Обязанности и права личного состава ППСП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности и права личного состава ППСП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Патрульные и постовые наряды обеспечивают общественную безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах, постах и прилегающей к ним территории, принимают своевременные меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Патрульные и постовые наряды обязаны:
– знать законы и другие правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные правовые акты соответствующих республик, правовые акты органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного исполнения;
– предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;
– оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
– обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
– помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
– соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер административного воздействия к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются;
– докладывать дежурному по горрайлиноргану обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;
– принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по горрайлиноргану с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.
Специальные средства применяются в следующих случаях:
1) резиновые палки:
– для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
– пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
– пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
2) слезоточивый газ:
– для отражения нападения на граждан и работников милиции;
– пресечения оказываемого работнику милиции сопротивления;
– задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
– освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
3) наручники:
– для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
– задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
– доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику милиции;
4) светозвуковые средства отвлекающего воздействия:
– для отражения нападения на граждан и работников милиции;
– задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
– освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
– пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
5) средства разрушения преград:
– для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
– освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
6) средства принудительной остановки транспорта:
– для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование работника милиции остановиться;
7) водометы и бронемашины:
– для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
– освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
– пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, и только по указанию начальника органа или его заместителя с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения;
8) специальные окрашивающие средства:
– для выявления лиц, совершивших преступления.
На объектах собственности специальные окрашивающие средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.
Все виды перечисленных специальных средств, в том числе и служебные собаки, могут применяться нарядами милиции также в случаях, предусмотренных в статье 168 настоящего Устава.
После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:
– уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможное количество и состав участников, а также наличие или отсутствие факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;
– осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;
– проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.
Контроль, осуществляемый за организацией и несением ППС. Учет и оценка результатов деятельности ППСП.
Учет и оценка результатов работы подразделений ППСМ ведется в целях определения фактического состояния правопорядка на обслуживаемой территории, соответствия расстановки сил и средств оперативной обстановки на улицах, объектах транспорта и других общественных местах, а также обеспечения персональной ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач. . Результаты несения службы нарядами ППСМ учитываются и оцениваются руководителями горрайлинорганов и командирами подразделений ППСМ ежедневно при подведении итогов за время несения службы. Учет работы ППСМ отражается в постовой ведомости, карточках индивидуального учета и анализируется с учетом оперативной обстановки ежемесячно. Деятельность подразделения ППСМ оценивается в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
Контроль за организацией и несением службы нарядами подразделений ППСМ является одним из важных элементов укрепления исполнительской дисциплины, обеспечения высокой постоянной активности личного состава к выполнению служебных задач, а также средством обучения милиционеров непосредственно на посту и маршруте.
Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов, во время которых устанавливаются: Соответствие расстановки и использования личного состава, технических средств принятому решению начальника горрайлиноргана внутренних дел и складывающейся оперативной обстановки, наличие нарядов на закрепленных постах и маршрутах. Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях оперативной обстановки.Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, дислокации постов и границ маршрутов ближайших нарядов, способов связи с ними, а также своих прав и обязанностей. Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.
Несение службы в составе мобильного взвода.
Мобильный взвод в составе полка, батальона, роты. Штатная численность мобильного взвода 25 единиц и более. Командир взвода Заместитель командира взвода Инспектор службы Инспектор патрульно-постовой службы милиции Милиционер, милиционер-водитель,милиционер-кинолог
Назначение и задачи ДЧ ОВД
ДЧ-призвана, обеспечить сбор данных об оперативной обстановки и незамедлительное реагирование на заявления, разбирательство с доставленными. Задачи-непрерывный круглосуточный сбор, переработка и передача информации об операт. Обстановки.реагирование на сообщения, адм. Правонарушения. Управление силами и средствами задействованными в ООП, организация разбирательства с гражданми и с задержанными
Организация работы ДЧ.состав суточ. наряда
начальник ДЧ, начальник смены, помощник начальника ДЧ, оперативный дежурный, помощник 02, дежурный по разбору с досьтавлеными.
Патрульно-постовая служба входит в состав Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка, которое, в свою очередь, является структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ.
Служба состоит из подразделений, которые создаются в населенных пунктах при возникновении необходимости охраны общественного порядка и ликвидируются либо реорганизуются в соответствии с законодательством РФ. Подразделения ППС входят в штат территориальных органов МВД РФ на местном уровне и подчиняются их начальству.
Подразделение ППС возглавляет командир, а кроме него в командный состав входят:
Командование подразделений набирается из сотрудников полиции, которые имеют высшее или среднее профессиональное образование и способны командовать личным составом.
Для контроля и координации действий сотрудников ППС во время несения службы в составе наряда назначается старший наряда, который обязан следить за выполнением служебных задач и докладывать дежурному по подразделению о сложившейся обстановке.
Меры безопасности при проверке документов.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 8Следующая ⇒
Проверка документов — наиболее часто встречающаяся типовая ситуация в работе полицейского. Чаще всего, с подобными ситуациями сталкиваются сотрудники, осуществляющие несение патрульно-постовой службы. При проверке документов сотрудник должен проявлять повышенную бдительность, так как в этот момент он наиболее уязвим.
Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность гражданина, водителя и пассажиров транспортного средства, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.
Особенности проведения наружного досмотра сотрудником ППСП
Оформление сотрудником ППСП результатов личного досмотра, досмотра вещей
На основании п. 6 ст. 27.7 КоАП РФ о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются:
– дата, место составления;
– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
– сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;
– сведения о виде, количестве вещей;
– иные идентификационные признаки вещей (в том числе при обнаружении тип, марка, модель, калибр, серия, номер, иные идентификационные признаки оружия, вид и количество боевых припасов).
Первый этап: авария только что произошла
Итак, в самом начале, нужно удостовериться в том, что пострадавшие не нуждаются в помощи. Покиньте свои автомобили (если климатическая зона и погода позволяют). Если вы наехали на пешехода, то нужно зафиксировать его в одном месте. После чего вызываем службы и фиксируем доказательства.
Сразу предостерегаем от того, чтобы перемещать пострадавшего. Пусть он придёт в себя, и самостоятельно поймет, все ли с ним в порядке. Если сломана конечность, или есть вывих, постарайтесь пока ничего не вправлять и не чинить. Иначе сделаете еще хуже. Если пешеход не может подняться, лучше оставьте все как есть. Не нужно его трогать. И не давайте ему вставать, если есть подозрения на перелом позвоночника. Тот случай, когда лучше застудить почки, но не повредить спинной мозг. Чем повредить спинной мозг, и почки, а также все остальное начнет отказывать уже каскадом.
По пункту 2.6 правил дорожного движения известно, что после совершения ДТП, водитель обязуется вызывать скорую на место. После чего вызывается полиция. Вам нужно стоять на месте и ждать их прибытия. Покинуть место ДТП разрешено всего в одной ситуации: карета скорой помощи точно не успеет, а пострадавший к моменту ее прибытия может отправиться в мир иной.
Если автомобиль можно объехать, то в действие вступает еще один пункт под номером 2.5. Вам нужно выставить аварийный знак и просто ждать, пока на место прибудет полиция. Если же транспорт полностью перекрыл дорогу, то ее придется убрать в сторону. Все действия согласуйте со службой 112. Обязательно зафиксируйте все повреждения и позицию машины на дороге. Видео тоже не помешает. Чем больше вы задокументируете, тем проще будет потом.
В соответствии с пунктом 20 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции в целях обеспечения безопасности дорожного движения имеют право: «останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства».
Уставом ППСП, утвержденным приказом МВД России от 29.01.2008 № 80, определены полномочия нарядов ППСП по обеспечению безопасности дорожного движения. Так наряды ППСП обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.
Приказом МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» утвержден перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», не входит в компетенцию сотрудников ППСП, а отнесены к компетенции:
должностных лиц управлений (отделов, отделений) ГИБДД;
должностных лиц межрайонных подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, технического надзора;
должностных лиц строевых подразделений ДПС ГИБДД;
должностных лиц подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.
Каковы главные обязанности?
Главные обязанности патрульно-постовой службы прописаны в Уставе ППС и заключаются в следующем:
- Знать законы и другие правовые акты РФ по вопросам общественного порядка и безопасности, чтобы требовать от граждан их обязательного выполнения.
- Предотвращать и пресекать правонарушения, а также выявлять неблагоприятные обстоятельства, которые способствуют преступной деятельности, и в рамках своих полномочий устранять их.
- Оказывать помощь жертвам преступлений или несчастных случаев, а также гражданам, которые оказались в положении, опасном для жизни и здоровья.
- Обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, скверах, вокзалах, аэропортах и других общественных местах.
- Помогать представителям власти и должностным лицам в рамках их прав осуществлять свою деятельность, если им оказывается противодействие, либо угрожает опасность.
- Тщательно и внимательно соблюдать законность своих действий. При задержании правонарушителей и применении к ним мер административного воздействия, четко разъяснять, за что именно и по какой статье закона применяется данная мера.
- В случае обнаружения угрозы общественной безопасности не допускать граждан в опасную зону и немедленно докладывать оперативному дежурному о необходимости привлечения аварийных служб и техники.
- Принимать от граждан находки (документы, ценные вещи) и передавать их оперативному дежурному вместе с рапортом, в котором указывается опись предметов и информация о лице, передавшем их.
Кроме основных обязанностей, сотрудники ППС выполняют дополнительные функции, которые могут быть связаны со спецификой патрулируемого объекта.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В результате изучения данной главы студент (курсант) должен:
- • знать особенности правового положения отраслевых подразделений и служб органов внутренних дел, осуществляющих административную деятельность органов внутренних дел; особенности внешней административной деятельности отраслевых подразделений и служб органов внутренних дел; компетенцию подразделений и служб органов внутренних дел, осуществляющих административную деятельность органов внутренних дел;
- • уметь сопоставлять положения Федерального закона «О полиции» с ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими административную деятельность отраслевых подразделений и служб органов внутренних дел;
- • владеть методическими основами деятельности подразделений и служб органов внутренних дел, осуществляющих внешнюю административную деятельность в сфере внутренних дел.
В законодательстве определяется как мера административно-процессуального обеспечения.
Осуществление досмотра правонарушителя или его вещей производится с целью обнаружения орудий административного правонарушения. В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении сотрудник полиции вправе произвести процессуальную процедуру с целью обнаружения, например, документов, удостоверяющих личность.
Применение такой меры возможно в рамках расследования уголовного дела.
Личный досмотр и досмотр вещей, имеющихся при физическом лице, представляет собой обследование путем осмотра, ощупывания, возможно, с применением специальной техники, предметов, находящихся в карманах одежды, в женских сумках, в дорожном багаже, в портфелях, рюкзаках и так далее. Во время процедуры недопустимы причинение вреда здоровью или угрозы жизни досматриваемого гражданина, а также нарушение конструктивной целостности личных вещей.
Чем отличается осмотр от досмотра транспортного средства, помимо методов осуществления? Есть существенные отличия в основаниях для проведения.
Основания для проведения осмотра:
- Проведение спецоперации. В таком случае должностные лица действуют по распоряжению своего руководства.
- Необходимость сверить маркировочные обозначения автомобиля с записями в документах. Сравнение производится на основании ориентировки об угоне похожего автомобиля. Также, если у сотрудника ГИБДД возникают какие-либо подозрения, он имеет право произвести осмотр.
- Проверка соответствия перевозимого груза сведениям в сопроводительных документах. Чаще всего это касается грузовых автомобилей.
- При обнаружении неисправностей транспортного средства, при которых его эксплуатация запрещена.
Основания для проведения досмотра:
- Проведение спецоперации, наличие ориентировок.
- Отказ водителя или сопровождающего груз от осмотра автомобиля и перевозимого груза.
- Наличие обоснованных подозрений о перевозке оружия, боеприпасов, взрывных, взрывчатых веществ, наркотических, психотропных веществ и прочих потенциально опасных веществ или предметов, перевозимых без специального разрешения.
- Обоснованные подозрения о наличии в автомобиле орудий совершения преступления или административного правонарушения.
Приложение. Устав патрульно-постовой службы полиции
- Белов С.В., Водяная М.Ю. Наружный досмотр как мера личной безопасности сотрудника полиции // Актуальные проблемы административной деятельности полиции: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2015. С. 338 — 343.
- Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 // Бюл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. 07.07.2008. N 27.
- Дубровин А.К. Наружный досмотр как норма материального права // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Сб. материалов 20-й междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т МВД России, 2015. С. 112 — 115.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1. Ст. 1.
- О полиции: Федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ // СЗ РФ. 14.02.2011. N 7. Ст. 900.
- Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: Учеб. / Под ред. В.В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 463 с.
- Поезжалов В.Б., Черненко И.Н., Газизова О.В. Особенности несения службы нарядами полиции при охране общественного порядка: Учеб.-метод. пособие. М.: ДГСК МВД России, 2016. 96 с.
- Равнюшкин А.В. Наружный досмотр как мера личной безопасности сотрудника полиции // Юрид. наука и правоохранит. практика. 2017. N 3(41). С. 137 — 141.
Правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции
Патрульный (постовой) является лицом неприкосновенным. Неприкосновенность патрульного (постового) заключается в охране законом его прав, чести и личного достоинства, в подчинении его строго определенным должностным лицам. Он подчиняется начальнику горрайлиноргана, его заместителю – начальнику милиции общественной безопасности, командиру подразделения патрульно-постовой службы милиции и его заместителям, дежурному горрайлиноргана. Только эти лица имеют право дать ему указания о проведении каких-либо действий в интересах охраны общественного порядка (охраны объектов), снять его с маршрута (поста) или изменить место несения службы. Во время несения службы патрульный (постовой) дисциплинарным взысканиям не подвергается.
Наряд патрульно-постовой службы должен знать:
– оперативную обстановку и особенности маршрута (поста);
– дислокацию ближайших нарядов милиции, войсковых нарядов, представителей общественных объединений по охране правопорядка и систему связи с ними;
– приметы лиц, имущества и транспортных средств, объявленных в розыск;
– места наиболее вероятного совершения преступлений, скопления антиобщественного элемента;
– лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, условно осужденных и условно освобожденных, проживающих в районе патрулирования;
– местонахождение в районе поста (маршрута) наиболее важных объектов, органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, подразделений пожарной охраны, общежитий, предприятий, организаций и учреждений, спортивных сооружений, культурно-зрелищных учреждений, предприятий общественного питания, торговли, здравоохранения и режим их работы, остановок общественного транспорта;
– расположение прилегающих к маршруту (посту) улиц, переулков, площадей, проходных дворов.
Смена нарядов может производиться на маршруте (посту) в заранее установленном месте. Заступающий наряд представляется сменяемому. Например: «Товарищ сержант! Старший сержант Котов прибыл для смены»; «Товарищ старшина! Патруль в составе старшины Петрова и сержанта Сергеева прибыл для смены».
Сменяемый наряд сообщает заступающему об имевших место за время несения службы происшествиях и о полученных распоряжениях. Они совместно обходят маршрут, территорию поста. О приеме – сдаче маршрута (поста) принимающий делает запись в служебной книжке сдающего и докладывает дежурному.
В случае неприбытия смены в установленное время наряд докладывает об этом дежурному и только с его разрешения может оставить маршрут (пост).
Место несения службы и порядок передвижения пешего патрульного (постового) по территории маршрута (поста) определяется исходя из поставленных наряду задач, особенностей маршрута (поста), сложившейся обстановки, времени года, суток и указаний старших начальников.
Патрульные парного пешего патруля при необходимости несут службу отдельно, но в пределах видимости и слышимости.