Водный налог — ставки 2020 -2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог — ставки 2020 -2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2022 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита

Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.

Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.

При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2022 г.), объем (32 тыс. руб.).

Получается, за 2 кварт. 2022 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).

Кто платит налог на воду?

Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?
Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.
Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е. необходимо получить соответствующую лицензию, поставить счетчики, на основании которых будет производиться оплата потребляемой воды (подробнее читайте в нашей статье: «Лицензия на скважину в СНТ в 2020 году»).
Однако в принятом законе нет ни слова о скважинах и колодцах, расположенных на участках, находящихся в собственности или личном пользовании граждан.
Конечно, если на вашем участке находится скважина, с помощью которой вы добываете подземные воды для их последующих бутилирования и продажи, за такое использование недр придется заплатить. За использование же подземных вод для собственных нужд на территории личного участка по-прежнему платить не надо.

Пример расчета водного налога по забору воды

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2020 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2020 года.

В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.

Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

1. По объему в пределах лимита налог составит:

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 = 221 760 руб.,

где:

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Ханты-Мансийске и ХМАО (Югре) в 2023 году

2. По объему сверх лимита налог составит:

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 × 5 = 138 600 руб.,

где:

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

Таким образом, за 1-й квартал 2020 года организации в срок до 20.04.2020 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

221 760 + 138 600 = 360 360 руб.

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2020 года он равен 2,31.

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2020 года действует ставка 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

Что такое водный налог

В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.

Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.

Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.

Примеры отражения операций в бухгалтерском учете

Пример №1

ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.

Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.

Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.

Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.

Плательщики и объект налогообложения

Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.

Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.

Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
  • использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
  • использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).

Не подлежат налогообложению 15 объектов:

  • забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
  • забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
  • забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
  • использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
  • забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
  • использование для охоты и рыболовства;
  • использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
  • использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
  • забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
  • использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
  • заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
  • пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.
Читайте также:  Совместная и долевая собственность на квартиру

Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:

  • при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
  • при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
  • при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2021 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2021 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2021 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Как рассчитать водный налог

По всем видам водопользования налог исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога, скорректированные на повышающие коэффициенты. Расчет производится в декларации по водному налогу.

Рассмотрим пример

ООО «Бриз» производит водозабор из артезианской скважины, оборудованной учетными приборами и расположенной в Центральном экономическом районе (бассейн прочих рек). Лимит водопользования, согласно лицензии – 100 тыс. куб. м. В 1 квартале 2021г. объем водозабора составил 110 тыс. куб. м, из них 10 тыс. куб. м – сверхлимитные.

По объектам водозабора расчет водного налога производится в подразделе 2.1 декларации. В пределах лимита было забрано 100 тыс. куб. м воды. Ставка налога составляет 336 руб. за 1 тыс. куб. м (п. 1 ст. 333.12 НК РФ), повышающий коэффициент в 2021 г. – 1,52:

100 тыс. куб. м Х 336 руб. Х 1,52 = 51 072 руб.

Для водозабора сверх лимита налог считается по 5-кратной ставке, а сумма налога со сверхлимитного объема равна:

10 тыс. куб. м Х (336 руб. Х 5) Х 1,52 = 25 536 руб.

Общая сумма налога за водозабор из скважины составляет 76 608 руб. (51 072 руб. + 25 536 руб.).

Допустим, что у ООО «Бриз» есть еще один объект водопользования: акватория озера в Центральном экономическом районе. Согласно лицензии, площадь объекта – 3 кв. км. Рассчитаем налог в разделе 2.2 декларации.

Налоговая ставка – 30,84 тыс.руб. за 1 кв. км акватории, она годовая (п. 2 ст. 333.12 НК РФ), поэтому полученную сумму налога нужно разделить на 4:

3 кв. км Х 30 840 руб. Х 1,52 : 4 = 35 158 руб.

Сумма водного налога к уплате за 1 квартал 2021 г.: 111 766 руб. (76 608 руб. + 35 158 руб.).

