Виды обращений и порядок рассмотрения обращений граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды обращений и порядок рассмотрения обращений граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.
Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.
Обращение может быть либо «личным», когда гражданин приходит на прием и в устно объясняет цель своего визита, либо письменным, то есть в виде документа, отправляемого либо по почте, либо нарочным в канцелярию или секретарю. Можно также направить обращение в форме электронного документа.
По нашему мнению, письменное обращение во много раз более эффективно, чем устное.

Порядок направления письменного обращения

Письменное обращение может быть направлено любыми способами и при помощи любых средств связи, дающих возможность направить документ. Однако при этом желательно иметь подтверждение того, что это обращение было получено адресатом. Наиболее удобными и распространенными являются уже упомянутые выше способы: по почте или нарочным в канцелярию или секретарю.
Также довольно распространенным становится обращение через сайты соответствующих органов, на которых организуются для этих целей специальные разделы.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Любое обращение, официально поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Безусловно, направлять письменное обращение следует непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Однако если обращение не соответствует компетенции органа или должностного лица, которому оно поступило, такое обращение подлежит переадресации в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых решение поставленных в обращении вопросов входит. Перенаправить такое обращение должны в течение 7 дней со дня его регистрации. Гражданина, направившего данное обращение, обязаны уведомить о том, что его обращение было перенаправлено.
Также бывают случаи, когда поставленные в обращении вопросы относятся к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, т.к. нередко их компетенции пересекаются. В таком случае получивший обращение орган или лицо обязаны направить копию обращения в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Обязанности органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающего обращение

При рассмотрении обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо выполняет следующие функции:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Обращения граждан: виды, формы, понятие, порядок рассмотрения. Виды обращений граждан в органы местного самоуправления. Особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан

Государство существует для того, чтобы обеспечить людям нормальные условия жизни. Поэтому особым вниманием в органах управления пользуются обращения граждан. Виды их многообразны. Они разделяются по тематикам и формам. Чтобы добиться положительной реакции государственного органа, нужно знать, как лучше к нему обратиться: написать или позвонить, прийти на прием или организовать коллективную жалобу.

Реакция на каждый документ осуществляется в соответствии с законодательством. Вопреки бытующему мнению положить под стекло, выбросить или уничтожить ни одну бумагу специалисты не могут. Прокуратура контролирует, как государственные организации рассматривают обращения граждан. Виды этих документов закреплены в Конституции. Следовательно, неправильное рассмотрение считается нарушением закона.

Читайте также:  Оплата Штрафа За Несвоевременную Сдачу Сзв-М Образец Платежного Поручения

Разберемся с сутью документа

Следует понимать, виды письменных обращений граждан различны. Когда пишете документ, необходимо составлять его соответствующим образом, чтобы специалисты поняли, что от них требуется. Так, в жалобе отмечают факты нарушения прав человека. Необходимо четко указать, какое положение законодательства и кем не выполнено. Желательно составлять документ предельно лаконично, концентрируясь на фактах, опуская маловажные подробности.

Кроме того, в жалобах содержатся критические замечания и предложения. Однако рекомендуется воздержаться от эмоциональной оценки работы служащих учреждений, не стоит настаивать на их увольнении. Поверьте, любое обращение рассматривается предельно подробно. Руководитель организации сам разберется с наказанием. Дело гражданина – перечислить факты и попросить восстановить свои права.

Предложение – это иная форма обращений. В нем приводятся мысли человека по поводу улучшения деятельности госорганов, возможно, дополнения к действующему законодательству. Иногда люди предлагают конкретные меры по усовершенствованию определенных сфер взаимодействия власти и общества. Желательно в данном документе не только критиковать, но и инициировать конкретные пути решения проблемы.

В заявлении, как правило, указывается проблема. Это может быть недостаточная работа госорганов, нарушение прав человека. В отличие от предложения в нем не содержится вариант решения проблемы.

Когда перечисляют виды обращений граждан в органы местного самоуправления, не всегда приводят ходатайство. Оно введено только в последние годы. В нем гражданин просит признать его права или льготы. К ходатайству необходимо приложить документы, являющиеся правовым основанием для такового.

Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.

Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.

О сроках рассмотрения обращений граждан

Граждане Российской Федерации имеют право, в соответствии с 33 статьей Конституции Российской Федерации, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В органы Пенсионного фонда Карелии также ежедневно поступают обращения жителей республики: кто-то приходит на личный прием, кто-то задает свой вопрос по телефону, или излагает в письменном виде – обычной почтой.

При этом многие используют современный язык общения и направляют его по электронной почте или через он-лайн приемную на сайте ПФР.

Поскольку последние два варианта удобны, уже давно привычны и — самое главное – очень оперативны, гражданин ожидает, что и ответ должен быть получен так же быстро.

Поэтому часто, не дождавшись электронного письма в течение нескольких дней, он шлет свое обращение повторно, а иногда и в третий раз. Таким образом, в ведомстве каждый подобный запрос регистрируется, как отдельное обращение и на каждый в установленные законом сроки должен быть дан ответ.

  • В связи с этим Отделение ПФР по Республике Карелия сообщает, что порядок рассмотрения обращений граждан определяется федеральным законом*.
  • Согласно нормам этого закона, обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
  • При этом, в соответствии с частью 4 статьи 10 указанного закона, ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в письменной форме.
  • Сроки рассмотрения обращения определены статьей 12 закона, в частности, срок, отведенный на рассмотрение обращения, поступившее в форме электронного документа, как и на обращение в письменной форме, составляет 30 дней с момента регистрации данного обращения.

Получение письма с ответом

Рассмотрение жалобы или предложения по существу поднятой проблемы логически завершается принятием конкретного решения или резолюции, о которых должно быть извещено лицо, подавшее обращение. Так в подпункте 4 части 1 ст. 10 ФЗ № 59 указывается на обязательство чиновника, муниципальной или государственной структуры дать ответ в письменной форме по сути проблемы.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку

Согласно указаниям ч. 3 ст. 10 этот документ должен быть подписан руководством структуры, ответственной за решение вопроса. Затем, как предполагает ч. 4 ст. 10 документ направляется:

  • по электронной почте – если запрос был подан в виде электронного документа;
  • через почтовое отделение – если запрос был подан на бумажном носителе;
  • для публикации на сайте структуры, если проблема касалась обжалования решения суда применительно к неопределенному кругу лиц.

Ответ не дается, если обращение подпадает под нормы ст. 11, а именно:

  • написано анонимом;
  • содержит попытку обжаловать решение суда;
  • присутствуют оскорбления и угрозы чиновника и его близких;
  • написано неразборчиво или нечетко;
  • не ясна суть жалобы, обращения или предложения;
  • многократно поднимается проблема, по которой был дан ответ ранее, а обстоятельства ситуации не изменились;
  • ответ на вопрос уже опубликован в средствах масс-медиа, включая интернет-портал структуры, компетентной в отношении обращения;
  • рассмотрение обращения раскрывает тайну государственного масштаба;
  • устранены прежние препятствия для рассмотрения вопроса.

Что делать в случае выявления нарушения?

То, что нарушается срок рассмотрения обращения, следует из закона и определяется по продолжительности получения ответа на вопрос:

  • если вопрос рассматривается без пересылок и информационных запросов, ответ должен быть подписан не позднее 33 дня от подачи в канцелярию, а письмо должно прийти по почте со штемпелем, не позднее этой даты;
  • при перенаправлении документа срок увеличивается до 43 дней: 3 регистрационных дня, 7 дней на пересылку, 3 регистрационных дня в компетентной структуре и 30 дней изучения проблемы;
  • если ход ведения дела сопровождается многочисленными запросами и происходит с пролонгацией, то сроки увеличиваются до 73 дней, из-за дополнительного продления на 30 дней.

Не вовремя рассмотренное обращение может привести к необоснованным затратам на ведение жалобы, причинить ущерб имуществу или моральному благополучию гражданина. В связи с этим закон в ст. 16 наделяет человека правом обратиться в судебные органы для выплаты чиновниками или организацией, затянувшими обращение, денежной суммы, которая возместит понесенные убытки.

✨ Итоги. Всё то же самое, но короче

Подведу итоги:

  • срок рассмотрения полученного обращения составляет 30 календарных дней с момента его регистрации;
  • в этот срок не входят 3 рабочих дня, которые нужны на регистрацию поступившего заявления;
  • 30-дневный срок может быть продлён в исключительных случаях ещё на 30 дней. Итого 60 календарных дней (плюс три дня на регистрацию). Заявителя в этом случае должны уведомить и обосновать причины продления;
  • существует перечень оснований для отказа в рассмотрении обращения, но почти во всех случаях орган власти обязан уведомить об этом заявителя;
  • если сроки рассмотрения обращения были нарушены, вы вправе не ждать дальше и можете направить жалобу в вышестоящий орган или написать заявление в прокуратуру. В крайнем случае — обратиться с исковым заявлением в суд.

Гарантии безопасности граждан, направивших обращение

Закон предусматривает определенные меры защиты граждан, направивших обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. К таким мерам защиты относится, в первую очередь, запрет на преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Кроме того, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, если только сам гражданин не дал на то согласия. Однако следует иметь в виду, что по закону не является разглашением сведений перенаправление (или направление копии при перекрестной компетенции) письменного обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Если не рассматривают

Вследствие осуществления всестороннего разбирательства прокуратура отправляет заявителю ответ с решением. В любом случае заявитель получит письмо, содержащее ответ, даже если заявление не будет подлежать рассмотрению.

Не отвеченными остаются лишь письма, являющиеся анонимными, т. е. не содержащие обратного адреса. Проверочные мероприятия признаются завешенными в ходе рассмотрения всех вопросов, освещенных в заявительной бумаге.

