Что такое исполнительский сбор
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое исполнительский сбор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление о наложении сбора пристав выносит в случае просрочки гражданином срока, который был отведен судом. Также постановление выносится после истечение периода добровольного погашения задолженности.
Уважительные случаи освобождения от сбора
Российским законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых должник освобождается от уплаты сбора. Так, повинность уплатить снимается, если гражданин предпринял все требующиеся от него действия, но в силу обстоятельств провести оплату у него не получилось..
К таким ситуациям можно отнести следующие:
- уведомление о вынесении постановления было направлено не по месту действительного проживания гражданина;
- средства не были перечислены из-за технических проблем со стороны банка;
- работодатель долгое время задерживает заработную плату;
- должник не находился в России на момент вынесения постановления;
- обстоятельства непреодолимой силы не позволили должник исполнить требование суда в указанный срок.
При признании причины просрочки уважительной, с гражданина снимается обязанность добровольной уплаты исполнительского сбора.
Что такое исполнительский сбор у судебных приставов
Давайте разберемся с основным терминами и понятиями, с которыми вы столкнетесь в данной статье, итак:
Исполнительский сбор — это денежное взыскание, которое накладывается приставами. Сбор является аналогом штрафа, который назначается только за несоблюдение должником срока добровольного исполнения решения суда.
Исполнительное производство — это процесс принудительного исполнения судебных актов, выполняемый судебными приставами. В ходе этого процесса пристав может накладывать арест на банковские счета и имущество, обращать взыскание за зарплату и иные доходы, объявлять должника в розыск, принимать иные меры воздействия. Производство начинается после получения приставом заявления и исполнительных документов, а прекращается после погашения долга или исполнения иных предписаний суда.
Обжалование постановления
Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.
Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:
- преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
- нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
- назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
- взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
- неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
- неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.
Вопросы взыскания исполнительского сбора
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) изменил подходы к вопросу взимания исполнительского сбора, уточнив порядок вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, пределы снижения размера исполнительского сбора, определив способы защиты должника при взыскании с него данной суммы, установив очередность взыскания.
Исполнительский сбор взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если в течение срока, предоставленного на добровольное исполнение, а в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил исполнительный документ и не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы.
Основанием взыскания является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. С 01.02.2008 упомянутое постановление утверждается старшим судебным приставом-исполнителем. Форма постановления определена Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства».
Закон № 229-ФЗ предусматривает, что вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора предшествует вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства. В отличие от ранее действующего порядка с 01.02.2008 в постановлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться лишь предупреждение должнику о том, что при неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок в отношении него будут приняты меры принудительного исполнения, взыскан исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий.
Срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней, которые исчисляются со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению.
При указании срока исполнения непосредственно в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении тот же срок. При поступлении исполнительного документа в службу за пределами срока, определенного судом или иным органом для исполнения, срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней. При исчислении сроков, указанных в днях, исключаются выходные и праздничные дни.
Только при нарушении срока на добровольное исполнение исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление исполняется одновременно с основным исполнительным документом и относится в силу ч. 3 и 4 ст. 110 Закона № 229-ФЗ к третьей очереди исполнения, а по требованиям неимущественного характера — ко второй очереди. Если постановление о взыскании исполнительского сбора выносится по неоконченному исполнительному производству, то взыскание сбора производится без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства.
Вместе с тем в ряде случаев Закон № 229-ФЗ придает постановлению о взыскании исполнительского сбора силу самостоятельного исполнительного документа. Так, одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании исполнительского сбора (ч. 2 ст. 44 Закона). Аналогичное постановление выносится одновременно с постановлением об окончании исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 Закона). На возможность взыскания исполнительского сбора после окончания исполнительного производства, несмотря на отсутствие такой нормы в Законе об исполнительном производстве 1997 г., указывалось в ряде судебных актов.
Арбитражный суд Свердловской области в решении от 11.07.2007 по делу № А60-10540/2007-С6 указал, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, не может являться основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника. Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09-10835/07-С1 высказал иную точку зрения на этот счет, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы Закона об исполнительном производстве 1997 г.
При разработке Закона № 229-ФЗ законодатель, по мнению автора, не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, о недопустимости установления размера исполнительского сбора без права его снижения правоприменителем. Суды при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на указанную правовую позицию, снижали размер исполнительского сбора, мотивируя это тем, что судебный пристав при вынесении постановления не учел материального положения должника или других уважительных причин неисполнения. Известны случаи, когда при уменьшении взыскиваемого сбора самим судебным приставом суды признавали его постановление недействительным, снижая размер сбора на более значительную сумму.
Систематическое толкование ч. 2 и 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ не дает основания для вывода, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно уменьшить размер исполнительского сбора при вынесении постановления, поскольку законодатель не использовал формулировку «до семи процентов», не предоставил право судебному приставу-исполнителю учитывать смягчающие вину обстоятельства в виде тяжелого материального положения.
Комментарии к статье 112 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ
Суть исполнительского сбора
По сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности). (извлечение из определения Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П).
В пп. 74 – 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
Уменьшение исполнительского сбора, освобождение должника от его взыскания
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Исполнительский сбор при частичном исполнении должником исполнительного документа, при рассрочке исполнения
При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.
Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.
Исполнительский сбор рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы без учета требования об обращении взыскания на залог
Если в исполнительном документе одновременно указаны подлежащая взысканию денежная сумма в связи с неисполнением должником обеспеченного залогом обязательства и требование об обращении взыскания на заложенное имущество, то при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок требования о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы (части 2, 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор при наличии только требования об обращении взыскания на заложенное имущество
Когда в исполнительном документе содержится одно требование об обращении взыскания на заложенное имущество, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предлагает должнику в срок для добровольного исполнения представить документы, необходимые для реализации имущества, обеспечить доступ к имуществу для составления акта описи имущества или совершить иные действия, необходимые для обращения взыскания на заложенное имущество по такому исполнительному документу.
Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор подлежит взысканию с правопреемника должника-организации и не подлежит взысканию с правопреемника должника-гражданина
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Когда сбор не подлежит взысканию
В законодательстве предусмотрены основания для освобождения от исполнительского сбора. Все они достаточно весомые и в основном связаны с нарушениями со стороны ФССП.
Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда:
- пристав направляет повторный документ, по которому взыскание уже было произведено;
- пристав выписывает постановление, на которое у него нет полномочий (например, если гражданин проживает в другом субъекте РФ);
- судом было поручено ФССП принять обеспечительные меры до тех пор, пока дело не будет до конца рассмотрено (например, наложить арест на имущество до окончания судебного разбирательства);
- судебное решение взыскивает сам исполнительский сбор и сопутствующие расходы;
- предметом дела является выдворение иностранца или человека без гражданств за пределы РФ;
- цель исполнения запроса – розыск несовершеннолетнего гражданина;
- суд постановил, что обязательные работы – единственная мера наказания.
Что такое исполнительский сбор у судебных приставов
Исполнительский сбор — это денежный штраф, наложение которого допустимо только при условии нарушения должником норм законодательства в сфере исполнительного производства. В соответствии с положениями ст. 112 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ взыскание применяется к должнику при невыполнении им требования о погашении имеющегося долга в срок, установленный сотрудником ФССП.
Если документ подлежит немедленному исполнению, приведенный выше срок составляет одни сутки с момента получения должником копии. В противном случае срок устанавливается судебным приставом и, как правило, составляет 5 дней. Отсчет начинается с даты получения постановления пристава должником. Срок для исполнения указан в постановлении.
Отсрочка или рассрочка по уплате сбора
Для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сбора должнику потребуется выполнить действия, приведенные выше, и выдвинуть иные требования (об отсрочке или рассрочке соответственно). При составлении заявления в документ необходимо включить ряд обязательных пунктов:
- Наименование суда.
- Контактные, паспортные и адресные данные истца и судебного пристава, открывшего исполнительное производство.
- Реквизиты исполнительного документа о взыскании исполнительского сбора.
- Основания, допускающие отсрочку или рассрочку уплаты сбора.
- Перечень документов, подтверждающих обоснованность позиции истца.
- Требование об отсрочке или рассрочке по уплате сбора.
- Приложения, включающие список приложенных к заявлению документов.
- Дату составления заявления и подпись истца.
Когда ФССП исполнительский сбор не взыскивает
Рассматриваемая санкция применяется не всегда.
В п. 5 ст. 112 закона № 229 предусмотрено исключение для следующих видов исполнительных производств:
- по совершению отдельных исполнительных действий (применению мер принудительного исполнения) на территории, не подконтрольной приставу, ведущему исполнительное производство;
- при повторном возбуждении производства (если постановление о взыскании было вынесено и не отменено);
- по решению пристава о взыскании расходов за совершение исполнительных действий и исполнительского сбора;
- судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;
- требованиям о выдворении за пределы России;
- требованиям о выполнении обязательных работ;
- запросу о розыске несовершеннолетнего;
- при взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного займа с физического лица, проходящего реструктуризацию в соответствии со специальными программами помощи, утверждаемыми Правительством РФ.
Что такое исполнительский сбор приставов
Под исполнительским сбором (далее — ИС) понимается взыскание денежных средств, которое накладывают приставы на ответчика. Фактически, ИС – разновидность штрафа, который назначают должнику за то, что он просрочил установленные приставом сроки по добровольному исполнению решения судьи.
Сначала пристав-исполнитель должен установить ответчику период, в который он может добровольно исполнитель требование. Период равен пяти суткам, если средства нужно взыскать немедленно, — сутки.
Срок высчитывается с того момента, как плательщик долга получил Постановление о возбуждении ИП или с того момента, как пришло смс-уведомление о появлении сведений о должнике и ИП в банке данных. В этот период не входят выходные.
Как удерживается исполнительский сбор
Взыскание штрафа СПИ осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями ФССП о порядке взыскания исполнительского сбора от 08.07.2014 №0001/16.
Исполсбор в размере 7 % от суммы долга, но не менее 1 тыс. руб. – удерживается после погашения основной суммы задолженности по делопроизводству.
Госслужащий возбуждает самостоятельное ИП для взыскания сбора, одновременно прекращая дело, если в его рамках не удалось взыскать штраф.
В случаях, когда должником не предоставлены уважительные доказательства неисполнения требований, то у судебного пристава появляется право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Часто указанное постановление выносится спустя некоторое время, что не отменяет его законность.
Пример процедуры взыскания долга
Судебным приставам исполнителем было возбуждено ИП о взыскании задолженности с физического лица Иванова А.А. Предмет исполнения – задолженность по кредиту в размере 155 тыс. руб. Постановление о возбуждении было направлено должнику заказным письмом с уведомлением и описью вложения, по месту регистрации и получено им 15 июля 2021 года.
По закону, именно с даты получения письма у Иванова А. А. начался срок для добровольной оплаты задолженности.
Чтобы избежать взыскания сбора, должник должен был уплатить долг до 22 июля 2021 года.
Однако, если требования приказала не будут исполнены в срок, то пристав вынесет сбор на сумму 10 850 руб.
В дальнейшем при взыскании суммы долга в первую очередь погашается сама задолженность, а исполнительский сбор в последнюю очередь.
Когда исполнительский сбор не начисляется
Есть дела, по которым исполнительский сбор вообще не начисляется:
- Исполнительные действия ведутся там, где у приставов нет полномочий. Например, за границей.
- Исполнительный документ был направлен повторно, по этому делу исполнительский сбор уже взыскивался.
- Нельзя взыскивать исполнительский сбор, если дело касается его неуплаты по предыдущему делу ответчика.
- Приставы обеспечивают меры на период, пока идет судебное расследование. Например, арестовывают и сохраняют имущество ответчика. Это не считается исполнительным производством, соответственно, исполнительский сбор пока не начисляется.
- Если суд решил выдворить иностранца или лицо без гражданства за границу.
- Если должника или правонарушителя присудили к обязательному отбыванию общественных работ.
- Если есть запрос о розыске несовершеннолетнего.
В остальных случаях исполнительский сбор начисляется всегда, если должник не успел выполнить решение суда в течение 60 дней.
Пример процедуры взыскания
13 сентября 2021 года в организации ОАО «Вектор» по причине сокращения штата (п.1 ч.2 ст. 81 ТК РФ) был уволен Иваненко А.Н. 22 сентября того же года он подал иск на компанию, в котором перечислялись требования: признать незаконным увольнение; восстановить Иваненко на прежней должности; взыскать заработную плату за дни, проведенные в статусе безработного; компенсировать моральный ущерб.
23 октября 2020 года судья определил иск Иваненко законным; согласно решению суда, ответчик должен был удовлетворить все требования истца со взысканием 90 000 руб. зарплаты и 1000 руб. моральной компенсации.
28 октября 2020-го года вышло постановление суда в окончательной редакции, в котором указывалась необходимость восстановить Иваненко на работе без отлагательств (условие с немедленным исполнением). На его выполнение директору организации давалось 5 рабочих дней. 30 октября, через два дня после выпущенного постановления, Иваненко был передан исполнительный лист.
1 ноября 2020 года сотрудник ФССП под подпись передал директору ОАО «Вектор» Постановление. В документе указывалось, что необходимо выполнить требование о восстановлении в течение пяти суток.
Спустя два дня, 3 ноября, по факту неисполнения требования приставы выпустили Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 тыс. руб. 4 ноября Иваненко был восстановлен, а исполнительный лист — закрыт.
Никаких усилий по отмене судебного решения, попыток его оспорить со стороны директора ОАО «Вектор» не было предпринято. По этой причине 28 ноября 2020-го года решение вступило в законную силу. 29 ноября Иваненко был передан второй исполнительный лист с требованием взыскать зарплату и материальную компенсацию. Спустя три дня, 2 декабря, постановление об инициации исп. производства было передано под подпись директору ОАО «Вектор». На удовлетворение требования выделялось пять рабочих дней.
В связи с неуплатой установленных сумм, 7 декабря 2020 года пристав подписал Постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму 6370 руб., т.е. 7 % от 91000 руб. В результате несвоевременных действий директора ОАО «Вектор», совокупное пополнение бюджета составило 56370 руб. в виде исполнительского сбора.