Пример заполнения декларации по водному налогу:

Тарифы на воду и водоотведение в Троицком и Новомосковском округах

№ п/п Наименование систем централизованного водоснабжения и водоотведения на территориях внутригородских муниципальных образований города Москвы Наименование потребителей Тарифы (руб./м3) с 01.01.2018 по 01.07.2018
Холодная вода Водоотведение
1 Городской округ Щербинка Население (с НДС) 21,00 25,11
Прочие потребители** 17,80 21,62
2 Поселения Московский, Внуковское, Воскресенское, Десеновское, Мосрентген, Сосенское, Филимонковское Население (с НДС) 36,64 36,67
Прочие потребители** 31,05 31,08
3 Поселения Щаповское, Кленовское Население (с НДС) 26,99 34,75
Прочие потребители** 22,87 29,45
4 Поселения Вороновское, Краснопахорское (за исключением поселка Минзаг), Михайлово-Ярцевское, Роговское Население (с НДС) 22,07 36,03
Прочие потребители** 18,70 30,53
5 Поселок подсобного хозяйства Минзаг поселения Краснопахорское Население (с НДС) 23,40 26,35
Прочие потребители** 19,83 22,33
6 Поселение Рязановское Население (с НДС) 20,23 26,69
Прочие потребители** 17,14 22,62
7 Городской округ Троицк Население (с НДС) 23,14 27,65
Прочие потребители** 19,61 23,43
8 Поселения Киевский, Первомайское, Новофедоровское, Кокошкино, Марушкинское Население (с НДС) 31,90 26,57
Прочие потребители** 27,03 22,52
Читайте также:  Льготы и привилегии матерей-одиночек в 2022 году

* — Постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 20 декабря 2021 г. №432-в вступил в действие с 1 января 2018 года.

Плательщики и объекты обложения

Право на использование поверхностных водных объектов приобретается как организациями, так и физлицами на основании договоров водопользования. Такие договоры могут заключаться максимум на 20 лет в целях (п. 2 ст. 11 ВК РФ):

  • забора воды из водного объекта (при условии последующего возврата воды обратно или без такового);
  • производства электроэнергии без забора воды из объекта;
  • использования акваторий водных объектов.

Согласно договору, заключенному с органом исполнительной власти или местного самоуправления, водопользователь получает право использовать водный объект за соответствующую плату. Договор регистрируется в Государственном водном реестре.

Правила расчета платы утверждены Постановлением Правительства № 764 от 14.12.2006. Плата определяется как произведение ставки на платежную базу за соответствующий платежный период. В зависимости от цели водопользования, платежной базой считается:

  • объем допустимого водозабора, установленный в договоре (включая объем забора для передачи абонентам);
  • количество производимой электроэнергии;
  • площадь предоставленной по договору акватории.

Платежный период определен как квартал, а внести плату в федеральный бюджет (по месту водопользования) необходимо не позднее 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Для водного налога ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Их размер зависит от ряда факторов: вида водозабора, региона водопользования, от того, производится ли забор воды для обеспечения ею населения. Кроме того, к налоговым ставкам применяются ежегодно повышающиеся коэффициенты – в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ они определены вплоть до 2025 года. В 2021 г. действует коэффициент 1,52.

Помимо этого, к ставке водного налога с учетом ежегодного коэффициента могут применяться коэффициенты дополнительные:

  • 5-кратный – при водозаборе сверх установленного лицензией лимита,
  • 10-кратный – при добыче подземных вод с целью их продажи, кроме минеральных, термальных и промышленных,
  • коэффициент 1,1 – если налогоплательщики не имеют измерительных средств для учета объема водозабора.

Если водные ресурсы применяются для снабжения водой населения, применяются льготные ставки. В 2021 г. 1 тыс. кубометров воды облагается налогом в размере 107 руб., в 2021 г. эта ставка составит уже 122 руб. за 1 тыс кубометров. Для водного налога НК предусматривает рост льготных ставок до 2025 года, после чего повышающий коэффициент придется применять и к ним.

Например, ИП, которые являются водопользователями, обязаны уплатить водный налог в 2021 году. Помимо уплаты налога необходимо представить по нему и отчетность в установленные сроки.

Водный налог относится к специальным федеральным отчислениям, которые взимаются с пользователей водными ресурсами, причем к пользователям относятся все субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица.

Отметим, что в данном случае порядок уплаты, а также объекты налогообложения регламентируются не только Налоговым кодексом РФ, но и Водным кодексом РФ.

Круг плательщиков определяется, исходя из видов водопользования, которые и являются объектами налогообложения:

  • Забор воды из водоемов.
  • Промышленная эксплуатация акваторий.
  • Использование водоемов для целей гидроэнергетики.
  • Осуществление лесосплава в плотах и кошелях.

Отметим, что для осуществления указанных видов водопользования необходимо предварительно получить соответствующую лицензию.

Налоговый период по данному налогу определен законодательством как квартал: в срок до 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, пользователи должны представить декларацию по водному налогу. В те же сроки он уплачивается в бюджет.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *