Что делать, если срок действия договора подряда истек, а работы не выполнены
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если срок действия договора подряда истек, а работы не выполнены». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку договор подряда является двусторонне обязывающим, помощь юриста может потребоваться как подрядчику, так и заказчику. Опыт показывает, что чаще всего причиной строительных споров становится нарушение сроков выполнения работ по договору подряда. Ответственность за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств зависит от того, какой срок был нарушен — начальный, промежуточный, конечный. К примеру, если подрядная организация выполняет работы настолько медленно, что становится понятно — их исполнение в срок невозможно, то в этом случае заказчик может отказаться от договора и на основании п.2 ст. 715 ГК РФ потребовать возмещения убытков. Это, что касается нарушения начальных сроков. Ответственность за несоблюдение или другими словами нарушение промежуточных сроков выполнения работ по договору подряда наступает в силу п.1 ч.2 ст.708 ГК РФ. Важно отметить, что конкретная форма ответственности законодательством РФ не предусмотрена. А это значит, что заказчик может потребовать возмещения убытка. Кроме того! Если условия договора подряда предусматривают обеспечение сроков работ в виде неустойки, то при невыполнении обязательств заказчик может взыскать и ее.
В каких случаях стоит обратиться к юристу по строительным делам?
Что же касается других возможных причин обращения за юридической помощью, то к их числу можно отнести следующие ситуации:
- заказчик не подписывает акт выполненных работ;
- заказчик отказывается оплачивать выполненные работы;
- заказчик прислал претензию или направил исковое заявление в арбитраж;
- подрядчик некачественно выполнил работы по договору;
- подрядчик отказывается от выполнения работ на основании п.3 ст.716 ГК РФ;
- подрядчик несогласованно превысил смету и требует оплату по завышенной цене;
- другие ситуации, связанные с односторонним расторжением заказчиком договора, невыполнением или частичным выполнением работ, нарушением срока исполнения договора подряда и пр.
Другими словами, если вы считаете, что ваши законные права нарушены вторым участником договора, стоит проконсультироваться с адвокатом.
Обратите внимание! Я готов изучить материалы Вашего дела, после чего вы получите экспертную оценку перспектив и сможете принять обоснованное решение о целесообразности досудебного урегулирования спора или обращения в арбитраж.
Начальные и конечные сроки выполнения работ
Начальный срок выполнения работ в договоре подряда обычно указывается как конкретная дата, например дата заключения договора. Но существует позиция Президиума ВАС (постановление № 1404/10, п. 6 письма № 165), согласно которой начальный срок может определяться указанием на действия второй стороны или четко указанных третьих лиц, например на момент уплаты аванса или получения необходимого для производства работ оборудования. Эти действия должны совершаться в разумный срок.
Конечный срок чаще определяется периодом, который проходит от наступления начального срока.
От соблюдения сроков зависит оплата работ. Согласно п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан оплачивать только те работы, которые сданы вовремя или же, с разрешения заказчика, досрочно. Если работы были сданы досрочно, при этом в договоре не предусмотрена возможность сдать их ранее, заказчик вправе не оплачивать их до наступления срока, указанного в соглашении. Но если акт принятия работ подписан заказчиком, а оплата не была произведена до наступления указанной в договоре даты, подрядчик вправе требовать оплаты, так как подписание акта является фактическим одобрением сокращения сроков.
Принятие работ заказчиком свидетельствует о потребительской ценности выполненных подрядчиком работ и желании ими воспользоваться, а сдача результата работ заказчику является основанием для возникновения у него обязательства по оплате выполненных работ (см. постановление 8-го ААС от 28.02.2016 по делу № А75-6777/15).
Письмо о продлении срока выполнения работ
Согласно протоколу заочного заседания единой конкурсной комиссии от 06.09.2022 г. наша организация признана победителем.
Протокол опубликован на электронной площадке 21.10.2022 г., регламентный срок заключения договора подряда от 10 до 20 дней. Срок окончания выполнения работ согласно проекту договора 30.11.2022 г.
Для выполнения работ по заключаемому договору необходимо получить разрешительные документы согласно требованиям заказичка. Срок изготовления стандартных шумопоглощающих панелей заводом изготовителем составляет 55 рабочих дней, согласно коммерческому предложению, полученного от производителя, единственного в стране, которые готовы изготовить данные конструкции, указанные в техническом задании закупочной документации, т.к. они являются устаревшими.
Учитывая вышеизложенное, а также в связи с затягиванием срока опубликования протокола заочного заседания единой конкурсной комиссии заказчика от 06.09.2022 г., просим продлить сроки выполнения работ в проекте договора.
Директор Петров А.В.
«23» октября 2022 г.
