Индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расчетный индекс-дефлятор применяется не только для прогнозирования стоимости товаров и услуг. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.
Коэффициенты к базовым ценам на проектные и изыскательские работы
Период проектно-изыскательских работ по факту | Проектные работы, цены 2001 г. / 1995 г. | Изыскательские работы, цены 2001 г. / 1991 г. |
Ссылка на исходные нормативные документы по ценообразованию |
1 квартал 2023 года I квартал |
0,00 / 00,00 | 0,00 / 00,00 | Индексы на 1 квартал 2023 года ожидаем в феврале-марте. |
4 квартал 2022 года IV квартал |
5,22 / 39,95 | 5,27 / 60,01 | Письмо Минстроя России № 60112-ИФ/09 от 14.11.2022 |
3 квартал 2022 года III квартал |
5,07 / 38,79 | 5,12 / 58,26 | Письмо Минстроя России № 39010-ИФ/09 от 05.08.2022 |
2 квартал 2022 года II квартал |
4,91 / 37,59 | 4,96 / 56,40 | Письмо Минстроя России № 19281-ИФ/09 от 29.04.2022 |
1 квартал 2022 года I квартал |
4,83 / 37,00 | 4,89 / 55,57 | Письмо Минстроя России № 4153-ИФ/09 от 07.02.2022 |
4 квартал 2021 года IV квартал |
4,75 / 36,42 | 4,82 / 54,75 | Письмо Минстроя России № 46012-ИФ/09 от 25.10.2021 |
3 квартал 2021 года III квартал |
4,66 / 35,71 | 4,73 / 53,73 | Письмо Минстроя России № 33267-ИФ/09 от 09.08.2021 |
2 квартал 2021 года II квартал |
4,59 / 35,15 | 4,66 / 52,94 | Письмо Минстроя России № 18410-ИФ/09 от 04.05.2021 |
1 квартал 2021 года I квартал |
4,53 / 34,70 | 4,60 / 52,31 | Письмо Минстроя России № 1886-ИФ/09 от 22.01.2021 |
4 квартал 2020 года IV квартал |
4,47 / 34,25 | 4,55 / 51,69 | Письмо Минстроя России № 44016-ИФ/09 от 02.11.2020 |
3 квартал 2020 года III квартал |
4,42 / 33,98 | 4,50 / 51,18 | Письмо Минстроя России № 29340-ИФ/09 от 29.07.2020 |
2 квартал 2020 года II квартал |
4,37 / 33,61 | 4,45 / 50,62 | Письмо Минстроя России № 17207-ИФ/09 от 06.05.2020 |
1 квартал 2020 года I квартал |
4,32 / 33,24 | 4,40 / 50,07 | Письмо Минстроя России № 5414-ИФ/09 от 19.02.2020 |
4 квартал 2019 года IV квартал |
4,27 / 32,88 | 4,35 / 49,53 | Письмо Минстроя России № 46999-ДВ/09 от 09.12.2019 |
3 квартал 2019 года III квартал |
4,21 / 32,43 | 4,29 / 48,85 | Письмо Минстроя России № 37341-ДВ/09 от 04.10.2019 |
2 квартал 2019 года II квартал |
4,15 / 31,98 | 4,23 / 47,78 | Письмо Минстроя России № 17798-ДВ/09 от 17.05.2019 |
1 квартал 2019 года I квартал |
4,09 / 31,54 | 4,17 / 47,12 | Письмо Минстроя России № 7581-ДВ/09 от 05.03.2019 |
4 квартал 2018 года IV квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 45824-ДВ/09 от 15.11.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
3 квартал 2018 года III квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 40178-ЛС/09 от 01.10.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
2 квартал 2018 года II квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 24818-ХМ/09 от 07.06.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
1 квартал 2018 года I квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письмо Минстроя России № 13606-ХМ/09 от 04.04.2018 |
4 квартал 2017 года IV квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 45082-ХМ/09 от 05.12.2017 |
3 квартал 2017 года III квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письма Минстроя России № 35948-ХМ/09 от 05.10.2017, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
2 квартал 2017 года II квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 23090-ХМ/09 от 30.06.2017 |
1 квартал 2017 года I квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 8802-ХМ/09 от 20.03.2017 |
4 квартал 2016 года IV квартал |
3,95 / 30,43 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 41695-ХМ/09 от 09.12.2016 |
3 квартал 2016 года III квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 31523-ХМ/09 от 27.09.2016 |
2 квартал 2016 года II квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 17269-ХМ/09 от 03.06.2016 |
1 квартал 2016 года I квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 4688-ХМ/05 от 19.02.2016 |
4 квартал 2015 года IV квартал |
3,84 / 29,59 | 3,90 / 44,19 | Письмо Минстроя России № 40538-ЕС/085 от 14.12.2015 |
3 квартал 2015 года III квартал |
3,84 / 29,59 | 3,90 / 44,19 | Письмо Минстроя России № 25760-ЮР/08 от 13.08.2015 |
2 квартал 2015 года II квартал |
3,73 / 28,73 | 3,79 / 42,91 | Письмо Минстроя России № 19823-ЮР/08 от 26.06.2015 |
1 квартал 2015 года I квартал |
3,73 / 28,73 | 3,79 / 42,91 | Письмо Минстроя России № 3691-ЛС/08 от 12.02.2015 |
4 квартал 2014 года IV квартал |
3,70 / 28,50 | 3,76 / 42,58 | Письмо Минстроя России № 25374-ЮР/08 от 13.11.2014 |
3 квартал 2014 года III квартал |
3,70 / 28,50 | 3,76 / 42,58 | Письмо Минстроя России № 15285-ЕС/08 от 04.08.2014 |
2 квартал 2014 года II квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минстроя России № 8367-ЕС/08 от 15.05.2014 |
1 квартал 2014 года I квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минстроя России № 3085-ЕС/08 от 28.02.2014 |
4 квартал 2013 года IV квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минрегиона России № 21331-СД/10 от 12.11.2013 |
3 квартал 2013 года III квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минрегиона России № 13478-СД/10 от 29.07.2013 |
2 квартал 2013 года II квартал |
3,60 / 27,77 | 3,66 / 41,51 | Письмо Минрегиона России № 9912-СД/10 от 07.06.2013 |
1 квартал 2013 года I квартал |
3,58 / 27,60 | 3,64 / 41,26 | Письмо Минрегиона России № 1951-ВТ/10 от 12.02.2013 |
4 квартал 2012 года IV квартал |
3,53 / 27,19 | 3,59 / 40,67 | Письмо Минрегиона России 2836-ИП/12/ГС от 03.12.2012 |
3 квартал 2012 года III квартал |
3,46 / 26,67 | 3,53 / 39,97 | Письмо Минрегиона России № 23167-АП/08 от 03.09.2012 |
2 квартал 2012 года II квартал |
3,42 / 26,35 | 3,49 / 39,52 | Письмо Минрегиона России № 10837-ИП/08 от 04.05.2012 |
1 квартал 2012 года I квартал |
3,35 / 25,81 | 3,42 / 38,71 | Письмо Минрегиона России № 4122-ИП/08 от 28.02.2012 |
4 квартал 2011 года IV квартал |
3,31 / 25,53 | 3,38 / 38,29 | Письмо Минрегиона России № 30394-ИП/08 от 07.11.2011 |
3 квартал 2011 года III квартал |
3,27 / 25,20 | 3,34 / 37,80 | Письмо Минрегиона России № 18769-АП/08 от 15.07.2011 |
2 квартал 2011 года II квартал |
3,19 / 24,56 | 3,25 / 36,84 | Письмо Минрегиона России № 15076-КК/08 от 09.06.2011 |
1 квартал 2011 года I квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона России № 4511-КК/08 от 02.03.2011 |
4 квартал 2010 года IV квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона РФ от 18.11.2010 № 39160-КК/08 |
3 квартал 2010 года III квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона РФ от 26.07.2010 № 28203-КК/08 |
2 квартал 2010 года II квартал |
3,05 / 23,49 | 3,11 / 35,24 | Письмо Минрегиона РФ от 26.05.2010 № 22030-ВТ/08 |
1 квартал 2010 года I квартал |
3,05 / 23,49 | 3,11 / 35,24 | Письмо Минрегиона РФ от 20.01.2010 № 1289-СК/08 |
4 квартал 2009 года IV квартал |
3,08 / 23,72 | 3,14 / 35,81 | Письмо Минрегиона РФ от 13.10.2009 № 33498-СК/08 |
3 квартал 2009 года III квартал |
3,03 / 23,36 | 3,09 / 35,26 | Письмо Минрегиона РФ от 13.07.2009 № 21713-СК/08 |
2 квартал 2009 года II квартал |
2,97 / 22,87 | 3,03 / 34,53 | Письмо Минрегиона РФ от 09.04.2009 № 10217-СК/08 |
1 квартал 2009 года I квартал |
2,83 / 21,83 | 2,90 / 33,05 | Письмо Минрегиона РФ от 12.02.2009 № 3652-СК/08 |
4 квартал 2008 года IV квартал |
2,76 / 21,25 | 2,83 / 32,23 | Письмо Минрегиона РФ от 14.10.2008 № 26064-СК/08 |
3 квартал 2008 года III квартал |
2,69 / 20,70 | 2,75 / 31,37 | Письмо Минрегиона РФ от 09.07.2008 № 16568-СК/08 |
2 квартал 2008 года II квартал |
2,58 / 19,85 | 2,64 / 30,09 | Письмо Росстроя от 04.04.2008 № ВБ-1302/02 |
1 квартал 2008 года I квартал |
2,48 / 19,06 | 2,54 / 28,97 | Письмо Росстроя от 09.01.2008 № ВБ-5/02 |
4 квартал 2007 года IV квартал |
2,39 / 18,40 | 2,46 / 28,05 | Письмо Росстроя от 09.10.2007 № СК-3742/02 |
3 квартал 2007 года III квартал |
2,27 / 17,51 | 2,36 / 26,88 | Письмо Росстроя от 23.07.2007 № ВК-2766/02 |
2 квартал 2007 года II квартал |
2,23 / 17,21 | 2,32 / 26,43 | Письмо Росстроя от 09.04.2007 № СК-1394/02 |
1 квартал 2007 года I квартал |
2,19 / 16,92 | 2,28 / 25,94 | Письмо Росстроя от 23.01.2007 № СК-184/02 |
4 квартал 2006 года IV квартал |
2,16 / 16,67 | 2,24 / 25,51 | Письмо Росстроя от 09.10.2006 № СК-4250/02 |
3 квартал 2006 года III квартал |
2,13 / 16,42 | 2,19 / 24,91 | Письмо Росстроя от 10.07.2006 № СК-2843/02 |
2 квартал 2006 года II квартал |
2,08 / 16,04 | 2,14 / 24,33 | Письмо Росстроя от 21.04.2006 № СК-1524/02 |
1 квартал 2006 года I квартал |
1,99 / 15,35 | 2,04 / 23,22 | Письмо Росстроя от 01.02.2006 № СК-280/02 |
4 квартал 2005 года IV квартал |
1,93 / 14,89 | 1,99 / 22,64 | Письмо Росстроя от 10.11.2005 № СК-4714/02 |
3 квартал 2005 года III квартал |
1,87 / 14,42 | 1,91 / 21,75 | Письмо Минрегиона РФ от 25.07.2005 № 4078-ВА/70 |
2 квартал 2005 года II квартал |
1,81 / 13,96 | 1,84 / 20,97 | Письмо Минрегиона РФ от 27.05.2005 № 2586-МП/70 |
1 квартал 2005 года I квартал |
1,73 / 13,38 | 1,76 / 20,08 | Письмо Минрегиона РФ от 14.02.2005 № 500-ВГ/70 |
4 квартал 2004 года IV квартал |
1,68 / 12,97 | 1,71 / 19,46 | Письмо Минпромэнерго РФ от 22.10.2004 № ИМ-1312 |
3 квартал 2004 года III квартал |
1,64 / 12,67 | 1,67 / 18,97 | Письмо Минпромэнерго РФ от 27.07.2004 № АР-722 |
2 квартал 2004 года II квартал |
1,60 / 12,37 | 1,62 / 18,47 | Письмо Госстроя РФ от 07.04.2004 № СК-2206/10 |
1 квартал 2004 года I квартал |
1,54 / 11,90 | 1,56 / 17,75 | Письмо Госстроя РФ от 09.01.2004 № СК-91/10 |
4 квартал 2003 года IV квартал |
—— / 11,59 | —— / 17,34 | Письмо Госстроя РФ от 06.10.2003 № СК-6291/10 |
3 квартал 2003 года III квартал |
—— / 11,28 | —— / 16,86 | Письмо Госстроя РФ от 07.07.2003 № СК-4107/10 |
2 квартал 2003 года II квартал |
—— / 10,96 | —— / 16,46 | Письмо Госстроя РФ от 09.04.2003 № СК-2144/10 |
1 квартал 2003 года I квартал |
—— / 10,64 | —— / 15,94 | Письмо Госстроя РФ от 09.01.2003 № НК-70/10 |
4 квартал 2002 года IV квартал |
—— / 10,38 | —— / 15,57 | Письмо Госстроя РФ от 09.10.2002 № АШ-5844/10 |
3 квартал 2002 года III квартал |
—— / 10,19 | —— / 15,29 | Письмо Госстроя РФ от 19.07.2002 № АШ-3981/10 |
2 квартал 2002 года II квартал |
—— / 9,77 | —— / 14,69 | Письмо Госстроя РФ от 04.04.2002 № АШ-1717/10 |
1 квартал 2002 года I квартал |
—— / 9,12 | —— / 13,40 | Письмо Госстроя РФ от 08.01.2002 № АШ-32/10 |
4 квартал 2001 года IV квартал |
—— / 8,62 | —— / 12,76 | Письмо Госстроя РФ от 03.10.2001 № АШ-5360/10 |
3 квартал 2001 года III квартал |
—— / 8,48 | —— / 12,52 | Письмо Госстроя РФ от 04.07.2001 № АШ-3623/10 |
2 квартал 2001 года II квартал |
—— / 8,06 | —— / 11,91 | Письмо Госстроя РФ от 05.04.2001 № АШ-1691/10 |
1 квартал 2001 года I квартал |
—— / 7,71 | —— / 11,37 | Письмо Госстроя РФ от 04.01.2001 № АШ-9/10 |
4 квартал 2000 года IV квартал |
—— / 7,33 | —— / 10,81 | Письмо Госстроя РФ от 09.10.2000 № АШ-4440/10 |
3 квартал 2000 года III квартал |
—— / 7,04 | —— / 10,18 | Письмо Госстроя РФ от 21.08.2000 № АШ-3648/10 |
2 квартал 2000 года II квартал |
—— / 6,93 | —— / 10,01 | Письмо Госстроя РФ от 19.04.2000 № АШ-1636/10 |
1 квартал 2000 года I квартал |
—— / 6,80 | —— / 9,80 | Письмо Госстроя РФ от 05.01.2000 № АШ-6/10 |
4 квартал 1999 года IV квартал |
—— / 6,46 | —— / 8,98 | Письмо Госстроя РФ от 07.10.1999 № АШ-3412/10 |
3 квартал 1999 года III квартал |
—— / 5,90 | —— / 7,80 | Письмо Госстроя РФ от 30.06.1999 № АТ-2194/10 |
2 квартал 1999 года II квартал |
—— / 5,56 | —— / 7,30 | Письмо Госстроя РФ от 01.04.1999 № БЕ-1043/10 |
1 квартал 1999 года I квартал |
—— / 5,27 | —— / 6,90 | Письмо Госстроя РФ от 28.12.1998 № АТ-588 |
4 квартал 1998 г��да IV квартал |
—— / 5,27 | —— / 6,90 | Письмо Госстроя РФ от 05.11.1998 № БЕ-178 |
Каковы прогнозные значения
В Минэкономразвития утвердили прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (письмо № 17805-рм/д03и от 17.05.2022). Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2025 года в таблице.
Отрасли | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 116,5 | 93,8 | 100,8 | 100,6 |
Добыча нефти и газа | 112,2 | 92,9 | 99,9 | 99,8 |
Обрабатывающие производства | 112,5 | 104,2 | 104,0 | 103,6 |
Промышленность | 112,9 | 102,1 | 103,4 | 103,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 105,0 | 107,5 | 105,5 | 105,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,2 | 104,3 | 104,1 | 104,0 |
Строительство | 112,3 | 105,9 | 105,1 | 104,1 |
Сельское хозяйство | 109,3 | 105,0 | 104,1 | 104,0 |
Транспорт | 115,2 | 105,9 | 105,1 | 104,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 113,9 | 105,9 | 105,3 | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 115,9 | 106,3 | 105,1 | 104,4 |
Платные услуги населению | 110,1 | 106,7 | 105,2 | 104,6 |
Каков прямой порядок расчета дефлятора
Методология исчисления индексов закреплена в правительственных актах. Правила расчета определены в постановлении правительства РФ № 1234 от 14.11.2015. По сути, это специальные регламенты применения индексов в разных сферах экономической деятельности.
Для определения значения индекса-дефлятора фактической инфляции к подсчету принимается отношение номинального значения показателя к его реальному (фактическому) значению на отчетный период. Полученный результат умножается на 100%.
Инструкция, как рассчитать индекс-дефлятор для ВВП, используя прямой порядок расчета:
ИД = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.
Общая формула дефлятора:
ИД = номинальные значения / текущие цены × 100%.
Расчетное значение индекса отражает реальное изменение ценовых показателей в российской экономике. Прямой расчет не позволяет учесть изменение объемов производства и фактических размеров выпуска готовой продукции, работ, услуг.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
В чем разница между ИПЦ и индексами-дефляторами?
Индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор – совершенно разные показатели в экономике, однако у людей порой имеется тенденция путать их. Возможно, дело в том, что в прогнозировании эти два индекса по различным сферам экономики указывают рядом в таблице, в близко расположенных строчках.
Стоит разобраться, чем они отличаются друг от друга:
- ИПЦ обозначает, сколько стоит определенный товар в текущее время (один трактор сегодня, одна квартира в Москве в следующем году);
- Индекс-дефлятор же показывает, сколько стоит целая совокупность товаров или услуг (будь то сельское хозяйство, машиностроение). Именно на его основании проводят экономическое прогнозирование, регулируют закупки и заказы (в том числе государственные), составляют сметы, утверждают налоговые режимы.
Что такое индекс-дефлятор и для чего он применяется?
Индекс-дефлятор — это индекс, применяемый к сметной стоимости в текущих или базисных ценах и заключающий в себе стремление к предположению уровня инфляции в будущем. То есть к данному виду индексов возможно прибегнуть в случаях, если предстоит долголетнее и многоэтапное строительство определенного объекта. Например, если необходимо наиболее корректно вычислить размер капитальных вложений необходимых для завершения длительного строительства, правильнее будет учитывать уровень инфляции на материальные ресурсы, оборудование, ресурсы заработной платы и прочие статьи затрат на весь срок строительства. В связи с этим целесообразно применение индекса-дефлятора при составлении сметы, что позволяет с небольшой погрешностью спрогнозировать общую стоимость строительства данного конкретного объекта.
Разрабатывает и прогнозирует индексы-дефляторы Минэкономразвития Российской Федерации. Следует отметить также, что для каждого региона страны индекс-дефлятор Минэкономразвития применяется в соответствии с данными местных региональных ведомств Министерства. Так, например, индекс-дефлятор в строительстве объектов Москвы и Московской области будет отличаться от дефлятора в смете на тот же вид работ в Санкт-Петербурге или любом другом регионе в рамках одного и того же временного периода.
Таким образом, на вопрос: «дефлятор — что это?», ответом будет являться: «это экономический показатель, созданный для нивелирования стоимости любой экономической деятельности, в том числе и строительства, в течение определенного периода времени».
Ниже будут более подробно рассмотрены вопросы о том, что такое индекс-дефлятор, как рассчитать дефлятор, как найти дефлятор и многое другое.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2022 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2022 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Коэффициенты‑дефляторы на 2022 год официально утверждены
Министерством экономического развития были разработаны сценарии для улучшения российской экономики до 2023 года.
Из-за политически нестабильной ситуации некоторые государства в отношении России введи ограничительные санкции, стоимость нефти уменьшается, а таможенные пошлины, напротив, растут – учитывая все это, чиновники рассмотрели сразу три сценария:
- Базовый план, не подразумевающий никаких существенных изменений в экономике страны – значения всех основных факторов останутся на базовом или текущем уровне.
- Консервативный план, который полагает, что основные экономические показатели могут существенно ухудшиться при учете внешние и внутренние факторы.
- Целевой план предусматривает благоприятное развитие событий в экономике России во внешнем и внутреннем рынке.
Проводится всесторонний анализ факторов развития экономики: не только внутренние (ВВП, налоги, МРОТ и прочие), но и внешние – в особенности касается санкций, примененных со стороны США и ряда европейских стран. Рассмотрим каждый сценарий подробнее.
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Итак, индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития поможет спрогнозировать стоимость товаров и услуг, потребляемых населением, а также доходы граждан. Речь не идет о скрупулезных подсчетах, кто и сколько зарабатывает. Речь о том, сколько и чего люди могут купить на полученные деньги. На сегодняшний день этот показатель уже утвержден приказом правительства не только на нынешний, но и на 2022 и 2023 годы.
- Низкая до 6% в год. Это комфортный уровень инфляции, который выгоден всем: населению, бизнесу, экономике. Низкая и стабильная инфляция – задача государства. Люди могут копить на долгосрочные цели, не опасаясь обесценивания своих сбережений. Доступные кредиты увеличивают покупательскую способность населения и позволяют бизнесу развиваться.
- Умеренная 6-10% в год. Переходный уровень. Задача государства в этом случае — как можно скорее вернуть инфляцию к низкому уровню, иначе есть опасность потери контроля и дальнейшее ускорение роста цен, что уже приведет к высокую уровню инфляции.
- Высокая 10-100% в год. Это плохо как для населения и бизнеса, так и для экономики. Деньги обесцениваются, люди беднеют, бизнес не может привлекать кредиты для развития.
- Гиперинфляция Скорость роста цен может составлят сотни и тысячи процентов. Возникает в период тяжелых кризисов. Например, инфляция в России за 1992 год составила 2500%.
- Дефляция Отсутсвие роста или отрицательный рост цен. Негативно влияет на экономику. Население откладывает покупки ожидая дальнейшего снижения цен, падает спрос, за ним и производство, растет безработица, люди беднеют.
Что влияет на инфляцию в России
✓ Инфляция в России довольно сильно зависит от динамики цен на продовольственные товары, поскольку именно продукты занимают большую долю потребительской корзины.
✓ Еще одной особенностью является наличие услуг и товаров, тарифы и цены на которые регулируются государством. Это услуги ЖКХ, пассажирского транспорта, связи и другие.
✓ Большое влияние на инфляцию в России оказывает также колебания курса рубля. Если курс доллара и евро растет, то импортные товары дорожают, что приводит к росту инфляции.
В результате изменения курса рубля, сезонные колебания стоимости продуктов, а также регулируемых государством тарифов и услуг, оказывают значительное влияние на уровень инфляции в нашей стране.
Мнение независимых экспертов
Вопрос скачков цен волнует не только население. Оценки финансовых экспертов в большинстве своем менее оптимистичны в сравнении с официальными.
Например, руководитель Центра макроэкономического анализа и прогнозирования РАН Ирина Буркина оценивает уровень инфляции в разрезе года как 7-10 %, что в полтора-два раза выше официальных оценок. Объясняет это эксперт так: по данным Росстата очевиден разрыв между потребительской ценой и ценами производителей. Это отчасти связано с тем, что о повышении НДС компаниям было известно заранее и они успели закупиться впрок. Но рано или поздно ситуация изменится, и мы ещё можем ощутить так называемый «двойной эффект» от повышения НДС.
Однако присутствуют и более позитивные оценки. Ряд экспертов сходится во мнении, что весенний разгон цен пойдет на спад и в разрезе года коэффициент инфляции выровняется.
Никита Моисеев, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, в качестве основных аспектов, влияющих на рост цент, отмечает снижение курса рубля в 2021 году и повышение НДС. Продлится рост до лета, а после цены стабилизируются. Плюс увеличение стоимости отмечается не во всех отраслях. Например, по непродовольственной группе товаров ожидается снижение, связанное с продолжением потери реальных доходов населения. Всё это приведёт к успокоению ценового хаоса начала года, инфляция стабилизируется до официальных 4-5 %.
Нормальный уровень инфляции полезен для экономики. Её значение до 6 % разгоняет потребление и финансовые потоки. В 2021 году официальные прогнозы по росту инфляции гарантируют его в «здоровых» границах. Но ряд серьёзных государственных мер, принятых для оздоровления экономики в 2021 году — повышение НДС, увеличение акцизов, пенсионные реформы — вызывают опасение некоторых независимых экспертов. По их оценкам, инфляция в 2021 году рискует перейти из разряда умеренной в галопирующую. На фоне повышенных инфляционных ожиданий это может грозить экономическими осложнениями.
Расчет ИПЦ по официальной методологии
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. ИПЦ
— относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени,
выражается в коэффициентах или процентах
. ИПЦ рассчитывается по Российской Федерации (в целом), федеральным округам и субъектам Федерации. Индекс потребительских цен исчисляется с месячной периодичностью. Наблюдение за потребительскими ценами строится на выборочной основе. При сборе ценовой информации статистиками для расчета ИПЦ должна быть обеспечена возможность определения «чистого» изменения цен. Собираемая статистика учитывает цены товаров и услуг массового спроса по трем основным группам: продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги. В ценовое наблюдение Росстата включаются как отечественные, так и импортные товары.
Как использовать дефлятор в гособоронзаказе
Дефлятор применяют и в государственном оборонном заказе. Актуальные индексы по ГОЗ утверждены в Приказе Минэкономразвития №190 от 01.04.2020.
Прогнозные коэффициенты Минэкономразвития применяют для определения плановых цен на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, производство, разработку и изготовление оборонной продукции. Также расчетные значения используют для определения цен по утилизации ГОЗ и по иным товарам, работам и услугам, включенным в перечни с регулируемым ценообразованием.
ВАЖНО!
Положения ГОЗ не распространяются на закупки продуктов питания.
Заказчик ГОЗ обязан проводить закупки продуктов питания по нормативам 44-ФЗ. При определении НМЦК проводится экономическое обоснование стоимостных показателей с учетом дефляторов. Применение дефляторов Минэкономразвития при определении НМЦК по 44-ФЗ является обязательным.