Как должен развиваться ребенок первого года жизни?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как должен развиваться ребенок первого года жизни?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Научно доказано, что биологические внутренние часы функционируют даже у новорожденных детей, и уже с самого рождения детей можно разделить на «жаворонков» и «сов». Если настаивать на одинаковом режиме у всех детей, это может привести к крикам и негативному поведению ребенка при укладывании или пробуждении. Если ребенка заставлять соблюдать режим, который ему не подходит, могут появиться нарушения со стороны нервной системы, пищеварительной системы и т.д.

На втором месяце жизни ребенок уже становится более подвижным. Он постепенно начинает осваивать движения руками и ногами, пытаться управлять ими осознанно. Между 1 и 2 месяцами жизни карапуз может:

  • улыбаться. Между 1 и 2 месяцами жизни происходит важное событие: малыш пробует улыбаться осознанно;
  • поднимать голову из положения лежа на животе. В начале месяца 1-2 сантиметра на несколько секунд. Но, если предлагать крохе лежать на животике как можно чаще, то очень быстро можно заметить, как с каждым днем высота поднятия головы становится больше, длительность удержания возрастает. К двум месяцам кроха может поднимать голову на высоте до 5-7 см и удерживать ее несколько минут;
  • узнавать маму и фокусировать взгляд на игрушке, которая издает звук. Взгляд месячного малыша меняется, становится осмысленным. Некоторые мамочки подмечают, что месячный ребенок настолько внимательно и долго смотрит на лицо мамы, что напоминает маленького философа, размышляющего над серьезными вопросами. Эти изменения происходят, благодаря изменениям, происходящим в зрительных центрах головного мозга. После рождения все пространство вокруг ребенка было мутным и неразличимым. На втором месяце жизни формирование зрительного восприятия позволяет карапузу начинать различать отдельные черты в предметах и людях, элементы, запоминать их. В этот период важно помогать крохе тренировать зрение: еженедельно заменяя гирлянды в кроватке, играя с ним погремушками во время утренних и вечерних процедур, разговаривая с ним лицом к лицу;
  • начать заменять крик на новые звуки. Кроха может начать агукать, укать и акать. Между 1 и 2 месяцами жизни происходит зарождение “гуления”: основы будущей речи;
  • пытаться удерживать голову без поддержки взрослого в вертикальном положении, поворачивать ее в нужном направлении. Если взрослые будут выкладывать кроху на живот 5-6 раз в день, делать массаж шеи новорожденному во время утренних процедур, то к 2-м месяцам кроха будет уверенно удерживать, поворачивать в разные стороны голову, начинать осваивать новые двигательные навыки: хватать руками предметы, находясь в вертикальном положении, подниматься на локотках вверх лежа на животе;
  • хватать и удерживать в руке небольшую легкую погремушку. Между 1 и 2 месяцами жизни младенец может сделать это не только, благодаря врожденному хватательному рефлексу, но и целенаправленно: фокусировать взгляд и координировать движение рук и тела;

На пятом месяце ребенок продолжает активно осваивать умение контролировать движения собственного тела, совершенствует зрение и слух, пытается освоить новые движения и умения. В течение 4 недель младенцы могут:

  • уверенно поднимать голову лежа на спине. Теперь сын и дочка понимают, что мир намного больше, чем доступно взору ребенка из положения лежа и кроха пытается найти способ перейти в вертикальное положение самостоятельно. Младенцы между 4 и 5 месяцем активно тренируют мышцы спины, ног, рук через перевороты со спины на живот и обратно, попытки поднять голову и плечи лежа на спине, упражнения, предложенные взрослыми. В этом возрасте хорошо предлагать ребенку подниматься из положения лежа на спине вверх до 6 раз в день. Особенность выполнения — нельзя малыша тянуть или принуждать выполнять то, что он не может. Задача взрослого — предложить пальчики мамы или папы для подъема, упражнение должен выполнить малыш самостоятельно;
  • проявлять индивидуальный интерес. Между 4 и 5 месяцами жизни вы столкнетесь с первым проявлением характера и индивидуальности своего сына или дочки. Теперь кроха может отталкивать вашу руку с игрушкой, требуя конкретный предмет;
  • хорошо владеть движениями своих рук: хватать, тянуться, подносить к глазам предметы, отталкивать неинтересные вещи, мамину руку;
  • начать “лепетать”. К простым “агуканью”, “лепету”, “гулению” начинают присоединяться попытки повторять простые слоги, игра с разными звуками. К 5-ти месяцам из кроватки можно услышать целые монологи из разнообразных звуков.

Таблица прибавки роста и веса

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 – 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 – 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 – 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 – 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 – 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 – 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

Что влияет на прибавку веса ребенка

То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. При этом наследственность сказывается в большой степени на росте ребенка — если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. А вот главную роль в прибавке веса играет именно качество питания — правильно питается малыш, значит, и прибавка в весе будет хорошей. И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.

В норме, здоровый ребенок второго месяца будет иметь следующие достижения:

  • произношение нараспев звуков “а”, “о”, “у”, а так звуковых фраз “агу”, “ага”;
  • малыш ненадолго приподнимает и удерживает голову;
  • комплекс оживления – ребенок начинает активно двигаться, улыбаться при появлении значимого взрослого;
  • кроха следит глазами за игрушкой, а так же поворачивает голову в сторону источника звука;
  • ладошки еще по-прежнему сжаты в кулачки, но если вложить в них погремушку, малыш постарается ее удержать;
  • активно развивается зрительный аппарат, поэтому малыш начинает различать цвета;
  • переворачивается с бочка на спинку.

Согласно календарю развития, малыш должен иметь следующие достижения:

  • активно переворачивается со спинки на животик, держит голову, поднимается на предплечьях;
  • приподнимает верхнюю часть туловища, лежа на спине, делая, таким образом, попытку сесть;
  • начинает по-пластунски ползать;
  • хватает интересные и любимые игрушки, тянет их в рот;
  • с удовольствием бросает предметы и стучит ими;
  • фокусирует взгляд и следит глазами за движущимися предметами;
  • реагирует на свое имя;
  • выделяет из всех окружающих мать и расстраивается, когда она пропадает из поля его зрения;
  • среди лепета появляются самые простые в произношении сочетания “ба”, “па”, “ма”.

Нормы развития детей до полугода

Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.

Возраст (мес.) Двигательные навыки Зрение Слух Эмоции Речь Интеллект
1 Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс. Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой. Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звук К 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей. Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх). Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес.
2 Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку. Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно. Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону. Комплекс оживления выражен ярче. Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен. Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз.
3 Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно. С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз. Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет. Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен. Активно и подолгу гулит. Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира.
4 Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку. Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут. Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам. Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых. Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки. Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым.
5 Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот. Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин. Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом. Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми. Гуление певучее, протяжное. Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела.
6 Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку. Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы. Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи. Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки. Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций. Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку).
Читайте также:  Приемная семья: выплаты в 2022-2023 году

Следим за развитием ребенка сами

С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.

Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов. А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление».

К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.

Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.

А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.

Известные педиатры Марта и Уильям Сирс настоятельно рекомендуют вести такие таблицы. Но что примечательно, они советуют сравнивать в них развитие ребенка не с нормами или развитием окружающих детей, а с достижениями самого малыша, только на предыдущем этапе. Если развитие ребенка прогрессирует от месяца к месяцу, но оказывается чуть ниже общепринятого – это его индивидуальный темп развития. Главное, чтобы малыш прошел последовательно все этапы.

Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.

Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.

Как развивается речь у ребёнка

В период от рождения до одного года развитие детской речи условно проходит четыре стадии.

Первая стадия – крик

Длительность стадии крика составляет от рождения до 6-8 недель. Проявляется гласными звуками.

Вторая стадия – гуление

Длится от 2 до 5 месяцев. Малыш может гулить спонтанно либо при общении со взрослым. Проявляется гукающими звуки («га», «гы», «агу», «аа»).

Третья стадия – лепет

Длится до возраста 11 месяцев. Лепет состоит сначала из отдельных слогов («па», «ба», «ля»), затем переходит в слоговые цепочки («па-па-па»), позже — в первые слова («па-па»).

Четвёртая стадия — первые слова

Длится до первого года жизни. Малыш не просто лепечет, но соотносит полученный лепет из двух слогов с конкретным человеком или предметом (мама). Связывает звукосочетания с предметом (кошка — «мяу-мяу»).

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.
Читайте также:  Администрация МО "Кабанский район"

Практически сразу после рождения, если нет медотвода, малышу делают прививки от гепатита В и туберкулеза. В иных ситуациях те же прививки делаются в течение первых месяцев жизни малыша.

Основная проблема, доставляющая беспокойство новорожденному в первые месяцы, это колики. Из-за них он может плохо спать, есть, надрывно и горько плакать, прижимать к груди ножки.

Чтобы помочь малышу пережить этот период, рекомендуется регулярно делать массаж животика, а также использовать специальную безопасную грелку. При одобрении педиатра можно давать Эспумизан-бейби или Саб Симплекс во время каждого кормления.

После беременности и родов любая женщина хочет почувствовать себя женщиной в полной мере! Поэтому постарайтесь выбраться к парикмахеру, на маникюр и педикюр, массаж или к косметологу.

Также приятным делом станет покупка нового нижнего белья – небеременного, а красивого и удобного. Даже если оно не будет предназначено для кормления, вы получите удовольствия от самого процесса выбора и примерки. К тому же, жизнь мамы состоит не только из кормления – всегда есть поводы для красивого белья.

В связи с наступлением нового периода в жизни молодому отцу важно понять, что теперь внимание жены не будет сосредоточено только на нем. Это сложно принять, но цель оправдывает средства. Только благодаря тому, что вся семья пересматривает и переоценивает свои отношения, можно получать удовольствие от появления малыша.

В каких случаях прирост веса может резко остановиться

В течение первого года жизни у ребенка могут наблюдаться случаи резкого замедления темпа обычных для него прибавок в весе и даже его потеря. Каждую такую ситуацию нельзя оставлять без внимания, необходимо искать ответ на вопрос о том, какой фактор привел к изменению динамики набора. Часто замедление прибавления веса связано с перенесенным заболеванием, в ряде случаев причиной может быть изменение образа жизни семьи, например путешествие или переезд, ранний выход мамы на работу. Однако резкое замедление темпов прироста не всегда связано с патологической или стрессовой ситуацией. Возможной причиной может быть освоение нового двигательного навыка, например ползание или ходьба, а также расширение социальной активности, такой как первые недели занятий в плавательном бассейне или курса массажа. Эти изменения прироста веса являются временными и самостоятельно устранимы.

Как часто взвешивать малыша

Не стоит взвешивать ребенка чаще, чем раз в неделю. Объективной картины ежедневные взвешивания не дадут – дети могут прибавлять вес неравномерно, скачками, но зато почти наверняка поспособствуют развитию маминой тревожности.

При оценке прибавки ориентируйтесь на следующие показатели: со 2-й по 4-ю неделю жизни малыш должен прибавлять по 150–250 г, с 1 до 3 месяцев 200–250 г, с 3 до 6 мес. – по 100–150 г в неделю. После 6 месяцев темпы прибавки снижаются и еженедельные взвешивания становится менее информативным.

На профилактических осмотрах педиатр помимо веса измеряет длину тела ребенка, окружность головы и грудной клетки и оценивает его общее состояние и рефлексы. Лишь все эти показатели в комплексе позволяют оценить соответствие развития малыша норме. Вот почему в первый год жизни так важно показывать ребенка врачу регулярно.

  • Крохе необходимо с самого начала прививать навыки гигиены. С этой целью применяется купание в воде комфортной температуры и надлежащего качества. Детские средства для мытья желательно использовать 1 раз в неделю.
  • Не стоит оставлять малыша надолго в испачканном подгузнике, особенно после испражнения. Ребенка следует незамедлительно вымыть или тщательно обтереть подходящими для нежной кожи влажными салфетками. Находящийся на естественном вскармливании малыш какает примерно три раза за 1 сутки, тогда как у искусственников стул может быть 1 раз за 24 часа.
  • Маме необходимо своевременно подстригать ноготки крохе, ведь, несмотря на кажущуюся мягкость, растут они очень быстро и ребенок может поцарапать свое личико.
  • Во время сна положение малыша следует периодически менять – делать это следует с целью профилактики деформации костей черепа.
  • Многих мам волнуют мягкие корочки на головке. На самом же деле они не приносят какого-либо вреда новорожденному, достигшему возраста в месяц. Способы избавления от них подскажет детский врач.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *