Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ранее учтенные объекты недвижимости — это имущество, права собственности и кадастровый учет которых проводился до 2008 года. Также к этой категории относятся объекты, не стоящие на госучете, но с зарегистрированными имущественными правами.
Как подаются дополнительные сведения о землях
Если изменились те или иные параметры ЗУ, то следует обновить данные в ЕГРН. Подача дополнительных сведений производится в зависимости от того, о каких изменениях идет речь.
Как правило, дополнительные сведения касаются:
- адреса или местоположения ЗУ;
- его площади;
- ландшафта ЗУ (появления, исчезновения природных или других объектов);
- категории или вида разрешенного использования;
- стоимости;
- изменения права собственности либо ограничения прав.
Документы подаются в местное отделение МФЦ или в Кадастровую палату. Можно прийти лично или отправить документы через Интернет либо почту России. Обратиться вправе или сам собственник, или его доверенное лицо.
Перечислим документы, которые следует предоставить:
- заявление;
- документы на право собственности;
- документ, содержащий данные об изменениях.
Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра
ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
В ЕГРН вошли:
Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием. |
Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)
Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН. |
Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.
С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Установление границ (уточнение)
Обновленное законодательство, касающееся вопроса учета земельных участков, предусматривает необходимость межевания, то есть установления или уточнения границ надела.
Это требуется для полноценного отражения сведений о каждом участке, переданном во владении гражданам. Соответственно, те наделы, что не были объектом межевания, должны быть подвергнуты такой процедуре.
Почему это важно? Если границы земельного участка не установлены, существует риск незаконного захвата территории и пользования участком лицами, не имеющими на это прав. Кроме того, неправильно обозначенные границы могут повлечь за собой неверные расчеты при выставлении счета за надел.
Запомните! Чтобы определить границы участка, потребуется провести кадастровые работы, а именно межевание. Определяются точные координаты участка за счет документов на землю. Если таковые отсутствуют, то условно устанавливаются пределы территории, за которой был закреплен тот или иной искусственный объект.
При этом срок такого закрепления не должен быть меньше пятнадцати лет. Именно указанные объекты позволят примерно определить границы надела.
Соответственно, уточнение границ участка будет проходить в случае, когда в кадастре отсутствуют сведения о точках и координатах объекта, либо когда сведения были предоставлены с низкой точностью, или границы одного надела пересекают границы другого, что не допускается в вопросе землепользования.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Сроки и стоимость подготовки ранее учтённого участка к продаже
Процедура межевания занимает, пожалуй, львиную долю времени. Чтобы её провести, потребуется согласовать день с соседями, поэтому процедура от дня инициации до получения документа может занимать 4-5 недель. В среднем – это три недели. Не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты работ на местности нужно уведомить соседей.
Затем некоторое время отводится кадастровому инженеру на то, чтобы подготовить акт межевания.
Процедура всегда платная, размер зависит от многих параметров, в первую очередь – от региона, в котором расположен надел. Размеры, необходимость установки GPS-поворотных точек и прочие нюансы влияют на итоговую стоимость.
Регистрация межевого плана в Росреестре занимает 10-12 дней. Собственник должен явиться с документами на землю и планом, сдать это всё на рассмотрение, после чего спустя время, получить выписку из ЕГРН с обновлёнными сведениями. Стоимость – от 400 рублей.
Далее сроки продажи зависят уже от покупателя и продавца. Однако, регистрация договора купли-продажи и нового собственника тоже занимает около 10 дней. Госпошлина – от 350 рублей.
Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который регулирует порядок учета и регистрации объектов недвижимой собственности, вступил в силу 24.07/2007 года.
А начиная с 2017 года, все сведения о недвижимом имуществе граждан собираются в едином реестре (ЕГРН) Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН.
До этого единого порядка кадастрового учета не было. Объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земли – органами власти.
Все участки, которые прошли регистрацию с 2007 по 2015 год в двух реестрах — кадастровом и прав на недвижимое имущество – получили статус учтенных. Эти объекты подверглись кадастровому учету, то есть прошли процедуры межевания, установления границ, присвоения кадастрового номера, а также — регистрации права собственности или аренды.
Все объекты недвижимого имущества, зарегистрированные до 24.07.2007 г. с присвоением им условных номеров, согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» получили статус ранее учтенных. Это же касается земель с актуальными имущественными правами, которые по каким-то причинам в реестр не внесены.
ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Ранее учтенные участки в основном регистрируются по упрощенной схеме, то есть:
Доказать свое законное право на землю и свести к минимуму риск мошеннических действий можно только при наличии официальной регистрации в Едином государственном реестре.
Отсутствие точных границ и записей о местоположении земли рано или поздно вызывает проблемы с соседями, а иногда и приводит к судебным разбирательствам.
Особенно много трудностей возникает при желании передать или получить права на эту землю:
- при дарении,
- продаже,
- наследовании.
Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?
При изменении каких-либо параметров участка необходимо обновить кадастровый паспорт. Подача дополнительных сведений осуществляется в зависимости от того, какое изменение имеет место. Каждый случай индивидуален, поэтому вначале нужно получить консультацию юриста, специалиста БТИ или Росреестра.
Дополнительные сведения обычно касаются:
- площади участка;
- его адреса или местоположения;
- стоимости;
- категории или вида разрешенного использования;
- изменении права собственности или ограничении прав собственника;
- ландшафта участка: появления, исчезновения природных или иных объектов.
Документы принимает местное отделение МФЦ или Кадастровая палата. Можно явиться лично, отправить документы через Интернет или по почте. Обратиться может только собственник или его доверенное лицо.
Что предоставить:
- заявление;
- паспорт;
- документы на право собственности;
- документ, содержащий сведения об изменении.
Установление границ (уточнение)
Обновленное законодательство, касающееся вопроса учета земельных участков, предусматривает необходимость межевания, то есть установления или уточнения границ надела.
Это требуется для полноценного отражения сведений о каждом участке, переданном во владении гражданам. Соответственно, те наделы, что не были объектом межевания, должны быть подвергнуты такой процедуре.
Почему это важно? Если границы земельного участка не установлены, существует риск незаконного захвата территории и пользования участком лицами, не имеющими на это прав. Кроме того, неправильно обозначенные границы могут повлечь за собой неверные расчеты при выставлении счета за надел.
Запомните! Чтобы определить границы участка, потребуется провести кадастровые работы, а именно межевание. Определяются точные координаты участка за счет документов на землю. Если таковые отсутствуют, то условно устанавливаются пределы территории, за которой был закреплен тот или иной искусственный объект.
При этом срок такого закрепления не должен быть меньше пятнадцати лет. Именно указанные объекты позволят примерно определить границы надела.
Соответственно, уточнение границ участка будет проходить в случае, когда в кадастре отсутствуют сведения о точках и координатах объекта, либо когда сведения были предоставлены с низкой точностью, или границы одного надела пересекают границы другого, что не допускается в вопросе землепользования.
Статус земельного участка ранее учтенный: особенности внесения в государственный кадастр
При обращении в отделение кадастровой палаты для получения информации о земельном участке в виде выписки или паспорта, может произойти досадная ситуация, при которой специалисты этого органа не смогут вам предоставить никаких сведений. Такая ситуация происходит по причине не включения информации об участке в базу данных. Исправить ее можно.
Как уже говорилось, заинтересованное лицо обращается в Кадастровую палату с просьбой о внесении сведений об участке. Для этого к заявлению нужно приложить подтверждающие документы о праве владения землей. Этот перечень указан в 21 пункте Порядка ведения госкадастра недвижимости.
- Документы, которые могут доказать права владения: свидетельство о праве собственности или праве бессрочного пользования участком
- Государственный акт, доказывающий право собственности или бессрочного пользования участком граждан, организаций, учреждений или фермерских хозяйств
- Свидетельство о праве на участок, который был оформлен в соответствии с требованиями Указа Президента РФ 27 октября 1993 года
- Решение местных властей о выдаче земельного участка для владения гражданину
- Выписка из домовой книжки
- Договор аренды на участок
Также могут быть поданы и другие документы, способные подтвердить право на владение участком.
Процедура снятия с учета участка законом не обозначена. В нем отсутствуют сведения о таком факте. Но сведения о таком участке могут быть удалены при предъявлении постановления суда, которое вступило в силу.
ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Основной целью постановки недвижимого имущества на кадастровый учет является дальнейшая регистрация прав на это имущество. Если не ставить участок на кадастровый учет, любые сделки с ним будут невозможны — его нельзя продать, подарить, сдать в аренду или еще как-либо распорядиться им. На таких неучтенных участках нельзя осуществлять строительство, проводить коммуникации. Прежде чем приступить к возведению и эксплуатации дома, необходимо уладить множество вопросов по разрешительной документации, проектированию и строительству [4]. При получении разрешения на строительства необходим межевой план земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Кадастровый учет земельных участков позволяет подтвердить существование конкретного участка на определенной местности, обладающего индивидуальными характеристиками. Физические лица, предприниматели и организации часто сталкиваются в ходе своей деятельности с потребностью постановки земельных участков на кадастровый учет для совершения разного рода сделок [2]. При постановке на кадастровый учет вновь образуемого или ранее учтенного земельных участков могут возникнуть проблемы и потребуется проведение работ по уточнению местоположения их границ.
Работы по уточнению границ земельного участка оформляются в виде заключения кадастрового инженера или в виде межевого плана. Сведения об уточнении границ земельного участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании заявления собственника земельного участка или уполномоченного на то лица или органа власти.
Перевод ранее учтенного земельного участка в государственный кадастр недвижимости
Часто такой тип учета практиковался тогда, когда муниципальные власти выделяли определенному лицу земли для каких-либо нужд (с правом выкупа или даже в бесплатное пользование). При этом точные границы земельного участка не указывались в данном виде учета. Границы будут учтены только в том случае, если собственник земли закажет соответствующие геодезические работы, чтобы провести межевание. По его итогам будет составлен межевой план, выполнен вынос точек участка на местность, и на основе полученных данных границы будут учтены.
Исправить это можно, подав соответствующее заявление в ГКН. Указанная услуга носит заявительный характер, поэтому необходимо лично инициировать процесс — не стоит ждать активности со стороны государства. Помимо заявления, следует подать и базовый пакет документов, среди которых бумаги, свидетельствующие о правах собственности на землю.
Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и земельных участках в ГКН
Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в реестр должно осуществляться автоматически, на основании существующих данных об их регистрации. Это условие определено согласно статусу: 2, 221 ФЗ Российской федерации. Даже если внесение сведений о ранее учтенных земельных участках не было осуществлено, имущество все равно считается вашим. И только в случае продажи, обмена, дарения, возникает необходимость оформления участка в соответствии с действующим законодательством.
Заявление о выдаче необходимых документов, подтверждающих, что объект внесен в кадастр, либо просьба о его занесении в государственный реестр, подается в центры по оказанию услуг в сфере регистрации недвижимости (например, МФЦ или администрация региона). Данная процедура не занимает много времени.
Чем отличается ранее учтенный земельный участок от учтенного?
Статус «Учтенный» присваивается тем наделам, сведения о которых в Росреестре отражены в полном объеме: габариты, точные границы, иные характеристики, дающие возможность точно идентифицировать объект недвижимости среди прочих подобных. Результатом постановки на учет является свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.
Ранее учтенные участки в реестре значатся без обозначения точных границ, поскольку они не прошли процедуру межевания. Для того, чтобы перевести землю в статус «учтенный» необходимо обратиться к специалистам, которые имеют право осуществлять кадастровые работы.
Законом предусмотрена смена статуса «ранее учтенный» и «учтенный» на «архивный» в беззаявительном порядке. Это возможно:
- при регистрации прав на иные объекты, которые сформированы из такого участка;
- участок находился в собственности государства или муниципалитета до разграничения и регистрации права аренды хотя бы на один из вновь образованных наделов.