Правила проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ситуация, когда возникает необходимость оформить протокол о направлении на медицинское освидетельствование, возникает при наличии явных признаков, свидетельствующих об опьянении или в случае, если водитель имеет отношение к совершению дорожно-транспортных происшествий. В большинстве случаев это происходит по первой из этих причин.
Рассмотрение судами дел об отказе от прохождения медицинского освидетельствования
Многие водители считают, что отказ от медицинского освидетельствования является незначительным нарушением. Особенно это касается случаев, когда водитель отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, будучи уверенным в своей трезвости. При рассмотрении данного нарушения в первую очередь следует отметить, что ответственность здесь наступает не за управление в состоянии опьянения, а за отказ от медицинского освидетельствования. Следует также помнить, что за отказ от медицинского освидетельствования наступает точно такая же ответственность, как и за управление в состоянии опьянения.
Дела об отказах от медицинского освидетельствования имеют свои юридические тонкости и нюансы. Вместе с тем, видя перед собой рядового водителя, судьи почти не вникают в обстоятельства дела и выносят в отношении «отказника» шаблонное постановление о признании виновным.
Судебная практика свидетельствует о том, что вернуть водительские права за отказ от медицинского освидетельствования реально. Доказать в суде отсутствие оснований для привлечения водителя к административной ответственности за отказ от прохождения освидетельствования возможно, в частности, одним из следующих способов:
- доказать, что водитель не управлял транспортным средством;
- доказать незаконность предъявленного водителю инспектором ГИБДД требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- доказать нарушение порядка направления водителя на медицинское освидетельствование;
- доказать, что имел место отказ от освидетельствования, а не отказ от медицинского освидетельствования.
Отказ от освидетельствования
Отказ от медицинского освидетельствования возможен. Данная информация заносится в журнал. В акте указываются причины, по которым исследование не было проведено. Но если гражданин отказался сразу при назначении процедуры, акт не заполняется вовсе.
По результату проведения исследования выносится заключение. Оно содержит конечный результат — признание лица находящимся в состоянии опьянения или противоположный результат.
Отказ от освидетельствования, как правило, приводит к ужесточению ответственности. При отсутствии доказательств того, что гражданин был в состоянии опьянения, при правильном оформлении протокола сотрудниками ГИБДД гражданин будет лишен права управления транспортным средством. Суды воспринимают отказ как попытку сокрытия состояния опьянения. Поэтому не рекомендуется игнорировать требования сотрудников МВД.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида (далее — водитель транспортного средства).
2. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1025)
3. Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
II. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов
4. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2016 N 904)
5. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений (далее — технические средства измерения).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2011 N 64, от 04.09.2012 N 882)
6. Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.
7. При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения.
8. Факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1025)
9. Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2011 N 64, от 04.09.2012 N 882, от 18.11.2013 N 1025)
В случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется.
Комментарии к статье 27.12 КоАП РФ, судебная практика применения
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:
Суд вправе проверить фактическое присутствие понятых и опросить их
При указании в соответствующем протоколе на участие понятых судья при необходимости может проверить их фактическое присутствие при совершении процессуальных действий, в том числе опросить таких лиц в качестве свидетелей. В случае осуществления видеозаписи для фиксации порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись должна прилагаться к процессуальному документу для приобщения к материалам дела об административном правонарушении (статьи 25.7, 27.12 КоАП РФ).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):
Отстранение от управления, направление на медицинское освидетельствование, освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в присутствии понятых
«Вопрос 10: Необходимо ли присутствие понятых при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 27.12 КоАП РФ, в отношении всех лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида, либо их присутствие необходимо только при применении данных мер к специальным субъектам — водителям транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти?
Ответ: …Согласно п. 9 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475, если в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения будет выявлено превышение предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, то составляется акт освидетельствования на состояние опьянения.
Форма акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения утверждены Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676.
Все указанные подзаконные нормативные акты полностью согласуются с положениями ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, предусматривающей обязательное присутствие двух понятых при применении вышеперечисленных мер обеспечения производства в отношении всех лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида».
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):
Необходимо ли предупреждение за дачу ложного заключения врача, проводящего освидетельствование?
«Вопрос 15: Подлежит ли предупреждению об ответственности за дачу заведомо ложного заключения врач (врач-фельдшер), проводящий медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством?
Ответ: Частью 1 ст. 27.1 КоАП РФ установлено, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Требования о необходимости указания в протоколе о предупреждении лица, проводящего медицинское освидетельствование, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения данная норма не содержит.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает такого требования, то врач (врач-фельдшер), проводящий медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, не должен предупреждаться об ответственности за дачу заведомо ложного заключения».
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008 года (в ред. от 10.10.2012) содержатся следующие разъяснения (извлечение):
«Вопрос 8: Необходимо ли проводить медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, если он был помещен в медицинский вытрезвитель и врач медицинского вытрезвителя документально зафиксировал факт опьянения?
Ответ: … Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения могут проводить только лица, обладающие специальными познаниями в области медицины и прошедшие специальную подготовку в порядке, установленном действующим законодательством. При этом вышеперечисленные акты не содержат указания на специальность врача, который проводит медицинское освидетельствование.
Из изложенного выше следует, что если врач медицинского вытрезвителя, который проводит исследование на установление состояния опьянения, имеет соответствующую специальную подготовку, то составленный по результатам осмотра акт, в котором сделан вывод о состоянии в этот момент освидетельствованного лица, может быть использован в качестве письменного доказательства по делу об административном правонарушении, которое подлежит оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, поскольку состояние опьянения может быть установлено любыми средствами доказывания, предусмотренными ст. 26.2 КоАП РФ. Проводить дополнительно медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица в данном случае не требуется».
Порядок освидетельствования
Ситуация, когда возникает необходимость оформить протокол о направлении на медицинское освидетельствование, возникает при наличии явных признаков, свидетельствующих об опьянении или в случае, если водитель имеет отношение к совершению дорожно-транспортных происшествий. В большинстве случаев это происходит по первой из этих причин.
Правила освидетельствования установлены постановлением Правительства № 475 от 26 июня 2008 года с учетом последующих изменений.
Важно: Признаки, по которым сотрудник ГИБДД может делать соответствующий вывод, утверждаются Министерством здравоохранения РФ.
Оформление протокола происходит согласно стандартной процедуре для ДПС. При ней, в частности, требуется присутствие двух понятых.
Составление документа должно происходить с учетом следующих требований:
- Оформлять его может только лицо, которому официально дано такое право. Примером является инспектор ГИБДД.
- Составление имеет место в двух экземплярах. Один остается у работника ГИБДД, другой передается водителю под его роспись.
- Если будет отказ в прохождении медицинской проверки, протокол обязательно должен быть составлен, но в него будет внесена информация об отказе.
- В заполненном документе должна предоставляться информация о причинах того, что водитель обязан проходить обследование. Также в протоколе указывается подробная информация о нем.
Протокол о направлении на медицинское освидетельствование
Чтобы провести обследование, составляется специальный протокол – направление в медицинское учреждение, которое имеет право делать такие анализы. Нужное оборудование и лаборатории, обычно всегда есть в наркодиспансере. Кроме этих учреждений существуют и специализированные центры, крупные городские больницы или БСМП.
Протокол медицинского освидетельствования на состояние опьянения утверждённый бланк, заполняется работником ГИБДД и от собственного имени.
В установленной форме вносятся данные:
- Дата и место составления.
- Далее: «Я, Ф. И. О., должность, подразделение, составил протокол на…»
- Ф. И. О. водителя.
- Заполняются строки с информацией о месте жительства, работы, контактные телефоны – личный и работодателя.
- Вносятся данные по ТС.
- Записывается время правонарушения.
- Инспектор обязательно должен записать признаки опьянения, из-за которых шофера отправляют на медицинское освидетельствование.
- В форме записаны 3 основания, по которым водителя направили к медикам. Инспектор должен выбрать нужное:
- отказался от освидетельствования на месте;
- несогласен с результатами;
- есть основания полной экспертизы при отрицательном результате освидетельствования.
- Далее задержанный водитель пишет свои Ф. И. О. и ставит подпись.
- Понятые вписывают свои данные и ставят подписи.
- Копия протокола вручается нарушителю, о чём он расписывается на обоих документах.
- Завершает протокол подпись должностного лица, заполнившего бланк протокола.
Об акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Форма акта МО на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (учетная форма № 307/у-05), утвержденная Приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н вступает в силу лишь 01 июня 2016 года.
До этой даты действует учетная форма акта МО на состояние опьянения № 307/у-05, утвержденная Приказом № 308. При этом следует еще раз обратить внимание, что данная форма касается только лиц, которые управляют транспортным средством. Таким образом, по нашему мнению применение Порядка МО на состояние опьянения в отношении других категорий лиц (за исключением водителей) возможно только при вступлении в действие нормы о новой учетной форме акта МО на состояние опьянения.
Каких – либо значительных изменений новая форма акта МО на состояние опьянения не претерпела. Однако, в ней добавились положения об основании заполнения сведений об освидетельствуемом лице, о жалобах освидетельствуемого на свое состояние, а также время отбора биологического объекта у освидетельствуемого. При этом в новую форму акта МО на состояние опьянения не вошла позиция «о запахе алкоголя или другого вещества изо рта», а также сведения о месте работы и должности освидетельствуемого.
О некоторых действующих порядках освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств
Прежде чем перейти к новому Порядку МО на состояние опьянения в части касающейся водителей, то здесь следует разъяснить некоторые положения нашего интересного законодательства РФ в этой части.
В настоящее время действуют также Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, …, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 (далее – Правила № 475).
Однако, положения данного нормативного правового акта относятся к освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения водителей, проводимого должностными лицами органов ГИБДД, и другими, (часть 1.1. статьи 27.12 Кодекса РФ об АП), и никакого отношения к медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения не имеют.
При этом должностными лицами в соответствии с указанными Правилами № 475 применяется единственное инструментальное исследование при подобном освидетельствовании – исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя соответствующим техническим средством измерения (например, алкотестер).
По результатам исследования должностными лицами оформляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждена Приказом МВД России от 04.08.2008 № 676.
И только в случаях, которые установлены частью 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, водители данными должностными лицами направляются на МО на состояние опьянения. К таким случаям относятся:
- если водитель отказывается от прохождения на состояние алкогольного опьянения в указанном порядке;
- если водитель не согласен с результатами освидетельствования;
- если имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения (например, это может быть и наркотическое состояние опьянения);
- при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (в случае, если все – таки имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состояние опьянения).
Нормативные акты для освидетельствования на алкогольное опьянение
Прежде чем рассказать непосредственно о процедуре освидетельствования и способах защиты, нужно разобраться с нормативными актами в этой сфере. Уверен, вы знакомы с нормами ПДД, где прямо указан запрет на управление автомашиной под воздействием спиртного, наркотиков, иных психотропных и дурманящих веществ. Кстати, по мерам наказание нет никакой разницы, какой вид опьянения выявлен у водителя. Нормы КоАП и УК РФ одинаково трактуют состояние алкогольного или наркотического опьянения.
Для остановки на дороге или проверок после ДТП на предмет нетрезвого состояния применяются следующие нормативные акты:
- КоАП РФ – там есть нормы об административном наказании, в том числе о лишении прав;
- УК РФ – содержит ряд составов, которые применяются при повторных нарушениях ПДД, либо при причинении значительного вреда здоровью потерпевших, их гибели подл колесами авто;
- Постановление Правительства РФ № 475 – содержит правила освидетельствования водителей, у которых выявлены признаки опьянения;
- Приказ Минздрава РФ № 933н – по этому документу будет проведено обследование в больнице.
Совет юриста. Я сделал ссылки на официальный текст этих нормативных актов, так как полностью изложить их в рамках статьи нереально. Рекомендую внимательно изучить все положения Приказа № 933н и Постановления № 475. Даже если вы никогда не употребляете алкоголь за рулем или перед вождением, вы можете столкнуться с ошибками алкотестеров, предвзятым отношением инспектора ГИБДД или медиков. Зная свои права, намного проще защищаться уже при остановке на дороге и составления актов.
Если в правильно заполненном акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения указывается, что на момент управления машиной гражданин был трезвым, то оспорить протокол не составит труда. Для этого выполняются действия:
- правильно составляется исковое заявление;
- обращаться надо в суд по месту нахождения подразделения ГИБДД, в котором работает автоинспектор, выписавший протокол;
- приводятся в иске все обстоятельства данного дела;
- указывается, что гражданин сразу после проверки сотрудником ГИБДД обратился в независимую организацию для повторного исследования, по результатам которого не был выявлен алкоголь в крови;
- прикладывается к иску акт, полученный от медиков.
Если судом будет установлено, что действительно освидетельствование автоинспектором проводилось со многими нарушениями или с использованием прибора, не оснащенного нужными элементами, то это приведет не только к отмене постановления, но и привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.
Порядок процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
Итак, медицинское освидетельствование в медицинском учреждении производится в следующем порядке:
- после прибытия водителя (может приехать самостоятельно или быть привезенным инспектором ГИБДД) заполняется форма, в которой указываются ФИО, дата рождения, адрес проживания и паспортные данные (документ может быть заменен водительским удостоверением, если на проведение освидетельствования лицо доставлено сотрудником автоинспекции) обследуемого лица;
- специалистом производится визуальный осмотр обследуемого на наличие признаков опьянения, следов инъекций, а так же проводятся тесты на координацию (тест Ромберга), реакцию зрачков на внешние раздражители (тест Ташена) и внимание или сосредоточенность (тест Шульте);
- при помощи алкотестера берется проба воздуха, которая показывает наличие/отсутствие алкоголя в парах;
- через 15 – 20 минут обследование алкотестером производится вторично;
- результаты первого и второго теста вносятся в акт, который будет выдан после проведения исследования;
- если у водителя имеются явные признаки опьянения или результаты двух тестов сильно отличаются друг от друга, то водитель сдает анализы для проведения химико-токсилогического исследования, результаты которого так же заносятся в акт. Чтобы избежать возможности фальсификации результатов анализов к моче предъявляются определенные требования: соблюдение температурного режима (не менее 32º), что свидетельствует о свежести исследуемого материала и наличие определенных веществ, свидетельствующих об отсутствии разбавления биологического материала. Тест на исследование мочи так же проводится два раза: после забора (экспресс тест) и в специально оборудованной лаборатории. Исследование крови производится только при наличии у обследуемого каких-либо специфических заболеваний или при невозможно в течение 30 минут после обращения получить мочу;
- заполненный и пописанный врачом акт регистрируется в журнале и выдается обследуемому на руки.
Перед направлением на проведение медицинского освидетельствования сотрудник автоинспекции обязан:
- отстранить водителя от управления транспортным средством, о чем свидетельствует протокол;
- задержать автомобиль так же посредством составления протокола. Форма обоих документов утверждена регламентом МВД.
Комментарий к статье 27.12 КоАП РФ
1. Под управлением транспортным средством соответствующего вида следует понимать действия лица, когда оно привело транспортное средство в движение и управляет им либо когда осуществляет управление параллельно с лицом, которое оно обучает вождению транспортным средством. Управлением транспортным средством соответствующего вида следует признать и нахождение лица на месте водителя (судоводителя) в кабине буксируемого транспортного средства.
При этом не имеет значения, имело ли лицо право на управление транспортным средством, было ли лишено такого права либо такое право вообще отсутствовало.
2. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ внесены значительные изменения в нормы комментируемой статьи, касающиеся порядка освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения.
В примечании к данной статье были определены критерии состояния алкогольного опьянения, выраженные определенными показателями концентрации этилового спирта в крови и в выдыхаемом воздухе.
Однако истекший период показал, что введенные меры не привели к существенному снижению количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ примечание в комментируемой статье было признано утратившим силу.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что данное лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством. В качестве таких достаточных оснований утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 (с изм. и доп.) Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов устанавливают наличие одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Отстранение от управления транспортным средством применяется и при совершении водителем транспортного средства следующих правонарушений:
1) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;
2) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
3) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);
4) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.
3. Под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа из замка зажигания, в освобождении лицом места водителя в кабине транспортного средства соответствующего вида.
Правом отстранения от управления транспортными средствами соответствующего вида обладают: в отношении водителей транспортных средств — должностные лица ГИБДД; в отношении судоводителей маломерных судов — должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам.
4. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, которое проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортных средств Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.
Данное освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов на бумажном носителе, разрешенных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр средств измерения. В п. п. 6 — 8 указанных выше Правил определены обязанности соответствующих должностных лиц по проведению такого освидетельствования, в том числе перед проведением освидетельствования информировать водителя о порядке его проведения.
Согласно п. 9 указанных Правил в случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составляется акт об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование. Форма акта утверждена Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 (РГ. 2008. 22 авг.).
5. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами проведенного освидетельствования; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Направление на медицинское освидетельствование осуществляют должностные лица, упомянутые в п. 4 настоящего комментария. При этом составляется соответствующий протокол по установленной Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 форме и принимаются меры к установлению личности водителя (см. п. п. 11 — 12 Правил).
6. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляются соответствующие протоколы. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена мера административного принуждения. Требования к составлению протокола определены в ч. 4 данной статьи.
7. Невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования влечет ответственность по ст. 12.26 Кодекса. В этом случае в обязательном порядке составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия лица по уклонению от освидетельствования.
8. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, имеющих надлежащую лицензию, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Минздравсоцразвития России требованиям. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном в разделе IV упомянутых выше Правил — «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения и оформление его результатов».
Медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшером) в соответствии с п. п. 16 — 20 упомянутых Правил и Инструкцией по проведению освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (с изм. и доп.).
Особенности составления и заполнения акта
Если акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица будет составлен неправильно или заполнен неверно, то его могут признать недействительным. Именно поэтому, прежде чем ставить подпись на документе, нужно проверить правильность его заполнения.
В составе обязательно должна содержаться следующая информация:
- информация о работнике дорожной инспекции, который проводит проверку водителя;
- полная подробная информация об обвиняемом;
- должны быть перечислены признаки опьянения спиртным, которые инспектор выявил при осмотре;
- вся информация о понятых, которые присутствовали при проведении процедуры освидетельствования, а также при заполнении бланков документов;
- данные о месте остановки водителя, дате и времени проведения процедуры проверки на алкотестере.
Важно знать, что понятые должны присутствовать в процессе всей процедуры выполнения проверки на алкоголь. Очень часто полицейские допускают распространённую ошибку – записав паспортные данные понятых, они их сразу отпускают. Если это обстоятельство оспорить в суде, то акт будет признан недействительным.
В случае повторного отказа от медицинского освидетельствования лицу грозит уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ. Указанная статья посвящена нарушению ПДД лицом, которое уже подвергнуто административному наказанию, в том числе по ст. 12.26 КоАП РФ, которая посвящена как раз отказу от прохождения процедуры.
НО: стоит обратить внимание, что лицо считается подвергнутым административному наказанию в период, когда постановление о назначении административного наказания вступило в силу и до истечения 1 года со дня окончания исполнения соответствующего постановления.
Вам может понадобиться помощь адвоката, который специализируется на автомобильных делах. Наши адвокаты являются такими специалистами и могут оказать юридическую помощь, заключающуюся
- — в проверке и оценке действий инспектора и составленных им протоколов на соответствие требованиям законодательства;
- — в проверке наличия законных оснований для направления на МО, соблюдении порядка направления на МО;
- — подготовки ходатайства об исключении из числа доказательств документов, составленных с нарушением требований законодательства;
- — представлении интересов доверителя при рассмотрении административного материала в суде;
- — в оказании иной необходимой юридической помощи с учетом обстоятельств дела.
Бывает сложно разобраться в тонкостях административного права, чтобы доказать неправомерность привлечения лица к ответственности, именно поэтому стоит обратиться за помощью к нашим адвокатам, которые специализируются на конкретных категориях дел и имеют большую практику в вопросах, связанных с направлением на медосвидетельствование лиц на состояние алкогольного опьянения.