начальное профессиональное и среднее профессиональное в чем разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «начальное профессиональное и среднее профессиональное в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действительно, согласно п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный по старому Закону РФ «Об образовании», приравниваются к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Таким образом, лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Прочитав эту статью, вы узнали, в чем заключаются отличия ПТУ от техникумов и колледжей. Очень часто возникает вопрос о продолжительности обучения в этих заведениях. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В каждом учреждении это происходит по-разному. Где-то на освоение специальности уходит четыре года. В других учреждениях может быть более интенсивный курс или более лёгкая специальность, тогда освоение специальности может произойти за два года.
Обычно же освоение специальности всё-таки происходит за три года, этот вариант является оптимальным. Также важным моментом является то, что в случае отсутствия у вас желания идти в армию, поступать в средние заведения не следует. Это обусловлено тем, что обучение в техникумах и колледжах не освобождает от воинского долга. В таком случае вам нужно подумать о том, нужно ли вам получать именно средне-техническое образование, так как аналогичные специальности можно получить и в высших учебных заведениях. В любом случае, решение можете принимать только вы сами.
Начиная с первых послереволюционных лет, образование будущих рабочих принимало разнообразные формы – от ликбезов до рабфаков, от профтехшкол до мастерских и не только. Среди всего этого многообразия стоит выделить школы ФЗУ – фабрично-заводского ученичества. Основным временем существования ФЗУ стали 1920–1940-е гг. Затем эти учебные заведения остались в отдельных отраслях, а на рубеже шестидесятых вместе с другими подобными учреждениями (ремесленными и сельскохозяйственными училищами и пр.) были преобразованы в ПТУ.
Обучение в ФЗУ проходило на базе общеобразовательной школы-семилетки, и если сначала оно длилось до 4 лет, то затем – накануне войны – школьные предметы в ФЗУ изучали уже более сжато, что позволяло сократить срок учебы до 2 лет. Согласитесь, по сравнению с ФЗУ, допустим, школы ФЗО – тоже «фабрично-заводского», но не «ученичества», а «обучения», – которые работали в еще более сокращенном режиме, обучая профессии всего за полгода, сроками учебы не настолько походили на будущие ПТУ. Да и стартовыми условиями они не напоминали профтехучилища, поскольку в ФЗО прием шел сразу после начальной школы. Однако нет ничего невозможного: ФЗУ удавалось реформировать в ФЗО (а не наоборот). А ФЗО, равно как и не реформированную ранее школу ФЗУ – превратить в ПТУ.
Сам термин ФЗУ предопределял будущее место работы выпускника такого учебного заведения – фабрику или завод. И действительно, школы ФЗУ функционировали не только при небольших мастерских, но и при фабриках и заводах, под знаменем индустриализации стремившихся наращивать объемы производства. А вот термин ПТУ – несмотря на его внешнее сходство с ФЗУ – делает упор уже не на место работы молодого трудящегося, а на полученное им профессиональное образование как таковое.
Впрочем, аббревиатура ПТУ появилась не сразу. За несколько лет до реорганизации ФЗУ и ФЗО независимо от таких учебных заведений возникли ТУ – технические училища. А профтехучилища как только ни назывались! И «ГПТУ» (городское профессионально-техническое училище), и «СПТУ» (что в зависимости от конкретного времени либо условий обучения расшифровывалось либо как сельское профессионально-техническое училище, либо как среднее профессиональное техническое училище, либо как специальное профессиональное техническое училище), и «СГПТУ», и классическое «ПТУ». Последний вариант и сохранился в народной памяти лучше остальных ему подобных.
ПТУ относились к системе начального профессионального образования (а не среднего!). Туда принимали после 8-го класса – и через некоторое время выпускники уже защищали дипломные работы и проекты. Красный диплом ПТУ приравнивался к школьной медали, а также освобождал от распределения, которое в советское время вообще-то было обязательным для профессионалов и со средним, и с высшим образованием. Среди тех, кто окончил ПТУ, конечно же, есть и те, кто впоследствии получил высшее образование, но счет подготовленных в ПТУ рабочих просто идет на миллионы человек.
