Не верь, не бойся и вноси. Налоги для физических лиц в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не верь, не бойся и вноси. Налоги для физических лиц в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
- Если вы получаете доходы, отчисления с которых не платит работодатель, вам надо задекларировать эти поступления до 30 апреля и заплатить налог до 15 июля.
- Прежде чем декларировать доходы, проверьте, нужно ли это делать и подлежат ли они налогообложению. В законах есть много поблажек.
- Если у вас в собственности есть жильё, машина или земля, вам надо платить имущественные налоги. Сделать это нужно до 1 декабря.
- Государство предусмотрело много льгот по имущественным налогам. Проверьте, не входите ли вы в список тех, кому облегчили бремя. Если да, следует уведомить об этом ФНС.
- Если не платить налоги, в итоге можно отдать гораздо больше денег, чем вы «сэкономили».
Правила установления налоговых ставок:
- налоговую ставку устанавливают в размере 13% в случае, если другое не установлено иными положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации;
- налоговую ставку устанавливают в размере 35% по отношению к следующим доходам:
- стоимости абсолютно любых выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и иных мероприятиях с целью рекламы товарной продукции, работ и услуг, по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (пункт 28 статьи 217);
- доходов в % по банковским вкладам по части превышения суммы, исчисленной исходя из актуальной ставки рефинансирования Центрального Банка России, на протяжении периода, за который начислены % по вкладам в рублях (кроме срочных пенсионных вкладов, которые внесены на срок не меньше 6 месяцев) и 9% годовых по валютным вкладам;
- суммы экономии на % в случае получения налогоплательщиком заемных средств по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (9% годовых по валютным вкладам);
- налоговую ставку устанавливают в размере 30% по отношению ко всем доходам, получаемым физ. лицами, которые не являются налоговыми резидентами России, кроме доходов, полученных в качестве дивидендов от долевого участия в деятельности местных предприятий, по отношению к которым налоговая ставка устанавливается на уровне 15%;
- налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам от долевого участия в работе учреждений, полученных в качестве дивидендов физ. лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
- налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам в качестве процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007-го г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основе покупки ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007-го г.
Сумма налога при установлении налоговой базы рассчитывается в качестве соответствующей налоговой ставки %-ной доли налоговой базы.
Устранение двойного налогообложения
Если налогоплательщик, являющийся налоговым резидентом России, фактически уплатил суммы налога с доходов, полученных за пределами российского государства согласно законодательству иных государств, тогда они не засчитываются при уплате налога в России, если другое не предусматривается соответствующим контрактом (соглашением) об избежании 2-го налогообложения.
С целью освобождения от уплаты налога, осуществления зачета, получения налоговых вычетов либо других налоговых привилегий налогоплательщики должны представить в орган Федеральной налоговой службы официальное подтверждение о том, что они являются резидентами государства, с которым Российская Федерация заключила действующий на протяжении конкретного налогового периода (либо его части) контракт (соглашение) об избежании 2-го налогообложения, и документ о полученном доходе и об уплате им налога за границей России, удостоверенный налоговым органом соответствующей иностранной страны. Данное подтверждение представляется как до уплаты налога либо авансовых платежей по налогу, так и на протяжении 1-го года после завершения того налогового периода, по итогам которого налогоплательщик хотел получить освобождение от уплаты налога, осуществить зачет, налоговый вычет или привилегию.
Профессиональный доход облагается по разным ставкам, в зависимости от того, кому были реализованы услуги или работы:
- 4% при реализации обычным физическим лицам;
- 6% при реализации организациям и ИП.
Закон гарантирует, что до конца 2028 года эти ставки не будут увеличиваться, а допустимый лимит доходов в 2,4 млн рублей – уменьшаться.
Кроме того, плательщикам НПД положен налоговый вычет на сумму до 10 000 рублей. Это означает, что рассчитанный налог может быть уменьшен на эту сумму, но в особом порядке:
- если доход получен от физического лица, то вместо 4% надо будет заплатить только 3%;
- если доход получен от организации или ИП, то вместо 6% надо будет заплатить только 4%.
Так будет продолжаться до тех пор, пока экономия на налоге не достигнет 10 000 рублей. Самим самозанятым беспокоиться об этом не надо, вычет будет автоматически учитываться при выставлении уведомления на уплату налога.
Если за один год вся сумма вычета не будет получена, то остаток перенесут на следующий год. Фактически, с учетом этого вычета, если клиентами самозанятого будут только физлица, то на первый миллион рублей профессионального дохода он будет платить налог по ставке 3%.
Сколько налогов платит ИП по УСН
Рассмотрим простой случай, если бы вы работали как ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН), без наемных сотрудников. Какие налоги вам пришлось бы заплатить? И сравним их с налогами работников по найму.
Налог ИП по УСН за год:
- Предприниматель обязан уплатить 6% от общего дохода за год. Именно с дохода, а не с прибыли. Неважно, сработали вы в плюс или получили убыток.
- Обязательные взносы за себя в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Размер этих выплат привязан к показателю МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и составляет 26 и 5,1% соответственно. В сумме 31,1%.
- Если совокупный годовой доход превысит 300 000 рублей, все что сверху этой суммы облагается дополнительно 1% налога в виде взносов по пункту 2.
Размер 6% налога может быть уменьшен на суммы обязательных страховых и пенсионных выплат.
Чтобы понять разницу в уплачиваемых налогов между ИП и физическими лицами, давайте сравним с доходами, получаемыми наемным сотрудником, из примера выше, с зарплатой 40 тысяч в месяц. Для простоты будем рассмотрим работу фрилансера, которому перечисляется вознаграждение за выполненную работу и не имеющего никаких дополнительных расходов, например дизайнер или программист.
На данный момент МРОТ составляет 7500 рублей.
В нашем случае годовой доход работника с учетом всех начисляемых налогов (грязными) составляет:
52 000 х 12 месяцев = 624 000 рублей.
Какие налоги обязан будет уплатить наш условный фрилансер при таком же уровне доходов?
- 6% от дохода — 37 440 рублей;
- взнос в ПФ и ФФОМС — 31,1% от МРОТ — 7500 х 31,1% х 12 месяцев = 27 990 рублей;
- дополнительно 1% с суммы выше 300 тысяч в ПФ и ФФОМС — (624 000 — 300 000) х 1% = 3 240 рубля;
- налог в 6% от дохода уменьшается на размер обязательных платежей. В итоге налогооблагаемая база составит 592 770. С нее и уплачивается налог 6% — 35 556 рублей.
Какие налоги платят граждане РФ: классификация и суть всех взносов
ПФР, ФСС, ФОМС — это платит не гражданин. Это платежи, которые делает работодатель с фонда оплаты труда. Отмена или снижение ставок по этим платежам в гарантией в 146 процентов не приведет к увеличению заработной платы на сумму этих платежей.
это приводит к увеличению стоимости товаров, которые ты будешь покупать на свою ЗП, а вот как это приведет к увеличению твоей пенсии в далеком будущем — большой вопрос Убери ПФР, ФСС и ФФОМС — и хер тебе пенсия в любом размере, хер тебе больничные листы и хер тебе еще много чего.
Как думаешь — в случае отмены этих платежей работодатель тебе будет платить столько что тебе хватит и на пенсию накопить и больничку в случае нужды оплатить и на много много чего еще? Наивный. Так пенсии ведь не будетУже сказали , что бы копили .
Да и на любую серьезную операцию деньги по любому нужны . Какая бесплатная медицина.
Туристический сбор – это налог, который придется заплатить иностранцам при посещении некоторых мест в России. Например, в 2022 году такой налог должны будут платить иностранные туристы, желающие насладиться видами Санкт-Петербурга. Сбор составляет 100 рублей за каждый день (24 часа) пребывания в городе.
Инициатива исходила от Александра Беглова, который сказал, что она позволит сделать город чище и приятнее. За эти деньги будут отреставрированы ветхие исторические дома и улучшена туристическая инфраструктура. При этом губернатор указал, что туристический сбор является распространенной практикой, которую часто используют в разных европейских странах. А запрашиваемая сумма составляет 0,5-5 евро/сутки. Рассматриваемый налог является доступным для каждого желающего.
Россияне готовы не платить налоги
Россияне стали чаще оправдывать уклонение от налогов, на что влияет не только падение доходов и рост неуверенности в будущем, но и нежелание государства отчитываться перед налогоплательщиками за расходование их денег.
Допускающих неуплату налогов россиян в кризис стало почти на треть больше, показало исследование Центра стратегических разработок (ЦСР) «Налоги глазами россиян». В декабре 2019 г. 35% респондентов на вопрос «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» отвечали, что не уплачивать налоги иногда допустимо. В мае 2020 г. так ответили уже 45%. Еще сильнее – с 54 до 35% – упала доля тех, кто считает налоги обязательными к уплате и нельзя оправдать тех, кто их не уплачивает. Одновременно с 11 до 20% выросла доля тех, кто затруднился ответить.
Динамику эксперты ЦСР связывают в первую очередь с шоковым падением уровня доходов россиян в марте – мае и опасениями о будущем. Более 60% респондентов отметили снижение доходов в мае по сравнению с февралем 2020 г. Около 53% респондентов ЦСР в мае высоко оценили риск снижения заработной платы в дальнейшем.
В такой ситуации идея не платить налоги оправдывается людьми стремлением выжить, которое оказывается сильнее при изначально слабой поддержке государства и невозможности заработать. Но само по себе все это едва ли привело бы к такому сильному изменению настроений – падение доходов и страхи о будущем, похоже, усилили имеющиеся представления россиян и ухудшили отношение к институту налогообложения в России.
Главный экономист ЕБРР: «Россия более коррумпирована, чем можно ожидать»
Государство в лице ФНС старалось улучшить налоговую культуру – в последние годы налоговики стали более сервисно-ориентированными, удобными в онлайне. Но налоговая культура – это не вопрос доступности и удобства сайта, замечает Суслина. Россияне часто не знают основ рыночной экономики, не понимают, для чего платить налоги, почему их нельзя не платить, как их контролировать, чтобы расходовать эффективно.
Понять, что такое налоги, мешает само государство, которое не отчитывается перед гражданами за расходы, а его высшие руководители и чиновники регулярно заявляют, что деньги в бюджете – государственные (а не налогоплательщиков) т. е. не надо к ним даже подходить. Высокопоставленные лица в России самого высокого ранга тоже впитали советскую парадигму, у них нет понимания, что они ответственны перед налогоплательщиками, говорит Суслина.
Сейчас эта проблема обострилась: политики демонстрируют непонимание, что оказание помощи обычным налогоплательщикам – это не проедание денег, а то, что будет способствовать выходу из кризиса. Обывателям с федерального экрана повторяют: государственные деньги, бюджет поможет – это создает впечатление, что бюджет к ним не имеет никакого отношения, они тут ни при чем. Зачем тогда платить налоги в бюджет?
Сильный рост готовности россиян не платить налоги показывает среди прочего и роль денег в сегодняшней России. Когда резко падают доходы, возникает высокая неопределенность, а поддержки особо ждать не от кого, то деньги компенсируют слабую институциональную среду в стране и низкое доверие к государственным институтам. Человек мало на что может опереться, кроме как на деньги, – если они у него останутся, у него есть шанс, например, откупиться. Такое представление также работает на усиление стимулов не платить налоги в кризис.
Ухудшение отношения к институту налогообложения еще не означает автоматически переход к неуплате налогов, тем более что мониторинг ФНС значительно улучшила, а репрессивные функции автоматизировала. Но время играет, похоже, против налоговой культуры. Возвращение к прежним показателям отношения к уплате налогов прямо зависит от динамики безработицы и уровня доходов, прогнозирует Айрапетян. Когда они вернутся на прежние, докризисные, показатели, полагает он, тогда можно попытаться обнаружить возврат налоговой дисциплины к прежнему уровню. К концу 2020 г. ЦСР на основе экономических ожиданий прогнозирует рост количества безработных до 10–12 млн человек, что в 2,7 раза выше, чем в 2014–2015 гг.
Что делать за границей
Когда налоговый резидент России надолго уезжает из страны, он, очевидно, лишается этого статуса. Но как именно работает законодательство при таком сценарии?
Обычно россияне становятся налоговыми резидентами другого государства после полугода проживания на его территории, рассказал доцент кафедры финансового менеджмента в государственном секторе департамента политики и управления НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Тютюрюков.
Для примера возьмём несколько стран, куда в последние недели граждане России уезжали наиболее активно.
- Турция: резидентом станет человек с законным адресом регистрации или намерением проживать в стране, если по этим критериям статус резидента спорный, то резидентом признают того, кто непрерывно прожил в стране шесть месяцев в календарном году;
- Грузия: резидентом станет тот, кто проживает в стране 183 дня или более в течение 12 месяцев;
- Армения: 183 дня или более в течение 12 месяцев или имеет в стране центр жизненных интересов;
- Азербайджан: свыше 182 дней в течение 12 месяцев, есть место постоянного проживания или центр жизненных интересов;
- Узбекистан: 183 дня или более в течение 12 месяцев (либо меньше 183 дней, но больше, чем в любой другой стране), при этом можно получить статус и раньше, если подать заявление с копией долгосрочного трудового договора.
Когда и как прекращается статус налогового резидента РФ?
Способ утратить налоговое резидентство РФ только один — провести за границей РФ как минимум 183 дня в течение 12 последовательных месяцев. Статус налогового резидента определяется на 31 декабря календарного года, поэтому если вы в период с 1 января по 31 декабря 2022 года прожили за пределами России больше 183 дней, то на 2022 год вы будете признаны налоговым НЕрезидентом.
Что это значит:
- Доходы, полученные от источника за рубежом, не будут облагаться подоходным налогом в РФ. И ваша зарплата, полученная от грузинской компании, или вознаграждение, которое вы получили как зарегистрированный в Грузии ИП, будет облагаться подоходным налогом только в Грузии.
- ВСЕ доходы, полученные от источника в РФ (в том числе те, которые вы получили в период проживания в РФ), будут облагаться по ставке для нерезидентов 30%. Если вы уже заплатили налог по меньшей ставке, налог должен быть доначислен и уплачен.
- Утрата статуса налогового резидента приведет к утрате права на налоговые вычеты. Если вы продадите в РФ квартиру, которой владеете менее 5 лет (исключительные случаи — менее 3 лет), подоходный налог по ставке 30% будет уплачен со всей продажной стоимости квартиры. В то время как налоговые резиденты РФ в этой ситуации смогут применить налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение квартиры и процентов по ипотеке.
Налоговое резидентство важно только для подоходного налога, прочие налоги (транспортный, земельный, налог на имущество физлиц) уплачиваются в РФ и резидентами, и нерезидентами по одинаковым ставкам
Закон и Налоговый кодекс не предусматривают обязанность налогоплательщика уведомить налоговый орган об утрате статуса налогового резидента РФ. По умолчанию для вас действует презумпция налогового резидентства, и, если налоговая заподозрит изменение статуса, бремя доказывания данного факта остается на ней
- Обнаружить утрату статуса можно по косвенным признакам. Например, вы уведомили налоговую об открытии иностранного банковского счета или счета у зарубежного брокера. Кстати, граждане РФ обязаны это делать, если они проживали в России в год открытия счета больше 183 дней. Есть страны, которые автоматически обмениваются финансовой информацией с Россией (например, Израиль).
- Об изменении вашего налогового статуса может сообщить добросовестный работодатель, подав справку о доходах и уплатив 30% налога с вашей зарплаты.
- Вы можете сами подать налоговую декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года, в которой отчитаетесь о своих доходах и их источниках.
Налоги на товары и услуги и налог на добавленную стоимость
Действуют налоги на товары и услуги (прежде всего таможенные пошлины, акцизы) и налог на добавленную стоимость (НДС).
Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемый на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.
Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость: услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в процентах (от 5 до 8% стоимости их товара) и распространяется на наиболее ходовые товары и услуги.
Поимущественные налоги
Действуют поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство.
Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.
Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий.
Налогом на имущество предприятий не облагаются: имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т. д.