Переобуваться или подождать? 5 частых вопросов про смену шин
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переобуваться или подождать? 5 частых вопросов про смену шин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определить, когда менять летнюю резину на зимнюю, непросто. Ждать до декабря порой рискованно, особенно если выдалась холодная осень. Традиционно крайним сроком считается 15 ноября, но в нынешних климатических условиях трудно понять, пришла зима окончательно или только «прощупывает почву». Эксперты рекомендуют исходить из дневной температуры. Если в течение 5–7 дней она не поднимается выше 7 °C, шины лучше поменять. В таких условиях они теряют свои свойства, и проблемы могут возникать даже на сухом асфальте.
Шутка ли, но наказания за нарушение пункта 5.5 Техрегламента по состоянию на 2023 год нет, равно как нет ни штрафов, ни лишения прав, ни иных видов наказаний за любые несоответствия этому нормативному акту. Действующий КоАП просто не предусматривает таковых.
Единственный штраф в размере 500 рублей или даже предупреждение может быть выписан за нарушения условий эксплуатации автомобилей по ПДД по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса. Но не следует путать 2 этих нормативных документа – обязанность переобуваться не прописана нигде, а ездить на шипах летом – в регламенте, в Правилах ни слова о сезонности использования резины не было и нет.
Вы можете сами проверить действующую редакцию всех штрафов ГИБДД поиском, и вы не найдёте здесь ни единой санкции, которая бы применялась за нарушения в области регламента, равно как и ГОСТов, действующих на территории России.
Где указан срок замены шин?
Период эксплуатации шипованных покрышек, зимней фрикционной резины есть в Техрегламенте, который вступил в действие на территории России с начала 2015 г. Международный регламент, к которому присоединились страны-участники Таможенного союза, указывает, что шины с шипами в летний период использовать нельзя. Зимние покрышки нужно ставить на зимний период (с 1-го декабря по 28(29) февраля), причем использование фрикционных покрышек (в просторечии «липучек») разрешено в любое время года.
Наказывать за несоответствующие сезону покрышки сотрудники дорожной полиции не вправе, поскольку в российском законодательстве не предусмотрено санкций за эксплуатацию автомашины в летних покрышках зимой и наоборот. Однако существуют нормы, согласно которым можно оштрафовать водителя за стертый протектор, деформацию шин, дисков.
Могут ли оштрафовать за летнюю резину и что выбрать: шипы, липучку или всесезонку?
Похолодание до -5 обещают синоптики в Ревде уже в ночь со вторника, 26 октября, на среду, 27 октября. А к выходным — затяжные дожди со снегом. Это значит, что ситуация на дорогах станет опасной, и самое время менять резину на колесах автомобилей. Еще в начале октября об этом автолюбителей предупредило областное УГИБДД. Но как показал наш опрос во «ВКонтакте», многие только планируют «переобуть» машину. Кто прав: сделавшие это пораньше или ждущие заморозков и снега? Мы постарались ответить на самые популярные вопросы в наших карточках.
Когда все-таки правильно менять резину с летней на зимнюю?
Могут ли оштрафовать за летнюю резину?
Если на шине есть маркировка M+S — значит, это всесезонка?
Но разве на голом асфальте шипованные шины не быстрее износятся?
Законно ли использовать «липучку»?
Когда ставить зимнюю и летнюю резину по закону?
Конкретного срока, в течение которого нужно произвести замену покрышек, в законе не предусмотрено, однако он устанавливает запрет на использование определенного типа резины в некоторые месяцы:
- с июня по август запрещено ездить на ошипованных шинах;
- с декабря по февраль запрещено ездить без зимних шин.
Исходя из этих двух простых правил можно сделать довольно объемные выводы:
- На неошипованной зимней резине, например, фрикционной (шины-липучки), можно ездить круглый год – закон этого не запрещает.
- Использовать зимой покрышки с шипами противоскольжения не обязательно. Вместо них можно поставить любую другую зимнюю резину. К зимним относятся покрышки, на которых есть маркировка «М+S», «M&S», «M S» или значок с схематичным изображением снежинки внутри горы с тремя вершинами.
- Всесезонную резину можно использовать круглый год, только если на ней нет шипов, но есть зимняя маркировка.
- В весенние и осенние месяцы водитель может использовать резину любого типа по своему усмотрению.
Месяц | Летние | Шипованные | Нешипованные зимние |
---|---|---|---|
Декабрь-февраль | Запрещается | Разрешается | Разрешается |
Март-май | Разрешается | Разрешается | Разрешается |
Июнь-август | Разрешается | Запрещается | Разрешается |
Сентябрь-ноябрь | Разрешается | Разрешается | Разрешается |
Есть ли штраф за нарушение ограничений?
