ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В судопроизводстве рассматриваются дела сферы финансовых (взыскание долгов), трудовых, семейных и других споров. Гражданское производство характеризуется возможностью оказать лицам помощь в осуществлении прав, поэтому иски в судебные органы подаются ежедневно.
Понятие и элементы административного иска. Виды административных исков
1. Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск — категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие «административный иск». Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.
Административный иск — обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
По действующим законодательным нормам, при отказе от иска, лицо имеет право на возврат ранее уплаченной государственной пошлины. Делопроизводство после подачи заявления истца и утверждения судом полностью прекращается, а госпошлину получится вернуть на протяжении месяца. Решение принимается судебным органом на базе заявления об отказе и запроса лица.
По законодательству, на возврат средств после оплаты установлен термин три года. На протяжении такого срока можно будет обратиться с запросом в орган, где ранее находился иск. Физическое или юридическое лицо пишет заявление о возврате госпошлины в свободной форме, с указанием банковских реквизитов для дальнейшего перевода платежа казначейством. В обязательном порядке прилагается оригинал квитанции о выплате пошлины, указывается номер иска. Дополнительно необходима ксерокопия судебного акта, или же определения.
Подача и рассмотрение заявления об отказе от иска
Заявление об отказе от иска может быть подано истцом через канцелярию суда или заявлено лично в ходе судебного разбирательства. Лучше сделать это лично, чтобы дать суду возможность устранить возможные сомнения в действительной воле заявителя.
Заявление можно подать на любой стадии процесса после возбуждения гражданского дела в суде (до этого истец может в порядке статьи 135 ГПК РФ подать заявление о возвращении искового заявления) и до удаления суда в совещательную комнату в судебном заседании.
Разрешая ходатайство в судебном заседании, суд задаст вопросы, выясняя действительную волю истца. Ответчик и третьи лица имеют право возражать, приводить свои доводы и доказательства в подтверждение своей позиции.
Вопрос разрешается судом путем вынесения отдельного мотивированного определения, в котором заявление удовлетворяется, тогда производство по делу прекращается, либо в удовлетворении заявления отказывается, тогда производство по делу продолжается.
Определение суда о прекращении производства по делу можно обжаловать путем подачи частной жалобы. Определение об отказе самостоятельному обжалованию не подлежит.
Мирный путь всегда разумнее
Иногда ситуация может измениться таким образом, что разумнее закончить разбирательство мирным путем: чиновники согласились с требованиями, дело утратило актуальность. В таких случаях суд прекращает производство. Если ответчик, получив претензию, не согласен с требованиями, а вы продолжаете считать его действия незаконными – дело продолжается. И тогда последнюю точку в этом споре может поставить только суд.
1. Право на совершение таких распорядительных действий, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение сторонами административного спора соглашения о примирении в суде апелляционной инстанции, непосредственно предусмотрено в ст. 46 КАС.
Так, ч. 2 ст. 46 КАС указывает, что административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции. Часть 3 данной статьи регламентирует, что административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции.
С учетом этого сразу же следует отметить, что хотя в комментируемой статье не оговаривается, в какой части административного иска могут быть осуществлены отказ от иска и признание иска, а также соглашение о примирении сторон, однако в силу общих правил они могут быть совершены как полностью, так и частично.
Комментируемая статья имеет целью регламентировать лишь особенности порядка совершения указанных распорядительных действий в суде апелляционной инстанции, порядка рассмотрения заявлений об их совершении и последствий их принятия (утверждения).
Однако анализ комментируемой статьи наряду со ст. ст. 46, 137 и 157 КАС, регулирующими совершение вышеуказанных распорядительных действий в суде первой инстанции, позволяет сделать вывод, что, по сути, особенность их совершения в суде апелляционной инстанции заключается лишь в последствии их принятия (утверждения), поскольку на этом этапе административного судопроизводства имеется постановленное судом первой инстанции решение суда, не вступившее в законную силу, судьба которого зависит от результата рассмотрения судом апелляционной инстанции вопроса о принятии отказа административного истца от иска, принятии признания административным ответчиком иска, а также об утверждении соглашения о примирении сторон.
В частности, не только в силу ч. 1 комментируемой статьи, но и в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС отказ от административного иска, признание административного иска, соглашение о примирении сторон могут быть осуществлены как до судебного заседания, так и непосредственно в судебном заседании. До судебного заседания они могут быть совершены только в письменной форме (в заявлении, адресованном соответствующему суду), поскольку иного варианта их процессуального отражения в материалах административного дела не имеется. В судебном заседании они совершаются либо в письменной, либо в устной форме, поскольку имеется вариант их процессуального отражения в материалах административного дела — занесение таких заявлений в протокол судебного заседания. Во всяком случае письменные заявления приобщаются к материалам административного дела.
Независимо от времени совершения данных распорядительных действий в суде апелляционной инстанции вопрос о рассмотрении заявлений об их принятии (утверждении) разрешается исключительно в судебном заседании суда апелляционной инстанции (см. комментарий к ч. 4 ст. 137 и ч. 2 ст. 157 КАС).
Критерии оценки допустимости указанных распорядительных действий по конкретному административному делу, влияющие на то, будут ли они приняты (утверждены) судом апелляционной инстанции, определяются в соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 46, ч. ч. 1 и 5 ст. 137, ч. 2 ст. 157 КАС (см. комментарий к указанным статьям).
2. В отношении порядка рассмотрения заявлений о распоряжении предметом административного спора хотелось бы отметить, что только ч. 4 ст. 137 КАС касательно соглашения о примирении сторон предусматривает последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заключивших такое соглашение (неявка является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон). При этом данное правило, несмотря на расположение ст. 137 КАС в гл. 13 КАС, посвященной подготовке административного дела к судебному разбирательству, распространяется в силу прямого указания не только на предварительное, но и на основное судебное заседание. Иные нормы КАС, так или иначе касающиеся распорядительных действий сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание специально не регулируют.
Однако представляется, что неявка в судебное заседание административного истца, подавшего до судебного заседания заявление об отказе от административного иска, административного ответчика, подавшего до судебного заседания заявление о признании административного иска, также должны являться препятствием к принятию отказа от административного иска или признания административного иска, поскольку в этом случае суд как первой, так и апелляционной инстанции лишен возможности соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 157 КАС, в частности по непосредственному разъяснению последствий совершения указанных распор��дительных действий и выявлению действительной воли лица, участвующего в деле.
Кроме того, если до судебного заседания или в судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны заявят о намерении заключить соглашение о примирении, то с учетом положений ч. 2 ст. 137 КАС по ходатайству сторон, их представителей суд апелляционной инстанции приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон, до истечения этого срока (п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС).
Последствия принятия (утверждения) судом апелляционной инстанции анализируемых распорядительных действий различны.
Принятие судом апелляционной инстанции отказа административного истца от иска полностью или частично влечет отмену решения суда первой инстанции в соответствующей части с прекращением производства по административному делу в этой части на основании ч. 3 ст. 157, п. 3 ч. 1 ст. 194, п. 4 ст. 309 КАС.
В целях обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции законодательства об административном судопроизводстве Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.
Отказ от административного иска КАС РФ
В ст. 157 КАС РФ предусмотрена возможность административного истца заявить отказ от своих исковых требований к оппоненту спора.
Такое право возлагается не только на заявителя по делу, но и на его представителя, при условии, что последний имеет на руках доверенность, дающую ему соответствующие полномочия.
Отказ от требований к административному ответчику оформляется в письменном виде, и подаётся в тот же суд, который рассматривает дело. Судья рассмотрит ходатайство, и вынесет определение о его удовлетворении или неудовлетворении.
Если определение будет в пользу заявителя, то есть, о признании отказа, то суд производство по делу прекращает полностью или в той части, в которой отозваны требования.
Истец может подать отказ на любой стадии административного судопроизводства, вплоть до того момента, пока суд не примет и не вынесет соответствующее решение по делу. Отказ может быть только добровольным.
Если суд заподозрит, что заявитель отказывается от своих требований под давлением или это противоречит его интересам, суд отклонит ходатайство.
Чтобы не возникло сомнений в изъявлении доброй воли заявителя относительно отказа от своих требований, он должен изложить в заявлении причины такого решения.
Административный иск должен быть составлен правильно. Если будут нарушены нормы, то суд вынесет отказ в принятии административного иска по КАС РФ.
Уменьшение исковых требований и частичный отказ от иска. Проблема их разграничения
Полное описание
Арбитражное и гражданское процессуальное законодательство содержит немалое количество диспозитивных норм, сущность которых заключается в том, что они непосредственно не предопределяют поведение субъектов процесса и позволяют им действовать по собственному усмотрению. Например, в соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Аналогичная норма содержится и в АПК РФ (статья 49).
При прочтении указанных положений закона не может не возникнуть мысль о сходстве правовой природы уменьшения исковых требований и отказа от иска, а в особенности – частичного отказа. Так ли это в действительности?
Представим ситуацию: истец обращается в суд с требованием взыскания 500 000 рублей, а затем в ходе судебного разбирательства уменьшает сумму исковых требований до 300 000 рублей.
Возникает вопрос: можно ли впоследствии вновь обратиться в суд с требованием о взыскании тех самых 200 000 рублей, на которые были уменьшены первоначальные требования? Ни ГПК РФ, ни АПК РФ не дают прямого ответа на поставленный вопрос.
Единственным источником информации, в котором может содержаться ответ на этот вопрос, является действующая судебная практика. Но даже в ней не наблюдается единого подхода касаемо различия последствий уменьшения исковых требований и частичного отказа от иска.
Так, Второй арбитражный апелляционный суд, обобщив судебную практику по вопросам применения отдельных положений статьи 49 АПК РФ, пришел к выводу о существовании двух подходов к решению вопроса о праве арбитражного суда в случае, если истец заявил об уменьшении исковых требований, принять не уменьшение исковых требований, а частичный отказ от иска.
- Праву истца на уменьшение исковых требований корреспондирует обязанность арбитражного суда рассмотреть по существу уточненные, а не первоначально заявленные требования, в то время как праву истца на частичный отказ от иска – обязанность прекратить производство по делу в соответствующей части, а также рассмотреть по существу требования, отказ от которых не заявлен. Как отмечает суд, указанные процессуальные решения влекут для истца различные правовые последствия, связанные, в частности, с возможностью последующего получения истцом судебной защиты в отношении нерассмотренных судом требований. Например, если судом рассмотрено уточенное требование, то первоначальное требование в нерассмотренной части может быть вновь предъявлено истцом в суд. Между тем, в случае, когда судом принят частичный отказ от иска, требования, в отношении которых судом прекращено производство по делу, не могут являться предметом рассмотрения в другом деле. В связи с этим при реализации истцом права на уменьшение исковых требований арбитражный суд не вправе принимать частичный отказ от иска и прекращать производство по делу.
- Наряду с правом на уменьшение исковых требований истцу принадлежит право отказаться от части иска. При этом в случае, когда арбитражный суд установит возможность принятия отказа от части иска, производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению. Уменьшение исковых требований, по сути, можно расценивать как фактический отказ от части иска. Поэтому уменьшение исковых требований, равно как и частичный отказ от иска, должны оформляться принятием частичного отказа от иска и прекращением производства по делу в части.
Для определения того, какой же из подходов является правильным, необходимо произвести обширный анализ судебной практики с участием, в частности, высших судов России.
Например, Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 27 июня 2012 г. № ВАС 8025/12 подчеркнул, что уточнение исковых требований в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ не порождает последствий, предусмотренных законом в связи с отказом истца от иска.
Указанный вывод поддерживается также и большинством нижестоящих арбитражных судов.
- ФАС Поволжского округа в постановлении от 20.09.2010 г. по делу № А06 225/2010 отметил, что уменьшение суммы иска истцом не влечет прекращения производства по делу, поскольку данное процессуальное действие не является отказом от иска. В связи с этим прекращение производства по делу в части требований возможно при наличии отказа истца от иска.
Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.
КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.
Подготовлены разъяснения по некоторым моментам, связанным с применением КАС РФ.
В частности, разобраны общие критерии, позволяющие разграничивать категории дел, подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ. Приведены примеры споров, которые не рассматриваются в таком порядке.
Затронуты вопросы, касающиеся подсудности административных дел; состава суда; прав и обязанностей лиц, участвующих в деле; представительства в суде; доказательств и доказывания; мер предварительной защиты по административному иску; процессуальных сроков; судебных извещений и вызовов; судебных расходов; мер процессуального принуждения; протокола заседания (в т. ч. аудио- и (или) видео- протоколирования); определений суда.
Кроме того, выделены некоторые особенности, которые должны учитываться в отношении предъявления административного иска; судебного разбирательства и подготовки дела к нему; упрощенного (письменного) производства; производства в апелляционной инстанции; пересмотра вступивших в силу судебных актов.
Например, отмечено, что в случае, когда полномочия представителя выражены лицом в заявлении, сделанном в заседании, они действуют лишь в этом заседании.
Разъяснено, что следует понимать под иными мерами предварительной защиты. Указывается, что они не могут быть приняты до предъявления иска и его принятия к производству.
Подчеркивается, что согласие лица на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте может быть выражено, помимо прочего, в исковом заявлении, письменных возражениях.
По судебным расходам поясняется, что в случае возникновения коллизий между КАС РФ и БК РФ нормы последнего имеют приоритет.
Признаны утратившими силу прежние разъяснения по делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов власти (по старым правилам).
Не так давно в юридической практике появилось понятие административного иска. Ранее, такие дела рассматривались в гражданском процессе. Рассмотрим, каковы особенности административного судопроизводства.
Отказ административного истца от иска образец
Вопрос разрешается судом путем вынесения отдельного мотивированного определения, в котором заявление удовлетворяется, тогда производство по делу прекращается, либо в удовлетворении заявления отказывается, тогда производство по делу продолжается. Определение суда о прекращении производства по делу можно обжаловать путем подачи частной жалобы. Определение об отказе самостоятельному обжалованию не подлежит.
Последствия отказа от иска После вступления определения суда в законную силу согласно статье 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Это значит, что истец не сможет больше предъявить в суде аналогичные требования к тому же ответчику. Это правило не действует, если истец изменил основания иска или заявил новые требования, изменив предмет иска.
Общие положения по отказу от иска
В судопроизводстве рассматриваются дела сферы финансовых (взыскание долгов), трудовых, семейных и других споров. Гражданское производство характеризуется возможностью оказать лицам помощь в осуществлении прав, поэтому иски в судебные органы подаются ежедневно.
Вне зависимости от такого фактора, дело не в обязательном порядке решается после судебного заседания. Согласно нормам гражданского процессуального, арбитражного процессуального кодекса, также кодекса административного судопроизводства, истец может использовать право отказа от искового заявления.
Наиболее распространенной причиной подобного юридически значимого действия на 2017 год считается урегулирование конфликтной ситуации во внесудебной форме. Стороны могут прийти к компромиссу с удовлетворением полного списка отказа от исковых требований гпк и тогда получится остановить производство.
Оставление иска без рассмотрения: причины и последствия
- Дело рассматривается как установление юридически значимого факта (фактов), но возник спор о праве.
- Заявлен иск, который должен быть рассмотрен в процессе по делу о банкротстве.
- Заявлен иск о взыскании судебных расходов, и данное обращение должно быть рассмотрено по правилам ст. 112 АПК РФ, а не в обычном исковом порядке.
- стороны (или истец) не просили (не ходатайствовали) о рассмотрении дела в их отсутствие;
- стороны (или истец) как минимум дважды извещались (вызывались в суд) о заседаниях, и это было сделано надлежащем образом (есть уведомления, почтовые отметки и т.п.);
- стороны (или истец) дважды не явились на заседание суда и не сообщили о причинах неявки;
- ответчик не требует рассмотрения дела по существу (только в случае, когда иск оставляется без рассмотрения в силу неявки истца).
Как оставить иск без рассмотрения в кас
производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 КАС РФ, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Копии определения суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, а в случае присутствия указанных лиц в судебном заседании вручаются им под расписку.
Комментарий к ст. 157 КАС РФ
1. Когда административный истец реализует свое право на отказ от административного иска, а административный ответчик — право на признание административного иска либо стороны выражают намерение заключить соглашение о примирении (см. комментарий к ст. 46 КАС), для суда становится обязательным совершение действий, указанных в анализируемой статье. Стороны не лишены возможности заявить о таких намерениях и в судебных прениях, но это повлечет возврат к рассмотрению дела по существу, поскольку необходима проверка законности отказа от иска, признания иска, правомерности условий предлагаемого сторонами соглашения (ч. ч. 5, 6 ст. 46 КАС). Кроме того, выраженное на подготовительном этапе волеизъявление на отказ от иска, признание иска или заключение соглашения о примирении снимает с суда обязанность рассматривать дело по существу.
2. Оформляются отказ от иска, признание иска и заключение соглашения о примирении путем подачи письменных заявлений либо в виде устного заявления, внесенного в протокол судебного заседания. Заявления об отказе от иска, о признании иска и об условиях заключения соглашения о примирении подписываются соответственно истцом, ответчиком или обеими сторонами, а поданные ими письменные заявления об этом приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (п. 9 ч. 3 ст. 205 КАС).
3. Председательствующий в зависимости от конкретной ситуации дает одно из двух разъяснений по факту изъявления стороной (сторонами) желания совершить тот или иной распорядительный акт из числа предусмотренных комментируемой статьей — о последствиях принятия отказа административного истца от административного иска, признания административным ответчиком административного иска и утверждения соглашения о примирении сторон либо о недопустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел.
В КАС отсутствуют перечни административных дел, по которым не допускаются отказ административного истца от административного иска, признание административного иска административным ответчиком и утверждение соглашения о примирении сторон. Лишь по одной категории дел — об оспаривании нормативного правового акта в КАС установлен прямой запрет на утверждение соглашения о примирении сторон (ч. 12 ст. 213). По-видимому, законодатель оставил вопрос о пределах допустимости отказа от иска, признания иска и соглашения о примирении нерешенным сознательно, полагая, что однозначный ответ на него может быть получен только в процессе применения КАС. Тем не менее некоторые положения КАС позволяют судить о позиции законодателя по рассматриваемому вопросу достаточно определенно. Речь идет прежде всего о специальных нормах, регулирующих полномочие суда по прекращению производства по отдельным категориям административных дел (ч. 1 ст. 225, ч. 1 ст. 245 КАС). В этих нормах законодатель совершенно определенно говорит о возможности прекращения производства в связи с отказом административного истца от административного иска, если отказ принят судом, и в связи с заключением сторонами соглашения о примирении, если оно утверждено судом по двум категориям дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. По делам об оспаривании нормативных правовых актов в силу упомянутого запрета на утверждение соглашения о примирении сторон ч. 1 ст. 214 КАС связывает возможность прекращения производства только с одним распорядительным актом — отказом административного истца от заявленного им административного иска. По остальным категориям административных дел специальных указаний относительно оснований прекращения производства в КАС не имеется. Что касается пределов допустимости признания административного иска по кругу категорий административных дел, КАС вообще не содержит каких-либо указаний.
Решая вопрос о допустимости или недопустимости отказа от иска, признания иска и заключения соглашения о примирении по той или иной категории дел, на наш взгляд, необходимо исходить из правовой природы каждой конкретной категории дел и тех последствий, которые влечет за собой то или иное распорядительное действие. На основании вышеизложенного проблематичным представляется совершение всех трех распорядительных актов по административным делам, перечисленным в п. п. 4 — 8 ч. 3 ст. 1 КАС.
Таким образом, при допустимости совершения распорядительного действия по конкретному административному делу суд разъясняет сторонам, что при прекращении производства по административному делу в связи с отказом административного истца от административного иска и утверждением соглашения о примирении вторичное обращение их в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (п. 4 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 195 КАС). При невозможности совершения распорядительного действия по конкретному административному делу судом дается пояснение о недопустимости отказа административного истца от административного иска, признания административным ответчиком административного иска и утверждения соглашения о примирении сторон по данной категории административных дел со ссылкой на соответствующие нормы действующего законодательства.157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу…
Заявление об отказе от административного иска
- Юрист Круглов Александр
- Консультация юриста по гражданским делам
- Банкротство граждан и юридических лиц
- Автоюрист возмещение ущерба при ДТП
- Имущественный и моральный вред
- Защита собственности в судебном порядке
- Долговые обязательства и судебный приказ
- Подготовка документов и стоимость услуг
- Представительство в Арбитражном суде и судах общей юрисдикции
- Недвижимость, земля и жилищные дела
- Услуги юриста на стадии исполнительного производства
- Наследственные дела, споры о праве
- Представительство в суде по трудовым делам
- Защита прав потребителей в судебном порядке
- Семейные дела раздел имущества, алименты
- Составление договоров
Ввиду отсутствия жесткого нормативного регулирования КАС РФ отказа от иска в плане составления документа отказ в письменной форме нужно составить, следуя правилам делового оборота и ГОСТ Р 7.0.97-2016.
При составлении заявления стоит указать:
- Наименование суда, в который подается заявление.
- Сведения об административном истце. Если иск подавало физическое лицо, достаточно указать Ф. И. О., адрес и дату рождения. Если обращение поступает от юридического лица, необходимо привести его регистрационные данные.
- Наименование организации-ответчика. Если ответчик — должностное лицо, то указывается Ф. И. О., должность и место службы.
- Сведения о представителе истца и наличии у него юридического образования.
- Контактные данные участников судопроизводства: почтовые адреса, телефоны, адреса электронных почтовых ящиков.
- Данные об административном производстве, по которому подается заявление: номер и участники.
- Собственно однозначно выраженный отказ от иска полностью или в части (тогда необходимо указать, какого именно требования касается отказ).
Под заявлением ставится дата и подпись истца или представителя.
В большинстве случаев участники процесса приходят к мировому соглашению путём отзыва исковых требований в следующих ситуациях:
- раскрытие ранее неизвестных факторов дела;
- до завершения дела ответчиком добровольно выплачена компенсация согласно заявленным требованиям;
- расходы на ведение дела превышают размер потенциальных компенсаций;
- полностью утрачен интерес к продолжению судопроизводства.
Подача ходатайства допускается в процессе судопроизводства – с начала рассмотрения дела до принятия конечного постановления. В зависимости от вида судебного дела участники опираются на соответствующие процессуальные кодексы РФ:
- порядок отказа от судебного иска в гражданском процессе и рассмотрение соответствующего заявления закрепляется положениями, указанными в ст. 173 ГПК РФ и ст. 39 п.1 ГПК РФ;
- в арбитражном процессе положения по отказу от иска уточняются в ст. 49 п.2 АПК РФ.
Ходатайство об отказе от поданного иска может быть принято в письменном и устном формате. В первом случае истец самостоятельно подаёт заявление в суд до завершения дела. Во втором – озвучивает собственное пожелание на судебном заседании, что фиксируется в протоколе.
Общий порядок отказа от исковых требований можно представить следующим образом:
- Истец направляет соответствующее ходатайство.
- Судья уточняет у заявителя причины отзыва претензий.
- Суд рассматривает полученный запрос.
- Принимается решение о прекращении или продолжении дела.
Согласно гражданскому и арбитражному процессуальным кодексам Российской Федерации, отказ истца от судебного иска предполагает добровольное урегулирование конфликта. Соответственно, каждая из сторон без принуждения выбирает мировое соглашение. Как только судья подтверждает принятие запроса, дело признаётся закрытым.
В данном случае основным последствием отказа от иска в арбитражном или гражданском процессе является невозможность возобновить аналогичное дело. Повторно заявить претензии в суде истцу удастся только при изменении предмета и основания иска.
Заявление Об Увеличении Иска По Кас Образец
- Наименование суда (куда подается иск);
- Персональные данные истца:
- если истом является юридическое лицо – наименование учреждения, юридический адрес, сведения из ЕГРЮЛ;
- в случае подачи иска физическим лицом – ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, дата, место рождения, адрес регистрационного учета, адрес фактического проживания, а также сведения об окончании ВУЗа с юридическим уклоном (если истец решит представлять свои интересы самостоятельно);
- при использовании услуг по представлению в суде интересов истца, все данные доверенного с указанием серии, номера и срока действия доверенности;
- контактные данные (номер телефона, эл. почта и т.п.).
- Все данные об ответчике (аналогичные истцу).
- Тело иска, с указанием нарушенных прав и требований к ответчику (обязательное указание нормативных актов/статей).
- Резолютивную часть (прошу, требую и т.п., с указанием нормативных актов).
- Далее указываются все приложенные документы.
- В заключении, ставится дата и подпись истца.
ст. 39, 40 КАС. Изменение предмета административного иска представляет собой изменение материально-правовых требований, которое возможно в двух формах: 1) изменение способа защиты прав, свобод и законных интересов. К примеру, первоначально административный истец предъявил административный иск о признании нормативного правового акта, принятого государственным органом, недействующим. Впоследствии, учитывая, что оспариваемые положения носят индивидуально-определенный характер, административный истец заявил об изменении способа защиты, потребовав признать решение, которое принял государственный орган, незаконным; 2) изменение предмета спора.
Уточнение исковых требований по КАС РФ образец — Малина-групп Иногда после регистрации иска или начала судебного процесса, у гражданина могут возникнуть обстоятельства, которые вынуждают его изменить или уточнить свои исковые требования. Подобная процедура, согласно действующему законодательству, вполне возможна даже без обращения за консультацией к юристу. Как показывает практика, уточнение может понадобиться не только в начале рассмотрения дела, но и с учетом новых обстоятельств, возникших в ходе судебных заседаний.
Для случая, когда от каких-то требований истец отказывается, не предъявляя новых, необходимо составлять заявление об отказе от иска полностью или в части. Если меняется только правовое обоснование иска (или дополняется), представляется уточнение исковых требований или письменные пояснения по иску.
- Истец обязан приложить квитанцию об уплате госпошлины (оригинал).
- Если заявитель не направлял копии заявления и бумаг всем лицам, участвующим в деле, он должен приложить их к иску и направить в суд для того, чтобы последний уведомил сторон о споре.
- Истец прикладывает документы, которые подтверждают требования административного иска (если истец не освобожден от доказывания).
- Должны быть приложены документы на представителя, в частности доверенность или иные подтверждения его полномочий, диплом о высшем юридическом образовании.
- В тех случаях, когда по данной категории дел обязательно участие представителя, истец вправе обойти это требование, представив суду документ о наличии у него высшего юридического образования.
- Должны прилагаться документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
- наименование суда;
- полные данные истца: Ф.И.О., дату и место рождения, адрес и телефон;
- полные данные ответчика: наименование и адрес госоргана, Ф.И.О. и должность чиновника;
- суть требований, их обоснования и доказательства;
- информацию о том, подавалась ли жалоба на поступки ответчика вышестоящему руководителю, какой получен ответ;
- подпись истца или его представителя, дата;
- перечень прилагаемых документов.