Льготы для медицинских или образовательных организаций.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы для медицинских или образовательных организаций.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не секрет, что для оказания практически всех медицинских услуг, перечисленных в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, нужна лицензия. Как показывает практика проведения налоговых проверок, названный документ является одним из документов, подтверждающих право на освобождение от налогообложения. Кроме этого, желательно, чтобы в договоре с заказчиком (или ином документе, в том числе расчетном) было указано наименование услуги, названной в лицензии (Письмо УФНС по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478). Судебные инстанции в основном настаивают на необходимости лицензии (Постановление ФАС ВВО от 20.07.2007 N А31-1989/2006-16). При этом каких-либо дополнительных условий для получения освобождения от налогообложения законодательством не предусмотрено (Постановление ФАС ВВО от 23.06.2005 N А39-6502/2004-463/10).
Всегда ли для применения льготы нужна лицензия?
Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить гражданам доступную и бесплатную медицинскую помощь. Перечень услуг, оказываемых медицинскими учреждениями в рамках ОМС, приведен в разд. III «Медицинская помощь, предоставляемая в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461. В рамках такой Программы населению предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, включая лекарственное обеспечение при различных видах заболеваний. Кроме того, осуществляются мероприятия по диагностике, лечению, профилактике заболеваний, в том числе проведение профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения. В эту же группу входят услуги по диагностике заболеваний пациентов, проходящих стационарное лечение, при наличии лицензии на право осуществления в рамках амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи работ и услуг по специальности «клиническая лабораторная диагностика». Такие услуги освобождаются от налогообложения (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@).
Все иные освобождаемые от налогообложения услуги
Услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями, освобождаются от налогообложения у названных налогоплательщиков, оплачивающих услуги доноров. Заметим, в данной норме не идет речь о других сопутствующих услугах, таких как транспортировка, переработка и хранение донорской крови и ее компонентов. Поэтому если учреждение оказывает комплексную услугу по сбору, транспортировке, переработке и хранению донорской крови, то в целях налогообложения ему следует выделить льготируемые услуги по сбору крови. На все остальные услуги льгота не распространяется, поэтому они облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 18%.
Услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного, услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным, услуги патолого-анатомические при налогообложении не вызывают вопросов, так как имеют более узкую направленность и их проще идентифицировать среди других медицинских услуг, оказываемых медицинским учреждением.
Условия основной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей
Индивидуальные предприниматели, в свою очередь, используя данный налоговый режим оплачивают:
- налог на доходы физических лиц или НДФЛ (ставка 13%);
- налог на имущество физических лиц (ставка до 2%);
- НДС (ставка 0%,10%, 18%) (но, как уже говорилось выше, при осуществлении медицинской деятельности НДС не оплачивается).
Следует также знать, что если медицинская организация (индивидуальный предприниматель) получает убыток, то он не платит налог на прибыль, и есть возможность этот убыток учесть в будущем (уменьшить сумму налога на сумму убытка). Также, необходимо помнить, что нельзя совмещать общую и упрощенные системы налогообложения.
Для традиционной системы налогообложения обязательным является предоставление налоговой декларации. Налоговая декларация предоставляется ежеквартально (пункт 1 статьи 386 НК РФ).
Налоговым периодом признается 1 год (пункт 1 статьи 285 НК РФ, пункт 1 статьи 379 НК РФ).
Отчетный период:
- по налогу на прибыль организаций – первый квартал, полугодие, 9 месяцев (пункт 2 статьи 285 НК РФ);
- по налогу на имущество организаций – первый квартал, полугодие, 9 месяцев (пункт 2 статьи 379 НК РФ).
Также, стоит знать, что при использовании основной системы налогообложения обязательным является применение контрольно-кассовой техники (ККТ) (статья 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).
Какие виды деятельности не облагаются НДС?
Существует перечень направлений деятельности, не облагаемых НДС. В первую очередь это социально значимые направленности, стоимость услуг в рамках которых не должна возрастать. Стоит перечислить следующие виды деятельности, не попадающие под налогообложение НДС в данном случае:
- Сфера инвестиций.
