Что такое Верховный суд. Объясняем простыми словами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое Верховный суд. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов регламентированы главой III.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Арбитражные апелляционные суды в соответствии со ст. 33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.
На что и как нужно жаловаться?
С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.
Нарушения условно можно поделить на:
- Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
- «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
- Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.
При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.
Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться.
Формальные нарушения:
1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе
- сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
- сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).
2) сроки проведения мероприятий при банкротстве
- проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
- представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов РФ
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов РФ регламентированы главой IV ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».
В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражные суды в РФ создаются федеральным законом.
Состав арбитражного суда субъекта РФ установлен ст. 35 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».
В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум и могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В составе арбитражного суда субъекта РФ федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам
Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам регламентированы главой IV.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». В соответствии со ст. 43.2 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума, и рассмотрение дел в первой инстанции осуществляется коллегиальным составом судей.
Упразднён Высший арбитражный суд. Что изменилось?
В августе 2014 года прекратил деятельность ВАС РФ. В этом же месяце вступил в силу Федеральный закон от 28.06.14 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», существенно изменивший арбитражный процесс.
Верховный суд РФ в настоящее время представляет собой единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. ВС РФ имеет местонахождение в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.14 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).
Функции ВАС РФ выполняет теперь коллегия по экономическим спорам ВС РФ.
ВС РФ возглавил систему арбитражных судов, поэтому федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.
Из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов.
Глава 35 АПК РФ дополнена статьями 291.1–291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационные жалобы будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ).
Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ).
Первая кассационная жалоба подаётся в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).
После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство.
Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке напрямую в Президиум ВС РФ, минуя Судебную коллегию.
Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, причём председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).
В жалобе указывается, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и приводятся соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ), причём для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).
Вторая кассационная жалоба предварительно в течение двух месяцев изучается одним из судей ВС РФ, после чего он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию или об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. Впрочем, если судья откажет в передаче жалобы, то председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и всё-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). В случае истребования дела председателем или его заместителем срок его рассмотрения может быть продлён до пяти месяцев.
По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в статье 291.11 АПК РФ: «Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов».
Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.
Если нарушены сроки судопроизводства
Нарушение разумного срока судопроизводства теперь стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ), причём лицо, подающее жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.
Основываясь на доводах жалобы и материалах дел, а также принятых по ним судебных актах, Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). При этом учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение заявителя и других участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, общая продолжительность судопроизводства.
Изменения в надзорном производстве
Утратила силу глава 36 АПК РФ, а её наименование носит теперь новая глава 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1–308.13). Определения и решения Судебной коллегии по существу спора обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).
В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):
вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.
Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 с��. 308.1 АПК РФ).
Передача надзорной жалобы в Президиум ВС РФ аналогично передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Надзорную жалобу предварительно изучает судья ВС РФ (ранее этим занималась тройка судей в открытом судебном заседании), он же единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ, а председатель ВС РФ (его заместитель) вправе не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).
Появилась возможность подавать жалобы непосредственно в адрес председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ), которые по жалобе заинтересованных лиц вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ, которое может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов.
Срок подачи жалоб руководству ВС РФ составляет четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта, т. е. постановления «второй кассации».
Основания для отмены или изменения судебного акта в принципе остались такими же, как и прежде (ст. 308.8 АПК РФ):
нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц или иных публичных интересов;
нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.
Дела об административных правонарушениях
ВС РФ вправе пересматривать решения административного органа, арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности, арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ).
Эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях — по крайней мере, такой вывод напрашивается из положений статей 206 и 211 АПК РФ, где сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ, а в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).
Новшества коснулись дел об оспаривании нормативно-правовых актов и кадастровой стоимости.
Так, в новой редакции изложены нормы пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ: дела об оспаривании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности разрешают теперь суды общей юрисдикции.
Госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб.
Федеральные арб.суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арб. судов субъектов РФ и арб. апелляционных судов. Являются средним звеном системы арб. судов.
Судьи арб.судов этого звена назначаются Президентом РФ без ограничения срока их полномочий. Судьи независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Дела рассматриваются коллегиально, в составе профессиональных судей — 3 или больше.Состав: 1. Президиум 2. Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений 3. Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия: 1. проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях;2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;3. обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;4. изучает и обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику;5. подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;6. анализирует судебную статистику.
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:
Ключевые преобразования
Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.
В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).
Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.
Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.
Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.
Формирование судебной практики
Отныне вся судебная практика, включая налоговые споры, будет формироваться определениями Судебной коллегии и постановлениями Президиума ВС РФ. Любые указания Судебной коллегии, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 291.14 АПК РФ).
Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126 и 127 Конституции РФ). В то же время суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
Разъяснения ВАС РФ останутся в силе до принятия соответствующих решений по данным вопросам Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»). Из данной формулировки не ясно, какое именно решение имеется в виду. Вероятно, речь идет о разъяснениях Пленума ВС РФ по вопросу судебной практики, разрешенному Пленумом ВАС РФ. Кроме того, можно предположить, что Пленуму ВС РФ таким образом предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.
В целом судьба постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ пока неизвестна. Именно поэтому законодатель в ч. 4 ст. 170 АПК РФ обозначил, что в мотивировочной части решения можно ссылаться именно на сохранившие силу постановления.
Прежде разъяснения ВС РФ, как правило, не влияли на арбитражную практику. В качестве исключений можно привести:
- позиции Пленума ВС РФ по вопросам защиты прав потребителей;
- позиции Президиума ВС РФ, изложенные в ежеквартальных обзорах ВС РФ. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.12.2012 № 11277/12 подтверждает свое мнение ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утвержден Президиумом ВС РФ 10.10.2012, без номера);
- позиции ВС РФ, отраженные в его определениях. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.04.2013 № А40-82956/12-129-538 подкрепляет свою позицию определением ВС РФ от 12.01.2010 № 5-В09-146.
Система арбитражных судов в Российской Федерации
В статье 1 АПК Российской Федерации правосудие в области предпринимательского занятия либо другой деятельности в области экономике воплощают в действительность арбитражные суды.
Статья 4 Федерального закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» учреждает причастность арбитражных судов к федеральным судам. А также в статье 3 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» описывает систему судов. Данная система представлена:
- Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;
- арбитражным кассационным судом;
- арбитражным апелляционным судом;
- арбитражным судом первой инстанции на различных территориях. Это может быть в республике, в крае, в области, в городе федерального значения, в автономных областях;
Также существуют специализированные арбитражные суды.
Виды арбитражных судов
Зачастую, один субъект Федерации заключает в себе создание одного арбитражного суда. В особенности, на территории небольшого количества субъектов Российской Федерации судебная власть может осуществляться одним арбитражным судом.
Например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Бывают случаи, когда судебная власть на территориях одного лишь субъекта осуществляется несколькими арбитражными судами.
18.01.2007 был проведен Пленумом ВАС Российской Федерации № 1 «Об основании деятельности Арбитражного суда в Пермском крае и об образовании неизменного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края». Он постановил при приближении правосудия к месту установления или месту жительства участников в деле, которые находятся либо проживают отдаленно, могут образовываться на постоянной основе судебные присутствия. Здесь также учитывается численность дел, которые были рассмотрены арбитражными судами субъектов Российской Федерации, в отдельных местностях в составе арбитражных судов субъектов России.
Судебные присутствия – это изолированные подразделения, которые существуют не на месте стабильного пребывания подобного суда и выполняют его предписания.
К примеру, в городе Кудымкар функционирует устойчивое судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края.
Арбитражные апелляционные суды – это суды по контролю в апелляционной инстанции легальности и доказательства актов суда, принятые в основной инстанции арбитражным судам субъектов РФ. Россия образовала 20 подобных судов. Каждый округ имеет 2 таких суда.
Федеральные арбитражные суды округов представлены судами по контролю в кассационной инстанции легальности актов суда, которые вступили в законную силу, а также арбитражных судов субъектов России и арбитражных апелляционных судов. На сегодняшний день в России сформированы и функционируют 10 подобных судов, которые представлены Волго-Вятским округом, Центральным округом, Дальневосточным округом, Московским округом, Восточно – Сибирским округом, Поволжский округом, Уральским округом, Северо – Кавказским округом, Западно – Сибирским округом, Северо – Западным округом.
Апелляция, кассация и «вторая кассация»
Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.
После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.
Кассационная инстанция в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
Кассационную инстанцию в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации называют еще как «Вторая кассационная инстанция» или «Вторая кассация» (первой кассационной инстанцией называют Кассационную инстанцию, см. выше).
Могут быть обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства вступившие в законную силу (ч. 1 ст. 291.1. АПК РФ):
— Решения и определения арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
— Постановления и определения арбитражных апелляционных судов;
— Решения и определения арбитражных судов округов, принятые ими в первой инстанции;
— Решения и определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции;
— Определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими в процессе кассационного производства, если указанные судебные акты обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, образованном в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
— Постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы).
Кассационные жалоба, представление подаются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу (ч. 1 ст. 291.2. АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.
Рассмотрев кассационную жалобу судья ВС РФ выносит:
— Определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (Статья 291.8. АПК РФ)
или
— Определение о передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (Статья 291.9. АПК РФ)
Если принято Определение о передаче кассационных жалобы в судебную коллегию ВС РФ, то кассационные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ).
По итогам рассмотрения кассационной жалобы выносится Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенное по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления (Статья 291.13. АПК РФ).
Примеры судебных коллегий ВС РФ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
Структура арбитражной системы РФ
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.
Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
2. Председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» для председателей, заместителей председателей и судей арбитражных судов округов. (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
Предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа — 76 лет. (в ред. Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ)
3. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верхового Суда Российской Федерации в случае прекращения полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка. (в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
Полномочия председателей, заместителей председателей и судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, прекращаются также Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 08.12.2020 N 7-ФКЗ)
Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде и прокуратуре». Рассмотрение основных проблем, возникающих в процессе объединения Высшего Арбитражного суда и Верховного суда государства.
реферат , добавлен 02.06.2014
Основные причины, предпосылки упразднения одного из судов высшей инстанции – Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нормативно-правовое обоснование данного процесса. Законопроект «О поправке к Конституции «О Верховном суде России и прокуратуре».
эссе , добавлен 01.06.2015
Место Верховного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти, его функции и этапы истории. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, его состав и структура, подразделения и полномочия. Организация деятельности суда.
контрольная работа , добавлен 20.10.2014
Понятие и структура судебной системы Российской Федерации, конституционные принципы ее функционирования. История развития, полномочия и порядок действий высших судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 01.06.2010
Выявление особенностей создания и функционирования Верховного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого (областного) суда, Военных и специализированных судов. Проблемы и перспектив развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 27.02.2015
Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции: полномочия, основные функции. Порядок формирования судейского корпуса. Характеристика деятельности Верховного Суда Германии, анализ принципов правосудия.
реферат , добавлен 19.10.2012
Верховный Суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав. Полномочия Верховного Суда РФ. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения. Подведомственность Верховного Суда Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 02.03.2010
Практика применения норм уголовно-процессуальных правоотношений и их основные признаки. Научно-консультативные советы при Верховном суде и Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства и конституционность законов.
контрольная работа , добавлен 19.10.2010
Суды среднего звена системы арбитражных судов РФ. Участники уголовного судопроизводства по законодательству РФ. Избрание Судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Конституционное право на неп��икосновенность жилища.
тест , добавлен 12.08.2011
Судебная система Российской Федерации. История Конституционного суда РФ. Осуществление конституционного судопроизводства. Подсистема судов общей юрисдикции. Мировые судьи. Правовой статус Верховного Суда РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда.
Как подавать в арбитражный суд?
Ведя речь о сферах деятельности арбитража, следует понимать, что понимается спектр вопросов, которые суды уполномочены рассматривать и выносить правомочные решения. Исходя из определения предпринимательской деятельности, содержащегося в абз.3 ч.1 ст. 2 ГК РФ вытекают полномочия АС в рассмотрении споров:
- по договорам купли-продажи и поставки;
- аренды земель и нежилой недвижимости;
- договоров аренды (лизинга) движимого имущества;
- по оказанию работ, услуг и подряда;
- налоговым правоотношениям;
- вопросам, связанным с кредитно-денежными отношениями;
- по страхованию имущества;
- проистекающих вследствие банкротства;
- конфликтов, возникающих между хозяйствующим субъектом и органами (должностными лицами) контролирующих органов.
Субъектами правоотношений выступают юридические лица. Физические лица вправе обращаться в арбитражные суды в случае отказа государственного органа в регистрации в качестве ИП или отказа в регистрации юридического лица, в котором заявитель выступает учредителем.
Кроме ЮЛ, ИП и физлиц, в сферу деятельности АС могут включаться:
- органы муниципальной власти;
- госвласти регионального или федерального уровня;
- общественные организации и объединения граждан, защищающих публичные интересы;
- участвующие в судебных процессах прокуроры.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный государственный орган судебной власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с предпринимательской деятельностью, дел экономического характера и некоторых других категорий разбирательств именуется арбитражным судом. Он входит в Единую судебную систему Российской Федерации. Более подробно о том, что такое арбитражный суд, вы узнаете далее в статье.
В России арбитражный суд имеет глубокие исторические корни. Ключевые даты развития:
- 14 мая 1832 год − учрежден коммерческий суд (существовал до 1917 года). Наряду с торговыми делами рассматривались дела о банкротстве, каждое учреждение ведало в пределах своего города, подсудность распространялась на жителей и приезжих.
- В 1931 году создан Государственный арбитраж, который разрешал имущественные споры между учреждениями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитражей – государственный и ведомственный. Просуществовал 60 лет и был упразднен в 1991 году. За всю историю функционирования неоднократно совершенствовался, усиливая свое влияние в народном хозяйстве СССР.
- В 1995 года вступили в силу Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ. Начался новый этап развития, определяющий современную систему в соответствии с мировыми стандартами на основе рыночных отношений.
В рамках полномочий, установленных ст. 36 ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», деятельность арбитражных судов осуществляется на всей территории РФ. Чем занимается арбитражный суд?
- Разрешением имущественных и коммерческих споров между предприятиями, чаще всего о ненадлежащем исполнении обязательств по договору.
- Рассматриваются иски о признании недействительности актов государственных органов, в частности, о возврате незаконно списанных налогов, административных штрафов.
- Ведутся процессы о несостоятельности (банкротстве) граждан и компаний.
- Рассматриваются иные дела, отраженные в ст. 27,27, 30, 31, 32 АПК РФ.
Субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица. В соответствии с главой 5 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются:
- стороны делопроизводства (истец и ответчик);
- заявитель;
- третьи лица;
- прокурор;
- свидетель;
- эксперт;
- переводчик;
- специалисты и иные участники.
Секретариат Международного коммерческого арбитражного суда
К функциям секретариата, как правило, относят необходимые для полного обеспечения деятельности арбитражного суда функции, согласно с Регламентом. Также, секретариат должен организовывать делопроизводство по спорам, которые рассматривает суд. Абсолютно вся документация, которая содержит переписку арбитражного суда со всеми сторонами по конкретному делу проходит через Секретариат.
Лицо, которое возглавляет Секретариат, назначается ТПП РФ по согласию Президиума арбитражного суда. Ответственным секретарем МКАС, как правило, назначается лицо, которое имеет высшее юридическое образование, и, обязательно, владеет английским языком.
В строгом порядке, ответственный секретарь арбитражного суда должен иметь лицо, которое будет выполнять функции его заместителя. В обязанности ответственного секретаря МКАС входит распределение функций между двумя вышеуказанными лицами, и между иными сотрудниками Секретариата.
Ответственный секретарь берет для себя за основу положения Регламента и напрямую подчиняется Председателю арбитражного суда при осуществлении функций, которые связанные с рассмотрением дел в МКАС.
Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.
Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.
Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.
Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.