Написать анонимную жалобу в прокуратуру
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Написать анонимную жалобу в прокуратуру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уже было достаточно описано, как написать в прокуратуру анонимно, теперь стоит выяснить, через сколько времени обращение будет принято к рассмотрению. Как показывает практика, рассматриваются только те жалобы, которые указывают на совершение серьезного преступления.
Варианты ответов прокуратуры
После подачи обращения в прокуратуру, его сотрудники должны прислать вам ответ в течение тридцати календарных дней.
При этом форма ответа может быть самой различной:
- удовлетворить: говорит о том, что в отношении заявителя будут восстановлены права и законные интересы в полном или частичном объёме;
- отклонить: требования заявителя посчитали необоснованными;
- разъяснить: заявитель получает ответ в форме детального разъяснения правового вопроса (при обращении с такой целью);
- перенаправить: заявление передаётся в иной орган прокуратуры, организацию или ведомство в случае подачи обращения не по специализации данной организации. Сроки передачи составляют 7 календарных дней;
- принять иное решение: такое заявление остаётся без разрешения, приобщается к иному похожему по ситуации делу, возвращается в течении 7 календарных дней заявителю.
Требования к заявлению
Если сотрудник хочет подать анонимную жалобу на работодателя, он должен правильно оформить заявление. При наличии ошибок просьба может быть аннулирована и не принята к рассмотрению. В обязательном порядке в документе указывают:
- Точные обстоятельства произошедшего. Важно описать хронологию событий и не упустить деталей. Все обстоятельства дела должны быть изложены в простой и понятной форме.
- Конкретные факты. В заявлении нужно описывать конкретные факты: принятие взятки, отказ в выплате пособия и т.п.
- Сведения о нарушителе и пострадавших. Несмотря на анонимность жалобы, в ней следует указать данные участников. Например, это могут быть ФИО работодатели или пострадавшего сотрудника. Без личных данных жалобу отклонят.
- Конкретное требование. В конце письма важно изложить конкретные требования сторон. Можно ссылаться на законодательную базу. Например, можно попросить привлечь работодателя к ответственности, потребовать выплатить положенную компенсацию, восстановить в должности или организовать проверку.
- Свод законов СССР. Т. 1. С. 373.
- СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060 (с послед. изменениями).
- Иванова Е. Анонимные «мстители» // ЭЖ-Юрист. 2008. N 2.
- Глушко Е.К. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: постатейный комментарий // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 2. М.: АНО «Центр публично-правовых исследований», 2007.
- Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2014.
- СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472 (с послед. изменениями).
- Законность. 2008. N 3 (с послед. изменениями).
- Винокуров А.Ю. Требование прокурора о проведении проверки // Законность. 2012. N 2. С. 19 — 22.
- СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249 (с послед. изменениями).
- Законность. 2013. N 4.
- Законность. 2008. N 3.
- СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 4505 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2306 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 2009. N 39. Ст. 4588 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 2009. N 39. Ст. 4589 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3446 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2892 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 2015. N 13. Ст. 1909 (с послед. изменениями).
- СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776 (с послед. изменениями).
В каких случаях можно подать анонимную жалобу
Прокуратура рассматривает анонимные жалобы только в тех случаях, когда в них идет речь:
- о готовящемся преступлении, уже совершенном либо совершаемом в настоящий момент времени;
- о гражданах, которые были замечены в подготовке к преступлению или уже совершили его;
- о коррупционных схемах и фактах злоупотребления должностными полномочиями, с которыми столкнулся заявитель;
- о террористических актах. Рассматривается любая информация об уже совершенных и готовящихся преступлениях;
- о нарушении прав работника со стороны работодателя. Однако в этом случае личные данные все же придется указать, но они будут зашифрованы системой автоматически.
Можно ли подать жалобу анонимно
В ФЗ № 59 говорится, что заявитель обязан указать в жалобе свои данные как персональные, так и контактные (последние нужны, чтобы дать ответ). Указание их точно так же необходимо и при личном обращении к должностному лицу. Таким образом, в общих случаях анонимная жалоба невозможна.
Возможны и исключения. В частности, анонимное обращение допускается, чтобы пожаловаться на несоблюдение прав, коррупцию, либо сделать сообщение о преступлении.
Рассмотрим, в каких случаях жалоба будет считаться анонимной: обычно вне зависимости от того, в какой форме она подаётся, должны быть предоставлены следующие данные:
- ФИО заявителя;
- почтовый адрес;
- дополнительно могут предоставляться также номер телефона и адрес электронной почты.
Если ФИО и почтовый адрес не были предоставлены (даже что-то одно из них), то заявление будет анонимным, отчего оно может быть не принято, если указанные в нём факты не входят в список обязательных к принятию даже от анонимного источника.
Установленные законом сроки
Теперь перейдем к главному вопросу, а именно к сроку рассмотрения жалобы в прокуратуру. Законодательство в этом плане имеет интересную особенность – существуют нормы, которые указывают на четкие временные границы. Но другие законы в случае необходимости позволяют эти нормы нарушать. Таким образом имеются стандартные сроки, которые весьма гибки и могут при необходимости сдвигаться. Законом установлены следующие нормы:
- 14 дней на проведение ускоренной проверки прокуратурой. Проводится она в том случае, когда предоставленных материалов дела достаточно, не нужно привлекать экспертов или организовывать многочисленные выезды. Например, такие проверки проводятся в тех случаях, когда какая – либо госслужба уже выявила проблему, но нарушитель отказался её устранить;
- 30 дней на проведение стандартной проверки. Такая проверка подразумевает множество выездных экспертиз, запрос множества бумаг, самостоятельный сбор материалов дела сотрудниками прокуратуры и т.д.. Проводится в большинстве случаев, при этом заявителя могут многократно привлекать к процессу ведения дела;
- Бессрочно, если дело нужно передать в суд. Если прокуратура обнаруживает нарушение, которое требуется передать суду, то сроки установить нельзя – дело будет длиться столько, сколько нужно суду для того, чтобы определить степень вины нарушителя и необходимое наказание. Хоть это и самый долгий вариант, он наиболее эффективен при рассмотрении сложных дел.
Теперь поговорим о факторах, которые могут привести к тому, что срок проверки будет увеличен более чем на 30 дней. Во первых, это может быть связано с действиями самого заявителя, которые может сам случайно замедлить следствие. Перечень таких действии мы приведем ниже, так как он весьма велик.
Во вторых, задержки могут быть вызваны нарушителем. Например, он может не предоставить необходимые документы, препятствовать проведению экспертиз, не давать сотрудникам допуск к важным материалам.
В третьих, всегда существуют различные форс – мажорные обстоятельства, которые могут помешать сотрудникам прокуратуры уложиться в столь незначительный срок. Так что сотрудники прокуратуры могут увеличить допустимые сроки рассмотрения жалобы. Но сделать они могут это только в том случае, если направят пострадавшему письменное сообщение о том, что требуется продолжение проверки, а так же обоснуют задержку.
Обращения, не получающие рассмотрения
Не все обращения, поступающие в прокуратуру, будут приняты к рассмотрению работниками этой структуры.
В законе четко прописаны те случаи, когда жалоба будет оставлена без движения:
- Закон не допускает возможности вмешательства граждан во внутренние дела правоохранительных органов. Те обращения, по существу которых можно сделать вывод о попытке влияния на работу прокуратуры, вероятнее всего будут оставлены без рассмотрения.
- Не получат рассмотрения и жалобы, содержащие ненормативную лексику, угрозы и оскорбления.
- Без разрешения также оставляют бессмысленные, нелогичные заявления при наличии у заявителя психического расстройства и признании в связи с этим данного гражданина недееспособным по решению суда.
- Не будут рассматриваться жалобы, высланные повторно и не содержащие каких-то новых аргументов и доказательств.
- Кроме того, прокуратура не рассматривает анонимные обращения.
Возможны ситуации, когда поступившее заявление не относится к компетенции данной прокуратуры.
В этом случае дело может быть передано вышестоящему прокурору или, наоборот, в нижестоящее подразделение прокуратуры. Так же обращение может быть переадресовано в иные государственные структуры (например, в Управление внутренних дел).
Чтобы подать жалобу в Генеральную прокуратуру РФ, следует учесть, что это все-таки серьезный контролирующий орган, поэтому в тексте не должно быть ошибок, исправлений, а тем более просторечных слов, ругательств.
Жалобу следует оформить в двух экземплярах, если она передается лично, через канцелярию учреждения. На втором экземпляре проставляется отметка о получении документа.
В тексте не должно быть никакой «воды», только факты, не должно быть рассуждений и домыслов, обид и личных, необоснованных мнений заявителя.
Не рекомендуется составлять жалобу на нескольких листах, если речь не идет о коллективном заявлении. Дело в том, что объемные тексты намного сложнее воспринимаются, а по мере прочтения вызывают только лишние вопросы.
В обязательном порядке жалоба должна содержать данные заявителя, его контакты, в противном случае заявление будет расцениваться как анонимное, следовательно, ответ не поступит. Возможно, что Генеральная прокуратура даже не будет рассматривать такую жалобу, и это права закреплено на уровне законодательства.
Как узнать, на какой стадии находится рассмотрение обращения в органах прокуратуры?
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения, граждане вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В развитие требований Федерального закона порядок и сроки информирования заявителей (направление ответов, уведомлений) определены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» на этапе принятия решения по итогам рассмотрения поступивших в органы прокуратуры обращений, в том числе:
о результатах проверки обращения;
о продлении в установленном порядке срока разрешения обращения;
о направлении обращения (в полном объеме или в части) для рассмотрения в другое ведомство (в том числе органы предварительного расследования), к компетенции которого относится рассмотрение поставленного вопроса;
о направлении обращения соответствующему прокурору;
о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные;
в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению (если фамилия и адрес заявителя поддаются прочтению);
о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение;
о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
По устным (телефонным) запросам граждан или представителей организаций работники делопроизводственных служб могут сообщать им иную, предусмотренную п. 1.10 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, информацию.
Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?
Согласно п. 4.12 инструкции переписка должна прекратиться, если отсутствуют новые доводы, то, что изложено, уже полностью проверено. Также по изложенному дан ответ в установленном порядке. Мотивированное заключение о прекращении переписки должен дать исполнитель. Автор получает еще до того, как истек срок обращения, сообщение от исполнителя об этом. Когда переписка уже прекращена, а автор отправляет новое обращение без дополнительных доводов, то переписка не возобновляется. При этом исполнитель информирует отправителя в письменной форме.
Возможно ли возобновление переписки? Если нет больше причин, по которым прекращали переписку, то ее возобновляют. А вот при наличии новых данных опять проводится проверка, установленная инструкцией.
Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по административному делу должен учитываться.
Главной функцией Прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением норм действующего законодательства РФ.
Прокуратура осуществляет надзор по следующим направлениям:
- надзор за соблюдением норм действующего законодательства органами государственной законодательной и исполнительной власти различного уровня, органами муниципальной власти, их должностными лицами, а также за тем, чтобы издаваемые ими нормативно-правовые акты не вступали в противоречие с действующим законодательством РФ;
- надзор за соблюдением органами государственной законодательной и исполнительной власти различного уровня, органами муниципалитетов и их должностными лицами, а также предприятиями и организациями различных форм собственности и их должностными лицами прав и свобод, которые в соответствии с действующим законодательством РФ гарантированы ее гражданам;
- надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ государственными органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, а также предварительным следствием;
- надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ органами и учреждениями, исполняющими вынесенные судами наказания, а также применяющие иные назначенные по итогам судебных разбирательств меры принудительного характера. Сюда относится надзор за действиями администрации и сотрудников тюрем, исправительно-трудовых и воспитательных колоний, лечебно-исправительных учреждений и других учреждений аналогичного назначения;
- надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ сотрудниками Федеральной службы судебных приставов.