Как уже было сказано выше, ограничения в использовании покрышек не в их сезон устанавливается Техрегламентом Таможенного союза. Однако наказания автомобилистов в КоАП основываются только на ПДД. Если какие-то запреты или предписания устанавливаются международными договорами, то они должны дублироваться в ПДД – только в этом случае за нарушения этих норм может быть назначено наказание.
Время от времени сотрудники ГИБДД выписывают за шины штраф на основании ст. 12.5 КоАП, то есть за управление ТС с неисправностями. Однако, чтобы этот штраф был правомерен, дефект, за который он назначается, должен быть закреплен в «Перечне неисправностей». Использование ошипованных шин летом или летних шин зимой не занесено в этот список, следовательно, штраф будет неправомерен. Обжаловать его можно будет в течение 10 дней с момента вынесения.
В 2022 году наказания за использование резины несоответствующего сезона в России не существует.
При замене летних шин на зимние нужно учитывать и технический регламент Таможенного союза. Он освещает вопросы безопасности эксплуатации колёсного транспорта. Регламент указывает, при какой температуре менять шины и категорически запрещает ездить в зимние месяцы на летних колёсах.
Если на нешипованных зимних шинах маркировка M+S, то они могут эксплуатироваться круглый год. Требуется менять резину на зимние шипованные шины в период с сентября по ноябрь.
Эксплуатировать летние колёса после 15 числа в ноябре, нельзя, поэтому надо переобуться до этой даты. Придётся поменять все четыре колеса не позже того дня, когда после ночных заморозков на проезжей части образуется наледь.
Автовладельцам следует в точности соблюдать установленные нормы во избежание аварийных ситуаций на дороге, — гласит технический регламент Таможенного союза.
Что будет за несоблюдение требований?
Согласно пункт 1 статьи 12.5 КоАП РФ, нельзя использовать транспортное средство, если имеются неисправности или присутствуют условия, при которых запрещено эксплуатировать машину. Под этот пункт попадает и использование резины, не соответствующей сезону.
Если гражданин своевременно не произвел замену покрышек, в его отношении может быть применено предупреждение. Если человек не исправил сложившуюся ситуацию, при повторной остановке на него может быть наложен штраф в размере 500 руб. Аналогичное правило действует и в случае, если водитель ездит на лысых покрышках. Однако наказание применяется не за использование летней резины во время зимнего периода, а за несоответствие глубины протектора установленным требованиям.
В положениях 12 главы КоАП РФ ссылки на нормы, закрепленные в техническом Регламенте таможенного союза, отсутствуют. Это значит, что оштрафовать водителя за езду на покрышках, не соответствующих сезону, нельзя. Однако подобное может рассматриваться, как неисправность. В этой ситуации и вступает в силу статья 12.5 КоАП РФ.
Сегодня разработка закона о зимней резине продолжается. Так, комитет Госдумы предложил повысить величину штрафа за использование покрышек, не соответствующих сезону, до 2.000 руб. Однако на сегодняшний день законопроект еще не принят.
Когда менять резину на летнюю 2023 в СПБ
Смена зимы на лето в СПб осуществляется весной, когда средняя температура воздуха повышается до +5 ˚С – это продиктовано безопасностью дорожного движения. Переменчивый климат региона способствует более поздней переобувке машины. В регионе характерны снегопады и в середине Апреля, если в этот момент на машине стоит лето – водителя ожидает фиаско. Обычно опытные автолюбители ставят летние колеса, когда на улице уже пригревает до +13/15 и весь снег полностью стаял.
К зимней шиповке выставляется требование по сезонности. Запрещено использовать покрышки с металлическими элементами в период с июня по август. На липучку подобное не распространяется. По закону на таких покрышках можно ездить круглый год. Единственным негативным фактором выступает чрезмерная мягкость состава и как следствие быстрый износ протектора, снижение управляемости машины.
Давление и балансировка
В случае, когда сменный комплект колёс надет на отдельные диски, проверьте давление в них до установки на машину. Если за время хранения шина сдулась, ищите причину — воздух не уходит просто так. Под весом машины утечка воздуха только усилится, и на следующее утро после «переобувки» вас будет ждать спущенное колесо, если не починить его заранее.
Не забывайте, что давление в шинах разного размера может отличаться — не накачайте старое, привыкнув к нему за полгода. Рекомендуемые показатели давления для разных размерностей шин ищите на стикере в дверном проёме.
Не забывайте о важности балансировки колёс: она обеспечивает равномерность вращения, отсутствие вибраций на руле и кузове, а также бережёт ресурс ступичных подшипников. Балансировка нужна каждому колесу машины, включая запасное — на случай аварийной установки в дороге, а также для плановой ротации шин.
Даже если вы используете два комплекта колёс на разных дисках, проверьте балансировку каждого из них перед установкой. За сезон протектор шины изнашивается (не всегда равномерно), а установленные грузы частенько отваливаются — в итоге балансировка колеса может быть нарушена.
Кроме сезонной смены резины, автовладельцу не стоит забывать и о том, что покрышки должны иметь достаточную толщину протектора, чтобы обеспечивать безопасность движения на должном уровне.
Согласно пункту 5 приложения №1к ПДД («Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств») для летних шин остаточная глубина протектора должна быть не менее 1,6 мм, а для зимних шин – не менее 4 мм. Меньше этих значений инспектор ГИБДД уже имеет право оштрафовать водителя.
Однако, штрафы штрафами, но на практике, если протектор шины изнашивается более чем на половину – ездовые характеристики такой шины уже перестали обеспечивать должный уровень безопасности движения (или уже близки к этому). Такие шины лучше заменить новыми.
Новая летняя шина имеет толщину протектора 8 мм. Таким образом, если глубина её протектора стала 4 мм и меньше – значит, шину пора менять.
Новая зимняя шина имеет толщину протектора 12 мм. Таким образом, если глубина её протектора стала меньше 6 мм – значит, шину пора менять.
Когда лучше менять зимние шины на летние?
Резина, из которой производятся зимние и летние шины, отличается по составу. Объясняется это тем, что покрышки работают в разных температурных режимах и климатических условиях. Зимние шины хорошо справляются с низкими температурами, но при этом плохо проявляют себя в теплую погоду.
Принято считать, что такие покрышки не стоит использовать при достижении среднесуточной температуры более +5 градусов. Нарушение этого принципа повлечет лишние расходы, так как резина начинает быстро изнашиваться и разрушаться.
При этом стоит учитывать, что в России есть регионы, с резко меняющимся климатом. Утром лежит снег, а днем воздух прогревается до +10 градусов и выше. И невозможно предсказать, вернется ли зима или настанет теплая весна. Поэтому многие автолюбители считают, что лучше дождаться устойчивой плюсовой температуры, а потом уже менять резину. В большинстве регионах России, такой момент наступает к концу апреля или началу мая.
Выбираем удачный момент для смены резины
Логично, что менять шины авто с зимних на летние нужно тогда, когда среднесуточная температура на улице будет плюсовой. Среди других факторов следует учитывать также и то, как именно вы собираетесь использовать автомобиль.
Например, если это, в основном, поездки до работы по утрам, и обратно вечером – не спешите менять резину на летнюю. Иногда даже поздней весной бывают заморозки и гололёд, особенно в северных регионах. Соответственно, лучше переобуться чуть позднее, но не подвергать себя риску оказаться на скользкой заснеженной дороге с летними шинами на колёсах.
Если же вы ездите очень активно и каждый день, постарайтесь не затягивать со сменой резины. Зимние шины намного мягче, и при относительно высоких температурах, довольно быстро портятся. При активном использовании, вы рискуете очень быстро стереть зимние шины и потерять на них шипы.
Когда переобуваться на лето?
Менять шины на летние в России нужно в июне 09 Марта 2019 года.
Так говорит действующее на сегодняшний день законодательство и только в том случае, если у вас шипованные шины. И даже это относительно – почему, мы выясним ниже. А регулирует данный вопрос вовсе не ПДД, как полагают многие. Правила использования покрышек на колёсах урегулированы разделом 5 Основных положений (Приложение к ПДД), и здесь ни слова не сказано о сезонности использования резины.
Предписание сезонов, когда нужно ставить зимние шины, а когда – летние, содержится в Техническом регламенте – это на сегодняшний день вариация ГОСТа по техническому оснащению современных машин. Но и в нём ни слова о дате, когда нужно переходить на летнюю резину по закону. Здесь говорится лишь о запретах в определённые сезоны использовать зимнюю резину и только с шипами:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Таким образом, правовые акты 2019 года вообще не устанавливают правило, когда ставить летнюю резину после зимы. Лишь один из них предписывает, что на «зиме» нельзя ездить в 3 летних месяца – с июня по август включительно.
Нюансы использования всесезонной резины
Всесезонная резина имеет свои плюсы и минусы, которые надо учитывать при управлении автомобилем. Они вытекают из ее конструктивных особенностей. Всесезонные шины – средние во всем. Летом они чуть мягче и шумнее летних покрышек, отличаются большим коэффициентом сопротивления и увеличивают расход топлива. По грунтовке на них лучше не ездить, поскольку более широкие протекторы быстро забиваются мелкими камнями и грязью.
Проблема сцепления с дорогой возникает и зимой. На обледеневшей трассе всесезонки не могут соперничать с шипованной зимней резиной. Водители должны быть предельно осторожны. При морозах ниже -10°С всесезонная резина просто дубеет, а со временем начинает трескаться и крошиться. С другой стороны, такие покрышки можно использовать в мягкие малоснежные зимы. Всесезонная резина прекрасно подходит для поездок по свободным от снега и льда, хорошо убранным городским улицам. В таких условиях покупка универсальных шин избавит от необходимости по два раза в год терять время и деньги в очереди на шиномонтаж.