Об итогах разбирательства, которое было проведено, заявитель уведомляется в обязательном порядке. Если было вынесено соответствующее прокурорское предоставление, заявитель должен получить детальную информацию о том, когда и где он может провести ознакомление с результатами исполнения решения. Если заявка носит коллективный характер, направление ответа может быть осуществлено в адрес ответственных лиц.

Общие правила написания ответа

В первую очередь следует помнить о том, что ответ должен писать именно тот сотрудник предприятия, на имя которого писалось первоначальное письмо. Исключения возможны только для тех случаев, если этот сотрудник по каким-либо причинам отсутствует (больничный, командировка. увольнение) – тогда ответ может написать тот, кто замещает отсутствующего на данный момент времени.

Язык и подача послания должны зеркально отражать письмо-запрос. Иными словами, в тексте желательно использовать ту же форму обращения, которую применил отправитель запроса, ту же лексику, терминологию, языковые обороты и последовательность изложения, конечно, при условии, что автор инициативного послания проявил себя как грамотный и корректный человек.

Читайте также:  Как сироте приватизировать квартиру? Отвечает юрист

Нужно обязательно указывать ссылку на номер и дату входящего послания, но при этом нельзя повторять ошибки, допущенные автором запроса и нежелательно указывать на них в ответом письме (только если это не относится к конкретной деятельности фирмы).

Ответ на запрос может быть как положительным, так и отрицательным.

  • Положительный ответ должен быть максимально подробным,
  • а отрицательный – обоснованным и предельно корректным.

Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.

Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.

Что делать в случае выявления нарушения?

То, что нарушается срок рассмотрения обращения, следует из закона и определяется по продолжительности получения ответа на вопрос:

  • если вопрос рассматривается без пересылок и информационных запросов, ответ должен быть подписан не позднее 33 дня от подачи в канцелярию, а письмо должно прийти по почте со штемпелем, не позднее этой даты;
  • при перенаправлении документа срок увеличивается до 43 дней: 3 регистрационных дня, 7 дней на пересылку, 3 регистрационных дня в компетентной структуре и 30 дней изучения проблемы;
  • если ход ведения дела сопровождается многочисленными запросами и происходит с пролонгацией, то сроки увеличиваются до 73 дней, из-за дополнительного продления на 30 дней.

Если не рассматривают

Вследствие осуществления всестороннего разбирательства прокуратура отправляет заявителю ответ с решением. В любом случае заявитель получит письмо, содержащее ответ, даже если заявление не будет подлежать рассмотрению.

Не отвеченными остаются лишь письма, являющиеся анонимными, т. е. не содержащие обратного адреса. Проверочные мероприятия признаются завешенными в ходе рассмотрения всех вопросов, освещенных в заявительной бумаге.

Об итогах разбирательства, которое было проведено, заявитель уведомляется в обязательном порядке. Если было вынесено соответствующее прокурорское предоставление, заявитель должен получить детальную информацию о том, когда и где он может провести ознакомление с результатами исполнения решения. Если заявка носит коллективный характер, направление ответа может быть осуществлено в адрес ответственных лиц.

Сроки рассмотрения обращений граждан и ответственность за их превышение

В соответствии вышеназванным законом, срок рассмотрения обращения гражданина составляет 30 календарных дней. Именно столько отведено органам публичной власти для принятия решения и дачи официального ответа. Если ответственные лица нарушили предусмотренные законом сроки ответа на обращение граждан, они имеют право на привлечение должностных лиц к административной ответственности. За данное правонарушение в КоАП предусмотрено наказание в виде штрафа, сумма которого может составлять от пяти до десяти тысяч рублей.

Для того, чтобы государственные служащие, допустившие превышение сроков рассмотрения заявления, были привлечены к ответственности, необходимо обратиться с соответствующей жалобой. Подавать ее следует в вышестоящую инстанцию или иной констатирующий орган, полномочия которого позволяют привлекать к ответственности конкретного государственного служащего.

Если из-за позднего ответа на обращение гражданина последним были понесены какие-либо убытки, он имеет право на подачу искового заявления в суд с требованием о компенсации. Также может быть потребовано возмещение , если таковой имел место быть, в денежном эквиваленте.

Рассмотрение обращений граждан в органах государственной власти

Органы местного самоуправления обязательно рассматривают поступившие жалобы, заявления. При необходимости даже могут организовать рассмотрение обращения с выездом на место.

При необходимости орган местного самоуправления имеет право запрашивать материалы или документы в других государственных органах для рассмотрения обращения.

В письменном обращении человек обязательно должен указать наименование органа местного самоуправления или Ф. И. О. должностного лица, а также свои персональные данные. В тексте он должен четко изложить суть заявления или жалобы, в конце поставить дату и подпись.

По общему правилу письменное обращение рассматривается в течение 1 месяца с момента его регистрации.

Если человек хочет устно подать заявление, внести предложение, то он должен владеть информацией о месте, днях и часах приема граждан.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *