Доступная среда на 2021 2021 годы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доступная среда на 2021 2021 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главной целью государственной программы является создание экономических, институциональных, правовых условий, способствующих свободной интеграции инвалидов в общество. Внедрение «Доступной среды» призвано повысить качество жизни людей с ОВЗ.

Этапы и сроки реализации программы «Доступная страна»

В 2021 году начался пятый этап реализации программы. Он продлится до 2025 года. Запланировано увеличение числа объектов, участвующих в программе, основной акцент будет сделан на реабилитацию инвалидов. До текущего года программа прошла четыре полноценных этапа:

  • Первый этап прошел в 2011-2012 г. Реализация программы началась с формирования нормативно-правовых актов, составления планов, подсчета бюджета.
  • Второй. Этот этап пришелся на 2013-2015 г. Началась активная реконструкция и строительство новых объектов, соответствующих условиям программы.
  • Третий этап – 2016-2018 г. Изначально планировалось, что это будет завершающий этап. В эти два года было сделано много работы по адаптации организаций.
  • Четвертый. Этот этап продлился с 2019 до 2020 г. Его целью было определить эффективность принятых мер, внесение коррективов в имеющийся свод правил. На основе полученной информации в СП59 был внесены изменения, которые начали действовать в 2021 году.

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.
В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
      реализации мероприятий;
  2. инвестирования средств в конкретные объекты.
  3. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
      строительство, реконструкция центров реабилитации;
  4. их оснащение необходимыми техническими средствами;
  5. приобретение специального оборудования для учреждений: здравоохранения;
  6. образования.
  7. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
      федеральных и региональных ведомств;
  8. организаций — исполнителей и органов власти. В 2021 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2021 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  9. 2021 годы:
      Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
  10. Подведение итогов.
  11. Анализ результатов.
  12. Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
  13. Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  14. 2021-2025 годы:
      отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для: закупки оборудования в реабилитационные центры,
  15. обучения специалистов,
  16. разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
  1. Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для преобретения (стротельства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов
  2. Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год
  3. Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  4. Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды
  5. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Доступная среда на 2021 2021 годы

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, разработанных на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее — государственная программа (подпрограмма) субъекта Российской Федерации), и (или) при предоставлении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее — субсидия).

2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, не более 3 лет подряд в пределах сроков реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (далее — Программа).

Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, предусмотренных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, и параметров демографического прогноза Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям является наличие проекта государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, представленного в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 мая текущего финансового года и предусматривающего достижение субъектом Российской Федерации значений целевых показателей и индикаторов, позволяющих достичь значения целевых показателей и индикаторов Программы. Перечень документов, представляемых одновременно с проектом государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

4. Условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие утвержденной в установленном порядке государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, прошедшей экспертизу Координационного совета по контролю за реализацией Программы;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии (далее — соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее — Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

5. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

(тыс. рублей)
Территория, субъект Российской Федерации Источник финансирования Объем бюджетных ассигнований
2 года, предшествующих отчетному отчетный год текущий год очередной год первый год планового периода 2023 год 2024 год 2025 год
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
план. факт. план. факт. план. факт. план. план. план. план. план. план.
Калининградская область всего 252208,2 244049,8 232612,3 12993,6 244620,4 266223 264460,6 231829,5 232088,8 232077,2 232077,2 232077,2
в том числе:
федеральный бюджет 224826,1 223792,3 229733,2 9761,3 237894,4 259496,9 263057,5 231829,5 232088,8 232077,2 232077,2 232077,2
государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
бюджеты субъектов Российской Федерации 27382,1 20257,5 2879,1 3232,3 6726 6726,1 1403,1
территориальные государственные внебюджетные фонды
местные бюджеты
средства компаний с государственным участием
иные внебюджетные источники

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Правительство одобрило госпрограмму «Доступная среда» до 2025 года

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.

Государственная программа «Доступная среда» продлена на пять лет

Этот период был заявлен на 2016 -2018 год. В это время должна была осуществляться реализация основных заявленных государством задач по программе.