- Строительство любых объектов для военнослужащих, включая жилье и инфраструктуру.
- При работе организации, штат которой на 80 процентов и более состоит из инвалидов, либо если до 80 процентов уставного капитала сформировано взносами организаций инвалидов.
- Работа Международного олимпийского комитета.
- Благотворительность.
- Бюджетная научно-исследовательская деятельность.
- Реставрация исторических, культурных памятников.
- Кинематограф.
При работе в любом из данных направлений нет необходимости в уплате НДС.
Упрощенная система налогообложения при оказании стоматологических услуг
В соответствии с гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» применять упрощенную систему налогообложения (УСН) могут как организации, так и отдельные предприниматели (ст. 346.12 НК РФ).
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в ст. 346.11 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2006 г., которые устраняют противоречие с п. 4 ст. 346.12 НК РФ, так как общий режим налогообложения не включает в себя единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), и уже в общих положениях настоящей главы теперь не запрещено применять упрощенную систему налогообложения плательщикам ЕНВД.
Применение УСН предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
При этом организации обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения доходов
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 346.18 НК РФ доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. В таких случаях доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на момент получения доходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам (п. 4 ст. 346.18 НК РФ). Для оценки таких доходов применяются правила, установленные ст. 250 НК РФ. Налогоплательщик — получатель имущества (работ, услуг) должен документально или путем проведения независимой оценки подтвердить информацию о рыночных ценах.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).
Особенности учета НДС в бюджетных организациях
Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:
- реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.
В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст.
146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.
- Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:
- 1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);
- 2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.
Условия применения льготных ставок
Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).
Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.
Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.
Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.
Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть III
Как организовать учет для обоснования применения льготы по НДС
Необходимо иметь четкое понимание, что Клиника оказывает своими силами только услуги, которые поименованы в ее лицензии, остальные услуги Клиника может оказывать с привлечением сторонних организаций, имеющих соответствующую лицензию. Освобождаться от НДС будут те услуги, на которые у самой Клиники имеется лицензия. Прочие же медицинские услуги, оказываемые с привлечением сторонних организаций, не облагаются НДС только в пределах стоимости Подрядчика имеющего лицензию на этот вид деятельности. Поэтому, если Клиника зарабатывает на этих услугах или не имеет технической возможности обеспечить перевыставление таких услуг по цене Подрядчика, то рекомендуем в договорах с Пациентами предусмотреть возможность работы по агентской схеме в случае отсутствия лицензионного права у самой Клиники, а затем организовать расчет вознаграждения. Вторым шагом для обоснования применения льготы будет являться сопоставление вида деятельности, к которому относится конкретная услуга, с видом медицинской деятельности поименованной в лицензии конкретной Клиники. После этого сопоставления все услуги в рамках медицинской деятельности будут подразделены на:
Учет Комплексных/сложных медицинских услуг
В случае отсутствия лицензии на некоторые виды деятельности затруднение с обеспечением раздельного учета представляют комплексные услуги, когда цена указывается в целом за комплексную услугу/ законченный случай лечения или программу, а сама услуга складывается из нескольких видов услуг, в том числе, на которые у Клиники есть лицензия, так и из услуг, на которые у Клиники нет лицензии.
Как быть в случае, когда комплексная услуга содержит услуги, на которые у Клиники имеется лицензия и услуги, отсутствующие в лицензии Клиники? Например, когда услуги оказываются в рамках целевой программы или абонентского обслуживания. По комплексным услугам содержащим «нелицензионные» услуги принцип неделимости и вспомогательного характера услуг вряд ли применим для отстаивания льготы, тут действует другое правило – они не облагаются НДС только при наличии лицензии и в размере стоимости подрядчика. Их надо или полностью облагать НДС или рассчитывать агентское вознаграждение. Очевидно, что из цены комплексного тарифа надо выделить цену услуг, на которые у Клиники отсутствует лицензия, для этого необходимо обеспечить учет этой услуги по элементарным составляющим в количественном выражении. И далее, можно предложить следующие варианты организации раздельного учета комплексной услуги и определения стоимости. Услуги, на которые отсутствует лицензия учитывать:
— по стоимости стандартного Прейскуранта
— по стоимости Подрядчика
— по стоимости, уменьшенной на скидку, процент которой определяется отношением величин стоимости комплексной услуги к суммарной стоимости всего комплекса составляющих услуг, по ценам Прейскуранта. Выбранный вариант рекомендуется закрепить в Учетной политике, т.к. это один из элементов раздельного учета.
Возможность освобождения от ведения раздельного учета
Правило 5% для освобождения от раздельного учета можно применить только, если доля расходов на медицинские услуги, внимание, составляет менее 5 % от общей стоимости расходов организации. Клиники, у которых большая часть расходов связана с услугами немедицинского профиля, вряд ли существуют, это могут быть, разве что, салоны красоты, имеющие медицинскую лицензию.
При незначительном количестве услуг облагаемых НДС, и если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысит в совокупности два миллиона рублей можно воспользоваться положениями ст. 145 НК РФ и опираясь на Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 заявить о желании освобождения от обязанностей налогоплательщика, это позволит не уплачивать НДС. Теоретически это освобождает от обязанности ведения раздельного учета, но фактически налогоплательщику все равно придется вести такой учет для обоснования суммы необлагаемых услуг.
НДС. Оказание услуг населению
Заканчивая описание проблем по применению льготы по налогу на добавленную стоимость в медицинских организациях, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение льготы по налогу на добавленную стоимость к той или иной медицинской услуге во многих случаях не имеет однозначного решения. Организация учета, обеспечивающая возможность для применения этой льготы, является самой трудоемкой и сложной, по сравнению с организацией учета по другим льготам, предоставленным Налоговым Кодексом для медицинской деятельности.
НДС на медицинские изделия
В отношении медицинских товаров законодательством установлены следующие налоговые льготы:
- 0% ставкой НДС облагаются медицинские изделия, в отношении которых Росздравнадзором выдано соответствующее регистрационное удостоверение (РУ), при этом ввозимые предметы включены в перечень медицинских товаров, освобождаемых от обложения НДС.
Список таких товаров утверждён Постановлением Правительства РФ № 1042 от 30 сентября 2015 г. с учётом Постановления № 1574 от 01.10.2020.
- 10% ставкой НДС облагаются медицинские изделия с полученным РУ и классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС, включённым в список кодов ТН ВЭД на медицинские товары, облагаемые льготной ставкой НДС 10%, при их импорте в Россию.
Данный перечень кодов утверждён Постановлением Правительства России № 688 от 15 сентября 2008 г.
Таким образом, помимо обязательного условия регистрации импортируемого медицинского товара на территории РФ ключевым вопросом, определяющим возможность применения льготной ставки налога, является вопрос классификации товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Налогообложение медицинских учреждений, оказывающих платные услуги
Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
В целях налогообложения налогом на прибыль при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности,относятся:
- суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;
- расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и(или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
В соответствии Налоговом кодексом РК не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и(или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом к медицинским услугам относятся:
- услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
- услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан;
- услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
- услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
- услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
- услуги патолого-анатомические;
- услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
При оказании сервисных услуг, которые не относятся к медицинским, из полученного дохода должен быть уплачен налог на добавленную стоимость в размере 18%.
В данном случае речь идет только о ситуациях, когда сервисные услуги вычленены отдельно, а медицинские услуги либо предоставляются бесплатно за счет средств бюджета или ОМС, либо оплачиваются пациентом.
Если в хозрасчетном подразделении в различных палатах платные услуги оказываются с различным уровнем сервисности (комфортности), то вычленять сервисную составляющую не обязательно, можно дифференцировать стоимость медицинских услуг в зависимости от уровня сервисности (комфортности), не указывая в наименованиях услуг наличие или отсутствие сервисности (комфортности). В этом случае не возникнет вопроса с уплатой НДС.
Использование доходов от оказания платных услуг на возмещение недостатка средств бюджета
или обязательного медицинского страхования
Доходы от оказания платных услуг нельзя использовать непосредственно на покрытие дефицита бюджетного финансирования или недостатка средств ОМС. Учреждение обязано вначале возместить все расходы, связанные с оказанием непосредственно платных услуг, рассчитать прибыль, уплатить с нее налоги и только затем решать вопрос о направлениях использования прибыли. Решение об использовании прибыли учреждение решает самостоятельно. Часть оставшейся чистой прибыли может быть направлена на погашение дефицита средств бюджета или ОМС.
Согласно Налоговом кодеком Республики Казахстан сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
На возмещение недостатка средств бюджета или обязательного медицинского страхования по решению руководителя государственного учреждения здравоохранения может направляться только часть прибыли от оказания платных медицинских услуг, оставшаяся после уплаты налогов.
Вместе с тем, в пункте 14 Правил оказания платных услуг в организациях здравоохранения и порядок использования средств от платы услуг, осуществляемых государственными организациями здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РК от 6 октября 2006 года № 965 определено, что расчеты с пациентами, осуществляемые посредством наличных денег, производятся через кассу организации здравоохранения с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека пациенту, по безналичному расчету путем перечисления на текущий счет организации здравоохранения «Средства от платных услуг».
Кроме того, в пункте 15 данных правил сказано, что пациентам, получившим медицинскую помощь на платной основе, организация здравоохранения предоставляет:
- заключение соответствующих медицинских работников при оказании медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях;
- выписку из истории болезни при оказании медицинской помощи в стационарных условиях;
- информацию о расходах за оказанную медицинскую помощь.
При этом, информация о расходах за оказанную медицинскую помощь представляется в виде справки медицинского учреждения об оказании медицинских услуг и размере расхода, которая является подтверждающим документом.
В соответствии с пунктом 1 и первым абзацем пункта 2 статьи 135 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» доходы организаций, предусмотренных данной статьей, не подлежат налогообложению при соблюдении условий, установленных данной статьей. Для целей Налогового кодекса к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в данном пункте, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода таких организаций.
На основании подпункта 1) пункта 2 статьи 135 Налогового кодекса оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных, относится к деятельности в социальной сфере при выполнении условий, установленных данной статьей.
В соответствии с правилами составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (КПН) декларация по форме 140.00 составляется организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере в соответствии со статьей 135 Налогового кодекса.
Таким образом, если организация занимается оказанием медицинских услуг, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода, то доходы таких организаций не подлежат налогообложению в части КПН.
Следовательно, при осуществлении деятельности в социальной сфере в налоговые органы представляется Декларация по КПН по форме 140.00.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса обороты по реализации товаров, работ, услуг, связанных с медицинским и ветеринарным обслуживанием, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС) в случае оказания медицинских (ветеринарных) услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных.
При этом перечень товаров и услуг в сфере медицинской и ветеринарной деятельности, освобождаемых от НДС, определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 11.02.2009 г. № 133.
На основании изложенного, если услуги, оказываемые Вами, указаны в данном перечне, то обороты по реализации таких услуг освобождаются от НДС.
Земельный налог и налог на имущество
Согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса юридические лица, определенные пунктом 2 статьи 135 Налогового кодекса при исчислении земельного налога к соответствующим ставкам применяют коэффициент 0,1.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 398 Налогового кодекса юридические лица, определенные статьей 135 Налогового кодекса исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процента к налоговой базе.
Следовательно, если организация занимается оказанием медицинских услуг, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода, то при исчислении земельного налога к соответствующим ставкам налога применяется коэффициент 0,1, а также при исчислении налога на имущество к налоговой базе применяется ставка 0,1 процента.
Таким образом, государственные учреждения здравоохранения вправе по своему усмотрению предоставлять льготы для отдельных категорий граждан в размере, не превышающем заложенную в цену прибыль (с уплатой налога на прибыль в установленном порядке).
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что ежегодные изменения, вносимые в налоговое законодательство, оказывают положительное влияние на экономическое состояние социально – значимых сфер деятельности, одной из которых и является оказание квалифицированной медицинской помощи населению нашей страны.
Список литературы
- КОДЕКС
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О НАЛОГАХ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖАХ В БЮДЖЕТ(НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС)от 10.12.2008 г. № 99-IV (Введен в действие Законом РК от 10 декабря 2008 года № 100-IV
с 1 января 2009 года, за исключением положений,
для которых Законом установлены иные сроки введения (по состоянию на 1 января 2013 г.)) - КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.)
- Конституция Республики Казахстан
Платят ли НДС посредники на рынке
Различные агенты и прочие посредники, которые работают по специальным режимам налогообложения, а при этом производят продажу товаров доверительного лица, который работает по ОСНО, должны в обязательном порядке представлять в налоговые органы специальный журнал учета всех счетов-фактур. Здесь должны иметься не только выставленные счета-фактуры, но и полученные. Сдавать этот документ нужно в налоговую инспекцию в электронном виде, а передать журнал нужно до 20 числа месяца, который следует за отчетным кварталом.
Если посредники работают по договору с иностранной организацией, которая не состоит на учете в Российской Федерации, то они должны не только сдавать журнал выставленных и полученных счетов-фактур, но и оформлять декларацию. Все документы обычно передаются в электронном виде.
Таким образом, платить НДС нужно довольно большому количеству различных организаций, поэтому каждая компания должна хорошо разбираться в налоговом законодательстве страны, чтобы правильно определять какие налоги, и в каком размере должны быть уплачены в бюджет.
Освобождение от уплаты НДС
Статья 145 Налогового кодекса РФ регулирует вопросы освобождения от уплаты НДС.
В ней перечислены условия получения льготы: сумма дохода от реализации продукции или услуг за три подряд предшествующих месяца не должна превышать два миллиона рублей.
Эта правовая норма пункте 1 статья 145 НК РФ содержит основной смысл статьи, все остальные положения разъясняют его и определяют порядок применения льготы.
Освобождение от уплаты НДС дает организации на общей системе налогообложения право минимум в течение 12 календарных месяцев (п.п. 3, 4 ст. 145 НК РФ). Воспользоваться правом освобождения от НДС в 2022 году налогоплательщики могут в рамках определенных правил.
П. 3 ст. 145 НК РФ устанавливает обязанность подачи письменного уведомления об использовании права на освобождение от расчета и уплаты НДС.
Форма документа утверждена Минфином РФ, срок подачи – не позднее 20 числа месяца, в котором началось использования права на освобождение от НДС.
Уведомление с подтверждающими документами (выписка из баланса, книги продаж, книги учета доходов и расходов) подается по месту учета.
Не имеют права на освобождение от НДС организации и ИП, реализующие подакцизные товары, освобождение не применяется в отношении обязанностей по операциям ввоза товаров на территорию РФ и территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Организации и индивидуальные предприниматели не вправе самостоятельно отказаться от заявленного освобождения от расчета и уплаты НДС. Исключение: если право на освобождение утрачивается плательщиком налога.
В том случае, если сумма дохода превышает установленное пороговое значение, организация или индивидуальный предприниматель утрачивают право на льготу начиная с первого числа месяца, в котором имело место данное превышение.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые утратили право на льготу, не могут повторно заявить об освобождении от НДС. Сумма НДС за месяц, в котором доход превысил пороговое значение, подлежит восстановлению и уплачивается в государственный бюджет.
Суть изменений, которым подверглась статья 145 Налогового кодекса РФ заключается в том, что освобождение от НДС в 2022 году отменено для ЕСХН (не для всех).
Освобождение от уплаты НДС в 2019 гг
Применять освобождение от НДС можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. При этом важно проинформировать свою ИФНС не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение. То есть, если вы начали применять его 6-го июня, то до 20-го июня важно подать информацию об этом.
Обратите внимание! С 01.04.2019 года вступает в силу новая форма уведомления об освобождении от НДС.
Форма сообщения сегодня — это уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Вместе с уведомлением нужно представить следующие документы:
- выписку из бухгалтерского баланса (для юридических лиц);
- выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП);
- выписку из книги продаж.
Выписки оформляются в произвольной форме, но с учетом того, что должно быть четко видно размер выручки за 3 предыдущих месяца.