ФНС изменила форму и формат декларации по налогу на прибыль
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС изменила форму и формат декларации по налогу на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приказом ФНС от 17 августа 2022 года № СД-7-3/753@ внесены изменения в форму декларации по налогу на прибыль, в порядок её заполнения и формат. Новая форма будет применяться начиная с годовой отчётности за 2022 год, но не ранее 1 января 2023 года.
Сумма начисленных авансовых платежей за отчётный период (стр. 210, 220, 230)
*Строка 210 листа 02 – сумма строк 220 и 230 листа 02 | Строка 220 листа 02 | Строка 230 листа 02 |
1 квартал | = стр. 300 листа 02 декларации за 9 месяцев прошлого года | = стр. 310 листа 02 декларации за 9 месяцев прошлого года |
полугодие | = стр.190 декларации за 1 квартал + стр.300 декларации за 1 квартал или = стр.220 декларации за 1 квартал + стр.270 декларации за 1 квартал – стр. 280 декларации за 1 квартал + стр.300 декларации за 1 квартал (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за 1 квартал + стр.310 декларации за 1 квартал или = стр.230 декларации за 1 квартал + стр.271 декларации за 1 квартал – стр. 281 декларации за 1 квартал + стр.310 декларации за первый квартал (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
9 месяцев | = стр.190 декларации за полугодие + стр.300 декларации за полугодие или = стр.220 декларации за полугодие + стр.270 декларации за полугодие – стр. 280 декларации за полугодие + стр.300 декларации за полугодие (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за полугодие + стр.310 декларации за полугодие или = стр.230 декларации за полугодие + стр.271 декларации за полугодие – стр. 281 декларации за полугодие + стр.310 декларации за полугодие (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
год | = стр.190 декларации за 9 месяцев + стр.300 декларации за 9 месяцев или = стр.220 декларации за 9 месяцев + стр.270 декларации за 9 месяцев – стр. 280 декларации за 9 месяцев + стр.300 декларации за 9 месяцев (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за 9 месяцев + стр.310 декларации за 9 месяцев или = стр.230 декларации за 9 месяцев + стр.271 декларации за 9 месяцев – стр. 281 декларации за 9 месяцев + стр.310 декларации за 9 месяцев (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
Штрафы за декларацию по налогу на прибыль
Если не сдать декларацию и не уплатить налог вовремя, придётся уплатить штраф. Он составит 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не меньше 1000 рублей и не больше 30% от общего размера налога.
Если налог уплачен, а декларацию не подали, штраф составит от 1 000 рублей. Налоговая может приостановить операции по банковским счетам, если задержать подачу годовой декларации более чем на 20 рабочих дней. За расчёты по итогам отчётного периода операции не приостанавливают, а штраф за их несдачу составляет 200 рублей.
Руководители и бухгалтеры согласно ст. 15.5 КоАП РФ тоже могут быть оштрафованы за отсутствие контроля и срыв сроков. Штраф — от 300 до 500 рублей.
Общий порядок представления декларации по налогу на прибыль
Приведем его в виде таблицы.
Показатель |
Значение |
Налоговый период |
Календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ) |
Отчетные периоды |
I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ) |
Форма и формат представления декларации, а также порядок ее заполнения |
Утверждены Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ |
Срок представления |
По итогам отчетного периода – по общему правилу не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода; налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (п. 3 ст. 289 НК РФ). По итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ) |
Бухгалтерская проводка начисления налога на прибыль
Для расчетов по налогам и сборам используется счет 68. В нем для начисления прибыли выделяется субсчет, в котором производится аналитическая разбивка (в федеральный и местный бюджет).
Налог на прибыль по итогам года вносится нарастающим итогом – от очередного начисленного авансового платежа отнимается предыдущий, уже оплаченный и указанный в первом разделе декларации.
Проводка выглядит следующим образом: Дт68 – Кт51.
Более подробно последовательность приведена в таблице:
Дт | Кт | Пояснение |
99 («прибыли и убытки») | 68 («расчеты с бюджетом») | Начисление налога на прибыль |
68 (субсчет «налог на прибыль) | 51 (р/с) | Перечисление в бюджет авансового платежа |
Эти проводки повторяются при завершении каждого отчетного периода и по итогам года, когда окончательно оплачивается налог на прибыль.
Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль
Организации обязаны делать авансовые платежи по налогу на прибыль для равномерного наполнения бюджетов. Есть два способа:
- Ежеквартальная уплата авансов. Величину платежа исчисляют по фактически полученной выручке с начала года за вычетом ранее уплаченных авансов. Средства переводят в бюджет до 28 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
- Ежемесячная уплата авансов. Есть два подвида: расчет аванса по платежу прошлого квартала или по фактическим результатам текущего месяца. Стандартно налоговая служба устанавливает первый вариант. Чтобы перейти на второй, в ИФНС по месту регистрации подают заявление в свободной форме. Аванс перечисляют до 28 числа месяца, следующего за отчётным.
Метод доступен компаниям, у которых в течение года средняя ежеквартальная выручка не превышает 15 миллионов рублей.
Пример. Выручка организации по итогам третьего квартала накопленным итогом с начала года — 2 300 000 рублей, расходы — 1 400 000 рублей. За первый квартал организация уплатила 50 000 рублей, за второй — 60 000 рублей. Считаем аванс за третий квартал: ((2 300 000 – 1 400 000) х 20%) – 50 000 – 60 000 = 70 000 рублей.
Если срок уплаты аванса выпадает на выходной или праздник, он смещается на ближайший рабочий день.
Пример 1. Организация ежемесячно уплачивает авансы по исчисленному налогу за предыдущий квартал. За второй квартал заплатили 60 000 рублей. Тогда в июле, августе и сентябре необходимо перечислить в бюджет по 20 000 рублей.
После окончания квартала определим величину аванса по фактическим результатам. Выручка за третий квартал — 1 200 000 рублей, расходы — 700 000 рублей. Считаем: (1 200 000 – 700 000) х 20% = 100 000 рублей. 60 000 рублей уже перечислили, поэтому доплата — 40 000 рублей. Доплачивать разницу обязаны все компании.
Пример 2. Второй метод выбирают из-за простоты расчётов и отсутствия доплаты. Фирма определяет налоговую базу и считает величину авансового платежа. Допустим, доходы — 450 000 рублей, расходы — 250 000 рублей. Аванс: (450 000 – 250 000) х 20% = 40 000 рублей.
Штраф за несоблюдение сроков
Неприятным сюрпризом может стать уведомление о штрафе за несоблюдение сроков подачи или требование об уплате налога.
Что следует считать нарушением с точки зрения НК РФ:
№ | Нарушение | Взыскание |
1 | Декларация с заявленным доходом сдана с опозданием |
Первично – 5% от суммы НДФЛ за каждый полный и неполный просроченный месяц (минимально 1 000 рублей).
Повторно – до 30% от суммы НДФЛ за каждый полный и неполный просроченный месяц. |
2 | Не сдана нулевая декларация | 1 000 рублей |
3 | Декларация сдана вовремя, НДФЛ уплачен с опозданием или не уплачен | 20% суммы подлежащего уплате/доплате НДФЛ |
4 | Декларация не сдана, налог не уплачен | штраф + пеня за просрочку |
Отчет по налогу на прибыль сдается либо раз в месяц, либо раз в квартал. Следовательно, налоговым периодом для декларации является квартал или месяц. По окончании отчетного года подается итоговая декларация. Порядок подачи определяется периодичностью оплаты аванса по сбору (п. 2 ст. 285, п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ). По положениям Налогового кодекса, авансовые платежи отправляют:
- Ежемесячно (до 28-го числа месяца, следующего за отчетным) — на основании фактической величины прибыли.
- Ежеквартально. Образец предоставляют организации, получившие за предшествующие четыре квартала сумму дохода, не превышающую 15 млн руб.
Если отчетность предоставляется в территориальную инспекцию каждый квартал, то отчитывайтесь в сроки (п. 3, 4 ст. 289 НК РФ):
- за 2021 год — 29.03.2021;
- за 1-й квартал 2021 года — 28.04.2021;
- за 1-е полугодие 2021 года — 28.07.2021;
- за 9 месяцев 2021 года — 28.10.2021;
- за 2021 год — до 28.03.2022.
Сроки сдачи декларации при ежемесячных взаиморасчетах с ИФНС:
Период | Предельный срок сдачи |
Январь 2021 | 01.03.2021 |
Февраль 2021 | 29.03.2021 |
Март 2021 | 28.04.2021 |
Апрель 2021 | 28.05.2021 |
Май 2021 | 28.06.2021 |
Июнь 2021 | 28.07.2021 |
Июль 2021 | 30.08.2021 |
Август 2021 | 28.09.2021 |
Сентябрь 2021 | 28.10.2021 |
Октябрь 2021 | 29.11.2021 |
Ноябрь 2021 | 28.12.2021 |
Декабрь 2021 | 28.01.2022 |
Сумма ежемесячных авансовых платежей (ЕАП), подлежащих к уплате в квартале, следующем за текущем отчётным периодом (стр. 290, 300, 310)
Период | 290 листа 02 | 300 листа 02 | 310 листа 02 |
1 квартал (ЕАП, подлежащие уплате во 2 квартале) | = стр.180 | = стр. 190 | = стр. 200 |
Полугодие (ЕАП, подлежащие уплате в 3 квартале) | = стр.180 — стр.180 декларации за 1 квартал | = стр.190 — стр.190 декларации за 1 квартал | = стр.200 — стр.200 декларации за 1 квартал |
9 месяцев (ЕАП, подлежащие уплате в 4 квартале и 1 квартале следующего года) | = стр.180 — стр.180 декларации за полугодие | = стр.190 — стр.190 декларации за полугодие | = стр.200 — стр.200 декларации за полугодие |
Особенности для бюджетников
Бюджетные учреждения и некоммерческие организации должны платить налог на прибыль и отчитываться перед территориальными ИФНС наравне с предприятиями коммерческой сферы. Объектом налогообложения является налог на прибыль, а прибылью — итоговая разница между поступлениями и издержками (гл. 25 НК РФ). Для бюджетных учреждений и НКО прибылью является только доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли.
Это пропишите в учетной политике, равно как и порядок расчета налога на прибыль.
Не все поступления денежных средств бюджетного учреждения входят в налогооблагаемую базу. Основой финансирования БУ являются субсидии, выделяемые из бюджета, они не облагаются налогом на прибыль. Налог взимается только с доходов от реализации платных услуг населению, непосредственно связанных с основным видом деятельности, но осуществляемых сверх государственного или муниципального задания.
Для этого бюджетники и ведут раздельный учет поступлений — чтобы разграничить доходы, полученные на целевое финансирование, и прибыль от оказания предпринимательской деятельности.
Весь перечень возможных доходов четко пропишите в учетной политике и внутренних нормативных актах. Все поступления и расходы по платным услугам необходимо распределить в соответствующем разделе плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. В составе такой доходности учитывают:
- доходы от предпринимательской деятельности (дополнительные занятия, кружки, секции в образовательных учреждениях);
- внереализационные доходы (сдача в аренду имущества, дивиденды, стоимость ТМЦ и имущества, переданного в учреждение безвозмездно).
Штраф за неподачу налоговой декларации
В начале этой статьи речь шла о том, что декларацию необходимо подать до 30 апреля. Если водитель не подал декларацию о продаже машины вообще либо не уложился в указанные сроки, то на него будет наложен штраф (налоговый кодекс часть 1):
Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Размер его не меньше 1 000 рублей.
Отмечу, что на практике для заполнения декларации Вам потребуется не более 30-40 минут. Так что не откладывайте эту несложную процедуру.
В завершении данной статьи хочу напомнить, что правила подачи декларации практически ежегодно изменяются. Сегодня была рассмотрена налоговая декларация при продаже автомобиля, подаваемая в 2022 году. Возможно, в последующие годы форма декларации претерпит изменения и порядок оформления будет иным. Так что если Вы читаете эту статью после 2022 года и заметили в ней несоответствия, обязательно напишите об этом ниже в комментариях.
Удачи на дорогах!
Проверка базы 1С на ошибки
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Особенности для бюджетников
Бюджетные учреждения и некоммерческие организации должны платить налог на прибыль и отчитываться перед территориальными ИФНС наравне с предприятиями коммерческой сферы. Объектом налогообложения является налог на прибыль, а прибылью — итоговая разница между поступлениями и издержками (гл. 25 НК РФ). Для бюджетных учреждений и НКО прибылью является только доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли.
Это пропишите в учетной политике, равно как и порядок расчета налога на прибыль.
Не все поступления денежных средств бюджетного учреждения входят в налогооблагаемую базу. Основой финансирования БУ являются субсидии, выделяемые из бюджета, они не облагаются налогом на прибыль. Налог взимается только с доходов от реализации платных услуг населению, непосредственно связанных с основным видом деятельности, но осуществляемых сверх государственного или муниципального задания.
Для этого бюджетники и ведут раздельный учет поступлений — чтобы разграничить доходы, полученные на целевое финансирование, и прибыль от оказания предпринимательской деятельности.
Весь перечень возможных доходов четко пропишите в учетной политике и внутренних нормативных актах. Все поступления и расходы по платным услугам необходимо распределить в соответствующем разделе плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. В составе такой доходности учитывают:
- доходы от предпринимательской деятельности (дополнительные занятия, кружки, секции в образовательных учреждениях);
- внереализационные доходы (сдача в аренду имущества, дивиденды, стоимость ТМЦ и имущества, переданного в учреждение безвозмездно).
Декларация по форме КНД 1151006 предоставляется в территориальную налоговую инспекцию учреждениями, которые непосредственно платят налог в бюджет.
Перечень всех налогоплательщиков приведен в статье 246 Налогового кодекса РФ. Вот кто сдает налоговую декларацию по прибыли в 2022 году:
- отечественные предприятия, компании и производства, находящиеся на общей системе налогообложения;
- иностранные компании, ведущие деятельность и получающие прибыль от источников, расположенных в России;
- организации — участники консолидированной группы налогоплательщиков, которые признаются налогоплательщиками налога на прибыль по этой консолидированной группе;
- налоговые агенты (п. 1 ст. 289 НК РФ).
Какие доходы может получать фирма
Все доходы условно можно поделить на два типа:
- от реализации
- внереализационные
Состав данных групп представлен в таблице 1.
От реализации (ст. 249 НК) | Внереализационные (ст. 250 НК) |
собственных товаров | от долевого участия |
приобретенных товаров | положительная (отрицательная) курсовая разница |
произведенных работ или оказанных услуг | возмещение убытка и ущерба |
имущественных прав | аренда |
проценты по договорам | |
безвозмездно полученные | |
прошлых лет | |
от участия в простом товариществе и т.д. |
Особенности для бюджетников
Бюджетные учреждения и некоммерческие организации должны платить налог на прибыль и отчитываться перед территориальными ИФНС наравне с предприятиями коммерческой сферы. Объектом налогообложения является налог на прибыль, а прибылью — итоговая разница между поступлениями и издержками (гл. 25 НК РФ). Для бюджетных учреждений и НКО прибылью является только доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. Это пропишите в учетной политике, равно как и порядок расчета налога на прибыль.
Не все поступления денежных средств бюджетного учреждения входят в налогооблагаемую базу. Основой финансирования БУ являются субсидии, выделяемые из бюджета, они не облагаются налогом на прибыль. Налог взимается только с доходов от реализации платных услуг населению, непосредственно связанных с основным видом деятельности, но осуществляемых сверх государственного или муниципального задания. Для этого бюджетники и ведут раздельный учет поступлений — чтобы разграничить доходы, полученные на целевое финансирование, и прибыль от оказания предпринимательской деятельности.
Весь перечень возможных доходов четко пропишите в учетной политике и внутренних нормативных актах. Все поступления и расходы по платным услугам необходимо распределить в соответствующем разделе плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. В составе такой доходности учитывают:
- доходы от предпринимательской деятельности (дополнительные занятия, кружки, секции в образовательных учреждениях);
- внереализационные доходы (сдача в аренду имущества, дивиденды, стоимость ТМЦ и имущества, переданных в учреждение безвозмездно).
Ставки для бюджетников аналогичны компаниям из коммерческой и некоммерческой сферы. Бюджетные учреждения отчисляют в казну 20 % (3 % — в федеральный и 17 % — в региональный бюджеты) или оформляют льготную ставку в 0 %.