С начала 1990-х годов началась новая волна переименований профтехучилищ, отражавшая уже постсоветскую жизнь. Часть ПТУ стала профессиональными лицеями, часть – профессиональными училищами (ПУ), часть – колледжами, некоторые – техникумами. Профлицеи и профессиональные училища продолжали относиться к системе начального профессионального образования, зато перемена статуса ПТУ на статус колледжа или техникума означала повышение уровня предлагаемого учебным заведением профессионального образования – с начального до среднего.
Эти нюансы были актуальны до недавнего времени. А новый закон об образовании не устанавливает уровень начального профессионального образования вовсе. В статье 138, в частности, говорится: «Начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования». Профессии НПО – начального профобразования – станут теперь специальностями СПО, среднего профессионального образования. Бывшее начальное профобразование в основном будет считаться не профессиональным образованием, а всего лишь профессиональной подготовкой. Обратите внимание на то, что между образованием и подготовкой есть существенная разница: первое – весомее.
В той же статье сообщается, что до 1 января 2016 года профессиональные лицеи должны быть преобразованы в «профессиональные образовательные организации соответствующего вида», а профессиональные училища превратятся «в учебные центры профессиональных квалификаций, в общеобразовательные организации, реализующие в пределах основной образовательной программы среднего общего образования программы профессиональной подготовки, либо иные организации, осуществляющие обучение».
За этими сложными формулировками скрыта разница фактических уровней обучения. В первом случае это будет ссуз, выпускникам которого дадут дипломы – примерно такие же, как диплом об окончании, допустим, техникума. Во втором случае возможны варианты, однако на диплом о среднем профессиональном образовании тут вряд ли стоит твердо рассчитывать (если только речь не идет о центре профессиональных квалификаций, но и там это будет не единственный вариант итогового документа). А надеяться получить удостоверение или свидетельство по профилю, позволяющее трудоустроиться – почему бы и нет!
С 1 сентября 2013 г. действует новый Закон об образовании. Рассмотрены наиболее частые вопросы, касающиеся деятельности по программам среднего профобразования и основным программам профобучения.
В частности, отмечается, что после вступления в силу нового закона обучающимся должны выдаваться дипломы о среднем профобразовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).
Профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение лицо, уже имеющее среднее профобразование.
Продолжительность учебной недели (пяти- или шестидневная с двумя или одним выходным) устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Также она разрабатывает учебный план, в т. ч. распределяет общеобразовательные предметы (количество часов) на первом и втором курсах обучения.
Лица, обучавшиеся ранее по программам начального профобразования, приобретают статус студентов, получающих среднее профобразование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Приведен перечень нормативных правовых актов Минобрнауки России, принятых в целях реализации нового закона, в сфере среднего профобразования.
Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках такого обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.
НПО предоставляет более низкий уровень подготовки и раскрывает перед выпускниками узкие карьерные возможности. Разумеется, лицо, прошедшее такую образовательную программу, получит определенные компетенции и будет считаться квалифицированным работником. Но, на примере образовательного учреждения медицинского профиля, если обладатель СПО может работать медбратом или фельдшером, то «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО – работа нянечки.
Итак, колледж – это какое образование? И какое образование после колледжа вы сможете получить? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы на все эти вопросы предоставлены ниже.
Подробнее, о ссузах
Что значит нпо спо впо
Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:
Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и
Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).
Современное среднее профессиональное образование по своей сути — это несколько модернизированное среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.
Согласно современной статистике:
из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;
приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;
еще 50% — это работники умственного труда, в том числе среднее звено работников бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.
Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.
Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.
Неполное высшее образование и бакалавриат
А теперь назовем ступени высшего профессионального образования. В нем принято выделять несколько уровней. Самый первый уровень – это неполное высшее образование. Для него не создано каких-то определенных программ, направлений подготовки. О неполном высшем образовании говорят тогда, когда студенты, отучившись не менее 2 лет и успешно пройдя промежуточную аттестацию, бросают учебу.
Второй уровень – это бакалавриат. Образовательные программы, предлагаемые на нем, имеют срок обучения не менее 4 лет. В процессе учебы студенты получают знания об обществе, истории, культуре, овладевают основами профессиональных знаний.
Некоторые люди считают бакалавриат неполным высшим образованием. На самом деле это не так. Бакалавры – это полноценные специалисты. Они могут трудоустраиваться на такие должности, на которых требуется высшее образование. При желании можно продолжать учебу на более высших уровнях профессионального образования. Такое решение рекомендуется принимать всем выпускникам вузов, ведь с квалификацией бакалавра, к сожалению, некоторые престижные вакансии недоступны.
Получение среднего специального образования дважды
Вопрос. Какой документ об образовании получит обучающийся, если он был принят на обучение по программе начального профессионального образования до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), а закончит обучение после вступления его в силу?
Ответ. В соответствии со статьей 108 Федерального закона начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования в части наименований признаются тождественными программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Исходя из положений части 3 статьи 108 Федерального закона обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам начального профессионального образования до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона обучающимся должны быть выданы дипломы о среднем профессиональном образовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).
Вопрос. Начальное профессиональное образование приравнено новым Законом к среднему профессиональному образованию. В связи с этим сохраняется ли право у лиц, получивших ранее начальное профессиональное образование, на получение бесплатного среднего профессионального образования?
Ответ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный до вступления в силу Федерального закона, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Таким образом, лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом для среднего профессионального образования установлена специальная норма. Согласно части 5 статьи 68 Федерального закона получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
Таким образом, лица, имеющие начальное профессиональное образование или приравненное к нему среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), имеют право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.
Вопрос. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) лица, которое уже имеет среднее профессиональное образование, полученное за плату? Вправе ли образовательная организация принять его на бесплатное обучение по новому Закону?
Ответ. Согласно пункту 3 части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование, полученное до дня вступления в силу Федерального закона, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена по новому Федеральному закону. Таким образом, указанное лицо уже имеет среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Закон не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно было быть получено непременно за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).
Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в Законе РФ «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем определении от 5 октября 2001 г. № 187-О Конституционный Суд РФ указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.
Таким образом, профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее среднее профессиональное образование вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.
Вопрос. Каким образом отчислять несовершеннолетних студентов образовательных орг��низаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, если студент обучается на базе основного общего образования? Надо ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних?
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 437 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства в целях лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по указанным специальностям, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования».
2. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
5. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2013 г. № 240 «Об утверждении образцов студенческого билета студента и зачетной книжки студента (курсанта), осваивающего образовательные программы среднего профессионального образования».
6. Приказ Минобрнауки России от 28 января 2013 г. № 50 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/2014 учебный год».
7. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об установлении порядка и оснований предоставления академического отпуска лицам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название приказа следует читать как «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся»
8. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как «№ 513»
9. Приказ Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное».
Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления
Получить диплом о высшем образовании можно в некоторых типах учебных заведений. Рассмотрим самые популярные из них:
- университет имеет IV уровень аккредитации. Он предлагает широкий спектр многопрофильного образования: от профессий в сфере экономики и до гуманитарных специальностей. Может быть классическим и профильным;
- институт отличается ІІІ или IV уровнем аккредитации. Может быть структурным подразделением университета. Предлагает обучение по специальностям в одном профильном направлении;
- академия относится к учебным заведениям IV уровня аккредитации. Здесь можно получить специальность в определенной отрасли науки, производства и так далее. Главное условие работы академии — кадровая подготовка по двум отраслям и докторов философии (или наук) по двум категориям.
Для получения образования подойдут некоторые типы ВУЗов
Различают несколько форм обучения. Все они имеют разные программы образовательного плана, продолжительность и подходят для определенных категорий абитуриентов. Рассмотрим их:
- дневная: предлагает наиболее полное образование с огромным объемом лекционного материала, самостоятельных, практических и лабораторных работ, семинаров, аттестаций, зачетов и так далее. Необходимо постоянно посещать ВУЗ, преимущественно утром. Имея средне-специальное образование, можно рассчитывать на сокращенную форму высшего образования. Все учиться 5-6 лет;
- заочная: имеет более сокращенную программу обучения. Нужно приезжать на учебу несколько раз в год. Большая часть материала осваивается самостоятельно. Такая образовательная программа подходит для тех граждан, которые не могут учиться каждый день, к примеру, работают. На врача выучиться будет сложно, а на юриста или программиста вполне реально.
- вечерняя: имеет некоторое сходство с заочной формой обучения, но посещать занятия необходимо 2-4 раза в неделю в зависимости от программы. Продолжительность бакалаврата — 4,5 лет, специалитета — 5,5 лет. Подходит для работающих граждан, которые не могут учиться на дневном отделении;
- дистанционная: идеальный вариант для людей из глубинки, у которых нет возможности приезжать на учебу в другой город. А также для тех, у кого есть семья и дети, и не на кого их оставить. Достоинство — невысокая цена и возможность перепрофилирования по профессии.
Люди, имеющие диплом о среднем специальном образовании по профессии, могут рассчитывать на прохождение ускоренной формы подготовки специалистов.
Подготовка специалистов часто происходит по ускоренной программе
Это возможность сократить образовательный процесс на всех этапах подготовки. Определяется аттестационной комиссией после проверки знаний, которые имеет абитуриент после СПО.
Диплом о наличии средне специального образования избавляет от сдачи ЕГЭ.
Согласно действующего законодательства образовательной системы учебный план дневного образования для высших учебных заведений после школы представляет:
- 4 года – бакалавриат;
- 5 лет – специалитет;
- 6 лет – магистратура.
Тогда как в университетах предусмотрена сокращенная программа обучения для студентов, имеющих диплом о среднем специальном образовании. Они хоть и сдают дополнительные экзамены при поступлении, но имеют шансы отучиться быстрее и получить на руки диплом о высшем образовании установленного образца.
К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов).
Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования.
Куда можно поступать для получения отсрочки от мобилизации
Какой диплом есть | Куда поступать | Возможность учиться на бюджете |
---|---|---|
О среднем профессиональном образовании, СПО | Бакалавриат, специалитет | Да |
Бакалавра | СПО, магистратура | Да |
Специалиста | СПО, ординатура, ассистентура-стажировка, аспирантура, адъюнктура | СПО — да |
Магистратура — только если квалификация «дипломированный специалист» | Ординатура — да | Аспирантура — да |
Магистра | СПО, ординатура, ассистентура-стажировка, аспирантура, адъюнктура | Да |
Кандидата наук | СПО | Да |
Чем институт отличается от университета и академии?
Отличия института от университета на первый взгляд могут показаться незначительными, но на самом деле всё далеко не так однозначно.
Первое отличие: число аспирантов. Если в академии институте необходимо иметь как минимум двух аспирантов на сто студентов, то в университете их должно быть не менее четырёх.
Вторым же отличием является то, что у университета на финансирование своих исследований должно выделяться минимум 10 000 000 рублей, когда у института максимумом считается 5 000 000.
Как не трудно догадаться, финансирование своих исследований у академии должно находиться между 5 и 10 млн рублей.
Если случилось так, что часть студентов, проходящих обучение в аспирантуре, и с успехом защитивших диссертации в течение целого календарного года после завершения обучения, составляет 25 % и более, тогда институт имеет возможно получить статус академии или университета, если сможет соблюсти и остальные условия.
Помимо этого, академии и университеты отличает от института ещё два фактора:
- Количество преподавателей в штате. Если вуз молодой, не старше 5 лет, то количество педагогического состава должно начинаться от 30 человек. Вузы моложе 9, но старше 5 должны иметь не менее 40 человек в преподавательском штате, а если вузу 10 и более лет, то 50 или больше человек.
- Наличие электронной библиотеки. Ввиду того, что академии и университеты ведут свою образовательную деятельность основываясь на инновационных подходах, то наличие электронной библиотеки является важным фактором.
Средне-профессиональные учебные учреждения
Изначально, ещё при СССР, подобные заведения имели лишь такие названия как – техникум и училище. Они готовили различных специалистов, надобность в которых была во многих сферах. В нынешнее время некоторые учебные заведения подобного типа могут иметь название – колледж. Среднее техническое образование и специальности, полученные в таких учебных заведениях, очень сходны. Процесс обучения в них, как правило, занимает от двух до трёх лет. В колледжах, где образование даётся с более глубоким изучением, время учёбы, может занять и 4 года. Поступить, можно как после окончания школы, так и окончив всего 9 классов. Таким образом, по окончании обучения выпускник получит не только аттестат о среднем образовании, но и понравившуюся специальность.
При этом если среднее образование уже есть, то получение средне-профессионального образования займёт меньший срок. Среднее техническое образование по различным специальностям можно получить по разным методам обучения. Это и очная форма, и заочная, и очно-заочная, а также – вечерняя. Человек может получить образование по среднетехнической специальности без отрыва от основной работы или просто в наиболее удобном варианте. Не стоит забывать и о дистанционной форме обучения.
Сами образовательные учреждения средне-профессионального образования, могут быть организованы как при каком-нибудь вузе, так и самостоятельно, то есть – отдельно. Они могут быть, как государственные, так и коммерческие. Стоит отметить, что получение среднего технического образования и специальности в государственном учреждении, может быть и бесплатным.
Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 72% ответили правильно)
Отечественная образовательная система, вызывает массу вопросов. Среди потенциальных студентов, возможно самым главным из них, является вопрос, касательно отличий среднего специального и среднего профессионального образования. Актуальным этот вопрос делает неправильно осуществленный переход советской образовательной системы в текущую, отечественную и по этому, если и вам непонятно то, какие аспекты отличают среднее специальное образование от среднего профессионального, обратите свое внимание на наш, сегодняшний обзор.
Не знаем, известно ли вам об этом, но еще в советское время, среднее профессиональное образование можно было бы получить в техниках, либо-же училищах. После развала Советского Союза, вышеупомянутые учебные заведения были переименованы в колледжи и по этому, теперь уже, желающий получить среднее профессиональное образование, должен поступить именно туда.
Среднее профессиональное образование: понятие и структура
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Среднее профессиональное образование является первым уровнем профессионального образования и состоит из двух видов образовательных программ:
- • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- • программы подготовки специалистов среднего звена.
Место среднего профессионального образования в структуре профессионального образования показано в табл. 1.
Не позднее 1 марта приёмные комиссии колледжей, техникумов и училищ объявляют порядок приёма документов на обучение на бюджетной и контрактной основах, перечень специальностей и форм обучения, а также список требований к уровню образования абитуриентов. Помимо этого, публикуется перечень вступительных экзаменов и категорий поступающих, которым нужно пройти их.
Также до 1 марта образовательные учреждения СПО должны объявить, каким будет порядок приёма заявлений и документов в электронном виде – если такой возможности нет, то сообщается и это.
До 1 июня абитуриенты узнают количество бюджетных и платных мест по каждому направлению, правила подачи и получить полную информацию об общежитии. Поступающим, которые планируют учиться на платной основе, должны быть предоставлены образцы договора. Приём документов в учебные заведения СПО завершается примерно до 20-го июня.