Споры, связанные с предметом контрактов
Закон № 44-ФЗ не называет в качестве существенных (обязательных) условий госконтрактов их предмет. Однако, в соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о (1) предмете договора, (2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, (3) а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, предмет госконтракта по общему правилу является его существенным условием.
Изменение существенных условий регламентируется положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для внесения соответствующих изменений в условия госконтрактов. Однако, на практике нередко предписания статьи 95 Закона ФЗ-44 не соблюдаются, в связи с чем возникают споры.
Споры, связанные с предметом исполнения контракта, особенно часто возникают в связи с выполнением долгосрочных и дорогостоящих госконтрактов, поскольку ввиду перечисленных обстоятельств нередко обнаруживаются «ненужные» заказчику работы, а также возникает потребность по выполнению дополнительных работ.
В указанных ситуациях достаточно велик риск изменить предмет договора. Так, например, в рамках рассмотрения дела № А58-619/2016 было установлено, что сторонами госконтракта было заключено дополнительное соглашение к контракту, которым в определении «Здания/Сооружения» слово «реконструкция» заменили на слово «строительство», определение объекта изложили в следующей редакции: «Объект» – «Строительство аэропорта», в связи с увеличением объёма работ увеличили цену контракта, принято новое задание на проектирование согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению, новый график выполнения работ по проектированию объекта согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению, контракт дополнен новым приложением № 4 «Сводный сметный расчёт проектно-изыскательских работ» согласно приложению № 3 к дополнительному соглашению.
В связи с указанным, арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21 марта 2017 г. № Ф02-518/17 по делу № А58-619/2016 указал:
«Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований [о взыскании задолженности за выполненные работы], обоснованно исходили из того, что дополнительное соглашение к контракту заключено с нарушением процедуры размещения заказа, обязательной для участников гражданских правоотношений, а потому ничтожно и не порождает обязанности агентства оплачивать непредусмотренные контрактом работы по проектированию строительства аэропорта. При этом истец не доказал фактическое выполнение работ по реконструкции аэропорта.
Выводы судов соответствуют положениям ст. 8, п. 1 ст. 167, ст. 168, п. 1 ст. 527, п. 1 ст. 711, ст. 720, ст. 758, п. 1 ст. 760, статей 762, 763, 765, 766, 767 ГК РФ, п. 13, 14 ст. 1 ГрК РФ, ч. 2 ст. 34, ст. 54, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Доводы жалобы, касающиеся действительности дополнительного соглашения, возможности увеличения суммы контракта и изменения работ по проектированию реконструкции объекта на работы по проектированию строительства, нельзя признать состоятельными, поскольку указанным соглашением стороны изменили предмет контракта. При этом новой процедуры торгов в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ проведено не было. Кроме того, бюджетом было предусмотрено финансирование как реконструкции, так и строительства, что предполагает заключение отдельных контрактов в порядке, предусмотренном законодательством.»
Исходя из указанного, можно сделать вывод, что изменение предмета госконтракта путем заключения дополнительных соглашений не правомерно.
В продолжение темы о невозможности изменения госконтракта путем заключения дополнительных соглашений высказался Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 4 марта 2019 г. № Ф03-5962/18 по делу № А73-16810/2016, где указал:
«Как установили суды, в ходе исполнения контракта стороны заключили дополнительное соглашение, по условиям которого из состава контракта исключены некоторые виды объема работ с добавлением новых видов работ, не предусмотренных контрактом изначально. Кроме того, в значительной степени, более чем на десять процентов, увеличены или уменьшены объемы отдельных видов работ.
Возможность изменения существенных условий государственного контракта с включением новых работ, не поименованных изначально, а также исключение определенных контрактом работ, не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.»
Таким образом, добавление новых видов работ, не предусмотренных изначально госконтрактом, путем заключения дополнительных соглашений неправомерно. В таком случае необходимо заключить новый госконтракт путем проведения соответствующих закупок.
Вызывает интерес также вопрос о возможности изменения предмета контракта путем принятия нормативного акта.
Ответ на данный вопрос можно найти в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2020 г. № Ф04-7595/19 по делу № А03-18916/2018, где у��азано:
«Общество указало, что внесение изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске путем принятия постановления от 09.10.2017 свидетельствует об изменении контракта, что противоречит положениям Закона № 44-ФЗ.
Учитывая преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами, принятыми по делу № А03-18727/2017, установив, что постановление от 09.10.2017, предусматривающее изменение схемы движения маршрута №, принято ответчиком в отсутствие решения транспортной комиссии, суд пришел к выводу, что оснований для изменения условий контракта до истечения его срока действия не имелось, принятие администрацией указанного постановления является сделкой, изменяющей в одностороннем порядке согласованные сторонами условия, что в силу ст. 10 ГК РФ свидетельствует о недобросовестности действий заказчика.
Отклоняя довод администрации о том, что контракт в одностороннем порядке не изменялся, дополнительное соглашение к нему не заключалось, суд первой инстанции указал, что изменение условий контракта без заключения дополнительного соглашения является нарушением положений контракта, являющимся достаточным основанием для обращения истца с настоящим иском.
Кроме того, судом отмечено, что предмет контракта также определен постановлением от 17.08.2017, ответчик, внося изменения в указанное постановление, фактически изменил и предмет контракта.
Суды первой и апелляционной инстанций констатировали факт совершения администрацией действий, направленных на одностороннее изменение условий заключенного между сторонами контракта путем изменения схемы движения маршрута №, что в силу положений законодательства является недопустимым».
Исходя из приведенной выдержки из решения, можно сделать однозначный вывод о том, что изменение предмета договора путем издания нормативного акта является неправомерным.
Однако не все изменения, относящиеся к предмету контракта, являются неправомерными. Так в постановлении арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2020 г. № Ф08-9587/20 по делу № А63-16776/2019 указано:
«Суды установили, что предметом государственного контракта являлось выполнение работ по созданию, ведению в эксплуатацию в Ставропольском крае системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в связи с чем суды исходили из того, что государственный контракт фактически является договором подряда.
Елена Малетина
Что такое управление в русском языке? Это синтаксическое подчинение одного слова другому, состоящее в том, что одно слово требует после себя дополнения в определенном падеже. Чаще всего мы понимаем, в каком падеже следует употреблять зависимое слово. Например, в предложении «Я работаю секретарем» никому не придет в голову заменить творительный падеж, в котором стоит слово «секретарь», скажем, на предложный: «Я работаю о секретаре». Это очевидно. Но не всегда выбор управления бывает простым.
Наряду с возможностью использования различных нормативных вариантов (например, можно сказать «счесть ошибкой» и «счесть за ошибку») встречаются и весьма спорные ситуации. Как правильно написать (сказать): по завершении или по завершению работы; контроль над чем или чего; скучаю по вам или по вас? В подобных случаях не всегда выручает интуиция. Поэтому в помощь вам мы подготовили табличку, в которую постарались включить наиболее затруднительные моменты в выборе управления слов.
При составлении таблицы частично использованы словари по управлению в русском языке, частично информация с портала «Грамота.Ру», а также собственные ресурсы. В таблицу не включены слова, имеющие множество различных вариантов управления, разговорные формы (кроме отмеченных) и слова, не вызывающие трудностей в управлении. Не включили мы и такие понятия, как «контроль», «благо» и «памятник», о которых поговорим отдельно.
Итак, «контроль»: как же правильно сочетать это слово с другими и с какими предлогами использовать? Контроль может быть за чем, над кем/чем или чего — в зависимости от управляемых слов. 1. За чем и над чем (при отглагольных существительных, т. е. образованных от глаголов). Контроль за (над) выполнением поставленных задач (выполнение — от глагола «выполнять»). 2. За чем (при существительных, обозначающих действие, признак). Контроль за работой подчиненных (действие). Контроль за качеством работы (признак). 3. Над кем/чем (при существительных отвлеченных и при одушевленных существительных). Контроль над развитием (отвлеченное существительное).
Контроль над рабочими (одушевленное существительное).4. Чего (в официальной и профессионально-технической речи). Контроль деятельности исполнительной власти. Контроль выпускаемой продукции.
Режим рабочего времени: что нужно знать работодателю
Инфо
Гибкое рабочее время (далее — ГРВ) — это такой режим работы, при котором начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяются по соглашению сторон (ч. 1 ст. 102 Трудового кодекса РФ; далее — ТК РФ). Согласны, «не густо»… Чтобы разобраться в особенностях режима ГРВ, обратимся к Рекомендациям по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утв.
постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55 (далее — Рекомендации). Согласно Рекомендациям, режим ГРВ — это форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или коллективов подразделений предприятия допускается (в определенных пределах) саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня.
Что такое договор подряда, в каких случаях он заключается
Договор подряда – это такой вид сделки, по которому одна сторона (подрядчик) по заказу другой стороны (заказчика) обязуется осуществить работу и передать ее результат заказчику. В свою очередь, заказчик обязуется результат работы принять и оплатить. Такой договор может заключаться при осуществлении любых работ, но наиболее распространен в строительной сфере.
Сторонами договора могут стать как юридические, так и физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели. При осуществлении отдельных видов работ юридическое лицо должно иметь специальные допуски и разрешения: лицензия, членство в СРО (саморегулируемые организации) и т.п.
Как обезопасить себя на стадии заключения договора?
Итак, мы рассмотрели, как важно в договоре подряда учесть все нюансы, причем, как для заказчика, так и для подрядчика. Если какой-то важный пункт сторонами будет проигнорирован, то последствия не заставят себя долго ждать.
Продление строительных госконтрактов
Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2020 году:
- Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
- Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Какое письмо написать на продление сроков?
Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции. Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:
- пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
- возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
- рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.
Заключение На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать.
Продление срока выполнения работ по договору подряда
Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя. В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д.
Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, именно по этапам работ по договору строительного подряда. Из данных разъяснений следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, дающая подрядчику право требовать оплаты принятых работ, только если такие этапы предусмотрены договором.
В связи с этим можно отметить позицию Минэкономразвития России, представленную в ответе на вопросы 24-25 приложения к письму от 30.09.2014 N Д28И-1889: этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом.Из изложенного, на наш взгляд, следует, что выделение отдельных этапов исполнения контракта возможно, только если непосредственно условия данного контракта определяют такие этапы.Согласно ч. 2 ст.
Какие существуют причины для направления претензии контрагенту
Как полное, так и частичное неисполнение условий соглашения одной из сторон, пренебрежительное отношение к ним или исполнение в ненадлежащем качестве и/или с нарушением временных сроков приводит к недовольству противоположной стороны. В договоре строительного подряда недовольным может оказаться как заказчик, так и подрядчик.
Важно! Изложенные в претензии доводы должны касаться только оговоренных в договоре подряда условий.
Чаще всего письма-претензии по договору подряда составляются по следующим причинам.
- Нарушены сроки исполнения обязательств.
- Ненадлежащее качество выполненных работ.
- Несоответствие работ выдвигавшимся заказчиком требованиям.
- Игнорируются условия оплаты.
Если в момент заключения первого соглашения в нем содержались специфические условия, то и в рассматриваемом случае они должны соблюдаться. Продление всегда предполагает изменение одного из начальных положений.
При заключении срочного или нерегламентированного договоров важно учитывать следующие нюансы:
- если сделка должна регистрироваться в государственном порядке, то и законность дополнительного документа фиксируется в той же инстанции, что и первичный экземпляр;
- если первый договор был заверен в нотариальном порядке, то и дополнительное соглашение должно следовать тому же алгоритму действий;
- стоимость заверения в полной мере регулируется статьей №22.1 Закона Российской Федерации о нотариате – при отчуждении объектов недвижимого имущества всегда рассчитывается их фактическая стоимость (в остальных ситуациях определяется фиксированная цена).
Соглашение о продлении срока действия договора
Когда по каким-то причинам обязательство не может быть исполнено в срок, стороны могут заключить соглашение о продлении срока действия договора. Причины могут быть любыми, как объективными, так и субъективными. Ведь иногда экономически более выгодно и целесообразно изменить срок обязательства и дождаться его исполнения, чем требовать расторжения путем направления претензии или в судебном порядке. Более того, если речь идет о предпринимательской деятельности, расторжение договора в суде обязательно после прохождения стадии досудебного урегулирования спора, что требует временных и финансовых затрат.
Такой документ может применяться и в длительных правоотношениях между сторонами. Зачем заключать новую сделку, если можно зафиксировать ее продление на новый срок?
Речь в данной статье пойдет исключительно о гражданско-правовых договорах. Процедура пролонгации в трудовых правоотношениях освещена на сайте отдельно.
Как продлить срок действия госконтракта
По общему правилу, указанному в нормах гражданского законодательства, соглашение между участниками сделки может быть продлено свыше срока, на который оно заключалось. То есть стороны вправе изменять условия контракта в связи с изменением обстоятельств (ст. 451).
Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право его пролонгации и при этом не изменяются существенные условия (за исключением объема, цены), то продление срока без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона № 223 ФЗ. Такой позиции придерживается Минэкономразвития в своем письме от 24. 03. 2017 № Д28и-1993. Есть группа товаров, работ, услуг, которые требуются заказчику постоянно, к примеру, электроэнергия, доступ в Интернет, телефония.
Каждый заказчик хотел бы упростить процедуру ведения своей закупочной деятельности и не проводить ежегодно одинаковые заказы. Куда проще просто продлить период действия ранее заключенного контракта, а не утруждать себя проведением новых торгов. Это и называется пролонгация — увеличение периода действия контракта в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.
Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а период исполнения контракта в нем — один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет внесение в текст контракта правил о возможности продления (письмо Минэкономразвития от 31. 03. 2017 № ОГ-Д28-4011). Заключать доп соглашение о продлении срока действия договора заказчик не имеет права (п. 2 ст.
168 ГК, доп соглашение о продлении срока договора является ничтожным, если оно не предусмотрено законом и контрактом).