Система управления охраной труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система управления охраной труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления. Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Как действует система управления охраной труда на предприятии?

Согласно статье 217 Трудового Кодекса, при численности работников свыше 50 человек создается служба охраны труда в организации или вводится должность специалиста по ОТ у работодателя

В компетенцию этой структуры входит налаживание работ по ОТ. В том числе разработка и внедрение актуализированной системы управления охраной труда на предприятии: регулярная оценка условий труда, анализ причин производственного травматизма, планирование, проведение необходимых мероприятий по ОТ (информационное обеспечение, инструктажи, предварительные и периодические медосмотры, обеспечение сотрудников средствами индивидуальной или коллективной защиты и т. д.), разработка новых или внесение изменений в действующие нормативные акты по ОТ, организация обучения и проверки знаний и т. д.

Когда общее число работников организации не превышает цифру 50, то работодатель имеет право самостоятельно осуществлять организацию работ по ОТ или возложить функции специалиста по ОТ на другое уполномоченное лицо. Но часто бывает, что в организациях малой формы многие работники уже занимаются несколькими направлениями или выполняют по два-три функционала (например, главный бухгалтер, может одновременно и менеджером по подбору персонала, и исполнять функции инспектора отдела кадров, то есть оформлять человека на работу). Учитывая эту особенность, ТК также оговаривает, что есть возможность нанимать по договору гражданско-правового характера профильные организации, оказывающие услуги по ОТ. Не стоит также забывать, что создание и внедрение современной СУОТ требует от специалиста соответствующей подготовки. Опыт показывает, что такой подход является оптимальным для субъектов малого бизнеса.

Внедрение системы управления охраной труда требует обязательного информирования сотрудников об изменениях в политике по ОТ, принятой в организации, и ведения необходимой документации. Эффективное управление охраной труда невозможно без нормативных документов, содержащих политику предприятия в сфере ОТ и методы обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников.

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Права работников службы по охране труда

Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда

При выполнении своих обязанностей сотрудники подразделения имеют определенные права, которые прописаны законодательно и утверждены в постановлении Министерства труда. Они имеют право:

  • посещать и осматривать все служебные, производственные и бытовые помещения в любое время дня и ночи;
  • ознакомляться в пределах своей компетенции с документацией по вопросам, касающейся их деятельности;
  • предъявлять начальникам отделов, а также другим должностным лицам предприятия, предписания об устранении нарушений, которые выявлены при проверках и обязательны для исполнения;
  • контролировать выполнение предписаний;
  • требовать от руководства отстранения от работы сотрудников, которые не имеют права выполнять данные виды работы, не прошли медицинские осмотры, инструктажи, не применяют в своей деятельности средства индивидуальной защиты и нарушают требования законодательства;
  • направлять руководству предложения о привлечении к ответственности сотрудников, которые не нарушают требования;
  • запрашивать, истребовать и получать от начальников отделов и подразделений всю необходимую информацию и документацию, касающуюся вопросов их деятельности;
  • требовать письменные объяснения, которые допускают нарушения законодательства;
  • привлекать к проверкам различных специалистов;
  • стимулировать тех, кто ведет активную деятельность по улучшению условий труда на предприятии;
  • выступать в качестве представителя в различных инстанциях.
Читайте также:  Регистрация в ПФР и ФСС при открытии ООО в 2022 году

В каких случаях создается служба охраны труда?

Если штатная численность работников в организации составляет более 50 человек, то в таком случае может быть создана служба охраны труда (далее – служба) или введена штатная должность специалиста по охране труда по решению работодателя на основании ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации.

«Убить двух зайцев», создав службу из одного специалиста по охране труда не получится. В пункте 10 Рекомендаций указано, что служба организуется в форме «подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником)».

Сразу стоит разграничить, что требования о создании службы охраны труда НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ:

  • на работодателей — индивидуальных предпринимателей;
  • на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность (если численность работников не превышает 50 человек);
  • работодателей – субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющих производственную деятельность и предоставляющих социально-бытовые услуги без предоставления проживания.

Структура службы охраны труда

В соответствии с п.19 Рекомендаций структура службы формируется в соответствии:

— с учетом организационной (штатной) структуры; — специфики вида деятельности предприятия (организации); — наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств);
— особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда; — штатной численности работников у работодателя;
— установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.

Ответственность за СОУТ в организации

Если требования по ОТ не соответствуют нормативным, то на организацию возлагается ответственность согласно законодательству. На предприятие может быть возложен штраф, только не за отсутствие положения о СУОТ, а за нарушение требований ОТ. Если они повлекли за собой ущерб здоровью или жизни сотруднику, то ответственность может быть возложена уголовная.

Если же нарушение не повлияло на здоровье работника, то ответственность может быть возложено административное взыскание.

На предприятиях в тех или иных случаях приоритетным направлением является ОТ, так как при выполнении любого задания имеются опасности, оказывающие негативное влияние на сотрудника. Чтобы выполнить весь комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, лучшим решением будет подходить к этим вопросам системно.

В положении прописываются все функции руководства, и какие мероприятия должны проводиться, и с какой частотой. К тому же дому документ утверждается приказом, а требования приказа необходимо выполнять.

Система управления охраной труда на предприятиях удобна для решения важных вопросов и регулирования процессов контроля ТБ.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.
Читайте также:  Процессуальные сроки в гражданском процессе

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Распределение обязанностей между работниками в сфере охраны труда

В целях обеспечения функционирования СУОТ обязанности по охране труда в организации не могут быть возложены только на службу охраны труда, так или иначе в этом процессе задействуются все работники. В первую очередь, для всех работников установлены обязанности соблюдать требования охраны труда и применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Что касается обеспечения безопасных условий и охраны труда, кроме руководителя организации, участвовать в этом приходится его заместителям, начальникам подразделений или другим должностным лицам. Насчет того, как распределить обязанности между должностными лицами, есть рекомендации в Типовом положении. Так, согласно его п. 17 при распределении обязанностей работодателя, установленных ст. ст. 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 — 223, 225 — 229.2, 370 ТК РФ, и работника (ст. ст. 21 и 214 ТК РФ) в сфере охраны труда рекомендуется использовать уровни управления, а именно уровни:

  • производственной бригады;
  • производственного участка;
  • производственного цеха (структурного подразделения);
  • филиала (обособленного структурного подразделения);
  • службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
  • организации-работодателя в целом.

Законодательством Республики Беларусь установлена ответственность за нарушения требований по охране труда.

Административная ответственность: статья 9.17. КоАП Нарушение правил по охране труда:

1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Уголовная ответственность: статья 306 УК. Нарушение правил охраны труда:

1. Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Характер решений по автоматизации процессов охраны труда, ПБ и ООС

Среди компаний выборки большей популярностью пользуются решения, позволяющие автоматизировать базовые процессы функции охраны труда, ПБ и ООС. Например, более 50% компаний используют решения для автоматизации учёта и выдачи СИЗ, ведения личных карточек персонала (обучение, мед. осмотр, СОУТ) и проведения предрейсовых осмотров. Данные инструменты направлены на упрощение самых трудоёмких процессов, и главная цель использования – снижение «бумажной» нагрузки на сотрудников функции.

IT-решения, направленные на предотвращение инцидентов (то есть носящие предиктивный, а не реактивный характер), системно используются реже – не более, чем в 20% компаний выборки. Они появляются в компаниях, которые активно развиваются в области безопасности или уже достигли как минимум системного уровня культуры безопасности. Среди таких решений:

  • контроль использования СИЗ с помощью камер видеонаблюдения и датчиков;
  • контроль нахождения сотрудников в зоне движения транспорта;
  • система оповещения о ЧС в приложении мобильного телефона/по СМС;
  • система видеонаблюдения для фиксации опасных действий;
  • система для мониторинга параметров безопасного вождения;
  • система блокировки транспорта при нахождении в зоне его движения человека.

7.4.1 Работники всех уровней реализуют все производственные процессы, и их активное участие является необходимым условием обеспечения охраны труда. Поэтому работодателю следует привлекать работников, а также их представителей по охране труда к управлению охраной труда, включая управление аварийными мероприятиями.

7.4.2 Вовлечение всего коллектива организации в деятельность по обеспечению охраны труда (в том числе профилактическую) дает возможность ему выполнять осознанные действия по осуществлению их трудовых функций, использовать способности каждого с максимальной эффективностью. Управление охраной труда является коллективной деятельностью, требующей совместных усилий. Поэтому сотрудникам, занимающимся планированием, исследованием, проектированием, постановкой продукции на производство, работникам, непосредственно занятым в производстве, а также сотрудникам экономических служб, отделов сбыта и кадров следует участвовать в деятельности по управлению охраной труда. Это достигается определением во всех службах и на всех организационных уровнях обязанностей и полномочий в отношении безопасности всех видов работ, их объема и технологии (методы, правила). В должностных инструкциях следует определять степень свободы действий членов персонала в рамках их должностной компетенции, обеспечивающей творчество и активное участие работников в управлении охраной труда.

7.4.3 Участие работников в управлении охраной труда обеспечивает:

— повышение ответственности каждого за результаты своей деятельности;

— рост заинтересованности каждого в успехах организации и своей причастности к решению общих задач;

— переход от разобщенных действий к солидарным и осознанным, работе в коллективе, сотрудничеству и социальному партнерству;

— мотивацию всех и каждого в отдельности к участию в постоянном улучшении деятельности организации.

7.4.4 Активное участие работников в управлении охраной труда обеспечивается:

— привлечением работников, а также их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия по ликвидации возможных аварий;

— выделением времени и возможностей для активного участия работников, а также их представителей в процессах организационного характера, планирования и реализации действий по совершенствованию системы управления охраной труда, оценке ее эффективности;

— созданием, формированием и эффективным функционированием комитета (комиссии) по охране труда, признанием и повышением авторитета представителей работников по охране труда;

— определением требований к необходимой компетентности работников в области охраны труда.

7.6.1 Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза (далее — уполномоченный) осуществляет профсоюзный контроль соблюдения требований охраны труда в организациях, в которых работают члены профсоюзов.

7.6.2 Задачами уполномоченного являются:

— содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда;

— осуществление в организации (структурном подразделении) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

— подготовка предложений работодателю (руководящему должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;

— представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;

— информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

7.6.3 Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда. Уполномоченный осуществляет свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), со службой охраны труда, с технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими проведение надзора и контроля. Руководство деятельностью уполномоченного осуществляет выборный орган первичной профсоюзной организации.

7.6.4 Уполномоченного избирают открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации или ее структурном подразделении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *