собой КНР, законодатель в 1997 г. в целях успешного развития страны реформировал Уголовный кодекс (1979 г.) и главе «Должностные преступления» добавил главу «Коррупция и взяточничество».

В связи с изложенным представляется инт��ресным в научном отношении осмысление законодательного опыта Монголии и Вьетнама в регламентации уголовной ответственности за такое коррупционное преступления как служебный подлог, итогом изучения которого могло бы стать формулирование предложений по совершенствованию отечественного права.

Отграничение от смежных преступлений

Деяние служебного подлога достаточно близко, к такому преступлению как получение взятки, так как зачастую оно выполняется за предоставление определённой платы.

Известны случаи, когда следственные работы заходили в тупик, путая квалификацию этих преступлений.

В частности, одному из служащих было вменено наказание за подлог вследствие судебного разбирательства, хотя в ходе следственных мероприятий оно характеризовалось как получение взятки.

Наиболее тесно совпадают по уголовно-правовым характеристикам, преступления служебного подлога и фальсификации доказательств.

Эти преступления различаются по субъекту, так как фальсификация доказательств исходит от специального уполномоченного лица (следователя), а также по характеру документов, которые в случае фальсификации доказательств, имеют более узкие и специализированные характеристики, придающие им статус доказательной базы.

Пример 1. Врач-терапевт, по просьбе пациентов, внес записи в их медицинские карты о наличие у них несуществующих заболеваний. В результате чего эти пациенты получили «больничные» листы. Что дало им право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Следствие доказало, что врач действовал исключительно в корыстных целях, выдав листы за определенную плату.

Суд приговорил виновного к исправительным работам на протяжении 6 месяцев с взысканием 10% от ежемесячного дохода в государственную казну.

Пример 2. Бухгалтер строительной организации попросила прораба подписать документы о том, что она была в командировке, а также подписать ведомость на выдачу ей полагающихся командировочных. Но по факту, получив деньги женщина никуда не поехала.

Было доказано, что прораб, подписывая командировочные бумаги, не знал об умысле бухгалтера, следовательно, в этом случае в отношении прораба состава преступления не было. В отношении его следствие было прекращено.

Комментарий к ст. 292 «Служебный подлог» (ч. 2)

В ч. 2 ст. 292 УК РФ законодатель определил общественную опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан (организаций) либо общества (государства).

Преступления, предусмотренные ч. 2, носят более серьезный характер, а соответственно, и наказание за них строже.

Преступление закончится, когда настанут последствия поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав.

При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона в данном случае должна быть охарактеризована только прямым или косвенным умыслом. Ни о какой неосторожности речи идти не может.

Предмет правонарушения, то есть СП, — это официальные бумаги, которые используются войсками и воинскими формированиями России, госорганами и муниципальными учреждениями, структурами ВС России, которые возлагают обязанности или снимают их, а также подтверждают юридически важные события и происшествия. Официальный документ — письменный акт, который служит спусковым крючком для возникновения определённых юридических ситуаций.

В ФЗ от 27 июля 2006 г. №149 есть определение электронного документа. Данный формат документа представляет собой задокументированный акт в электронном виде, созданном для восприятия при помощи ЭВМ и трансляции по каналам СМИ или обработке с помощью информационных каналов.

К этому можно добавить пример – юридическое постановление о прекращении либо, наоборот, возбуждении уголовного процесса, о чем свидетельствуют факты и происшествия, обладающие юридической значимостью и способные повлечь юридическое наказание.

Обратите внимание! Поэтому внесение в документацию ложных данных уполномоченными представителями полиции, а также любыми другими сотрудниками правоохранительных органов (СК РФ, госнаркоконтроль, ФСБ России и прочее) из корыстного интереса, который обусловлен желанием в увеличении показателей раскрываемости уголовных дел, строго карается.

Часто задаваемые вопросы

Может ли отсутствие официальных бумаг служить признаками подлога, например, если они утеряны, были изъяты или не соответствуют своим порядковым номерам?

Если говорить именно о вашей интерпретации вопроса, то нет, не является. Под подлогом подразумевается вложение чего-либо взамен требуемого, а не полное отсутствие предмета (документа). Отсутствие официальных бумаг может быть следствием халатного отношения должностного лица. Однако предоставленной информации недостаточно, чтобы дать точный ответ на вопрос.

Можно ли начать уголовный процесс, если имеется доказательство служебного подлога и фальсификации информации, но при этом правонарушитель неизвестен?

Чтобы возбудить уголовное дело, нужно определить состав правонарушения, который включает в себя субъект правонарушения (иными словами виновник). Но при расследовании могут быть применены экспертизы. В качестве подозреваемых лиц могут привлекаться сотрудники, имевшие доступ к бумагам, в которых были вписаны ложные данные.

По статье 140 ч.2, чтобы дать ход уголовному процессу, необходимо иметь достаточно фактов, подтверждающих состав преступления. Для того чтобы инициировать расследование, не нужно иметь информацию о том, кто является нарушителем. Необходима лишь информация, подтверждающая, что преступление было совершено.

Обратите внимание! Уголовный процесс инициируется с той целью, чтобы убедиться в том, что преступление на самом деле было совершено, но при этом должны иметься точные указания и на само правонарушение, и на его преступный характер.

Пример 1. Врач-терапевт, по просьбе пациентов, внес записи в их медицинские карты о наличие у них несуществующих заболеваний. В результате чего эти пациенты получили «больничные» листы. Что дало им право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Следствие доказало, что врач действовал исключительно в корыстных целях, выдав листы за определенную плату.

Читайте также:  Она изменит все. В 2023 году произойдет крупнейшая пенсионная реформа

Суд приговорил виновного к исправительным работам на протяжении 6 месяцев с взысканием 10% от ежемесячного дохода в государственную казну.

Пример 2. Бухгалтер строительной организации попросила прораба подписать документы о том, что она была в командировке, а также подписать ведомость на выдачу ей полагающихся командировочных. Но по факту, получив деньги женщина никуда не поехала.

Было доказано, что прораб, подписывая командировочные бумаги, не знал об умысле бухгалтера, следовательно, в этом случае в отношении прораба состава преступления не было. В отношении его следствие было прекращено.

Судебная практика: примеры и позиция ВС РФ

Практика рассмотрения дел по служебным подлогам показывает, что судьи принимают обвинительные приговоры только при получении доказательств, что в действиях обвиняемого действительно имеет место умысел, связанный с корыстной заинтересованностью.

ПРИМЕР 1

Гражданин И. работал старшим прорабом на строительном объекте. Его коллега бухгалтер Б. попросила внести отметку в командировочном, что подтверждает факт ее отсутствия в течение определенного времени. Аналогичные отметки она попросила сделать в удостоверениях других командировочных. Прораб выполнил ее просьбу, благодаря чему бухгалтер отчиталась перед проверяющими за возникшую недостачу.

Районный суд вынес гражданину И. обвинительный приговор, однако вышестоящий отменил решение. Суд посчитал, что прораб не знал о том, что на самом деле бухгалтер Б. не уезжала в командировку. В его действиях отсутствовал умысел и корыстный мотив. Поэтому состав преступления также отсутствует.

Еще один важный момент – это предмет преступления, т.е. подложные документы. Они должны иметь действительно важное юридическое значение, т.е. порождать значительные последствия для граждан, общества, государства.

ПРИМЕР 2

Гражданка Д. работала следователем. В ее ведение поступает дело о незаконной реализации наркотиков. Убедительных доказательств найти не удалось, в связи с чем сроки расследования существенно увеличились. Желая приукрасить картину, следователь Д. пометила дела как оконченное и внесла некорректные данные в статистические документы, заверила их печатью и подписью и направила в адрес руководства.

Районный суд вынес обвинительный приговор, но кассационная инстанция в результате отменила его. Суд исходил из того, что статистические документы содержат данные, которые не влекут опасных последствий. Они используются только внутри ведомства, где работала гражданка Д, поэтому не являются официальными.

Определенное уточнение вносит и Верховный Суд, который указывает, что в составе преступления могут фигурировать только официальные документы, которые приводят к важным последствиям «в виде предоставления или лишения прав», изменения их объема и т.п.

В СУДЕ ВЫНЕСЕН ПРИГОВОР ЗА СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ

В теории уголовного права он является дискуссионным. Бесспорно отнесение к официальным документов, которые исходят от государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Споры возникают в отношении документов, имеющих иное происхождение, но вместе с тем попадающих в документооборот государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Правильным видится подход, в соответствии с которым официальным признается документ, за которым государство в лице государственных органов или органов местного самоуправления в установленном законом или иным нормативным актом порядке признает юридическое значение.

Если такой документ попадает в документооборот государственных и муниципальных органов и учреждений, то он может быть при наличии иных признаков предметом служебного подлога. Ведь общественная опасность служебного подлога связана прежде всего с тем, что возможно использование «юридической силы поддельного документа. Такая возможность возникает и в том случае, когда подделываются документы, исходящие от граждан, коммерческих организаций, при их попадании в официальный документооборот.

При обсуждении проекта Постановления предлагалось в определении официального документа указать, что он подпадает под действие системы регистрации, строгой отчетности и контроля за обращением(1). Это предложение представляется оправданным.

Второй признак официального документа, выделяемый Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, — наличие удостоверяющей силы. Не имеют удостоверяющей силы документы информационного характера, в которых могут излагаться факты, но этим документом они не удостоверяются. Информационные документы могут иметь статус официальных, но не признаются предметом служебного подлога.

Президиум Свердловского областного суда отметил, что по смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются лишь официальные документы, т. е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них.

Статистические карточки являются формой первичного учета выявленных преступлений и лиц, их совершивших, и служат целям контроля за своевременностью поступления первичной учетной документации, подбора отдельных сведений о преступности, результатах расследования по делу и иных справочных сведений.

Статистические карточки форм 1.1-99, 2-2000 носят информационный характер и как документы первичного учета преступлений применяются только для решения ведомственных задач. Указанные статистические карточки как не устанавливающие каких-либо юридических фактов и не влекущие правовых последствий нельзя признать официальными документами.

По изложенным мотивам выводы суда о признании этих карточек официальными документами и о наличии в действиях С. состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, являются ошибочными(2).

Наконец, третий признак — документ удостоверяет факты, которые влекут юридические последствия в виде предоставления прав или их лишения, возложения обязанностей или освобождения от них, изменения объема прав и обязанностей.

Санкция ст. 292 УК РФ

За любое преступление предусматриваются наказания и санкции. Эти меры ответственности зависят от степени тяжести содеянного. Например, такие деяния, как дипломный подлог, или подделка результатов медицинского обследования или диспансеризации влекут за собой тяжёлые последствия.

После многочисленных изменений в сфере УК, нормативных документов, докладов и диссертаций, в законодательстве сформировалась устойчивая система наказаний за различные преступления. Какая ответственность ждёт преступников по статье 292?

Часть первая вышеупомянутой статьи предлагает следующее:

  1. Штраф до 80 тысяч рублей или же 6-месячная зарплата виновного, причём наложить штраф могут как на официальную зарплату, так и на неофициальные доходы, которые смогут доказать.
  2. В свободное от работы время могут быть установлены дополнительные обязательные работы длительностью до 480 часов.
  3. Исправительные работы сроком до двух лет (могут проводиться по месту работы или в любой другой организации).
  4. Изредка могут назначаться принудительные работы сроком до двух лет.
  5. Арест до 6 месяцев (не распространяется на несовершеннолетних, беременных и женщин, имеющих детей до 14 лет).
  6. Если подлог принёс серьёзные финансовые потери и был совершён вместе с другим преступлением, например, растратой средств, то может быть назначено лишение свободы сроком до двух лет.
Читайте также:  Размер пенсии ветеранам боевых действий в Чечне в 2023 году: последние новости

Первая часть больше направлена на не тяжкие деяния.

Часть вторая включает в себя более жёсткие меры:

  • штраф в размере от 100 – 500 тысяч, или в размере зарплаты осуждённого за 1-3 года;
  • тюремное заключение сроком до 4 лет лишения свободы, или принудительные работы сроком до 4 лет. К этому наказанию также может быть присуждён трёхлетний запрет на осуществление определённых видов деятельности.

Запрет на осуществление деятельности может и не применяться, этот вопрос решается на усмотрение суда.

Что еще нужно знать о служебном подлоге?

Несколько лет назад Верховный суд РФ расширил понимание служебного подлога. Раньше наказание назначалось, как правило, за действия с документами, созданными на бумаге. Но поскольку сейчас в большинстве сфер развивается электронный документооборот, СП может касаться и электронных версий официальных документов.

Кроме того, нужно учитывать, что к ответственности виновный привлекается даже тогда, когда совершенный им служебный подлог не повлек за собой никаких последствий. Т.е. если вы, например, исправили дату в документе, но не успели этим воспользоваться (получить для себя выгоду), наказание все равно будет назначено, если этот факт будет выявлен.

Таким образом, служебный подлог является преступлением, за которое виновный привлекается к уголовной ответственности. Если по какой-либо причине вам хотят назначить наказание по ст. 292 УК РФ, обратитесь за помощью к юристу. Специалист займется подготовкой необходимых документов и обеспечит представление ваших интересов.

Источник:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Квалификация служебного подлога

Рассмотрим состав преступления:

  • Предмет

Им является официальный документ (например, нормативный акт, диплом, лист временной нетрудоспособности и т.д.). Он должен иметь все реквизиты, номер, дату составления, печать и подпись уполномоченного лица.

  • Объект

Объектом выступает деятельность госорганов, заключающаяся в выпуске юридически значимых бумаг.

  • Объективная сторона

Это, непосредственно, противоправные действия злоумышленника.

  • Субъект

Это госслужащий, должностное лицо или служащий местных органов самоуправления.

  • Субъективная сторона

Прямой умысел виновника. Обязательный признак — корыстный мотив или иная личная заинтересованность (например, желание приукрасить положение вещей).

Уголовная ответственность за служебный подлог

Как и любое другое противоправное действие, подлог документов предусматривает ряд санкций виновнику. Все они прописаны в статье 292 УК РФ.

Так часть 1 этого документа предусматривает следующую уголовную ответственность за служебный подлог:

  • Денежный штраф в виде 80 000 рублей. Он может быть заменен на выплату общего дохода за последние полгода. Это может быть как официальный, так и неофициальный доход. Но факт наличия последнего и его сумму еще потребуется доказать.
  • Виновный может быть приговорен к работам на общий срок 48 часов. Исправительные работы проводятся в свободное от основной работы время.
  • Исправительные работы могут иметь и более длительный характер – до 2-х лет. В этом случае виновный может отрабатывать наказание и по месту основной работы.
  • Исправительные работы могут быть заменены на принудительные. Срок таких работ также составляет 2 года.
  • При необходимости виновного могут взять под арест на срок не более 6 месяцев. Эти санкции нельзя применять к беременным женщинам, мамам, имеющим несовершеннолетних детей, к несовершеннолетним.
  • В случае, если подлог был совершен в купе с другими преступлениями, что бывает нередко, к виновному могут применить и более жесткие санкции – лишить свободы на срок до 2 лет.

Вторая часть статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за подлог, ставший причиной нарушения прав гражданина или государства:

  • Здесь также имеют место быть штрафные санкции, но их размер гораздо больше – от 100 000 рублей до 500 000 рублей. эта сумма может быть заменена на общую сумму заработка виновного за последние 1-3 года. Сюда может быть включен и неофициальный доход, но его потребуется доказать.
  • Срок принудительных работ в этом случае гораздо дольше – до 4-х лет. При этом виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на протяжении 3-х лет.
  • Реальное лишение свободы на срок до 4-х лет, также суд в праве запретить виновному занимать определенные должности или вести тот или иной вид деятельности.

Что такое служебный подлог?

Если вы занимаете высокую должность или ваша работа связана с какими-либо ресурсами (например, деньгами), велика вероятность того, что у вас возникнет соблазн использовать свое положение в личных целях.

Как правило, для получения выгоды приходится составлять содержащие недостоверные сведения документы или вносить изменения в уже существующие. Конечно, вы можете убеждать себя, что в ваших действиях нет ничего криминального, однако закон так не считает.

У подобных «инициатив» есть вполне конкретное название — служебный подлог (СП).

Если вас обвиняют в служебном подлоге, рекомендуем заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалист защитит ваши права и сделает все возможное для смягчения наказания.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 4 компаний

Начать подбор в несколько кликов >


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *