Тюнинг авто по закону: что можно и что нельзя менять в своей машине
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тюнинг авто по закону: что можно и что нельзя менять в своей машине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автором документа выступило правительство. В пояснительной записке к закону уточняется, что повышение пошлин обеспечит федеральный бюджет дополнительным доходом. Власти оценивают эту сумму в 700 млн руб. ежегодно.
Чем объяснили повышение цен
Услуги испытательных лабораторий по одобрению тюнинга также стоят немало. По словам генерального директора аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» в Москве (занимается в том числе оформлением тюнинга) Юрия Пархоменко, помимо госпошлин, оформление полного пакета экспертных документов в испытательных лабораториях обойдется водителю в 20–30 тыс. руб., установка газобаллонного оборудования вместе с комплектом документов будет стоить 6–7 тыс. руб. А документы на сложный переделанный автомобиль, например под лабораторию на колесах, — 15–40 тыс. руб.
Что касается самих работ, то тут стоимость услуг будет значительно варьироваться.
Внесение переоборудования в ТС и согласование его с ГИБДД
Для того чтобы правильно произвести переоборудование не нарушая законодательство РФ необходимо узаконить все изменения в конструкции и дизайне своего транспортного средства. При этом все действия важно производить в специализированных для этого организациях.
Это делается в несколько этапов:
- Сначала производится техническая экспертиза, предварительно перед внесением изменений. Если вы уже установили оборудование, то его следует снять на время экспертизы.
- После того как техническое заключение будет выдано, можно произвести установку оборудования и другие изменения в конструкции. Но производить это нужно ТОЛЬКО на профессиональных СТО, список которых можно найти в ГАИ вашего города, которые выдадут сертификаты на все установленные детали и элементы конструкции.
- Затем, там же проверяется безопасность изменений в конструкции. Если вы самовольно произведете тюнинг, то любой инспектор вправе вас штрафовать при каждой установке на сумму от 500 рублей.
Лучше всего производить все проверки на территории ГАИ, предварительно подав заявление на внесение изменений в ТС. Обратите внимание, что технические экспертизы и проверки безопасности, это платные процедуры, цена которых разнится в зависимости от региона.
Касается ли это оригинальных аксессуаров?
Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:
Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.
Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.
Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.
Штраф за незарегистрированное переоборудование
Если не провести официальную регистрацию автомобиля после тюнинга, то вам грозит выплата штрафа. В первый раз собственник автомобиля должен оплатить сумму в размере 500 рублей, для юридических лиц 30 000 рублей. За повторное нарушение закона нужно оплатить уже пять тысяч рублей физическому лицу или даже лишиться водительских прав на срок около двух месяцев соответственно. Инспектор выписывает вам документ, по которому вы должны в короткий срок полностью снять все изменения – на данную процедуру дается около 10 дней. Можно не снимать тюнинг, а просто пройти регистрацию, здесь уже каждый выбирает удобный для него способ. Если не последовать предписанию, сотрудник ГИБДД снимает с регистрации машину, и она отправляется на стоянку.
Пошаговая инструкция по внесению изменений в конструкцию машины
Изменить конструкцию машины в 2021 году не просто. С июня 2019 года ввели многоэтапный порядок по оформлению переоборудования ТС. Рассмотрим его:
1. Получаем заключение от испытательной лаборатории
Для проведения предварительной техэкспертизы машину предоставляем в испытательную лабораторию. Она выдаст заключение, можно ли произвести запланированное переоборудование.
В заключении указывают:
• полную информацию об испытательной организации, ее аккредитации;
• номер и дату оформления;
• информацию об автомобиле;
• перечень переделок, планируемых к внесению;
• возможность внесения этих переделок;
• перечень работ, необходимых для переоборудования авто;
• информацию о соответствии машины нормам безопасности после внесенных переделок;
• перечень проверок, которым подвергнут машину после переоборудования.
Разрешение выдается на переделки, о которых вы заявили. Например, если возьмете разрешение только на то, чтобы изменить цвет машины, поставить на нее лебедку вы уже не сможете. Для этого потребуется пройти отдельную процедуру регистрации. Поэтому при внесении нескольких изменений конструкции ТС, укажите их все сразу, чтобы не проходить этапы регистрации несколько раз.
Что такое переоборудование транспортного средства?
Водителя, который решается что-то изменить в своем транспортном средстве, должен четко понимать, какие изменения придется согласовывать в ГИБДД по месту постоянной прописки, а какие можно предпринять самостоятельно. Так, получить разрешение нужно при переоборудовании транспортного средства в следующих аспектах:
- Если автовладелец решил поменять двигатель своего транспортного средства;
- Если собственник автотранспорта захочет поменять его кузов;
- Если владелец транспорного средства захочет поменять какие-то световые приборы (фары, огни и т.д.);
- Если владелец транспорта захочет сменить топливную систему;
Это касается замены/увеличения топливного бака. Так как вместе с его сменой меняются остальные характеристики транспортного средства (а именно масса), то с данным переоборудованием автомобиля необходимо обращаться за разрешением в Госавтоинспекцию.
- Если собственник транспортного средства захочет изменить салон (снять сидения, переставить их дальше, чем предполагает изначальная конструкция);
- Если автовладелец решил намеренно изменить вес транспортного веса с целью изменения скоростных или ходовых характеристик;
- Если изменению подвергаются габариты машины;
Такие переоборудования автомобиля, как изменение бампера, полная тонировка окон называются «тюнингом».
Установка тягово сцепного устройства также квалифицируется, как «переоборудование автомобиля» и требует получения разрешения в ГИБДД.
За какой тюнинг аннулируют регистрацию автомобиля
Машину снимут с учета, если водитель не устранил изменения в конструкции или не зарегистрировал их. Это касается внешнего вида, мощности и вида топлива, на котором машина едет. Это прописано в п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации транспортных средств.
Например, по ПТС машина — Лада Веста синего цвета с двигателем 1,6 л, а по факту — красная «Веста пикап» с пятилитровым двигателем от BMW. Или хозяин ставит огромный динамик и газовый баллон, которые закрывают обзор заднего окна.
На месте номера снимать не будут, но снимут машину с учета. Вот как это происходит на практике:
Александр Торвард, автоюрист «Дорогахелп»
Если инспектор остановил машину и объяснил причину остановки тем, что на автомобиле стоят нестандартные конструкции типа лебедки или заниженной подвески, скорее всего, он выпишет штраф. Кроме этого напишет предписание об устранении или регистрации новых механизмов. Информация о предписании попадет в базу ГИБДД. Если за 10 дней водитель ничего не поменяет, регистрацию аннулируют — обяжут сдать СТС и номера.
Понятие и виды переоборудования
Нужно помнить, что не все изменения, внесенные в конструкцию автомобиля, должны быть обязательно оформлены в ГИБДД. Если речь идет о замене стандартных запчастей, владелец машины не обязан уведомлять об этом представителей дорожной инспекции. У каждого автомобиля есть определенная конструкция, параметры которой были разработаны на заводе и использовались во время его изготовления. Все изменения должны вноситься под контролем сотрудников службы ГИБДД, которые имеют полномочия для осуществления технического надзора.
Согласно п.7.18 Приложения к ПДД эксплуатация ТС, конструкция которых была изменена, запрещается, если водитель не успел согласовать эту процедуру в ГИБДД. В этом же пункте приведен перечень условий и неисправностей, при которых запрещено передвигаться на автомобиле.
Где проводится перерегистрация
В комментариях к действующим ПДД подробно указано, что все изменения в конструктив любого транспортного средства должны проводиться в подразделении ГИБДД по месту регистрации автомобиля. Все действия, имеющие отношение к переоборудованию, проводятся под контролем сотрудников подразделения, которые затем проверяют документы и выдают свидетельство, подтверждающее, что автомобиль прошел процедуру. Водителю необязательно проходить процедуру в отделении, где изначально была зарегистрирована его машина.
Также он может сделать это в любом подразделении, которое имеет право проводить технический надзор транспортных средств. Бывают ситуации, когда автомобиль был зарегистрирован в другом регионе, тогда перерегистрация проводится по месту его пребывания. Эти меры указаны в действующих нормативных актах и являются полностью законными, что позволяет автовладельцу переоборудовать свой автомобиль в том городе, где он проживает в настоящее время.
Что относится к изменениям конструкции транспортного средства?
В данном документе к тюнингу относится заключительный пункт 7.18:
7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
После прочтения данного пункта возникает вопрос, что именно относится к изменениям конструкции транспортного средства, за которое можно получить штраф в размере 500 рублей.
Понятие «внесение изменений в конструкцию транспортного средства» приведено в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:
внесение изменений в конструкцию транспортного средства — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;
Данное определение не дает однозначного ответа на вопрос, что именно относится к составным частям и оборудованию, влияющим на безопасность:
«безопасность транспортного средства» — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
Однако в техническом регламенте есть Приложение №9, которое в том числе содержит перечень отдельных (не всех) изменений в конструкцию:
- Замена типа кузова грузового автомобиля.
- Установка дополнительных топливных баков.
- Установка подъемников и лебедок на грузовики.
- Установка специального оборудования.
- Установка и демонтаж ГБО.
- Замена внешних световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных ламп).
- Переоборудование автомобиля для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Все перечисленные выше пункты гарантированно относятся к изменениям конструкции транспортного средства. Если выполнить их самовольно, то можно получить штраф в размере 500 рублей.
Что касается установки прочего оборудования, то остается непонятным, в каких случаях его нужно относить к изменениям конструкции транспортного средства.
Например, установка нестандартных бамперов, изготовленных из другого материала (металлических вместо пластиковых). Очевидно, что такой вариант тюнинга влияет на безопасность автомобиля в случае дорожно-транспортного происшествия.
Штраф за самовольное осуществление изменений
Нелегальное переоборудование машины относится к административным нарушениям, подпадает под статью 12.5 КоАП Российской Федерации, согласно пунктам 2–7 которой предусмотрен штраф за изменение конструкции автомобиля, равный пятистам рублям. Несмотря на столь несуровое наказание за переоснащение, дополнительно к штрафной санкции сотрудник ГИБДД имеет полномочия выписать предписание, в котором обязывает автовладельца устранить неполадку или же осуществить легализацию внесённого изменения конструкции автомобиля. Ответственность за невыполнение предписаний инспектора правоохранительных органов, варьируется в зависимости от сложности «переоборудования»:
- Установка осветительных приборов машины непредназначенного типа подразумевает штраф или лишение водительского удостоверения на период до полугода.
- Монтаж специализированных маячков и мигалок на машину сможет грозить водителю лишением прав на период от одного до полутора лет. Аналогичное наказание предусматривает законодательство и за нанесение графики на машину, свойственной технике оперативных служб.
- «Шашки», идентифицирующие машины, работающие в службе «такси», нанесённые на автомобиль, который не имеет права на таксомоторную деятельность, предопределяет наложение взыскания на автовладельца в размере пяти тысяч рублей.
Если изменения стали причиной дорожно-транспортного происшествия, нарушения доказываются следственными органами, а нелегальное переоборудование рассматривается как отягощающий фактор: ответственность будет определяться с иного ракурса, в зависимости от последствий ДТП.
Штраф за незаконное переоборудование авто
При осуществлении незаконных действий, направленных на изменение конструкционных особенностей автомобиля, предусматривается различный уровень ответственности. Различные уровни ответственности могут включать не только сам факт проведения таких работ, но и факт использования данного транспортного средства.
Можно выделить такие уровни ответственности:
- уголовную (в случае проведения деятельности с нарушением требований закона, повлекшим в последствии к причинению тяжкого ущерба здоровью и жизни людей);
- административную (наложение штрафа согласно, 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Размер штрафа составляет 500 руб.)
В случае незаконной установки осветительных приборов владельцев транспортных средств могут привлечь к уголовной ответственности и привести к ограничению свободы на срок от полугода до одного года. Установленные осветительные приборы будут обязательно конфискованы сотрудниками ГАИ.
Проведение переоборудования грузового автомобиля — это очень важный процесс, к которому нужно подходить с высоким уровнем внимательности. Данный процесс содержит много различных нюансов, поэтому необходимо ознакомится с законодательной базой, регламентирующей реализацию процесса.
При этом, в нем присутствуют значительные преимущества, которые выражаются в возможности осуществления его в индивидуальном характере.
Административная ответственность (штраф)
Административная ответственность за эксплуатацию транспортных средств с незарегистрированными конструктивными изменениями предусмотрена ст. 12.5 КоАП РФ.
Основная часть нарушений попадает на п. 1 данной статьи и предусматривает штраф в размере 500 рублей.
Любители «колхозного ксенона», а равно и других нестандартно функционирующих световых приборов могут лишиться прав от полугода до одного года с конфискацией указанных элементов, согласно п. 3 данной статьи. При грамотной защите в суде возможна переквалификация данного пункта в более щадящий п. 1.
Следует обратить внимание на отсыл в статье 12.5 КоАП на Приложение ПДД: «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Зачастую он включает не только неисправности, но и результат неправильных конструктивных изменений ТС.
Как оформить внесение изменений в конструкцию автомобиля
Регистрация конструктивных изменений ТС осуществляется в несколько этапов:
- Для начала потребуется провести предварительную экспертизу, результатом которой станет заключение о возможности или невозможности установки требуемых элементов. Данный документ может выдать только аккредитованная организация. Список таких организаций находится на сайте ЕЭК (Единой Экономической Комиссии).
- Получив на руки заключение предварительной технической экспертизы автовладелец обращается с заявлением в ГИБДД. Транспортное средство на момент обращения должно стоять на учете в госавтоинспекции.
- Осуществить переоборудование автомобиля. В зависимости от формулировки в заключении переоборудование осуществляется в сертифицированном на проведение подобных работ сервисе, либо, если экспертиза это допускает, самостоятельно.
- Проведение техосмотра на ПТО и составление диагностической карты.
- Составление протокола технической экспертизы после внесения конструктивных изменений. Осуществляется той же организацией которая выдала предварительное заключение.
- Получение свидетельства в ГИБДД. После всех этапов на основании поданных документов выдается свидетельство о регистрации транспортного средства с оформленными изменениями.
Внесение переоборудования в ТС и согласование его с ГИБДД
Для того чтобы правильно произвести переоборудование не нарушая законодательство РФ необходимо узаконить все изменения в конструкции и дизайне своего транспортного средства. При этом все действия важно производить в специализированных для этого организациях.
Это делается в несколько этапов:
- Сначала производится техническая экспертиза, предварительно перед внесением изменений. Если вы уже установили оборудование, то его следует снять на время экспертизы.
- После того как техническое заключение будет выдано, можно произвести установку оборудования и другие изменения в конструкции. Но производить это нужно ТОЛЬКО на профессиональных СТО, список которых можно найти в ГАИ вашего города, которые выдадут сертификаты на все установленные детали и элементы конструкции.
- Затем, там же проверяется безопасность изменений в конструкции. Если вы самовольно произведете тюнинг, то любой инспектор вправе вас штрафовать при каждой установке на сумму от 500 рублей.
Лучше всего производить все проверки на территории ГАИ, предварительно подав заявление на внесение изменений в ТС. Обратите внимание, что технические экспертизы и проверки безопасности, это платные процедуры, цена которых разнится в зависимости от региона.