Ходатайство о переносе дела по месту жительства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о переносе дела по месту жительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Немотивированный отказ суда удовлетворить ходатайство о переходе дела для изучения по месту проживания лица, в отношении которого имеется производство по делу о нарушении норм в рамках административного законодательства, недопустим.
Комментарии к ст. 29.5 КОАП РФ
1. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Это в большинстве случаев способствует формированию доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых обстоятельств дела (см. комментарий к ст. 26.2).
Важно обратить внимание на то, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, как следует определять место совершения правонарушения. В случае противоправного действия — это место совершения данного действия независимо от места наступления его последствий, а если деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; в случае противоправного бездействия — это место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на соответствующее лицо обязанность.
2. В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может рассматриваться по месту его жительства (см. комментарий к ст. 24.4). При рассмотрении такого ходатайства учитываются конкретные обстоятельства дела (наличие потерпевших, свидетелей и др.). В Определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 2-О-О подчеркнуто, что такое ходатайство подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.
3. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.
Согласно ст. 28.7 Кодекса при совершении некоторых категорий правонарушений, требующих осуществления экспертизы или других процессуальных действий, сопряженных со значительными временными затратами, проводится административное расследование. Оно заключается в углубленном исследовании обстоятельств совершения правонарушения и нанесенного ущерба, выяснении вины конкретных лиц и т.п. (см. комментарий к ст. 28.7).
4. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Упомянутое установление места рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом или в отношении его, можно обосновать необходимостью углубленного выяснения личности несовершеннолетнего. Имеется в виду изучение семейных, бытовых условий жизни несовершеннолетнего, его поведения дома, в учебном заведении и т.п.
5. В соответствии с упомянутым Постановлением Пленума Верховного Суда РФ при наличии по одному делу совокупности критериев определения места рассмотрения дела, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, необходимо установить приоритет между соответствующими нормами (например, если по делу о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей место рассмотрения дела, следует считать ч. 3 комментируемой статьи).
6. Дело об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 Кодекса и зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением указанных устройств.
Когда ходатайство может быть отклонено судом
Например, законом не установлена обязанность лица указывать в своем ходатайстве причины, по которым он просит перенести рассмотрение по его месту проживания, и доказывать уважительность этих причин.
Суд может отказать в удовлетворении такого ходатайства, только имея в виду определенные обстоятельства дела и только если это послужит для обеспечения соблюдения прав всех участников процесса.
Примерами оснований для отказа в удовлетворении рассматриваемого вида ходатайств могут быть:
- возражение потерпевшего;
- выявление фактов недобросовестного использования лицом, заявляющим ходатайство, своих процессуальных прав (например, умышленное затягивание дела путем последовательного представления различных ходатайств);
- возбуждение в отношении лица дела об административном нарушении, предполагающего наказание в форме административного ареста или выдворения.
Причины для перенесения рассмотрения судебных дел
Судебное учреждение, которое приняло дело к производству, передает его в другую инстанцию только в исключительных случаях. Такими основаниями для направления дела по подсудности являются:
- изменение места проживания ответчиков, при этом изначально при подачи иска в суд Истцу и суду не было известно данное обстоятельство;
- необходимость рассмотрения материалов по месту расположения спорного недвижимого имущества (исключительная подсудность);
- нарушение правил принятия документов в работу, судебная ошибка, когда суд не заметил при принятии иска и назначения судебного заседания, что рассмотрение дело должно быть в ином судебном органе;
- невозможность замены судей в одном учреждении (например, когда по территории один судья и имеются основания для его отвода). Могут быть ситуации, когда рассмотрение дел невозможно судьями, к которым они относятся в соответствии с законом. При этом председатель суда вправе передать его суду такого же уровня, находящегося в этом регионе. Такая процедура не противоречит Конституции России;
- договором между сторонами предусмотрена иная договорная подсудность, что является основанием для переноса гражданского дела в другой суд;
- иные причины исходя из ситуации конкретного дела.
Процедура направления материалов в другую структуру сопровождается принятием определения о направлении дела по подсудности. На него может подаваться жалоба участников процесса.
Что делать, если мне отказали в рассмотрении дела по месту жительства?
Если вам отказано в рассмотрении дела по месту жительства, значит, придется приходить на рассмотрение дела по указанному месту, а в случае, если для вас не представляется это возможным (работаете в другом регионе, не имеете средств для столь длительного пребывания в регионе, болезнь и т.п.), то стоит обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в суде апелляционной инстанции.
Исходя из написанного выше, можно сделать простой вывод: ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по административному правонарушению, не обязательно будет удовлетворено. Если постановление о привлечении к ответственности вас не устраивает, остается одно: обжаловать его. Кстати, обжалование даже постановления суда не будет происходить в апелляционном порядке. Жалоба не будет апелляционной, а будет обычной, т.к. она подается не в соответствии с ГПК РФ, а в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Ну а если вы хотите, чтобы вас не лишали прав либо чтобы вы имели больше шансов на успех по делам об административных правонарушениях, лучше всего обратитесь к профессионалам. Юристы по административным делам (автоюристы) готовы помочь и отстоять ваши права в любых административных и судебных инстанциях.
Передача дела на рассмотрение другого арбитражного суда: процедура и оформление
- Передача дела связана только с территориальной, а не с инстанционной подсудностью. Споры могут передаваться от одного учреждения другому, только если последние являются судами одного уровня.
- Обычно споры на основании ст. 39 АПК РФ передаются для рассмотрения по существу в первой инстанции. Однако передача может иметь место и при апелляционном рассмотрении.
- Споры, которые начали рассматриваться по существу, после передачи дел рассматриваются сначала.
Формальным основанием передачи арбитражного дела из одного суда в другой является вынесение определения. В зависимости от оснований оно может быть вынесено судом по результатам удовлетворения ходатайства сторон либо по собственной инициативе.
Такие определения отправляются сторонам дела по почте или вручаются под расписку в порядке, оговоренном ст. 186 АПК РФ.
Определения подлежат обжалованию в течение 10 суток с момента вынесения. Жалоба рассматривается в 5-дневный срок без присутствия сторон. Следует обратить внимание на недопустимость возвращения истцу его заявления и прилагающихся материалов в связи с вынесением определения о передаче дела. Арбитражный суд самостоятельно перенаправляет его в надлежащий суд. Арбитражный суд отправляет дело в другой суд немедленно после:
- истечения срока на апелляционное обжалование;
- принятия постановления об оставлении определения о передаче дела без удовлетворения.
О порядке рассмотрения и заявления ходатайств
Если протокол составляют в дали от Вашего места жительства, пишите в любом месте протокола:«Прошу направить протокол для рассмотрения по месту жительства».
Именно в протоколе. В любом месте. Хоть на полях. Но обычно там предусмотрено место для этого.
Возникают ситуации, когда ИДПС предлагает написать ходатайство на отдельном листе или на специальном бланке. А потом эти листы пропадают и получатся, что никакого ходатайства не было.
Передачу дела по месту учета транспортного средства отменили уже давно. Имейте в виду. Все еще люди звонят и спрашивают, что искать протокол в котором указанно, «по месту учета ТС».
Протокол с таким ходатайством (по месту учета ТС) никуда не будут передавать и рассмотрят по месту составления протокола.Кроме того, написав о передаче по месту жительства в протоколе, вынесенное инспектором постановление будет незаконным, и отмениться легко и непринужденно судом.
Обязательно в протоколе пишите, что нужен защитник. Вынесенное постановление без участия защитника, так же легко отменится судом.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)Статья 24.4. Ходатайства 1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. |
Комментарии к ст. 29.5 КОАП РФ
1. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Это в большинстве случаев способствует формированию доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых обстоятельств дела (см. комментарий к ст. 26.2).
Важно обратить внимание на то, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, как следует определять место совершения правонарушения. В случае противоправного действия — это место совершения данного действия независимо от места наступления его последствий, а если деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; в случае противоправного бездействия — это место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на соответствующее лицо обязанность.
2. В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может рассматриваться по месту его жительства (см. комментарий к ст. 24.4). При рассмотрении такого ходатайства учитываются конкретные обстоятельства дела (наличие потерпевших, свидетелей и др.). В Определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 2-О-О подчеркнуто, что такое ходатайство подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.
3. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.
Согласно ст. 28.7 Кодекса при совершении некоторых категорий правонарушений, требующих осуществления экспертизы или других процессуальных действий, сопряженных со значительными временными затратами, проводится административное расследование. Оно заключается в углубленном исследовании обстоятельств совершения правонарушения и нанесенного ущерба, выяснении вины конкретных лиц и т.п. (см. комментарий к ст. 28.7).
4. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Упомянутое установление места рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом или в отношении его, можно обосновать необходимостью углубленного выяснения личности несовершеннолетнего. Имеется в виду изучение семейных, бытовых условий жизни несовершеннолетнего, его поведения дома, в учебном заведении и т.п.
5. В соответствии с упомянутым Постановлением Пленума Верховного Суда РФ при наличии по одному делу совокупности критериев определения места рассмотрения дела, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, необходимо установить приоритет между соответствующими нормами (например, если по делу о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей место рассмотрения дела, следует считать ч. 3 комментируемой статьи).
6. Дело об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 Кодекса и зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением указанных устройств.
Что делать, если отказали?
Суд вправе как удовлетворить ходатайство, так и отклонить. Решение в обоих случаях выносится в виде мотивированного Определения суда.
Если причина отказа была в недостающих документах или в неправильно составленном прошении, то это легко устраняется. Затем заявляется повторное прошение.
Отказ в удовлетворении ходатайства может быть оспорен в вышестоящую инстанцию (гл.16 УПК РФ, ст. 24.4 КоАП РФ, ст. 33 ГПК РФ) с помощью жалобы в частном порядке председателю районного суда и в Квалификационную коллегию судей на действия судьи.
Если суд, рассмотрев дело, вынес Решение (зачастую, заочное), оно может быть обжаловано в связи с нарушенным процессуальном правом на ходатайство вследствие необоснованного отказа о переводе судопроизводства.
Ходатайство является действенным инструментом судопроизводства, используя который, стороны облегчают для себя участие в процессе. Учитывая тенденцию к обвинительным приговорам, ходатайство качественно повышает вовлеченность ответчика в процесс, когда с передачей дела по территориальной подсудности у стороны появляется больший доступ к судопроизводству и правосудию. Свободная форма подачи документа сокращает риски отказа по формальным основаниям, увеличивая шансы на успех.
На видео юрист разбирает актуальный вопрос: как водителю перевести дело по месту жительства?
Перенос дела и КоАП РФ
Согласно требованиям Кодекса, административные правонарушения должны рассматриваться там, где имело место нарушение закона. Есть, согласно ст. 29.5 КоАП, и еще одно требование — если по делу велось расследование, разбор должен проходить там, где располагается орган, проводивший следственные мероприятия.
Отдельно стоит обратить внимание на противоправные деяния, совершенные за пределами Российской Федерации. В этом случае граждане также не освобождаются от ответственности, вот только предстать перед законом им предстоит там, где находится орган, инициировавший разбирательство.
Однако той же статьей фиксируется право гражданина, обвиняемого в нарушении закона, обратиться к суду с ходатайством о переносе дела по месту жительства. При этом составить подобное заявление достаточно просто: Кодекс не требует даже обосновывать подобную просьбу.
Кто должен определять подсудность гражданского дела
За определение подсудности гражданского дела отвечает участник дела, так как Гражданско-процессуальный кодекс нашей страны определяет, что именно его обязанностью является верное использование ранее упомянутого во введении правила.
Если до того, как исковое заявление будет принято к производству, суд установит факт нарушения правил обозначенного нами кодекса, то данная инстанция будет обязана вынести определение, сопутствовать которому должен возврат искомого документа. В случае же когда суд не среагировал согласно установленному порядку, и иск был принят в работу, то впоследствии дело должно быть принято по подсудности:
- как судом самостоятельно;
- так и по ходатайству одной из сторон.
Что такое ходатайство и чем регламентируется?
По сути своей ходатайство (далее также «хода») – это просьба. Заявляется оно письменно инспектору ДПС на дороге или судье, которые рассматривают дело. Саму процедуру в юридической среде называют «ходатайствованием». То есть подающий её ходатайствует о чём-либо – просит что-то у сотрудника ГИБДД или суда.
Оно не является жалобой – не следует писать в нём о противоправных действиях, описывать текущую ситуацию – будь то привлечение вас к штрафу или лишению прав или ДТП. Это именно прошение – какое именно, определяет вид этого документа, о которых мы и поговорим ниже.
По состоянию на 2022 год всего один Нормативный акт регулирует его – это статья 24.4 КоАП РФ.
Комментарии к статье:
Комментируемая ст. 29.5 КоАП РФ посвящена порядку определения места рассмотрения дела об административном правонарушении.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Местом совершения административного правонарушения согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является:
а) место совершения противоправного действия — независимо от места наступления его последствий;
б) место окончания противоправной деятельности, ее пресечения — если такое деяние носит длящийся характер;
в) место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность — если правонарушение совершено в форме бездействия. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ.
Частью 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ закреплено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Таким образом, если правонарушение совершено в форме бездействия (неисполнения возложенных на лицо обязанностей), то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие и выполнена возложенная на лицо обязанность. Например, в случаях, когда нарушение выражается в непредставлении в таможенный орган статформы, то местом совершения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или должностным лицом административного правонарушения определяется место его нахождения, в связи с чем протокол об административном правонарушении иные материалы дела направляются в таможенный орган по месту нахождения такого лица (для юридического лица — место его государственной регистрации, для индивидуального предпринимателя и должностного лица — место жительства).
В целях надлежащего определения местонахождения и региона деятельности таможенного органа необходимо руководствоваться приказами ФТС России, регламентирующими данные положения (например, Приказом ФТС России от 08.06.2016 N 1142 «О местонахождении и регионах деятельности таможен, непосредственно подчиненных ФТС России», Приказом ФТС России от 26.07.2016 N 1464 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Центрального таможенного управления» и др.).
При выявлении должностным лицом таможенного органа фактов несвоевременного представления указанными лицами в таможенный орган статформы либо представления ими статформы, содержащей недостоверные сведения, протокол об административном правонарушении, иные материалы дела передаются рапортом должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении (начальнику таможни либо заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности), таможенного органа, в который подана данная статформа (письмо ФТС России от 01.02.2017 N 18-19/04746 «О направлении методических рекомендаций»).
Аналогичное правило применяется и в отношении физических лиц. Например, поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статья 5 указанного Закона устанавливает, что регистрация гражданина по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.