Кроме вышеперечисленных надзорных функций, Прокуратура осуществляет:
- уголовное преследование и надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, за соответствием их действий тем полномочиям, которые предоставил этим органам Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
- участие в отправлении правосудия. Несмотря на то, что Прокуратура не осуществляет правосудие (данной функцией наделены исключительно суды), именно прокуроры выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. И именно Прокуратура направляет в суды высшей инстанции жалобы на слишком мягкие, по мнению Прокуратуры, либо противоречащие действующему законодательству приговоры, постановления и определения, выносимые судами;
- рассмотрение жалоб и заявлений, поступающих от граждан и организаций. В соответствии со своими полномочиями, Прокуратура рассматривает жалобы и иные обращения, поступившие в ее адрес, в которых сообщается о нарушении действующего законодательства РФ. По итогам их рассмотрения, принимается решение. Стоит отметить, что если решение, принятое прокурором по вашей жалобе вас не устроит, обратитесь за защитой своих законных прав и интересов в судебные инстанции. При этом решение, принятое прокурором по жалобе на приговор, постановление или решение суда, необходимо обжаловать в вышестоящей Прокуратуре. Порядок рассмотрения поступающих в органы Прокуратуры обращений, а также срок их рассмотрения определены действующим законодательством РФ;
- координацию работы различных правоохранительных органов, направленных на борьбу с преступностью. В рамках своих полномочий, генеральный прокурор и находящиеся в его подчинении нижестоящие прокуроры осуществляют координацию деятельности Федеральной службы безопасности, Полиции, Федеральной таможенной службы и иных правоохранительных органов, направленную на борьбу с преступностью. Для этого они с различной периодичностью созывают координационные совещания и создают рабочие группы, к работе в которых привлекаются сотрудники вышеупомянутых ведомств. В своей работе по координации деятельности правоохранительных органов прокуроры руководствуются Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, которое было утверждено указом Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567;
- участие в правотворческой деятельности. Прокуроры наделены правом вносить в органы законодательной власти, а также иные органы, наделенные правом законодательной инициативы, различные предложения о внесении изменений, дополнений или полной отмене различных нормативно-правовых актов;
- издательскую деятельность. Генеральная Прокуратура РФ занимается созданием и выпуском различных изданий специального назначения.
Особенности правильного заполнения
Заявление в прокуратуру по факту мошенничества — образец
Несмотря на возможность свободной формы изложения, важно придерживаться следующих рекомендаций:
- избегать неоднозначных формулировок и противоречивых данных;
- излагать лаконично, без ошибок, сленга, эмоциональных формулировок;
- уделить внимание деталям — время, даты, наименования, место происшествия, задействованные лица и т. д;
- вставлять отсылки к пунктам договора, ст. законов и кодексов.
При наличии сомнений в отношении формулирования заявления или его оформления, можно обратиться за помощью к юристу. В частности, специалист поможет собрать полный пакет необходимых для дела документов.
Помимо рекомендаций к оформлению, важно знать и причины, по которым генпрокурор может отклонить прошение:
- наличие угроз, использование нецензурной лексики, как в адрес надзорной организации, так и в отношении других лиц;
- неразборчивый почерк;
- отсутствие логики и смысла в подаваемом документе (в том числе и по причине недееспособности заявителя);
- ранее дело уже рассматривалось, но при этом заявитель не предоставил новых фактов или обстоятельств дела;
- анонимное обращение. В этом случае документ может быть направлен в полицию для определения личности отправителя и проведения проверки указанных фактов. Однако для этого в тексте письма должны быть указаны факты правонарушения.
Способы подачи жалобы
• Лично, посетив районную, областную или Генеральную прокуратуру. Документ следует составить в двух экземплярах, один оставить в прокуратуре, а второй с отметкой о получении и датой принятия сохранить у себя.
• Отправить обращение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Анонимные обращения, направленные в прокуратуру, приобщаются к надзорному (наблюдательному) производству, при этом автор жалобы уже не узнает о том, был ли дан ход его документу и к какому результату он приведет.
Надзорное производство является одной из стадий в процессе уголовного делопроизводства. Она подразумевает рассмотрение криминальных дел в соответствии с жалобами на те приговоры, которые уже имеют законную силу, либо согласно претензиям против постановлений или определений судов. Наблюдательные производства заводятся по гражданским и арбитражным делам.
Если в обращении, направленном в прокуратуру, содержатся сведения о преступлении, о его подготовке или о лице, которое его совершило или планирует совершить, то такие обращения граждан переадресовываются ведомственному государственному органу в рамках его компетенции. В этом случае отправитель жалобы не получит ответ на свое обращение (п. 2.8 приказа Генпрокуратуры России № 45).
Проводится ли проверка на основании анонимного обращения?
В связи с участившимися случаями анонимных обращений граждан с требованиями провести внеплановые проверки в отношении «всех хозяйствующих субъектов», которые по их мнению нарушают обязательные требования, поясняем следующее:
Согласно статье 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основаниями для проведения проверки, помимо прочего, могут служить результаты предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, содержащие информацию о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о нарушение прав потребителей. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеуказанных фактах не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Кроме того, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).