Брак в христианстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брак в христианстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соблюдение национальных традиций и обычаев даёт понять, что и молодёжи не чуждо чувство приобщения к русской культуре. Ведь каждая свадьба по обычаям включает в себя сватовство, договор между родителями, девичник, обручение и венчание, и как венец – свадебный пир. Даже в современном мире предпочитают соблюдать все национальные ритуалы. Давайте поближе познакомимся со свадебными традициями и обычаями.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений — говорится в Декрете — не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Религиозная клятва или присяга отменяется. Акты гражданскою состояния ведутся исключительно гражданской властью. [29]
Для Эмиля Дюркгейма существенное различие заключается в том, что религиозные обряды являются обязательными вместе с религиозным обществом или церковью, тогда как магические обряды — дело выбора. Индивид, который терпит неудачу, с религиозной точки зрения виновен в неправильном образе действий ( несет вину за то, что поступает не так, как надо), в то время как тот, кто не соблюдает магических предписаний или способов достижения удачи, тот просто действует глупо. Это различение имеет большое теоретическое значение. Но применять его в изучении обрядов простого общества трудно. [24]
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный)
Закон не содержит определение понятия брака. Анализ норм СК РФ, регулирующих условия и порядок заключения брака, а также его правовые последствия, позволяет выявить основные признаки брака, на основании которых брак можно определить как добровольный и равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью создания семьи при соблюдении условий и порядка, установленных законом, и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Под формой брака понимается установленный законом способ его заключения. Законной формой брака в России является заключение брака путем его государственной регистрации в органах загса. Государственная регистрация заключения брака имеет правоустанавливающее значение: с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов. Государственная регистрация заключения брака имеет и доказательственное значение: на основании произведенной актовой записи о заключении брака супругам выдается свидетельство о заключении брака и производится соответствующая отметка в их паспортах, удостоверяющие факт состояния данных лиц в законном браке. Фактический брак, то есть совместная жизнь мужчины и женщины без регистрации брака в установленном законом порядке, является личным делом каждого из них и в настоящее время не влечет никаких правовых последствий, основанных на нормах семейного права.
На последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 29 ноября – 2 декабря 2017 года, был принят документ о канонических аспектах церковного брака. Какие изменения были внесены в принятый документ и как поменялась позиция Церкви по отношению к церковному браку, объясняет управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, прежде всего, хотелось бы прояснить для наших читателей смысл самого понятия «церковный брак». Что называют церковным браком?
– Церковным браком, или венчанием, называется Таинство, которое совершается священнослужителем над мужчиной и женщиной, выявившими желание о заключении такого союза и выразившими соответствующие наме—рения перед Церковью и священником.
– Обязательно ли перед совершением церковного брака регистрировать гражданский? В каких случаях Церковь венчает без государственной регистрации?
– Государственная регистрация обязательна для совершения церковного Таинства.
Только в самых редких случаях, по благословению епархиального архиерея, возможны исключения из правил: неизлечимая болезнь одного из супругов, ведущая к возможной скорой кончине, подтвержденная документально, участие в военных действиях и других операциях, связанных с риском для жизни и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна.
В самом экстренном случае, когда нет времени на обращение к архиерею, священник может сам на месте приять решение о венчании с последующим докладом епископу о всех особенностях и обстоятельствах данного конкретного случая.
II. Признание церковного брака недействительным
Освящение брака, совершенное по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (например, при наличии установленных церковным законодательством препятствий) может быть епархиальным архиереем признано недействительным.
Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть преодолены благословением архиерея (см. пункт в перечня выше), или при недостижении одним из венчанных брачного возраста при условии, что ко времени обнаружения данного обстоятельства брачный возраст был уже достигнут или если в таком браке родился ребенок.
В тех случаях, когда супруги, находящиеся в зарегистрированном браке, принимают православие через таинство Крещения или через чин присоединения, их брак может быть венчан, если к тому нет канонических препятствий.
Церковный брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и при этом была не известна другой стороне, а также если она не обуславливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна»2.
В отношении православных христиан, состоящих в зарегистрированном браке, не освященном таинством, священнослужителям следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28–29 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака.
Четвертый брак Церковь официально запрещала, памятуя, что Григорий Богослов называл его «свинским житием». Но на практике и знатные особы, и простые подданные игнорировали этот запрет. Так, сохранились записи астраханского епископа от 1741 года, в которых он описывает своё следствие в отношении донских казаков, переселившихся в Царицын. «Среди них, – писал епископ, – многие состояли в беззаконных браках. Одни одновременно имели по две жены, другие – состояли в четвертом браке».
Впрочем, практика показывает, что священнослужители нередко закрывали глаза на «свинское житие». Если для священников Сибири установить статус переселенцев действительно было сложно (многие переходили с одного места на другое, предоставляя ложные сведения), то у духовенства Центральной России подобной проблемы не возникало. Возникает мысль о пособничестве священника, когда всплывает такой пример. В с. Мценское Орловской губернии в 1757 году женщина обвенчалась повторно при живом муже в той же церкви, где выходила замуж в первый раз. И обряд проводил тот же священник.
Что касательно второбрачия, то ссылаясь на 87-е правило Василия Великого: «Вторы́й брак есть врачество́ проти́ву блуда́, а не напутствие сластолюбию». Русская православная церковь допускает второй и третий брак. Однако, и второй, и третий брак совершаются не по торжественному чину, а, скорее, покаянному[источник не указан 2983 дня
].
В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано:
на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние. |
Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Четвёртый и последующие не благословляются вообще[25].
Если мы говорим о России, то ответ однозначный: нет. Согласно семейному кодексу, брак предполагает совместное проживание, ведение общего хозяйства. Но главным условием, при котором брак имеет юридическую силу в любой правовой системе, является его заключение в установленном законом порядке и в надлежащей форме, другими словами, брак должен быть зарегистрирован. Во время же религиозного обряда регистрация не осуществляется. Это, по сути, договор, который необходим, прежде всего, для упрощения различных юридических действий: признания отцовства, вступления в наследство умершего супруга, раздела совместно нажитого имущества при разводе.
Поэтому так важна запись о заключении брака между двумя лицами с точки зрения государства. Для его регистрации необходимо личное присутствие будущих супругов, которые подают необходимые для этого документы. Причем документы иностранных граждан обязательно должны быть заверены нотариусом.
Наказание за прелюбодеяние
Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.
Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.
Важно! Мера епитимии (церковного наказания) устанавливается в зависимости от состояния совершившего грех человека
- Народ весьма порицает всякое проявление неверности, поэтому прелюбодей будет ощущать неприятные разговоры на стороне.
- Впавшие в блуд не могут причащаться, пока не понесут покаяние.
- Наказание происходит от собственной совести, которая не дает забыть грех долгое время. Очищение приходит только после уничтожения памяти об этом событии.
- Последствием греха прелюбодеяния являются страдания, рождающиеся после узнавания об измене. Супругам приходится добиваться развода, потому что сохранить брак еще сложнее.
- Любой блудный грех закрывает душе ворота в Небесную обитель.
- Прелюбодеи понесут «вторую смерть в адском озере, преисполненном огня и серы.
- В Новом Завете тела каждого человека становятся членами Христова тела, поэтому согрешивший наносит бесчестие Сыну Божьему и расторгает первозданное единство. Потеряв священную опору, человек отдается во власть чудовищных демонов.
- Блуд и прелюбодеяние сооружают метафизическую стену, через которую тяжело просачиваются молитвы и прощения. Если не проводит соответствующих мер по исцелению души, есть вероятность отпасть от Церкви и Бога навсегда.
- От прелюбодея отстраняются, отворачиваются. Его считают предметом позора и презрения, он приносит печаль своим родителям и является предметом нелестных отзывов.
- Грех прелюбодеяния в православии способен разрушать не только физическую, но и духовную оболочку. Они аннулируют законы морали, которые имеют независимость от воли человеческой.
На заметку! Святой Василий, рассуждая о супружеской измене, не делал различий между прелюбодеяниями со стороны жены и мужа. В обоих случаях грехи становились смертными и требовали полного покаяния.
Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.
Неустроенность жизненная толкает на грех блуда
Давайте поговорим о кресте женского одиночества. В чем его смысл? Что это, благословение Божие, наказание Божие, какой то особый Промысл Божий? Как женщине правильно вести себя в этом состоянии?
Сегодня множество женщин стоит перед выбором, как найти достойного жениха или что делать, если муж ушел, и семья осталась разбитой. Одно дело — овдоветь лет в пятьдесят-шестьдесят, а другое — стать поневоле вдовицей лет в двадцать-тридцать, одной воспитывать детей.
Жизненная неустроенность, желание иметь рядом крепкое мужское плечо часто толкает женщину на всякого рода грехи, одним из которых является блудное сожительство. Нас учат, что нет в этом ничего страшного — живи, с кем хочешь, как хочешь, это твое личное дело, устраивай жизнь по собственному разумению. Замалчивается то, чему учит святая Церковь, — что сожительство, которое не зарегистрировано ни государством, ни Церковью, есть блуд и мерзость пред Господом. Бедные женщины, стараясь заглушить пустоту, преодолеть трудности, которые перед ними встают, идут на этот грех, чтобы хоть как-то утешить себя и найти мужское плечо, обрести помощь для себя и своих детей, не понимая, что только усугубляют тяжесть своего состояния, что, пребывая в этом страшном грехе, вызывают гнев, раздражение Божие. Вместо того, чтобы смиренно склониться и жить в чистоте, ждать, когда Господь проявит Свою волю, они идут по более легкому пути.
Как проходит Таинство Венчание
Заключение церковного брака происходит в церкви. Церемония состоит из обручения, венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. Обряд венчания проводят священник и дьякон. Вся церемония длится минут сорок. Во время Таинства Венчания молодым присаживаться не разрешается.
Во время венчания священник вручает молодой паре зажженные свечи. Свечи — это символ радости и тепла. После надевает кольца, трижды, начиная с жениха. Одно кольцо — золотым, а второе — серебряное. Золотое кольцо символизирует солнце, ему уподобляется муж, а серебряное — луну, сияние луны отражает солнце, оно для жены. После троекратного обмена серебряное кольцо достается мужу, а золотое — жене, как символ верности. После обручения священник спрашивает у молодых, добровольно ли они вступают в брак и не обещаны ли они другим. Читает молитву, прося благословения у Бога для супружеской пары. После чего на головы молодых возлагают венцы, как символ венца Царя Небесного (богато украшенные короны). Священник троекратно произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» и читает отрывок из Евангелие, как Господь благословляет брак в Кане Галилейской. Затем подают чашу с вином (как символ жизненной радости и скорби, которые супруги делят до конца своих дней). Молодые в три приема выпивают вино. Священник соединяет их руки и проводит вокруг аналоя трижды, под пение молитв (круг символизирует вечность, а следование супругов за священником — служение Церкви). По завершению Таинства Венчания священник подводит молодых к Царским вратам алтаря и произносит им слова назидания.
Родные и близкие люди молодых поздравляют христианскую семью.
О гражданских, зарегистрированных, венчанных и невенчанных браках и о разводе
А блуд, согласно христианскому вероучению, — один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом. — Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой? — На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, — после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак — честен, и ложе — нескверно…. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.
Когда мы совершаем браковенчание, мы читаем о том, как Господь Иисус Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую. Эти люди были венчаны? Нет! Но мы читаем в Евангелии, что Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую, а не на блуд в Кану Галилейскую… Если брак не венчан — это всё равно брак. Что такое брак? Где один мужчина живёт с одной женщиной, рожает с ней детей, считает её своей женой. Почему-то они не венчаны: то ли они неверующие, то ли один из них неверующий. Но они живут вместе, вместе строят своё гнездо, вместе терпят радости и горести. Да какие же они блудники? Это невенчанный брак. Гражданский брак, как раз в правильных терминах — это расписанный брак, который не имеет венчания. А в современном понимании гражданский брак — это сожительство. Вот блудное сожительство без взаимных обещаний — это преступление. В основном, против женщины.
1. Церковь запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Этот постулат является непререкаемым; и до тех пор, пока мужчина и женщина не связали себя узами брака, их сексуальные отношения (если таковые будут) считаются блудом.
2. Церковью строго запрещает анальный секс (раньше этот грех назывался — женонеистовство). Подобное сексуальное соитие Церковью признается как противоестественное.
3. Церковь, естественно, отрицательно относится к совместному развратному разжиганию супругов — просмотр порнографии, участие в оргиях и т. п.
4. Церковь строго запрещает уклонение от интимной жизни против воли одного из супругов. Это запрещено апостольским правилом Апостольского Собора 51 года. Простыми словами: если жена хочет секса, муж не имеет права ей отказать. Если он ей отказывает, то за этот грех Церковь наказывает его отлучением от Святого причастия до полного исправления (кстати, священнослужителя за подобный грех лишают сана). Это касается в том числе и постных дней. Уклоняться от интимной жизни против воли одного из супругов даже в пост — тяжкий грех.
Есть определенные дни, когда православным нельзя вступать в интимную близость. Но сразу скажу, что супружеский пост возможен только по обоюдному согласию. Об этом прямо пишет в послании апостол Павел.
Интимные отношения или секс
В Библии нет понятия секс, но Святое Писание уделяет много внимания интимной жизни верующих. Связь между мужчиной и женщиной испокон веков является предметом вожделений и открытой дверью для искушения.
Секс во все времена ассоциируется с развращенностью, которая была известна от начала веков. За развратные действия, гомосексуализм и извращения Бог сжег огнем города Содом и Гоморру, не найдя в них праведников. С понятием секса связано оральное и анальное совокупление, которое православие относит к извращениям согласно Библии.
Чтобы уберечь верующих от греха блуда, Бог в 18 главе книги Левит из Ветхого Завета по пунктам расписал, с кем можно вступать в половую связь.
Представьте себе, Сам Великий Творец уделяет большое внимание близким, половым связям, благословляя интимную жизнь в браке.
Можно ли развенчаться?
Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.
Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.
Женщина в книге Песнь Песней
Теперь мы посмотрим на женщин, и на их ожидания от их любимых мужей.
В книге Песня Песней 1:1, 3, 12, 2:6, 8:3 написано: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя! Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня». Жене очень нравятся ласки, объятия, прикосновения и поцелуи.
В книге Песня Песней 2:8-14 мы читаем: «Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам. Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку. Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! Покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно». Жена обращает внимание не только на голос возлюбленного, но ей важны все детали. Она хорошо помнит каждое приятное слово, когда её называют и возлюбленной, и прекрасной, и голубицей. Ей приятно, когда с ней говорят о зиме, о дожде, о цветах, о птицах, о деревьях, ей это очень важно.
В книге Песня Песней 5:2: «Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот, голос моего возлюбленного, который стучится: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! Потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои — ночною влагою». Жена тоже не только слышит голос возлюбленного, но замечает все, что он говорит. Ей важно то, как он говорит «потому что голос твой сладок и лице твое приятно» (2:14), но еще более важно то, что он говорит. Жена ценит и помнит каждое слово. Также, когда мы пишем нашим женам небольшие открытки или стихи, они могут их хранить всю жизнь, как большую ценность.
В книге Песня Песней 7:12-13 написано: «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе». Мы можем обратить внимание, как жене нравится, когда они с мужем вместе что-то делают: «выйдем в поле», «побудем в селах», «пойдем в виноградники», «посмотрим», и «там я окажу ласки мои тебе». Ей нравится, когда муж находит время лично для нее, и она любит проводить с ним время.
В книге Песня Песней 1:15, 5:16 мы читаем: «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! Уста его — сладость, и весь он — любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!» Жене очень важно внимательное и хорошее отношение к ней. Только добрые, сладкие и дружеские слова вдохновляют жену к близким отношениям.
В книге Песня Песней 1:2, 1:12: «От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя». Женщина тоже ценит благовония и приятные запахи.
В книге Песня Песней 5:15: «Голени его — мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры». Женщина более обращает внимания на стиль поведения мужчины «величествен», чем на разные физические детали.
Подытожив, можно сказать, что женщина «любит словами». Жене нравится то, что говорит её любимый муж, и она ловит каждое его слово. Ей нравится его хорошее и внимательное отношение к ней. Она любит вместе с ним проводить время. Ей нравятся ласки, объятия, прикосновения и поцелуи. Ей очень важен стиль поведения мужа и то, на что он готов ради нее.
В послании Филиппийцам 2:1-4 написано: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Бог подарил нам друг друга, и Он хочет, чтобы мы лучше научились любить наших любимых, заботиться о них, и делать их более счастливыми.