Как должен развиваться ребенок первого года жизни?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как должен развиваться ребенок первого года жизни?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Научно доказано, что биологические внутренние часы функционируют даже у новорожденных детей, и уже с самого рождения детей можно разделить на «жаворонков» и «сов». Если настаивать на одинаковом режиме у всех детей, это может привести к крикам и негативному поведению ребенка при укладывании или пробуждении. Если ребенка заставлять соблюдать режим, который ему не подходит, могут появиться нарушения со стороны нервной системы, пищеварительной системы и т.д.
На втором месяце жизни ребенок уже становится более подвижным. Он постепенно начинает осваивать движения руками и ногами, пытаться управлять ими осознанно. Между 1 и 2 месяцами жизни карапуз может:
- улыбаться. Между 1 и 2 месяцами жизни происходит важное событие: малыш пробует улыбаться осознанно;
- поднимать голову из положения лежа на животе. В начале месяца 1-2 сантиметра на несколько секунд. Но, если предлагать крохе лежать на животике как можно чаще, то очень быстро можно заметить, как с каждым днем высота поднятия головы становится больше, длительность удержания возрастает. К двум месяцам кроха может поднимать голову на высоте до 5-7 см и удерживать ее несколько минут;
- узнавать маму и фокусировать взгляд на игрушке, которая издает звук. Взгляд месячного малыша меняется, становится осмысленным. Некоторые мамочки подмечают, что месячный ребенок настолько внимательно и долго смотрит на лицо мамы, что напоминает маленького философа, размышляющего над серьезными вопросами. Эти изменения происходят, благодаря изменениям, происходящим в зрительных центрах головного мозга. После рождения все пространство вокруг ребенка было мутным и неразличимым. На втором месяце жизни формирование зрительного восприятия позволяет карапузу начинать различать отдельные черты в предметах и людях, элементы, запоминать их. В этот период важно помогать крохе тренировать зрение: еженедельно заменяя гирлянды в кроватке, играя с ним погремушками во время утренних и вечерних процедур, разговаривая с ним лицом к лицу;
- начать заменять крик на новые звуки. Кроха может начать агукать, укать и акать. Между 1 и 2 месяцами жизни происходит зарождение “гуления”: основы будущей речи;
- пытаться удерживать голову без поддержки взрослого в вертикальном положении, поворачивать ее в нужном направлении. Если взрослые будут выкладывать кроху на живот 5-6 раз в день, делать массаж шеи новорожденному во время утренних процедур, то к 2-м месяцам кроха будет уверенно удерживать, поворачивать в разные стороны голову, начинать осваивать новые двигательные навыки: хватать руками предметы, находясь в вертикальном положении, подниматься на локотках вверх лежа на животе;
- хватать и удерживать в руке небольшую легкую погремушку. Между 1 и 2 месяцами жизни младенец может сделать это не только, благодаря врожденному хватательному рефлексу, но и целенаправленно: фокусировать взгляд и координировать движение рук и тела;
На пятом месяце ребенок продолжает активно осваивать умение контролировать движения собственного тела, совершенствует зрение и слух, пытается освоить новые движения и умения. В течение 4 недель младенцы могут:
- уверенно поднимать голову лежа на спине. Теперь сын и дочка понимают, что мир намного больше, чем доступно взору ребенка из положения лежа и кроха пытается найти способ перейти в вертикальное положение самостоятельно. Младенцы между 4 и 5 месяцем активно тренируют мышцы спины, ног, рук через перевороты со спины на живот и обратно, попытки поднять голову и плечи лежа на спине, упражнения, предложенные взрослыми. В этом возрасте хорошо предлагать ребенку подниматься из положения лежа на спине вверх до 6 раз в день. Особенность выполнения — нельзя малыша тянуть или принуждать выполнять то, что он не может. Задача взрослого — предложить пальчики мамы или папы для подъема, упражнение должен выполнить малыш самостоятельно;
- проявлять индивидуальный интерес. Между 4 и 5 месяцами жизни вы столкнетесь с первым проявлением характера и индивидуальности своего сына или дочки. Теперь кроха может отталкивать вашу руку с игрушкой, требуя конкретный предмет;
- хорошо владеть движениями своих рук: хватать, тянуться, подносить к глазам предметы, отталкивать неинтересные вещи, мамину руку;
- начать “лепетать”. К простым “агуканью”, “лепету”, “гулению” начинают присоединяться попытки повторять простые слоги, игра с разными звуками. К 5-ти месяцам из кроватки можно услышать целые монологи из разнообразных звуков.
Таблица прибавки роста и веса
Возраст | Средняя прибавка в росте | Средняя прибавка в весе |
Месяц 1 | 3 – 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 2 | 3 – 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 3 | 3 – 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 4 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 5 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 6 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 7 | 1,5 – 2 см | 550 г. |
Месяц 8 | 1,5 – 2 см | 550 г. |
Месяц 9 | 1,5 – 2 см | 550 г. |
Месяц 10 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 11 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 12 | 1 см. | 350 г. |
Что влияет на прибавку веса ребенка
То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. При этом наследственность сказывается в большой степени на росте ребенка — если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. А вот главную роль в прибавке веса играет именно качество питания — правильно питается малыш, значит, и прибавка в весе будет хорошей. И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.
В норме, здоровый ребенок второго месяца будет иметь следующие достижения:
- произношение нараспев звуков “а”, “о”, “у”, а так звуковых фраз “агу”, “ага”;
- малыш ненадолго приподнимает и удерживает голову;
- комплекс оживления – ребенок начинает активно двигаться, улыбаться при появлении значимого взрослого;
- кроха следит глазами за игрушкой, а так же поворачивает голову в сторону источника звука;
- ладошки еще по-прежнему сжаты в кулачки, но если вложить в них погремушку, малыш постарается ее удержать;
- активно развивается зрительный аппарат, поэтому малыш начинает различать цвета;
- переворачивается с бочка на спинку.
Согласно календарю развития, малыш должен иметь следующие достижения:
- активно переворачивается со спинки на животик, держит голову, поднимается на предплечьях;
- приподнимает верхнюю часть туловища, лежа на спине, делая, таким образом, попытку сесть;
- начинает по-пластунски ползать;
- хватает интересные и любимые игрушки, тянет их в рот;
- с удовольствием бросает предметы и стучит ими;
- фокусирует взгляд и следит глазами за движущимися предметами;
- реагирует на свое имя;
- выделяет из всех окружающих мать и расстраивается, когда она пропадает из поля его зрения;
- среди лепета появляются самые простые в произношении сочетания “ба”, “па”, “ма”.
Нормы развития детей до полугода
Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.
Возраст (мес.) | Двигательные навыки | Зрение | Слух | Эмоции | Речь | Интеллект |
1 | Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс. | Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой. | Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звук | К 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей. | Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх). | Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес. |
2 | Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку. | Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно. | Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону. | Комплекс оживления выражен ярче. | Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен. | Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз. |
3 | Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно. | С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз. | Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет. | Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен. | Активно и подолгу гулит. | Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира. |
4 | Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку. | Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут. | Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам. | Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых. | Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки. | Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым. |
5 | Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот. | Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин. | Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом. | Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми. | Гуление певучее, протяжное. | Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела. |
6 | Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку. | Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы. | Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи. | Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки. | Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций. | Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку). |
Следим за развитием ребенка сами
С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.
Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов. А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление».
К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.
Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.
А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.
Известные педиатры Марта и Уильям Сирс настоятельно рекомендуют вести такие таблицы. Но что примечательно, они советуют сравнивать в них развитие ребенка не с нормами или развитием окружающих детей, а с достижениями самого малыша, только на предыдущем этапе. Если развитие ребенка прогрессирует от месяца к месяцу, но оказывается чуть ниже общепринятого – это его индивидуальный темп развития. Главное, чтобы малыш прошел последовательно все этапы.
Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.
Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.
Как развивается речь у ребёнка
В период от рождения до одного года развитие детской речи условно проходит четыре стадии.
Первая стадия – крик
Длительность стадии крика составляет от рождения до 6-8 недель. Проявляется гласными звуками.
Вторая стадия – гуление
Длится от 2 до 5 месяцев. Малыш может гулить спонтанно либо при общении со взрослым. Проявляется гукающими звуки («га», «гы», «агу», «аа»).
Третья стадия – лепет
Длится до возраста 11 месяцев. Лепет состоит сначала из отдельных слогов («па», «ба», «ля»), затем переходит в слоговые цепочки («па-па-па»), позже — в первые слова («па-па»).
Четвёртая стадия — первые слова
Длится до первого года жизни. Малыш не просто лепечет, но соотносит полученный лепет из двух слогов с конкретным человеком или предметом (мама). Связывает звукосочетания с предметом (кошка — «мяу-мяу»).
Как проверить уровень развития ребенка
Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:
- посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
- оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
- послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
- посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
- оценить количество зубов;
- поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.
Практически сразу после рождения, если нет медотвода, малышу делают прививки от гепатита В и туберкулеза. В иных ситуациях те же прививки делаются в течение первых месяцев жизни малыша.
Основная проблема, доставляющая беспокойство новорожденному в первые месяцы, это колики. Из-за них он может плохо спать, есть, надрывно и горько плакать, прижимать к груди ножки.
Чтобы помочь малышу пережить этот период, рекомендуется регулярно делать массаж животика, а также использовать специальную безопасную грелку. При одобрении педиатра можно давать Эспумизан-бейби или Саб Симплекс во время каждого кормления.
После беременности и родов любая женщина хочет почувствовать себя женщиной в полной мере! Поэтому постарайтесь выбраться к парикмахеру, на маникюр и педикюр, массаж или к косметологу.
Также приятным делом станет покупка нового нижнего белья – небеременного, а красивого и удобного. Даже если оно не будет предназначено для кормления, вы получите удовольствия от самого процесса выбора и примерки. К тому же, жизнь мамы состоит не только из кормления – всегда есть поводы для красивого белья.
В связи с наступлением нового периода в жизни молодому отцу важно понять, что теперь внимание жены не будет сосредоточено только на нем. Это сложно принять, но цель оправдывает средства. Только благодаря тому, что вся семья пересматривает и переоценивает свои отношения, можно получать удовольствие от появления малыша.
В каких случаях прирост веса может резко остановиться
В течение первого года жизни у ребенка могут наблюдаться случаи резкого замедления темпа обычных для него прибавок в весе и даже его потеря. Каждую такую ситуацию нельзя оставлять без внимания, необходимо искать ответ на вопрос о том, какой фактор привел к изменению динамики набора. Часто замедление прибавления веса связано с перенесенным заболеванием, в ряде случаев причиной может быть изменение образа жизни семьи, например путешествие или переезд, ранний выход мамы на работу. Однако резкое замедление темпов прироста не всегда связано с патологической или стрессовой ситуацией. Возможной причиной может быть освоение нового двигательного навыка, например ползание или ходьба, а также расширение социальной активности, такой как первые недели занятий в плавательном бассейне или курса массажа. Эти изменения прироста веса являются временными и самостоятельно устранимы.
Как часто взвешивать малыша
Не стоит взвешивать ребенка чаще, чем раз в неделю. Объективной картины ежедневные взвешивания не дадут – дети могут прибавлять вес неравномерно, скачками, но зато почти наверняка поспособствуют развитию маминой тревожности.
При оценке прибавки ориентируйтесь на следующие показатели: со 2-й по 4-ю неделю жизни малыш должен прибавлять по 150–250 г, с 1 до 3 месяцев 200–250 г, с 3 до 6 мес. – по 100–150 г в неделю. После 6 месяцев темпы прибавки снижаются и еженедельные взвешивания становится менее информативным.
На профилактических осмотрах педиатр помимо веса измеряет длину тела ребенка, окружность головы и грудной клетки и оценивает его общее состояние и рефлексы. Лишь все эти показатели в комплексе позволяют оценить соответствие развития малыша норме. Вот почему в первый год жизни так важно показывать ребенка врачу регулярно.
- Крохе необходимо с самого начала прививать навыки гигиены. С этой целью применяется купание в воде комфортной температуры и надлежащего качества. Детские средства для мытья желательно использовать 1 раз в неделю.
- Не стоит оставлять малыша надолго в испачканном подгузнике, особенно после испражнения. Ребенка следует незамедлительно вымыть или тщательно обтереть подходящими для нежной кожи влажными салфетками. Находящийся на естественном вскармливании малыш какает примерно три раза за 1 сутки, тогда как у искусственников стул может быть 1 раз за 24 часа.
- Маме необходимо своевременно подстригать ноготки крохе, ведь, несмотря на кажущуюся мягкость, растут они очень быстро и ребенок может поцарапать свое личико.
- Во время сна положение малыша следует периодически менять – делать это следует с целью профилактики деформации костей черепа.
- Многих мам волнуют мягкие корочки на головке. На самом же деле они не приносят какого-либо вреда новорожденному, достигшему возраста в месяц. Способы избавления от них подскажет детский врач.