Контроль за их исполнением возлагается на ряд органов. Этот этап предполагал полноценное взаимодействие федеральных и исполнительных органов, а также исполнителей поставленных задач – хозяйствующих субъектов.

Внимание! В 2018 году в двух регионах – в Пермском крае и Свердловской области, были запущены пилотные проекты по формированию системы реабилитации для инвалидов.

Предполагается, что данный этап придётся на 2021 – 2025 годы. Ожидается, что произойдёт увеличение количества регионов, участвующих в пилотном проекте программы по сопровождению жизни инвалидов. В это время будет делаться акцент на реабилитации инвалидов.

Ожидается, что 18 регионов получат средства для финансирования мер в рамках программы «Доступная среда».

В настоящее время программа «Доступная среда» находится на четвертом этапе. Проведенные меры уже могут сказать, что появились и успешно работают организации инвалидов, более широкий доступ предоставлен детям-инвалидам к процессу образования, происходит увеличение качества жизни инвалидов.

К дополнительным целям программы относятся:

  1. Увеличение объектов, которые могут заниматься реабилитацией и коррекцией инвалидов;
  2. Проведение соцопросов среди инвалидов, чтобы выяснить, как к ним относятся здоровые люди;
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами;
  4. Подготовка профессионалов по работе с инвалидами, их обучение и переквалификация;
  5. Увеличение числа инвалидов, которые будет доступно участие в государственных социальных программах;
  6. Обучение и устройство на работу инвалидов, которые могут вести трудовую деятельность;
  7. Увеличение числа медучреждений, которые будут иметь возможность работать с инвалидами.

Целью этой программы является общая оценка окружающей среды на доступность ее инвалидами, а также увеличение такой доступности.

В ее рамках будут проводиться следующие мероприятия:

  • Проектирование новых зданий и сооружений таким образом, чтобы они изначально учитывали потребности инвалидов;
  • Внедрение на улицах светофоров со звуковым сопровождением;
  • Внедрение на общественном транспорте пандусов для колясок, создание нового транспорта с пониженным уровнем пола.
  • Внедрение возможности для детей-инвалидов обучаться наравне со взрослыми. Здесь имеется ввиду не только безбарьерная среда, но также и необходимое техническое оснащение школ.
  • Финансирование спортивных проектов, которые направлены на поддержку адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта;
  • Организация культурных мероприятий, которые позволяют в них участвовать лицам с ограниченными возможностями;
  • Внедрение в трансляции телеканалов системы сурдоперевода.

Эта подпрограмма нацелена на то, чтобы повысить качество реабилитации и абилитации для инвалидов. В частности, в рамках программы очень важно, чтобы инвалид смог получить профессиональную подготовку и затем трудоустроиться наравне с гражданами, какие не имеют ограничений.

В рамках данной программы проводятся следующие мероприятия:

  • Исследование потребностей инвалидов и формирование отрасли, которая бы выпускала специализированные товары для них;
  • Открытие центров, которые могли бы проводить не только общую реабилитацию посредством санаторного лечения, но также и медицинскую абилитацию в форме протезирования и реконструктивной хирургии.
  • Проведение в школах уроков, которые бы формировали у детей восприятие инвалидов на адекватном уровне;
  • Проведение мероприятий органами соцзащиты и центрами занятости для людей, которые из-за получения инвалидности лишились возможности трудиться по прежней специальности;
  • Стимулирование работодателей на создание рабочих мест для инвалидов.

Государственная программа «Доступная среда» на 2021 -2020 годы

Кнопка вызова – это одно из важнейших устройств, предназначенных для того, чтобы инвалид мог беспрепятственно посетить любое общественное заведение – театр, кинотеатр, библиотеку, музей, вокзал, аэропорт, больницу или образовательное учреждение, – вызвав для этого кого-либо из персонала.

Кнопка устанавливается снаружи здания, на высоте 85–100 см от пола таким образом, чтобы инвалид-колясочник мог свободно до нее добраться. Рядом с кнопкой размещают стандартную наклейку «Инвалид». Устройство вызова снабжают камерой, картинка с которой выводится на табло охранного поста

На помощь и содействие детям в получении образования и дальнейшем трудоустройстве нацелена программа сопровождения молодых людей с инвалидностью. При этом огромное значение имеет процесс инклюзии, то есть реального внедрения людей с нарушениями в общество, здоровый коллектив.

В идеале инклюзия должна начинаться с детского сада. Причем выигрывают от этого как дети с инвалидностью, так и нейротипичные (то есть нормальные) ребята.

Дети с нарушениями тянутся за остальными, пытаются подражать им, процесс обучения и социализации происходит более активно и эффективно. Обычные же малыши, как отмечают специалисты, становятся добрее и заботливее, учатся мыслить без барьеров, нормально общаться и дружить с особыми детьми, не навешивая на них обидные ярлыки.

Естественно, что доступная среда в ДОУ для детей-инвалидов должна быть организована очень тщательно. Это:

  • особые методики обучения и воспитания;
  • предоставление специально-обученных тьюторов, личных ассистентов для детей с инвалидностью;
  • техническое обустройство всех помещений здания и подходов к нему.

Для более наглядного представления данных о количестве детей с нарушениями, обучающихся в садике или школе, их особенностях и технических возможностях предоставления им безбарьерного пространства составляется дорожная карта по доступной среде для инвалидов в школе или детском саду. Здесь также должны быть намечены мероприятия по оптимизации доступности среды для МГН с указанием точных сроков их выполнения.

Реализации Программы «Доступная среда» в России уделяется немало внимания и средств. Так, в 2021 году на выполнение запланированных нею мероприятий выделено на 10 млн. рублей больше, чем в предыдущем. Эта цифра составила 90 млн. рублей.

Проект “Доступная среда” для инвалидов в 2021 году имеет успешно реализованные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:

  • предприятия, на которых работают люди с инвалидностью, оснащены всем необходимым и нормально функционируют;
  • возросло число центров по реабилитации инвалидов по стране;
  • в больших и малых городах организованы светофоры со звуковыми маячками, табличками и указателями для слабо- или невидящих граждан;
  • обустроены для инвалидов-колясочников платформы московского метрополитена;
  • активно внедряется звуковое оповещение в объектах общественного транспорта;
  • все чаще строятся здания, учитывающие требования инвалидов на колясках, а в Улан-Удэ подобным образом спроектирован целый жилой квартал.

Несмотря на то, что государственная программа для инвалидов “Доступная среда” не планируется как бессрочная и имеет запланированные сроки выполнения всех мероприятий, Президентом России было принято решение продлить ее действие сначала до 2020 года, а в феврале 2021 года – до 2025 года. Вместе с тем рекомендовано интенсифицировать выполнение намеченных этапов.

Правительство одобрило госпрограмму «Доступная среда» до 2025 года

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

Программа доступная среда на 2021 2021 годы

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 12,1 млн. инвалидов, что составляет около 8,2 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4 процента населения.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее — Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры должны распространяться:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, а также учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.

Комплексная реабилитация и абилитация должна начинаться как можно раньше и основываться на потребностях инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступными для него как можно ближе к местам его непосредственного проживания.

Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение самими инвалидами и членами их семей информации об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации.

С учетом требований Конвенции, а также с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.

Для обеспечения единообразного подхода при реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2012 году утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — примерная программа).

Для целей Программы под приоритетными объектами понимаются наиболее посещаемые инвалидами объекты, отбираемые с учетом мнения самих инвалидов в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура).

Читайте также:  Кому положена замена счетчика электроэнергии

Цели и задачи программ субъектов Российской Федерации (далее — региональные программы) аналогичны целям и задачам Программы, что дает возможность осуществлять общую оценку процесса формирования безбарьерной среды как по Российской Федерации в целом, так и в отношении субъектов Российской Федерации, а также выявлять неравномерное формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территориях субъектов Российской Федерации.

Применение субъектами Российской Федерации в 2013 и 2014 годах примерной программы в качестве основы при разработке региональных программ и сложившаяся практика их реализации в субъектах Российской Федерации предопределили необходимость внесения изменений в примерную программу. В 2015 году в примерную программу внесены изменения, устанавливающие ряд обязательных положений, которые учитываются субъектами Российской Федерации при реализации мероприятий региональных программ, касающихся целей и задач, целевых показателей и индикаторов, их значений (в разбивке по приоритетным сферам жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения), перечня мероприятий, обоснования объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации региональной программы, анализа рисков реализации региональных программ и описания мер по их управлению, включая описание межведомственного взаимодействия, оценки эффективности реализации мероприятий. При этом в примерной программе установлен более детализированный перечень мероприятий:

по совершенствованию нормативно-правовой базы и организационных механизмов формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также по обеспечению взаимодействия и координации деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представителей обще��твенных организаций инвалидов;

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Законодатели понимают, что сразу измениться ситуация для инвалидов в стране не сможет, так как для этого необходимы соответствующие нормы, финансовые средства и многое иное.

Поэтому программа «Доступная среда» включается в себя определенное количество этапов. Нужно сразу отметить, что часть этапов были выполнены, а некоторые до сих пор находятся в стадии реализации.

Этот этап был в 2013-2015 годах. Он заключался в формировании инфраструктуры и объектов для инвалидов за счет федерального бюджетов.

Данный этап включал в себя строительство и реконструкцию уже существующих объектов реабилитации инвалидов, обеспечение их современными техническими средствами. В это же время приобреталось специализированное оборудование для учреждений образования и медицины.

Этот период был заявлен на 2016 -2018 год. В это время должна была осуществляться реализация основных заявленных государством задач по программе.

Контроль за их исполнением возлагается на ряд органов. Этот этап предполагал полноценное взаимодействие федеральных и исполнительных органов, а также исполнителей поставленных задач – хозяйствующих субъектов.

Внимание! В 2018 году в двух регионах – в Пермском крае и Свердловской области, были запущены пилотные проекты по формированию системы реабилитации для инвалидов.

Предполагается, что данный этап придётся на 2021 – 2025 годы. Ожидается, что произойдёт увеличение количества регионов, участвующих в пилотном проекте программы по сопровождению жизни инвалидов. В это время будет делаться акцент на реабилитации инвалидов.

Ожидается, что 18 регионов получат средства для финансирования мер в рамках программы «Доступная среда».

В настоящее время программа «Доступная среда» находится на четвертом этапе. Проведенные меры уже могут сказать, что появились и успешно работают организации инвалидов, более широкий доступ предоставлен детям-инвалидам к процессу образования, происходит увеличение качества жизни инвалидов.

К дополнительным целям программы относятся:

  1. Увеличение объектов, которые могут заниматься реабилитацией и коррекцией инвалидов;
  2. Проведение соцопросов среди инвалидов, чтобы выяснить, как к ним относятся здоровые люди;
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами;
  4. Подготовка профессионалов по работе с инвалидами, их обучение и переквалификация;
  5. Увеличение числа инвалидов, которые будет доступно участие в государственных социальных программах;
  6. Обучение и устройство на работу инвалидов, которые могут вести трудовую деятельность;
  7. Увеличение числа медучреждений, которые будут иметь возможность работать с инвалидами.

Целью этой программы является общая оценка окружающей среды на доступность ее инвалидами, а также увеличение такой доступности.

В ее рамках будут проводиться следующие мероприятия:

  • Проектирование новых зданий и сооружений таким образом, чтобы они изначально учитывали потребности инвалидов;
  • Внедрение на улицах светофоров со звуковым сопровождением;
  • Внедрение на общественном транспорте пандусов для колясок, создание нового транспорта с пониженным уровнем пола.
  • Внедрение возможности для детей-инвалидов обучаться наравне со взрослыми. Здесь имеется ввиду не только безбарьерная среда, но также и необходимое техническое оснащение школ.
  • Финансирование спортивных проектов, которые направлены на поддержку адаптивной физку��ьтуры и паралимпийского спорта;
  • Организация культурных мероприятий, которые позволяют в них участвовать лицам с ограниченными возможностями;
  • Внедрение в трансляции телеканалов системы сурдоперевода.

Эта подпрограмма нацелена на то, чтобы повысить качество реабилитации и абилитации для инвалидов. В частности, в рамках программы очень важно, чтобы инвалид смог получить профессиональную подготовку и затем трудоустроиться наравне с гражданами, какие не имеют ограничений.

В рамках данной программы проводятся следующие мероприятия:

  • Исследование потребностей инвалидов и формирование отрасли, которая бы выпускала специализированные товары для них;
  • Открытие центров, которые могли бы проводить не только общую реабилитацию посредством санаторного лечения, но также и медицинскую абилитацию в форме протезирования и реконструктивной хирургии.
  • Проведение в школах уроков, которые бы формировали у детей восприятие инвалидов на адекватном уровне;
  • Проведение мероприятий органами соцзащиты и центрами занятости для людей, которые из-за получения инвалидности лишились возможности трудиться по прежней специальности;
  • Стимулирование работодателей на создание рабочих мест для инвалидов.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Доступная среда».

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

Финансированием занимаются федеральные власти. Все необходимые средства выделяются из государственного бюджета. На региональные программы также средства выделяют из него.

Исключением являются собственные региональные программы, которые часть средств получают от государства, а часть со своего бюджета. Отдельные регионы также используют ряд мер, которые привлекают спонсоров и независимых инвесторов.

На данный момент госпрограмма федерального значения рассчитана до 2021 года включительно. В связи с положительными результатами срок будет продлен. По различным данным продление будет осуществляться с новыми поправками.

Планируется продление до 2025 года включительно, но с ежегодным рассмотрением результатов и корректировками, в частности это касается региональной реализации.

ФЦП является специальным направлением, позволяющим предоставить лицам с ограниченными возможностями все условия, которые будут удовлетворять специальным требованиям. Основной целью является социализация инвалидов и устранение большинства проблем, которые этому процессу мешают. Вся процедура установлена федеральным законодательством и реализуется в полном объеме.

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

  1. Увеличение объектов инфраструктуры, которые будут заниматься реабилитацией, лечением и психологической коррекцией инвалидов.
  2. Проведение социологического опроса среди людей с ограниченными возможностями для выявления их мнения, как относятся обычные граждане к проблеме инвалидов.
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами, в том числе и с детьми, с целью уравнения их количества в различных муниципалитетах и субъектах Федерации.
  4. Подготовка профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе их обучение и повышение квалификации.
  5. Увеличение количества ограниченных граждан, как взрослых, так и детей, которые воспользовались услугами государственной программы.
  6. Обучение и трудоустройство инвалидов, если они в состоянии осуществлять какую-либо деятельность.
  7. Увеличение количества медицинских учреждений, оснащенных специализированным оборудованием для работы с пациентами ограниченными по здоровью или психике.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Участники подпрограммы Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (2016 — 2025 годы), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (2012 — 2020 годы), Министерство культуры Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (2016 — 2017 годы), Министерство спорта Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство транспорта Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство образования и науки Российской Федерации (2011 — 2018 годы), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2018 — 2025 годы), Министерство просвещения Российской Федерации (2018 — 2025 годы), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2011 — 2018 годы)
Программно-целевые инструменты подпрограммы отсутствуют
Цель подпрограммы повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
Задачи подпрограммы формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы показатель 1.1 «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации»; показатель 1.14 «Количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов»; показатель 1.17 «Доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан»; показатель 1.21 «Количество обращений (консультаций) в информационно-справочный центр поддержки граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций»
Этапы и сроки реализации подпрограммы I этап — 2011 — 2012 годы; II этап — 2013 — 2020 годы; III этап — 2021 — 2025 годы
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 33888831,5 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год — 1642830 тыс. рублей; на 2012 год — 2098530 тыс. рублей; на 2013 год — 1594710,8 тыс. рублей; на 2014 год — 8118519,3 тыс. рублей; на 2015 год — 8211696,3 тыс. рублей; на 2016 год — 3316938,1 тыс. рублей; на 2017 год — 2785356,9 тыс. рублей; на 2018 год — 1606320,3 тыс. рублей; на 2019 год — 1089459,1 тыс. рублей; на 2020 год — 1169330,7 тыс. рублей; на 2021 год — 444005,8 тыс. рублей; на 2022 год — 451698,6 тыс. рублей; на 2023 год — 453145,2 тыс. рублей; на 2024 год — 453145,2 тыс. рублей; на 2025 год — 453145,2 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2023 году); обеспечение выпуска произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов в объеме не менее 13365 часов субтитров в год; увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до 84,7 процента в 2025 году); увеличение количества обращений (консультаций) в информационно-справочный центр поддержки граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций (не менее 25550 единиц ежегодно)
Читайте также:  Обжалование действий судебного пристава-исполнителя в арбитражном суде

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 11,96 млн. инвалидов, что составляет около 8,1 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4 процента населения.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее — Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвали��ов.

Что следует знать о программе «Доступная среда»

Ответственным за реализацию программы является Министерство труда и соц. развития, участвуют в программе ФСС, ПФР, Минфин, Минобразования, Министерства спорта и жилищного строительства.

Предполагается, что программа для адаптации инфраструктуры под нужды людей с ограниченными возможностями будет действовать с 2011 по 2021 годы. Программа будет проводиться поэтапно:

  1. Первым этапом станет подготовка законов (2011-2012 гг.) для регулирования проведения проекта.
  2. Вторым этапом будет формирование материальной базы – строительство реабилитационных центров, дооборудование общественных мест устройствами для пользования инвалидами, техническое оснащение зданий и т.д. (2013-2015 гг.).
  3. На третьем этапе будут реализованы базовые задачи программы (2016-2018 гг.).
  4. На завершающем, четвертом, этапе власти подведут итоги работы и разработают дальнейший план развития (2021-2021 гг.).

Программа “Доступная среда” для инвалидов в 2021 году

Приоритеты формирования Доступной среды определены статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 175.

Данное положение законодательства подтверждается судебной практикой. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689 вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Законодатели понимают, что сразу измениться ситуация для инвалидов в стране не сможет, так как для этого необходимы соответствующие нормы, финансовые средства и многое иное.

Поэтому программа «Доступная среда» включается в себя определенное количество этапов. Нужно сразу отметить, что часть этапов были выполнены, а некоторые до сих пор находятся в стадии реализации.

Этот этап был в 2013-2015 годах. Он заключался в формировании инфраструктуры и объектов для инвалидов за счет федерального бюджетов.

Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы

С момента разработки госпрограмма «Доступная среда» уже прошла три полноценных этапа. Каждый из них был направлен на реализацию конкретных задач. С учетом продления срока действия документа можно выделить следующие контрольные точки:

  1. 2011-2012 гг. Был направлен в первую очередь на упорядочивание НПА, регулирующих деятельность ответственных исполнителей. Уполномоченными структурами активно создавалась правовая база для реализации мероприятий и привлечения средств на строительство конкретных объектов.
  2. 2013-2015 гг. В указанное время осуществлялись строительство и реконструкция учреждений для реабилитации инвалидов, покупка высокотехнологичного оборудования.
  3. 2016-2018 гг. На данном этапе осуществлялась основная работа, позволяющая достичь поставленных целей, в том числе корректировка взаимодействия органов власти.
  4. Текущий период (19-20 годы). Осуществляется мониторинг достигнутых результатов, проводится выработка дальнейших действий, направленных на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
  5. 2021-2025 гг. Период, на который госпрограмма пролонгируется, будет включать новые направления, связанные с повышением реабилитации инвалидов, обучением специалистов инновационным технологиям и внедрением информационных систем.

Реализация проекта, предполагающего повышение уровня жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья – сложная задача. Поэтому в действующие правовые акты вносится большое количество корректировок. Благодаря оперативным действиям госструктур удалось добиться следующих положительных результатов:

  1. Стабильное функционирование организаций-нанимателей, в которых заняты люди с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Рост числа реабилитационных центров в стране.
  3. Привлечение в штат крупных организации инвалидов, реализующих себя в обществе.
  4. Улучшение городской среды, повышающее комфорт инвалидов со зрением и колясочников.
  5. Развитие телевизионных каналов с сурдопереводом.

Особое внимание уделяется детям. Несовершеннолетние не могут полноценно общаться со сверстниками, что усложняет их вовлечение в общественную деятельность и затрудняет развитие. К сожалению, попытки организации смешанного обучения полностью здоровых детей и детей-инвалидов не показали результатов.

Несмотря на наличие мероприятий в федеральной госпрограмме особое внимание стоит уделить региональной практике, например:

  • в Тамбове местная программа предполагает создание безбарьерного инклюзивного образования. В мероприятиях участвуют более 30 учебных заведений.
  • в ряде субъектов местные власти направили средства на приобретение для школ дорогостоящего специализированного оборудования и подготовку высококвалифицированных специалистов по направлениям логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и др.

Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, указанное направление деятельности признается приоритетным во всей программе «Доступная среда». Успешная реализация мероприятий позволит не только адаптировать несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья к существующим реалиям, но и подготовить высококвалифицированные кадры.

Таким образом, госпрограмма «Доступная среда» предполагает реализацию мероприятий, направленную на обеспечение достойного уровня жизни инвалидов, а также создание условий для активного участия последних в общественной деятельности. Срок действия проекта был продлен до 2025 года. Новые задачи будут устанавливаться с учетом ранее полученного опыта при содействии региональных властей. Стоит отметить, что в 2019 году уже были внесены поправки в гл. 23, 28 КоАП РФ в части ужесточения ответственности за правонарушения, связанные с отсутствием доступа инвалидов к общественно значимым объектам.

Прочтите также: Льготы на протезирование зубов в России: ветеранам труда, пенсионерам, инвалидам

Программа «Доступная среда» в России стартовала в 2021 году, после ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно документу, люди с ограниченными возможностями – это самостоятельные, независимые личности, которые имеют право всесторонне участвовать во всех сферах жизни общества. Государство же обязано обеспечить доступность окружающей среды для инвалидов наравне с другими гражданами, комфортный доступ к транспорту, всем возможным объектам и услугам, что и является основной целью Конвенции.

Последовательность и детали формирования беспрепятственного доступа инвалидам к объектам физического окружения, транспорту, связи, информации описаны в ФЗ о программе “Доступная среда” для инвалидов (Федеральный закон № 181-Ф3 от 24.11.1995). Сама программа на 2021 – 2021 годы была утверждена Правительством России в Постановлении № 175 от 17.03. 2021 , затем продлена до 2020 года (Постановление № 1297 от 01.12. 2021 ). В январе 2021 года было решено продлить госпрограмму до 2025 года.

Для создания удобного доступа и комфортного обучения в школах и других образовательных учреждениях для детей с ограничениями физических возможностей предусматривают ряд мероприятий.

Что должна включать доступная среда в школе: оборудование для инвалидов, безопасный безбарьерный путь к школе, адаптированные для детей с нарушениями слуха и зрения информационные сигналы.

Все помещения в здании школы должны быть приспособлены для ребят с нарушениями: санузлы, классные кабине��ы, лестницы, холлы, коридоры, спортивные залы, столовые, раздевалки, библиотеки. Для этого используются разнообразные приспособления и современные технические устройства:

  • пандусы;
  • подъемники – вертикальные, наклонные, лестничные;
  • рампы и аппарели (складные или откидные для экономии пространства);
  • тактильная плитка;
  • картинки по программе “Доступная среда” для инвалидов (тактильные пиктограммы, на которых рельефно обозначены особенно значимые объекты инфраструктуры: лифт, туалет, гардероб, эскалатор, вход / выход из помещения и другие; как правило, представляют собой черные рисунки и символы на ярко-желтом фоне);
  • специальные поручни;
  • системы вызова для инвалидов (кнопки);
  • звуковые и световые маячки;
  • тактильные табло, пиктограммы;
  • индукционные системы для школьников с нарушениями слуха.

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *