Страхование ответственности перевозчика и страхование груза: в чём различия?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страхование ответственности перевозчика и страхование груза: в чём различия?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страхование профессиональной ответственности таможенного перевозчика предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, занимающиеся перевозкой грузов под таможенным контролем.
Срок действия — от 3 месяцев до 3 лет.

AO «АльфаСтрахование» разработало страховую программу по защите интересов перевозчиков и экспедиторов от правомерных претензий, заявленных Страхователю на основании:

  • Устава автомобильного транспорта РФ;
  • положений международных правовых договоров и Конвенций в области перевозок грузов и оказания экспедиторских услуг CMR/КДПГ, FIATA;
  • требований национального законодательства в области перевозок грузов, оказания экспедиторских услуг государства, на территории которого оказываются данные услуги или юрисдикция которого применяется при урегулировании претензий, предъявляемых Страхователю в связи с наступлением страхового случая;
  • условий любого другого договора, предварительно одобренного Страховщиком.

Воздушный кодекс России от 1997 г. предусматривает определение размера ответственности авиаперевозчика по предписаниям ГК РФ, если в страховом полисе не стоит другая сумма.

Также транспортная авиакомпания отвечает за сохранность грузовых отправлений, багажа, вещей, которые находятся при пассажире. Любой желающий может сдать багаж, заранее указав его цену, – тогда размер компенсации будет соответствовать заявленной им стоимости.

Если пассажир этого не сделал, то компенсация будет равняться стоимости багажа, но при этом максимальная цена за 1 кг будет не более 2-х МРОТ.

Возмещение за ручную кладь тоже зависит от стоимости, но если установить ее ценность не представляется возможным, выплачивается компенсация, не превышающая 10 МРОТ.

С компании-авиаперевозчика может быть снята ответственность по возмещению убытка, если она представит доказательства того, что сделала все, что необходимо для предотвращения страхового события, или что никакие действия не смогли бы предотвратить его наступление.

Также страхователь должен доказать, что имущество было утрачено или застраховано не в течение авиаперевозки, а в другое время.

Согласно Кодексу, авиаперевозчик вправе повысить лимит своей ответственности, для этого требуется заключение соглашения с отправителем груза, его получателем либо пассажирами конкретного рейса.

Обязательное страхование ответственности перевозчика предусматривает установление размера для каждого пассажира в 1000 и более МРОТ. Такая сумма выплачивается, если человек погиб или травмирован.

Что же касается компенсации за утраченное имущество, то минимальная сумма зависит от лимита ответственности авиаперевозчика.

Страхование грузов это вид имущественного страхования, рекомендуемый компанией «Лоу Кост Перевозки». Страхование каждой партии перевозимого груза приближает шанс выплаты к максимуму в связи с тем, что страхуется Нами непосредственно груз, а отправитель/получатель груза указывается в договоре страхования, как выгодоприобретатель. При таких условиях страховая компания как показывает практика производит страховые выплаты, прежде всего из расчета: убыток по выплате не превышает убытков от потери объема страхования нашей компании.

При страховании груза имеет место ряд преимуществ:

  • С точки зрения арбитражной практики при страховании грузов усматривается положительная тенденция выплат, основанная на однозначности законодательной базы и нормативно-правовых актов;
  • Документооборот при страховании грузов прост и легко оформляем;
  • Выплаты производятся в минимальные сроки которые как правило оговариваются в договоре страхования;
  • Выплаты производятся по заявленной стоимости груза.

Стоит сказать несколько слов о «Генеральном договоре», который страховые компании старательно предлагают потребителю. С чем это связано? Ни для кого не секрет что любой страховой компании выгодно создать такие условия, при которых при наступлении страхового случая в выплате страхового возмещения будет отказано со ссылкой на пункт договора страхования. Так вот «Генеральный договор» это как раз такой продукт. По условиям «Генерального договора» почти у всех страховых компаний оговаривается порядок и сроки предоставления сопроводительной документации на груз. При этом отправитель должен предоставить всю документацию перед отправлением груза, далее на эту документацию должны быть проставлены печати и подписи ответственных лиц. Только при соблюдении данных условий Вы можете считать свой груз застрахованным. А что же делать, если груз нужно отправить срочно или есть необходимость отправки в ночное время? Ответ прост. Ваш «генеральный договор» страхования не будет иметь никакой юридической силы. Мы советуем Вам страховать каждый отдельный случай перевозки.

Нельзя не упомянуть о документации запрашиваемой страховыми компаниями при наступлении страхового случая:

  • Заявление страхователя (подается после наступления страхового случая);
  • Заявление выгодоприобретателя (подается после наступления страхового случая);
  • Страховые документы (страховой полис с приложениями, квитанции об оплате страховой премии), как правило оригиналы;
  • Товарно-транспортная накладная;
  • Оригиналы договоров перевозки и экспедиции, заявок на перевозку грузов;
  • Оригиналы претензионных документов (правоустанавливающие документы на груз, документы, подтверждающие размер причиненного ущерба);
  • Акты, составленные при разгрузке;
  • Путевой лист;
  • Доверенность на перевозку груза;
  • Справки из ГИБДД если имело место ДТП.

Убытки возмещаются страховщиком согласно страховой сумме, которая отражена в тесте сделки.

Если сумма не достаточна для покрытия убытков, разница может быть возмещена страхователем/застрахованным лицом на добровольной основе или взыскана по исковому заявлению через судебное решение.

Читайте также:  Назначение наказания. Условное наказание.

Пострадавший вправе предъявить иск страховщику, который должен выполнить оплату в течение 30 дней при предоставлении страхователем полного пакета необходимых документов.

При нарушении срока выплаты компенсации страховщик должен оплатить штрафы за просроченный период, начисляемые на страховую сумму по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ.

Компания, транспортирующая груз в соответствии с необходимыми требованиями и рекомендациями, за счет процедуры страхования подтверждает свою ответственность как перевозчика, одновременно гарантируя собственную безопасность. Устанавливаемый договором регламент взаимодействия участников обеспечивает качественное исполнение обязательств перевозчиком.

Чем грозит отсутствие договора страхования

Независимо от вида транспорта (кроме метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (кроме метрополитена), ответственность которого не застрахована.

Перевозчик, не исполнивший возложенной на него Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

За несоблюдение требований законодательства налагается административный штраф в размере

  • от 40 000 до 50 000 ₽ для должностных лиц
  • от 500 000 до 1 000 000 ₽ для юридических лиц

Страховое покрытие и отказ в выплатах

Международные перевозки регламентируются согласно Гаагским, Висби и Гамбургским правилам, установленным в разные годы прошлого века.

Данные конвенции дают определения основным понятиям, формулируют условия осуществления морских перевозок из одной страны в другую.

Если груз перевозится несколькими видами транспорта, то ответственность компании-перевозчика определяется по тому из них, во время использования которого наступило страховое событие. В иных ситуациях для определения ответственности применяются дополнительные условия международных конвенций.

Согласно международным конвенциям, страховое покрытие распространяется на следующие риски:

  • материальный или телесный ущерб, причиненный людям, это могут быть члены экипажа, пассажиры, портовые рабочие;
  • убытки, понесенные в результате гибели корабля, не вызванной столкновением (входит в полис каско);
  • повреждение судна во время буксировки;
  • участие корабля в общей аварии (кроме рисков, покрываемых полисом каско);
  • непредвиденные расходы в связи со спасением людей (например, при вынужденном отклонении корабля от курса);
  • дополнительные траты из-за введенного в стране карантина;
  • расходы на юридические услуги;
  • штраф, наложенный на корабль в порту.

Международные конвенции предусматривают и целый ряд исключений, при наличии которых не выплачивается компенсация:

  • умышленное действие, направленное на получение возмещения;
  • перевозка запрещенного груза;
  • убытки, которые возникли в период нахождения команды на корабле;
  • ущерб в результате эксплуатации автотранспортных средств;
  • иск от владельца грузового отправления;
  • военная ситуация в стране, прочие риски, которые могут покрываться только специальным страховым договором.

Покрытие ответственности владельцев водных судов чаще всего берут на себя так называемые клубы взаимного страхования (они обозначаются аббревиатурой P&I – в переводе «защита и возмещение»).

Здесь страхуется ответственность собственников кораблей, фрахтователей и прочих лиц, эксплуатирующих крупные суда для транспортировочной деятельности. В список покрываемых ими рисков входит также загрязнение атмосферы и окружающей среды.

Сейчас подобных пулов насчитывается примерно 70. Они в основном сосредоточены в США, скандинавских странах, Великобритании. Все они являются участниками международной группы. При возникновении необходимости выплатить крупное по размеру возмещение они получают помощь.

Клубы P&I предлагают покрытие на следующие виды рисков:

  • порча или утрата грузового отправления,
  • травма, увечье человека,
  • повреждение судна плавающим или неподвижным объектом, в т. ч. из-за столкновение,
  • перемещение корабля после страхового случая,
  • наличие претензий у команды корабля,
  • невыплата возмещения, когда страховым случаем является общая авария,
  • наложение штрафа,
  • незапланированные траты: карантин, судебное разбирательство, буксировка и другие.

Для получения компенсации владелец судна должен представить свой аварийный сертификат вместе с документами, подтверждающими факт нанесения ущерба и его размер (актом экспертизы и другими).

Транспортные перевозки – это деятельность, которая всегда связана с множеством рисков, и отвечать за них придется владельцу компании. Для защиты своей ответственности всем перевозчикам стоит воспользоваться услугами страховой компании и заручиться поддержкой с ее стороны на случай непредвиденных обстоятельств.

Страхование ответственности перевозчика: виды, общие понятия

Этот страховой продукт условно классифицируется по типам средств, которые используются в для транспортировки каждом конкретном случае:

  • автомобильный,
  • водный,
  • воздушный,
  • железнодорожный.

Также классификацию проводят по категориям людей, которые могут понести убытки в результате работы транспортной компании.

Поэтому полисы могут покрывать следующие риски:

  • вред здоровью человека, смерть,
  • поврежденный багаж,
  • утеря, неверная отправка груза, его порча,
  • разные виды ущерба, причиненного посторонним (тем, кто не является пассажиром, и тем, кто не сотрудничает с компанией-перевозчиком).

Страхование ответственности компании экспедитора – это подвид гражданской ответственности. Имеет такие особенности:

  1. Направлено на защиту имущественных интересов страхователя при наступлении страхового случая.
  2. Объектами страхования становятся жизнь и здоровье людей, сохранность груза.
  3. Страхование ответственности осуществляется при заключении генерального договора.
  4. Услугами страхования ответственности пользуются транспортные, экспедиционные и логистические компании.
  5. Страховка покрывает возможный ущерб, возникший по любой причине (включая случайную ошибку сотрудников).
  6. Страховые риски: повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед другими людьми, компенсацию дополнительных расходов;
  7. Гражданская ответственность экспедитора наступает при мошеннических или других умышленных действиях, выполнении обязанностей в алкогольном или наркотическом опьянении, отказе выполнять доставку груза.
  8. Договор может сочетать два отдельных вида: страхование ответственности и страховка груза самим экспедитором.

Базовые страховые тарифы:

Базовые годовые страховые тарифы для одного транспортного средства, евро

Количество
транспортных
средств (m)

Лимит ответственности на один страховой случай, евро

15 000

25 000

50 000

100 000

200 000

230 000

260 000

300 000

1-3

236

263

305

347

388

395

402

412

4-5

225

251

291

331

370

377

384

394

6-10

216

242

280

318

356

363

369

378

11-20

203

227

263

299

335

341

347

356

21-50

190

213

246

280

313

319

325

333

51-100

177

198

229

261

292

297

302

310

Свыше 100

162

181

210

239

267

272

277

284

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков устанавливает правила, по которым пассажир (независимо от выбранного им вида транспорта и компании перевозчика) вправе рассчитывать на компенсацию ущерба, причиненного его имуществу, жизни и здоровью вследствие несчастного случая во время поездки.

Обязательность данного вида страхования подразумевает неизбежность его для перевозчиков, а потому – отсутствие подобной страховки лишает компанию права на осуществление перевозок, а пассажира – гарантий на получение компенсационных выплат.

Поэтому пассажир может заблаговременно ознакомиться с реквизитами страховщика, а также номером, датой заключения и сроком действия договора страхования, размещенными на сайте, рекламных брошюрах и билетах.

При отсутствии таковой информации в открытом доступе перевозчик обязан предоставлять ее по первому требованию клиента.

Намеренное же сокрытие перевозчиком информации о его страховой компании и порядке действий клиента при наступлении страхового случая должно наводить пассажира на мысль о смене перевозчика.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху — самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.

Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом — единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.

Страхование грузов это вид имущественного страхования, рекомендуемый компанией «Лоу Кост Перевозки». Страхование каждой партии перевозимого груза приближает шанс выплаты к максимуму в связи с тем, что страхуется Нами непосредственно груз, а отправитель/получатель груза указывается в договоре страхования, как выгодоприобретатель. При таких условиях страховая компания как показывает практика производит страховые выплаты, прежде всего из расчета: убыток по выплате не превышает убытков от потери объема страхования нашей компании.

При страховании груза имеет место ряд преимуществ:

  • С точки зрения арбитражной практики при страховании грузов усматривается положительная тенденция выплат, основанная на однозначности законодательной базы и нормативно-правовых актов;
  • Документооборот при страховании грузов прост и легко оформляем;
  • Выплаты производятся в минимальные сроки которые как правило оговариваются в договоре страхования;
  • Выплаты производятся по заявленной стоимости груза.

Стоит сказать несколько слов о «Генеральном договоре», который страховые компании старательно предлагают потребителю. С чем это связано? Ни для кого не секрет что любой страховой компании выгодно создать такие условия, при которых при наступлении страхового случая в выплате страхового возмещения будет отказано со ссылкой на пункт договора страхования. Так вот «Генеральный договор» это как раз такой продукт. По условиям «Генерального договора» почти у всех страховых компаний оговаривается порядок и сроки предоставления сопроводительной документации на груз. При этом отправитель должен предоставить всю документацию перед отправлением груза, далее на эту документацию должны быть проставлены печати и подписи ответственных лиц. Только при соблюдении данных условий Вы можете считать свой груз застрахованным. А что же делать, если груз нужно отправить срочно или есть необходимость отправки в ночное время? Ответ прост. Ваш «генеральный договор» страхования не будет иметь никакой юридической силы. Мы советуем Вам страховать каждый отдельный случай перевозки.

Нельзя не упомянуть о документации запрашиваемой страховыми компаниями при наступлении страхового случая:

  • Заявление страхователя (подается после наступления страхового случая);
  • Заявление выгодоприобретателя (подается после наступления страхового случая);
  • Страховые документы (страховой полис с приложениями, квитанции об оплате страховой премии), как правило оригиналы;
  • Товарно-транспортная накладная;
  • Оригиналы договоров перевозки и экспедиции, заявок на перевозку грузов;
  • Оригиналы претензионных документов (правоустанавливающие документы на груз, документы, подтверждающие размер причиненного ущерба);
  • Акты, составленные при разгрузке;
  • Путевой лист;
  • Доверенность на перевозку груза;
  • Справки из ГИБДД если имело место ДТП.
Читайте также:  Как происходит замена водительского удостоверения в связи с изменением фамилии

Что выбрать: страхование ответственности или груза

Важно знать, что заключение договоров не является обязательным ни для одного из участников перевозок. По российскому законодательству каждый владелец автомобиля должен иметь только полис ОСАГО. Но при наличии большого выбора транспортных компаний и жесткой конкуренции страхование ответственности перевозчика грузов дает больше возможностей привлечь клиентов, обеспечить работой своих сотрудников.

Вопрос предохранения от потери имущества каждый из участников цепочки решает сам. Страхование груза дает перевозчику уверенность в том, что не придется нести материальную ответственность за утрату имущества. Поэтому приветствуется заключение такого договора. Хозяин хочет сохранить товар в целости. Подписывая договор, надеется получить возмещение при возникновении ситуации, когда имуществу будет нанесен ущерб.

Страхование ответственности перевозчика грузов автомобильным транспортом сегодня выполняет важную функцию в бизнесе перемещения товаров и торговли в целом. Способствует выходу на рынок ответственных компаний, достойных доверия клиентов. Бизнесмены и фирмы, собирающиеся перевезти товар, интересуются, имеет ли автотранспортная организация договор страхования ответственности грузов. При наличии такового чувствуют себя увереннее и охотнее сотрудничают.

Страхование ответственности судовладельца

Одна из самостоятельных отраслей страхования – страхование ответственности судовладельца. К объекту страхования относятся обязательства судовладельцев, связанных с причинением вреда:

  • здоровью или жизни членов судового экипажа, пассажиров, грузчиков в порту и прочих лиц;
  • имущество третьих лиц;
  • окружающей территории (разлив нефти и прочее).

К перечню имущества можно отнести:

  • грузы;
  • другие суда;
  • личные вещи пассажиров и членов экипажа;
  • портовые сооружения (портовые краны, причалы, другие).

К страхованию ответственности судовладельца относятся дополнительные страховые риски, связанные:

  • с предъявленными претензиями судовладельцу от компетентных органов (карантинная служба, таможня, портовая администрация);
  • с расходами судовладельца по определению, предупреждению и уменьшению возможного убытка;
  • с особыми видами морских договоров.

Понятие и особенности страхования ответственности перевозчиков

Страхование ответственности перевозчиков относится к отрасли страхования ответственности и базируется на особенностях этой отрасли.

Страхование ответственности — отрасль, объединяющая виды страхования, при которых страховщик обязан произвести страховые выплаты в размере полной или частичной компенсации расходов лица, чья ответственность застрахована в связи с возникшей в соответствии с законодательством (договором) его обязанностью возместить причиненный им в процессе производственной либо иной деятельности либо вследствие нарушения договора вред другим лицам, их имуществу, жизни, здоровью или среде обитания.

Страхование ответственности в отличие от других отраслей имущественного страхования имеет свои особенности.

  • 1. Определение наступления страховых случаев связано с правовыми нормами гражданского законодательства; при этом ответственность наступает как при наличии вины страхователя, так и без наличия его непосредственной вины.
  • 2. Возмещаемые убытки: расходы потерпевшего лица на восстановление его нарушенного права (затраты по снижению убытков, судебные расходы и др.); стоимостная величина потерь от утраты или повреждения имущества; неполученные доходы, которые потерпевшее лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
  • 3. Страховая защита имущественных интересов страхователя осуществляется вследствие причинения вреда в связи не со стихийными природными явлениями, а с непреднамеренными случайными действиями самого страхователя или застрахованного лица.
  • 4. Страховая защита гарантирует возмещение убытков в пределах страховой суммы по договору страхования. При этом потерпевшее лицо может предъявить иск к страхователю или непосредственно страховщику. Часть убытков, не покрытая страховой суммой, должна быть возмещена страхователем (застрахованным лицом) добровольно или через суд.
  • 5. При заключении договора, как правило, неизвестно кому конкретно будет выплачиваться страховое возмещение, не известен выгодоприобретатель; при страховании ответственности перевозчиков известны пассажиры или владельцы груза, но не известны другие лица, которым может быть причинен вред транспортным средством, грузом, доставляемым перевозчиком.
  • 6. Отсутствует традиционное для имущественного страхования понятие страховой стоимости, поэтому страховая сумма определяется либо по соглашению сторон, либо по установленным международными соглашениями лимитам ответственности в денежной оценке на один страховой случай, на один рейс, на 1 кг груза, на договор страхования в целом.

Регрессное требование по ОСГОП

Перед тем как начать разговор о регрессном требовании, следует напомнить, что же это такое. Регрессным называют такое требование страховой компании, которое отменяет выплату компенсации страхователю в ряде случаев. Возмещать ущерб пострадавшей стороне при этом придется самому перевозчику из личных средств. Так, к регрессным требованиям, относящимся к полису ОСГОП, являются:

  • умысел (ситуация, при которой водитель специально совершил дорожное происшествие);
  • состояние алкогольного опьянения;
  • состояние наркотического опьянения (либо управление ТС под действием психоактивных средств);
  • отсутствие прохождения медицинского контроля перед началом рейса;
  • отсутствие прохождения периодического медицинского контроля;
  • отказ от медицинского освидетельствования на факт употребления алкоголя /запрещенных препаратов;
  • отсутствие у водителя водительского удостоверения (отсутствие необходимой категории, временное лишение права управлять транспортными средствами);
  • нарушение перевозчиком трудового режима и режима отдыха водителя (управление водителем ТС в состоянии крайней усталости);
  • выпуск перевозчиком в рейс транспортного средства с техническими повреждениями, при которых его эксплуатация недопустима (например, неисправность тормозной системы);
  • иные случаи, если они предусмотрены законодательно.

Стоит обратить внимание и на то, что на другие виды автомобильного страхования (например, на ОСАГО) также распространяется регрессное требование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *