Актуальные вопросы по утилизации автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуальные вопросы по утилизации автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.
Снятие автомобиля с государственного учета
Юридические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).
Снятие с государственного учета транспортного средства по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, осуществляется после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Регистрационное подразделение снимает с государственного учета транспортное средство при предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).
Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании транспортного средства в специально отведенном поле.
Шаг 4. Списание автомобиля в бухгалтерском учете
В силу п. 51 Инструкции N 157н операции по списанию объектов основных средств отражаются по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта ОС по иным основаниям, установленным законодательством РФ.
Бюджетное учреждение в бухгалтерском учете операцию по списанию автомобиля отразит в соответствии с п. 12 Инструкции N 174н : дебет счетов 0 104 35 410, 0 401 10 172 и кредит счетов 0 101 25 410, 0 101 35 410.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Если списание автомобиля происходит в результате уничтожения, разрушения, прихождения в негодность вследствие стихийных бедствий, то оформляется запись по дебету счетов 0 104 35 410, 0 401 10 172 и кредиту счетов 0 101 25 410, 0 101 35 410.
Запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля, пригодные для дальнейшего использования и остающиеся в распоряжении учреждения, принимаются к учету по оценочной стоимости, что отражается записью (п. 34 Инструкции N 174н): дебет счета 0 105 36 340 и кредит счета 0 401 10 172.
Утилизация автомобиля без знаков, документов и авто
На переработку можно отправить машину, даже не имея документы и номера. Но это возможно только собственникам ТС, утратившим их по определенным причинам. Потребуется наличие паспорта гражданина РФ, с которым обращаются в ГАИ.Записываться можно через портал «Госуслуги», что экономит время и нервы на посещение государственного органа. Остальные документы предоставляются только при их наличии у владельца.
Как в этом случае осуществляется утилизация?
- Владелец обращается в ГИБДД с заявлением о снятии с учета авто, в связи с прекращением его эксплуатации и дальнейшей утилизацией.
- Дожидается проверки имеющихся данных и принятого решения органом.
- Если имеется задолженность или штрафы, их необходимо оплатить до записи в госорган.
- Получить справку о снятии с учета.
Если самостоятельно совершить действие нет возможности, всегда можно получить юридическую услугу и оформить нужные документы через посредников. Следует понимать, что последующая продажа списанного авто незаконна, так как если ею будет пользоваться новый покупатель, то при ближайшей проверке ТС конфискуют и заставят платить штраф.
Оформление по бухгалтерии
Основанием для бухгалтерских проводок по выбытию единицы транспорта с баланса организации является акт о списании, утвержденный уполномоченным госорганом.
Пример отражения бухгалтерских операций: предприятие списывает непригодный автомобиль первоначальной стоимостью 300 тыс. руб., остаточной – 20 тыс. руб., амортизационные начисления за период эксплуатации – 280 тыс. руб..
Операция | Счет Дт | Счет Кт | Сумма (руб.) |
Списание амортизации | 110434410 | 110134410 | 280 000,00 |
Списание балансовой стоимости | 140110172 | 110134410 | 20 000,00 |
Остаточная стоимость ликвидируемого авто списывается на доходы от реализации основных средств.
Как правильно списать машину в бюджетной организации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Бюджетное учреждение планирует списать автомобили в связи с нецелесообразностью их дальнейшего использования. После списания автомобили будут утилизированы.
Каков алгоритм и бухгалтерские записи по списанию указанного имущества?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о списании транспортных средств принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения и оформляется Актом о списании транспортного средства (ф. 0504105). Если указанные транспортные средства учитываются в составе особо ценного движимого имущества, то их списание осуществляется после получения согласия уполномоченного органа.
Учреждению целесообразно заключить договор со специализированной организацией об оказании услуг по утилизации транспортных средств. В результате ликвидации (разборки, утилизации) транспортных средств в распоряжении учреждения остается металлолом, который учреждение после его оприходования может реализовать за плату.
Обоснование вывода:
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н). Положение об этой комиссии, а также ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения.
Решение о списании объекта основных средств принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения с учетом особенностей, установленных на уровне каждого публично-правового образования, регламентирующих порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности. При этом положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.
Любое решение комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения должно быть обоснованным.
Так, если рассматриваемые в вопросе транспортные средства морально устарели, но при этом они пригодны для дальнейшей эксплуатации, то комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов может быть рассмотрен вопрос о передаче данных объектов основных средств другим учреждениям или о реализации таких объектов в порядке, предусмотренным учредителем.
При этом утилизация годного к дальнейшей эксплуатации транспортного средства может вызвать споры с контролирующими органами.
Следует отметить, что бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Таким образом, если указанные транспортные средства учитываются в составе особо ценного движимого имущества, то их списание осуществляется после получения согласия уполномоченного органа.
В то же время если комиссией учреждения будет принято решение о списании рассматриваемых в вопросе транспортных средств с их дальнейшей утилизацией, то отметим следующее.
Выбытие транспортного средства с баланса учреждения при принятии решения уполномоченным органом о его выбытии, в том числе по причине морального износа, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (в сумме начисленной амортизации), счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (в сумме остаточной стоимости) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (п. 12 Инструкции N 174н).
В отношении транспортных средств при принятии решения об их списании предусмотрено оформление Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105). Одновременно выведенное из эксплуатации транспортное средство до утверждения Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105) и окончания утилизации учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении»*(1).
Дальнейшее отражение в учете учреждения выбытия объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» осуществляется после реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании транспортного средства (ф. 0504105) (п. 52 Инструкции N 157н).
К таким мероприятиям, в частности, относятся разборка, утилизация. То есть только после утверждения Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105) должностные лица учреждения могут приступить к реализации мероприятий, предусмотренных данным документом.
Такие мероприятия могут осуществляться:
- силами учреждения;
- с привлечением третьих лиц на основании заключенных договоров.
Следует отметить, что обязательную утилизацию объектов основных средств необходимо производить при условии, что такое имущество содержит в себе драгоценные металлы (камни) и опасные отходы. В транспортном средстве, как правило, присутствуют драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат обязательному учету.
Кроме того, при утилизации транспортного средства образовываются опасные отходы, обращение с которыми регулируется Законом N 89-ФЗ. Таким образом, учреждению целесообразно заключить договор со спец��ализированной организацией об оказании услуг по утилизации транспортного средства. В свою очередь, оплата услуг и работ по утилизации, захоронению отходов отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
В результате ликвидации (разборки, утилизации) транспортного средства в распоряжении учреждения остается металлолом, который учреждение после его оприходования может реализовать за плату.
Принятие к учету металлолома, полученного в результате ликвидации (разборки, утилизации) транспортного средства, осуществляется в составе прочих материальных запасов и отражается по дебету счета 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 34 Инструкции N 174).
В учетной политике следует закрепить первичный учетный документ, которым будет оформлено принятие к балансовому учету металлолома. Например, п. 34 Инструкции N 174 предусмотрено применение Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) для принятия к учету материальных запасов, остающихся в распоряжении учреждения от ликвидации основных средств. Также в учреждении может применяться Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Фактическая стоимость материальных запасов (металлолома) определяется исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемой справедливой стоимостью.
Такая стоимость определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества на аналогичный или схожий вид имущества (пп. 25, 106 Инструкции N 157н, пп. 22, 23 Стандарта «Запасы»).
Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем.
Источниками данных о ценах могут служить, например:
- сведения о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в профильной комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Вместе с тем реализация металлолома отражается по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом счета 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы (п. 37 Инструкции N 174).
В свою очередь, принятие к учету дебиторской задолженности по доходам от сдачи металлолома отражается по дебету счета 0 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 93 Инструкции N 174)*(2).
При этом доходы от реализации металлолома отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» в увязке с подстатьей 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (п. 12.2.4 Порядка N 85н, п. 12.4.6 Порядка N 209н, смотрите также письмо Минфина России от 17.06.2019 N 02-08-10/43765).
Таким образом, в учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие записи:
- Дебет 0 104 25 411 (0 104 35 411) Кредит 0 101 25 410 (0 101 35 410) — отражено списание транспортного средства с балансового учета в сумме начисленной амортизации;
- Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 25 410 (0 101 35 410) — отражено списание транспортного средства с балансового учета в сумме остаточной стоимости (при ее наличии);
- Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» — отражено списанное с балансового учета транспортное средство на забалансовом счете 02;
- Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 73Х — отражена кредиторская задолженность перед исполнителем согласно договору об утилизации транспортного средства на основании Акта оказанных услуг;
- Дебет 0 302 26 83Х Кредит 0 201 11 610, с одновременным увеличением забалансового счета 18 (КВР 244, КОСГУ 226) — произведена оплата за оказанные услуги по утилизации транспортного средства;
- Дебет 2 105 Х6 346 Кредит 2 401 10 172 — оприходован металлолом по текущей оценочной стоимости;
- Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» — отражено выбытие списанного транспортного средства с забалансового счета 02;
- Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 Х6 446 — передан металлолом на реализацию;
- Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172 — начислен доход от реализации металлолома;
- Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 74 66Х, с одновременным увеличением забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446) — отражено поступление денежных средств за принятый металлолом.
Списание и утилизация автомобиля в госучреждении
Каждое транспортное средство проходит тот период, когда его списание с баланса учреждения неизбежно. Ведь пока автомобиль не снят с учета, он считается объектом транспортного средства.
Кроме того, подержанный автомобиль с большим сроком службы влечет за собой существенные финансовые потери для бюджета своего владельца. Если такой автомобиль не представляет особой ценности, то лучшим решением будет его списание и утилизация.
Списание автомобиля с последующей утилизацией может быть произведено по разным причинам:
- физический износ транспортного средства;
- повреждение (порча) в результате аварии (ДТП);
- стихийное бедствие (пожар, наводнение);
- прочие обстоятельства, при наступлении которых транспортное средство становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, а восстанавливать (ремонтировать) его нецелесообразно.
Порядок списания автомобиля можно разделить на следующие этапы:
- принятие комиссией учреждения решения о списании и оформление соответствующих документов;
- согласование принятого решения с вышестоящим государственным органом;
- отражение списания автомобиля в бюджетном учете;
- демонтаж и утилизация автомобиля;
- оприходование запчастей и металлолома, оставшихся в распоряжении учреждения после демонтажа автомобиля, и учет средств, полученных от реализации металлолома;
- снятие автомобиля с учета;
- передача данных о списанном автомобиле в Росимущество.
Снятие автомобиля с государственного учета
Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).
Снятие транспортного средства с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).
В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.
Инструкция по заполнению акта о списании
- В начале документа нужно внести данные о компании – владельце автотранспортного средства: ее наименование с указанием организационно-правового статуса.
- Затем вписывается номер документа по внутреннему документообороту, а также дата его составления.
- В табличке справа указывается должность, фамилия, имя, отчество руководителя, который, после оформления акта его утвердит.
- Далее идет информация, касающаяся непосредственно транспортного средства: его модель и номера (заводской, инвентарный, регистрационный).
- Здесь же указывается причина списания и лица, несущие материальную ответственность, если таковые имеются.
Списание и утилизация автомобиля
Юридические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).
Снятие с государственного учета транспортного средства по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, осуществляется после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Регистрационное подразделение снимает с государственного учета транспортное средство при предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).
Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании транспортного средства в специально отведенном поле.
После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании транспортного средства, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, которые следует представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются организацией в месячный срок в Росимущество, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).
* * *
При принятии решения о списании и утилизации пришедших в негодность транспортных средств федеральным казенным учреждениям необходимо руководствоваться Положением № 834, а также разработанными в соответствии с ним ведомственными порядками.
Оформленный комиссией учреждения акт о списании автомобиля может быть утвержден только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До утверждения акта реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), не допускается.
Выбывший из эксплуатации автомобиль (списанный с баланса) подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.
Запчасти, металлолом, оставшиеся в распоряжении учреждения в результате разборки списанного автомобиля, принимаются к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000). Доходы от реализации металлолома зачисляются в доход бюджета.
После утилизации автомобиль снимается с государственного учета, а сведения по нему передаются в Росимущество.
Утилизация автомобиля: читаем стандарт
Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это имущество, которое предназначено для использования фирмой более одного года в качестве средств труда (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт), для управленческих нужд или для сдачи в аренду (лизинг) и способно приносить экономические выгоды (доход).
Аналогичные признаки ОС для целей бухучета приведены в пункте 4 ФСБУ 6/2020 с дополнением того, что объектом основных средств считается актив, который имеет материально-вещественную форму.
Пока объект отвечает этим признакам, он должен учитываться в составе ОС.
А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.
После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.
Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.
Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:
- фирма не ожидает поступления от выбытия объекта в конце срока полезного использования;
- ожидаемая сумма не является существенной;
- ожидаемая сумма не может быть определена.
Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).
Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.
Поясним на примере.
На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:
- первоначальная стоимость – 100 000 рублей;
- срок полезного использования – 5 лет;
- истекший срок полезного использования – 5 лет;
- способ амортизации – линейный;
- начисленная амортизация: 100 000 руб.
На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:
- ликвидационную стоимость — 20 000 рублей;
- способ амортизации – линейный;
- срок полезного использования — 6 лет;
- оставшийся срок полезного использования — 1 год (6 — 5).
Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли:
Дебет 02 Кредит 84
— 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС.
Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.
Итак, обобщим все сказанное.
Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.
- Скорректируйте состав объектов ОС — спишите балансовую стоимость объектов, являющихся несущественными активами. Стоимостной лимит признания имущества в качестве ОС установите в учетной политике.
- Скорректируйте балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту установите ликвидационную стоимость.
- Проверьте применяемый срок полезного использования и способ начисления амортизации и измените их, если это необходимо.
- Рассчитайте по правилам ФСБУ 6/2020 сумму накопленной амортизации за истекший срок полезного использования исходя из:
— первоначальной стоимости (с учетом переоценок, если они проводились), сформированной до начала применения стандарта;
— установленной на дату перехода ликвидационной стоимости;
— способа амортизации, установленного ранее;
— срока полезного использования ОС, скорректированного на дату перехода;
— истекшего срока полезного использования на дату перехода.
5. Рассчитайте новую балансовую стоимость ОС путем вычитания из первоначальной стоимости с учетом переоценок суммы амортизации, накопленной за истекший срок полезного использования, рассчитанной по правилам ФСБУ 6/2020.
6. Прежнюю балансовую стоимость скорректируйте на полученную разницу путем корректировки суммы накопленной амортизации через счет 84 (п. 50 ФСБУ 6/2020).
Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2022 году
Общий Порядок представления федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России N 96, Минфина России N 30н от 10.03.2011 (далее — Порядок N 96/30н). Дополнительно к данному документу утверждены ведомственные порядки согласования списания основных средств, например, Приказами Минздрава России от 17.12.2012 N 1059н, от 23.04.2013 N 242н, Минкультуры России от 03.10.2011 N 956, от 03.10.2011 N 957, Минобрнауки России от 20.05.2011 N 1676. В данных Приказах приводятся перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, и порядок согласования актов о его списании.
Так, в соответствии с Приказом Минздрава России N 1059н при списании федерального имущества, относящегося к движимому имуществу, первоначальная стоимость которого превышает 200 тыс. руб., помимо документов, указанных в п. 1, 2 Порядка N 96/30н, учреждения представляют:
- копию инвентарной карточки;
- копию отчета о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию.
При списании транспортного средства учреждения представляют:
- копию паспорта транспортного средства;
- копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
Все подготовленные документы на списание основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета. После их предоставления собственник принимает решение и подписывает акт.
Пришедший в негодность автомобиль необходимо снять с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле.
В силу п. 51 Инструкции N 157н операции по списанию объектов основных средств отражаются по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта ОС по иным основаниям, установленным законодательством РФ.
Бюджетное учреждение в бухгалтерском учете операцию по списанию автомобиля отразит в соответствии с п. 12 Инструкции N 174н : дебет счетов 0 104 35 410, 0 401 10 172 и кредит счетов 0 101 25 410, 0 101 35 410.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Если списание автомобиля происходит в результате уничтожения, разрушения, прихождения в негодность вследствие стихийных бедствий, то оформляется запись по дебету счетов 0 104 35 410, 0 401 10 172 и кредиту счетов 0 101 25 410, 0 101 35 410.
Запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля, пригодные для дальнейшего использования и остающиеся в распоряжении учреждения, принимаются к учету по оценочной стоимости, что отражается записью (п. 34 Инструкции N 174н): дебет счета 0 105 36 340 и кредит счета 0 401 10 172.
Согласно положениям Инструкций N 157н, 174н отходы в виде металлического лома не являются основными средствами и классифицируются как материальные запасы. Следовательно, доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Металлолом, полученный в результате списания автомобиля, принимается к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции N 157н). Данная операция отражается следующими записями (п. 34 Инструкции N 174н): дебет счета 2 105 36 340 и кредит счета 2 401 10 189 либо дебет счета 2 105 36 340 и кредит счета 2 401 10 172.
Сформулируем основные выводы.
- Списание автомобиля, приобретенного за счет средств учредителя, осуществляется на основании его решения. Приобретенный за счет средств, полученных от платной деятельности, автомобиль списывается на основании самостоятельного решения учреждения.
- Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.
- Отходы в виде металлического лома не являются основными средствами и классифицируются как материальные запасы. Следовательно, доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
- Реализация лома и отходов черных и цветных металлов подлежит обложению НДС с 01.01.2018. Налог платит налоговый агент.
- Металлолом, полученный от списания автомобиля и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для бюджетного учреждения внереализационным доходом.
- Выручка от реализации металлолома признается доходом от реализации, который может быть уменьшен на стоимость данного металлолома, оцененного согласно ст. 105.3 НК РФ.
Приобретение автомобиля для учреждения
Бюджетное учреждение может приобретать основные средства, в том числе автомобиль, за счет двух источников:
- Бюджета.
- Приносящей доход деятельности.
В первом случае средства на приобретение машины, используемой для осуществления основной деятельности, выделяет учредитель в виде субсидии из бюджета соответствующего уровня. Во втором – покупка производится за счет собственных доходов учреждения в соответствии со сметой.
Любые закупки бюджетным учреждением производятся на основании закона 44-ФЗ. В ч.2 ст.59 сказано, что для приобретения товаров, работ и услуг, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством РФ (распоряжение 471-р от 21.03.2016 года) следует проводить электронный аукцион. Автотранспортные средства включены в действующий перечень. Если стоимость автомобиля менее 500 тыс. руб., возможно определение продавца путем запроса котировок на основании ч.2 ст.72 44-ФЗ.
Результатом проведения аукциона должен стать государственный контракт на поставку ТС. Контрагент обязан выполнить поставку в оговоренные сроки и предоставить следующие документы:
- Товарную накладную;
- Счет-фактуру;
- Акт о приемке-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101, приказ Минфина 52н);
- Техническую документацию производителя.
Если комиссия, созданная приказом руководителя учреждения, приняла автомобиль и подписала акт, в бухгалтерском учете должны быть выполнены соответствующие проводки.
Общие правила списания
Имущество автономных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться (в том числе списывать) особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Общие правила списания имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).
В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:
- имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
- имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Для справки: с учетом немалой стоимости автомобилей и их значимости для ведения деятельности учреждений такие объекты обычно отнесены к особо ценному имуществу.
Решение о списании особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, принимается таким учреждением по согласованию с учредителем. В отношении остального имущества (в том числе особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности) решение о списании принимается автономным учреждением самостоятельно (пп. «и», «к» п. 4 Положения № 834, п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
Отражение выбытия автомобиля в бухгалтерском учете
Основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию транспортного средства служит акт о списании (ф. 0504105).
После принятия оформленного акта, утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) отражает в нем бухгалтерские записи, которыми отражены операции по списанию объектов в разд. «Отметка бухгалтерии о списании».
В соответствии с п. 12 Инструкции № 183н выбытие транспортных средств отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет | Кредит | |
Согласно принятому комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решению о списании объектов основных средств, оформленному актом о списании, операции отражаются: | ||
– при выбытии объекта помимо воли автономного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, фактах уничтожения основных средств при террористических актах) | 0 104 25 000 0 104 35 000 0 401 10 172 | 0 101 25 000 0 101 35 000 |
– при уничтожении, разрушении, приведении в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы) | 0 104 25 000 0 104 35 000 0 401 20 273 | 0 101 25 000 0 101 35 000 |
– при принятии решения о списании по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта, в том числе по причине физического износа* | 0 101 25 000 0 104 35 000 0 401 10 172 | 0 101 25 000 0 101 35 000 |
Передача объекта основных средств в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) | 0 304 04 310 | 0 101 25 000 0 101 35 000 |
Передача в соответствии с законодательством РФ транспортного средства безвозмездно отражается: | ||
– при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) | 0 401 20 241 | 0 101 25 000 0 101 35 000 |
– при передаче в соответствии с законодательством РФ иным правообладателям, за исключением органов государственной (муниципальной) власти | 2 401 20 241 2 401 20 242 2 401 20 252 2 401 20 253 2 104 25 000 2 104 35 000 | 0 101 25 000 0 101 35 000 |
Продажа транспортных средств | 0 104 25 000 0 104 35 000 0 401 10 172 | 0 101 25 000 0 101 35 000 |
* Одновременно выбывшие из эксплуатации транспортные средства, поступившие на хранение до момента их демонтажа и (или) утилизации, отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
Пример 1.
Служебный автомобиль попал в ДТП. Авария произошла по вине третьих лиц. Согласно экспертизе страховой организации автомобиль не пригоден к дальнейшей эксплуатации. На основании справок, подтверждающих факт аварии и повреждения, причиненные транспортному средству, комиссией принято решение о его списании и дальнейшей передаче на утилизацию. Автомобиль стоимостью 300 000 руб. числился на счете 4 101 25 000. Сумма амортизационных отчислений по нему на момент аварии составила 200 000 руб.
Материалы, образовавшиеся в результате демонтажа (разбора на запчасти) ненужных основных средств, могут пригодиться сторонним компаниям. Значит, они могут выступать в качестве товара для перепродажи. В этом случае, цена определяется соглашением сторон сделки. Материалы продаются по рыночным ценам с учетом их физического состояния. В бухгалтерских проводках указывается договорная стоимость материалов с НДС. В дебет продаж списывается фактическая ценность запасов и суммы начисленного НДС. Поступившая от покупателей оплата отражается по дебету учета денежных средств в корреспонденции с кредитом расчетов.
Например, организация демонтировала объект основных средств. Рыночная стоимость материалов, полученных в результате демонтажа, на момент их оприходования составила 100 000 руб. Материалы были реализованы, договорная их стоимость составила 105 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. Бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 91.1 – 123 900 руб. – отражена задолженность покупателя за проданные материалы;Дебет 91.2 Кредит 68 – 18 900 руб. – начислен НДС от продажной стоимости материалов;Дебет 91.2 Кредит 68 – 100 000 руб. – списана себестоимость проданных материалов;Дебет 50, 51, 52 Кредит 62 – 123 900 руб. – поступила оплата от покупателей.
Продавая материалы, полученные от ликвидации основных средств, организация имеет право уменьшить прибыль на расходы, определенных как сумма внереализационных доходов при их принятии к учету. Такой порядок оговорен в подпункте 2 пункта 1 статьи 268 НК.
Срок Утилизации В Бюджетной Организации После Списания В 2020
Обоснование вывода: С 1 января 2020 года единые требования к бухгалтерскому учету основных средств, а также требования к информации о них и результатах операций с ними, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н. В соответствии с п. 7 стандарта «Основные средства, и п. 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237 (далее — Методические рекомендации), материальные ценности относятся к основным средствам, если они прежде всего являются активами. Актив — это имущество, принадлежащее учреждению или находящееся в его пользовании, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п. 36 федерального стандарта «Концептуальные основы. «). Полезный потенциал — это возможность использовать имущество в деятельности учреждения, обменять на другие активы, погасить долг (п. 37 федерального стандарта «Концептуальные основы. «). Принадлежащее учреждению имущество, не являющееся активом, надо учитывать только на забалансовых счетах. Это прямо следует из п. 3 Методических рекомендаций. То есть вышедшие из строя объекты основных средств, ремонт которых невозможен или нецелесообразен и которые не могут использоваться в деятельности учреждения, следует списать с баланса и учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (п. 335 Инструкции N 157н). В целях согласования списания государственного имущества государственное учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов. Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. Так, например, на федеральном уровне не существует единого перечня — каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (пп. » г» п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834). В ситуации, когда объект основных средств признан непригодным для ремонта и дальнейшего использования, но при этом оформление его списания и утверждение Акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104) может занять достаточно значительный промежуток времени, в качестве первичного учетного документа для списания этого объекта с баланса профильная комиссия учреждения может оформлять, например, Акт о выводе имущества из эксплуатации. Этот документ не является унифицированной формой, обязательное применение которой предусмотрено приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Поэтому указанный акт следует разработать самостоятельно и предусмотреть его применение в учетной политике. Если же решение о списании объектов, переставших отвечать понятию «актив», принимается по итогам инвентаризации, то Акт о выводе имущества из эксплуатации можно не оформлять, а списание на забалансовый счет 02 осуществлять на основании Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) с заполненными графами 8 «Статус объекта учета» и 9 «Целевая функция актива». Основные формулировки для их заполнения можно взять из Приказа N 52н, а дополнительные — установить в учетной политике. По основным средствам можно указывать статусы «в эксплуатации», «требуется ремонт», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию». В свою очередь, в качестве функции по основным средствам предусмотрено указание значений «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация». О применении федеральных стандартов и переходе на их положения Вы можете узнать из наших материалов в специальной Памятке «Федеральные стандарты бухучета для организаций госсектора».
Рекомендуем прочесть: Есть Ли У Ржд Льготы На Проезд Студентам Колледжей
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Списание вышедших из строя основных средств с балансового учета не зависит от того, начислена по ним амортизация полностью или нет. Объекты надо списать с балансового учета, если они перестали отвечать понятию «актив». Выведенное из эксплуатации имущество до утверждения Акта о списании и окончания демонтажа (утилизации) учитывается за балансом на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
Актуальные вопросы по утилизации автомобиля
В консультации С. Валовой «Списание и утилизация автомобиля в бюджетном учреждении» вашему вниманию был представлен пошаговый порядок действий учреждения при списании автомобиля с последующей его утилизацией. Однако вопросы по уже рассмотренной теме продолжают поступать, поэтому мы вернулись к ней. Чтобы не повторяться, мы не стали приводить информацию, проанализированную в вышеназванном материале. В случае необходимости вы сами можете это сделать. Здесь же отметим, что появление большого количества вопросов по рассматриваемой теме – неуникальная ситуация: в последнее время с просьбой прокомментировать подобные случаи обращаются учреждения из разных регионов. В связи с этим мы посчитали, что вам будет интересно ознакомиться с данным материалом.
Вопрос:
У бюджетного учреждения (Республика Крым) в безвозмездном пользовании находится автомобиль, который непригоден к дальнейшему использованию. Вправе ли учреждение с согласия собственника имущества – Министерства имущества и земельных отношений – списать автомобиль и его утилизировать? Как в этом случае средства, полученные от сдачи металлолома после утилизации, перечислить в доход областного бюджета (бюджета Республики Крым)?
Статьей 686 ГК РФ установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, из норм действующего законодательства следует, что имущество, полученное в безвозмездное пользование, подлежит возврату. Списать названное имущество – даже при наличии на то согласия собственника – в силу норм вышеназванной статьи нельзя.
Однако в вопросе не указан период передачи имущества. Если имущество было передано учреждению до 2014 года (до момента, когда Крым был включен в состав России) и передача имущества производилась в соответствии с нормами законодательства Украины, то, полагаем, имеется особый порядок согласования списания обозначенного имущества. С целью установления правового характера совершаемой сделки следует обратиться к положению договора безвозмездного пользования имущества (в нем должно быть указано, обязано ли учреждение вернуть такое имущество или может не возвращать), а также к нормативным актам, устанавливающим переходные положения по применению российского законодательства.
Что касается общих правил списания имущества, в отношении имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, такие правила определены в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834. Аналогичные нормативные акты приняты в субъектах РФ в отношении государственного и муниципального имущества. Поскольку в вопросе речь идет об имуществе Крыма, обратимся к нормативному акту республики, регламентирующему порядок списания поименованного имущества. Таким нормативным актом является Закон Республики Крым от 26.12.2014 № 51‑ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым» (далее – Закон № 51‑ЗРК/2014).